Юрий Кублановский: Когда я жил как загнанный заяц, стихи возникали чрезвычайно светлые.

КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович — поэт, эссеист, публицист. Почётный гражданин города Рыбинска(2012).

Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в Рыбинске. По материнской линии все его предки, начиная с XVIII века, из духовного сословия; со стороны отца — ремесленники из Мариуполя. Несмотря на то, что родители были коммунистами, Юрий Кублановский был крещён в младенчестве бабушкой.

Увлекался живописью, с 10 лет занимался в изостудии, одно время хотел стать художником. «Но в 15 лет я вдруг резко оборвал свои занятия живописью — это когда пришла поэзия, когда я начал писать стихи, — вспоминает Юрий Михайлович. — Откуда вдруг что взялось, я и сегодня не понимаю. Возможно под влиянием раннего Маяковского и поэтов „оттепельной плеяды“, сборнички которых стали поступать в Рыбинск. Вдруг повеяло какой-то культурной свежестью, и моя неокрепшая душа на нее откликнулась».

В 1962 году 15-летний Кублановский тайком от матери поехал в Москву — поддержать обруганного Хрущёвым Андрея Вознесенского. Узнал в справочной его адрес и без предварительного звонка пришёл к нему домой. «Андрей сам мне открыл дверь, в синем свитере крупной вязки под Хемингуэя. Кажется, был искренне тронут и даже поражён, что вот мальчишка какой-то приехал из провинции в целях поддержки. И серьезно пообещал: „Я по пути Аксенова не пойду“…»

От Вознесенского Кублановский пошёл к Эренбургу, также за его мемуары« Люди. Годы. Жизнь» удостоенного разноса Хрущёва. «Тот тоже меня принял и спросил: „Молодой человек, а каких писателей вы любите?“ А я и отвечаю: „Натали Саррот, Мишеля Бютора и Алена Роб-Грийе“. Старик просто чуть не упал со стула. А тогда как раз их только-только напечатали фрагментами в „Иностранной литературе“, и я их с жадностью проштудировал».

После восьмилетки Кублановский работал токарем на заводе, учился в вечерней школе. Тем не менее, в 1964 году он смог поступить на отделение искусствоведения Исторического факультета МГУ, сдав на «отлично» все экзамены при конкурсе более двадцати человек на место. Тогда же он знакомится с молодыми поэтами — Леонидом Губановым, Владимиром Алейниковым и другими. «Мы вместе организовали поэтическое сообщество СМОГ — Смелость. Мысль. Образ. Глубина. Сами того до конца не понимая, мы стали, очевидно, первым за всё время советской власти неформальным поэтическим объединением!». СМОГ просуществовал недолго. Уже к 1967 году под давлением властей это объединение прекращает существование.

В 1970 году состоялась первая официальная публикация Кублановского — стихи в сборнике« День поэзии». В том же году он окончил университет, защитив дипломную работу у академика Д. В. Сарабьянова по теме« Станковое творчество Николая Сапунова».

« После университета я как-то понял, что если я останусь в Москве, в ее культурной каше, то я не добьюсь от своей поэзии того, чего я хотел добиться, а именно — той духовной глубины, которая только и делает русского поэта поэтом. И вот тогда почти ещё ничего не зная о Соловках, почти ничего не зная о лагере(не было ведь никакой литературы на этот предмет), я вдруг решил воспользоваться своей профессией, которая позволяла мне работать музейным сотрудником и экскурсоводом где угодно, бросил Москву и уехал туда. И это очень много дало мне. Я вернулся оттуда уже другим человеком с более сфокусированным мировозрением и более четким пониманием своей литературной задачи. Тогда еще на Соловках многое сохранилось от лагеря: глазки в некоторых дверях, нары, даже записи заключенных на стенах, а в отдалённых скитах или на острове Анзер было такое впечатление, будто зэки только что отсюда эвакуированы…».

После Соловков Кублановский работал экскурсоводом в музее Ф. И. Тютчева в Муранове, в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовском музеях. В середине 70-х познакомился с Александром Менем и стал его духовным сыном.

В декабре 1974 года выступил в самиздате с открытым письмом« Ко всем нам», приуроченным к двухлетию высылки Александра Солженицына, которое было опубликовано на Западе; после чего лишился возможности работать по профессии. Трудился дворником, истопником, сторожем в московских и подмосковных храмах. Печатал переводы под псевдонимом Ю. Исполатов.

В 1979 году принял участие в неподцензурном альманахе« Метрополь», изданном самиздатовским способом, а также вышедшем в американском издательстве« Ардис» и переведенном на многие языки. В 1981 году в США в том же издательстве« Ардис» вышел его дебютный сборник« Избранное», составленный Иосифом Бродским.

19 января 1982 года в квартире Юрия Кублановского был проведён многочасовой обыск, после чего ему было предложено покинуть СССР под угрозой лагерного срока за зарубежные публикации. 3 октября 1982 эмигрировал, жил в Париже, с 1986 года в Мюнхене.

В эмиграции Кублановский лично познакомился с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным. Работал в Париже в газете« Русская мысль» и вёл авторскую программу« Вера и Слово» на Радио Свобода. В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел».

В 1990 году Юрий Кублановский возвращается в Россию. Поселился в Переделкине. Работал в журнале« Новый мир»: заведующим отделом публицистики(1995—2000), затем несколько лет заведующим отделом поэзии.

Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск № 186 от 15.08.2012 года Ю. М. Кублановскому присвоено звание« Почётный гражданин города Рыбинска».

Имеет двоих детей и восьмерых внуков. Жена Наталья Поленова — искусствовед, правнучка художника В. Д. Поленова, директор музея-заповедника В. Д. Поленова.

Книги стихов:

Избранное / Сост. И. Бродский. — Анн Арбор: Ардис, 1981.

С последним солнцем / Послесл. И. Бродского. — Paris: La Presse Libre, 1983.

Оттиск. — Париж: YMCA-Press, 1985.

Затмение. — Париж: YMCA-Press, 1989.

Возвращение. — М.: Библиотека« Огонёк», 1990.

Оттиск. — М.: Прометей, 1990.

Чужбинное. — М.: Московский рабочий, 1993.

Памяти Петрограда. — СПб.: Пушкинский фонд, 1994.

Число. — М.: Изд-во Московского Клуба, 1994.

Заколдованный дом. — Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1998.

Дольше календаря. — М.: Русский путь, 2001.

В световом году. — М.: Русский путь, 2003.

Дольше календаря. — М.: Время, 2005.

На обратном пути. — М.: Русскій міръ, 2006.

Избранное. — М.: Эксмо, 2006.

Перекличка. — М.: Время, 2010.

Посвящается Волге. — Рыбинск: Медиарост, 2010.

Изборник. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2011.

Перекличка. — 2-е изд. — М.: Время, 2012.

Чтение в непогоду: Избранное. — М.: Викмо-М; Русский путь, 2012.

Неисправные времена. — М.: Вифсаида: Русский путь, 2015.

Долгая переправа: 2001—2017. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2017.

Награды:

Премия им. Осипа Мандельштама альманаха« Стрелец»(1996),

Премия Правительства Москвы(1999),

Премия журнала« Огонёк»(1989),

Премия журнала« Новый мир»(1999),

Премия Александра Солженицына(2003) — «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова»,

Премия журнала« Новый мир» «Anthologia»(2005) — за том избранных стихотворений« Дольше календаря»,

Новая Пушкинская премия(2006) — «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру»,

Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год за сборник стихов« Перекличка»,

Царскосельская художественная премия(2013),

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия(2015).

Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Правительства Москвы, Премия Александра Солженицына , Новая Пушкинская премия, имени Осипа Мандельштама, Царскосельская художественная премия, журналов «НМ », «Огонёк ».

Ю́рий Миха́йлович Кублано́вский (30 апреля , Рыбинск , Ярославская область) - русский поэт и эссеист, публицист , критик , искусствовед . Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ . В советское время печатался в основном в самиздате , а также за рубежом. В 1981 году вынужденно эмигрировал, но в 1990 году вернулся. Почётный гражданин города Рыбинска (2012).

Биография

Детство и юность

Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в семье актёра Михаила Наумовича Кублановского (1910-1975) и преподавательницы русской литературы . По материнской линии все его предки, начиная с ХVIII века, из духовного сословия; со стороны отца - ремесленники из Мариуполя . Несмотря на то, что родители были коммунистами, был крещён в младенчестве бабушкой.

Увлекался живописью, с 10 лет занимался в изостудии, одно время хотел стать художником. Стихи, по собственному признанию, начал писать в 14-15 лет. Начинал с авангардизма , считая, что противостоять официальной советской литературе можно только на нетрадиционных путях . Брал пример с появившихся в печати в первые годы оттепели в СССР как западных сюрреалистов , так и отечественных футуристов . В 1962 году приехал в Москву и показал свои стихи Андрею Вознесенскому . Тот их одобрил .

СМОГ

1970-1981 годы

Эмиграция

В эмиграции Кублановский лично познакомился с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным. Работал в Париже в газете «Русская мысль» и вёл авторскую программу «Вера и Слово» на Радио Свобода . В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел» .

Возвращение

2000-е и 2010-е годы

В 2006 году ему была присуждена «Новая пушкинская премия» «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру».

В эти же годы в журнале «Новый мир» Юрий Кублановский публикует фрагменты своих дневниковых записей, которые ведёт с 1988 года.

Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск № 186 от 15.08.2012 года Ю. М. Кублановскому присвоено звание «Почётный гражданин города Рыбинска» .

Юрий Кублановский удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год за сборник стихов «Перекличка».

В 2015 году ему вручена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

«Его техническая оснащённость изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака . Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих , который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии» .

Оценка Александра Солженицына

Лирику поэта высоко ценил и другой нобелевский лауреат Александр Солженицын :

«Поэзия Юрия Кублановского - отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью - никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию».

Солженицын также отмечает, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства.

Другие оценки

В присутствии Кублановского - всё равно что в это время происходит: догоняешь ли ты с ним автобус, болтаешь ли о мелочах жизни, приподнимаешься ли над ними, просто выпиваешь ли - ощущается исходящая от него вибрация, трепет, присущий лишь поэтам, дрожание готового начать вырабатывать ток поэтического генератора. В лучших его стихах оно достигает той пронзительной трогательности, которой невозможно противостоять, да и незачем…

Детство и юность

Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в семье актёра и преподавательницы русской литературы. Его деда, священника, расстреляли в 1930-е годы. В доме его бабушки сохранялась атмосфера дореволюционной России: всегда горела лампада в красном углу, пили и ели из посуды кузнецовского фарфора, пользовались остатками дореволюционной мебели. Несмотря на то, что родители были коммунистами, был крещён.

Увлекался живописью, с 10 лет занимался в изостудии, одно время хотел стать художником. Стихи, по собственному признанию, начал писать в 14-15 лет. В 1962 году приехал в Москву и показал свои стихи Андрею Вознесенскому. Тот их одобрил.

Начинал с авангардизма, считая что противостоять официальной советской литературе можно только на нетрадиционных путях. Брал пример с появившихся в печати в первые годы оттепели в СССР как западных сюрреалистов, так и отечественных футуристов.

СМОГ

В 1964 году Юрий Кублановский приезжает в Москву и поступает на отделение искусствоведения Исторического факультета МГУ. Там же он знакомится с молодыми поэтами - Леонидом Губановым и Владимиром Алейниковым и другими. Их роднило неприятие официальной советской литературы. По инициативе Леонида Губанова молодые поэты создали литературное объединение «Смелость, Мысль, Образ, Глубина» (СМОГ). СМОГ просуществовал недолго. Уже в 1966 году под давлением властей это объединение прекращает существование.

1966-1981 годы

В 1966 году знакомится с Иосифом Бродским, который выступал в небольшой аудитории одного из московских институтов с чтением стихов. В 1970 году состоялась первая официальная публикация - стихи в сборнике «День поэзии». В том же году оканчивает университет. В это время он, по собственному признанию, осознаёт, что не хочет ни вписываться в официальную советскую литературу, ни оставаться в столице.

Он, будучи искусствоведом по профессии, уезжает работать экскурсоводом в музей на Соловках, открывшийся незадолго до этого. В огромном разорённом монастырском комплексе работало на тот момент только шесть сотрудников. Климат в тех местах был суровым («девять месяцев зима, остальное - лето»), а корпуса не отапливались. Сам Кублановский зимовал в келье, где в 1930-е годы сидел Дмитрий Лихачёв. На Соловках Юрию Кублановскому довелось общаться с бывшими заключёнными соловецкого лагеря. Так он по собственному признанию постепенно «реконструировал для себя кошмар лагерной жизни». Там же он открывает для себя «соловецкую старину». Благодаря избытку свободного времени, Юрий Кублановский много читает.

После Соловков работал в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом музеях, в Муранове и др. Это способствовало приобщению Юрия Кублановского к эстетике и красоте дореволюционной России, а через них к Православию. Однако воцерковлённым человеком он не был. Этому препятствовал коллаборационизм многих священнослужителей с советской властью. В середине 70-х познакомился с Александром Менем и стал его духовным сыном.

В 1975 году выступил в самиздате с открытым письмом «Ко всем нам», приуроченным к двухлетию высылки Александра Солженицына, которое было в 1976 году опубликовано на Западе. Это окончилось вызовом на Лубянку и лишением возможности работать по профессии. Трудился дворником, истопником, сторожем в московских и подмосковных храмах. Печатал переводы под псевдонимом.

Печатался в сборнике «Ленинские горы. Стихи поэтов МГУ» (Москва, 1977). В 1979 году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», изданном самиздатовским способом, а также вышедшем за границей. С середины 70-х его стихи публикуют русскоязычные журналы и альманахи Европы и США. В 1981 году в США в издательстве «Ардис» вышел первый сборник стихов «Избранное», составленный Иосифом Бродским.

Эмиграция

19 января 1982 года (на Крещение) - в квартире Юрия Кублановского был проведён многочасовой обыск, после чего ему было предложено покинуть СССР. 3 октября 1982 эмигрировал, жил в Париже, с 1986 года в Мюнхене.

Кублановский познакомился и часто общался с Солженицыным. Был членом редколлегии и составителем литературного раздела журнала «Вестник русского христианского движения» (ВРХД), печатался в «Русской мысли», «Гранях», «Континенте», «Глаголе» и других эмигрантских изданиях. Работал на Радио Свобода.

В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел».

Возвращение

В 1990-м году Юрий Кублановский возвращается в Россию. В тот период многие деятели культуры СССР наоборот покидали. Генрих Сапгир отмечал, что когда Юрий Кублановский приехал, «горбачёвские чиновники долго не хотели возвращать ему советское гражданство, пока вся эта нелепость не отпала сама собой». После возвращения много публикуется как со стихами, так и со статьями. Поселился в Переделкине. Работает в журнале «Новый мир»: заведующий отделом публицистики (1995-2000), заведующий отделом поэзии (с 2000).

Член Союза российских писателей. Член редколлегии журналов «Вестник РХД», «Новый мир», и «Стрелец», газеты «Литературные новости» (1992). Координатор (вместе с Станиславом Лесневским) комиссии по подготовке международного суда над КПСС и практикой мирового коммунизма (1996). Член-корреспондент Академии российской словесности (1996).

2000-е

В 2003 году Юрию Кублановскому была вручена премия Александра Солженицына за «правдивую точность поэтического слова, за богатство и метафоричность языка», за ясную гражданскую позицию.

В 2006 году ему была присуждена «Новая пушкинская премия» (первая премия) «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру». По словам председателя премии Андрея Битова, Юрий Кублановский был награждён именно как «старший мэтр».

Принял участие в цикле передач «Имя Россия», представляя Пушкина.

В эти годы Юрий Кублановский ведёт подробнейшие дневники: «Я пишу от руки, за год тетрадь кончается, конверт запечатываю, пишу - не вскрывать до 2020-го года и сдаю в РГАЛИ».

Имеет двоих детей и восьмерых внуков. Жена Наталья Поленова - искусствовед.

Творчество

Оценка Иосифа Бродского

В предисловии к книге Юрия Кублановского «Избранное», изданной в США в 1981 году, было напечатано эссе Иосифа Бродского. Своё эссе Иосиф Бродский начинает со слов о том, что появление нового крупного поэта заставляет пересмотреть историю поэзии ради выявления той традиции, которую развивает творчество данного поэта. Далее Бродский пишет, творчество Юрия Кублановского в этом смысле - «событие чрезвычайно значительное». Юрия Кублановского Бродский называет последователем Батюшкова. Вместе с тем Бродский отмечает свойственную для сентиментализма преобладание личного начала над смысловым. Далее Бродский отметил существование в русской поэзии «стилистического маятника, раскачивающегося между пластичностью и содержательностью», а также две наиболее удачные попытки «привести оба эти элемента в состояние равновесия», осуществлённые «гармонической школой» Пушкина и акмеистами. Таким образом Иосиф Бродский видит заслугу Юрия Кублановского в том, что ему удалось уравновесить в своём творчестве эти два начала.

Далее Бродский говорит, что Кублановский «лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания». «Эффект от столкновения этих средств и этого содержания» превосходит по оценке Бродского достижения модернизма, особенно отечественного. Употребляемые Кублановским средства - не маска, не способ самозащиты, они обнажают качество содержания. Они не позволяют «спрятаться в недоговоренность, в непонятность, в герметизм». Поэт должен быть ясен современнику («настежь распахнут»). Сказанное им благодаря наследственному достоинству формы обязано обладать смыслом и, более того, смысл этот превосходить качеством.

Оценка Александра Солженицына

Александр Солженицын по случаю вручения Юрию Кублановскому солженицынской премии написал короткое эссе, в котором отметил:

Солженицын также отмечает, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства. Также Александр Солженицын упомянет о вынужденной эмиграции поэта, его работе над «русскими темами» за границей и возвращении на Родину в 1990-м году.

Другие оценки

Генрих Сапгир, знавший Кублановского со времён СМОГа, написал о нём:

Фазиль Искандер стихи Кублановского в рукописных копиях прочёл еще в советские времена. Внимание Искандера привлекли талант автора и его творческая оригинальность:

Анатолий Найман:

Книги стихов

  • Избранное, Энн Арбор, «Ардис», 1981
  • С последним солнцем. Париж, «La Presse Libre», 1983 (послесловие И.Бродского);
  • Оттиск. Париж, «YMCA-Press», 1985;
  • Затмение. Париж, «YMCA-Press», 1989;
  • Возвращение. М., «Правда», 1990;
  • Оттиск. М., 1990;
  • Чужбинное. М., «Московский рабочий», 1993;
  • Число. М., изд-во Московского клуба, 1994;
  • Памяти Петрограда. СПб, «Пушкинский фонд», 1994;
  • Голос из хора. Париж-М.-Нью-Йорк, 1995;
  • Заколдованный дом. М., «Русский путь», 1998;
  • Дольше календаря. М., «Русский путь», 2001;
  • В световом году. М., «Русский путь», 2001; ISBN 5-85887-129-1
  • На обратном пути. М., «Русскій міръ», 2006. ISBN 5-89577-087-8
  • Дольше календаря, 2006
  • Перекличка, 2009

Другие публикации

Печатает стихи и статьи о литературе в газете «Литературные новости» (1992), в журналах «Новый Мир» (например, 1990, № 2, 7; 1991, № 2, 8; 1997, № 1), «Огонёк» (1989, № 6, предисловие А. Вознесенского; 1990, № 39), «Волга» (1990, № 8), «Знамя» (1988, № 11; 1989, № 9; 1992, № 5; 1994, № 2), «Дружба народов» (1989, № 12), «Москва» (1994, № 8), «L’Oeil» (№ 1, 1994), «Реалист» (№ 1, 1995), «Грани» (например, № 181, 1996). Произведения Юрия Кублановского переводились на английский, немецкий и французский языки.

Премии

  • Премии им. Осипа Мандельштама альманаха «Стрелец» (1996),
  • Правительства Москвы (1999),
  • журналов «Огонёк» (1989), «НМ» (1999).
  • Премия Александра Солженицына (2003) - «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова».
  • Премия журнала «Новый мир» «Anthologia» (2005) - за том избранных стихотворений «Дольше календаря»
  • Новая Пушкинская премия (2006) - «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру».

Родился Юрий Кублановский в городе Рыбинске. Окончил искусствоведческое отделение истфака Московского университета. В середине 60-х, как уже говорилось выше, входил в состав СМОГа, эстетику которого преодолел к началу 70-х.

В 1976 году в зарубежной прессе было опубликовано его открытое письмо "Ко всем нам" (к двухлетию высылки Солженицына). Последствием было увольнение с работы с последующей невозможностью устроиться по специальности. Юрий Кублановский стал служить сторожем в подмосковном храме. В 1982 году поэт вынужден был эмигрировать. Вернулся на Родину в 1990 году. Сейчас Юрий Кублановский является заведующим отделом поэзии журнала "Новый мир".

Любовь, Россия, Бог - вот основные темы, слитые в поэзии Юрия Кублановского в единый и органичный сплав. Причем чувство к возлюбленной ни в один момент не может сравниться по силе и глубине с его чувством к России. Поэт любит Россию не как мечтатель, увлеченный абстрактной идеей; и не как псевдопатриот - чтобы было чем чваниться перед чужаками; а так, как можно любить родной дом - весь, целиком, с темными подвалами и светлыми комнатами, с грязью и свежестью, с холодными сквозняками и теплыми печами, который знаешь до последних мелочей - в пространстве (от Соловков до Карадага) и времени (от киевско-суздальской старины до Петербурга Пушкина и Москвы Пастернака).

Александр Солженицын так охарактеризовал творчество Юрия Кублановского: "Поэзия Юрия Кублановского - отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновленной метафоричностью - никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругостью стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию. В наше время, когда вся литература в целом понесла потери, в русскости языка, сужается в лексике, Кублановский сохраняет его живую полноту. Другие неотъемлемые качества его лирики - глубинная сродненность с историей и религиозная насыщенность чувства" * .

Меж люлькою и гробом спит Москва Мне снилось золото Великого Ивана, Цветастые шипы Блаженного корана, большая скорлупа баженовских лепнин -- все сорок сороков личин! И отражение в воде берестяное, лучи из дымных облаков, Зарядье красное, имбирно-костяное, вся зелень веток и холмов. Да разве что изгладится мгновенно? Да разве позабыть? Мы будем умирать свободно... постепенно... И все любить. Ю. Кублановский "Мне снилось Золото Великого Ивана... ", 1975 г.

Другой нобелевский лауреат, Иосиф Бродский, дал поэзии Юрия Кублановского такую характеристику: "Заслуга Кублановского, прежде всего, в его замечательной способности совмещения лирики и дидактики в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами. Этот поэт, способный говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина. Точнее, его стихи не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации. Ход мысли в них всегда предопределен тональностью; о чем бы ни шла речь, читатель имеет дело прежде всего с событием сугубо лирическим.

Его техническая оснащенность изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарем после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии. Это, однако, отнюдь не стилизация: Кублановский просто-напросто лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания. Эффект от столкновения этих средств и этого содержания превосходит любые достижения модернизма:....Кублановский, совершенно очевидно, поэт религиозный…Но именно мерой вкуса в трактовке чисто духовного материала Кублановский столь выгодно отличается от большинства своих современников... страдающих... комплексом неофита, комплексом внезапно обретенной полноценности. Вера лирического героя Кублановского - вера унаследованная, а не вдруг обретенная; она - в порядке вещей... Лирический герой Кублановского, прежде всего, продукт эстетического опыта русской литературы, и он свободен от религиозного нарциссизма. От чего он не свободен - это от ощущения чуда дарованного ему существования, воспевая частности которого, он более свидетельствует о Дарителе...

Отчасти благодаря качеству своих стихотворений и отчасти, что людей, говорящих по-русски, не убавляется, Кублановскому суждена аудитория большая, чем его предшественникам и многим его современникам... " *

VI ... На правом ли, на левом клиросе иль прямо на алтарной створке в резьбе так много яблок, выросло, как под припеком на пригорке. Так горячо и тесно на сердце, что солона под веком дужка. И все-таки в лампаду маслица долей, угрюмая старушка, косящая на неугодного. как на подверженного сглазу. Еще Бы - столько греховодного во мне за год скопилось сразу! Теперь пора в дорогу черную. Уже стучат в ушах колеса. Не перегнуть судьбу упорную, так мощно выросшую косо, как будто кто-то воздух выстудил в неловком ожиданье чуда. Зато теперь, скажу по истине, как ни сжимай мошну, И уда, своими пальцами паучьими, а на колени не поставишь. Глядишь, за неименьем лучшего и я - одна из Божьих клавиш. До слез вдыхаю мглу небесную, передметельную густую и, догрызая лайку пресную, все благодарнее Кресту я. Ю. Кублановский Из цикла "Иордань", 1982 г.

Поэт, эссеист, публицист и литературный критик Юрий Михайлович Кублановский родился 30 апреля 1947 года в Рыбинске в семье провинциальных интеллигентов. Учился в Рыбинском авиатехникуме, окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ в 1970 году. Работал экскурсоводом и научным сотрудником на Соловках, в Кирилло-Белозерском монастыре, в Муранове и других музеях.

Опубликовав в 1975 году открытое письмо «Ко всем нам», посвящённое второй годовщине высылки А. И. Солженицына из СССР, был отовсюду изгнан и смог работать лишь сторожем в православных храмах. Сложная жизненная и счастливая творческая судьба свела его с корифеями современной литературы - Александром Солженицыным, Иосифом Бродским, известными писателями и поэтами - Александром Галичем, Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Сёменом Липкиным, Еленой Щварц, Инной Лиснянской и другими.

3 октября 1982 года вынужден эмигрировать, жил в Париже, с 1986 года - в Мюнхене. Вёл на радиостанции «Свобода» программу «Вера и слово» о духовных основах русской культуры. С 1986 года является членом редколлегии журнала «Вестник русского христианского движения» (Париж — Нью-Йорк — Москва). В 1990 году первым из эмигрантов вернулся в Россию, работал в журнале «Новый мир» с 1995 по 2002 годы.

Был в числе основателей неформальной поэтической группы СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина). Первые публикации появились в сборниках «День поэзии» (1970) и «Ленинские горы: стихи поэтов МГУ» (1977). Участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979), печатался в зарубежных русскоязычных изданиях: газете «Русская мысль», журналах «Вестник РХД», «Грани», «Континент», «Глагол» и др.

Первая книга, составленная Иосифом Бродским, вышла в 1981 году в США. Кублановский - автор двух десятков поэтических сборников. Лирика переведена на многие европейские языки. «…Поэзии Кублановского, - отмечает А. Солженицын, - свойственны упругость стиха, смелость метафор, живейшее ощущение русского языка, интимная сроднённость с историей и неуходящее ощущение Бога над нами».

С 1987 года ведёт дневники, сдаёт их на хранение в РГАЛИ с пометкой «не вскрывать до 2020-го года». «Записи» в сокращении за 2008 — 2010 годы были опубликованы в журнале «Новый мир» (2010. — № 9, 10; 2012. — № 2, 3; 2013. — № 3, 4).

Яркий публицист, эссеист, участник многих передач на радио и телевидении. В проекте Первого телеканала «Имя России» (2008) поэт рассказывал о Пушкине. Его блестящие выступления запомнились в программах «Линия жизни», «Школа злословия» (31.10.2011), «Специальный корреспондент» Марии Ситтель (18.09.2011). Кублановский — частый гость в качестве третейского судьи программы «Поединок» Владимира Соловьева.

Сопредседатель Союза российских писателей, член Патриаршего совета по культуре, член редколлегии журналов «Вестник РХД», Общественного совета «Новый мир».

Кублановский — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год, Почётный гражданин города Рыбинска, отмечен многими литературными премиями, в том числе Правительства Москвы (1999), Литературной премией Александра Солженицына (2003), «Anthologia» (2005), Новой Пушкинской премией (2006), «Московский счёт» (2011).

Живёт в Переделкине (Подмосковье).

: беседа с поэтом и публицистом. Стихи / беседовал А. Неверов // Литературная учеба. — 2016. — № 3. — С. 6-28. — 4 фот.

/ беседовала Елена Константинова // Культурная Эволюция. - 2017. - 2 февр.
Публикация беседы с Юрием Кублановским, состоявшейся 22 августа 1996 года и по-прежнему не потерявшей актуальности.

Запись юбилейного поэтического вечера Юрия Кублановского в Пушкинском Доме 17 октября 2017 года



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!