Жвачка для рук и эко-наборы юный садовод. Является ли школа домом радости

Ольга Пустакина
Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова

В детском саду , в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС "Детский сад - дом радости "(автор :Н. М. Крылова ) и это дает прекрасные результаты : выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5".

Почему «Детский сад – дом радости » научно – методическая система? Потому, что она включает в себя :

Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,

Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.

Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.

Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.

Обеспеченность Программы "Дома радости " Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы "От рождения до школы", "Детство " и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости » все направления развития связаны воедино, прописано все : начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.

Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду - Доме радости » - это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня. Все виды деятельности : игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.

Направления Программы :

ПЕРВОЕ - приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.

ВТОРОЕ - содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.

ТРЕТЬЕ - приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Развивающая среда групп "Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону "неясных знаний", расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей .

Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью . Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости » .

Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.

Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС , благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев» . Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели - как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель - система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.

Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки :

1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?

2. Из чего буду делать?

3. Чем буду делать?

4. Буду делать по порядку…

5. У меня получилось то, что я задумал!

Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности : задумал - доведи до результата! Именно поэтому выпускники "Дома радости " успешны в школе.

Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". Каждому виду деятельности, по мнению автора программы , необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!

Что же представляет собой "Лесенка успеха"?

Первая ступенька "Лесенки успеха" (этап целенаправленной работы педагога) называется "театр взрослого". Цель педагога - вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - "артист", а ребенок - "очарованный зритель". "Научи меня, я тоже так хочу!" - вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке "Лесенки успеха".

Вторая ступенька - "желанные", "вкусные" собеседники. Цель педагога - содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества. Однако существует необходимое условие : успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский) .

Третья ступенька - фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.) . Цель педагога двойная : с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой - в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли "дирижера" или "режиссера", а дети - "оркестр заботливых исполнителей" с нравственной направленностью поведения.

Четвертая ступенька "Лесенки успеха" - внутренний "театр" ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности - к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога - любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно "очарованный зритель", а ребенок - "артист".

Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах. Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.

Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.

Основные характеристики воспитанников «Дома радости » :

1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.

2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха . Он открывает смысл необходимости учиться в школе.

3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.

4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа - Мишки, Незнайки) . Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.

Педагоги, работающие по программе "Детский сад - дом радости " понимают, что каждый день недели - это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Витторино да Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными». Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.

Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.

Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.

Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.

В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.

Литература:

1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007

2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.

3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986

Наша основная программа - «Детский Сад – Дом Радости».

Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета.

Программа «Детский Сад – Дом Радости» ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Работая по программе, мы создаем условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, создания базиса его личностной культуры, развития его способностей и склонностей. Мы предоставляем ребенку широкий выбор видов деятельности, содействуем ему в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Выполнение разных видов деятельности в процессе игры, познания и общения обеспечивает успешность ребенка. Испытывая удовольствие от полученного результата, дошкольник получает позитивный опыт и стремится в дальнейшем к его обогащению.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий –

«Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.

В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.

Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные физкультурные занятия, музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности

Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимыми для поступления в первый класс.

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги 16 . Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль 17 . Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой» 18 . Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца» 19 .

Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе» 20 . «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино» 21 .

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил» 22 .

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»» 23 .

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний» 24 . В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью» 25 . Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить» 26 .

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить» 27 .

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения» 28 . Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями» 29 .

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности» 30 . Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования» 31 . Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил» 32 . Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни» 33 . Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов» 34 .

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется» 35 . Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя» 36 . Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения» 37 . Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына» 38 .

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

Витторино де Рамбальдони (de Rambaldoni) (1378, Фельтре, - 02.02.1446, Мантуя), нтальянский педагог эпохи Возрождения. Окончил университет в Падуе. Испытал сильное влияние итальянских гуманистов П. Верджерио и Л. Бруни. Осуществлял на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. В 1423-1424 основал среднюю школу (Casa Giocosa - "Дом радости") при дворе герцога Гонзага в Мантуе. В ней обучались сыновья герцога, придворных, гуманистов Дж. Ф. Поджо Браччолини, Ф. Фильельфо, а также (за счёт Витторино) одарённые мальчики из бедных семей. Школу посещали и девочки из семейства Гонзага. К Витторино присылали учеников из других стран (Франции, Германии, Греции). Светлое, просторное здание школы было расположено в живописной местности, украшено яркими фресками, изображавшими детские игры, и ничем не напоминало аскетические средневековые школы. Основу обучения составляли латинские и греческие языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра (в то время новая дисциплина), естествознание, музыка. Много внимания Витторино уделял нравственному воспитанию, в котором довольно сильным было влияние христианской этики. Классическое образование сочеталось с физическим воспитанием (упражнения и игры на воздухе были обязательными в любое время года и в любую погоду). Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластических диспутов, телесных наказаний. В преподавании математики применял наглядные пособия и практические работы. Считал необходимым пробуждение у учащихся интереса к предмету, учёт их индивидуальных способностей. Педагогических сочинений Витторино да Фельтре не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

Литература: Woodward W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897 (сор., N. Y., 1963); Vittorino e la sua scuola. Umanesimo, pedagogia, arti, Firenze, 1981.

В. И. Уколов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!