Зачем надо быть грамотным. Мини сочинение на тему "почему важно быть грамотным"

сколько людей, столько и мнений

8 сентября текущего года под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее» отмечается 50-я годовщина Международного дня грамотности . В этот день ЮНЕСКО проводит конференции, в которых будут подвергаться анализу последние 5 десятилетий: какие успехи в отношении образованности мирового населения были достигнуты. В этот день также можно будет предложить новаторские решения, направленные на повышение уровня грамотности в будущем.

Сегодня День грамотности отмечается во всем мире. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать. Наверняка таковыми считают себя все.

Вот только актуален ли это критерий сейчас, в наш век стремительного ? Информация, размещенная на сайте ЮНЕСКО, сообщает:

Способы использования грамотности в целях обмена знаниями постоянно развиваются, наряду с достижениями в области технологий. Начиная от Интернета и до текстовых сообщений, расширение доступа к средствам коммуникации способствует более активному участию людей в социальной и политической жизни. Грамотное общество – это динамичное общество, члены которого обмениваются идеями и участвуют в дискуссиях. В то же время, безграмотность является препятствием на пути к улучшению качества жизни и, более того, может стать причиной социальной изоляции и насилия.

Кроме того, многие зарубежные источники (например, этот сайт) обращают внимание на то, что грамотность бывает разная, и в целом грамотность современного человека должна включать в себя несколько составляющих, среди которых умение читать и писать, навык счета, компьютерная, научная, культурная и общественная грамотность. И эти критерии кажутся действительно логичными.

Рассуждения о том, что же входит в понятие «грамотность», наверное, никогда не закончатся на просторах интернета. Вот несколько мнений:

Родион, 27 лет, учитель истории:

Я считаю, что быть грамотным сегодня — это не только уметь , считать и правильно писать. Ведь сегодня это умеют делать практически все жители цивилизованных стран. Однако на данный момент для того, чтобы считать себя грамотным, этого мало. В ХХI веке, кроме грамматики и правил языковых правил, необходимо иметь широкий кругозор, быть эрудированным, уметь пользоваться своими знаниями на практике.

Андрей, 22 года, военный:

Грамотность в широком смысле слова подразумевает, по-моему, не только отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Я для себя чётко определил стратегию повышения уровня грамотности: от элементарного к совершенствованию. Мой девиз — учиться, учиться, учиться…

Александра, 39 лет, ветеринар:

Сегодня быть грамотным очень важно для каждого из нас. Каждый год (если не каждый день) появляются новые, более сложные машины, происходит много открытий. Грамотный человек с лёгкостью будет говорить на иностранных языках и читать зарубежных писателей. Для меня быть грамотным – значит быть творцом собственной жизни.

А Вы согласны с приведенными мнениями? И что же входит в понятие «грамотность» конкретно для Вас? Пишите в комментариях, мы будем ждать интересных рассуждений.

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать интеллектуальное развитие ребёнка с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

09:44 2012

Важно ли быть грамотным?


Слово «граммар-наци» возникло на рубеже 1990—2000-х годов. Именно тогда нашлись слова, в которые можно было облечь все негодование и возмущение людьми, которые, ратуя за корректный язык, назойливо исправляли ошибки собеседников и только препятствовали коммуникации.


С распространением интернета разительно изменился письменный язык: на смену длинным предложениям пришли отрывочные высказывания, зачастую сводимые к междометиям «ммм», «угу» или вовсе смайлам. Письменное общение стало менее формальным и стало перенимать особенности разговорной речи — отсюда и все замены окончаний глаголов «ться» и «тся» на схожее по звучанию «цца».


Тогда же возникла и обратная тенденция — стремление к возвращению основ грамотности, в том числе и яростная борьба в инфинитивах глаголов. Сейчас «грамматические нацисты» — столь распространенное явление, что они зачастую становятся объектом насмешек и подколок. В русскоязычном интернете мем «граммары-наци» появился сравнительно недавно с пришедшей популярностью юмористических сообществ, ставящих вопрос грамотности во главу угла, — «Филологическая дева» и многих других.


Определение «грамматический нацист» несет негативные коннотации: такие люди производят тягостное впечатление на окружающих, поскольку нередко фиксируются только на ошибках и опечатках, а не на смысле текста. Обвинения в безграмотности из-за неправильно поставленной запятой подчас граничат со злобной агрессивностью. Извечный вопрос: кофе — он или оно? — граммар-наци безусловно решает в пользу первого варианта, поскольку он предпочитает апеллировать к нормам пусть и считающимся устаревшими, зато исконно верным.


Конфликты относительно грамотности, кажется, были вечными. До грамматического нацизма это явление носило название пуризма — преувеличенного стремления к чистоте и предельной строгости литературного языка. Основные претензии пуристов были обращены в адрес варваризмов, неологизмов, иностранных заимствований и провинциализмов как сторонних для литературного языка элементов.


Но почему же грамотным быть так важно? Связка с нацизмом здесь не случайна. Проблема коренится в национальной идентичности, поскольку считается, что язык является нациообразующим фактором. Грамматика обусловливает единство языка, а язык формирует нацию — об этом писали многие ведущие ученые, включая основоположника структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра. Единые уроки русского языка в школе — это, по сути, во многом и есть воспитание национального самосознания. Особенно ярко эта идея проявилась в Советском Союзе, школьники которого в коричневых платьях с передниками или брючных костюмах аккуратным единообразным почерком выводили в разлинованных тетрадях из 12 листов буквы «ишишишиши».


Однако стремление к удержанию языка в рамках закостеневших грамматических правил не всегда оправдывается в долгосрочной перспективе. Консервация языка приводит к отрицанию его живой сущности, ведь язык существует для коммуникации и несколько, лишних, запятых, не мешает, как правило, читателю, понимать, текст.


Многие деятели культуры высказывались против борьбы за грамотность. Оскар Уайлд приносил издателям свои тексты, предлагая им самим убирать все ошибки. Даже в текстах самой культовой для русского языка фигуры — А. С. Пушкина — можно найти строки «Как уст румяных без улыбки, // Без грамматической ошибки // Я русской речи не люблю». Популярный писатель Стивен Фрай описал свое отношение к граммар-наци так: «Эти педанты вытаскивают свои ручки «Sharpies» и зачеркивают или, наоборот, добавляют апострофы к известным знакам, трясут своими головами от предлогов, которыми заканчиваются предложения, и бормочут над расщепленными инфинитивами и орфографическими ошибками. Действительно ли пена изо рта у них идет от радости, которую они испытают от языка? Используют ли они язык, чтобы обольстить, очаровать, взволновать, убедить и позабавить тех, с кем они говорят? Вряд ли».


***************************************



Мнение высказывает Наталия Занегина , кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН, руководитель компании «НеоКорректор»


Грамотным быть не столько важно, сколько удобно. Так сложилось, что у нас по-прежнему довольно лингвоцентричная страна: мы обращаем внимание на то, как говорит и пишет собеседник. И обращаем не для того, чтобы порадоваться языковому разнообразию («Ой, какие у вас милые южнорусские интонации» — вполне нормальная реакция в других языковых культурах), а для того, чтобы осудить их несоответствие норме («Фу, у него эти южные интонации и гэканье!»). А почему осуждаем такое отклонение от нормы? Потому что обычно (часто, хотя и не всегда) владение нормой сопровождается в человеке разными положительными качествами и тем, что мы называем культурой, которая у нас традиционно высоко ценится. (Я-то как раз за разнообразие и сохранение в том числе и фрикативного «г», но так уж у нас сложилось.) Правильно писать Н или НН в причастиях и не говорить звОнит — это то же самое, что не плевать на пол и не ковырять в носу.


Получается, язык у нас не только выполняет коммуникативную функцию, но еще и является средством социальной стратификации: откровенно демонстрирует, потрудились ли вы приложить усилия, чтобы освоить знания, доступные образованным людям. Так что первая причина для того, чтобы стараться быть грамотным, – слушатели и читатели будут относиться к вам лучше.


Некоторые говорят: «Да зачем эти ваши правила! Главное же — смысл!» Конечно, смысл. Просто тогда и на работу можно голым ходить, главное же — ваш мозг, а не внешний вид. Однако мы для чего-то одеваемся (и не только для того, чтобы не замерзнуть). Ошибки в тексте и речи — это как мусор на тротуаре. Пройти, конечно, можно, но нужно все время отвлекаться на то, чтобы смотреть, куда наступаешь. И противно, и медленно. Хотите, чтобы ваш собеседник обращал внимание на смысл ваших слов, а не отвлекался на раздражающую форму? Пишите грамотно.


А еще ведь есть такие языковые варианты, которые как раз различаются на письме только этими одним или двумя Н и выбором места для запятой (да-да, всякие «казнить нельзя помиловать»). Довольно часто корректор не может сам поставить недостающую запятую и сообщает автору: «Если вы хотели сказать Х, то запятая должна быть после такого слова, а если Y, то после другого». Хотите, чтобы вас поскорее правильно поняли? Пишите и говорите правильно.


А граммар-наци — молодцы, ничего экстраординарного они не требуют. Просто они добавили в разговор о нормах бурю эмоций, что и сделало их заметными.


Мнение высказывает Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России


Грамотность является нациообразующим фактором, потому что она предполагает общение людей между собой и развитие их взаимоотношений, а в целом — развитие государства. Грамотность как язык и передача речи является объединяющим фактором независимо от этнической принадлежности.


Другое дело, что есть культура подачи речи и бескультурье подачи речи. По речи мы понимаем, каков человек — интеллигент и образованный или деловой и малокультурный. Эта позиция не является формирующей нацией, здесь есть только градации.


С развитием цивилизации, экономики, культуры и интеграционных процессов надо обязательно быть грамотным. Сейчас грамотность рассматривается как образованность, ведь по сути это правописание культуры. Без грамотности у личности нет перспективы развития и творческого роста. Если человек не грамотен, то он будет пресмыкаться, как животное, ведь сегодня неграмотный человек не востребован обществом.


Мнение высказывает Константин Крылов , публицист, блогер


Все европейские нации возникли путем внедрения грамотности. Человек, который может писать и читать, получает доступ к тому, что является общенациональной культурой. Речь идет даже не о великих произведениях искусства, а о повседневной жизни нации. В Европе самые старые нации возникли именно там, где появилась регулярная пресса.


Волны нациостроительства связаны с появлением новых средств получения информация. Национально-освободительная борьба в третьем мире была создана радиоприемником, русская нация, если она будет создана, будет создана интернетом. У России интернет сейчас является основным, а то и единственным ресурсом для консолидации.


Образованный человек получает доступ к знаниям, необходимым для поддержания национального самосознания. Иначе возникает ощущение вакуума, того, что мы родились вчера, — кстати, аналогично сегодняшней идее, что наша страна родилась 20 лет назад.


Человек, который ничего не смыслит в арифметике, не может понять, когда его обманывают. Чем он более грамотен, тем больше он полезен для нации. Нация не может состоять из невежественных людей. Народы — могут, а нации нет. Даже албанцы сейчас пытаются образоваться в нацию и поднять свою культуру. Палестинцы сейчас все террористические деньги переводят в университеты. Любое нациостроительство включает в себя такой элемент, как повышение грамотности. 


Мнение высказывает Анна Юрьева


С развитием аудиовизуальных способов передачи информации мы становимся ближе к первой половине XX века и одному из ее лозунгов «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». И отдаляемся от второй половины века с самиздатом, поэтическими вечерами и публичными лекциями.


В самом деле, нельзя исключить, что в логике этого развития грамотность нам может и вовсе не понадобиться: уже сейчас быстрее и удобнее позвонить по скайпу вместо того, чтобы писать письмо. А вместо того, чтобы описать новое платье, можно отправить MMS.


В книге врача Максима Осипова «Грех жаловаться» автор отмечает, что большинство его пациентов на предложение прочитать назначение отвечают, что не взяли очки. То есть человек выходит из дома и даже не предполагает, что ему потребуется что-то прочитать или написать — удивляется автор. Представить себе такую ситуацию в действительности нетрудно.


Мы уже знаем, что новости должны быть короткими, чтобы помещаться на экран небольшого гаджета, с которого их будет читать пользователь. Что самую актуальную информацию из первоисточника можно получить в микроблогах. Общение тысяч подростков в соцсетях сводится к нескольким междометиям. Для того чтобы существовать в пространстве интернета, не обязательно писать или читать длинные тексты.


Охранисты и пуристы со своей вечной борьбой за окончания глаголов и верное склонение числительных упустили из виду тот простой факт, что охранять и очищать от скверны им уже почти нечего: людей, которым правила пунктуации хоть раз пригодятся после школы, становится все меньше.


И в школе такая информация, судя по всему, нужна уже не в том объеме, что раньше. У меня учебники Розенталя в разных его видах были настольной книгой на протяжении четырех последних школьных лет. И все же этот текст будет написан без ошибок во многом благодаря спелчекеру компьютерной программы и работе корректора. А сегодняшним школьникам, чтобы получить аттестат, вполне достаточно поставить «крестики» напротив нужных ответов. А когда они вырастут и станут ставить такие «крестики» вместо своей подписи, удивляться уже будет поздно.

Экология жизни: Что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Важна ли грамотность для человека? А для писателя? Идти ли в писатели, если имеются проблемы с грамотностью – ошибки в словах и знаках препинания, сумбур в формулировке мыслей на бумаге?

Данная статья о том, что чаще всего умение красочно и точно излагать на бумаге мысли идет рука об руку с грамотностью..

Важно понять, как подтянуть личную грамотность, можно ли это сделать, какие шаги для это предпринять. Польза грамотности очевидна, так как в век небывалого развития технологий и виртуального общения люди частично утратили чувство родного языка, забыли языковые правила.

Этот текст призван напомнить о пользе чтения, о важности поддержки чистоты языка; расскажет о способах повышения собственной грамотности не только для того, чтобы начать писать корректные статьи, а также для общего личностного развития. Без высокого уровня знания родного языка нет полноценного, состоявшегося и культурного человека.

«Если культура – это дом, говорил он, то язык – ключ и

к входной двери, и ко всем комнатам внутри.

Без языка, говорил, заплутаешь, останешься бездомной,

без полноценной самоидентичности».

Х. Хоссейни «И это летит по горам»

В конце прошлого года коллега спросила меня, как же стать грамотной. Она пытается писать посты для социальных сетей, у нее всегда много интересных идей роится в голове, но с грамотностью заметны огромные проблемы! И не только со знаками препинания, но и с формулировкой самих фраз. И насколько я вижу по тем людям, с кем общаюсь на работе, это общее больное место.

К сожалению, сегодняшняя тенденция – люди все чаще и чаще ошибаются, все чаще и чаще не могут быстро и четко сформулировать свои мысли для того, что изложить их на бумаге. Люди не умеют писать лаконичные письма, а потом удивляются, что им на эти письма никто так и не ответил. Общая грамотность сильно ухудшилась.

У меня был «смешной» случай. Когда почти 10 лет назад мы в отделе ЗАГС с будущим мужем заполняли заявление на вступление в брак, работник загса не смогла скрыть своего восторга и удивления, приняв наше заполненное заявление. Видя наше недоумение, она сразу пояснила, что за долгое время мы – первая пара, которая с первого раза корректно заполнила заявление. Грустно.

Вспомним наш главный вопрос – стоит ли начинать что-то писать, задумываться о будущем писательстве, если ты не в ладах с грамотностью? Мой однозначный ответ – стоит. Но только начинать нужно писать для себя, не грезя славой писателя. Для начала нужно обязательно прийти в определенную форму (как у спортсменов), которая позже позволит уже писать для других, а не в стол. Но чтобы в форму войти, нужно серьезно, до седьмого пота, трудиться.

И прежде чем перейти к сути нашего вопроса, я предлагаю сформулировать для себя, что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Да, отсутствие ошибок важно, безусловно. И желательно иметь врожденную грамотность или какое-то внутреннее чутье, которое помогает правильно писать слова и верно выбирать запятые. Но это еще не всё, что для меня входит в обширное понятие «грамотность. Важно чувствовать язык, понимать, в каких ситуациях или контекстах нужно и можно употреблять те или иные слова, фразы и выражения. Также сюда входит жизненный опыт, начитанность, наблюдательность, любознательность. Без этого человек не может быть всецело грамотным.

Итак, можно ли повысить свой уровень грамотности и как это сделать?

Да, можно и нужно это делать на протяжении всей своей жизни.

Я предлагаю следующие 10 шагов для повышения личной грамотности:

1. Постоянно обращаться к специальным ресурсам-помощникам.

3. Завести себе в формате настольной книги словарь русского языка.

4. Решать кроссворды и головоломки.

5. Писать диктанты.

6. Посещать курсы для повышения грамотности.

7. Запускать написанные тексты на проверку грамотности

8. При сомнении в написании слов лучше заменить слово , фразу на близкую по смыслу, или уточнить написание у коллег, друзей.

9. Нужно много тренироваться в написании текстов. Начинать лучше с простых коротких рассказов обо всем. Тут можно взять правило акына – что вижу, то пою. Главное, простота. Не выдумывайте темы, не берите слишком сложные предметы для описания, просто оглянитесь вокруг. Для разнообразия можно свои сны записывать. Это вдвойне полезно

10. Пишите изложения. Помните из школы, что это такое? Это письменный пересказ короткого рассказа собственными словами. Полезно совмещать чтение с изложением. Прочитали небольшой по объему рассказ, переписали его своими словами, потом сравнили с оригиналом.

Главное, упражняться ежедневно, тогда прогресс не заставит себя ждать. Успехов!

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!