Засекреченные тайны египетских пирамид. Скрытая камера в пирамиде Хеопса

«В Египте в глубокой древности было электричество! В 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий археолог Вильгельм Кениг обнаружил

Глиняные кувшины, внутри которых находились цилиндры из меди. Эти цилиндры были закреплены на дне глиняных сосудов слоем смолы. Кениг не придал этому значения, но после войны раскопки в Ираке возобновились. И возле античного шумерского города Сеоевкия ученые снова обнаружили глазированные глиняные сосуды, напоминающие цветочные вазы.

Это были гальванические элементы. Ученые наполнили эти вазы лимонным соком и обнаружили между железным стержнем и медным цилиндром разность потенциалов в половину вольта. Пошел электрический ток! Эти вазы оказались электрическими батареями. Обнаружили их в Ираке в начале 1980-х годов. Потом изображения подобных ваз-батарей были найдены на стенах египетских домов. В эти же годы Рейнхард Хабек в египетском храме Хатор в Дендере, в пятистах километрах южнее плато Гизе и в 50 километрах к северу от Фив, обнаружил настенные изображения грушевидных предметов с волнистыми линиями в виде змей внутри. От них шли кабель и шланги. А укреплялись они на стойках. Доказано, что грушевидные объекты с волнистыми линиями внутри - это лампы электрических светильников, а стойки - это высоковольтные изоляторы.

Они были найдены под самой старой пирамидой - Саккаре и под пирамидой Джосера.

Египтологи не имеют единого мнения о назначении этих колонн (стоек). Петер Краса и Рон Хабард издали книгу об электричестве в древности «Свет фараонов» и рассматривают колонны как простые изоляторы. Потом были найдены образцы, на которых висели медные провода.

Видимо, эта подземная камера в фундаменте храма Хатор в Дендере была мини-электростанцией, и здесь изобразили тайную науку об электричестве, которая передавалась только посвященным.
На стенах и потолках храмов и пирамид Египта нет следов копоти от факелов - они освещались электричеством. Эту мысль подтвердили Махатмы и Е. Блаватская.

Головные уборы фараонов были тоже накопителями электрической или электромагнитной энергии. На передней части их высоких шляп было изображение кобры - символа опасности и силы. Может быть, она поражала электротоком врагов и не желавших подчиниться воле фараона подданных? Д. Майерс считает, что шляпа Валдарка, которую фараоны Египта приняли от инопланетных представителей Нибиру и Марса, сама по себе концентрировала духовную энергию. Но, вероятно, эти шляпы были снабжены еще и электрическими батареями.

Недавно в Долине царей ученые нашли в полутора километрах от пирамиды Тутанхамона золотой диск, или монету, на которой изображено лицо, очень похожее на марсианского сфинкса Кидонии, сфотографированного американским космическим аппаратом «Викинг-1» в 1976 году. Озадачила археологов и выбитая на диске надпись. Буквы совершенно не похожи на египетские иероглифы. Копии этой надписи разосланы авторитетным специалистам разных стран, но ответ пока не найден».

Пирамида Хеопса (Хуфу)
Великая Пирамида, последнее оставшееся чудо из древнего списка семи чудес света, является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Она весит 6,5 миллионов тонн и содержит строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии! Уникальность ее состоит также в исключительной точности ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину – 0,015 процента! Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов, топографических карт с разрешением 10 метров и армии инженеров, астрономов и каменотесов.

Кстати слово Пирамида не определяет трехмерный треугольник, и при этом его корень даже, не Египетский. Слово Пирамида составлено из Греческого слова "pyra" в значении огня, света(или видимый) и Греческого слова "midos" в значение мер (другое значение – середина(внутри)). Дело в том, что до 1301-го года, когда после сильного землетрясения арабы стали использовать расшатавшуюся облицовку на строительство и восстановление дворцов и мечетей разрушенного Каира, Пирамида Хуфу (Хеопса – в древнегреческой транскрипции/2590-2568 годы до н. э./.) , имевшая первоначальную высоту 146.6 метров (сейчас 138 метров) была облицована плитами полированного известняка. Часть облицовки (22 верхних ряда) ещё сохранилась на пирамиде Хефрена Они были настолько блестящие, что могли быть замечены за сотни километров.

Основание Пирамиды покоящееся на гранитной поверхности с отклонением от горизонтали не более двух см., представляет собой почти идеальный квадрат(максимальное отклонение 3 минуты 33 секунды) со сторонами около 230 метров (северная 230.1, западная и восточная 230.2, южная 230.3). И все сооружение, состоящее сегодня из 203 рядов каменной кладки, возведено без подъемных кранов, колес и мощных камнережущих инструментов. Зачем древние зодчие добивались такой высокой точности, если эта точность не могла быть даже замечена простым глазом?


Один из ответов на эти вопросы, возможно, кроется в стремлении древних зодчих зашифровать в размерах Великой Пирамиды некие фундаментальные численные значения. А для этого требуется высокая точность размеров. В результате, например, отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает знаменитое число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака! Об этом числе говорится и в древнеегипетском папирусе Ринда (хранящемся в Британском музее в Лондоне). Возможно, оно намеренно зашифровано в размерах Пирамиды Хеопса, причем с более точным значением, чем его знал великий Архимед, живший позже на 2000 лет!
Эта идея воодушевила энтузиастов на поиски других фундаментальных соотношений в Пирамиде Хеопса.
Астрономический календарь
Египтолог Грэхэм Хэнкок и его коллега Роберт Бовэл, отрицающие общепринятое представление о Великой Пирамиде как о гробнице Хеопса, ведь ни в одной из пирамид, несмотря на пустые саркофаги, не были обнаружены мертвые тела. (Особо расскажу о пирамиде Менкауру. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837-м году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства.)Когда в IX веке н. э. экспедиция проникла в пирамиду Хеопса и с большими сложностями исследовала царский склеп, большой каменный саркофаг, как оказалось, был пуст, но не было и никаких признаков предшествовавшего разорения. Истина, считают Хэнкок и Бовэл, лежит в астрономических данных.

На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена, высота которой 136,6 метра, а длина сторон – 210,5 метра. Однако пирамида Хефрена визуально кажется выше пирамиды Хеопса – эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке. Пирамида Микерина, которая еще меньше, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон – 108 метров. Три пирамиды – часть комплекса, состоящего, кроме того, из сфинкса, нескольких храмов, малых пирамид, гробниц жрецов и должностных лиц.


Но вернёмся к астрономии. Вследствие так называемой процессии (покачивания земной оси под гравитационным воздействием Солнца и Луны) созвездия меняют свое положение на небосводе с периодом 25920 лет. С помощью компьютера удалось реконструировать звездное небо над Великой Пирамидой в 2500году до нашей эры. Оказалось, что в те времена один из южных коридоров Пирамиды был точно направлен на звезду Сириус, отождествлявшуюся египтянами с Богиней Изидой. Другой южный коридор указывал на нижнюю из трех звезд, составляющих Пояс Ориона – созвездия, считавшегося обителью Бога Озириса, принесшего цивилизацию в долину Нила.



Эти совпадения, по утверждению Хэнкока и Бовэла, не случайны. Тем более что третья по размерам пирамида (Менкаура) выбивается из прямой линии, соединяющей первую (Хеопса) и вторую (Хефрена) пирамиды. Глядя на Пояс Ориона, Роберт Бовэл заметил совершенно аналогичное расположение трех звезд! Таким образом, заключает ученый, видимо три крупнейшие пирамиды в Гизе символизируют на земле Пояс Ориона! Однако угол наклона Пояса ныне не совпадает точно с осью расположения трех пирамид. Применение компьютера, вычислившего время точного совпадения Пояса Ориона и трех крупнейших египетских пирамид, показало, что этот момент относится к моменту 10642 – 10546 годах до н. э., то есть за половину периода прецессии до наших дней, в 25920 лет, как у древних или 25729 лет по современным данным году до нашей эры.По мнению Бовэла и Хэнкока, хотя все три пирамиды были завершены около 2500 года до нашей эры, план комплекса в Гизе составлялся на 8000 лет раньше! Его передавали из поколения в поколение до того времени, когда можно было совместить внутренние коридоры с направлением на нужные звезды!

В своей книге "Хранители созидания" Бовэл и Хэнкок подчеркивают, что, по их мнению, создатели комплекса пирамид в Гизе и знаменитого Сфинкса имели в виду построить некие хронологические "маяки", которые побуждали бы многие будущие поколения искать истинный смысл их проекта. Выбор положения монументов с использованием "языка звезд" должен быть понятен любой культуре, знакомой с астрономией. Комплекс пирамид в Гизе наверняка хранит помещения, содержащие важнейшие послания древних зодчих, обращенные в будущее. Бовэл и Хэнкок убеждены в том, что человечество находится на пороге Великих Открытий в пирамидах.

Ещё одно мнение высказывает в своей статье Евгений Меньшов. Утверждающий, что Пирамиды напоминают нам о планетах солнечной системы и катастрофе, произошедшей 22 сентября 10532 г. до Р.Х.
Где хранятся Великие Послания?
Все слышали о сокровищах пирамид и их грабителях. Путь в Большую Пирамиду Хеопса, в 820 Году, нашёл араб Але Мануне.(халиф Аль- Маамун) Он начал разбирать в центре Северной стены, где согласно легенде, находился вход.

Для этого он заливал камни уксусом, грел их кострами, а затем использовал тараны. Слыша звук скатывающихся влево от их туннеля, камней, кладоискатели рыли к источнику звука, который привёл их к ведущему вниз (под углом 26.30) проходу. В нижнем конце наклонного прохода находилось то, что стали называть бездонной ямой(P), или большой подземной камерой, расположенной на 180м. ниже вершины пирамиды. Падающие камни, которые слышали арабы, скатывались именно в неё. Если бы не эта случайность – вход так бы и не был найден.


В настоящее время главный вход в Пирамиду и есть вход, пробитый арабами. Настоящий вход находится выше, в семнадцати метрах над землёй и в семи метрах к востоку от главной оси север-юг. Имея сечение 1м х 1.22м он зажат блоками перекрытия толщиной 2.6м и шириной 3.6 м. и плитой пола толщиной 0.76 м и длиной 10м.


От наклонного туннеля (D), под тем же самым углом, идёт восходящий туннель(A), соединённый с Большой Галереей(G), длина которой 46,6 метра, заканчивающейся входом в помещение из полированного гранита 5.2х10.4 метров и 5.8 метров высотой, известным как Королевский Склеп(K). Он закрыт пятью 70-ти тонными плитами, поддерживающими верхнюю часть пирамиды, находится на высоте 42,7 метра над землей, а внутри него стоит пустой гранитный ящик без украшений.

Каменная пробка, поставленная на входе в восходящий туннель сделана из редкого красного гранита, идентичного с гранитом горы Horeb, где по преданию Моисей получил 10 заповедей. Для её обхода арабы, вырезали более мягкий известняк вокруг неё.


Однако был и другой секретный проход. От восходящего туннеля ответвляется горизонтальный проход, ведущий в абсолютно пустое помещение, названное камерой царицы(Q), а рядом с ним расположена Грубая шахта (W) соединяющая Большую Галерею с нисходящим тоннелем, примерно в 60-ти метрах от каменной пробки.

Как ни странно, но нисходящий коридор, был хорошо известен во времена античности. Греко-римcкий географ Страбон оставил ясное описание большой подземной камеры(P), в которую этот коридор входит (180 метров под вершиной пирамиды). В этой камере были обнаружены подземные надписи – автографы времён римской оккупации, свидетельствующие о регулярных посещениях в те годы. Однако, благодаря секретной двери, ведущей в шахту (W) в нисходящем туннеле – этот проход был забыт.


Существует несколько гипотез о астрологическо – временном значении коридоров, но я не буду на них останавливаться. Мне кажется некорректным связывать время и расстояние в пирамиде. Но схему и ссылку с неё я приведу.

Ещё один факт, вызывающий удивление, это то, что вентиляционные каналы, в главных камерах поддерживают постоянную температуру в 68 градусов Фаренгейта. По какой-то причине строители оставили нетронутыми последние 13 см. блока у входа в две вентиляционные шахты в камере царицы (Q) и только в 1872-м году Уэйнмэн Диксон, по аналогии с камерой царя, обнаружил их методом простукивания и пробился к каналу высотой 20 и шириной 23 см, уходящим на 2 метра в стену, а затем, под углом дальше.


Именно в этот канал, в марте 1993 года немецкий инженер, специалист в области робототехники, Рудольф Гантенбринк, нанятый Египетской организацией древностей, для улучшения вентиляции и запустил малогабаритный робот на гусеничном ходу, управляемый на расстоянии и снабженный мощными светильниками и телевизионными камерами. Этот робот "Упуат" (по-древнеегипетски "Первооткрыватель") стоимостью 250 тысяч американских долларов и показал 22 марта что в 60 метрах от начала крутого подъёма шахты (39.5 0) стены и пол внезапно стали гладкими и робот вполз в проход из полированного известняка, используемого обычно для облицовки ритуальных помещений и через 5 метров уперся в глухую известняковую "дверь"! Гантенбринк с изумлением увидел на "двери" две медные рукоятки, опущенные вниз, что, по его мнению, свидетельствовало о "скользящем" принципе открывания и закрывания двери. Кроме того, каменные блоки стояли у "двери" вертикально (вместо обычного горизонтального их расположения в других местах). То есть они выполняли разгрузочную функцию. Судя по широкой щели и сколу на углу "двери", ее кто-то уже открывал! Слабый сквознячок выдувал из щели странную черную пыль. В общем, все говорило о наличии за "дверью" неизвестного помещения!


Ранее с помощью новейшего прибора-микрогравиметра- французские и японские ученые обнаружили внутри Пирамиды ТРИ неизвестных помещения! Одно из них имеет длину 30 метров, ширину 5 метров и высоту 3 метра. Просверлив отверстия, ученые "заглянули" туда телевизионным зондом и обнаружили в пустотах песок, но не тот, который в изобилии имеется вокруг Пирамиды, а встречающийся лишь в шести километрах к юго-западу! К тому же, как выяснилось, перед закладкой в Пирамиду он тщательно просеивался. По мнению некоторых специалистов, песок именно такого состава препятствует прохождению электромагнитных волн, которыми в свое время пытались "просвечивать" это сооружение.

Телевизионный зонд обнаружил в одной из крупных пустот некие инородные тела. Разрешающей способности телекамеры не хватило для отождествления этих "тел". Директор Департамента древностей Египта Ахмед Кадри прокомментировал: "Есть в Пирамиде что-то еще, о чем мы пока не знаем. В эту часть сооружения никто раньше не проникал. Там есть какая-то конструкция!"

В 1954-м году археологи обнаружили у подножия Пирамиды две замурованные ниши. Когда одну из них вскрыли, из ямы пахнуло ароматом кедровых досок. Там лежала в разобранном виде подлинная ладья Фараона, длиной 43.6 метра! На извлечение и состыковку сотен прекрасно сохранившихся фрагментов лодки ушло 16 лет. Теперь ладья стоит в первозданном виде в стеклянном павильоне рядом с Пирамидой (Музей Солар-Барке (Солнечной ладьи)).

Во второй нише просверлили узкое отверстие и ввели в него световод, соединенный с телевизионной камерой. Эта работа со всеми предосторожностями началась в октябре 1987 года. Когда включили телевизионную камеру, на экране высветился четкий силуэт: лодка! Вторая ладья представляла собой огромную конструкцию из просевших досок, скрепленных медными скобами. Извлекать ее не спешат – слишком сложно сохранить на воздухе эту удивительную находку...
Физическое воздействие Пирамид
Французский ученый Жак Бержье, изучавший влияние различных пространственных форм на биологические вещества, соорудил картонную модель Пирамиды и поместил туда бычью кровь. Через некоторое время она разделилась на две субстанции – светлую и темную. Другие ученые удостоверились, что в модели Пирамиды долго сохраняются скоропортящиеся продукты. Маятник, подвешенный над вершиной модели, отклоняется в сторону или медленно вращается вокруг вершины. Странно ведут себя и растения. Сначала они тяготеют к востоку, потом описывают полукруг, двигаясь с юга на запад. Чешский изобретатель Карел Дрбал в 1959 году приспособил подобную модель для самозатачивания бритвенных лезвий, и получил патент на это необычное изобретение. По словам Дрбала, он брился одним и тем же лезвием, помещая его на ночь в модель, более двух тысяч раз! Считается, что пирамидальная форма фокусирует космическую энергию...
Пирамида-линза
Американский инженер Раймонд Д. Маннерс, в статье, опубликованной в журнале "Фэйт" за ноябрь 1996 года, сообщает, что в первозданном виде Пирамиду отличали две особенности: сверкающие поверхности и... вогнутые в средней части грани!

Древние строители покрыли Пирамиду слоем полированного известняка толщиной 2,5 метра! 20-ти тонных камней обшивки было 144,000. Они были настолько блестящие, что могли быть замечены за сотни километров. Утром и в полдень, солнечный свет, отраженный этой обширной зеркальной поверхности, был видим с луны.


Местные жители смотрели на Пирамиду и ее полированные камни со страхом в течение столетий. Но когда в 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки, арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана.

Удивительно, но камни облицовки были состыкованы с промежутком 0.5 мм и имеют идеальные прямые углы с отклонением прямых линий в пределах 0.25 мм. Современная технология не позволяет разместить такие блоки с большей точностью. Ещё более удивляет, что этот промежуток был предназначен для клея запечатывающего и скреплявшего камни. Белый цемент, который крепил камни облицовки и делал их водонепроницаемыми, все еще неповрежден и более крепок чем блоки, с которые он крепил.

Что касается вогнутости граней, кстати, совершенно незаметной с земли и по некоторым мнениям отражающей радиус Земли, то первыми ее заподозрили французские ученые, сопровождавшие армию Наполеона в египетском походе. Позже, в 1880-х годах, этот факт подтвердил знаменитый исследователь Великой Пирамиды Флиндерс Петри. Затем на сто лет об этом забыли. И лишь уже в наши дни аэрофотосъемка офицера британской армии П. Гровса с несомненностью показала, что вогнутость граней, правда, совершенно незначительная – всего в один метр, действительно имеет место...

Интересно отметить, что более поздние пирамиды строились с совершенно плоскими гранями! По-видимому, главный строитель Великой Пирамиды скрыл от своих последователей смысл и предназначение вогнутостей. По мнению Раймонда Маннерса, своеобразные вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров служили для фокусировки солнечных лучей в день летнего солнцестояния. В этот день, когда Солнце стояло лишь в 6,5 градуса от зенита, происходило фантастическое действо: благодаря отполированным граням Великая Пирамида сверкала как бриллиант! В фокусе вогнутых "зеркал" температура поднималась до тысячи градусов! Собравшиеся толпы людей начинали слышать потрескивание, идущее от этих точек, усиливающееся постепенно до громоподобного оглушающего звука!

Среди сверкающего света и грохота от центрального вихря над вершиной Пирамиды исторгались вверх волны раскаленного воздуха. Создавалась иллюзия огненного столба, поднимающегося от Пирамиды. Это была воистину дорога, по которой к людям снисходил сам Бог Ра!
Сфинкс
Загадка Сфинкса не даёт покоя людям не меньше чем пирамиды. Когда я прочёл о том, что сфинкс был неоднократно засыпан полностью, мне это казалось удивительным. Однако поездка в Каир развеяла все сомнения. Сфинкс стоит в яме (о происхождении которой судить не берусь) у подножия холма с пирамидами и если её засыпать то будет видна только часть головы. Правда следует учитывать что плато Гиза – это каменистая пустошь, а не пустыня с барханами песка, как может быть казалось многим. (наиболее полную ассоциацию вам даст каменный известковый карьер или большая стройплощадка) так что для его заноса, на мой взгляд необходимо не одно десятилетие, если не столетия.. Но вернёмся к самому объекту

Недавно японские ученые (С. Иошимура) с помощью эхолокаторов показали, что обработанный камень скульптуры Сфинкса ГОРАЗДО ДРЕВНЕЕ, нежели блоки пирамид. Подчеркну ДРЕВНЕЕ ИМЕННО МАТЕРИАЛ СКУЛЬПТУРЫ. Другой факт: гидрологические исследования выявили следы эрозии от мощного потока воды у основания пьедестала статуи (в т.ч..и НА ОБРАБОТАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ). Британские геофизики оценивают возраст эрозии в 10 -12 тысячелетий (!). Сказанное подтверждает гипотезу, весьма популярную в наши дни: гизовский комплекс строили ДВАЖДЫ..


В настоящее время всё основание сфинкса и лапы отреставрированы, так что следов эрозии я увидеть не смог. Впрочем у меня сложилось мнение, что многие археологические памятники египтяне не только восстанавливают но и строят заново, в Луксоре даже стоят башенные краны.

С учетом изложенного можно представить последовательность событий так. Около 12,5 тыс. лет назад неведомые зодчие воздвигли комплекс пирамид, закодировав в его плане соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации статуи льва – дату. когда оно имело место быть. Несколько позже откуда-то с чудовищной силой хлынула вода. Ее поток разрушил пирамиды, но Сфинкс. выдолбленный из монолитной скалы и, возможно, засыпанный песком, устоял. Спустя 8000 лет, в эпоху правления фараонов четвертой династии, остальные сооружения восстановили. Не исключено, впрочем, что и Сфинкс подвергся реставрации: мы допускаем, что изначально он изображал просто льва, а человеческую голову – если конкретно, голову фараона Хефрена (напротив Пирамиды которого он стоит) – ему приделали при фараоне Хефрене.

Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону.

Токийские ученые выдали и вторую сенсацию: электронная аппаратура показала под левой лапой каменного изваяния узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его пока оказалось невозможно, но профессор Иошимура пообещал создать новое устройство, специально для исследования этого подземного хода.
P.S. Меры Древнего Египта
Покопавшись в истории возникновения единиц измерения и стандартов, нетрудно выяснить, что у египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), которая, в свою очередь, равнялась четырем пальцам (16,6 мм). Большие расстояния измерялись десятками и сотнями локтей или ладоней. Легко видеть, что сторона основания пирамиды Хеопса равна в точности 500 локтям.

Заманчиво, конечно, видеть в высоте пирамиды Хеопса некий «астральный» смысл. Но не проще ли предположить, что пирамиды строились именно такими, какие требовал заказчик? Фараон или, допустим, совет жрецов. Прикажет: «сто локтей в высоту» – так и построят. А как мог приказывать фараон? Скорее всего он задавал высоту круглыми числами – разумеется, в египетских мерах... Для проверки высказанного предположения измерим пирамиды не в метрах, а в локтях (лк) и ладонях (лд). И что получается? Из трех пирамид Гизы у самой малой, Микерина, высота равна тысяче лд (66 м). У пирамиды Снофру – 200 лк. Наконец, у пирамиды Хуфу (Хеопса) – 300 лк 100 лд (146,6 м): сын перещеголял отца почти в полтора раза. Любопытны и другие измерения пирамиды Хеопса: сторона основания 500 лк (233 м), апофема боковой грани 400 лк (187 м), длина главной галереи 100 лк (46,2 м), верхнего хода - 500 лд (33 м) и т. д. Знаменитый Пирамиды равняются на звезды
Вопрос «сколько лет египетским пирамидам?» вроде бы давно решен: около 4500 лет. Однако способ решения этого вопроса, основанный на анализе древних записей, не слишком точен. В результате оценки возраста пирамид могут быть завышены или занижены примерно на 100 лет. С одной точки зрения, по сравнению с их возрастом это немного; с другой точки зрения, человек существо несовершенное и вечно стремится к идеалу. Вот и египтологи в конце концов не выдержали неопределенности и стали разрабатывать методы более точного датирования. В основу одного из них, разработанных британским египтологом Кейт Спенс из Кембриджа, положена астрономия.

Дело в том, что с египетскими пирамидами связано много загадок и вопросов. Один из них таков: как древние египтяне ухитрялись настолько точно выравнивать свои творения? Ведь две из четырех сторон каждой пирамиды направлены достаточно точно с севера на юг! Кейт Спенс считает, что в этом древним строителям помогали звезды. Точнее, две звезды: Мицар и Кохаб, в созвездиях Большой и Малой Медведиц. Из-за смещения собственной оси Земли в пространстве (с периодом в 26000 лет) эти две звезды в разные столетия указывают на разные стороны света. Вычислив, когда они показывали на север, можно очень точно определить время строительства пирамид.

Более того, с помощью теории «двух звезд» прекрасно объясняются те погрешности в выравнивании пирамид, которые все же допустили египтяне (собственно, Спенс и разработала свою теорию для объяснения этих погрешностей). Ведь пирамиды строились не одновременно, звезды за это время успевали немного сместиться и направление «на север» тоже несколько смещалось. Сегодняшняя «северная» звезда – Полярная – в те годы показывала совсем не на север и служить ориентиром для египтян не могла.

С помощью своего метода Кейт Спенс вычислила время постройки Великой Пирамиды в Гизе (одного из Семи чудес света). Она считает, что это произошло в 2478 году до нашей эры плюс-минус пять лет. Таким образом, по «астрономической» теории Великой Пирамиде 4478 лет – на 75 лет больше, чем считалось до сих пор.

Неизвестно, действительно ли древние зодчие определяли направление на север по двум звездам, однако нет никаких аргументов против того, что они могли это делать. Достоверно мы знаем только одно: пирамиды выравнивались на север потому, что египтяне считали, что мертвый фараон становится звездой на северном небе. Поэтому вполне логично можно предположить, что при постройке пирамид для мертвых фараонов они поглядывали в сторону их нового обиталища.

Метод Спенс оказывается важным и еще по двум соображениям. Во-первых, он не противоречит сложившимся представлениям о возрасте пирамид: 75 лет вполне укладываются в погрешность датировки по письменным источникам. Во-вторых, он служит дополнительным аргументом против точки зрения, что пирамиды и Сфинкс были построены на несколько тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Получив столь хорошо сходящиеся результаты с помощью двух разных методик, можно твердо считать, что пирамиды были построены в середине третьего тысячелетия до нашей эры.
Как строили пирамиды
Итальянский египтолог Освальдо Фалестиеди, предложил разгадку способа постройки египетских пирамид. Гипотеза Фалестиеди опирается на свидетельство Геродота, упоминавшего в V веке до нашей эры о «деревянных машинах для постройки усыпальниц египетских владык». Остатки одной из таких машин, считает Фалестиеди, нашли в XIX веке при раскопках храма царицы Хатсепшут. Увлеченный итальянец сумел восстановить древнее устройство, и оно заработало!

Сконструированная Фалестиеди машина напоминает колыбель. Внутри деревянного каркаса помещается обвязанный веревками каменный блок, который раскачивается при помощи специальных клиньев. С помощью такого раcкачивания, убежден изобретатель, древние египтяне поднимали многотонные камни. Открытие Фалестиеди апробировали японские и американские инженеры и археологи. И: независимая экспертиз; подтвердила правоту ита льянца. Теперь Фалестиеди вместе с инженерами из Туринского политехнического института собирается создать действующую модель устройства которое сможет поднимать камни весом до сорока тонн.

Новость отредактировал olqa.weles - 9-02-2012, 12:06


Древний Египет будоражит умы учёных и обывателей с тех самых пор, как впервые был расчищен от песка Большой Сфинкс. И хотя археологи сделали уже немало открытий, связанных с Египтом, земля фараонов хранит под своими песками ещё множество тайн. И порой случается так, что новые находки порождают появление ещё большего количества загадок и отвеченных вопросов.

1. Затерянный лабиринт Египта



2 500 лет назад в Египте был огромный лабиринт, который, если верить египетским летописцам, «превосходил даже пирамиды». Это было огромное здание высотой в два этажа, внутри которого находилось 3 000 различных комнат, связанных извилистым лабиринтом проходов, настолько сложных, что никто не мог найти выход без провожатого. Внизу находился подземный уровень, который служил гробницей для королей, а наверху была массивная крыша, сделанная из одного гигантского камня.

Бесчисленные древние авторы описывали лабиринт, утверждая, что видели его собственными глазами, но 2500 лет спустя ученые не имеют ни малейшего понятия о том, куда он делся. Самое похожее, что было найдено, это массивное 300-метровое каменное плато, которое, по мнению некоторых, было основанием лабиринта. Если это так, то историю нужно переписывать.

В 2008 году группа специалистов по геолокации проверила плато и обнаружила, что под ним находится подземный лабиринт, как это описывал один из древних писателей. На данный момент, однако, никто даже не начинал раскопки этого места, которое может быть величайшим археологическим чудом Египта.

2. Неизвестная царица Египта



В 2015 году археологи наткнулись на гробницу женщины, которая была похоронена среди великих пирамид Древнего царства Египта. В ее могиле были надписи, который называли ее «женой фараона» и «матерью фараона». 4500 лет назад она была одной из самых могущественных женщин на планете. Но никто не знает, кто это. Историки окрестили ее «Хентакавесс III», исходя из предположения, что она была дочерью фараона Нефериркара Какаи и царицы Хенткаус II, а также женой фараона Неферефры и матерью фараона Менкаухора. Но это лишь предположение. Кем бы она ни была, она когда-то была невероятно могущественной женщиной, но сегодня о ней все забыли.

3. Израильский Сфинкс



В 2013 году в Тель-Хазоре (Израиль) археологи обнаружили то, чего они никогда не ожидали найти так далеко от Египта: 4000-летнего египетского сфинкса. Если быть точнее, то они нашли лапы статуи, опирающиеся на пьедестал. Остальная часть, как считается, была сознательно уничтожена тысячи лет назад.

Прежде чем кто-то разрушил этого сфинкса, он высотой примерно 1 метр и весил полтонны. Никто не знает, что делает египетская статуя в Израиле. Единственная подсказка, которую сумели найти, - это надпись на пьедестале, гласившая «Фараон Микерин» (фараон, правивший Египтом около 2500 г. до нашей эры). Очень маловероятно, что Тель-Хазор был завоеван египтянами. Во время правления Микерина (или Маенкаура) Тель-Хазор был торговым центром в Ханаане, непосредственно между Египтом и Вавилоном. Он имел жизненно важное значение для экономического благосостояния двух крупнейших держав в этом районе. Как предполагают ученые, это мог быть подарок.

4. Таинственная смерть фараона Тутанхамона


Фараону Тутанхамону было всего 19 лет, когда он умер, и никто точно не знает, что произошло с ним. Его смерть - загадка. Учёные считают, что у Тутанхамона был целый букет болезней, и сказать конкретно из-за чего он умер невозможною. У него была малярия, а также он родился с таким количеством генетических нарушений, что историки убеждены, что его родители, должно быть, были братом и сестрой. У него была искривленная нога и генетические дефекты, которые, по мнению некоторых, возможно, сделали его смерть не более чем вопросом времени.

У мумии также был проломлен череп, поэтому археологи в течение долгого времени считали, что фараона убили ударом по голове. Но сегодня есть версия, что его голова просто повреждена при бальзамировании тела. Тутанхамон повредил колено незадолго до смерти, что привело к теории, что он умер в результате аварии на колеснице. Но это тоже только теория. В любом случае, его тело было настолько деформированным, что юный фараон, судя по всему, даже не мог стоять без посторонней помощи.

5. Скрытая камера в пирамиде Хеопса



Самая большая пирамида была построена 4500 лет назад для фараона Хуфу (Хеопса). Это огромная структура высотой почти 150 метров, построенная из более чем 2,3 миллионов каменных блоков. До недавнего времени все считали, что внутри ее есть три камеры. Если кому-то покажется, что внутри остается слишком много свободного пространства, то он не одинок. Именно поэтому команда исследователей проверила пирамиду в ноябре 2017 года, чтобы узнать, не пропустили ли что-либо ранее ученые.

Над Большой галереей пирамиды они обнаружили признаки того, что там может быть большая скрытая камера (размером с самую большую найденную камеру во всей пирамиде). Странно, что египтяне сознательно построили скрытую камеру, сделав её полностью недоступной. К ней нет никаких коридоров или иных путей. Единственным способом разместить что-то внутри было сделать это во время постройки пирамиды и запечатать. Никто еще не видел, что находится внутри скрытой камеры. Но что бы там ни было, фараон Хуфу, по-видимому, не хотел, чтобы это когда-либо снова увидело дневной свет.

6. Мумия, обернутая в иностранную книгу



В 1848 году мужчина купил древнюю египетскую мумию у лавочника в Александрии. В течение многих лет он показывал ее как обычный экспонат, не понимая, насколько странным был артефакт, который он нашел. Только сняв часть бинтов с мумии спустя несколько десятилетий, ученые обнаружили что-то очень необычное. Мумия была обернута в страницы книги, но эта книга была написана не на египетском языке. Понадобились годы исследований, чтобы понять, что это был за язык.

Сегодня ученые знают, что книга была написана на этрусском языке, которым пользовалась древняя цивилизация, когда-то жившая на территории современной Италии. Это язык, о котором сегодня почти никто ничего не знает. Текст, в который завернули мумию, является самым длинным этрусским текстом, когда-либо найденным исследователями. Но никто не знает, о чем говорится в нем. Ученые смогли понять несколько слов, которые, по-видимому, являются датами и именами богов, но остается только предполагать, почему в страницы завернули мертвое тело. Более того, неизвестно, почему египетская мумия была завернута в этрусскую книгу.

7. Свет Дандары



На стене храма в египетском Дандаре есть огромный рельеф, показывающий очень странный образ. На нем изображена (согласно обычной интерпретации) змея в большом шаре огня, вылетающем из большого цветка лотоса, который поддерживается столпом с человеческими руками. Это странная картина, но не только потому, что у стойки есть руки. Это просто очень похоже на модель трубки Крукса, разновидности ранней лампочки, изобретенной в XIX веке. На самом деле, это настолько похоже на лампочку, что некоторые люди думают, что это может быть диаграмма, показывающая, как ее создать.

Хотя эта теория похожа на те, которые обычно рассказывают псевдоисторики на Youtube, у нее есть довольно убедительные аргументы. Комната, в которой изображен Свет Дандары, является единственной комнатой во всем храме, в которой не было обычных масляных ламп. Археологи обнаружили нагар, который свидетельствует об использовании египтянами ламп, во всех частях здания, за исключением этой комнаты. Поэтому, если в данном помещении не было подобной ранней версии лампочки, как вообще в нем можно было что-то видеть.

8. Разрушенная пирамида


Пирамида Джедефра должна была стать самой высокой пирамидой в Египте. Хотя у Джедефра не было ресурсов для создания самой большой пирамиды, но использовал небольшую хитрость. Он построил пирамиду на холме. Но по какой-то причине, хотя все остальные пирамиды Египта простояли не одну тысячу лет, пирамида Джедефра стала единственной, которая была полностью уничтожена. От нее осталось только основание.

Никто не знает, что с случилось с пирамидой, есть только теории. Некоторые считают, что Джедефра просто умер, прежде чем пирамида была достроена, и она осталась в руинах. Другие считают, что римляне разобрали ее на камень 2000 лет назад, разрушив исторический памятник. А может быть, народ Египта ненавидел Джедефра настолько, что он разрушил целую пирамиду.

9. Исчезновение царицы Нефертити



Царица Нефертити вошла в легенды, поскольку является одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Она была Великой женой фараона Эхнатона, а также, вероятно, матерью фараона Тутанхамона и, как полагают ученые, в течение определенного времени правила Египтом единолично. Но при этом место упокоения Нефертити неизвестно.

Поиски ее могилы продолжались годами. До 2018 года археологи были почти уверены, что нашли ее захоронение в секретной камере, скрытой в гробнице короля Тутанхамона. Однако, в мае они тщательно осмотрели стену и обнаружили, что там ничего не было. Любопытно, что в египетской истории нет упоминания о ее смерти. После двенадцатого года правления ее мужа Эхнатона все упоминания о ней просто исчезли из исторических документов. Некоторые считают, что это случилось потому, что Нефертити стала фараоном и приняла другое имя, но не все согласны с этой теорией. Некоторые полагают, что отгадка более прозаична. По мнению доктора Джойса Тидзели, Нефертити никогда не была фараоном. Тк или иначе, но её судьба остаётся загадкой.

10. Затерянный Пунт



Древнеегипетские писания полны ссылок на страну под названием Пунт. Это было древнее африканское царство, полное золота, слоновой кости и экзотических животных, которые будоражили воображение египтян. И оно, должно быть, было чрезвычайно могущественным. Египтяне настолько окрестили это место «Землей богов».

Но нет никаких сомнений в том, что Пунт действительно существовал. В древних писаниях есть многочисленные упоминания об этом. В древнеегипетском храме есть даже картина царицы Пунта, но никаких следов существования этого государства учёным найти не удалосью. Единственная информация, содержащая намёки на существование Пунта, - это артефакты, которыми владели египтяне. Ученые, отчаявшись выяснить, где находилось это царство, изучили мумифицированные останки двух бабуинов, которых египтяне привезли из Пунта, и определили, что бабуины скорее всего происходили примерно из современной Эритреи или Восточной Эфиопии. Это, по крайней мере, дает отправную точку в том, где искать Пунт, но на самом деле это огромная область для археологического поиска.

А недавно в . Поразительное открытие.

Прославленный древнегреческий историк Геродот был одним из первых людей, косвенно проливших свет на вопрос о внешности древних египтян. Ещё за 100 с лишним лет до завоевания Египта полководцем Александром Македонским Геродот написал, что жители Колхиды (исторической области, располагавшейся вдоль восточных берегов Чёрного моря, занимающей Колхидскую низменность и близлежащие районы) имели египетские корни. Их кожа была тёмной, а волосы – густыми и кудрявыми. Помимо этого, представители обеих этнических групп практиковали обрезание и аналогичным способом изготавливали ткань.

Немногословное описание Геродота вызвало нескончаемые дебаты. Самыми спорными стали слова melanchroes («тёмная или чёрная кожа») и andoulotriches («вьющиеся или кудрявые локоны»). Некоторые учёные утверждают, что слово melanchroes означало любого человека, кожа которого была более тёмной, чем у греков. Кроме того, Геродот писал, что внешность обитателей Колхиды «не может что-то доказывать, ведь похожие черты имели и представители других народов». Что он имел в виду? Может быть, то, что жители этого региона по внешности не сильно отличались от других азиатов?


В XIX столетии сторонники рабства начали утверждать, что предки современных египтян были столь продвинутыми только потому, что имели кавказское происхождение. Они предположили, что правители и жрецы в Древнем Египте имели белую кожу, а их рабы были темнокожими. В то же время афроцентристские историки уверяли всех в африканском происхождении древнеегипетской цивилизации. По их мнению, древние египтяне были представителями негроидной расы. Правда, скорее всего, где-то посередине.

Это интересно: В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (древнеегипетского фараона, правившего примерно в XIII столетии до нашей эры). Прошло почти 100 лет, прежде чем французские исследователи решили подробно её изучить. Результаты проведённых анализов показали: фараон имел рыжие волосы. Стоит ли напоминать, что у темнокожих африканцев такой цвет волос не встречается? Считается, что Рамсес II имел ливийские корни. Если это так, значит, он был светлокожим.


Современные изображения одного из самых известных древнеегипетских фараонов, Тутанхамона, становятся причиной серьёзных разногласий среди учёных.

Это интересно: Тутанхамон стал правителем Египта в возрасте 9 лет. Произошло это примерно в 1330 году до нашей эры.

Многие афроцентристские учёные уверены, что изображение фараона Тутанхамона как белокожего является расистским и неточным. Но ещё больше страсти накалились, когда современные египетские учёные расшифровали генетический код Тутанхамона.

Несмотря на то что исследователи, анализировавшие ДНК Тутанхамона, не предоставили никакой информации касательно его принадлежности к какой-либо расе, представители разных неонацистских организаций принялись утверждать, что Тутанхамон имел светлую кожу. Более того, по их словам, фараон имел скандинавское происхождение.

В то же время египетское правительство недавно было обвинено в сокрытии сведений о том, что Тутанхамон в действительности был евреем. И кому верить?

Kmt


Жители Древнего Египта называли своё государство Kmt (произносится как «Кемет»), что означает «чёрный». Но почему египтяне использовали такое название? Некоторые учёные считают, что подразумевалось выражение «земля чёрных людей». Другие уверяют, что оно имело отношение к «чёрной земле».

Современные лингвисты склоняются ко второму варианту. По их словам, ежегодные разливы Нила превращали сухую пустынную территорию в цветущий оазис, богатый плодородным чернозёмом. Чернозёмы контрастировали с покрытыми песком землями, которые египтяне именовали dsrt (в переводе – «красная земля»).


Египтологи считают, что у Клеопатры были греко-македонские корни. Но достоверно неизвестно, кем была мать Клеопатры и откуда она была родом.

Историки утверждают, что по политическим мотивам великая древнеегипетская царица приказала лишить жизни свою сводную сестру (вероятно, имевшую того же отца, что и Клеопатра, но другую мать) Арсиною IV.

Известно, что Арсиноя была наполовину африканкой. Следовательно, мать Клеопатры, как и сама царица, также могла иметь африканское происхождение. В девяностых годах прошлого века археологи заявили, что нашли могилу Арсинои IV. К сожалению, ДНК-анализ обнаруженного в ней скелета оказался бесполезным.

Классики же предпочитают вообще не обсуждать расовую принадлежность Клеопатры. Они считают, что нам следует оценивать только её великие дела, не обращая внимания на такие несущественные вещи, как цвет кожи или происхождение.


В сохранившихся до наших времён древнеегипетских храмах хранятся статуи, папирусы, многочисленные настенные рисунки и другие артефакты, позволяющие составить нам более-менее полное представление о том, какими себя видели их создатели.

Древние египтяне изображали своих современников с разной по цвету кожей – от светло-коричневой до красной, жёлтой или чёрной. Причём кожа мужчин обычно была темнее женской. Это различие, скорее всего, обуславливалось тем, что представители сильного пола большую часть времени работали на улице. К сожалению, произведения искусства, созданные представителями древнеегипетской цивилизации, были не особо реалистичными. Вполне возможно, что и цвет кожи у изображаемых на рисунках людей имел символический характер.

К примеру, изображение людей с лицами либо волосами красного цвета означало, что они находились во власти бога Сета, властелина пустыни. Некоторые исследователи предполагают, что египтяне при создании своих произведений могли специально изображать себя с красноватой или медной кожей, чтобы отличаться от жителей Судана, нубийцев, которые имеют чёрную кожу на рисунках.


Статуя Большого Сфинкса в Гизе была построена примерно за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Многие египтологи считают, что лицо Сфинкса принадлежит фараону Хафру, но абсолютной уверенности в этом нет.

В 1780 году историк Франсуа Вольней после посещения Гизы написал, что Сфинкс «имеет черты лица, свойственные негроидной расе». Другими словами, жители Древнего Египта были темнокожими. Но современные учёные оспаривают это предположение, утверждая, что по лицу статуи практически невозможно решить загадку об этнической принадлежности. Дело в том, что за несколько тысячелетий дожди, ветер, зной и другие погодные явления сильно подпортили внешний вид Сфинкса.

Это не помешало эксперту-криминалисту Фрэнку Доминго провести в начале девяностых годов прошлого века замеры лица Сфинкса и сделать на основании полученных данных вывод, что оно точно не принадлежит фараону Хафру. По мнению Доминго, статуя, вероятней всего, изображает человека, принадлежащего к негроидной расе.


В конце XIX века древнеегипетскими артефактами всерьёз заинтересовался британский учёный Уильям Мэттью Флиндерс Питри.

Это интересно: Питри сделал весомый вклад в египтологию, ведь именно он первым обнаружил доисторическую культуру, предшествовавшую Древнему Египту.

Но многие другие идеи, выдвинутые Уильямом, были довольно спорными. К примеру, он утверждал, что цивилизация раннего Египта появилась вследствие вторжения «Новой расы», сумевшей завоевать «декадентскую доисторическую цивилизацию». Учёный утверждал, что египетские артефакты доисторического периода не имеют ничего общего со своими более поздними аналогами. То есть «Новая раса», вероятно, уничтожила или изгнала на другие территории всё население доисторического Египта. Питри предполагал, что представители «Новой расы» могли иметь ливийское или персидское происхождение.


В 2002 году египтолог Тоби Уилкинсон представил общественности результаты исследования наскальных изображений, обнаруженных на территории так называемой Восточной пустыни (регион Сахары, протянувшийся от Красного моря до долины Нила). Наскальные рисунки, датируемые примерно 4000 годом до нашей эры, показывают типичную долину реки Нил с лодками, рыбаками, крокодилами, бегемотами и т. д. Аналогичные образы встречаются также в более поздних рисунках, относящихся к династическому периоду истории Египта. Это сходство позволило Уилкинсону предположить, что древние египтяне пришли из Восточной пустыни.

Учёный уверен, что их предками стали полукочевые скотоводы, перемещавшиеся между берегами рек и засушливыми территориями Восточной пустыни. Она охватывала земли современного Египта, восточной части Судана и Эфиопии.


Это интересно: Исследование почти тысячи скелетов древних египтян, проведённое в 2006 году, показало, что их зубы были одинаковыми вне зависимости от возраста останков. Такое же строение челюсти имеют представители современных народов североафриканского региона. Зубы же европейцев и обитателей Ближнего Востока кардинально отличаются от исследованных.

Автор исследовательской группы, Джоэл Айриш, высказал предположение, что древние египтяне имели смешанное происхождение (у них были нилотские, левантские, ливийские и другие корни). По мнению Айриша, смешение народов произошло задолго до династического периода – «Золотого века» Древнего Египта.

Как видите, даже авторитетные учёные, вооружённые современным оборудованием, не могут прийти к общему мнению по поводу того, как выглядели древние египтяне. Но неужели эта загадка на самом деле такая важная? Может, нам стоит просто гордиться наследием, оставленным древнеегипетской цивилизацией и не задаваться лишними вопросами?

Много лет назад, а именно 70 лет прошло с тех пор, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте будет найдена комната, которая будет иметь название Зал Свидетельств или Зал Летописей, и она будет связана со Сфинксом. Именно эта комната расскажет нам о существовании на Земле миллионы лет назад Высокоразвитой Цивилизации, причем проход в Зал Свидетельств будет идти от комнаты расположенной под правой лапой Сфинкса.

Уже в 1989 году с помощью специальной аппаратуры группа японских ученых из университета Васэда, которую возглавлял профессор Сакуджи Иошимура, обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинался на глубине двух метров и уходил наклонно вниз. Кроме того, они нашли большую полость за северо-западной стеной Камеры Царицы, а также «туннель» снаружи и южнее пирамиды, уходящей под монумент.

Они использовали современную технику «неразрушающего контроля», основанную на электромагнитных волнах и радиолокационном оборудовании. Но прежде, чем они успели провести дальнейшие исследования, как вмешались египетские власти и остановили проект. Иошимуре и его экспедиции не удалось больше вернуться к работам в Камере Царицы. Так же, и все в том же 1989 году сейсморазведку Сфинкса произвел и американский геофизик Томас Добецки. И она тоже привела к обнаружению большой прямоугольной камеры под передними лапами Сфинкса.

Исследования Добецки были частью геологического обследования Сфинкса, которое проводил профессор Роберт Шох из Бостонского университета. Но его работа была внезапно остановлена в 1993 году доктором Захи Хавассом из Египетской Организации Древности. И даже более того, египетское правительство больше не разрешило проводить вокруг Сфинкса новых геологических или сейсмических исследований. И это притом, что исследования Шоха подошли близко к разгадке возраста Сфинкса, в чем ранее были заинтересованы местные власти.

В том же 1993 году вышел фильм «Тайна Сфинкса», в котором упор делался на то, что Сфинкс и ряд других монументов в некрополе Гизы датируется как минимум XI тысячелетием до нашей эры. Частичное финансирование фильма «Тайна Сфинкса» было сделано «Фондом Эдгара Кейси» и ее филиалом «Ассоциация Исследований и Просвещения» — ECF/ARE и их сторонниками. Именно этот документальный фильм первым сообщил о сейсмической разведке Томаса Добецки вокруг Сфинкса и об обнаружении им большой прямоугольной полости глубоко в скальной породе под его передними лапами.

Это и подтолкнуло ECF/ARE к тому, чтобы связать сей факт с Залом Летописей Кейси и его предсказанием. В том же самом 1993 году, Захи Хавасс начинает раскопки недавно обнаруженного храмового комплекса времен Древнего Царства с подземными туннелями, которые находились с юго-восточной стороны Сфинкса. Но упор все же был сделан не на Зал Свидетельств под Сфинксом, а на другое открытие, которое отвлекло общественность от Зала Свидетельств. Этим открытием стала информация о том, что в глубине Великой Пирамиды скрывается некая камера.

Немецкий инженер из Мюнхена Рудольф Гантенбринк обследовал узкие шахты с помощью миниатюрного робота с телекамерой и в самом конце южной шахты у стен Камеры Царицы обнаружил маленькую дверцу с медными ручками. С большими проблемами, но ему удалось снять открытие этой дверцы. Этим занималась съемочная бригада во главе с режиссером Йохеном Брейтенштейном и его помощника Дирка Бракебуша. А проблемы у Гантенбринка возникли из-за того, что Германский Археологический Институт не получил вовремя необходимого разрешения на съемку открытия дверцы от Египетской Организации Древностей, которое все же было устно дано Захи Хавассом при поддержке Гантенбринка доктором Штадсльманом.

Но уже в 1995 году Египетская Организация Древностей предупредила немецкие власти, чтобы они не пытались продолжать изучение Великой Пирамиды.

А в декабре 1995 года к Захи Хавассу обратились с просьбой о документальной съемке для телевидения, которая была посвящена загадкам Сфинкса. И Хавасс повел съемочную группу в туннель, который располагался прямо под Сфинксом.

«Пожалуй, — сказал он, — даже Индиана Джонс не мечтал побывать здесь. Можете поверить, мы сейчас находимся внутри Сфинкса! Раньше этот туннель никто не открывал, и никто не знает, что же находится внутри него. Мы собираемся открыть его первыми».
Могу предположить, что эта съемочная группа была с кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), о чем упоминается в книге Друнвало Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни», 2 том 11 глава, которая вышла в свет в 2003 году. Вот это место в его книге:

«В ноябре 1996 года на контакт со мной вышел источник в Египте. Он сообщил: сейчас было открыто нечто, превосходящее все, когда-либо найденное в Египте. Из земли между лап Сфинкса на поверхность вышла каменная стела (плоская каменная плита с надписями). Надписи на ней говорили о Зале Свидетельств и комнате под Сфинксом. Египетское правительство распорядилось немедленно убрать стелу, чтобы никто не прочитал выбитые на ней иероглифы.

Потом стали копать землю между лап Сфинкса и открыли комнату, которую японцы обнаружили в 1989 году. В ней был глиняный кувшин и свернутая веревка. По словам моего источника, по тоннелю из этой комнаты представители властей спустились в круглую комнату, из которой выходило еще три тоннеля, ведущих к Великой Пирамиде. В одном из них было обнаружено два удивительных феномена.

Сначала чиновники увидели световое поле, пелену света, блокировавшую вход. Когда попробовали пройти через это поле, то ничего не получилось. Даже пуля не могла его пробить.

Кроме того, если кто-либо пытался физически приблизиться к световому полю на расстояние примерно 9 м (30 футов), чело веку становилось плохо, и его начинало рвать. Если он пытался с силой продвинуться вперед, то чувствовал, что умирает. Никто, насколько я знаю, не мог коснуться загадочного поля. При обследовании приборами с поверхности Земли за световым полем было обнаружено нечто уж совсем немыслимое. Подземное двенадцатиэтажное здание — представляете, двенадцать этажей, уходящих вглубь земли! Египтяне поняли, что самим им с этими проблемами не справиться. Правительство Египта попросило иностранного содействия.

Было решено, что есть конкретный человек (я не назову его имени), который сможет выключить световое поле и войти в тоннель. У него будет двое помощников. Один из этих людей мой хороший знакомый, так что я внимательно следил за ходом событий, получая информацию из первых рук. Мой друг привез с собой представителей кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), которая должна была получить разрешение на съемку фильма об открытии этого уникального тоннеля.

Кстати, именно «Парамаунт» сняла фильм об открытии гробницы Тутанхамона, следователь но, у нее имелись очень хорошие связи в Египте. Исследователи планировали войти, или, по крайней мере, попытаться войти в этот тоннель 23 января 1997 года. Правительство запросило у кинокомпании несколько миллионов долларов, на что та согласилась. Однако за день до входа группы в тоннель египтяне решили, что хотят больше денег, и запросили полтора миллиона «из-под полы», что взбесило кинокомпанию. «Парамаунт» сказала «нет», и на том все закончилось. Примерно три месяца было тихо.

Затем я случайно узнал, что другая группа из трех человек вошла в тоннель. Они отключили световое поле с помощью звуков своих голосов и святых имен Бога. Руководитель группы, который пользуется широкой известностью и не хочет, чтобы упоминалось его имя, поехал в Австралию и показал видео фильм о проникновении в тоннель и здание в двенадцать этажей, причем последнее оказалось не просто зданием. Это строение простиралось под землей на многие мили и фактически являлось окраиной города. У меня в Австралии есть три хороших друга, видевших этот фильм.

Потом появился еще один человек, Ларри Хантер (Larry Hanter), более 20 лет своей жизни посвятивший археологии Египта. Г-н Хантер связался со мной и сообщил мне информацию, почти совпадающую с той, что я получал от своих источников в Египте, за исключением того, что она была более подробной. Город занимает территорию площадью 10,4 на 13 км (6,5 на 8 миль) и уходит вглубь земли на двенадцать этажей, периметр города очерчен уникальными египетскими храмами.

Следующая информация пере кликается с работой Грэма Хэнкока (Graham Hancock) и Роберта Боваля (Robert Bauval) «Послание Сфинкса» (Message of the Sphinx). Грэм и Роберт догадались, что три пирамиды в Гизе были размещены на Земле в точном соответствии с тремя звездами Пояса Ориона. По мнению исследователей, все основные звезды созвездия Ориона могут быть обнаружены в расположении храмов в Египте, но они так и не смогли убедительно доказать эту теорию. Г-н Хантер сделал это, и я сам убедился в том, что его доказательство верно.

Применив свои навыки навигации по звездам, приобретенные во время службы на флоте, г-н Хантер нашел храмы во всех до единой точках, соответствующих каждой круп ной звезде созвездия Ориона. Он применил Глобальную Систему Навигации и определения положения (GPS — Global Positioning System) для поиска этих мест на Земле с точностью до 15 м (50 футов) и физически побывал в каждом месте, где храм должен был отмечать звезду. Вот так была проверена эта гипотеза.

Удивительно другое: в каждом месте храм был, и каждый храм был сделан из уникального материала, не найденного больше ни в одном другом храме во всем Египте. Из того же материала сделаны блоки основания трех пирамид в Гизе, включая и Великую Пирамиду. Он называется монета в камне. Это известняк, который выглядит так, как будто в него примешаны монеты. Он уникален и найден только в храмах, расположенных на территории подземного города площадью шесть с половиной на восемь миль.

Вот какова вкратце гипотеза, правильность которой оспаривается официальными египетскими властями. Подземный город, о котором говорил Тот, действ тельно существует, и он может вместить 10 тысяч человек. Как считает г-н Хантер, границы города отмечены храмами из уникального материала, а местоположение самих храмов соответствуют расположению звезд в созвездии Ориона.

На основании того, что я видел, думаю, это правда, хотя египетские чиновники считают город фантазией. Я придерживаюсь объективной точки зрения. В конце концов, истина обязательно станет известна. Если это правда, то когда подземный город будет раскрыт, данная археологическая находка приведет к росту человеческого сознания».

Могу добавить к выше сказанному Друнвало Мельхиседеком только то, что этот подземный город является одним из городов Шамбалы. Информация из книги Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни» была известна всем, кто интересовался Египтом более углубленно, чем простое любопытство. Потому что некоторые печатные издания, в свое время, написали об этом статьи, но не более того. Что же касается Сфинкса и Зала Свидетельств под ним, то там до сих пор работает местная археологическая группа вот уже много лет под руководством Захи Хавасса.

Его группа работает скрытно, почти совсем не выходя без нужды на поверхность. А если и приходится кому-то выходить на поверхность, то делается это в ночное время, когда у Пирамид и рядом с Сфинксом уже нет туристов. Никто не против того, чтобы местные археологи тайно или открыто проводили свои исследования на территории своей страны. Это их право. Это их страна. Это их Пирамиды и их Сфинкс. Но есть одно важное и очень существенное «НО», которое и дало мне право вмешаться в местные дела Египта.

Но совсем недавно этой группой археологов, включая и их руководителя Захи Хавасса, было сделано Великое Открытие, которое Власти Египта решили скрыть от Человечества Земли. Этим открытием стала потайная камера, где хранится единственный предмет, принадлежащий Тоту — его Жезл Энергии, который упоминается им самим в его Скрижалях: «Изумрудные Скрижали Тота Атланта» — «Изумрудная Скрижаль I: История Тота Атланта»:

«Быстро неслись мы навстречу солнцу утра, пока не стала земля под нами, земля детей Кхем. Неистовствуя, встретили они нас дубинами и копьями, занесенными в гневе, желая погубить и уничтожить всех до единого Сынов Атлантиды. Поднял тогда я свой жезл, и направил луч вибрации, поразив их так, что стали они неподвижны, как обломки камней горы. Тогда обратился я к ним словами спокойными и мирными, и поведал о мощи Атлантиды, говоря, что мы — дети Солнца и его посланники. Усмирил я их своей магической наукой, пока не пали они ниц у моих ног, и тогда освободил я их.»

Об этом же Жезле есть упоминание в книге Элизабет Хейч «Посвящение», глава 32. «Указания Птахотепа»:
«Жезл твоего отца, сделанный из разновидности меди, может передавать излучения любого плана. По воле человека они могут трансформироваться или усиливаться. Жезл может быть благословением или проклятием, это зависит от того, кто им пользуется. Посвященные, владеющие всеми силами — от высших божественных до низших ультраматериальных, — могут сознательно передавать их в жезл. Человеческие органы чувств способны воспринимать их, тогда они переживаются людьми как эмоциональные состояния.

Так, высшие божественные частоты переживаются как всеобщая любовь, а самые низкие — ультравещественные — как ненависть. Посвященный всегда использует жезл так, чтобы создать что-то хорошее, а ультраматериальные вибрации служат ему только при необходимости в качестве невидимой, непроницаемой защитной стенки. С помощью этого жезла посвященный может управлять всеми силами природы, усиливая или нейтрализуя их». А теперь я расскажу о Камере Хранения Жезла Тота и о самом Жезле Энергии: Cама Камера Хранения Жезла находится за Залом Свидетельств, как раз напротив того самого прохода и входа в сам Зал, Световой Барьер с которого был снят в 1997 году.

Дверь в Камеру была открыта с помощью нажатия на камень и его глубокого утопления внутрь стены. На этом камне был выбит Жезл Энергии Тота с лучами. На левом камне, от ключевого камня, была изображена богиня Маат. И на правом от него камне так же изображена Маат, но уже с Жезлом. После активации ключевого камня, часть стены Зала Свидетельств ушла внутрь, и Дверь отъехала в сторону, оказавшись за стеной Зала Свидетельств. При этом обнажился большой дверной проем, который открыл доступ в Камеру Жезла. Камера Жезла большая и имеет квадратную форму.

По центру Камеры установлен постамент в виде пирамиды с семью высокими ступенями. На вершине пирамиды в ее центре установлен сам Жезл Энергии Тота. Жезл Жизни имеет вид высокого посоха. Высотой он примерно в 1,5 метра и см 3 в диаметре по центру. Жезл сужается к низу и расширяется к верху. Он весь усыпан драгоценными камнями, из которых выложены символы. Вершину Жезла венчает кристалл. Именно Кристалл Энергии на вершине Жезла Жизни и испускает Сияние Жизни, освещая все вокруг своим светом. И этот свет, как Свет Энергии распространяется в открытый дверной проем, освещая зону непосредственно перед Камерой в самом Зале Свидетельств.

Реакция у некоторых людей на эту энергию от Жезла Жизни такая же, какая была раньше на то Световое Силовое Поле, которым был заблокирован проход в Зал Свидетельств: Людям становилось плохо — их мутило, а если человек задерживался чуть дольше, то его тошнило. Такая же реакция бывает на передозировку лекарствами, а в данном случае — на передозировку Души человека энергиями, идущими от Жезла Жизни. Поэтому, чем дальше от Камеры находится человек, тем ему лучше, а чем ближе он приближается к Камере Жезла, тем ему становится хуже.

Такова реакция Души человека на энергии Жезла Жизни. Но не у всех людей одинаковая реакция на энергии от Жезла Жизни. Были и такие люди, кто смог подойти к Камере Жезла и даже войти в нее не имея последствий для своего здоровья. Правда, смогли они пройти вперед только до определенного рубежа, а дальше им становилось плохо, и они быстро уходили. Могу предположить, что взять в руки Жезл Жизни сможет только Наследник Тота.

Тот из людей Земли, на Душу которого была произведена кодировка Жезла по слиянию их Энергий, как их Жизненной Силы. Соединение Жизненных Сил, как энергий Жезла Жизни и Наследника Тота произойдет в момент их физического соприкосновения. И тогда мы сможем увидеть энергию Души того, кого Тот выбрал стать новым владельцем для своего Жезла Энергии, ибо Жезл всегда излучает ту энергию, которую человек провел в него. Эта сила имеет тот же вид вибрации, что и человеческая энергия, поэтому безопасна для человека, но в пределах разумного.

Но пока Камера Жезла и сам Зал Свидетельств будет закрыт для свободного доступа туда туристов, Наследник Тота не сможет взять свое Наследие — Жезл Жизни в руки, и Второе Пришествие не состоится, хотя Время и Сроки приближаются к своему кульмиционному моменту, ибо Смена Эпох и Судный День назначен Богами на 21 декабря 2012 года. А Власти Египта в преддверии этого важного события для Человечества Земли скрывают факт сего Величайшего Открытия в Истории нашей планеты от общественности, отодвигая Второе Пришествие на неопределенное время. И сейчас, по данному моменту времени, у нас есть два варианта дальнейшего развития событий:

1. Или ждать пока у Властей Египта проснется совесть, и они обнародуют Открытие Века, показав Миру то, что было снято тогда в 1997 году. А именно: снятие Светового Силового Поля с прохода в Зал Свидетельств и сам Зал Свидетельств. И то, что было снято ими сейчас, когда была Открыта Камера Жезла в собственном Доме Тота.

2. Или попросить Власти Египта приоткрыть Завесу Тайны и показать Миру Зал Свидетельств и Камеру Жезла, тем самым дав каждому из людей шанс испытать удачу и попытаться взять в руки Жезл Жизни и стать Наследником Тота Атланта.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!