Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро, я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!
(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)
Ход экспериментальной деятельности.
Детям загадывается загадка о воде:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут её -…(вода)
Где в природе можно встретить воду?
(в реке, озере, ручейке…)
А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.
Может кто-нибудь знает, как она называется?
А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?
(вода, моря и океаны)
Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: - вода, которую можно пить, называется пресной.
А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)
А как будет называться вода в море? (морская)
А в озере? (озёрная)
В реке? (речная)
В роднике? (родниковая)
А в болоте? (болотная)
Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)
А ещё кому нужна? Для чего?
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)
Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.
(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)
Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:
1. Внимательно меня слушать.
2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.
3. Ничего не трогать на столе без разрешения.
4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.
(дети занимают места в «лаборатории»)
1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.
Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)
Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".
2.
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.
(выкладываем картинку-символ на доску).
3.
Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)
(выкладываем картинку-символ на доску).
4.
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
(выкладываем картинку-символ на доску).
В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!
Ну, вот закончилась игра
Нам на занятие пора!
(проходят к стульчикам, садятся)
В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?
(роса, лед, туман…)
Давайте ещё поиграем с водичкой.
Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.
(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти
подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)
В: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла!
Ко мне капелька пришла,
Только в садик я вошла.
Плачет бедная, грустит,
А потом и говорит:
Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!
И сказала я в ответ:
Нет, таких детей здесь нет!
Мы водичку бережём.
Капелька заулыбалась
И с подарком я осталась!
Но сначала вы ответить мне должны,
Что же будет без воды?
(ответы детей)
В: Ни умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»
Давайте повторим все вместе.
(повторяют)
Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.
(смотрят мультфильм)
В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)
Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.
Давайте попробуем.
(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)
В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?
(называют свойства воды)
Рефлексия:
Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно - то тучке.
Конспект занятия в средней группе.
Образовательная область – познание.
Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Раздел программы «Радуга» Познаю мир.
Тема: «Волшебница Вода».
Программное содержание :1. Расширить знания о воде, дать знания о свойствах воды.
2. Развивать любознательность, стремление участвовать в с экспериментах с водой.
3. Познакомить со схемами свойств воды.
5. Учить делать выводы, умозаключения на основе использования схем.
6.Развивать наблюдательность.
7. Воспитывать интерес к неживой природе.
Активизация словаря : сосуд, лаборатория, схема, свойства воды (бесцветная, прозрачная, твердая)
Пассивный словарь : Пруд, родник, исследователи, окрашивается, твердое и жидкое состояние воды.
Материалы к занятию : накидка, атрибут тучки на голову, атрибуты капельки с загадками для всех детей, голубое ведерко, стакан с молоком, стакан с водой, две ложечки, стаканы для всех детей,графин с водой, краски и кисточки, разные сосуды, ячейка со льдом, аудиозапись, альбом «Вода», детские рисунки, схемы, леденцы-угощение.
Предварительная работа: замораживание воды, серия занятий и игр с водой, взаимодействие с родителями.
Ход занятия.
Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. (Надеваю на голову атрибут тучки).
Открывайте глазки.
Я Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда разгадайте загадки.
Загадки.
Растет она вниз головой
Не летом растет, а зимой,
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька)
2.Рыбам зиму жить легко, крыша – чистое стекло. (Лед).
3.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (Снег).
4.Много воды, плавать можно, а пить нельзя, где такая вода? (В море).
5. Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)
Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. (Надеваем на голову).
Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)
А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..
Давайте, поиграем. Физкультурная минутка
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем:- ш-ш-ш!
Руки моем:-с-с-с!
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем!
Ребята, как вы думаете, вода – живая ? Вода, это неживой природе . В воде обитает много живых организмов:
Кто живет в воде? Рыбы, растения, животные…
А у воды есть цвет? -Посмотрите и сравните. Это вода, а это молоко.
Где видно ложечку? Вывод: вода бесцветная, прозрачная .
А может вода стать цветной?
Если мы в нее добавим краску? Давайте попробуем. Подойдите к столам. Возьмите кисточку. Наберите краску и опустите в воду, аккуратно размешайте еекисточкой.
-Что вы увидели? (Вода окрасилась, приняла цвет краски) А чтобы вы не забыли об этом, я покажу вам схему, с бесцветной и окрашенной водой . (Показ схемы).
Еще одно с войство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит? Вода принимает форму тех сосу дов , в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется . Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)
Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки.Помните, мы вчера вынесли водичку на балкон, и что с ней произошло? (Замерзла, превратилась в лед). Пусть теперь постоит в тепле, посмотрим, что будет со льдом. Вот эта схема обозначает охлаждение и таяние воды. (Показ схемы).
Алина выучила стихотворение про снег и хочет нам его прочитать.(Чтение стихотворения )
А вы можете показать. Как путешествует вода?
Давайте поиграем в игру « Тучка и капельки».
Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,.веселыми ручейками (аудиозапись) (дети беруться за руки по двое, образуя ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку).Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Ребята, а теперь садитесь на коврик, а я вам покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).
Алиночка с мамой сделали альбом о воде..А детки тоже приготовили сюрприз для воды, они с родителями нарисовали рисунки.
Хорошо мы сегодня с вами поиграли, позанимались, много нового узнали.
- Какая может быть вода????? ? Согласовываю ответы со схемами ?
Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.
В следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды. А сейчас я угощу вас вкусными льдинками. Посмотрите сюда. Что это? Льдинки превратились в карамельки! Я ведь настоящая волшебница.
ГБДОУ детский сад №68 црр «Росток»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Свойства воды»
Подготовили и провели: Захарова В.И.
Чувашова И.В.
Янсон Л.Е.
декабрь Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- наглядный (лепбук «Свойства воды», схемы, мнемотаблицы).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
- Изготовление лепбук «Свойства воды»
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
- Лепбук « Свойства воды».
- Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, гуашь,ложечки.
- Символы, обозначающие свойства воды
Ход занятия:
(Стук в дверь. Входит тренер) .
Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Лада Евгеньевна, тренер в бассейне. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Тренер: Здравствуйте, ребята,я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы будем говорить.
Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Тренер: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Тренер: Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
Итак, представьте, что вы учёные.
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Воспитатель: Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Воспитатель : Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .
А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Тренер: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
Воспитатель: Как много вы сегодня узнали о воде.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
А вот эта папка поможет вам в свободное время поиграть с капелькой.
А сейчас давайте поблагодарим Ладу Евгеньевну за интересные опыты, рассказ, и попрощаемся. А вам я предлагаю подкрасить воду красками и сделать цветные льдинки, а что надо чтобы получился лед? Ответы детей.
Вот и еще одно свойство воды – она замерзает!
Конспект занятия в средней группе «В»
Тема: «вода и её свойства»
Воспитатель: Шкидра О.В.
Конспект занятия в средней группе «В»
Воспитатель: Шкидра О.В.
Тема: «вода и её свойства»
Образовательная область: «Познание»
Раздел: Формирование целостной картины мира.
Ознакомление с природой.
Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи: «Образовательные»
Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, познакомит с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.
«Развивающие». Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, развивать вкусовой анализатор.
«Воспитательные». Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Материал: миска с водой, стаканчики с водой, стаканчики, гуашь, краски, соль, сахар, лимонная кислота, кофе, чай, варенье, аудиозапись «Журчание ручья».
Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила Чебурашку, он был очень расстроенный.
Я спросила почему и он рассказал мне о том, что они с Геной К играли в школу. Гена был учителем и попросил Чебурашку рассказать о воде и её свойствах.
А Чебурашка ничего об этом не знает. Я пригласила его к нам в детский сад и обещала, что мы ему поможем.
Воспитатель: «Поможем ребята?»
Дети: «Да»
Воспитатель: -Чебурашка, сейчас у ребят начнется интересная занимательная деятельность познания, где мы будем говорить о воде и определять её свойства, а ты внимательно слушай и запоминай.
Звучит музыка журчания ручья.
Воспитатель:-Ребята послушайте и определите, что это за звуки?
Дети:- Это звуки воды.
Воспитатель:-Правильно. Это журчит ручей.
Стук в дверь. Приходит Капелька.
Воспитатель:- Посмотрите ребята к нам в гости пришла Капелька.
Капелька:-Здравствуйте ребята.
Дети:-Здравствуй Капелька.
Воспитатель:-Капелька путешествовала по всему свету, многое видела, много интересного узнала. Давайте послушаем, что она нам расскажет.
Капелька читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель:-Так ли это? Как вы думаете, сможем ли мы прожить без воды?
Дети:-Без воды нам не прожить.
Воспитатель:-А для чего нам нужна вода?
Дети:-Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.
Воспитатель:-А от куда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте рассмотрим картинки. Назовите их.
Дети:-Лужа, ручей, болото, озеро, море.
Воспитатель:-Значит Капелька это частица чего?
Дети:-Воды.
Воспитатель:-Правильно Капелька?
Капелька:-Да.
Воспитатель:-А от куда берутся капельки?
Дети:-Из тучи.
Капелька хлопает в ладоши:-Правильно, молодцы!
Воспитатель:-Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?
Дети:-Нельзя.
Воспитатель:-Почему?
Дети:-Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.
Воспитатель:-Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.
Воспитатель:-Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?
Дети:-Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.
Воспитатель:-Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.
Игра физминутка: «Вода-не вода».
Воспитатель называет слова, если в них есть вода, то дети хлопают, если нет, то топают ногами.(Стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан).
Воспитатель:-Вода-это жидкое вещество, она льётся, течёт, вода бесцветная, не имеет запаха, вкуса, сейчас мы в этом убедимся с вами. Давайте вместе с Капелькой и Чебурашкой пойдём в нашу лабораторию.
Воспитатель:-Капелька, Чебурашка, а вы знаете что такое лаборатория?-Нет.
Воспитатель:-А ребята наши знают и сейчас вам расскажут.
Дети:-Лаборатория-это место, где проводят опыты, делают открытия.
Воспитатель:-А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?
Дети:-Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.
Опыт №1
Возьмите стаканчики с водой и капнете на дощечку. Что происходит с водой?
Дети:-Она растекается.
Возьмите пустые стаканчики и зачерпните воду из миски, а теперь вылейте.
Вылилась ли вода из стаканчика?
Значит вода что делает?
Дети:-Льётся.
Вода льётся, течёт-значит она какая?
Дети:-Жидкая.
Опыт №2
Возьмите стаканчики с водой, посмотрите и скажите, есть ли у воды цвет?
Дети:-Нет. Она бесцветная.
А может ли вода стать цветной?
Дети:-Да может, она может быть разных цветов, для этого нужно добавить краску или гуашь.
Дети добавляют.
Какого цвета вода стала у вас в стаканчиках?
Ответы детей.
Опыт №3
Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Вода пахнет?
Дети:-Нет. Вода не имеет запаха.
А что сделать, чтобы появился запах?
Дети:-Добавить чай, кофе, варенье.
Чем сейчас пахнет вода?
Ответы детей.
Опыт №4
Возьмите стаканчики с водой и попробуйте её на вкус? Какая вода по вкусу?
Дети:-Безвкусная.
Добавьте в воду соль, сахар, лимонную кислоту. Какая по вкусу стала вода?
Ответы детей.
Зарисовка опытов.
1.Вода-это жидкость, которая льётся, течёт.
2.Вода не имеет цвета.
3.Вода не имеет запаха.
4.Она бесцветная.
5.Она может растворять соль, сахар.
Чебурашка, помогли ли тебе ребята узнать про воду и её свойства.
Чебурашка:-Да ребята, спасибо. Я теперь всё расскажу Гене и получу хорошую оценку.
Капелька, а тебе понравилось как наши ребята работали?
Капелька:-Молодцы ребята! Хорошо отвечали! Но мне пора отправляться в путешествие. До свидания!
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, помогли Чебурашке, а теперь пора поиграть.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад «Медвежонок»
671561 Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Латвийская19.
Согласовано
Старший воспитатель
Казанцева Н.В.______
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»
Воспитатель средней группы «Голубичка»
Герасимович Кристина Игоревна
Таксимо 2015
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
Образовательная
Исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
Развивающая
Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.
Воспитательная
Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.
Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .
Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды
Ход занятия:
I Организационный момент.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .
Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
II Целеполагание и мотивация.
Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
Итак, представьте, что вы учёные.
Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
А теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .
А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
V Обобщение и систематизация знаний.
Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
VI Рефлексия.
У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске) .