Чем запомнился Анастас Микоян? Народный комиссар торговли и снабжения ссср. Отстранение от полетов

Микоян Артём Иванович (1905-1970).

Выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР (1968 г.), дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии (1962 г.).

Ануш Ованесович Микоян родился 23 июля (по старому стилю 5 августа) 1905 года в маленьком горном селении Санаин, Тифлисской губернии, Российской империи и был пятым (младшим) ребенком в семье. Его отец, Ованес Нерсесович, работал плотником на медеплавильном заводе в городе Алаверди, неподалеку от их селения. Мать, Талида Отаровна, справлялась по дому, смотрела за детьми и шила односельчанам одежду.

Детство Ануша было связано с высокогорными пастбищами, куда он с дядей ходил пасти коз. Конечно же, Ануш и понятия не имел об искусственных летательных аппаратах, которые тогда уже существовали. Ничего не знал он ни о воздушных шарах, ни об аэропланах. Весь мир его технических познаний ограничивался плотницким делом отца, вместе с которым мальчик мастерил различные деревянные конструкции, да искусством сельского кузнеца. И только бабушкины сказки о человеке, летающем на чудо-ковре и чудо-птице, разжигали его воображение о полетах. Как-то раз он сделал крылья из гибких кизиловых прутьев и привязал их к ягненку, надеясь, что тот взлетит. Но полет, по непонятным для мальчика причинам, не состоялся, а затея незадачливого изобретателя рассмешила все село.

Мечту о небе в сознании юного Ануша зародила вынужденная посадка аэроплана рядом с селом в котором жила семья Микоянов. Человеком, сыгравшим в жизни Ануша определяющую роль, стал сельский школьный учитель Овсеп Акопович Галстян. Рассказы учителя об ученых древних времен: математиках, петрологах, историках, географах, — нашли самый благодатный отклик в сердце впечатлительного и пытливого ученика, пробудив в нем самом искренний интерес к знаниям и желание учиться. Мальчика отправили на учебу в семинарию в Тифлис.

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ.

В 1925 году переехал в Москву и устроился на завод «Динамо». Здесь же, само собой сменилось имя: вместо Ануша Ованесовича его стали называть Артемом Ивановичем.

После службы в армии работал секретарем парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба.
22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА. По окончании академии, Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 года на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н.Н.Поликарпова . Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153 . Вскоре Н.Н.Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода П.А.Воронин и главный инженер П.В.Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А.И.Микояна. Под его руководством (совместно с М.И.Гуревичем и В.А.Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3 .

В марте 1942 года А.И.Микоян назначается директором и главным конструктором опытного завода. А в апрель того же года происходит радостное событие — возвращение КБ из эвакуации. В 1942-1944 годах идёт самоотверженная работа трудового коллектива над опытными истребителями И-210 , И-211 , И-220 , И-222 , И-224 . В 1941-1943 годах создан ряд опытных истребителей: МиГ-7 , показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолёт И-224, достигший потолка 14 тысяч метров. В марте 1945 года начались испытания самолёта-истребителя И-250 конструкции Микояна с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого и воздушно-реактивного двигателей, а в Победном мае 1945 года состоялся первый вылет этой крылатой машины.

Артём Иванович Микоян является одним из пионеров реактивной авиации Союза Советских Социалистических Республик. После войны он разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС. Среди них МиГ-9 , МиГ-15 , МиГ-17 , достигавший скорости звука МиГ-19 — первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, легендарный МиГ-21 с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за выдающиеся заслуги в деле создания новой авиационной техники Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Тогда же, в 1956 году, было завершено создание самолёта-истребителя МиГ-19 (СМ-30) с катапультным без аэродромным взлётом и создание опытных сверхзвуковых истребителей Е-2А и Е-5 .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Микоян Артём Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Последними самолётами, созданным под руководством А.И.Микояна, стали: истребитель МиГ-23 , первый в СССР самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла и истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полёта, в три раза превышающей скорость звука.

На самолётах, разработанных под руководством Артёма Ивановича Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. Он создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-8-го созывов (1950-1970 годы).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Награды:
-дважды Герой Социалистического Труда (1956 г., 1957 г.);
-6 орденов Ленина;
-орден Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-2 ордена Красной Звезды;
-Ленинская премия (1962 г.);
-6 Сталинских премий (1941 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г., 1952 г., 1953 г.).

Ануш Микоян с сестрой Астхик. 1913 г.

Авиаконструкторы Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич с моделью истребителя МиГ-3.

Генеральные конструкторы С.А.Лавочкин, А.С.Яковлев и А.И.Микоян.

Список источников:
Артём Иванович Микоян. Cайт «Герои Страны».
А.Н.Пономарёв. Советские авиационные конструкторы.
М.С.Арлазоров. Артём Микоян.

Дополните информацию о персоне

Микоян Анастас Иванович
Другие имена: Микоян Анастас Ованесович,
Микоян Арташес Ованесович
Латиницей: Mikojan Anastas Ivanovich
Дата рождения: 25.11.1895
Место рождения: Санаин, Армения
Дата смерти: 21.10.1978
Место смерти: Москва, Россия
Краткая информация:
Деятель Коммунистической партии и Советского государства

Орден_Красного_Знамени.jpg

Орден_Красной_Звезды.jpg

Орден_Ленина.jpg

Орден_Октябрьской_Революции.jpg

Биография

В 1917 - на партийной работе в Баку, в Тифлисе. В октябре 1917 принимал участие в работе I съезда кавказских большевистских организаций, редактировал газету «Социал-демократ» (на армянском языке), позже «Известия Бакинского Совета».

Летом 1918, в период борьбы за Баку с германо-турецкими войсками, был комиссаром бригады Советской Армии. После временного падения Советской власти в Баку (1918), со вступлением в город английских интервентов, был председателем подпольного горкома РКП(б).

С марта 1919 - возглавил подпольную партийную организацию Азербайджана, был членом Кавказского краевого комитета партии. Установив связь с Москвой и Астраханью, организовал доставку нефтепродуктов для Советской Республики.

Партийная, государственная деятельность в 20-30-е годы

С октября 1920 - заведующий агитационно-пропагандистским отделом Нижегородского губернского комитета РКП(б).

В 1921-1922 - секретарь Нижегородского губернского комитета РКП(б).

С конца июня 1922 по 1924 - секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове-на-Дону.

В 1924-1926 - 1-ый секретарь Северо-Кавказского краевого комитета РКП(б) - ВКП(б), член Военного Совета Северо-Кавказского военного округа.

14.08.1926 - 22.11.1930 - народный комиссар внешней и внутренней торговли СССР.

22.11.1930 - 29.07.1934 - народный комиссар снабжения СССР.

29.07.1934 - 19.01.1938 - народный комиссар пищевой промышленности СССР.

22.07.1937 - 28.02.1955 - заместитель председателя СНК (с 1946 - Совета министров) СССР.

29.11.1938 - 04.03.1949 - народный комиссар (министр) внешней торговли СССР.

Микоян в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

10.09.1939 - 21.03.1941 - председатель Экономического Совета при СНК СССР.

10.09.1939 - 30.06.1941 - член Комитета обороны при СНК СССР.

21.03.1941 - 06.09.1945 - член Бюро СНК СССР.

С 03.07.1941 - председатель Комитета (Бюро) СНК СССР по снабжению РККА.

26.06 - 16.07.1941 - заместитель председателя Совета по эвакуации при СНК СССР.

16.07 - 25.12.1941 - член Совета по эвакуации при СНК СССР.

25.12.1941 - 1942 - председатель Комитета по разгрузке транзитных грузов.

03.02.1942 - 04.09.1945 - член Государственного Комитета Обороны СССР, уполномоченный по снабжению. Им же были заключены договора об американских поставках в СССР по ленд-лизу.

14.02.1942 - 18.05.1944 - член Транспортного комитета при Государственном Комитете Обороны СССР.

08.12.1942 - 04.09.1945 - член Оперативного бюро Государственного Комитета Обороны СССР.

Последний период деятельности

21.8.1943 - 1946 - член Комитета при СНК СССР по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождённых от фашистской оккупации.

15.03 - 24.08.1953 - министр внешней и внутренней торговли СССР.

24.08.1953 - 22.01.1955 - министр торговли СССР.

28.02.1955 - 15.06.1964 - первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.

15.07.1964 - 09.12.1965 - председатель Президиума Верховного Совета СССР.

09.12.1965 - 06.1974 - член Президиума Верховного Совета СССР.

С 06.1974 - на пенсии.

С 1975 - не участвовал в работе Верховного Совета, в 1976 не принимал участия в работе XXV съезда КПСС и не был переизбран в ЦК.

Сочинения

  • Стальной солдат большевистской гвардии // Правда. 1929. 21 дек.
  • Речь товарища Микояна на XVII съезде ВКП(б) (Заседание 29 января 1934 г., вечернее)
  • Пищевая индустрия Советского Союза. [Речи и доклады], М., 1939
  • Мысли и воспоминания о Ленине, М., 1970
  • Дорогой борьбы. Книга первая. Серия: О жизни и о себе. М., 1971
  • В начале двадцатых. М., 1975
  • Так было: Размышления о минувшем. М., 1999 , Новая электронная библиотека
  • Une Vie de lutte / auteur(s) : Anastase Ivanovitch MIKOYAN - traduit du russe sous la rédaction de Mireille Lukoševicius. Editeur:Editions du Progrès. Année:1973

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1943) (за заслуги в области постановки дела снабжения фронта продовольствием, вещевым имуществом и горючим в трудных условиях военного времени)
  • орден Ленина (6)
  • орден Октябрьской революции
  • орден Красного Знамени (за боевые заслуги в Гражданской войне)
  • орден Отечественной войны I степени
  • орден Красной Звезды (2)
  • лауреат Ленинской премии (1962)
  • лауреат Государственной премии СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953)
  • медали

Изображения

    А. И. Микоян, И. В. Сталин, Г. К. Орджоникидзе (Тбилиси, 1925 год)

    Нарком внешней торговли СССР А.И.Микоян. 1930 - Ленинград

    Семья Анастаса Микояна. Стоят (слева направо): Артем (младший брат), Анастас, Ашхен (жена), Гай (брат Ашхен). Сидят: сыновья Владимир, Степан, Серго, Алексей, Вано

    Просмотр образцов упаковок для детских новогодних подарков. Н.И.Сац, А.И.Микоян, Н.С.Хрущёв (1936)

    А.И. Микоян с Вильгельмом Пиком. 1954

    А.Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, А.И. Микоян на трибуне мавзолея. 1964

    Анастас Микоян и Эрнест Хемингуэй

Книги

Память

Разное

  • Сын деревенского плотника Анастас Микоян был умен не по годам и на это обратил внимание местный священник, который и направил мальчика в семинарию. Именно с учебы началось восхождение Микояна на политическую вершину, которую он покорил еще при Ленине и не покидал ее вплоть до брежневских времен. «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» - говорили в народе о главном хозяйственнике Страны Советов. Но еще более хозяйственной оказалась его жена, Ашхен Лазаревна Туманян (1896-1962). 36 лет она была кремлевской женой. Дольше, чем кто бы то ни был. Она знала Крупскую, общалась с Аллилуевой и имела свое мнение о её гибели, сочувствовала сосланной Полине Молотовой, обменивалась рецептами с Марией Буденной, встречалась с Ворошиловой у портнихи… Ее стаж в коммунистической партии шел еще с дореволюционных времен. Но, выйдя замуж, она отказалась от политики и полностью посвятила себя семье. Анастас и Ашхен Микоян были эталоном советской счастливой семьи. Он хлопотал по стране, она - по дому, и эти хлопоты были смыслом их жизней, их идеологией и политикой. Ашхен умерла скоропостижно. Сидела, наклонилась за чем-то и упала. Когда к ней подбежали, она была уже мертва. А Анастас в это время вёл переговоры на Кубе с Ф. Кастро о том, как разрешить «Карибский кризис». Микоян на похороны в Москву не поехал и, уговорив Кастро, во многом способствовал предотвращению Третьей мировой войны. Каждый остался верен тому, чему служил…
  • У Анастаса Микояна было пятеро сыновей: Степан (Стефан) (1922), Владимир (1924-1942), Алексей (1925-1986), Вано (1927), и Сергей (Серго) (1929-2010). Четверо из них по примеру дяди - легендарного авиаконструктора Артема Микояна посвятили себя авиации (Степан стал генерал-лейтенантом ВВС, Героем Советского Союза; Владимир - летчиком-истребителем, погиб в воздушном бою; Алексей - военным летчиком, генерал-лейтенантом; Вано - авиаконструктором), а пятый, Серго, историком. Интересная подробность: троих сыновей Микоян нарек именами Бакинских комиссаров (Степана - в честь Шаумяна; Алексея - в честь Джапаридзе, которого все называли Алешей; Вано - в честь Ивана Фиолетова, известного на Кавказе как Вано). Серго был назван в честь Орджоникидзе, Владимир - в честь В.И. Ленина. Внук А.И. Микояна музыкант Стас Намин (псевдоним взят по фамилии матери). Брат А.И. Микояна - Артём (1905-1970), академик АН СССР, авиаконструктор. Под его руководством, совместно с М. Гуревичем, созданы истребители серии «МИГ».
  • В 1922-1926 А.И. Микоян возглавлял краевую партийную организацию Северного Кавказа. В крае проживало около 10 миллионов человек. Сюда входили территории казачьих областей - Кубанской, Терской и Войска Донского, Ставропольской, Астраханской и Черноморской губерний, а также семь национальных округов. Проблемы, которые приходилось решать Микояну, были исключительно сложными. Северный Кавказ еще недавно служил ареной жестоких боев гражданской войны. И все же в условиях нэпа Северный Кавказ быстро оправлялся от разрухи и становился снова житницей страны. Микоян решительно требовал сближения с крестьянством и казачеством. В станицах сохранялся казачий быт, одежда, поощрялись даже военные учения, джигитовка. Под лозунгом «Сделать казачество опорой Советской власти» эти формирования включались в состав территориальных частей Красной Армии. Крайком разрешил не только горцам, но и казакам носить холодное оружие; было сохранено станичное управление и общий станичный бюджет. Во многих выступлениях Микоян призывал коммунистов не разрушать церквей и мечетей и не ссориться с крестьянами и казаками на почве религии. Для прекращения партизанской борьбы в крае несколько раз объявлялась амнистия. Все это создало Микояну репутацию умелого и опытного администратора и партийного руководителя.
  • А.И. Микоян - человек поучительной судьбы, показавший пример необычного в нашей стране политического долголетия. В 1919 - он был избран во ВЦИК РСФСР. Затем стал членом ЦИК СССР и Президиума Верховного Совета СССР до 1974 года. Таким образом, в составе высших органов Советской власти он состоял пятьдесят пять лет. Микоян пятьдесят четыре года подряд был членом ЦК партии (с 1922 - кандидат, в 1923-1976 - член ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС) и сорок лет работал в составе Политбюро ЦК (с 1926 - кандидат, в 1935-1966 - член Политбюро ЦК КПСС).
  • Анастас Микоян был одним из первых представителей советского руководства, посетивших Кубу после революции. Там он встретился и с Эрнестом Хемингуэем. Микоян лично вручил великому писателю двухтомник недавно вышедшего в СССР собрания сочинений Хемингуэя. Однако на вопрос последнего – почему в Советском Союзе так и не опубликовали его главный роман «По ком звонит колокол» - Микоян не нашел, что ответить. Он знал, что роман не прошел цензуру. По его возвращении вопрос публикации снова был поднят: роман вышел в свет в 1962 году, когда Хемингуэй уже год, как покончил с собой.
  • Тридцать восемь лет непрерывной работы в правительстве СССР - таков стаж Анастаса Микояна. Он оказался талантливым организатором, мастером переговоров и компромиссов. Не последнюю роль в его деловых качествах играло и происхождение. Британскому премьер-министру Гарольду Макмиллану Микоян говорил: «У вас в Англии многовековая традиция торговли. Но мы тоже умеем вести торговые переговоры - я имею за спиной долгую историю армянских торговцев!».
  • Американские газеты называли его «советский ликвидатор узких мест» и «улыбающийся Мик». Посол США в СССР Уолтер Беделл Смит охарактеризовал его как «умного и мудрого в масштабе всего мира маленького армянина». А предшественник Смита Аверелл Гарриман считал его «единственным человеком в Кремле, с которым можно разговаривать».
  • Известна огромная роль А.И. Микояна в предотвращении военного конфликта в период Карибского кризиса. В 1962, когда мир стоял на грани мировой войны из-за размещенных на Кубе советских ракет, Микоян сумел добиться согласия Ф. Кастро на демонтаж и вывоз ракет в обмен на обещание Кеннеди не нападать на Кубу. Микоян, действовавший как посредник между Хрущевым, Кеннеди и Кастро, во многом способствовал ликвидации кризиса. Усилия по разрешению Карибского кризиса стали венцом его многолетней и богатой политической карьеры.
  • Майкл Эллман, профессор Чикагского университета, говорил: «Долгожительство Микояна имело своей причиной не только и не столько его поразительную хитрость, умение изворачиваться и плести интригу. Дело было не только в его феноменальном таланте дипломата. Микоян был действительно практически незаменим. Он был сверхэффективен». Сейчас таких людей называют современным термином кризис-менеджер. О Микояне можно сказать гениальный кризис-менеджер. Он умел «разрулить» ситуацию, найти компромиссы, уступая в частностях, но выигрывая в главном. Когда в Грозном вспыхнули беспорядки между русским населением и возвратившимися в республику после депортации чеченцами и ингушами, именно Микоян вылетел в Чечено-Ингушскую АССР, чтобы урегулировать конфликт. Дело обошлось без кровопролития и массовых арестов. Перед глазами Анастаса Микояна прошла почти вся история Советского Союза, он был активным участником или свидетелем практически всех значимых событий в жизни страны. Политические фигуры государственного масштаба редко бывают однозначными. Анастас Микоян не исключение, его личность очень противоречива и сложна. Но одно можно сказать с уверенностью для многих поколений Микоян навсегда останется ярчайшим примером государственного деятеля, политика с большой буквы.
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.71, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Տիգրան Հայազն, Գարեգին Ղազարյան: 1000 հայազգի գեներալներ,ծովակալներ.-Ե.,Հեղինակային հրատարակություն, 2009 թ.,էջ 358: ISBN 978-9939-53-105-2
  • Большая русская биографическая энциклопедия. (3 CD)
  • Большая cоветская энциклопедия. 3-е изд. М., 1970-1977
  • Васильева Л. Кремлевские жены. М., 1998. С.433-445
  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. М., 1999
  • Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000
  • Казинян Арис. 100 величайших армян ХХ века. Москва. 2006. С.-208-209
  • Куманев Г.А. День первый, срединный, последний // Книга исторических сенсаций. М., 1993
  • Нерсисянисты (1824-1914). Авакян С., Периханян Г. Ер., 1975
  • Мамулов С.С. Удивительный народ из страны чудес. Книга 4. М., 2005
  • Медведев Р.А. А.И. Микоян: политическое долголетие // Аргументы и факты. 1989. № 19. С. 5-6
  • Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990
  • Осколкова Э.Д. А.И. Микоян // Соратники Ленина на Дону: Очерки. Ростов н/Д. 1980
  • Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
  • ЦК КПСС. Об антиконституционной практике 30-40-х и начала 50-х годов // Архив Президента Российской Федерации (АПРФ). Совершенно секретно. Особая папка. Пакет № 59 (90). Подлинник // Вестник АПРФ. № 1. 1995
  • Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М., 1996
  • Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997

(1895-1978) советский партийный и государственный деятель

Анастас Иванович Микоян был человеком совершенно уникальной судьбы. Пятьдесят пять лет он входил в высшее руководство страны. Столь беспримерное политическое долголетие говорит не только о его способностях как государственного деятеля, но и об умении приспосабливаться к резко меняющимся политическим обстоятельствам. Когда Микоян начал публиковать свои мемуары, кто-то распространил весьма остроумную шутку, что их следовало бы озаглавить «От Ильича до Ильича».

Анастас Иванович Микоян родился в Армении в селе Санаин в семье бедного сельского плотника. После окончания начальной школы отец отдал сына в армянскую духовную семинарию, находившуюся в Тифлисе. Таким образом он избавлял свою многочисленную семью от лишнего рта. Анастас Микоян стал одним из лучших учащихся, окончил семинарию с похвальным листом и в 1916 году был принят в Армянскую духовную академию.

Микоян учился хорошо, но так и не закончил академию: началась Февральская революция. Еще в семинарии он стал членом партии большевиков, поэтому и принял непосредственное участие в событиях.

После Октябрьской революции Анастас Микоян оказался на партийной работе в Баку, и этот период является самым темным местом в его биографии. Он входил в состав бакинского городского совета, все члены которого были арестованы вошедшими в Азербайджан войсками интервентов.

Двадцать шесть из них были расстреляны и вошли в историю как «двадцать шесть бакинских комиссаров». На самом деле среди них были не только большевики, но и левые эсеры, а также и беспартийные. Анастаса Микояна же не было не только в списках расстрелянных, но и среди арестованных, находившихся в бакинской тюрьме. До сих пор точно неизвестно, каким образом ему удалось избежать, казалось бы, неминуемого расстрела.

Осенью 1919 года он уже находится в Москве, где его избирают членом ВЦИК. Как и других партийных руководителей, его несколько раз перебрасывали с места на место. Он работал и в Центральной России, и в Нижнем Новгороде, и на Кавказе. Но уже в 1920 году исполнительный и аккуратный работник привлекает внимание И. Сталина.

Поскольку Анастас Иванович Микоян был уроженцем Кавказа, в 1922 году его направляют в Ростов, где он становится секретарем Северо-Кавказского комитета РКП(б). На этом посту Микоян проявил небывалую для коммуниста гибкость и смог найти общий язык не только с горцами, но и с казаками. Правда, для этого ему пришлось пообещать, что в станицах сохранится казачий быт, а самим казакам разрешат носить оружие. Но уже в начале двадцатых годов началось так

называемое расказачивание, и большая часть казаков была выслана или репрессирована. Тем не менее Анастасу Микояну удалось главное - сделать свой регион основной житницей страны, что в то время было чрезвычайно важно.

В августе 1926 года Анастас Иванович Микоян был назначен народным комиссаром торговли и снабжения. На этом посту он тоже проявил свое умение приспосабливаться к обстоятельствам, о чем свидетельствует хотя бы такой пример. Вначале Микоян призывал к тому, чтобы всемерно поощрять крестьян, продающих хлеб в города. Но как только Сталин выступил за принятие жестких мер в отношении кулаков и стал проводить политику сплошной коллективизации, Анастас Микоян поддержал его, хотя лучше других понимал опасность этого решения.

С конца двадцатых годов Анастас Иванович Микоян выполнял весьма деликатное поручение Сталина: вместе с А. Хаммером организовал продажу за границей части коллекции Эрмитажа, собраний Морозова и Щукина, вошедших в Музей нового западного искусства, а также предметов, конфискованных большевиками. Известно, что Микоян предложил продать ряд ценных предметов из Зимнего дворца, а также книги из личной библиотеки Николая II. Это решение вызвало резкий протест со стороны А. В. Луначарского.

Как известно, проведенные в Европе аукционы закончились скандалом. Во Франции, где существовала большая колония эмигрантов из России, многие предметы были объявлены украденными и возвращены прежним владельцам. Казалось, сделка сорвалась, но Микояну помогли его старые связи. Еще работая в Баку, он помог с отъездом за границу родственникам армянского миллиардера Тульбенкяна.

На его деньги картины с аукционов были перевезены в США, где Хаммер снова начал их продажу. Клиентами Хам-мера на этот раз стали крупнейшие американские бизнесмены и политические деятели, которых не волновало происхождение вещей. Впоследствии для покупки произведений искусства Анастас Иванович Микоян тайно принимал в СССР многих западных деятелей, в том числе тогдашнего министра торговли США А. Меллона. Общая выручка от всех операций, проведенных Микояном до 1936 года, составила более 100 миллионов долларов.

В это время он неоднократно посещал США и вел там переговоры. Большая часть полученных им денег пошла на покупку оборудования для пищевой и обрабатывающей промышленности. Именно благодаря ему перед войной быстро развивалась консервная, мясо-молочная, а также кондитерская промышленность.

Настоящим увлечением Микояна было мороженое. По его инициативе было построено несколько хладокомбинатов, и один из них до сих пор носит имя наркома.

В 1935 году Анастас Иванович Микоян был избран членом Политбюро и вскоре назначен заместителем председателя Совнаркома. Впоследствии он неоднократно заявлял, что не имел прямого отношения к репрессиям. Действительно, Микоян никогда не был столь активен и агрессивен, как, например, Каганович. Но вместе с тем он также несет ответственность за происходившие в то время события. Именно ему Сталин поручил возглавить комиссию, которая должна была определить судьбу Н. Бухарина и А. Рыкова. Анастас Микоян предложил исключить их из партии, а дело передать в НКВД. В тот же день Бухарин и Рыков были арестованы.

Осенью 1937 года Анастас Микоян был направлен в Армению для проведения чистки партийных и государственных органов. В результате проведенной им кампании погибли тысячи ни в чем не повинных людей. В то же время в ряде случаев Микоян помогал не только родственникам репрессированных, но и тем, кто оказывался под угрозой ареста. В частности, он спас от ареста маршала И. Баграмяна, некогда служившего в армянской армии дашнаков.

Естественно, что у Микояна были и свои выдвиженцы. Так, по его инициативе в Москву был переведен молодой директор текстильного предприятия А. Косыгин. Впоследствии Микоян рекомендовал его Сталину, и Косыгин был назначен наркомом текстильной промышленности.

В годы войны Анастас Иванович Микоян занимался снабжением Красной Армии, а также эвакуацией многих предприятий и учреждений. В сентябре 1942 года погиб под Сталинградом его сын Владимир. Горе отца было еще большим оттого, что за несколько дней до этого он сам попросил командующего ВВС направить сына именно на Сталинградский фронт.

Заслуги Микояна в снабжении армии продовольствием были настолько значительны, что в 1943 году, в разгар войны, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Как член Государственного Комитета Обороны он разделяет ответственность и за проводившиеся в то время массовые депортации разных народов. Правда, позиция его и здесь была более осторожной, чем у соратников. Известно, что он был единственным членом Политбюро, который заявил о том, что проводимые переселения повредят международной репутации СССР.

После окончания войны, Анастас Иванович Микоян продолжал оставаться в высшем руководстве, но отношение к нему Сталина начало меняться. Сам Микоян так объяснял происшедшее. Сталин боялся его популярности и не хотел, чтобы Микоян был на виду. Кроме того, Сталин ни на один день не забывал о том, что он был очень опасным свидетелем.

После смерти Сталина, Анастас Микоян вновь обрел твердое положение, став ближайшим союзником Н. Хрущева. Вместе с тем он не принимал активного участия в развернувшейся тогда борьбе за власть, хотя и поддержал решение Хрущева о снятии и аресте Берии.

На XX съезде КПСС, Анастас Иванович Микоян выступил с докладом, который практически подготовил историческое выступление Хрущева. По его инициативе было сформировано более ста комиссий, которые занимались пересмотром несправедливых обвинений. Однако тот же Микоян настойчиво призывал к осторожности и умеренности в критике Сталина.

В это же время он активно участвует в различных внешнеполитических акциях: по инициативе Хрущева отправился в Югославию, чтобы подготовить почву для официального визита руководителей КПСС с целью «примирения» двух компартий.

В 1956 году Анастас Микоян вместе с Г. Жуковым и М. Сусловым был направлен в Будапешт, где в то время происходило народное восстание. Именно по его инициативе было принято решение о вводе в страну советских войск. Он же был первым советским руководителем, который прибыл на революционную Кубу. Результатом этого визита стали важные экономические соглашения.

Самую же важную роль в судьбе страны Микояну пришлось сыграть в конце 1962 года, когда разразился так называемый Карибский кризис. В ответ на переброску советских ракет на Кубу США объявили блокаду острова и начали подготовку к вторжению. Мир оказался на грани войны.

Осознав реальность угрозы, Хрущев был вынужден пойти на уступки и решил принять условия Дж. Кеннеди. Потребовался умелый, авторитетный и осторожный политик для переговоров с Ф. Кастро. Выбор Хрущева пал на Анастаса Ивановича Микояна, который еще в 1960 году подписал договор о помощи Кубе.

Микоян улетал на Кубу, оставляя в Москве умиравшую от рака жену. Тогда он не знал, что больше никогда не увидит ее. Получив известие о ее смерти, Микоян отправил в Москву своего сына Серго, а сам остался продолжать переговоры. Ему удалось убедить Кастро, и Карибский кризис был урегулирован.

При Брежневе Микоян был назначен Председателем Президиума Верховного Совета. В это время ему исполнилось шестьдесят девять лет. Ровно через год он подал заявление об отставке. Это был беспрецедентный среди тогдашнего руководства случай, ведь обычно происходило по-другому: людей или снимали, или они умирали, так и не оставив своего поста.

В последние годы жизни Анастас Иванович Микоян жил более уединенно, хотя, в отличие от других деятелей, не отказывался от публичных выступлений в различных учреждениях. В это же время он начал писать мемуары. Они вызвали большой интерес. Первые две книги были сразу же переведены на ряд иностранных языков. Но как только Микоян дошел до третьей книги, озаглавленной «В начале двадцатых», неожиданно последовал запрет на ее публикацию. Такая же судьба постигла и его следующие книги воспоминаний. Позже выяснилось, что это было сделано по личному распоряжению Суслова.

Микоян тяжело переживал случившееся, но не прекращал работать. Вместе с тем известно, что после его смерти весь его архив был изъят.

В отличие от многих высших партийных руководителей, которые до сих пор покоятся в Кремлевской стене, Микояна Анастаса Ивановича похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой его жены.

До 1917 года

Микояновский мясокомбинат является старейшим мясоперерабатывающим предприятием страны , его история насчитывает более 210 лет. Первое упоминания о том, что на месте современных микояновских корпусов когда-то располагались мясницкие бойни, относятся к 1798 году.

В документах Канцелярии главнокомандующего в Москве и губернии по гражданской части генерала-фельдмаршала И. П. Салтыкова имелись свидетельства о том, что в 1798 году на землях деревни Грайворон, Ямской и Рогожской слободы происходила концентрация производств по убою скота, его разделке и продаже мяса. Именно там купец Благушин держал собственные бойни.

На этих землях селились новые мясники , открывались новые бойни, и со временем здесь образовалось мясное дело городского уровня, которому московские власти придавали большое значение.

В 1886-1888 годах городской голова Николай Алексеев решил упорядочить московское боенное хозяйство и на муниципальный заем построил на месте купеческих мясных лавок лучшие в Европе городские скотобойни. Было затрачено 3 млн золотых рублей. Строительство боен подразумевало использование наиболее современных технологий . Были построены скотопригонный двор и 5 загонных дворов, рельсовый путь, холодильные машины, водопровод от артезианского колодца на Яузском бульваре, канализацию на собственные поля орошения. В 1913 году на территории боен действовал ресторан, библиотека и единственный в России музей по мясоведению с коллекцией художественных муляжей. Был оборудован театр с лекционным залом на 300 мест и синематограф.

При Советской власти

После революции советское правительство в 1930 году командировало специалистов «Союзмяса» в Чикаго (США) для знакомства с опытом мясопереработки и организации колбасного производства. Нарком Анастас Иванович Микоян лично побывал в Америке для изучения мясоперерабатывающей промышленности. А годом спустя в Москве, на будущей территории «Микояна» было начато строительство первых корпусов предприятия, которой получило название «Первый московский колбасный завод». 31 декабря 1933 начали работу все девять цехов Московского мясокомбината; ещё через год ему было присвоено имя наркома А. И. Микояна.

В это время технологами комбината были разработаны десятки марок колбас, в частности, «Докторская», Любительская", «Чайная» и «Брауншвейгская». На основании микояновских разработок создавались ГОСТ на колбасные изделия, деликатесы, консервы и полуфабрикаты.

Годы войны

В июне 1941 года в ряды Вооруженных Сил были призваны более полутора тысяч работников комбината. В июле 250 человек ушли добровольцами в народное ополчение. Более семисот сотрудников комбината погибли в годы Великой Отечественной войны.

Уход такого количества сотрудников тяжело отразился на производстве, однако коллектив нашел выход из ситуации: новым профессиям были обучены женщины, пенсионеры и подростки. Удалось не только сохранить темпы производства, но и наладить выпуск новых изделий - пищевых концентратов для Красной армии. В годы войны на комбинате было организовано производство медицинских препаратов на основе эндокринного сырья, получаемого при убое скота: если в 1942 году промышленность выпускала всего четыре наименования органопрепаратов, то в 1944 году их было уже 40. На комбинате и на Ленинградском мясокомбинате впервые в стране стали вырабатывать пенициллин.

Одновременно на предприятии было освоено производство новых видов продукции, обеспечивающих питание работников тыла.

Коллектив мясокомбината участвовал в сборе средств на строительство вооружения и военной техники для армии: например, для танковой колонны «Москва» было собрано 604 тысячи рублей.

За обеспечение армии вооружением и продуктами предприятию было передано на вечное хранение боевое знамя 1-ой Гвардейской Московской Краснознаменной стрелковой дивизии. Коллектив был также отмечен орденом Ленина. Орденами и медалями награждены 67 работников комбината.

После 1991 года

В 1998 году «Микоян» стал частью крупного агропромышленного холдинга - «Эксима», который инвестировал в комбинат более 200 млн $, переоборудовал старые производственные линии и построил новые (заменено более 85 % оборудования), повысил зарплаты, улучшил условия труда.

Степан Микоян - советский летчик-испытатель, авиаконструктор, Герой СССР, кавалер орденов Ленина и всю жизнь был связан с самолетами. Именно он отвечал за управление знаменитым «Бураном» - космическим кораблем многоразового использования, испытания которого с большим успехом прошли в ноябре 1988 г.

Детские годы

Микоян Степан Анастасович, биография которого изложена в данной статье, родился в Тифлисе (сейчас это город Тбилиси) 12 июля 1922 г. Отец Анастас Иванович Микоян был известным советским партийным и государственным деятелем, а мать Ашхен Лазаревна Туманян. Их брак был долгим и счастливым. По словам самого Степана Микояна, он не помнил ни единого случая, когда бы его родители ссорились или повышали голос. Они всегда относились друг к другу с большой любовью и уважением.

В семье Микоянов было пятеро сыновей. Старшим из них был Степан. Его и троих младших детей назвали в честь знаменитых бакинских комиссаров - Серго Орджоникидзе, Алексея Джапаридзе, Степана Шаумяна и Ивана Фиолетова, с которыми Анастас Микоян всегда поддерживал дружеские отношения. Второго сына назвали Володей, так как он родился в год, когда умер В.И. Ленин. Все каникулы дети проводили на даче «Зубалово». По словам Степана Микояна, это была огромная территория, обнесенная высокой кирпичной стеной. А где-то в километре от нее находилась еще одна дача «Зубалово-2», где жил Сталин со своей семьей.

Так как Анастас Иванович был видным государственным деятелем, он дружил со многими людьми из окружения Иосифа Сталина, которые впоследствии были репрессированы. Степан знал их всех и с самого детства дружил с сыном вождя Василием Сталиным.

Увлечение небом

В 30-х годах прошлого века чуть ли не каждый подросток мечтал связать свою жизнь с самолетами. О небе тогда мечтали сотни тысяч советских школьников. Не стал исключением и старший сын Анастаса Ивановича Степан. К тому же этому увлечению способствовал еще и его дядя Артем к тому времени был начинающим авиационным конструктором.

В августе 1940 г. Степан Микоян вместе с другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую авиационную школу. Спустя год в начале сентября 1941-го он успешно окончил училище в г. Красный Кут (Саратовская обл.). После этого он был направлен в 8-й запасной авиаполк, дислоцировавшийся в небольшом поселке Багай-Барановка, расположенном чуть севернее Саратова. Здесь ему спешно пришлось переучиваться летать на самолете "Як-1". В середине декабря того же года по распределению Степан Микоян (фото летчика представлены в статье) попадает в 11-й истребительный полк, входящий в состав 6-го ИАК ПВО и защищавший небо над Москвой.

Великая Отечественная война

Прибыв на место назначения, молодой летчик узнал, что его полк перед этим летал на штурмовки наземных немецких войск. Однако за весь декабрь и часть января 1942 г. ему так и не удалось ни разу вылететь на задание, так как крайне неблагоприятные погодные условия не позволяли проводить какие-либо активные действия в воздухе. С наступлением погожих дней Степан Микоян стал участвовать на своем самолете "Як-1" в полетах, целью которых являлось прикрытие советских воинских частей в районе города Волоколамска и, в частности, конницы генерала Л. М. Доватора, совершавшего время от времени рейды на уже оккупированную немцами территорию.

Не секрет, что довольно часто подвергались обстрелам из зенитных орудий противника. Так было и в один из январских дней 1942 г. Вражеские зенитки начали обстрел наших самолетов, к тому же резко испортилась погода и пошел сильный снегопад. Но, несмотря на это, эскадрилья сумела точно приземлиться на взлетно-посадочную полосу благодаря Степану Микояну, который хорошо знал расположения московских улиц, прилегающих к Центральному аэродрому Москвы, где и располагался его 11-й истребительный полк.

Первое ранение

Всего за зиму 1941-1942 гг. молодой летчик в составе своего полка совершил 10 успешных вылетов, но 11-й для него мог оказаться роковым. 16 января во время прикрытия Истры его самолет по какой-то нелепой случайности был сбит младшим лейтенантом 562-го полка Михаилом Родионовым. Степан Микоян, биография которого могла бы на этом и закончится, все же сумел посадить свою горящую машину, как говорят летчики, прямо на брюхо. Падение советского самолета было замечено деревенскими подростками. Именно они дотащили обожженного, со сломанной ногой летчика до дороги, а там, найдя какие-то сани, доставили его в медсанбат.

Провинившегося Михаила Родионова собирались отдать под трибунал, а с лейтенантом Микояном разобраться после его выздоровления. Но это дело так и не дошло до суда. В начале июня 1942 г. старший лейтенант Родионов погиб в воздушном бою под Калугой, за что и был удостоен посмертно звания Героя СССР. А Степану пришлось залечивать свои раны еще в течение нескольких месяцев.

Новые самолеты

В августе 1942 г. в Люберцы на свое уже 3-е переформирование прибыл 434-й авиационный истребительный полк, который в последствие стал 32-м Гвардейским. Он знаменит тем, что в нем в свое время воевали 26 летчиков, которые получили звание Героев СССР. В совокупности они сбили более 520 самолетов противника. Тогда в 1942-м командиром полка был 24-летний Герой СССР Иван Клещев, а курировал это подразделение сам Василий Сталин.

Сын вождя с детства знал братьев Микоянов - Степана и Владимира. Сначала в полк взяли младшего из них, а чуть позже зачислили и второго. Уже после войны ветераны, служившие вместе с ними бок о бок, рассказывали, что оба брата были на редкость дисциплинированными, старательными и скромными, поэтому они практически сразу же влились в дружную полковую семью.

В начале сентября 1942 г. доукомплектованный личным составом полк, сев на транспортные самолеты, вылетел в Багай-Барановку. Здесь летчикам пришлось осваивать новые истребители "Як-7Б", только что прибывшие прямо с Саратовского авиазавода. Через несколько дней пришел приказ о передислокации на другой полевой аэродром, расположенный вблизи совхоза «Сталинградский», который находился всего в 60 км от самого города. Клещевский полк был немедленно введен в состав 16-й армии.

Воздушные бои над Сталинградом

Первым боевым вылетом вновь сформированного полка командовал лично Иван Клещев. Увидев впервые Сталинград с воздуха, новички были поражены таким зрелищем. Степан Микоян позже вспоминал, что его взору предстал пылающий город. Черный дым от пожарищ поднимался на несколько километров вверх, а сквозь него проглядывались голубые воды Дона и Волги. В небе носились сотни самолетов, большинство из которых были немецкими истребителями и бомбардировщиками.

Как известно, командир полка Клещев всегда вводил новичков в воздушные бои постепенно. И, несмотря на то, что Степан Микоян уже имел некоторый боевой опыт в небе над столицей, он все же определил его к себе в ведомые. Такая тактика командира помогала молодым летчикам приобретать боевой опыт без лишнего риска.

Отстранение от полетов

Однако вторая половина сентября оказалась самой тяжелой: только за три недели воздушных боев полк уничтожил более 80 вражеских истребителей. Но и потери подразделения были огромными: 25 самолетов и 16 летчиков. В числе погибших был и младший брат Степана Владимир Микоян. Сам командир полка Иван Клещев получил тяжелое ранение.

После смерти брата Микоян Степан Анастасович был отстранен от полетов по приказу командования. В память о Владимире летчики на нескольких самолетах вывели надпись «За Володю!». В начале октября остатки авиаполка были отправлены в тыл. Несколько офицеров были удостоены звания Героя СССР, а Владимира (посмертно) и Степана наградили боевыми орденами Красного Знамени.

Войну Микоян закончил в звании капитана и был удостоен двумя боевыми наградами. За время военных действий он успел провести лишь несколько боев против самолетов противника, но, согласно документам, на его боевом счету числится 6 групповых побед.

Учеба в инженерной академии

В 1945-м победном году Микоян женится на своей давней знакомой Элеоноре, дочери летчика-испытателя Петра Лозовского, который трагически погиб во время полета на истребителе "И-4". После свадьбы молодой человек поступил в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского на инженерный факультет. Слушателям, у которых уже была летная практика, разрешали пилотировать самолеты, находящиеся в распоряжении академии. Учебный полк находился тогда в пос. Белопесоцком недалеко от Каширы. Впоследствии троим из них предстояло освоить новейшие реактивные истребители.

Для своего дипломного проекта Микоян Степан Анастасович выбрал непростую и довольно смелую по тем временам тему. Она касалась сверхзвукового фронтового истребителя. Скорее всего, всю информацию о разработке "МиГ-19" он получил от своего дяди Ануша Микояна.

Дипломным проектом Степана руководил знаменитый В.Ф. Болховитинов, который еще в довоенный период занимался строительством тяжелых бомбардировщиков "ДБ-А", а позже и созданием первого в Советском Союзе ракетного истребителя "БИ". Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Микоян со своими однокурсниками профессиональными летчиками и инженерами-механиками стояли у самых истоков создания реактивной авиации.

Напряженная работа

В августе 1951 г. Степан Ананстасович попал на летно-испытательную должность в ГК НИИ Военно-воздушных сил. Здесь он в течение долгих 23 лет занимался испытанием различных боевых самолетов, принадлежащих ОКБ Яковлева, Микояна и Сухого. Он, как никто другой, успешно совмещал работу летчика с должностью ведущего инженера НИИ.

С 1975 г. Степан Микоян - Герой Советского Союза. Он заслужил это высокое звание за испытание новейшего перехватчика "МиГ-25". За все время своей работы ему удалось освоить 102 типа различных летательных аппаратов, проведя при этом в воздухе более 3,5 тыс. часов.

Программа «Буран»

В 1974 г. Степан Анастасович по решению медкомиссии был отстранен от испытания боевых машин, однако ему разрешалось работать на вертолетах и транспортно-пассажирских самолетах. В 56-летнем возрасте он понял, что ему не удастся в очередной раз успешно пройти медкомиссию, поэтому пришлось принять предложение о переходе на другую работу.

В апреле 1978 г. Микоян становится заместителем главного конструктора НПО «Молния». Здесь Г. Е. Лозино-Лозинский создавал орбитальный корабль многоразового использования «Буран». В этих условиях как нельзя кстати пришелся накопленный за многие годы работы опыт Степана Анастасовича, касающийся организации летных испытаний, когда было принято решение создать атмосферный аналог корабля, названного «Изделием 002». Летными испытаниями, стендовой и технической подготовкой летчиков занимался именно Микоян. Он же отвечал и за управление настоящим «Бураном» в его первом и последнем полете в космос.

Мемуары

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что генерал-лейтенант авиации Степан Микоян практически всю свою жизнь посвятил самолетам, а точнее, их пилотированию. И даже будучи 70-летним седовласым генералом он неоднократно сам управлял машиной "Як-18Т".

Несмотря на свою занятость, он все же нашел время для написания книги. Биографические, по своей сути, мемуары точно отобразили жизнь в Советском Союзе и все то, чем жил и как работал ее знаменитый автор Степан Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя» вышла сначала в Великобритании, а затем и в России. Эта книга вызвала живой интерес не только у авиаторов, но и простых людей, которым небезразлична история своего государства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!