Алеппо население до войны. Армянская апостольская церковь Сорока мучеников

И столица «серой» (Аш-Шахба) провинции.
«Серой» не только по названию, но и серой в отсутствии зелени.
В центре города возвышается холм, на котором, по преданию останавливался Авраам по пути в Египет.
Также легенда рассказывает, что здесь жил Ибрагим – пророк Авраама, и была у него серая (шахба) корова, он доил корову и раздавал молоко бедным людям. Каждый вечер эти люди спрашивали:
«Халеб Ибрахим аль-бакр аш-шахба?» - «Доил ли Ибрагим серую корову?».
Отсюда и пошло название города: Халеб (Хале баш-Шахба) .
Сейчас на холме возвышается Цитадель, которая является символом Алеппо.
Кроме арабов в Алеппо проживают большая армянская колония: армяне переселились в северные районы после резни в Турции в 1915-16 гг., Алеппо даже получил прозвище «Мать эмиграции»).
Алеппо древнейший город, первые упоминания о нем относятся к началу III в. до н.э.Позже город был завоеван хеттами, а в VIII в. до н.э. перешел под власть Вавилона.
Расцвет Алеппо пришелся на IV – I вв. до н.э. В это время Алеппо был заново отстроен и получил греческое имя Беройя. Тогда сложилась греческая планировка города, появился акрополь, торговая площадь – агора и храмы.
В римский и византийский периоды планировка города почти не менялась.
В 637 году город захватили арабы. Алеппо был крупным центром сначала провинции Омейядов, а затем Аббасидского халифата.
С XI в. город стал главным центром на знаменитом Великом шелковом пути, соединяющем Восток с Западом.
Крестоносцам ни разу не удалось захватить Алеппо, но в 1401 году не устоял перед нашествием войск Тамерлана.
В 1516 г. Алеппо вошел в состав государства Османов. Но даже это не сказалось на экономическом и интеллектуальном уровне города. Аллепо долгое время оставался крупнейшим городом Сирии. После окончания I мировой войны Сирия перешла от турецкого владычества к французскому мандату.


Открыта
Лето 9.00 -18.00
Зима 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 -15.00
Выходной – вторник

Цитадель. Алеппо.

Когда-то на месте цитадели находился греческий акрополь, византийская церковь, мусульманская мечеть. Цитадель ни раз страдала от землетрясений и осад.
Нынешний облик крепость обрела в конце XII – начале XIII в. при сыне Салах ад-Дина Малике Захире Гази, который приказал вырыть ров и покрыть склоны холма каменной облицовкой.
Крепость окружает 30-ти метровый ров. Вход в цитадель охраняют две башни. Премостная башня высотой 20 метров построена в 1542 году и защищает мост, опирающийся на 8 арок и образующий лестницу, под которой проходил акведук, снабжавший крепость водой. Мост ведет к привратной башне, в которой находится единственный вход в цитадель.
Крепость представляет собой грандиозное великолепно укрепленное сооружение. Через всю цитадель проходит узкая улочка, вдоль которой находились постройки (от них мало что осталось), подземные помещения византийского периода использовали для хранения воды, также под землей располагалась тюрьма.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

В цитадели было две мечети: малая мечеть или мечеть Ибрагима, построенная в 1167 году. Мечеть стоит на месте церкви, а так – на месте камня, где, по легенде, любил отдыхать Ибрагим. Большая мечеть 1214 года постройки была разрушена пожаром в 1240 году, от первоначального здания сохранились каменный михраб и несколько помещений.


Цитадель. Алеппо.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Сохранился тронный зал мамлюкских правителей (XV-XVI вв.). Зал устроен в верхнем ярусе воротной башни.


От Цитадели ведет оживленная улица Джами аль-Омауи.


На ней находится Хан аль-Вазир – самый крупный и известный караван-сарай Алеппо, построенный в 1682 году.


Хан аль-Вазир(слева) и мечеть Джами аль-Фусток (1349 г.) (справа). Алеппо. Сирия.


В конце улицы находится главная мечеть города – мечеть Джами аль-Омауи (Омейядов) . Мечеть была построена на месте собора Святой Елены в 715 году по образцу дамасской мечети Омейядов . Здание часто страдало от пожаров и разрушений, современное здание относится к 1169 году.



Недалеко от мечети Джами аль-Омауи находится мечеть-медресе Халявия – это был старейший кафедральный собор Алеппо , воздвигнутый в VI в. в честь Елены – матери византийского императора Константина.

Алеппо знаменит своими крытыми рынками, которые охватывают мечеть Джами аль-Омауи с трех сторон и протянулись в общей сложности на 9 км. Рынки стали складываться в XVI в. и включают в себя лавки, мастерские, хамамы, мечети.




«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.

Мухафаза Алеппо занимает засушливые области плато Алеппо с высотами около 400 м и равнину Манбидж. Крайний юго-восток мухафазы находится в пределах северной части Сирийской пустыни. На юге расположены равнины Хама. Юго-запад - территория равнины Идлиб. Иными словами, в целом вся мухафаза Алеппо - край каменистых равнин.
Самая крупная река этих мест - - на востоке. На реке находится водохранилище Эль-Асад, построенное специально с целью обеспечить орошение этих безводных территорий и уменьшить зависимость сельского хозяйства этого района от уровня воды в Евфрате.
Это тем более важно в условиях полупустынного климата, господствующего над всей территорией мухафазы Алеппо. Засушливость края вызвана тем, что горы Аманус и Алавитские, расположенные вдоль Средиземного моря, в значительной степени препятствуют проникновению средиземноморских воздушных масс. Это, в частности, стало причиной образования нескольких крупных соленых озер, таких как Эль-Джаббуль - крупнейшее природное озеро Сирии. Когда в озере есть вода, на его берега прилетает много фламинго.
Если знать, что даже в таких условиях традиционно этот северо-западный регион является самой плодородной и густонаселенной частью Сирии, то можно представить, как сухо и жарко на всей остальной территории страны.
Точный период заселения этой территории пока неизвестен (археологические раскопки прерваны бушующей сейчас в Сирии гражданской войной), но люди жили здесь еще в VI тыс. до н.э. В V тыс. до н. э. здесь уже существовало крупное поселение, а к 2500 г до н. э. появляются упоминания о богатом городе. Хетты называли этот город и окружающую его местность Халап, жители государства Аккад - Халлаба, вавилоняне - Халпу или Х-р-б. Со времен османского владычества прижилась турецкая форма названия Халеп, трансформировавшаяся в европейских языках в Алеппо. Что до смысла этого слова, то оно пока еще остается загадкой для ученых.
По меньшей мере трижды этот край становился местом крупных сражений, от исхода которых зависело, куда повернет история всего Ближнего Востока.
В 638 г., с началом мусульманского вторжения в Сирию, сюда вторглась армия под командованием сподвижников пророка Мухаммеда - Абу Обейды и Халида ибн апь-Валида. Город был последним очагом сопротивления мусульманам в Сирии. Сам город сдался сразу, но его гарнизон укрылся в крепости и отчаянно сопротивлялся в течение пяти месяцев, нанеся большой урон осаждавшим, пока голод и жажда не вынудили его сдаться.
В 1400 г сюда вошли войска тюркского завоевателя Тамерлана. В то время Алеппо находился под властью египетского султана, а управлялся сирийскими эмирами. Понимая, что в городе их уморят жаждой, эмир вывел войско из города и дал решительный бой Тамерлану в открытом поле. Поражение было сокрушительным. Войска эмира отступили в Алеппо, который пал спустя несколько дней и был разграблен.
В 1516 г. на равнине Мардж-Дабик неподалеку от Халеба сошлись в жестокой битве войска под командованием османского сутана Селима I Грозного и египетская армия мамлюкского султана Туман-бея. После кровопролитного сражения мамлюки были разгромлены, а Алеппо и вся Сирия были присоединены к османским владениям.
В настоящее время здесь идет непрекращающаяся битва, в которой друг другу противостоят правительственные войска, силы оппозиции и террористические группировки, и потери уже многократно превысили количество жертв древних сражений.
Мухафаза Алеппо состоит из двух природных регионов: равнин севера и северо-запада, где живет основная масса местного населения, и пустынь юга, где среди солончаков не выживают даже ящерицы.
Мертвые города - исторический район мухафазы Алеппо, где находится множество оставленных людьми древних построек. А на всей остальной территории - современные города, разрушенные до основания гражданской войной.
Алеппо - самая населенная мухафаза Сирии, здесь проживает (по крайней мере проживала до гражданской войны) почти четверть всего населения страны при том, что сама мухафаза занимает всего около 10% общей площади Сирии. Основная масса населения живет в городе Алеппо и его окрестностях, на востоке - в долине реки Евфрат, а также на двух участках, прилегающих к границе с Турцией. Юг - сплошная безводная пустыня.
Жить в Алеппо непросто, выживание зависит от наличия воды, которая поступает главным образом из водохранилища Эль-Асад на Евфрате или выпадает в виде дождя. Правда, по территории мухафазы протекали и другие реки, но большинство из них начинаются в Турции, а там практически вся вода разбирается на орошение и в Сирию уже не попадает. Сирийцам пришлось построить мощные насосы в городе Масканах, они качают воду из Евфрата и наполняют сухие русла рек.
Как и в городе Алеппо, где большинство жителей - арабы-мусульмане, население сельских районов также представлено главным образом арабами. Также в северных минтаки (районах) мухафазы проживают курды и сирийские туркмены. Заметно присутствие в городах армянского населения, а также сирийских арабов-христиан.
Несмотря на то что в мухафазе находится крупный город Алеппо с развитой экономикой, в целом она - самая бедная из 14 мухафаз Сирии: уровень благосостояния в сельских районах в два раза ниже национального уровня, а в городах - в три раза. В условиях гражданской войны численность населения, разом потерявшего все, что имело, возросла многократно.
При этом мухафаза Алеппо - самый плодородный район Сирии. До гражданской войны здесь собирали пятую часть урожая пшеницы страны и практически весь урожай ячменя и чечевицы. Все это благодаря тому, что тут находится долина Евфрата и пятая часть всей обрабатываемой земли в стране.
Тем же самым объясняется и то, что в этом северо-западном регионе находится наибольшее количество археологических раскопок и руин памятников глубокой древности: люди предпочитали селиться там, где можно сеять и жать.
Особенно богат древностями район горы Симеон и соседней равнины, что некогда была оживленным караванным путем между древними сирийскими городами Антиохия (сейчас он в Турции) и Идлибом в одноименной мухафазе. В этом районе, именуемом Известняковым массивом, имеется самое большое собрание позднеантичных храмов, построенных в уникальном сирийском архитектурном стиле.
Здесь же находятся так называемые мертвые города - древние деревни Северной Сирии, числом около 40 (самые известные - Серджилла и Эль-Бара). В их составе около 700 заброшенных строений - языческих храмов и христианских церквей, бань и водяных резервуаров. В 2011 г. деревни включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город Алеппо - столица мухафазы - лежит рядом с сирийско-турецкой границей. Это второй по экономическому и культурному значению город в стране после Дамаска. Город процветал за счет производства текстиля, продукции химических заводов, он был центром обширного сельскохозяйственного района. В настоящее время в результате непрекращающейся с 2012 г. битвы за Алеппо город сильно разрушен. Серьезные повреждения получил исторический центр Алеппо, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, взорваны церкви, старые рынки и мечети, разграблены музеи.


Общая информация

Местонахождение : северозападная Сирия.
Административный статус : мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление : 10 минтаки (районов).
Административный центр : город Халеб (Алеппо) - 2 132 100 чел. (2004 г.).
Города : Манбидж - 99 497 чел. (2004 г.), Сафира - 63 708 чел. (2004 г.), Эль-Баб - 63 069 чел. (2004 г.), Айн-эль-Араб - 44 821 чел. (2004 г.), Африн - 36 562 чел. (2004 г.), Аазаз - 31 623 чел. (2004 г.).
Языки : арабский (северо-сирийский диалект шави), курдский, турецкий, армянский.
Этнический состав : сирийские, палестинские, иракские арабы, курды, туркоманы, армяне, греки.
Религии : ислам (сунниты) - 70%, прочие (православие, католицизм) - 30% (2011 г.).
Денежная единица : сирийский фунт.
Реки : Евфрат, Дхахаб, Кувейк, Саджур.
Водохранилище : Эль-Асад.
Важнейший аэропорт : международный аэропорт Алеппо.
Соседние страны и территории : на востоке - мухафаза Эр-Ракка, на юге - мухафаза , на западе - мухафаза Идлиб, на севере и северо-западе - Турция.

Цифры

Площадь : 18 482 км 2 .
Население : около 4 868 000 чел. (2011 г.).
Плотность населения : 263 чел/км 2 .
Городское население : 53% (2011 г.).
Протяженность границы с Турцией : 221 км.
Самая высокая точка : гора Бюльбюль (Курдские горы, 1269 м).
Средняя высота над уровнем моря : 380 м.
Минимальная высота над уровнем моря : болото Макх - 249 м.

Климат и погода

Субтропический, полупустынный.
Средняя температура января : +7°С.
Средняя температура июля : +29°С.
Среднегодовое количество осадков : около 400 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Полезные ископаемые : поваренная соль (озеро Эль-Джаббуль).
Промышленность : металлообрабатывающая, цементная, пищевая, легкая (шелкомотальная, хлопкоочистительная, шерстеочистительная, кожевенно-обувная).
Сельское хозяйство : растениеводство (пшеница, ячмень, чечевица, хлопок, фисташки, оливки, виноград, овощи), животноводство (мясо-молочное, овцы, козы).
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

Долина реки Евфрат, Сирийская пустыня, соленое озеро Эль-Джаббуль, болото Макх, Курдские горы, гора Симеона.

Исторические

Руины античных городов Кир (III в. до н. э.) и Эмар (3-е тыс. до н. э.), Древние деревни Северной Сирии (Мёртвые города) (I-VII вв.), монастырь Св. Иулиана Аназарвского (399-402 гг.), руины монастыря Св. Симеона Столпника (476-490 гг.), церкви Калота (V-VI вв.), базилики Хараб Шамс (IV в.) и Мушаббак (около 470 г.), храм Айн-Дара (X-VIII вв. до н. э.).

Архитектурные

Дамбы Ум-Джулуд и Шаба (река Дхахаб).

Город Алеппо

Римский водопровод, мечети Большая Омейядов (VIII-XIII вв.) и Джами-Кыкан (XIII в.), крытые рынки (с XIII в.), крепость Алеппо (около XIII в.), мечети-медресе Эль-Халавия (XII в.) и Фирдаус (1235 г.), фрагменты средневековых стен и пяти ворот (1390 - начало XVI в.), хан ас-Сабун (начало XVI в.), дворец Бейт Джонблат (конец XVI в.), Халебский национальный музей (1960 г.), Археологический музей.

Любопытные факты

■ Исход битвы 1516 г. на равнине Мардж-Дабик под Халебом решила турецкая артиллерия - лучшая в мире на тот период. Черкесы высокомерно относились к пушкам, считая их «немужским» оружием, и понадеялись на мамлюкскую конницу, превосходившую турецкую по всем показателям. Но искушенный знаток тактики ближнего боя османский султан Селим I Грозный спрятал пушки за связанными между собой повозками и завалами из заранее привезенного дерева и принялся палить из всех стволов, когда черкесы решили, что победа уже у них в руках. Потери черкесов были ужасны, а их султан погиб в битве.
■ До войны столица мухафазы Халеб был крупным торговым городом: протяженность торговых рядов самого большого крытого рынка в городе составляла 17 км.
■ Название горы Симеона на северо-западе мухафазы Халеб связано с именем Симеона Столпника - христианского святого V в., жившего в монастыре на вершине горы и ставшего сирийским последователем новой формы аскезы - столпничества (многолетнего проживания на столпе). До этого гора именовалась Небу - в честь месопотамского бога мудрости Набу. Слово «Небу» и сегодня встречается в названиях некоторых местных деревень: Кафр Небу, Неббул.
■ Мертвые города северной Сирии - десятки заброшенных деревень с прекрасными каменными постройками - в прошлом были процветающим районом, жители которого богатели за счет торговли виноградом и оливками. Деревни были оставлены жителями в VII в., когда арабские завоеватели вторглись на эти земли и оборвали торговый путь между древнесирийскими городами Антиохия и Апамея.
■ Наука пока не нашла объяснения загадке Айн-Дара - древнейшего храма на территории современной Сирии хеттского периода (X-VIII вв. до н. э.). В каменном полу храма вырезаны метровой длины человеческие ступни.
■ Город Айн-эль-Араб также известен как Кобани. Согласно местной легенде, это название появилось благодаря рабочим, нанятым немецкой компанией, строившей железную дорогу. И на вопрос «Где ты работаешь?» был ответ «В компании», на слух воспринимавшийся как «В Кобани».

ООН, 5 января. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Численность населения Алеппо за время конфликта сократилась более чем в 2,5 раза - с 4 млн до 1,5 млн человек, - но после освобождения сирийского города из-под контроля боевиков в него вернулись тысячи семей. Такие данные озвучил в среду исполняющий обязанности гуманитарного координатора ООН в Сирии Саджад Малик.

"До кризиса в Алеппо проживали 4 миллиона человек. Сейчас, по нашим оценкам, численность населения города составляет 1,5 млн человек. В это число входят 400 тысяч внутренне перемещенных лиц", - сообщил он по видеосвязи из офиса ООН в Алеппо.

При этом Саджад Малик затруднился даже приблизительно назвать число людей, проживающих в восточной части Алеппо. В сентябре ООН утверждала, что в окружении сирийских войск там находятся более 250 тыс., однако впоследствии признала, что это число оказалось завышено. Всего с середины декабря в рамках сделки между правительством и вооруженными группировками из Восточного Алеппо были выведены около 36 тыс. человек, в том числе боевики и их семей.

Как сообщил гуманитарный координатор ООН, жители Алеппо тысячами возвращаются в освобожденные кварталы города. По его словам, только в район Масакин-Ханано, контроль над которым правительственные силы вернули в ноябре прошлого года, прибыли 2,2 тысячи семей. "Люди начинают возвращаться и в другие кварталы. Их число с каждым днем растет", - сказал Малик. По его словам, ООН и ее партнеры ведут регистрацию мирных жителей, и более точные данные появятся уже в ближайшие дни.

У сирийцев появилась надежда

Говоря о ситуации в Восточном Алеппо, гуманитарный координатор ООН в Сирии отметил, что не ожидал увидеть настолько масштабные разрушения.

"Инфраструктура очень сильно повреждена или полностью разрушена практически в каждом квартале. Школы, больницы, клиники, дороги, магазины, жилые дома, объекты наследия получили очень сильные повреждения", - сказал он, добавив, что восстановление города займет "очень длительное время" и потребует огромных инвестиций.

Несмотря на это, у жителей Алеппо появилось чувство надежды благодаря тому, что стихли орудия, заявил Саджад Малик. "Они начинают возвращаться в свои дома и строить свою жизнь заново. Они просят у нас самые базовые товары, это очень умелые люди, им многого не надо", - отметил он. Он призвал международное сообщество подарить надежду сирийцам и сберечь их оптимизм, обеспечив в стране мир.

Ситуация с доступом улучшается

Как заявил гуманитарный координатор ООН, международные наблюдатели, начавшие работу в Алеппо в соответствии с принятой в декабре резолюцией Совета Безопасности, не испытывают трудностей с доступом в восточные районы города.

Исключением является район Шейх-Саид, который продолжают очищать от мин и неразорвавшихся боеприпасов. По его словам, наблюдатели ООН ежедневно патрулируют Восточный Алеппо, общаясь с местными жителями, а вечером возвращаются на свою базу в западной части города.

Тем временем в городе проводится полномасштабная гуманитарная операция. Каждый день в пострадавших от боевых действий районах работают 7 мобильных клиник и 10 медицинских бригад, заготовлены 70 тонн лекарств и медикаментов, рассчитанных на 300 тысяч процедур. Более 10 тысяч детей были привиты от полиомиелита, 20 тыс. человек два раза в день получают горячую еду и 40 тыс. - свежий хлеб, перечислил Малик

Он сообщил, что Программа развития ООН совместно с властями города осуществляет программу по очистке улиц города от обломков зданий и уничтоженных автомобилей. Кроме того, впервые за несколько месяцев восстановлена подача питьевой воды 1,1 млн человек, что значительно сокращает риск вспышек инфекционных заболеваний.

Халеб , или Алеппо (араб. حَلَبُ‎‎ Халяб, арм. Հալեպ, греч. Αλέππο) — крупный город в Сирии и центр одноимённой провинции.

Расположен в северной части Сирии, между Оронтом и Евфратом, на степной реке Куэйке (араб. قويق‎‎), у северо-западного подножья бесплодной возвышенности, в широкой котловине, окруженной со всех сторон высокими известковыми стенами, на высоте 380 м и в 350 км к северо-востоку от Дамаска.

По обеим сторонам многоводной и подчас стремительно несущейся реки раскинулись роскошные сады, обилующие плодами и славящиеся своими превосходными фисташковыми насаждениями. Это единственное отрадное место в пустынных окрестностях города, который своими многочисленными куполами и минаретами, опрятными, вымощенными улицами и каменными домами все ещё принадлежит к красивейшим городам Востока.

Этимология

Происхождение древнего названия «Алеппо», «Халеб» неясно. Некоторые предполагают, что «Халеб» значит «железо» или «медь», поскольку он являлся основным производителем этих металлов в древности. «Халаба» на арамейском означает «белый», со ссылкой на цвет почвы и изобилие мрамора в этом районе. Еще одна предлагаемая этимология заключается в том, что название «Халеб означает „доить молоко“, из древней легенды, что Авраам давал молоко путешественникам. Цвет его коровы был рыжий (араб. shaheb), поэтому город называют „Халеб“ аш-Шахба».

Население

Население — более 2,4 млн чел (2008).

Большинство жителей Халеба — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из греков, армян, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины.

Ещё в начале XIX столетия Халеб имел 200 тыс. жителей, обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Достопримечательности

Самым древним памятником в городе является водопровод протяженностью 11 км, сооруженный ещё римлянами. Громадная стена в 10 м высоты и 6,5 м толщины, с семью воротами, отделяет город от предместий. Крытый гостиный двор (базар) выходит на несколько улиц, весь состоит из сводов и освещается сверху через окна, проделанные отчасти в особых куполах. В Алеппо имеется 7 крупных церквей вместе с 3 монастырями и мечеть Эль-Иалаве в староримском стиле, выстроенная первоначально под церковь императрицей Еленой. Главные предметы вывоза и вместе с тем главные продукты страны — шерсть, хлопок, шелк, воск, фисташки, мыло, табак, пшеница, которые вывозятся преимущественно во Францию и в турецкие гавани. Промышленность ограничивается шелковыми изделиями. Жители Алеппо в основном считают себя шaрифами, то есть потомками Мухаммеда. Еще одна гордость жителей — Цитадель, основание которой возвышается над городом на 50 метров. Долгое время весь город лежал в пределах цитадели и лишь в XVI веке, после перехода Алеппо под власть Оттоманской империи, город стал постепенно разрастаться и за пределами крепостных стен.

Исторические здания

  • Цитадель Алеппо, большая крепость на вершине холма возвышается 50 м над городом. Датируется 13-м веком и была повреждена в результате землетрясений, в частности, в 1822 году.
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир)
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Таваши мечеть
  • Мавзолей Хейр Бей (1514)
  • Медресе Захирие (1217).
  • Халауие медресе, построенная в 1124 на прежнем месте собора Св. Елены. Тогда Святая Елена, мать Константина Великого, построила большой византийский собор. Когда крестоносцы-захватчики грабили город, главный судья города преобразовал собор Св. Елены в мечеть, и, наконец, в середине XII века, Нур аль-Дин основал здесь медресе, или религиозные школы.
  • Бимаристан Аргун аль-Камили, убежище, которое работало с 1354 года до начала XX века.
  • Фарадис медресе («Школа Рая»), внесена «Самые красивые мечети Алеппо». Она была построена вдовой Малек Захир в 1234—1237, потом регентом Насир Юсуф. Примечательным является тот двор, в котором находится бассейн всередине, окруженный арками с античными колоннами.
  • Бейт Аджикбаш, Бейт Газале и аль-Даллал, дома XVII—XVIII века в квартале Ждейде, в настоящее время — это музеи.
  • Ханака аль-Фарафра, суфийский монастырь (1237).
  • Мокаддамия медресе, старейшая богословская школы в городе (1168).
  • Султание медресе, начатая Малек Захир и законченная в 1223—1225 его сыном аль-Азиз.
  • Национальная библиотека Алеппо
  • Музей Алеппо
  • Часовня Баб Аль-Фарадж.
Ворота
  • Баб-эль-Хадид (en:Bab al-Hadid) (باب الحديد) (Железные ворота).
  • Баб-эль-Макам (en:Bab al-Maqam) (باب المقام) (ворота в храм).
  • Баб Антакейя (en:Bab Antakeya) (باب انطاكية) (ворота Антиохии).
  • Баб-эль-Наср (en:Bab al-Nasr) (باب النصر) (ворота победы).
  • Баб-аль-Фарадж (en:Bab al-Faraj) (باب الفرج) (ворота везения).
  • Баб Киннасрин (en:Bab Qinnasrin) (باب قنسرين) (ворота Киннасрин).
  • Баб Жнен (باب الجنان) (ворота садов).
  • Баб-эль-Ахмар (باب الأحمر) (Красные ворота).
Культовые сооружения
  • Великая мечеть Алеппо (Джами эль-Кабир) или Мечеть Омейадов, основана в 715 году Валидом I и, скорее всего, завершил строительство его преемник Сулейман. Здание содержит могилу Захария, отца Иоанна Крестителя. Мечеть была повреждена во время монгольского вторжения в 1260 году, и была восстановлена. Имеет четыре фасада разных стилей.
  • Хусрууия мечеть (en:Khusruwiyah Mosque), завершенная в 1547 г., построена по проекту знаменитого османского архитектора Синан.
  • Аль-Нукта мечеть (en:Al-Nuqtah Mosque) («Мечеть капли (крови)»), шиитская мечеть. Считается, что на этом месте ранее был монастырь, превращенный в мечеть в 944 году.
  • Аль-Аделия мечеть, построенная в 1555 году губернатором Алеппо Мухаммедом Паша.
  • Аль-Саффахия мечеть, возведенная в 1425 году, с замечательно оформленными восьмиугольными минаретами.
  • Аль-Кайкан мечети («Мечеть ворон»), с двумя древними базальтовыми колоннами у входа. В мечети находится каменный блок с хеттскими надписями.
  • Алтун Бога мечеть (1318).
  • Аль-Тауаши мечеть (14 век, восстановлена в 1537), с большим фасадом, украшенном колоннами.
  • Собор Сорока Мучеников (en:Cathedral of the Forty Martyrs) — армянская церковь в Ждейде (XVI век).
  • Центральная синагога Алеппо (en:Central Synagogue of Aleppo) — построена ок. 1200 года еврейской общиной.
  • Маронитские, сирийские православные, Римско-католические и многие другие церкви в старом христианском квартале Ждейде.
Парк Алеппо.

Парк Алеппо является крупнейшим парком в Сирии. Открыт он в 1940 году и расположен в районе Азизие. Голубая Лагуна — водный парк, расположенный в пределах Алеппо. Включает в себя несколько бассейнов, американские горки, бары и рестораны. Город обладает множеством кинотеатров, большинство из них расположены на улице Барон. Среди них знаменитый кинотеатр Cine d’Alep Chahba. Casino d’Alep является единственным казино, которое действует в Сирийской Арабской Республике.

История

Город является древнейшим заселенным в мире. Место было заселено примерно 5 тыс. до н. э., как показали раскопки в Таллет Альсауда. Алеппо упоминается в хеттских надписях в надписях Мари на Евфрате и в центральной Анатолии.

До нашей эры

В XIV—XIII веках до н. э. городом правили хетты. Позже Халеб стал ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих через Сирию к Багдаду. С IX по VII век до н. э. находился под контролем Ассирии, и был известен под именем Халман. Затем в VI в. до н. э. им владели персы и селевкиды. В 333 г. до н. э. Алеппо был захвачен Александром Македонским и управлялся греками в течение 300 лет в составе империи Селевкидов. В то время он был важным торговым центром между Евфратом и Антиохией. Селевк I (280 г. до н. э.) перестроил значительную часть Халеба и переименовал его в Беройя, но по завоевании его арабами он снова стал называться своим старым именем. Важность города для торговли возросла с падением Пальмиры. В 64 г. до н. э. Помпей включил Сирию в состав Римской империи.

Наша эра

Город оставался под управлением Рима в форме Византийской империи и был важным центром христианства на Ближнем Востоке (здесь был построен огромный собор), до 637 г. н. э., когда его захватили арабы. В 962 году город ненадолго вернул христианам византийский император Никифор Фока.

Впоследствии, в 944 г. Алеппо был захвачен хамаданцами, которые сделали его фактически независимым от Аббасидского халифата. При первом хамаданиде Саиф Аль-Даула (который построил знаменитую цитадель Алеппо) город процветал и был знаменит своей наукой, литературой и медициной, несмотря на военные амбиции этого правителя. Необходимо упомянуть о двух самых видных поэтах — Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирасе; философе и ученом Аль-Фараби — передовом арабском мыслителе, предшественнике Авиценны, и о лингвисте Ибн Калаве. Все они жили при дворе Саифа Аль-Даула и были известны своими большими познаниями и талантами.

В 1138 году город был разрушен Алеппским землетрясением, которое принадлежит к числу самых смертноносных в истории. В 1260 Алеппо был разграблен монголами, а в 1400 — ордами Тимура. Позднее он подпал под власть египетских мамлюков, а в 1516 Селим I присоединил его к Османской империи.

В XIX веке Алеппо обратил на себя всеобщее внимание страшными зверствами, совершенными против христиан весной 1850, и последовавшим за этим восстанием, которое в ноябре было потоплено в крови Керим-пашой с генералами Бемом и Гюйоном.

В начале XIX века в Алеппо жили 200 тыс. жителей, имел обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение 24 августа 1822, чума 1827 и холера 1832 подорвали его благосостояние.

Экономика

Основная экономическая роль города как торгового места, а он располагается на перекрестке двух торговых путей и посредничестве в торговле с Индией. Он продолжал процветать до тех пор, пока европейцы не начали использовать Кабо маршрут к Индии, а затем использовать маршрут через Египет в Красное море. С тех пор в городе снизился экспорт сельскохозяйственной продукции в прилегающих регионах, главным образом пшеницы, хлопка, фисташек, маслин и овец.

Интересные факты

  • В Алеппо находится гробница азербайджанского поэта Насими. В 1417 году вследствие обвинений, выдвинутых духовенством Насими был арестован и казнен. Ключи от гробницы находятся у потомка Насими.
  • Первый президент Армении Левон Тер-Петросян родился в Алеппо.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!