Зарубежная помощь афганским моджахедам. Неписаные правила, какие соблюдали русские и моджахеды в афганистане

В период войны США и Великобритания проводили против СССР секретную операцию под кодовым названием «Фарадей», которая курировалась министерствами обороны Великобритании и США. Непосредственными исполнителями задач были сотрудники британского спецподразделения SAS и разведывательного управления Министерства обороны США. Операция преследовала следующие цели: создание тренировочных лагерей (в том числе, на территории Пакистана и в Шотландии); засылку американских и британских диверсантов из частей спецназа для ведения разведки в районах Кандагар - Баграм - Кабул; организацию поставок оружия, боеприпасов и минно-взрывных средств; инструктирование афганских моджахедов по тактике диверсионной деятельности. В частности, инструкторы из SAS не только готовили «моджахедов» в пакистанских лагерях, но и сами участвовали в боевых действиях против советских войск.

По сообщению американской газеты «The New York Times», уже в декабре 1982 года ЦРУ США получило от правительства США указание поставлять моджахедам тяжёлое вооружение, в том числе безоткатные орудия, миномёты и противотанковые гранатомёты. Против советских войск в Афганистане был объявлен джихад. К войне присоединилось большое количество арабских наёмников. Помощь шла через международные исламские организации. В их числе особое место занимала «Мактаб-аль-Хидамат», основанная в 1984 году в городе Пешавар (Пакистан) Абдуллой Аззамом и Усамой бен Ладеном.

Для ведения информационно-психологической войны и пропаганды, на территории Пакистана, недалеко от пакистано-афганской границы были созданы 11 радиопередатчиков «Радио свободного Кабула». Кроме того, при содействии со стороны правительства Пакистана на территории Пакистана были созданы:

информагентство «Эйдженси Афган Пресс» - директором стал гражданин Пакистана Мухтар Хасан, сотрудниками являлись пакистанские журналисты (Шабир Хуссейн, Ахтар Рашид, А. Х. Ризви и др.)
«Афганский центр документации».

В 1985 году по инициативе американского сенатора Гордона Хамфри в Мюнхене была создана радиостанция «Свободный Афганистан», получавшая финансирование от правительственных структур США. Первоначально, радиостанция осуществляла вещание на языке дари в количестве 6 часов в неделю; в сентябре 1987 года радиостанция увеличила эфирное время вдвое, начав вещание на языке пушту в количестве 6 часов в неделю.

В начале 1983 года, после задержания на территории Афганистана нескольких участников операции, стал известен один из организованных ЦРУ каналов поставки оружия в Афганистан: созданная на территории Великобритании фирма «Интерармз компани оф Манчестер» обеспечивала доставку оружия и боеприпасов из Манчестера в Карачи, а оттуда - на перевалочные пункты в Пешаваре и Парачинаре в районе пакистано-афганской границы.

5 мая 1983 года представитель госдепартамента США официально признал факт оказания военной помощи моджахедам.

16 сентября 1983 года правительство Афганистана объявило персонами «нон грата» в связи с деятельностью, несовместимой со статусом дипломата, двух сотрудников посольства США в Кабуле: второго секретаря посольства Тэрнера Хейга Джефферсона и атташе Блэкборна Роберта Кинли. На пресс-конференции были предъявлены доказательства причастности американцев к сбору разведывательной информации с участием граждан Афганистана и Пакистана, финансировании антиправительственного подполья и распространении антиправительственных листовок.

В июне 1986 года отставной подполковник войск специального назначения армии США Джеймс «Бо» Грайд организовал обучение группы афганских моджахедов в США, на территории штата Невада. Программа «специальной военной подготовки» продолжалась в течение месяца и включала обучение ведению разведки, подрывное дело и обучение использованию средств связи и приборов ночного видения.

По данным экспертов министерства обороны США, ЦРУ США поставило моджахедам 1000 ракет «Стингер», и из этого количества в ходе афганской войны было израсходовано около 350. После завершения войны конгресс США выделил 65 млн долларов на операцию по покупке ПЗРК и ракет, и некоторое их количество было выкуплено, однако до 400 «стингеров» остались в Афганистане.

Уже в начале 1981 года американский журнал «Солдат удачи» («Soldier of Fortune») опубликовал серию интервью с лидерами моджахедов, в которых они предлагали «добровольцам со всего мира» присоединяться к ним. В этих же журналах были опубликованы «частные объявления» с адресами и контактами для желающих принять участие в войне. Впоследствии, органы государственной безопасности ДРА сообщили, что уже в конце января 1981 года в Пакистане был открыт филиал зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы «Monte Franco Scandinabia Est.», при посредничестве которой в Пакистан «в частном порядке» прибыло по меньшей мере пять инструкторов из США и Великобритании, принимавших непосредственное участие в боевой подготовке моджахедов.

В ходе афганской войны были зафиксированы многочисленные случаи присутствия на территории ДРА граждан стран НАТО и Пакистана, их участие в действиях антиправительственных сил (в том числе, прямое участие в боевых действиях против правительственной армии и советских войск). Некоторые из них были задержаны:

Так, уже в начальный период войны был задержан египтянин Зия эд-дин Махмуд;
25 марта 1980 года в районе высоты 1.086 к северо-западу от Герата была уничтожена группа из 27 боевиков (24 были убиты, 3 захвачены в плен). Одним из пленных был иностранный гражданин Махди Бахрам Али Наджад;
несколько позднее был задержан иранский гражданин Мохсен Резаи. На пресс-конференции он сообщил, что был завербован на территории Ирана, в мусульманском центре в Кахреманшаре, откуда прибыл в город Мешхед, а после прохождения подготовки на территории Пакистана, в Кветте - в составе отряда «джамаате исламие» поставлял оружие в Кабул и Герат;
в 1981 году в районном центре Мехтарлама солдатами афганской армии был задержан гражданин Франции Жан-Поль Сильв (бывший военнослужащий парашютно-десантных частей французской армии), одетый в национальную афганскую одежду, который нелегально пересёк границу с Пакистаном вместе с проводником группировки «джамаате исламие Афганистан». Ж.-П. Сильв был приговорён к 5 годам тюремного заключения за нелегальное пересечение границы, однако был отпущен через 9 месяцев.
в конце августа 1982 года на территории Афганистана был задержан офицер пакистанской армии Саид Мухаммед Али - выпускник военно-десантного училища в Кветте, прошедший дополнительную языковую, страноведческую и специальную подготовку на курсах в Лахоре. Али занимался поставкой оружия из Пакистана в Афганистан для отряда Алауддина, действовавшей в провинции Нимруз. На пресс-конференции в Кабуле он также сообщил, что имел задачи собирать разведывательную информацию о военном потенциале ДРА, вооружении и дислокации частей афганской армии. На этой же пресс-конференции представители МИД ДРА сделали заявление о том, что на территории Пакистана действуют 80 центров, лагерей и школ по подготовке диверсантов и террористов.
в июле 1983 года в уезде Баграм провинции Параван после разгрома одной из группировок моджахедов на месте боя был обнаружен труп европейца, у которого имелись документы на имя гражданина Великобритании по имени Стюарт Боудмен (Stuart Bodman), а также принадлежавшие ему документы, бумаги и фотоматериалы, содержавшие информацию о дислокации советских и афганских войск. Несколько позднее, британская газета «Санди таймс» провела собственное расследование, в котором было установлено, что подлинный Стюарт Боудмен жив, находится в Великобритании и работает в должности кладовщика.
в начале 1984 года МИД ДРА направило протест Франции в связи с задержанием на территории страны в декабре 1983 года французского гражданина Филипа Огайяра (Phillippe Agouyarde), «принимавшего непосредственное участие в подрывной антиправительственной деятельности».
в октябре 1984 года на пресс-конференции в Кабуле иностранным журналистам был предъявлен капитан пакистанской армии Зульфикар Хайдар (Zulficar Khaider), который был задержан на территории Афганистана.
в январе 1985 года в провинции Нангархар был захвачен сотрудник пакистанской военной разведки Джамиль - выпускник разведывательного центра в Пешаваре, после девятимесячной подготовки заброшенный на территорию Афганистана с двумя другими выпускниками центра. Задержанный занимался сбором информации о дислокации, численности и вооружении подразделений афганской армии.
в ночь с 19 на 20 сентября 1985 года в уезде Шахваликот провинции Кандагар попала в засаду спецназа и была уничтожена колонна моджахедов в составе нескольких джипов, при досмотре в одной из машин был обнаружен труп гражданина США Чарльза Торнтона, а также принадлежавшие ему документы, бумаги и фотоматериалы, свидетельствующие о связях американца с моджахедами.

23 февраля 1985 года в районе Барикот подразделение пакистанской армии численностью около 400 чел. обстреляло подразделение армии ДРА, погибли 5 и были ранены 4 афганских военнослужащих
в апреле 1986 года в районе Кандагара группой боевиков, решивших прекратить борьбу против правительства, органам госбезопасности ДРА был передан агент военной контрразведки ФРГ, уроженец Турции Осман Демир, который дал показания, что является гражданином ФРГ с 1983 года и до отправки в Афганистан с территории Пакистана в марте 1986 года являлся полицейским осведомителем.
в ноябре 1987 года в провинции Фарьяб группой боевиков, решивших прекратить борьбу против правительства, органам госбезопасности ДРА был передан гражданин Франции Ален Гийо, находившийся в их отряде и занимавшийся сбором разведывательной информации.
в декабре 1987 года в районе Хоста в ходе боёв с душманами правительственной армии Афганистана был убит европеец, которого захваченные в плен боевики опознали как «американского военного инструктора». Представитель Пентагона выступил с опровержением сведений о том, что убитый является американским военным советником; официальный представитель госдепартамента США Ф. Оукли сообщил, что убитый мог быть гражданином США, но не являлся американским военным советником - на территории Афганистана «он действовал как частное лицо, самостоятельно, на свой страх и риск».
кроме того, есть упоминания о задержании на территории Афганистана гражданина Турции по имени Turgit Uzala и гражданина Египта по имени Abdus Ali.

В общей сложности, благодаря усилиям контрразведки 40-й армии, было выявлено 44 агента спецслужб США, Пакистана, Франции и других стран.

Пропагандой, направленной на советские войска в Афганистане, занимались Народно-трудовой союз, ОУН, «Антибольшевистский блок народов» и другие организации. Во Франции был напечатан миллионным тиражом поддельный номер газеты Красная звезда (газета), который потом распространялся в Афганистане.

Некоторые отряды моджахедов получали помощь из Ирана - в частности, отряд «однорукого Кари» («Кяри-якдаста»), действовавший в районе Герата и отряд Турана Исмаила, действовавший в окрестностях Мешхеде.

Огромную финансовую помощь Пакистану, позволившую ему справиться с потоком беженцев, оказала Япония. Только в декабре 1979 - августе 1983 года Япония поставила Пакистану помощи на общую сумму превысившую 41 млрд долларов

Принято считать, что роковая война в Афганистане 1979-1989 годов – локальный конфликт между моджахедами-революционерами и официальными властями страны, которых открыто поддержало советское руководство. Однако по количеству сторон, втянутых в разборки, эта война вполне может считаться мировой. Свой вклад в борьбу так или иначе внесли и различные экстремисты – например, египетские и китайские, и целые государства – всего около 55 стран.

Раскол в расколе

Не будет преувеличением сказать, что в ходе войны в Афганистане мир раскололся на два лагеря. Но поводом для этого стали даже не сами боевые действия – на внутренние разборки, которые тянулись ещё с 1973 года, изначально мало кто обращал внимание.

«Красной тряпкой» стал ввод в страну советских войск. Решение Москвы разделило мировое сообщество на тех, кто счёл это вторжением в суверенную страну, и тех, кто оценил поддержку дружественного режима. Причём и в социалистическом лагере не все с пониманием отнеслись к такой борьбе за идеологию. Осудили намерения Союза в Югославии и Румынии, но жёстче всех оказалась реакция Поднебесной.

В частности, Китай непосредственное участие СССР в Афганской войне воспринял как агрессию против независимого государства. В качестве ответа одним из первых шагов Пекина стал бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве. Но этим КНР, конечно, не ограничилась.

Сделано в Китае

Политических заявлений для того, чтобы выразить свою позицию, китайцам оказалось недостаточно. В итоге Пекин поддержал моджахедов не только на словах, но и в военном плане.

По данным СМИ, более 840 специалистов из Поднебесной занимались обучением афганских повстанцев. Более того, Китай начал снабжать моджахедов оружием: сначала – произведёнными по лицензии автоматами Калашникова и гранатами, затем – 122-миллиметровыми гаубицами, ракетными установками и реактивными снарядами к ним.

Всего, по разной информации, моджахедам из КНР было поставлено более 100 тысяч тонн оружия. Причём если в 1981 году китайцы отправили 10 тонн, то к 1985 году – около 70 тонн.

В угоду конъюнктуре

Почему Китай пошёл на такой шаг – легко понять, взглянув на внешнюю политику Поднебесной в то время. Ещё в 1950-х годах отношения между Москвой и Пекином обострились. Сначала противостояние, вызванное десталинизацией в СССР и курсом, взятым Никитой Хрущёвым на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами, носило идеологический характер. Однако на пике ситуация дошла и до военного столкновения на острове Даманский в 1969 году.

К 1980-м годам страсти между странами немного поутихли, но не настолько, чтобы Китай упустил повод для конфронтации. К тому же Пекину представилась прекрасная возможность чужими руками, но с китайским оружием, укрепить свои позиции на южных границах Советского Союза.

Были у китайцев и другие факторы, толкнувшие их на участие в афганском конфликте. К началу войны КНР уже перестал быть поборником идеи «ленинского меча». Незадолго до ввода советских войск, Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном - в конце 1978 года между Китаем и США было подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений, после чего Белый дом официально признал республику.

Сегодня именно Штаты считаются главным спонсором моджахедов. Однако на первом этапе войны в Афганистане Вашингтон отнюдь не горел желанием афишировать свою помощь, стремясь обставить происходящее как внутрирегиональный конфликт. В то же время США удалось взвалить бремя поддержки на своих союзников: давнего – Саудовскую Аравию, и новоиспечённого – Китай. Саудиты в начале выделяли на войну по 200-300 миллионов долларов в год, и почти все эти деньги шли на оплату оружия, покупаемого у китайцев.

Так что, ко всему прочему, на войне в Афганистане Пекину удалось ещё и подзаработать. И к счастью для него, никаких последствий это не имело. Более того, именно завершение конфликта положило начало восстановлению отношений между СССР и Китаем. Уже тогда роль поднебесной в Афганской войне начала замалчиваться, а сегодня, когда КНР считается чуть ли не самым важным стратегическим партнёром России, об этом вообще практически никто не вспоминает.

"Про войну в Афганистане, кажется, написано в России всё. Кроме одного - об участии Китая в войне против СССР на территории Афгана, - пишет Павел Пряников в телеграм-канале Толкователь . - Это прямо факт умолчания в нашей новой истории. Понемногу говорится об этом, но без полной картины.

А картина состоит в том, что в первой половине войны, примерно до 1985 года основную тяжесть войны в Афгане против СССР взяли на себя китайцы, а также Египет, Иран и Саудовская Аравия. США на этом этапе боялись поставлять оружие со своей маркировкой, чтобы СССР не предъявил им претензии, и чтобы обставить войну как внутрирегиональный конфликт. И финансирование Америкой войны в Афгане было минимальным. Например, финансовая помощь моджахедам со стороны США в 1981-83 годах была на уровне $20-40 млн. в год.

Зато С.Аравия выделяла тогда по $200-300 млн. в год, и на эти деньги закупалось оружие в Китае - в основном советские аналоги (автоматы АК-47 и другое стрелковое оружие, и даже наши "Катюши" и ракеты "земля-воздух" - реплика нашей "Стрелы-2"). А в Египте вообще закупались остатки советского вооружения, которое туда поставил СССР, пока дружил с этой страной.

В 1983 году Китай поставил моджахедам 40 тысяч тонн оружия и боеприпасов, а в 1985 году - уже 70 тысяч тонн. Во многом именно благодаря китайцам противостоящие советским войска силы исправно и в достаточных количествах получали не только стрелковое оружие и гранаты, но и новейшие средства связи, ночные прицелы, гранатометы, противотанковые мины, 122-миллиметровые гаубицы и даже ракетные установки с дальностью стрельбы до 15 километров.

Афганская война тогда - это вооруженный конфликт не столько СССР и тамошних моджахедов, это - война между Советским Союзом с одной стороны и неофициальным альянсом Китая, арабских стран и США с другой.

Есть и статистика по военным советникам, готовивших моджахедов, и лидер тут вовсе не США: Китай - 844 советника. Франция - 619, и только затем с большим отрывом США - 289 советников.

Американские "Стингеры", сильно изменившие ход войны, пошли в Афганистан только в августе-сентябре 1986 года, тогда же финансирование американцами моджахедов выросло в разы - до $600-700 млн. в год. А так - тяжесть первого этапы войны против СССР в Афганистане вынесли китайцы, саудиты и иранцы. Кстати, и ввод советских войск в Афганистан начался перед страхом того, что Амин в сентябре 1979 года решил заключить дружеский и военный союз с Китаем.

Тема противостояния СССР и Китая в 1960-1980-е вообще почти табиуирована в российской новейшей истории".

Бадахшан - область на севере Афганистана, горная земля, населенная в основном таджиками-суннитами. На севере, за Пянджем, - Таджикистан; на юго-востоке - пакистанский Читрал, самый этнически разнообразный регион мира. На восток уходит узкий язык территории - Ваханский коридор, зажатый между горными хребтами, который тянется до самой китайской границы. В древности по нему из Китая ходили торговые караваны вдоль Шелкового пути. И сейчас китайцы возвращаются в Афганистан - но уже не как купцы, а как воины.

Перед самым Новым годом в КНР приехали главы МИД Афганистана и Пакистана. На трехсторонней встрече китайцы настойчиво убеждали пакистанцев и афганцев забыть старые обиды. При этом китайцы не скупились на обещания, предложив Кабулу включение в проект китайско-пакистанского экономического коридора - одного из самых многообещающих региональных проектов. «Китай может наконец принести мир в Афганистан», «Китай сделал шаг к тому, чтобы стать миротворцем в афганско-пакистанском конфликте», - сообщила об этих переговорах пресса.

О других встречах, прошедших несколько дней спустя - между министром обороны Афганистана Тариком Шахом Бахрами, его китайским коллегой Чан Ваньцюанем и зампредом Центрвоенсовета КНР Сюй Циляном, - СМИ писали намного меньше: лишь то, что стороны договорились наращивать двусторонние связи в военной сфере.

Что это значило на самом деле, стало понятно уже на следующей неделе. Представитель минобороны Афганистана генерал Давлат Вазири рассказал корреспонденту агентства «Фергана», что в Бадахшане появится новая военная база. Китай обеспечивает вооружение, обмундирование, военную технику и всё остальное, необходимое для ее функционирования. За формулировкой «всё остальное» может скрываться, как показывает практика, что угодно - вплоть до китайских военных советников. Тем более что, как объяснил Вазири, Бахрами договорился с китайцами о взаимодействии в борьбе с терроризмом.

И это не просто слова: в Бадахшан уже выехала спецкомиссия из афганских и китайских военных экспертов, которые выбирают место для базы и оценивают объемы работ. И в Кабуле, и в Пекине торопятся - на то у них есть причины.

Лазуритовые места

«Талибы вошли в город в семь утра, а к полвторого дня уже всё было кончено. Зебак пал. Они взяли его с небывалой легкостью», - так Абдул Рашид, житель бадахшанского города Зебак, описывал его захват боевиками 28 апреля. Афганские военные, сотрудники спецслужб, полицейские бежали из города, почти не оказав сопротивления. Тех, кто оказался слишком медлителен, убили.

Соседний Ишкашим, расположенный на таджикской границе, сопротивлялся дольше. Вырвавшиеся из города силовики рассказывали о тяжелом бое, многочисленных атаках и отчаянных призывах о помощи. Подмога пришла, когда было уже поздно. Лишь через две недели афганский спецназ при американской поддержке сумел отбить у талибов захваченные города, после чего боевики вновь растворились в горах.

Атаки на Зебак и Ишкашим стали для Кабула болезненным ударом. До недавних пор афганские власти могли себе позволить не тратить ресурсы на охрану далекого северо-восточного Бадахшана: они просто договорились с местными полевыми командирами, которые поклялись Кабулу в верности в обмен на обещание не вмешиваться в их бизнес - промышленную добычу лазурита. Но позже командиры перессорились между собой, и этим немедленно воспользовался «Талибан».

Если афганские власти беспокоят в основном талибы, то у китайцев другие причины для тревоги. В Бадахшане уже не раз были замечены боевики ИГ. Часть из них - пуштуны из Зоны племен, под натиском пакистанской армии ушедшие в Бадахшан через Читрал. А часть - этнические уйгуры, в том числе те, кто раньше воевал под знаменами ИГ в Сирии и Ираке. Если ИГ обоснуется в Бадахшане, граничащем с китайским Синьцзяном, где существует мощное сепаратистское движение с исламской спецификой, то сможет перебрасывать в неспокойный регион отряды подготовленных боевиков по Ваханскому коридору.

Но дело не только в пограничной безопасности.

Медные трубы

До определенного момента китайцы мало интересовались тем, что происходит в Афганистане: Поднебесной империи не пристало обращать внимание на дела горных варваров на далеких западных рубежах. Однако с образованием КНР Пекин решил побороться за региональное лидерство и принялся вкладывать деньги в Афганистан, строя там фабрики и электростанции. Во время афганской войны китайцы поддерживали моджахедов, поставляя им оружие через тот же Ваханский коридор.

В 1990-х Пекин наладил контакты с лидером «Талибана» муллой Омаром, убедив его запретить уйгурским боевикам переходить китайскую границу. Однако после смерти лидера талибов старые гарантии потеряли силу: преемник Омара, Ахтар Мансур, не смог удержать уйгуров под контролем. Ставший после его гибели лидером движения Хайбатулла Ахундзада вновь сумел установить контроль над большей частью талибских отрядов, и китайцам это на руку: хорошие отношения с «Талибаном» им нужны как воздух - прежде всего для того, чтобы обеспечить безопасность коммерческих проектов.

В 2007 году Кабул заключил с холдингом China Metallurgical Group Corporation (МСС) контракт на разработку богатого медного месторождения Айнак. Соглашение было рассчитано на 30 лет, Пекин обещал инвестировать в проект $3,5 млрд, превратив тем самым контракт в самую большую сделку с иностранным участием за всю историю страны. Афганистан должен был получить в итоге электростанцию, шоссе, железную дорогу, завод по производству меди и массу рабочих мест, а китайцы - десятки миллиардов долларов.

Но вскоре реализация контракта забуксовала. Начали падать цены на медь, и возможная прибыль таяла на глазах. В условиях мирового экономического кризиса темпы роста экономики КНР замедлились, многие ученые на Запада заговорили о скором конце «китайского экономического чуда», и Пекин не желал в сложившейся ситуации вкладываться в проект, который из-за нестабильной обстановки в Афганистане мог оказаться убыточным.

С тех пор многое изменилось. Китайская экономика по итогам кризиса, продемонстрировала отменную живучесть. Но главное - претензии Пекина на региональное и мировое лидерство становятся всё серьезнее. В этих условиях КНР очень хочется получит лавры посредника, сумевшего замирить воюющий Афганистан, поскольку это существенно укрепит ее позиции на мировой арене.

Момент выбран исключительно удачно. Американский президент Дональд Трамп, до того объявивший, что США будут продолжать кампанию в Афганистане, успел рассориться с Пакистаном, через который проходит единственный маршрут снабжения американской группировки. Более того, Штатам, несмотря на все усилия, так и не удалось пока втянуть в афганский конфликт Индию - еще одного крупного регионального игрока, способного взвалить на себя всю тяжесть противостояния талибам и не дать китайцам войти в Афганистан. В нынешней ситуации для американцев появление китайской базы в Бадахшане становится чуть ли не лучшим вариантом развития событий.

Новая Сирия

Ключевой вопрос - что будет дальше, насколько серьезно КНР намерена втягиваться в афганский конфликт. До последнего времени участие китайских военных ограничивалось рейдами и засадами спецназа в Ваханском коридоре, где бойцы НОАК перехватывали группы уйгурских исламистов.

«Новая база афганской армии - это лишь элемент в общем росте китайской вовлеченности в регионе, - считает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. - Если тенденция продолжится, то в целом китайское присутствие, скорее всего, будет смоделировано по образцу российского присутствия в Сирии. А именно - опора на коалицию с местными правительственными силами; поддержка дружественных формирований из местного населения; поддержка союзников ударами с воздуха и действиями спецназа при ограниченном участии сухопутных войск. Первый шаг - формирование ими местных сил при ограниченном присутствии китайских войск, а потом поддержка будет нарастать».

Однако ситуация в Афганистане существенно отличается от сирийской. К моменту вмешательства России в конфликт в Сирии война там шла всего четыре года, и главной целью было помочь удержаться у власти дружественному светскому режиму президента Башара Асада; Афганистан без передышки воюет уже почти 40 лет, превратившись в «серую зону» в самом центре Евразии, и за это время в стране так и не смог сформироваться устойчивый светский режим. Как показывает опыт СССР и США, ограниченным вмешательством в афганские дела обойтись вряд ли удастся: конфликт постепенно будет втягивать в себя дополнительные войска и ресурсы. С другой стороны, у Китая есть козырь, которого не было ни у Союза, ни у Штатов - лояльный Пакистан, способный повлиять на талибов.

Входя в Афганистан, Китай ставит перед собой амбициозную задачу. Если он ее решит, позиции КНР в Азии и в мире существенно укрепятся. Если же нет - то китайцам предстоит вспомнить, за что именно Афганистан получил недобрую славу «кладбища империй».

В 2013 году в Афганистане произойдут большие перемены, связанные с выводом иностранного контингента МССБ и с выборами президента страны, на которых Хамид Карзай не будет выставлять свою кандидатуру. В стране, буквально в течение нескольких месяцев изменится очень многое: правительство, общественные настроения, политические условия, военно-политическая обстановка. Эти изменения вызывают определенные опасения, поскольку речь идет о стране, в которой еще далеко не полностью укрепился режим безопасности и стабильность.

В принципе, в общих чертах свою позицию по Афганистану после президентских выборов и вывода иностранных войск высказали почти все основные партнеры этой страны, суть которой сводится к тому, что помощь в укреплении безопасности будет оказываться и после вывода войск. Совсем недавно, через группу экспертов, свою позицию высказал Китай, в типичной для него форме тихого, но весьма веского слова.


Китайское определение

Китайский подход значительно отличается от распространенных оценок ситуации в Афганистане и мнение группы китайских экспертов это в полной мере подтверждает. Если в западных странах военная операция в Афганистане считается борьбой с терроризмом, то в Китае ее называют войной, причем развязанной США. Эта война успеха не принесла и в политическом отношении полностью провалилась. Коалиционные силы не могут одержать победу в войне, но и не могут оставаться в стране дальше, и только поэтому они вынуждены уходить в 2014 году, считают в Китае.

Китайские эксперты не видят перспектив дальнейшего пребывания иностранных войск в Афганистане. Если США попробуют остаться в Афганистане на длительный срок, то это приведет к «неразберихе», что в специфической китайской трактовке означает: политическая нестабильность, резкое падение темпов экономического развития, усиление производства наркотиков, падение авторитета центральной власти и создание «анклавов» местной власти, а также усиление талибов.

Китайские товарищи, конечно, имеют собственное мнение и, выдвигая подобное определение, ясно показывают, что не намерены присоединяться к американской позиции. Но при этом они не прибегают к осуждению американской политики в Афганистане и демонстрируют, как будет видно дальше, прагматичный подход. Ситуация в Афганистане в определенной степени затрагивает и китайские приграничные интересы, в особенности связанные с СУАР, и в Пекине, безусловно, заинтересованы в прекращении войны, для чего Китай выражает готовность задействовать и свои немалые возможности.

Китай говорит от лица ШОС

Китайские эксперты, без сомнения, понимают настороженное отношение в мире к китайским внешнеполитическим инициативам, и потому предлагают целый план урегулирования в Афганистане от лица крупной региональной организации - ШОС, то есть в известной степени и от лица России.

Основные черты предлагаемого плана урегулирования состоят в следующем:

Участие в политике национального примирения, что признается им в качестве основного условия будущего Афганистана;
- соблюдение ШОС принципа уважения независимости и суверенитета Афганистана, территориальной целостности и признания той политической системы, которую он выберет сам, пусть бы это будет даже недемократичная политическая система (китайские эксперты считают, что демократические ценности не отвечают национальным интересам Афганистана);
- вовлечение международного сообщества по линии двухсторонних отношений (например, Афганистан - КНР, Афганистан - Россия и т.д.), по линии ООН и по линии ШОС;
- привлечение в качестве партнеров в урегулировании ситуации в Афганистане Турции и Ирана, а также привлечение Пакистана в качестве партнера, в силу чего Китай поддерживает принятие Пакистана в ШОС в качестве наблюдателя;
- Китай предлагает наладить координацию действий между НАТО и ШОС, но выдвигает требование, что не должно оставаться в регионе баз НАТО, а страны ШОС должны продолжать оказывать поддержку Афганской национальной армии и полиции, избегая при этом прямого военного вмешательства;
- поддержание стабильности в Пакистане тесно связано с поддержанием стабильности в Афганистане;
- вовлечение во вновь избранное правительство Афганистана всех политических сил, представителей национальностей и даже представителей влиятельных племен;
- в рамках политики урегулирования должно быть снисходительное отношение к умеренным талибам, что должно отдалить их от Аль-Каеды и сузить политическую почву для террористических организаций (по мнению китайских экспертов, большинство афганских талибов - умеренные);
- в политике национального примирения должна быть опора на умеренный ислам «афганского толка», и ШОС должен влиять на процесс примирения через своих умеренных исламских деятелей;
- в процессе урегулирования ситуации в Афганистане большую роль играет Россия.

Таким образом, позиция Китая существенно отличается от современного подхода к урегулированию ситуации в Афганистане. Эти отличия сводятся к тому, что Китай отвергает «конструкционный подход» к афганской государственности, который был реализован на Боннской конференции, вместо этого выдвигается приоритет афганской государственности и политической системы в том виде, в каком они сложатся в ходе внутреннего политического процесса. Китай отвергает приоритет западных стран в афганской политике и выдвигает приоритет соседних стран, как объединенных в ШОС, так и находящихся вне этой организации. Таким образом, Китай придерживается позиции, что афганское урегулирование - это региональный процесс.

Экономика как инструмент урегулирования

Со стороны ШОС также должна быть оказана большая экономическая поддержка Афганистану, и экономику китайские эксперты рассматривают как неотъемлемую часть плана урегулирования, исходя из своего опыта в СУАР. Основные черты экономического содействия сводятся к следующему:

Поддержка нового афганского правительства в улучшении жизни простого народа путем экспорта товаров народного потребления, что важно для ликвидации почвы для терроризма, экстремизма и сепаратизма;
- строительство объектов для трудоустройства афганцев (с возможным участием Пакистана в качестве младшего партнера-оператора),
- оказание экономической поддержки через ШОС, причем ШОС должен оказывать поддержку без оговорок («ШОС должна сделать все возможное для того, чтобы мировое сообщество действительно выполнило свое обещание перед Афганистаном и предоставило бы этой стране – Афганистану – необходимую поддержку и помощь без всяких оговорок», - заявил один из китайских экспертов по Афганистану);
- передача Афганистану китайского опыта ведения малого и среднего бизнеса, как альтернативы наркопроизводству.

Хотя сейчас экономические аспекты еще слабо проработаны, все же к этой части программы стоит отнестись серьезно, поскольку в экономическом развитии Афганистана могут принимать участие Китай, Россия, Казахстан, Пакистан, то есть основные торговые партнеры. Для реализации экономических программ есть немалые возможности по линии ШОС, Таможенного Союза, а также по линии весьма влиятельной региональной экономической организации CAREC, поддерживаемой АБР, Всемирным банком и ПРООН, которая в октябре 2012 года приняла масштабный план развития транспортных коммуникаций в Центральной Азии.

Китайские предложения весьма интересны и заслуживают большого внимания, поскольку предлагается долгосрочный план урегулирования ситуации силами региональных организаций с учетом интересов всех сторон, в первую очередь Афганистана (многие варианты подобных планов имели серьезный недостаток в том, что фактически исключали Афганистан из процесса выработки политики), с применением политических и экономических мер, а не силовых, которые уже показали весьма низкую эффективность в афганских условиях. Этот план привлекает своим масштабом, основательным подходом к разрешению сложной политической задачи, и вполне вероятно, что разработки китайских экспертов могут быть положены в основу новой политики урегулирования ситуации в Афганистане.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!