Земельный участок для начальной и средней школы. Правильная организация пришкольного участка

Каждая школа должна иметь благоустроенный земельный участок. Он предназначается для пребывания учащихся на открытом воздухе во время перемен и в свободное от занятий время, проведения оздоровительных, воспитательных и учебных занятий, предусмотренных программой по биологии, географии, физической культуре и др. Во время летних каникул школьный участок можно использовать для организации пионерского лагеря.

В I климатическом районе, где учащиеся значительную часть времени года из-за неблагоприятных условий проводят в здании школы, участок может быть меньше по сравнению с участками тех климатических районов, где погодные условия позволяют школьникам много времени проводить на открытом воздухе.

На школьном участке выделяют четыре зоны:

1. Спортивная. Предназначена для физического воспитания учащихся в учебное время и организации занятий в спортивных секциях. Размещается зона в глубине участка, вдали от здания школы. Она составляет около 40% площади всего земельного участка. В этой зоне находятся спортивные площадки для игр, беговая дорожка, ямы для прыжков и др. Спортивные площадки ориентируют в направлении север — юг (продольные оси). Это делается для того, чтобы слепящие лучи солнца во время игр не попадали в глаза. Площадки отгораживаются одна от другой невысоким кустарником, гимнастические - посыпаются песком, гравием и щебнем. В спортивной зоне предусматриваются площадки для оздоровительных целей - приема солнечных и воздушных ванн. Зимой спортивные площадки используются для катания на коньках и лыжах.

2. У ч е б н о - о п ы т н а я. Предназначена для проведения занятий по природоведению, естествознанию, географии и другим предметам. Она составляет около 10% общей площади земельного участка. Здесь размещаются опытные культуры, плодовые деревья, ягодные кустарники, огород, цветники, парники, уголок животных и др. Эта зона имеет большое педагогическое и оздоровительное значение. Работа на учебно-опытных площадках помогает вырабатывать у школьников навыки сельскохозяйственного труда, прививает им любовь к природе. Активная деятельность учащихся сочетается с их пребыванием на свежем воздухе, что благотворно сказывается на состоянии их здоровья. В этой зоне размещаются также географическая и метеорологическая площадки, для которых выбирают открытое место на расстоянии не менее 35 м от школьного здания.

Место для учебного тира отводится либо на территории учебно-опытной зоны, либо в здании школы.

3. Зона отдыха. Размещается вблизи от основных выходов из здания школы. Предназначается для отдыха учащихся разных возрастных групп. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха. Последние лучше разбивать поближе к саду учебно-опытной зоны, подальше от площадок для подвижных и спортивных игр.

4. Хозяйственная зона. Предназначена для хозяйственных нужд школы. Размещается в глубине школьного участка, с отдельным въездом с улицы. В хозяйственной зоне размещаются мусоросборник и другие хозяйственные постройки на расстоянии не менее 25 м от окон школьного здания и кухни. От других участков школы хозяйственный двор отделяется зелеными насаждениями.

Земельный участок школы со всех сторон обносится изгородью. Между красной линией улицы и фасадом школы предусматривается естественная изгородь из густых кустарников, так называемая защитная зона шириной не менее 1,5 м по периметру всего участка и не менее 6 м со стороны улицы. Площадь озеленения, включая учебно-опытный участок, зону отдыха п другие зеленые насаждения, должна составлять не менее 40-50% площади всего участка. Высокорастущие деревья сажают на границе участка с улицей, а низкорастущпе деревья и кустарники - со стороны школьного здания. Сажать деревья и кустарник с ядовитыми плодами, с колючками, а также с летающими плодами (тополь, ива и т. п.) на территории участка школы нельзя.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат участка и учебного здания, уменьшают концентрацию пыли, увлажняют воздух, поглощают звуки уличного шума, уменьшают силу ветра, интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов на 29 - 34%, благотворно влияют на состояние нервной системы. Даже небольшая полоса зеленых насаждений шириной 10-20 м уменьшает запыленность воздуха на 20-40%. Так, за 12 ч летнего дня 1 га зеленой поверхности листвы в городе поглощает 180 кг углекислого газа и выделяет 140 кг кислорода. А такие растения, как жасмин, черемуха и некоторые другие, обладают бактерицидным действием. Кроме того, зеленые насаждения имеют большое эстетическое значение.

В школах I климатического района для озеленения участка применяют травы, цветы, кустарник и другие низкорослые растения; в школах IV климатического района - высококронные деревья, которые, понижая температуру воздуха, не мешают проветриванию участка.

Все входы и въезды на участок, проезды и дорожки покрываются асфальтом, щебнем, бетоном или другими строительно-дорожными материалами. Асфальтировать всю территорию школьного участка, особенно в условиях жаркого климата, недопустимо. Раскаленный асфальт выделяет вещества, вредные для организма. Известно, например, что при температуре воздуха 24-25° и асфальта 35 °С тепловое состояние детского организма ухудшается. Покрытия из крупных бетонных плит, между которыми имеются разрывы, обеспечивают лучший сток воды и не ухудшают воздушную среду. Площадки для отдыха, занятий спортивными играми лучше засеивать травами.

Каждое детское учреждение, каждая школа должны иметь свой земельный участок. Этот участок необходим для проведения на нём части учебной работы (например, по физической культуре, биологии, ботанике, зоологии, географии и спортивным играм). На школьном участке возможно проведение внеклассной работы (агробиологический кружок, кружок животноводства, метеорологический кружок и др.). На школьном участке с успехом проводятся подвижные, спортивные игры, работа по санитарному делу, а также весьма многие виды детского спорта.

Важную роль имеет школьный участок для организации отдыха детей и подростков не только во время перемен между уроками, но и во внеучебное время - после занятий ив выходные дни. В летнее же время на школьном участке возможно устройство пионерского лагеря или площадки с душем, солярием и навесом для сна детей на свежем воздухе. В зимнее время на школьном участке обычно устраиваются каток, снежные горы, лыжная станция, аттракционы из снега.

В связи с этим земельный участок школы должен иметь достаточную площадь: от 0,5 до 1,0 га для начальной школы и 1,0-2,0 га для семилетней и средней школы. На одного учащегося должно приходиться не менее 30-40 кв. м площади земельного участка. При наличии свободной территории под участок школы может быть отведена большая земельная площадь.

Участок школы или другого детского учреждения должен удовлетворять основным гигиеническим требованиям: он должен быть сухим, с почвой, легко пропускающей влагу, и с глубоким залеганием подпочвенных вод. Неглубокое залегание подпочвенных вод может привести к образованию сырости на площадке, отведённой под здание школы.

Желательно, чтобы участок школы несколько возвышался над остальной местностью и имел небольшой склон для стока дождевой воды и тающего снега. При выборе земельного участка для школы обязательно предварительное исследование грунта. В том случае, если в силу местных условий нельзя получить для здания школы вполне сухой участок, то его необходимо как следует дренировать канавами (или дренажными трубами) вокруг здания и обеспечить хороший сток в ближайший водоём. Канавы следует покрывать досками и засыпать сверху песком.

После того как земельный участок для школы избран и проведено обследование грунта, необходимо его поверхность нивелировать с целью создания ровного рельефа и исключения возможности застоя атмосферных вод.

Участок школы должен быть изолирован от шумных улиц, особенно от магистралей с большим движением транспорта, так как переход такой улицы учащимися младших возрастов может привести к несчастным случаям, а шум от движения транспорта мешает учебным занятиям в классах и увеличивает количество пыли в школьных помещениях. В связи с этим следует для школы подбирать земельные участки, расположенные по боковым улицам, движение транспорта на которых ограничено. По тем же соображениям совершенно недопустимо выбирать для школьного участка территорию, расположенную в непосредственной близости от полотна железной дороги. Расстояние участка школы от полотна железной дороги должно быть не менее 500 м.

Нельзя располагать школьное здание в непосредственном соседстве с заводами и фабриками, выделяющими вредные газы, большое количество пыли и дыма или же производящих большой шум. При выборе участка в заводской или фабричной местности (например, для ремесленного училища или школы фабрично-заводского обучения) следует учитывать направление главенствующих ветров с тем, чтобы здание школы находилось вне попадания на него дыма и газов.

Земельный участок школы должен быть обеспечен хорошей, доброкачественной питьевой водой, получаемой из водопроводной сети или же из колодца, устраиваемого на его территории.

Школа при отсутствии центральной канализации должна быть обеспечена очистными сооружениями для удаления нечистот (поля фильтрации, поля орошения, биологическая станция). Эти очистные сооружения следует устраивать вне территории школьного участка. При отсутствии возможности устройства указанных очистных сооружений применяется система люфт-клозетов.

С целью обеспечения противопожарных мероприятий школьный участок следует располагать по возможности дальше от жилых строений.

Выбор земельного участка для строительства здания школы или другого детского учреждения производится органами народного образования (или органами ведомства, в ведении которого находится учебно-воспитательное учреждение). При этом обязательно соблюдение приведённых выше гигиенических требований. Выбор земельного участка происходит при обязательном участии представителя санитарного надзора, обязанностью которого является консультация и контроль в отношении требований школьной гигиены .

Школьный участок должен иметь следующие составные части:
а) площадь, для здания школы;
б) «защитная зона» (территория, отделяющая фасад школьного здания от красной линии улицы);
в) площадки, обеспечивающие физкультурно-гигиенические мероприятия (площадки для проведения гимнастики, занятий лёгкой атлетикой, подвижных и спортивных игр, для душа, приёма солнечных ванн и пр.);
г) площадки для занятий по естествознанию (огород, опытные культуры, ягодник и пр.);
д) сад для отдыха детей;
е) хозяйственный двор.

В случае наличия земельного участка значительного размера можно выделить из физкультурно-гигиенической его части особую площадь для устройства оздоровительных площадок (площадка с навесом для лежания детей на воздухе, площадка для солярия с душем и площадка для устройства на ней класса на свежем воздухе).

Если размеры школьного участка малы, то следует ограничиться основными обязательными площадками и в первую очередь «защитной зоной», физкультурно-гигиенической частью, площадками для занятий по естествознанию и хозяйственным двором.

«Защитная зона» - это расстояние от красной линии улицы до фасада здания школы. Это расстояние должно иметь ширину не менее 20м. На «защитной зоне» следует иметь зелёные насаждения, невысокие декоративные и цветущие кустарники, газоны и цветы. Желательны устройство в этой части школьного участка фонтана и установка скульптурных украшений. В этой же зоне следует установить скамейки для детей и приходящих в школу родителей.

Физкультурно-гигиеническая часть школьного участка состоит из ряда площадок - для проведения на них в тёплое время года уроков физических упражнений и внешкольных спортивных занятий. Эти площадки располагаются в глубине участка и за зданием школы, так как при этом они скрыты от улицы или проезда. С целью предохранения окон игровые площадки следует располагать от здания не менее как на 15 м. Эти площадки нельзя располагать в непосредственной близости с хозяйственным двором.

Физкультурно-игровые площадки предназначаются: а) для гимнастических упражнений со снарядами и без них; б) для проведения подвижных и спортивных игр и в) для проведения соревнований по комплексу «Будь готов к труду и обороне». На школьном
участке возможно также устройство тира, который должен быть огорожен и находиться в наиболее отдалённой части участка. Площадки для физкультурно-спортивных занятий, хотя и связаны между собой, изолируются одна от другой кустарниками. Особое внимание должно быть уделено почве площадок. Верхний слой следует очистить и снять, заменить чистым песком, чтобы в нём было меньше бактерий, так как в почве, в особенности влажной и загрязнённой гниющими отбросами, встречаются бактерии, не безвредные для человека.

Кроме того, в физкультурно-гигиенической части школьного участка или по соседству с нею при наличии достаточной земельной площади устраиваются площадки для лежания и сна детей на воздухе (в летнее время), для приёма солнечных ванн, для устройства душа и навеса. В зимнее время года эта часть участка используется для устройства катка, снежных гор, лыжной станции и пр.

Территория школьного участка, отводимая для занятий по естествознанию и для изучения передовой мичуринской биологии, может состоять из: а) площадки для гряд огорода, б) площадки для опытного цветника, в) площадки для фруктовых деревьев и ягодных культур, г) площадки для технических и лекарственных растений и д) площадки для опытных животных. Эта часть школьного участка имеет большое значение для воспитания у детей любви к природе, агрономических, животноводческих знаний и интересов, что столь существенно, особенно в сельских местностях, так как это содействует подготовке учащихся к их будущей практической работе. Кроме того, работа на свежем воздухе имеет большое гигиеническое значение.

Каждый школьный участок по возможности должен иметь сад, состоящий из различных лиственных и хвойных, а также плодовых деревьев, цветочных и декоративных кустарников и цветочных клумб. Здесь же по соседству возможно устройство небольшой метеорологической станции. На территории сада следует провести дорожки и установить скамейки со спинками.

Хозяйственный двор предназначается для подвоза к школьному зданию топлива, продуктов, а также размещения на нём сараев с запасами топлива, инвентаря и пр. В этой части участка располагаются мусорная и помойная ямы. Хозяйственный двор следует располагать на школьном участке так, чтобы с одной стороны он примыкал непосредственно к улице, к внутриквартальному проезду, но не со стороны главной улицы, на которую обращен фасад школьного здания. С другой стороны хозяйственный двор должен примыкать к «чёрному ходу» - для доставки в помещение школы топлива, для удаления из него мусора и пр. И с третьей стороны хозяйственный двор должен граничить с площадками для занятий по естествознанию, в первую очередь с огородом и с площадкой для опытных животных.

Площадка под здание школы выбирается таким образом, чтобы здание располагалось главным фасадом (окна классов) на южную или юго-восточную стороны горизонта. В целях наилучшей инсоляции, естественного освещения и проветривания здание школы должно отстоять от соседних, а тем более противоположных зданий на троекратном или в крайнем случае на двоекратном расстоянии, высоты противоположных или соседних зданий. Это требование не всегда осуществимо в городах со сплошной застройкой улиц. Но и в последнем случае обязательно наличие определённого расстояния между зданием школы и соседними зданиями.

Школьный участок со всех сторон должен быть огорожен изгородью. Согласно существующим правилам земельный участок школы должен быть сдан строительными организациями в полном порядке одновременно со сдачей в эксплуатацию школьного здания. Земельный участок закрепляется за школой и не может быть использован для других нужд.

На земельном участке школы воспрещается возводить постройки, не имеющие отношения к школе. Помимо обычной изгороди, целесообразно вокруг школьного участка устроить дополнительную живую изгородь, препятствующую проникновению на территорию школы пыли и шума с улиц.

Наличие при школе достаточного по размерам и хорошо оформленного земельного участка содействует более углублённому проведению учебно-воспитательной работы среди детей и подростков и помогает организации здорового, полноценного досуга.

Земельный участок других детских учреждений . Особенно большое значение имеет земельный участок для детского дома, поскольку дети и подростки проводят в нём большую часть суток. В основном в отношении земельного участка детского дома остаётся в силе всё сказанное в отношении участка начальной и средней школы. На участке детского дома, кроме здания самого детского дома, возводятся ещё здания для квартир педагогического и технического персонала, для бани и прачечной. Учитывая то, что в детском доме дети и подростки получают круглосуточное питание и что это питание должно быть полноценным во всех отношениях, особое значение приобретает создание при нём подсобного хозяйства, огорода, птичника, крольчатника, пасеки и других служб.

Кроме этого на участке детского дома сооружаются: сарай для хозяйственного оборудования и хранения спортивного инвентаря, навес для сельскохозяйственного инвентаря, материальный склад, пожарный сарай, водопроводная башня с водокачкой (в случае отсутствия городского водопровода), овощехранилище, продуктовый склад с ледником, навес для хранения дров, гараж для машин и конюшня, амбар для хранения зерна и сарай для обслуживания живущего при детском доме персонала. На участке детского дома устраиваются также скотный двор с навозохранилищем и жижесборником, склад кормов и сеновал под навесом.

В соответствии с этим площадь земельного участка детского дома должна быть по сравнению со школьным участком увеличена до 3-4 га, что обычно не представляет больших трудностей, поскольку детские дома большей частью устраиваются за городом - в сельских местностях. Наличие подсобного хозяйства не менее желательно и для начальных, семилетних и средних школ, имеющих при себе интернаты, так как в них необходимо обеспечить детям полноценное питание. Поэтому расширение площадей земельного участка при школах, имеющих интернаты, является естественной необходимостью.

Земельный участок санаторно-лесной школы, помимо обязательных для участка школы и детского дома составных частей, должен обязательно иметь дополнительные площадки для сна детей на свежем воздухе, солярия, душа и класса на свежем, воздухе. Размеры площади земельного участка санаторно-лесной школы должны быть аналогичными с участком детского дома.

Земельный участок - лагеря отдыха должен быть расположен в местности, богатой зелёными массивами. Особенно необходима для земельного участка пионерского лагеря близость реки, озера или иного проточного водоёма. Водоём от лагеря должен быть расположен на недалёком расстоянии, примерно 1 км с тем, чтобы дети и подростки могли его использовать для купания и водного спорта (гребля, плавание и пр.). Участок пионерского лагеря надо располагать в отношении реки так, чтобы места стока вод с ближайших производств и селений находились ниже по течению от него. Если пионерский лагерь рассчитан на 200 детей (а на большее количество детей лагерь устраивать не стоит по соображениям противоэпидемического порядка), то для его земельного участка необходима площадь не менее 2-3 га с тем, чтобы на одного пионера приходилось не менее 100 кв. м площади.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .

План работы на учебно – опытном участке

Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!

Свод документов по организации работ

на учебно-опытном участке.

1. Положение об учебно - опытном участке

2. План работы учебно – опытного участка на 2011 – 2012 учебный год

3. План работы учебно – опытного участка на 2012 календарный год

4. Правила техники безопасности при работе на учебно – опытном участке (для учителей)

5. Инструкция по технике безопасности (для учащихся) во время работы на учебно – опытном участке

I . Положение об учебно - опытном участке

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью Теоретического лицея им. Льва Толстого города Глодень.

Работа на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы.

План составляется на основании положения об учебно-опытном участке.

В нашем лицее учебно-опытный участок создан с 1 сентября 1981 года для проведения практической деятельности учащихся. Площадь земельного участка составляет 3500 м2. Кроме учебно-опытного участка на территории разбиты цветники, на которых выращиваются однолетние и многолетние декоративные цветочные культуры. Наш лицей с ранней весны до поздней осени утопает в зелени и цветах. На пришкольной территории трудятся учителя, учащиеся, техперсонал. На учебно-опытном участке планируется проводить опытническую и исследовательскую работу, заготовку посадочного материала и продуктов питания для школьной столовой. Ежегодно проводится конкурс цветочных композиций осеннего и зимнего букета, организуется осенняя выставкапродуктов выращенных на пришкольном участке под названием "Дары природы".В нашем лицее накоплена и сохранена коллекция редких декоративных и плодовых деревьев и кустарников.

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии.

Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований. А так же используется для выращивания овощей для школьной столовой.

Кроме того учащиеся привлекаются к общественно - полезному труду.

К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы.

Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.

В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники школы. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику.

Летнюю практику учащиеся 5-9-х классов проходят с большим желанием.

Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением не только нашей школьной территории, но и нашего города, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.

Наш лицей, начиная с 2010-2011 учебного года, решил серьёзно заняться проблемами организации работы пришкольного учебно-опытного участка. В программе деятельности предусмотрены такие виды работ с применением новых агротехнических технологий - как посадка фруктового сада, плодовых кустарников и виноградника, построение школьной теплицыдля выращивания рассады овощей и цветов, максимальное декоративное озеленение школьной территории, укрепление учебно-материальной базы, приобретение рабочих инструментов и приспособлений, гербицидов и удобрений для проведения научного эксперимента с целью выращивания высоких урожаев с минимальнымприменением ручного труда.

В настоящее время большое внимание придается благоустройству нашего города Глодень, территории, прилегающей к нашему лицею.

В лицее все должно быть пронизано стремлением к красоте. Наша задачаучить чувствовать, понимать, ценить труд и, что самое главное, творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа- с пришкольного участка. И в нашем лицее мы будем стремиться обустроить нашу территорию с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых.

II

на 2011 – 2012 учебный год

Осень 2011 года .

Сентябрь - сбор урожая последних культур, подготовка к зиме. Обработка почвы.

1. Организация выставки "Дары осени".

2. Посадка фруктового сада, плодово-ягодных кустарников, виноградника и многолетних цветов.

3. Построение школьной теплицы, приобретение и ремонт инструментов.

4. Создание необходимых условий для организации работ на пришкольном участке. (Организация рабочих мест, санитарно-гигиенических условий труда для учащихся и учителей).

Зима 2012 года.

Февраль - определение степени всхожести семян.

1. Подготовка семян овощей, цветов для посева в следующем году.

Весна 2012 года.

Апрель - выращивание цветочных саженцев. Формирование кроны декоративных и плодово - ягодных культур.

Май - посев семян овощей (в зависимости от погодных условий). Проведение мероприятий по уничтожению сорняков и насекомых - вредителей.Знакомство с технологией посадки семян и выращивания ростков и саженцев.

Лето 2012 года

Июнь. - Проведение инструктажа по технике безопасности с учителям и учащимся, занятых на пришкольном участке.

1. Ознакомление учащихся с графиком прохождения летней практики.

2. Полив, прополка, удобрение культур, посаженных на пришкольном участке. Борьба с насекомыми-вредителями. А так же культивирование цветников и клумб.

3. Изучение учащимисябиологических особенностей, условий роста и размножения культур выращиваемых на участке и ознакомление с методами получения экологически чистой продукции.

4. Сбор и изготовление гербария растений и культур, выращиваемых на пришкольном участке.

III . План работы учебно-опытного участка

на 2012 календарный год (по месяцам)

Январь

Февраль

Март

Апрель

1. Подготовка почвы под рассаду.

1. Подготовка ящиков для рассады.

1. Посев средне-поздних сортов капусты и томатов.

1. Посев и выращивание рассады поздней капусты и томатов.

2. Приобретение удобрений, покупка защитных средств от вредителей.

2. Посев и выращивание рассады цветов

2. Пикировка рассады. Подкормка рассады

2. Уход за рассадой цветов, капусты и томатов

3. Подготовка инвентаря

Май

Июнь

Июль

Август

1. Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок

1. Уход за овощными культурами: полив, прополка, уход за саженцами фруктового сада

1. Уход за овощными культурами и саженцами фруктового сада, кустарниками и цветниками.

1. Профилактическая борьба с фитофторой

2.Высадка рассады капусты и томатов в грунт

2. Подкормка овощных культур.

3. Посадка овощных культур и уход за ними.

3. Срезка и сушка зелёной культуры

4. Уборка лука, чеснока, огурцов и томатов.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Уборка моркови, свёклы, огурцов и кабачков.

1. Уборка растительных остатков с грядок.

1. Приведение в порядок всего садового инвентаря

1. Составление перспективного плана:

2. Праздник урожая.

2. Обработка почвы

2. сорта для посадки, севооборот

3. Сбор капусты.

I V . Правила техники безопасности при работе на уебно - опытномучастке (для учителей)

1. На школьном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. При переносе заостренныхорудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочейчастью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

3. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся различных возрастных групп.

4. Предпочтительно применять на школьном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагаеттолько большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более1/3 вместимости.

5. Продолжительность работы учащихся на пришкольном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. УчащиесяV - IX классов работают на участке 1 час, с 5-10-ти минутными перерывами через каждые 15-20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

6. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

V . Инструкция по правилам безопасности для учащихся

на пришкольном участке

V . 1 . Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями

3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров

5. Учащиеся, в возрасте 11-12 лет работают на участке 1 час, через каждые 15 минут работы 10 минутный перерыв, 13-14 лет работают 1 час с 5 минутным перерывом через каждые 20 минут.

6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

7. Все работы выполнять после указания педагога, руководителя трудовой практики.

8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

9. Травмоопасность на учебном участке: солнечный удар, порезы и ушибы при работе с инвентарём, отравление ядохимикатами и т.п. веществами

V I. 2 . Требования безопасности перед началом занятий

1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ

2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки

3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда

4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от педагога.

5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

V I. 3 . Требования безопасности во время занятий

1. Приступить к работе после указания учителя.

2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

4. Прополку вести только инвентарём, но не руками.

5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой.

6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

8. Проводить 10 минутный отдых в тени.

V I. 4 . Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию педагога или руководителя работ.

2. При травматизме обратиться за помощью к учителю.

3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

V I. 5 . Требования безопасности по окончании занятий

1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большекрупецкая средняя общеобразовательная школа

Выгоничского района Брянской области

Опыт работы по теме:

«Роль учебного – опытного участка

в учебно – воспитательном процессе школы»

Директор школы:

Круговых Анна Васильевна

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

Более чем когда - либо актуальны сегодня слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, когда «словесное формирование нового человека» оборачивается криминальной статистикой, молодёжной наркоманией, аморальной развязанностью, когда не стыдно любыми средствами (даже преступными) делать деньги, а стыдно их не иметь. Это, во-первых. Во-вторых, значимость этих слов актуальна сегодня и потому, что школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. И, в-третьих, именно трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд – основа, основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Социально, духовно и морально зрелая личность – это личность с высоким уровнем культуры, с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика.

Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность. Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Но труд не рассматривается нами как некоторое универсальное средство, во внимание принимается нами не только физический труд. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен в воспитательную систему. Мы ставим перед собой задачу одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям труда, учить благотворительности, бескорыстию. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим. В трудовом воспитании мы исходим из того, что кто – то из учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто – то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни – учителями, агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали вкус труда, успешного, коллективного, увидели его плоды.

Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

  1. Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свёклу столовую, морковь, лук, капусту, огурцы, зеленные культуры;
  2. повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно-воспитательного процесса в системе обучения учащихся;
  3. совершенствование непрерывного круглогодичного цикла учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного обучения учащихся;
  4. развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе;
  5. формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;
  6. формирование гармоничной, разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности выпускника сельской школы.

Воспитывающий, хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе нашей школы через:

  1. уроки сельскохозяйственного труда с 1 по 11 класс, которые мы выделяем из вариативной части учебного плана;
  2. проведение уроков базисного учебного плана с использованием ресурсов учебно-опытного участка, школьного сада;
  3. систему школьных, воспитательных мероприятий;
  4. обязательную летнюю трудовую практику (по графику ребятам разных классов предлагается отработать её в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов);
  5. работу производственной бригады старшеклассников;
  6. функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из числа учащихся начальных и средних классов;
  7. участие всех работников школы в трудовых делах.

К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:

  1. Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения.

Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал. Такой коллектив не валится с неба, не возникает из ничего, сам по себе. Он создаётся, конструируется, постепенно, шаг за шагом, как самое сложное устройство.

  1. Преемственность в трудовом воспитании (дошкольная группа – начальная школа – среднее звено – старшеклассники). Привитие трудовых навыков начинается в дошкольной группе. Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посожженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 5-8 классов на уроках труда, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклассники помимо работы на УОУ работают в хозяйстве, выполняя разнообразные работы от сортировки зерна до уборки соломы.
  2. Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства.
  3. Хорошая материально-техническая база (кабинет обслуживающего труда, комбинированная мастерская по трудовому обучению, пришкольный учебно-опытный участок, теплица).
  4. Традиции школы по трудовому воспитанию. Это и связь с «ООО Малфа», производственная бригада из числа старшеклассников, встречи с тружениками села, популяризация опыта семейного воспитания и т.д.

Воспитание юного, подрастающего поколения в духе любви и уважения к земле, которая во многом обеспечивает всем необходимым, является источником дохода и вообще символом и смыслом жизни сельского человека, давно является традицией нашей школы.

Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой глубокое научное и методическое обоснование. Всё чаще в работе УОУ используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяет опытнической работе. Каждый учащийся нашей школы, в процессе труда на пришкольном участке проводит за всё время обучения не менее 10-15 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур и декоративных растений.

Целью данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью.

это выглядит следующим образом:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - уроки природоведения, уроки сельскохозяйственных трудов, экскурсии на пришкольный участок, выполнение проектов. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур в двухпольном севообороте. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА - уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, летняя учебная практика, исследовательская работа, подготовка к областной эколого-биологической выставке «Юннат». В целом в курсе биологии и сельскохозяйственных трудов последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает несколько этапов.

На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию объектов природы и явлений живой природы. Здесь зарождается познавательная потребность и интерес к экологии, характер отношения школьников к живой природе: к растениям, животным, природным сообществам в целом, здоровью самого человека; определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций.

На втором этапе необходимо формулировать экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Прогнозируются возможные изменения природных систем на основе деятельности человека как экологического фактора.

На третьем этапе школьниками осознаются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.

На четвертом этапе раскрываются научные основы взаимодействия человека и общества с экологическими системами на основе идей охраны природы. Учащиеся выполняют практические исследования на учебно-опытном участке, активно выступают на городских, районных и областных конференциях, занимают призовые места.

Пятый этап - практический. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами рационального природопользования.

Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, этических категорий, конкретных научных идей, выражающих познавательное отношение человека к природе.

Данным поэтапным изучением мы руководствуемся в изучении курсов биологии и сельскохозяйственных трудов.

Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 1 классе первые два урока мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома.

При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей).

Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.). При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на уроках проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка.

Некоторые особенности содержания учебной работы.

В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений:

1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".

Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, крыжовника, малины, смородины).В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.

2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".

Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход наездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отслеживают вид и форму кладки (до 100 штук и более). Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений.

Следуя по основным направлениям работы: приблизить условия жизни растений и других организмов в агроэкосистеме пришкольного участка к условиям естественной экосистемы, необходимо доказывать учащимся в работе о способах этого решения. Отказ от пестицидов в работе с культурами не означает бездеятельность по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Эта работа заменяется альтернативной, но не нарушающая экологического равновесия. Учащимся предлагается провести наблюдения при внедрении в плантации фитонцидных и инсектицидных растений.

3.Наблюдение "Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща "

4.Наблюдение "Как влияют посадки ноготков на снижение заболеваемости гладиолусов фузариозом "

5.Наблюдение "Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика ".

6.Наблюдение "Роль рудеральных группировок растений в формировании банка хищных насекомых".

Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии.

Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7-8 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:

1."Влияние мульчирования делянок с посевами лука торфом, перегноем, зерноотходами на скорость вегетации и урожайность"

2.Сортоиспытание картофеля, кабачков, астр.

3."Влияние разных субстратов на скорость вегетативного развития тюльпанов "

4."Влияние сроков посадки черенков черной смородины на их укоренение"

5."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".

Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.

Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.

Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.

В свое работе мы не стоим на месте и не останавливаемся на достигнутом. На данный момент мы тесно сотрудничаем с фермерскими хозяйства ми А.Д. Ковтуна и В.В. Кастова.

Результаты нашей работы налицо. Учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места в областной эколого-биологической выставке «Юннат».

Как видно, поле хозяйственной деятельности достаточно широкое, и это формирует необходимый опыт работы на земле, убеждает в том, что земля остаётся основным капиталом людей, матерью богатства и от того, что на ней происходит, зависит всё остальное. Мы убеждены, что на разъяснение этой истины не следует, жалеет ни сил, ни времени.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!