Язык входит в группу западнославянских. Лингвистический энциклопедический словарь

Имеются, однако, и различия материального, функционального и типо­ло­ги­че­ско­го характе­ра, обуслов­лен­ные длительным само­сто­я­тель­ным развитием славян­ских племён и народно­стей в разных этнических, географи­че­ских и историко-культурных условиях, их контактами с родственными и неродствен­ны­ми этническими группами.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточно­сла­вян­скую (русский , украинский и белорусский), южнославян­скую (болгар­ский , македонский , сербо­хор­ват­ский и словенский) и западно­сла­вян­скую (чешский , словацкий , польский с кашубским диалектом, сохра­нив­шим определённую генетическую само­сто­я­тель­ность, верхне- и нижне­лу­жиц­кие). Известны также небольшие локальные группы славян со своими литера­тур­ны­ми языками. Так, хорваты в Австрии (Бургенланд) имеют свой литера­тур­ный язык на чакавской диалектной основе. Не все славян­ские языки дошли до нас. В конце 17 - начале 18 вв. исчез полабский язык . Распределение славян­ских языков внутри каждой группы имеет свои особенности (см. Восточно­сла­вян­ские языки , Западно­сла­вян­ские языки , Южно­сла­вян­ские языки). Каждый славян­ский язык включает литературный язык со всеми его стилистическими , жанровыми и другими разно­вид­но­стя­ми и свои террито­ри­аль­ные диалекты. Соотношения всех этих элементов в славян­ских языках разные. Чешский литературный язык имеет более сложную стили­сти­че­скую структуру, нежели словацкий, но последний лучше сохраняет особенности диалектов. Иногда диалекты одного славян­ско­го языка различаются между собой сильнее, нежели само­сто­я­тель­ные славян­ские языки. Например, морфология штокав­ско­го и чакав­ско­го диалектов сербохорватского языка разли­ча­ет­ся значительно глубже, нежели морфология русского и белорусского языков. Часто различен удельный вес тожественных элементов. Например, категория уменьшительности в чешском языке выражена более разнообразными и диффе­рен­ци­ро­ван­ны­ми формами, чем в русском языке.

Из индоевропейских языков С. я наиболее близки балтийским языкам . Эта близость послужила основанием для теории «балто-славянского праязыка », согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако большинство современных учёных объясняет их особую близость длительным контактом древних балтов и славян. Не установ­ле­но, на какой территории произошло обособление славян­ско­го языкового континуума из индоевропейского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славян­ских прародин. Таких теорий много, но все они не локализуют прародину там, где мог находиться индоевропейский праязык. На основе одного из индоевропейских диалектов (протославянского) позже сформи­ро­вал­ся праславян­ский язык, который является родо­на­чаль­ни­ком всех современных славян­ских языков. История праславян­ско­го языка была более длительной, нежели история отдельных славян­ских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тожественной структурой. Позже возникают диалектные варианты. Процесс перехода праславян­ско­го языка, его диалектов в само­сто­я­тель­ные С. я. был длительным и сложным. Наиболее активно он проходил во 2‑й половине 1‑го тыс. н. э., в период формиро­ва­ния ранних славян­ских феодальных государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славян­ских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с народами и племенами, стоящими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славян­ских языков.

Праславянскому языку предшествовал период протославянского языка, элементы которо­го могут быть восстановлены с помощью древних индоевропейских языков. Праславян­ский язык в своей основной части восстанавливается с помощью данных С. я. различных периодов их истории. История праславян­ско­го языка делится на 3 периода: древнейший - до установ­ле­ния тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской сообщности и период диалектного дробления и начала формиро­ва­ния само­сто­я­тель­ных славян­ских языков.

Индивидуальность и своеобразие праславянского языка начали складываться ещё в ранний период. Именно тогда сложилась новая система гласных сонантов, значительно упростился консонантизм , получила широкое распро­стра­не­ние в аблауте ступень редукции, корень перестал подчиняться древним ограничениям. По судьбе средненёбных k’ и g’ праславянский язык входит в группу satəm (sьrdьce, pisati, prositi, ср. лат. cor - cordis, pictus, precor ; zьrno, znati, zima, ср. лат. granum, cognosco, hiems ). Однако эта черта реализовалась непосле­до­ва­тель­но: ср. праслав. *kamy, *kosa, *gǫsь, *gordъ, *bergъ и др. Существенные отклонения от индоевропейского типа представляет праславянская морфология. Это прежде всего относится к глаголу , в меньшей степени - к имени. Большинство суффиксов сформиро­ва­лось уже на праславянской почве. Прасла­вян­ская лексика отличается большим своеобразием; уже в ранний период своего развития праславянский язык пережил ряд существенных преобразований в области лексического состава. Сохранив в большинстве случаев старый лексический индоевропейский фонд, он в то же время утратил много старых индоевропейских лексем (например, некоторые термины из области социальных отношений, природы и т. д.). Много было утрачено слов в связи с различного рода запретами. Запретным, например, было наименование дуба - индоевроп. perku̯os, откуда лат. quercus. Старый индоевропейский корень дошел до нас только в имени языческого бога Перуна. В славянских языках утвердилось табуисти­че­ское dǫbъ, откуда рус. «дуб», польск. dąb , болг. дъб и т. д. Утрачено индоевропейское название медведя. Оно сохраняется лишь в новом научном термине «Арктика» (ср. греч. ἄρκτος ). Индоевропейское слово в праславянском языке было заменено табуистическим словосложением medvědь ‘едок мёда’. В период балто-славянской сообщности славяне заимствовали много слов у балтов. В этот период в праславянском языке были утрачены гласные сонанты, на их месте возникли дифтонгические сочетания в положении перед согласными и последовательности «гласный сонант перед гласными» (sъmьrti, но umirati), интонации (акут и циркумфлекс) стали релевантными признаками. Важнейшими процессами праславянского периода были утрата закрытых слогов и смягчение согласных перед йотом. В связи с первым процессом все древние дифтонгические сочетания перешли в монофтонги , возникли слоговые плавные, носовые гласные, произошло перемещение слогораздела, вызвавшее, в свою очередь, упрощение групп согласных, явления межслоговой диссимиляции . Эти древней­шие процессы наложили отпечаток на все современные славянские языки, что отражено во многих чередованиях: ср. рус. «жать - жну»; «взять - возьму», «имя - имена», чеш. žíti - žnu, vzíti - vezmu ; сербохорв. же̏ти - жме̑м, узѐти - у̏зме̑м, и̏ме - и̏мена . Смягчение согласных перед йотом отражено в виде чередований s - š, z - ž и др. Все эти процессы оказали сильное воздействие на грамматический строй, на систему флексий . В связи со смягчением согласных перед йотом был был пережит процесс так называемой первой палатализации задненёбных: k > č, g > ž, x > š. На этой основе ещё в праславянском языке сформиро­ва­лись чередования k: č, g: ž, x: š, которые оказали большое влияние на именное и глагольное словообразование . Позже начала действовать так называемые вторая и третья палатализация задненёбных, в результате которых возникли чередования k: c, g: ʒ (z), x: s (š). Имя изменялось по падежам и числам . Кроме единственного и множественного числа существовало двойственное число, которое позже утратилось почти во всех славянских языках. Существовали именные основы , выполняющие функции определений . В поздний праславянский период возникли местоименные прилага­тель­ные . Глагол имел основы инфинитива и настоящего времени . От первых образовывались инфинитив, супин , аорист , имперфект , причастия на ‑l, причастия действительного залога прошедшего времени на ‑vъ и причастия страдательного залога на ‑n. От основ настоящего времени образовывались настоящее время, повелительное наклонение , причастие действительного залога настоящего времени. Позже в некоторых славянских языках от этой основы начал образовываться имперфект.

Ещё в недрах праславянского языка начали формироваться диалектные образования. Наиболее компактной была та группа праславянских диалектов, на основе которой позже возникли восточно­сла­вян­ские языки. В западно-славянской группе были 3 подгруппы: лехитская, серболужицкая и чешско-словацкая. Наиболее диффе­рен­ци­ро­ван­ной в диалект­ном отношении была южнославянская группа.

Праславянский язык функционировал в догосударственный период истории славян, когда господ­ство­ва­ли родоплеменные общественные отношения. Существенные измене­ния произо­шли в период раннего феодализма. Это отразилось на дальнейшей диффе­рен­ци­а­ции славянских языков. К 12-13 вв. произошла утрата свойственных праславянскому языку сверхкратких (редуци­ро­ван­ных) гласных ъ и ь. В одних случаях они исчезли, в других перешли в гласные полного образования. В результате произошли существенные изменения в фонетическом и морфо­ло­ги­че­ском строе славянских языков. Много общих процессов пережили славянские языки и в области грамматики и лексического состава.

Впервые литературную обработку славянские языки получили в 60‑х гг. 9 в. Создателями славянской письменности были братья Кирилл (Константин-Философ) и Мефодий. Они перевели для нужд Великой Моравии с греческого языка на славянский литургические тексты. В своей основе новый литературный язык имел южно-македон­ский (солунский) диалект, но в Великой Моравии усвоил много местных языковых особенностей. Позже он получил дальнейшее развитие в Болгарии. На этом языке (обычно называемом старо­сла­вян­ским языком) была создана богатейшая оригинальная и переводная литература в Моравии, Паннонии, Болгарии, на Руси, в Сербии. Существовало два славянских алфавита: глаголица и кириллица . От 9 в. славянских текстов не сохранилось. Самые древние относятся к 10 в.: Добруджанская надпись 943, надпись царя Самуила 993 и др. От 11 в. сохранилось уже много славянских памятников. Славянские литературные языки эпохи феодализма, как правило, не имели строгих норм . Некоторые важные функции выполняли чужие языки (на Руси - старославянский язык, в Чехии и Польше - латинский язык). Унификация литературных языков, выработка письменных и произно­си­тель­ных норм, расширение сферы употребления родного языка - всё это характеризует длительный период формиро­ва­ния национальных славянских языков. Русский литературный язык пережил многовековую и сложную эволюцию. Он вобрал в себя народные элементы и элементы старославянского языка, испытал влияние многих европейских языков. Он развивался без перерывов в течение длительного времени. Иначе шел процесс формиро­ва­ния и истории ряда других литературных славянских языков. В Чехии в 18 в. литературный язык, достигший в 14-16 вв. большого совершенства, почти исчез. В городах господ­ство­вал немецкий язык . В период национального возрождения чешские «будители» искусственно возродили язык 16 в., который в это время уже был далек от народного языка. Вся история чешского литературного языка 19-20 вв. отражает взаимодействие старого книжного языка и разговорного . Иначе шло развитие словацкого литературного языка. Не отягощённый старыми книжными традициями, он близок народному языку. В Сербии до 19 в. господ­ство­вал церковно­сла­вян­ский язык русского варианта. В 18 в. начался процесс сближения этого языка с народным. В результате реформы, проведенной В. Караджичем в середине 19 в., был создан новый литера­тур­ный язык. Этот новый язык стал служить не только сербам, но и хорватам, в связи с чем стал называться сербохорватским или хорватскосербским. Македонский литературный язык оконча­тель­но сформи­ро­вал­ся в середи­не 20 в. Славянские литературные языки развивались и развива­ют­ся в тесном общении друг с другом. Об изучении славянских языков см. Славистика .

  • Мейе А., Общеславянский язык, пер. с французского, М., 1951;
  • Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика, М., 1961;
  • его же , Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы, М., 1974;
  • Кузнецов П. С., Очерки по морфологии праславянского языка. М., 1961;
  • Нахтигал Р., Славянские языки, пер. со словенского, М., 1963;
  • Вступ до порівняльно-історичного вивчення слов’янських мов. За ред. О. С. Мельничука, Київ, 1966;
  • Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков, М., 1978;
  • Бошкович Р., Основы сравнительной грамматики славянских языков. Фонетика и словообразование, М., 1984;
  • Бирнбаум Х., Праславянский язык. Достижения и проблемы его реконструкции, пер. с английского, М., 1987;
  • Vaillant A., Grammaire comparée des langues slaves, t. 1-5, Lyon - P., 1950-77.

Западнославянские языки - группа славянских языков, включающая чешский, словацкий, польский, лужицкие (в двух вариантах - верхне - и нижнелужицкий), а также вымерший полабский языки. Распространены в Чехии, Словакии, Польше, частично на территориях Украины, Белоруссии и Литвы, а также в Германии (верхнелужицкий и нижнелужицкий языки - в окрестностях городов Бауцен, Котбус и Дрезден). Носители западнославянских языков проживают также на территории Америки (США, Канады), Австралии и Европы (Австрия, Венгрия, Франция, страны Балканского полуострова и др.). Общее число говорящих - свыше 60 миллионов человек.

В VI-VII веках предки западных славян занимали обширные области между Одером и Эльбой (Лабой). Движение славян из Прикарпатья и бассейна Вислы происходило на запад и юго-запад к Одеру, за Судеты, к северным притокам Дуная. На западе славянские племена жили вперемежку с германскими (некоторые из них на протяжении VIII-XIV веков подверглись онемечиванию, до середины XVIII века удерживался язык полабских племён), на юге достигали Дуная.

В западнославянских языках выделяется три подгруппы: лехитская, чешско-словацкая, серболужицкая, различия между которыми появились в позднюю праславянскую эпоху. От лехитской подгруппы, в которую входили польский, полабский, кашубский, а ранее и другие племенные языки, сохранился польский язык с кашубским диалектом, сохранившим определённую генетическую самостоятельность.

Наиболее распространённые западнославянские языки - польский (35 млн.), чешский (9,5 млн.) и словацкий (4,5 млн.). Немногочисленное население кашубов проживает на территории Польши. Полабский язык ныне является мёртвым языком. Он восстанавливается на основе отдельных слов и местных названий, имеющихся в латинских и немецких документах, в небольших записях живой речи XVII-XVIII вв.

Лужицкие языки сохранились в виде небольших островков на территории Германии. Лужичан насчитывается около 150 тысяч. Они имеют свои школы, свою печать, в Берлинском университете есть славянское отделение.

Западнославянские племена

БОДРИЧИ (ободриты, рароги) - средневековый союз славянских племен, так называемых полабских славян. Ареал проживания - нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Гамбург - так называемый "Вендланд", район Люхова-Данненберга) где проживали древане. Причем в этой области, ободритский - полабский славянский язык просуществовал до XVIII века.

В VIII-XII вв. бодричский союз представлял собой федеративное объединение бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древан. Крупнейший город - Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря. Другие центры: Старгард, Любице, Велеград, Варнов, Зверин, Илово, Добин (около Висмара).

Во время правления у франков Карла Великого бодричи воевали на его стороне против лютичей и саксов, а их князь Дражко (Траско, Драговит) признал себя вассалом императора франков. Но народ не поддерживал князя в его начинании и ему приходилось бежать из страны. Усилившиеся в начале IX века датчане в 808 году выступили против Каролингов и их союзников. Готфрид Датский взял штурмом Рерик, пленил и повесил князя Годлава (Годелейба), разрушил сам город, а большее число жителей (ремесленников и торговцев) переселил в Хедебю.

Затем датчане дважды нанесли поражение Дражко и Готфрид обложил племя бодричей данью. После смерти Дражко (810 год) и Готфрида при князе Славомире бодричи восстановили союз с Каролингами.

К IX веку среди ободритского населения усиливается социальное расслоение, формируется собственная феодальная элита, которая заимствует материальную культуру у датской и немецкой знати. В это же время появляются первые христианские миссии. Первым принял христианство князь Славомир в 821 году.

После распада империи Каролингов бодричи стали вассалами Восточно-франкского (Германского) королевства. От вассальной зависимости освободились только в 30-е годы X века. В 90-е годы X века князь Мстивой I, заключив союз с датским конунгом Харальдом Синезубым и женившись на его дочери, сумел создать политические предпосылки для создания венедского княжества, в которое, помимо ободритов, входили и племена лютичей.

Это государственное образование возглавил князь Годеслав (Godescalcus, Готшалк) из рода Наконидов, внук Мстивоя, который в 1043 году занял ободритский престол и содействовал христианизации страны. В 1066 году против Годеслава/Готшалка поднялось языческое восстание и он был убит. Воспользовавшись антихристианскими настроениями, власть захватил языческий князь Круто (правитель Рюгена/Руяна). Сын Годеслава/Готшалка Генрих в 1090 году смог вернуть власть Наконидам (Биллунгам).

Наибольшего развития самостоятельное государство бодричей достигло при Прибыславе I (около 1гг.) и Никлоте (около 1гг.). Несмотря на попытки Никлота сохранить независимость, княжество постепенно германизировалось. При Прибыславе II (1гг.) бодричи были фактически включены в состав Германского королевства.

На землях бодричей возникло герцогство Мекленбург, встроенное в структуру Священной Римской империи. Подобно онемечиванию Померанского дома на востоке, славянская династия Никлотингов/Никлотичей переродилась в типичных немецких феодалов (см. Мекленбургский дом).

К середине XII века саксонский правитель Генрих Лев из рода Вельфов и бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь из рода Асканиев включили вендские территории в свое государства.

В 1147 году христианские феодалы и рыцари-крестоносцы организовали крестовый поход против славянских язычников в Северное Полабье и преобразовали земли бодричей и лютичей в Мекленбургскую марку, после чего начался процесс христианизации и постепенного "онемечивания" и ассимиляции бодричей.

ВАГРЫ - западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Одно из племен так называемых полабских славян. Вагры были наиболее северо-западным племенем союза бодричей. Их ареал, освоенный ими предположительно в VII веке, охватывал восток нынешней немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн.

Главным укреплением вагров был Старигард (Старград), позже переименованный в Ольденбург, в котором находилась резиденция их князя и святилище. В начале X века вагры были покорены Оттоном I и обращены в христианство, сохранив собственных князей. В Старграде в 968 году было создано епископство, однако славянские восстания 983 и 990 годов устранили его и немецкую власть. Вновь попав под влияние немцев, ваграм удалось повторить успешное восстание в 1066 году и снова освободиться почти на сто лет. Под предводительством языческого князя Круко, они до 1090 года даже переняли верховенство в союзе бодричей. В регионе Балтийского моря вагры слыли опасными пиратами, нападавшими подобно викингам на датские острова.

В 1138/39 годах земли вагров были разорены и подчинены саксами с северной Эльбы. передал Вагрию Адольфу II Гольштейнскому, который с 1143 года начал заселять южную и центральную Вагрию немецкими поселенцами. Северные земли вокруг Старграда и Лютенбурга оставались вагрскими. Впоследствии потомки вагров полностью ассимилировались с немецким населением.

ДРЕВАНЕ (в.-луж. Drjewjanscy Slowjenjo; польск. Drzewianie) - одна из ветвей полабских славян, жившая в современном районе Люхов-Данненберг. Были одним из составляющих племён союза бодричей. В IX веке их земли были завоёваны немцами. Сегодня территории к югу от Гамбурга, населяемые в те времена славянами, называются Люнебургская пустошь или Вендланд (вендами немцы раньше называли славян). Язык древан вымер в XIX веке.

ЛЮТИЧИ (вильцы, велеты) - союз западнославянских племён. Один из племенных союзов так называемых полабских славян - исконного славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии. Название происходит от слова "лютый". Помимо лютичей, в состав полабских славян входили племенные союзы бодричей (ободритов, рарогов или ререков) и лужичане (лужицкие сербы, мильчане или просто сербы). Сами лютичи состояли из доленчан, ратарей, хижан и черезпенян.

Птолемей назвал венедов одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. Восточнее венедов на побережье жили по Птолемею некие вельты, имя которых предположительно ассоциируют с западнославянскими лютичами-велетами (veletabi в германских средневековых хрониках). К югу от венедов обитали гифоны, галинды и судины. Если первое племя неизвестно, то другие два народа ассоциируются с восточнопрусскими балтоязычными племенами, известными на Руси как голядь и ятвяги (судовиты).

Лютичи проживали на территориях нынешних немецких федеральных земель Мекленбург - Передняя Померания и Бранденбург (север Бранденбурга). Обе земли находятся в восточной Германии.

Центром союза лютичей было святилище "Радогост" в городе Ретра, в котором почитался бог Сварожич. Это святилище находилось на территории ратарей (редариев, ретрян), которые были самым могущественным племенем в племенном союзе лютичей. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Также одной из столиц лютичей являлся город Аркона, располагавшийся на острове Рюген (славянское название Руян) со святилищем бога Святовита. Этот город был разрушен датчанами при короле Вальдемаре I, во время войн, проводимых уже принявшими на тот момент христианство немецкими государствами против земель полабских славян, с целью присоединения этих богатых земель к немецким государствам и обращения местного населения в христианство. Датчане, в частности, принимали участие в этих войнах преследуя своей целью, помимо распространения христианства, ещё и защиту от лютичей, а также месть за нападения и разорения, которые до этого совершали лютичи в отношении Дании; наконец, целью являлось освобождение от дани, которую выплачивали лютичам некоторые датские провинции.

Согласно "Анналов королевства франков", в 789 г. Карл Великий совершил поход против вильцев (лютичей), причиной похода послужило то, что лютичи постоянно беспокоили своих северных соседей (ободритов) - союзников франков. После того как франко-саксонское войско переправились через р. Эльбу, к нему присоединились сорбы и ободриты во главе с князем Вышаном. Вильцы не смогли долго сопротивляться, покорились и выдали заложников. Карл I доверил завоеванную страну князю ободритов Драговиту (Дражко), убитому около 810 г. Лютичи были отброшены до реки Пены.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 года против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его потомке, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди составных племён лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище в городе Ретра было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

РАТАРИ (лат. redarii) - название западнославянского племени, жившего к югу от реки Пены, впадающей в Одру у самого ее устья, между Доленским озером и верховьями Гавелы и Доши. Введено в литературу Шафариком (Р. Safarik). По данным средневековых хронистов их столицей была Ретра со святилищем Редегаста, сами они входили в племенной союз

РУЯНЕ (раны) - западнославянское племя, населявшее с VI века остров Рюген (Руян).

В период средневековья славяне (так называемые полабские славяне) заселяли земли нынешней восточной, северной и северо-западной Германии, в том числе остров Рюген. Племенем руян правили князья, жившие в крепостях. Религиозным центром руян было святилище Аркона, в котором почитался бог Святовит. Руяне, вероятно, входили в военно-племенной союз ободритов.

Основным занятием руян было скотоводство, земледелие и рыболовство. По данным археологии , руяне располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали грабительские, пиратские набеги. Например, некоторые провинции Дании, до короля Вальдемара I, платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168, их культовая крепость Аркона была разрушена, святилище Святовита уничтожено.

Как утверждают датские летописи, князь руян Яромар (Яромир) стал вассалом датского короля, а остров - частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое обращение руян в христианство. В 1234 году руяне освободились от датского владычества и расширили свои владения на побережье современной немецкой земли Мекленбург - Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд (по-поморски Strzelowo, по-польски Strzalow). В 1282 году князь Вицлав II заключил с королём Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков, постепенно полностью онемечились. В 1325 году умер последний руянский князь Вицлав (бывший также миннезингером и создавший ряд лирических песен и дидактических стихотворений-шпрухов). В 1404 году умерла Гулицына, которая, вместе со своим мужем, принадлежала к последним жителям Руяна, говорившим по-славянски.

СЛОВИНЦЫ - западнославянское племя, жившее в пределах нынешнего Западно-Поморского воеводства Польши. Главный ареал их расселения располагался между городами Слупск и Леба.

Словинцы отличались от живших в Восточном Поморье католиков-кашубов тем, что они были протестантами. Возможно, это способствовало тому, что многие словинцы уже в конце XVII века перешли на немецкий язык , так как на нём велись протестантские богослужения . Многие топографические названия, однако, остались славянского происхождения.

После 1945 потомки словинцев были изгнаны из расширенной на запад Польши вместе с немцами. Предпринимались попытки оставить за ними право не покидать родные места, делая упор на их славянское происхождение. Однако те немногие словинцы, которым было позволено остаться, впоследствии сами покинули свой регион.

Словинцы имели вымерший в XX веке диалект или язык, близко родственный кашубскому.

ЛУЖИЧАНЕ, лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.-луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, ве? нды, лугии - славянский народ. Остаток славянского населения восточной Германии, в настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Luzyca, Niederlausitz) - на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Luzica, Oberlausitz) - на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.

Современные лужичане - остаток лужицких сербов или просто сербов, одного из 3-х главных племенных союзов так называемых полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) и бодричей (ободритов, ререков или рарогов). Полабские славяне или, по-немецки, венды, в раннем средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства - север, северо-запад и восток. В настоящее время все они, за исключением лужичан, полностью онемечены. Процесс включения полабских и поморских земель в состав германских государств растянулся на период с VIII по XIV век. Первые попытки завоевать земли лужицких сербов предпринял еще Карл Великий. Однако лужичане вернули свою независимость. В 928-929 годах немецкий король Генрих I победил союз лужицких племен, и они попали под власть Восточно-Франкского королевства. В начале XI века лужицкие земли были завоёваны Польшей, однако, вскоре перешли под власть Мейсенского маркграфства. В 1076 г. германский император Генрих IV уступил Лужицкую марку Чехии. В Лужицу массово переселялись колонисты из Германии, получавшие от чешского государства различные торговые и налоговые привилегии. После установления в Чехии династии Габсбургов процессы онемечивания славянского населения ускорились. В XVII веке лужицкие земли были уступлены Саксонии, а в XIX веке вошли в состав Пруссии, с 1871 г. - в составе Германской империи.

Первые поселения лужицких сербов, в соответствии с немецкими теориями, зафиксированы предположительно к VI веку, когда происходил процесс выделения славян как таковых из более ранних индоевропейских общностей. В Бранденбурге существует отреставрированная лужицкая крепость 9-10 вв. Раддуш.

Современный Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

ПОМОРЯНЕ, помераны - западнославянские племена, жившие до XVI-XVII вв. в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье).

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации и полонизации поморянского населения. Избежавшим ассимиляции, среди немцев и поляков, остатком древних поморян сегодня являются кашубы, насчитывающие 300 тысяч человек.

Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

Славянские ветви вырастают из мощного ствола - индоевропейской языковой семьи. В эту семью также входят индийская (или индоарийская), иранская греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки. Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века. Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.

Праславянский язык - это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется менее удачный термин общеславянский: как представляется, общеславянскими лучше называть языковые особенности или процессы, свойственные всем славянским языкам даже после распада праславянского.

Общий источник - праславянский язык - роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний… Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян. По мнению академика О.Н. Трубачева, это этимологически что-то вроде «ясно говорящие, понятные друг другу». Это сознание сохранялось и в эпоху образования древних славянских государств и народов. В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде начала XII века, говорится: «А словеньскый язык и рускый одно есть…». Слово язык употреблено здесь не только в древнем значении «народ», но и в значении «речь».

Прародина славян, то есть территория, где они сложились как особый народ со своим языком и где жили вплоть до своего разделения и переселения на новые земли, точно не определена до сих пор - из-за отсутствия надежных данных. И все же с относительной уверенностью можно утверждать, что находилась она на востоке Центральной Европы, к северу от предгорий Карпат. Многие ученые считают, что северная граница прародины славян проходила по реке Припять (правый приток Днепра), западная граница - по среднему течению реки Вислы, а на востоке славяне заселяли украинское Полесье до самого Днепра.

Славяне постоянно расширяли занимаемые ими земли. Они участвовали и в великом переселении народов в IV-VII веках. Готский историк Иордан писал в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (хронологически доведенном до 551 года), что «на безмерных пространствах» от Среднего Подунавья до нижнего Днепра расселилось «многолюдное племя венетов». В течение VI и VII веков волны славянского расселения хлынули на большую часть Балканского полуострова, включая современную Грецию, и в том числе ее южную часть - Пелопоннес.

К концу праславянского периода славяне занимали обширные земли в Центральной и Восточной Европе, простиравшиеся от побережья Балтийского моря на севере до Средиземного на юге, от реки Эльбы на западе до верховьев Днепра, Волги и Оки на востоке.

Шли годы, века неторопливо сменяли века. И вслед за изменениями интересов, привычек, манер человека, вслед за эволюцией его духовного мира непременно менялась и его речь, его язык. За свою долгую историю праславянский язык пережил многие изменения. В ранний период своего существования он развивался относительно медленно, был в высокой степени единообразным, хотя в нем и тогда существовали диалектные различия, диалект, иначе говор - самая маленькая территориальная разновидность языка. В поздний период, приблизительно с IV по VI век нашей эры, в праславянском языке произошли многообразные и интенсивные изменения, которые привели к его распаду около VI века нашей эры и появлению отдельных славянских языков.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на три группы:

  • 1) восточнославянская - русский, украинский, белорусский;
  • 2) западнославянская - польский с кашубским диалектом, сохранившим определенную генетическую самостоятельность, серболужицкие языки (верхне- и нижнелужицкие языки), чешский, словацкий и мертвый полабский язык, полностью исчезнувший к концу XVIII века;
  • 3) южнославянская - болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский. Южнославянским по происхождению является и старославянский язык - первый общеславянский литературный язык.

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную - от распада праславянского языка до конца X в., и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского или великорусского языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси, кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень.

Английский для бизнеса, немецкий для войны, итальянский для искусства, французский для любви… Говорят, каждый язык имеет свой характер.

Английский язык

Английский язык. Язык международного общения. Умение общаться на английском стало нормой. По прогнозам к 2015 году на английском языке будет говорить полмира. Этот язык стал неотъемлемой частью багажа знаний современного образованного человека.

По количеству слов английский язык считается самым богатым в мире – в нем свыше миллиона слов (на втором месте идиш, на третьем русский). Он может показаться эмоционально скупым из-за слабо развитого словообразования, но, достигнув определенного уровня, вы по достоинству оцените его внутреннюю логику и лаконизм.

Начать говорить по-английски можно достаточно быстро. Английское произношение, запутанные правила чтения – все это компенсируется несложной грамматикой, которая укладывается в четкую схему.

Итальянский язык

Итальянский язык. Единственный государственный язык в Италии и Сан-Марино, и один из 4 государственных языков в Швейцарии. Кроме того, он признан вторым официальным языком в нескольких округах Хорватии и Словении со значительным итальянским населением, применяется также в ряде стран Америки и Северо-Восточной Африки. В общей сложности на нем говорят не менее 70 миллионов.

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни (подумать только, его звучание – это звучание истории!). Эмоциональный, мелодичный итальянский язык обогатит духовный и эстетический багаж любого культурного человека. А музыканту, художнику, архитектору итальянский просто необходим в работе.

Очень простые правила чтения и близкое русскому итальянское произношение облегчают его изучение на первом этапе. Несмотря на разнообразие артиклей, местоимений, неправильные глаголы и другие нюансы, итальянская грамматика также не представляет особой сложности для понимания и освоения.

Помимо стандартного итальянского языка в Италии существует множество диалектов, которые вполне можно назвать отдельными языками, настолько они отличны друг от друга и непонятны для самих коренных жителей Италии.

Однако изучать итальянский все-таки стоит: в итальянской "глубинке" местные жители владеют только диалектом, устно передающимся из поколения в поколение, и литературным итальянским, который вся страна учит в школе. И не говорят по-английски!

Испанский язык

Испанский язык - один из 6 рабочих языков ООН, на нем говорят около 500 млн. человек. Государственный язык в Испании, Мексике, Аргентине, Чили, Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Парагвае, Уругвае, Панаме, Коста-Рике, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале, Кубе, Доминиканской Республике и Экваториальной Гвинее. Испанский применяется также на Филиппинах, в Западной Сахаре и Марокко. По количеству людей, для которых он является родным (свыше 400 миллионов), испанский язык может через несколько лет обогнать английский и будет уступать лишь китайскому.

Для современного образованного человека неплохо уметь общаться на этом столь широко распространенном языке - темпераментном, решительном и страстном. Эмоциональность и экспрессия испанского языка обусловлены арабским влиянием, которое отразилось и на культуре страны, и на звучании слов - самые красивые испанские слова имеют арабское происхождение. Классический «кастильский» и латиноамериканский варианты испанского языка отличаются, в основном, лексикой и, зная «кастильский» испанский, вы сможете общаться и в Латинской Америке. Испанцы не стремятся учить английский и не любят английские слова, употребляя их в испанском произношении и не понимая в английском. Поэтому, собираясь в Испанию, запаситесь знанием испанского, чтобы пообщаться в местными жителями и насладиться их гостеприимством!

Испанский язык не относится к числу трудных для изучения : четкие правила чтения, достаточно простое произношение; к спряжению глагола нужно немного привыкнуть, но облегчает задачу то, что не все испанские времена употребляются одинаково часто - для начала общения достаточно нескольких, а более сложные постепенно и гармонично уложатся в четкую схему и вы будете их использовать, получая удовольствие от умения говорить по-испански красиво.

Португальский язык

Португальский язык. Число говорящих на португальском языке составляет около 240 миллионов человек. Португальский служит официальным языком Португалии, Бразилии, Анголы, Мозамбика, Кабо-Верде (Островов Зеленого Мыса), Гвинеи-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Восточного Тимора и Аомыня/Макао. Кроме того, по-португальски говорят сотни тысяч жителей Франции, Парагвая, ЮАР, США и Индии (район Гоа). Существуют два основных варианта португальского языка: европейский и бразильский, однако жители Португалии и Бразилии без труда понимают друг друга.

Португальский язык отражает историю народа, говорящего на нем: в португальском сохранились следы древнекельтского языка, а также слова языков доримских колонистов (греческих, финикийских, карфагенских). Имеются в португальском языке признаки германского влияния, но больше всего заимствований из арабского и итальянского. Большое влияние на португальский язык оказал испанский, длительное время использовавшийся в Португалии в качестве литературного языка. Не избежал португальский язык и французского влияния. Открытие и освоение португальцами огромных заморских территорий наложило отпечаток на язык. Многочисленные экзотические слова, прежде всего азиатского происхождения, проникли в португальский, а через его посредство – в другие европейские языки. Сам португальский язык пока для многих остается экзотикой… но интерес к его «тайнам» возрастает.

Наиболее близким португальскому языку является испанский. Однако португальская фонетика богаче, правила чтения более многочисленны (принцип «как пишется, так и слышится» в португальском соблюдается не всегда). Грамматический строй близок испанскому, но в нем есть свои сюрпризы.

Французский язык

Французский язык - единственный государственный язык Франции, Монако и Гаити и один из государственных языков Бельгии, Швейцарии, Канады, Люксембурга, Андорры, Вануату и многочисленных государств Африки.

Уникальный шарм, пикантное и приятное для слуха звучание…Французский - идеальный язык для непринужденного общения. Это язык моды и хореографии, виноделия и сыроварения… Исторически сложилось так, что французы негативно относятся к английскому языку, который считается языком международного общения. Поэтому во Франции, чтобы обеспечить себе более гостеприимный прием, лучше чуть-чуть говорить по-французски, чем хорошо по-английски.

Правила чтения во французском многочисленны, но легко нарабатываются. Что же касается произношения… говорить на французском просто приятно! А верность французского языка традициям (французский мало заимствует из других языков) облегчает задачу овладения им в совершенстве.

Немецкий язык

Немецкий язык. Единственный государственный язык Германии, Австрии, Лихтенштейна, один из 4 государственных языков Швейцарии, один из 3 государственных языков Бельгии, Люксембурга.

Немецкий – один из самых логичных языков в мире. При его изучении дисциплинируется мысль. Это язык науки, техники и искусства. Это язык философов и ученых, поднявшихся на вершину научно-технической мысли. Это язык Гегеля и Канта, Ницше и Шопенгауэра, Гете и Шиллера. Немецкий язык «красив и поэтичен, многогранен и мудр…».

Несложные правила чтения, несложное произношение, четко регламентированная грамматика – все это облегчает освоение. Да и к длинным немецким словам можно привыкнуть.

Чешский язык

Чешский язык относится к славянской группе. Количество носителей - 12 миллионов человек. Для 11 миллионов человек он является родным, в т.ч. 10 млн в Чехии, полмиллиона в США, 70.000 в Словакии, 50.000 в Канаде, 30.000 в Германии.

Интересно, что развитие чешского языка, первые памятники письменности которого относятся к концу XIII века, было прервано с 1620 до конца XVIII в., так как при Габсбургской династии официальным языком являлся немецкий. Чешский литературный язык возрождается в конце XVIII - начале XIX веков на основе литературы XVI - начала XVII вв., что придало ему книжный характер.

Как и все другие славянские языки, чешский язык имеет много общего с русским, что в значительной мере ускоряет и облегчает его восприятие и изучение. Он относительно прост в изучении и раскроет вам русский язык с неожиданных сторон!

Кажущееся сходство чешского и русского языков порождает уйму забавных ситуаций.

Русский язык

Сербский язык

Сербский язык относится к славянской группе. Количество носителей - 12 миллионов человек. Сербский, хорватский, черногорский и боснийский языки из-за малого количества различий между ними часто объединяют в один язык - сербохорватский.

Сербский язык использует в качестве письменности два алфавита: основанный на кириллице («вуковица») и на латинице («гаевица»). Кириллица считается официальной, однако вне официального обихода латиница также весьма часто используется.

Все жители бывшей Югославии (кроме словенцев и македонцев) способны понять друг друга без словаря, если не будут использовать специфическую местную лексику.

Как и все другие славянские языки, сербский язык имеет много общего с русским , что в значительной мере ускоряет и облегчает его восприятие и изучение.

Языки. Распространены в Чехословакии, Польше, частично в СССР (Украина, Белоруссия, Литва), ГДР [верхнелужицкий и нижнелужицкий языки - в окрестностях гг. Бауцен (Будишин), Котбус и Дрезден]. Носители З. я. проживают также на территории Америки (США, Канада), Австралии и Европы (Австрия, Венгрия, Франция, Югославия и др.). Общее число говорящих свыше 60 млн. человек.

В 6-7 вв. предки западных славян занимали обширные области между Одером и Эльбой (Лабой). Движение славян из Прикарпатья и бассейна Вислы происходило на запад и юго-запад к Одеру, за Судеты, к северным притокам Дуная. На западе славянские племена жили вперемежку с германскими (некоторые из них на протяжении 8-14 вв. подверглись онемечиванию, до середины 18 в. удерживался язык полабских племён), на юге достигали Дуная.

В З. я. выделяются 3 подгруппы: лехитская, чешско-словацкая, серболужицкая, различия между кото­ры­ми появились в позднюю праславянскую эпоху. От лехитской подгруппы, в которую входили польский, полабский, кашубский, а ранее и другие племенные языки, сохранился польский язык с кашубским диалектом , сохранившим определённую генетическую само­сто­я­тель­ность.

З. я. отличаются от восточнославянских и южнославянских языков рядом особенностей, сложив­ших­ся в праславянский период:

  • Селищев А. М., Славянское языкознание, т. 1, Западнославянские языки, М., 1941;
  • Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков. [Введение. Фонетика], М., 1961;
  • его же , Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы, М., 1974;
  • Нахтигал Р., Славянские языки, пер. со словенского, М., 1963;
  • Вступ до порівняльно-історичного вивчення слов’янських мов, Київ, 1966;
  • Славянские языки. (Очерки грамматики западнославянских и южнославянских языков), под ред. А. Г. Широковой и В. П. Гудкова, М., 1977;
  • Историческая типология славянских языков. Фонетика, словообразование, лексика и фразеология, Киев, 1986;
  • Lehr-Spławiński T., Kuraszkiewicz W., Sławski Fr., Przegląd i charakterystyka języków słowiańskich, Warszawa, 1954;
  • Horálek K., Úvod do studia slovanských jazyků, Praha, 1955;
  • Petr J., Základy slavistiky, Praha, 1984.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!