Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде, в котором поэма дошла до читателей, она поражает величием своего замысла. Читателю открывается жизнь пореформенной Руси во всех сферах – крестьянской, помещичьей, духовной. Стремление Некрасова как можно полнее изобразить уклад хорошо известной ему крестьянской жизни и определил художественное своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».
Работа над поэмой продолжалась около 14 лет – и неудивительно, ведь Некрасову пришлось обработать огромное количество материала. В 1860-е годы население России находилось как раз в так называемом «эпопейном» состоянии – переломным моментом послужила отмена крепостного права. Старые традиции ломались и отходили в прошлое, а новое еще не успело возникнуть. И для того, чтобы изобразить это время во всей его полноте, требовалась смелость гения, который, по словам критика Белинского, видел в поэме «подвиг целой жизни своей».
Самое главное, что показывает в своей поэме Некрасов – это идейное своеобразие того времени. Несмотря на то, что отмена крепостного права была долгожданным событием, она не могла осуществиться в один момент. Зажиточная часть населения – помещики, духовенство, болезненно относилась к потере своих доходов и своей власти. Крестьяне же перед лицом перемен оказались растеряны. Кто-то из них стремился вернуться к старому, рабскому, но зато привычному укладу жизни, а большинство осталось столь же бесправным, как и до реформы. Русь представляла собою огромное взволнованное море, и Некрасову требовалось изобразить эту картину.
Для реализации своего замысла автор выбирает жанр поэмы-эпопеи, в которой проявляются как философские, так и социальные черты – и в этом тоже состоит особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения определил сюжет и композицию поэмы. Традиционная для эпопеи форма путешествия оказалась очень удобной для Некрасова, потому что с ее помощью он сумел провести читателя по всей России. Художественное пространство поэмы расширялось автором практически безгранично – помимо навещенных странниками деревень в произведение вводятся рассказы персонажей о Питере, Астрахани, Киеве. Туда крестьяне ездили на заработки. Временное пространство также не ограничено изображением исключительно пореформенной Руси. Дед Савелий вспоминает русско-турецкую войну 1828 г., поп рассказывает мужиками о временах старообрядцев. Упоминаются разные исторические и полуисторические персонажи – Иван Сусанин, фельдмаршал Блюхер, разбойник Кудеяр. Так время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь не в одну из минут ее жизни, а в широком временном срезе.
Еще одной особенностью поэмы становится ее фрагментарность. Семь странников объединяют между собою разрозненные части произведения, но их линия в поэме не главная. Здесь звучит масса голосов, перед читателем проходит не один десяток лиц. Каждый эпизод мог бы послужить сюжетом для отдельного текста, но все вместе они складываются в полную картину русской жизни.
Помимо жанрового своеобразия произведения, нельзя забывать и о специфике поэтики. Она также соотносится с жанром эпопеи: стремясь воссоздать неповторимую атмосферу крестьянской жизни, Некрасов опирается в основном на фольклорные мотивы. Отсюда вытекают особенности стиля поэмы – это причудливое сочетание литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Среди художественных средств, использованных в поэме, можно выделить большое количество эпитетов и сравнений, характерных для народного поэтического творчества. Также Некрасов вплетает в текст поэмы, как в прямом, так и в художественно трансформированном виде, отрывки из песенного фольклора – свадебные и похоронные песни, использует сюжеты былин и народных легенд, вводит в текст около семидесяти пословиц и загадок.
Связь поэмы с фольклором не ограничивается использованием в ней фольклорных элементов. Некрасов изменяет всю ритмическую организацию стиха. Свободный и гибкий язык поэмы, с легкостью включающий в себя весь диапазон народной речи – от задорных шуток до причитаний, назван исследователями «гениальной находкой Некрасова». Проведя огромную исследовательскую работу, автор смог использовать в речи поэмы особенности отдельных народных говоров: большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение окончаний слов на диалектные, напевность и мягкость народной речи. Нельзя забывать также и о специфическом народном юморе, которым так богата поэма.
Можно сделать вывод, что в «Кому на Руси жить хорошо» художественные особенности определены замыслом поэмы и не могут рассматриваться отдельно от него. Благодаря своему огромному таланту, а также кропотливой и длительной работе с материалом Некрасов сумел справиться с поставленной перед собой задачей и создал целостную картину пореформенной Руси.
Тест по произведению
Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сюжет — это система событий в художественном произведении. Композиция — это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети композиция неизменно взаимосвязаны в художественном произведении. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраняет относительную самостоятельность (в каждой из частей есть свои персонажи), но объединены они коллективным, собирательным образом семи мужиков, сюжетом-путешествием. В основе композиции поэмы и системы образов — принцип антитезы. Так, образы «покорных» (холоп князя Переметьева, Яков-верный) противопоставлены в поэме образам крестьян-правдоискателей, свободолюбивых героев, бунтарей (Яким Нагой, Ермила Гирин, семеро странников). Образы «дольщиков» народа (помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, пан Глуховский) противопоставлены образу «народного заступника» Гриши Добросклонова, русское традиционное представление о счастье противопоставлено новому пониманию.
Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и художественный контраст. Главы, представляющие одного персонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сценами. Так, после главы «Поп» следуют главы, широко изображающие народную массу — «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Затем следует глава «Помещик». Во второй части («Последыш») мы встречаем множество массовых сцен. Повествование в третьей части поэмы («Крестьянка») сконцентрировано на образе Матрены Тимофеевны. В последней части («Пир на весь мир») есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме большого количества композиционных вставок (песенные фрагменты в главе «Пьяная ночь», песни в части «Крестьянка», рассказы и песни в части «Пира на весь мир» — (песни Гриши Добросклонова, «Легенда о двух великих грешниках», рассказ «Про холопа примерного — Якова верного», рассказ «Крестьянский грех»),
В основе сюжета поэмы — жанр путешествия. Действие в поэме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России («На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков»). Стоит отметить, что необычным для литературы того времени было введение в поэму пролога (что было характерно для античной, средневековой литературы). Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в «Прологе» уже соответствующим зачином: «В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай…». С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования. Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь — «скатерть самобранная». В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках («По щучьему велению»), кроме того, он значим и в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Вместе с тем в прологе возникает и мотив поисков правды, характерный для русских социально-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев. Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.
Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реальными крестьянами, «временно-обязанными», т.е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного пролога мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги. Образ «широкой дороженьки» открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоискатели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безымянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузьминское (Глава II «Сельская ярмонка»). Здесь у Некрасова представлена многоцветная крестьянская масса. Перед нами предстает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, крестьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обрисован Некрасовым и в следующей главе — «Пьяная ночь». Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков. Следующая глава — «Счастливые». Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. Причем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные персонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. «Жизнь народа описана вдоль и поперек, на разных уровнях. Представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни».
«…Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»
Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невозможно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы — «Помещик». Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.
Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки (история князя Утятина). Вторая часть поэмы — это глава «Последыш». Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены крепостного права. Крестьяне, потакая прихотям барина, его безумию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжают играть «камедь», выдавая себя за крепостных.
Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крестьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеевны. Эта часть поэмы — самая большая. Она включает в себя восемь глав, где перед читателем предстает непростая судьба русской женщины. Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип «величавой славянки», идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека непростой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали замуж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться. Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за которым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением — картиной природы: мать-птица рыдает по своим сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава («Волчица») развивает тему материнской самоотверженности. Образы волчицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий символ материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испытания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего. Однако она все вынесла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее сильного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая своего мужа от рекрутчины. С тех пор героиню так и прозвали — «губернаторша». Матрена Тимофеевна наделена лучшими человеческими качествами — любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.
В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым. Счастье — в борьбе за народную долю.
Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдельных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся крестьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера — Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп. Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России — в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе «Сельская ярмарка» упоминается архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Песочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы. Культурное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудеяре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками дореформенной и послереформенной России. В главе «Сельская ярмарка» крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера. Дед Савелий («Крестьянка») в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Костроме. Наконец, в главе «Пир на весь мир» упоминается о старообрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.
/ / / Жанровое и композиционное своеобразие поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэма « » стала самой грандиозной, самой знаменитой работой Николая Некрасова. Поэт потратил на написание данной поэмы около двадцати тел. И все это время он внимательно наблюдал за простым русским человеком, изучал его повадки, традиции и манеры поведения. Все увиденное, Некрасов выкладывал на бумаге, и, сочетая словечко за словечком, вершил свою грандиозную работу.
О чем эта многообразная поэма? О поиске истины, о поиске счастья среди людей. Семеро мужиков стали спорить между собой о том, кому же вольготнее всего живется, кто счастливее – помещик, поп или царь. Странники совершили обход земель русских и на своем пути встречали разных людей, с разными повадками и манерами. В образах путешественников отражены самые лучшие черты простого человека – бескорыстие, боль за свой народ, пытливость, интерес ко всему.
Основа поэмы – это рассказы о собственном «счастье» тех героев, которые встречались на дороге мужикам – правдоискателям.
По своей композиции, поэма походит на классическую эпопею. В ней есть как отдельные части, так и главы.
Характер поэмы неразрывно связан с русской сказкой, в которой отдельное место уделялось именно странствиям в поисках счастья.
В первой главе Некрасов знакомит читателя с образом дороги. Это весьма значимый термин в литературе, ведь он ассоциируется с жизнью, с движением, с развитием и стремлением вперед.
Знакомство с попом еще раз уверяет странников в том, что нет у мужиков настоящего понятия счастья. Богатство и покой – вот все необходимые дня них блага.
Путешествуя дальше, мужики встречают Якима Нагоя. Именно в этом герое, Николай Некрасов смог впервые передать истинный образ настоящего крестьянина, настоящего труженика. Он был ярым защитником народа и всегда высказывал недовольное слово о том, как порабощены крестьяне и как тяжко им работается под властью помещиков.
В ходе поисков счастливого человека, каждый мужик с маленькой удачей именует себя таким словом. На первый взгляд, истинным счастливцем оказывается и , который и почет имел, и деньги у него водились. Только вот, смог он пожертвовать своими богатствами в нужную минуту ради народной правды.
Продолжая странствовать по землям русским, познакомились мужики с настоящей женщиной – сильной, волевой, справедливой. Перед читателем появляется – крестьянки, которая ежедневно выполняет мужицкий труд для того, чтобы содержать семью и выживать в этом трудном мире.
Помогая Матрене, мужики следуют дальше и наблюдают картину настоящего духовного рабства. Князя Утятина дурят собственные дети, боясь остаться без наследства. Они, в сговоре с крестьянами, продолжают разыгрывать сцену существования крепостного права и зависимых крестьян.
Во время написания своей поэмы, Некрасов задумывал иной исход событий. Он планировал завершить поиски мужиков, не найдя счастливца среди жителей России. Однако события поэмы развернулись иным образом. Оказывается, настоящим счастливым человеком стал . Чем заслужил он такой статус? Своей верой в простой народ, своей самоотверженностью и справедливостью. Гриша полностью отдал себя служению народу. Он верит в борьбу, во всенародное восстание, которое изменит жизнь простого крестьянина к лучшему.
. Н. А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни», поэтому жанр «Кому на Руси жить хорошо» можно определить как поэму-эпопею..Некрасов обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам, построив поэму на фольклорной основе. Жс: Он использовал традиции народного эпоса, что позволяло трактовать жанр поэмы как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора:
а) Волшебная сказка (Пролог)
б) Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский,
в) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая,
г) Притча (Бабья притча),
д) Легенда (О двух великих грешниках),
е) Пословицы, поговорки, загадки.
Сказочные мотивы присутствуют в прологе: соц-бытовые (герои, сказочный зачин «В каком году - рассчитывай, в каком году -угадывай, спор о счастье, бытовые элементы), волшебные (волшебные предметы), об Иване-дураке, о животных (говорящая птичка, сказка о птичьем царстве). В поэме задействованы в виде вставок лирические, соц-бытовые, свадебные, солдатские, любовные, обрядовые песни («Веселая», «Барщинная», «Голодная», «Соленая», песни Гриши), авторские плачи. Есть и поверия языческие и христианские: обряд свадьбы - расплетение кос, обряд после свадьбы - катание в санях итд.
Сюжет поэмы построен как путешествие-хождение крестьян-странников в поисках счастливого человека. центральным героем является народ и его самосознание. сюжетний план строится по принципу эпической завершенности: спор семерых мужиков в Прологе выносится в последних частях на широкие просторы воли и принимает характер народного обсуждения.
семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит мотив странничества. Путники внимательно выслушива-ют мнения тех, кого встречают в ходе своего путешествия, наблюдают различные картины русской жизни (главы "Помещик", "Крестьянка", "Пир - на весь мир"), сами участвуют в событиях (глава "Счастливые"), а главное, являются одновременно сюжетообразующим элементом произведения (тема путешествия) и выразителями авторской оценки описываемых сюжетов (мет-ким словом, ярким сравнением).
Стиль «Кому на Руси жить хорошо» - сплав литературного языка, элементов фольклора и разговорной речи русского крестьянства. Некрасов вводит в поэму просторечную лексику, народные речевые обороты, фразеологизмы. В основе всей образно-эмоциональной системы некрасовского произведения лежат законы народной поэтики. Свободный и гибкий язык поэмы назван «гениальной находкой Некрасова».
Композ. Поэма фрагментарна, построенная из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, она распадается на судьбы десятков людей. Время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь в широком временном срезе.Все 4-х части пронизаны горячими спорами, показывающими выход крестьян из состояния пассивности, пробуждение, освобождение от рабского духа.
Все части поэмы связаны между собой заглавным вопросом поэмы. (способ соподчинения или параллельное подчинение). Каждая из частей — это небольшая завершенная поэма. Характерно применение контрастов или антитезы, что проявляется в заглавии частей поэмы, в контрастном противопоставлении крестьян-холопов и крестьян-свободолюбов, и в противопоставлении жизни господ и крестьян.
-----
Использование “свободного” языка, приближенного к простонародной речи способствовало передачи своеобразия народного языка с его афористичностю и оборотами; вплетанию в ткань поэмы деревенских песнь, поговорок, причитаний, элементов народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); воспроизводению задорных речей мужиков, и выразительных монологов крестьянских ораторов, и рассуждений самодура-помещика.
|
|