Что значит родной язык для человека? Роль родного языка для человека. Языки народов россии

Постоянное проживание в одной и той же среде не дает возможности в полной мере понять, что значит родной язык для человека. Когда нет трудностей в преодолении языкового барьера, мало кто задумывается о роли общения для психологического, морального состояния каждого индивида. Поколебать уверенность и покой иногда может только приезд иностранцев. Даже малейшая разница в языках с жителями стран дает понять, насколько трудно приходится человеку без понимания речи собеседника.

Значимость разговорного навыка в жизни человека

С самого рождения ребенку прививают знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь - это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Вспомните, как неловко себя чувствуешь, когда не можешь понять, что же конкретно хочет от тебя малыш двух лет. Лепеча и коверкая слова, он изо всех сил пытается донести свою точку зрения, желание, эмоции. И если взрослым просто трудно понять такой «разговор», то ребенку подчас еще сложнее. Несмотря на все его усилия, он так и остался неуслышанным. Именно с такого возраста важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.

Как воспитать в к родному языку?

Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.

Язык народа - зеркало его души, культурное наследие

Язык - это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков. Какие-то из них похожи, и представители расположенных рядом стран могут понять устную речь друг друга полностью или частично, другие абсолютно непонятны и не имеют ничего схожего с родным для человека наречием. Даже в пределах одной страны могут быть в ходу разные диалекты.

Каждый из них - это изюминка края, его душа. Ведь язык - это отображение мысли как одного отдельно взятого человека, так и группы людей, целой нации. Это определяющая составляющая национального единства, объединяющая разных по духу, способу существования, социальным аспектам людей. Высказывание Э. Сепира очень характерно описывает роль языка в становлении культуры как явления и культуры отдельно взятого человека: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

В гостях хорошо, но дома лучше

Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.

Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.

Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.

Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?

Для каждого человека родной язык - это язык, на котором он разговаривает с рождения, это колыбельные мамы, первые вопросы и ответы. Однако как быть с детьми, рожденными в чужой для родителей стране, или теми, кто переехал в новую местность еще совсем малышом? Как определить, какой язык родной для них? Как объяснить разницу между двумя разными способами выражать свои мысли и чувства?

Тенденции современного мира таковы, что знание нескольких иностранных языков - это уже не прихоть или желание родителей. Чаще всего это необходимость, без которой во взрослой жизни трудно сориентироваться, устроиться на хорошую работу. Психологи и педагоги утверждают, что малышу гораздо проще выучить язык, чем взрослому человеку. При этом основная база закладывается в очень юном возрасте, еще до школы. Способность мозга воспринимать информацию в данный период жизни колоссальная. Дети, проживая в двуязычной стране или семье, свободно могут общаться как на общепринятом, так и на родном для себя языке.

Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.

Как преодолеть языковой барьер

Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.

На первый взгляд, ответить на этот вопрос просто: родной язык – это язык моего народа. Но вот интересное высказывание замечательного русского поэта, декабриста, друга А. С. Пушкина Вильгельма Кюхельбекера: «Я по отцу и матери немец, но не по языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки; природный мой язык – русский».
Тогда, может быть, родным является государственный язык нашей родины – страны, где мы появились на свет и живём? Однако почему же, например, в моей родной Украине так много людей, которые неплохо владеют украинским языком, любят его, но дома, с друзьями говорят только по-русски? Они предпочитают русские фильмы и телепередачи, и даже все семь книг о Гарри Поттере прочитали в русском переводе, хотя украинский обычно появлялся на пару месяцев раньше. И подобные примеры можно найти в любой стране, в любое время…
В поисках истинного ответа на все эти вопросы обратимся к одному из лучших знатоков русского и украинского языков, создателю «Толкового словаря живого великорусского языка» и собирателю первого русско-украинского словаря Владимиру Ивановичу Далю. Его отец по происхождению был датчанин, а мать – француженка.
Обдумывая сложнейшую проблему научного определения национальной принадлежности человека, Даль пришёл к выводу: «Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Современные лингвисты использовали проницательные идеи Даля для определения понятия родной язык. Итак, родным для данного человека является тот язык, на котором он обычно думает. Как правило, это язык родителей, который младенец слышит и усваивает с первых часов жизни.
Повзрослев, мы этого, разумеется, уже не помним, но наши мамы начали общаться с нами сразу, как только впервые взяли нас на руки. Они разговаривали с нами, когда пеленали, кормили, укладывали спать. Не рассчитывая в первое время на нашу словесную реакцию, они всё-таки делали в своей речи паузы, необходимые для ответной реплики, а иногда и сами отвечали за нас, показывая пример, который мы неосознанно усваивали… Многие наши языковые знания и речевые умения появились, благодаря этому одностороннему, на первый взгляд, общению с мамой. Вот почему в некоторых европейских и азиатских языках нет такого понятия – родной язык, а есть – материнский язык.
«А я могу думать и по-русски, и по-украински, и по-английски, и ещё немного по-французски. Так что же, у меня четыре родных языка?». Похожие вопросы наверняка возникли у многих. Поэтому определение надо уточнить.
Дело в том, что есть разница между речевым общением и речевым мышлением. С большей или меньшей лёгкостью мы можем беззвучно, не открывая рта, общаться с воображаемым собеседником и даже с самим собой на любом изученном языке (лингвисты называют такое действие внутренней речью). Однако когда мы обдумываем план жизни на ближайший месяц, пытаемся понять и оценить неожиданный поступок подруги, ищем аргументы для серьёзного разговора с родителями, записываем в личный дневник важный вывод, когда нам очень плохо или, наоборот, очень хорошо – мы, как правило, мыслим на родном языке.
Почему так происходит? Да потому что на родном языке у нас и словарный запас больше, и грамматика его привычнее. Родной язык – это как бы правая рука нашего интеллекта, хорошо разношенная обувь наших мыслей. Иными словами, родным для человека является тот язык, на котором ему легче, удобнее всего думать, обдумывать, придумывать, то есть использовать своё речевое мышление в творческом, продуктивном, созидательном режиме.
Иметь верное представление о своём родном языке важно ещё и вот по какой причине. По данным Международной организации прикладной психолингвистики (ICPL), при обучении на неродном языке умственное и общее психическое развитие ребёнка замедляется на 20 – 40 процентов. Наверняка приведённая статья вызвала и другие вопросы. А если у отца и матери разные родные языки – каким будет родной язык ребёнка? Разве родной язык – это всегда язык родителей? А как же объяснить примеры Даля и Кюхельбекера? При каких условиях можно овладеть несколькими языками, как родными? Может ли человек в течение жизни поменять родной язык?..
Аргументы и факты для этих проблемных вопросов вы можете найти в другой статье на том же сайте – «Сколько родных языков может быть у человека?» (Поиск в Интернете: Светозар – страница Занимательная лингвистика – рубрика Язык и общество).
Однако настоящему учителю мало знать истину – необходимо донести её ученикам в яркой и памятной форме. Желаем Вам, уважаемые коллеги, вдохновения, настойчивости и удачи!

В. И. КОВАЛЁВ,
канд. пед. наук, учитель русского языка и литературы ССШ № 54 г. Луганска

3 комментария на «“В.И. Ковалев. КАКОЙ ЯЗЫК МНЕ РОДНОЙ?”»

    Господин доцент, Вы так уверенно сказали о том, что “Однако когда мы обдумываем план жизни на ближайший месяц, пытаемся понять и оценить неожиданный поступок подруги, ищем аргументы для серьёзного разговора с родителями, записываем в личный дневник важный вывод, когда нам очень плохо или, наоборот, очень хорошо – мы, как правило (Меня веселит это “как правило”. так Вы определяете родной язык на авось? это не правило, а как правило? – юзер), мыслим на родном языке”. Но сие можно утверждать только в том случае, если Вы сами в достаточной мере владеете иностранным языком и имеете опыт длительного общения на оном. В связи с этим вопрос. Скажите, пожалуйста, а) какими иностранными языками вы владеете? Ибо, чтобы утверждать, что родной язык – это тот, на котором кто-то думает о том, о чем не может думать на иностранном, нужно просто уметь хотя бы разговаривать и думать на этом иностранном. б) зная ваш ответ на первый вопрос, задам второй: а на основании чего же Вы все-таки решили, что человек, знающий иностранный язык, не может на нем думать о каких-то высоких материях? Есть какие-то лабораторные исследования, подтверждающие это? Данные психолингвистов, на которые вы ссылаетесь, апеллируют не к родному языку, а к языку, на котором человек общается и думает в повседневной жизни, то есть к функционально первому языку. Но наши дети, обучающиеся за рубежом, войдя в языковую среду, выучив язык, сделав его функционально первым, достаточно быстро акклиматизируются в этом образовательном пространстве. Более того, с трудом перестраиваются на обучение на родном языке. Так что же, следуя вашей логике, они поменяли родной язык? Короче: “что-то вы несуразное придумали)))” (С)

    • А мне досадно, что некоторые современные ученые пишут статьи не по результатам личных исследований, а основываясь на чьем-то мнении. А потом вместо того, чтобы искать истину и отвечать на проостые вопросы, стараются извалять оппонента в грязи, рассказать о том, что он недоученый, в отличие от великого и ужасного, считающего цитату и ссылку на авторитет самым главным аргументом. Это не наука, а способ самоутверждения. Я внимательно прочитал вашу статью. И повеселился. Я так и представил как вы, дабы определить, какой язык у человека родной, грозно ему приказываете: “А ну-ка подумай о сокровенном! Внеси запись в свой дневник!”. Не прикрывайтесь чужими именами. Попробуйте подумать)

    Мне тоже досадно, что есть такие “некоторые современные учёные”. Лично я не считаю цитату и ссылку главным аргументом. Когда стараюсь отыскать истину и ответить на непростые вопросы, то размышляю над классическими исследованиями в этой области и собственным опытом. В любом случае рад Вашей весёлой, жизнерадостной реакции на мои скромные рассуждения. Ведь “юмор – это спасательный круг на волнах жизни”.

Родной язык… Многие считают, что знать родной язык - это большое счастье, так как знание родного языка дает человеку очень многое: и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области духовной культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Все это очень важно для человека.

Родной… так мы обычно обращаемся к человеку, когда испытываем к нему самые теплые чувства. От этого слова веет материнской любовью, теплом домашнего очага, радостью встреч с дорогими родными близкими людьми. Когда мы говорим родной язык, мы также наделяем слово язык особым смыслом. Это язык, на котором говорили наши предки, наши бабушки и дедушки, язык, который мы слышали с детства, и на котором говорили наши матери и отцы, которых мы очень любим и поэтому родной язык нам так дорог.

Знание родного языка - это проявление подлинного чувства национального достоинства и высокого этнического сознания, а родной язык -великая ценность. Он является главным инструментом сохранения и развития духовной культуры народа.

На планете Земля существуют тысячи народов. Это тысячи языков, точное число трудно даже подсчитать - где-то 7 тысяч, но может быть и больше. Казалось бы - огромное языковое и культурное разнообразие создано гением человека, и здесь не о чем и беспокоиться! Но… сегодня есть причина для тревоги, так как это чудесное языковое и культурное разнообразие находится под угрозой исчезновения. Считается, что языки сегодня исчезают с такой большой скоростью, как никогда прежде. Ученые подсчитали, что через несколько десятилетий останется лишь половина существующих языков - всего 3 тысячи. Это значит - вместе с языками исчезнут и самобытные культуры и сами народы. Это огромная потеря для всего человечества, так как культурное разнообразие - это залог развития всех существующих культур.

В первую очередь исчезают языки самых обездоленных народов - коренных -из-за того, что на их земли, на которых они традиционно проживали и вели традиционный образ жизни, пришли другие народы (англичане, испанцы, французы и другие), чьи империи, расширяясь, захватывали все новые и новые территории в Америке, Африке, Азии, Австралии. На занятых территориях они навязывали коренным народам свои языки, культуры, религии. Именно поэтому сейчас в мире самыми распространенными являются английский, испанский, французский языки, а языки коренных народов исчезают. Это серьезная проблема и многие обеспокоенные этим ученые и общественные деятели бьют тревогу, пишут статьи о необходимости срочных мер по спасению языков, предпринимают какие-то меры по фиксации, изучению и возрождению языков коренных народов. Мир осознал, что с исчезновением языков исчезнет и многоцветье культурного разнообразия, оно станет тусклее.

Озабоченное исчезновением языков специализированное учреждение ООН по образованию, науке и культуре - ЮНЕСКО - составило Атлас исчезающих языков мира и провозгласило в 1999 году о Международном дне родного языка, который отмечается 21 февраля по всему миру. Первый Атлас исчезающих языков был выпущен в свет в 2001 году. Тогда из 6900 языков исчезающими были признаны 900 языков. Через 8 лет во втором издании Атласа число исчезающих языков составило уже 2700, то есть выросло в три раза! Решение проблемы исчезновения языков требует больших финансовых расходов, поэтому правительства плохо слышат или вообще не слышат обеспокоенную общественность.

Языковая ситуация в России также плачевная. Многие языки коренных народов исчезают, не только малочисленных народов, но и многочисленных (удмуртов, карелов, бурятов и других). Особенно тяжелая ситуация у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - из 40 языков большинство относится к исчезающим языкам. Особенно тревожная ситуация у орочей, нивхов, кетов, удэгейцев, селькупов, ительменов, саами, эвенков, шорцев, юкагиров и других. Главным критерием отнесения языка к исчезающим языкам является количество детей знающих родной язык. Если подавляющее большинство детей и молодых людей не знает родного языка, то язык относится к исчезающим, даже если общее число представителей народа сотни тысяч. Это связано с тем, что с уходом из жизни старшего поколения носителей языка не останется, так как не произошла передача языка от старшего поколения младшему.

В нашей стране заложены правовые основы сохранения языков коренных малочисленных народов (Конституция РФ, закон о языках народов РФ) в которых записано, что «языки народов России - национальное достояние Российского государства», что «государство способствует созданию условий для сохранения языков малочисленных народов», но в реальной жизни условия для этого не созданы. Возрождением языков занимаются в основном энтузиасты. Они пытаются хоть что-то сделать для сохранения языков. Благодаря их ходатайствам и усилиям открываются кружки, ведется кое-где обучение родному языку, издаются книги. Но этого явно недостаточно, это не может решить проблему и языки продолжают исчезать. Нужна целевая государственная программа возрождения языков коренных народов России и значительные финансовые расходы на нее.

Шорский язык - язык коренного малочисленного народа юга Кузбасса, относится к исчезающим языкам. Осталось около 400 человек (3 % от общего количества шорцев), владеющих шорским языком, и эта цифра постоянно уменьшается. Через 20-30 лет носителей шорского языка может не остаться и язык станет мертвым. Это значит, что не будет стихов и песен на шорском языке, не будет ансамблей, не будет Пайрамов и культурных мероприятий, не будет книг. Шорская культура умрет окончательно. Оставшимся «шорцам» ничего не останется, как поменять свою этническую идентичность (а на это будут способны единицы), либо они будут еще больше спиваться, впадать в депрессию, вести плачевное существование, так как лишатся главной опоры в современной полиэтнической жизни - шорской культуры и языка. Из сказанного можно сделать вывод: будущее современных молодых шорцев и их детей находится в их руках - надо изучать шорский язык у оставшихся носителей шорского языка и создавать шорскую языковую среду в семье, чтобы дети знали родной язык и говорили на нем свободно. Дети - это будущее народа. Если они выучат родной язык, то смогут передать его своим детям, и язык не исчезнет. Владение двумя языками - шорским и русским - вполне по плечу шорской молодежи.

Отказ от родного языка может привести к трагедии, а вот знание двух и более языков, наоборот, делает человека духовно богаче, успешнее, умнее и счастливее, открывает новые возможности в жизни, так как человек приобщается к нескольким культурам, берет из них для своего развития самое лучшее. В современном глобализированном мире широко распространен билингвизм (владение двумя языками) и мультилингвизм (более двух языков). Например, в Индии и Камеруне многие говорят на 3-4 языках и в Европе - также, в Японии - два государственных языка (японский и английский), которые изучают и знают все японцы.

В заключение хочется привести замечательные слова великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта: «Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия» .

Россия - страна многонациональная, а значит многоязычная. Учёные-лингвисты насчитывают 150 языков - здесь на равных учтены и такой язык, как русский, которым в России владеют 97,72 % населения, и язык негидальцев - маленького народа (всего 622 человека!), живущего на реке Амур.

Некоторые языки очень похожи: люди могут говорить каждый на своём и при этом прекрасно понимать друг друга, к примеру русский - белоруса, татарин - башкира, калмык - бурята. На других языках, хотя в них тоже много общего - звуки, некоторые слова, грамматика, - договориться всё же не удастся: марийцу с мордовцем, лезгину с аварцем. И наконец, есть языки - учёные их назвают изолированными, - не похожие на на какой другой. Это языки кетов, нивхов и юкагиров.

Большая часть языков России относится к одной из четырёх языковых семей :

  • индоевропейской;
  • алтайской;
  • уральской;
  • северокавказской.

У каждой семьи есть общий язык-предок - праязык . Древние племна, говорившие на таком праязыке, переселялись, смешивалсь с другими народами, и некогда единый язык распадался на несколько. Так и возникло на Земле множество языков.

Скажем, русский принадлежит к индоевропейской семье . В этой же семье - английский и немецкий, хинди и фарси, осетинский и испанский (и ещё много-много других). Часть семьи группа славянских языков. Тут с русским соседствуют чешский и польский, сербскохорватский и болгарский и т. д. А вместе с близкородственными украинским и белорусским он входит в подгруппу восточнославянских языков . На индоевропейских языках говорит в России больше 87 % населения, но лишь 2 % из них не славянские. Это германские языки: немецкий и идиш; армянский (один составляет группу); иранские языки: осетинский, татский, курдский и таджикский; романские: молдавский; и даже новоиндийские языки, на которых говорят в России цыгане.

Алтайская семья в России представлена тремя группами: тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской. Народов, говорящих на монгольских языках, только два - калмыки и буряты, зато одно перечисление тюркских языков может удивить. Это чувашский, татарский, башкирский, карачаево-бал-карский, ногайский, кумыкский, алтайский, хакасский, шорский, тувинский, тофаларский, якутский, долганский, азербайджанский и др. Большинство этих народов живёт в России. В нашей стране живут ешё и такие тюркские народы, как казахи, киргизы, туркмены, узбеки. К тунгусо-маньчжурским языкам относятся эвенкийский, эвенский, негидальский, нанайский, орочский, орокский, удэгейский и ульчский.

Иногда возникает вопрос: где отдельный язык, а где лишь диалекты одного и того же языка? Например, многие лингвисты в Казани считают, что башкирский - диалект татарского, а столько же специалистов в Уфе убеждены, что это два совершенно самостоятельных языка. Подобные споры идут не только относительно татарского и башкирского.

К уральской языковой семье относятся финно-угорская и самолийская группы . Понятие "финские" условное - в данном случае оно не обозначает государственный язык Финляндии. Просто у языков, входящих в эту группу, родственные грамматики, похожее звучание, особенно если не разбирать слова, а слушать лишь мелодику. На финских языках говорят карелы, вепсы, ижорцы, водь, коми, марийиы, мордва, удмурты, саамы. Угорских языков в России два: хантыйский и мансийский (а на третьем угорском говорят венгры). На самодийских языках говорят ненцы, нганасаны, энцы, селькупы. К уральским генетически близок язык юкагиров. Эти народы очень малочисленны, и за пределами севера России их языков не услышать.

Северокавказская семья - понятие довольно условное. Разве что специалисты-лингвисты разбираются в древнейшем родстве языков Кавказа. У этих языков очень сложная грамматика и необычайной трудности фонетика. В них существуют звуки, совершенно недоступные для людей, говоряших на других наречиях.

Специалисты делят северокавказские языки на нахско-лагестанскую и абхазско-адыгскую группы . На нахских , понятных друг другу языках говорят вайнахи - таково обшее название чеченцев и ингушей. (Имя группа получила от самоназвания чеченцев - нахчи .)

В Дагестане живут представители примерно 30 народов. "Примерно" - потому что далеко не все языки этих народов исследованы, а очень часто люди определяют свою национальную принадлежность именно по языку.

К дагестанским языкам относятся аварский, андийский, иезский, гинухский, гунзибский, бежтинский, хваршинский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский... Мы назвали самые крупные дагестанские языки, но не перечислили и половины. Не зря эту республику звали "горой языков". И "раем для лингвистов": поле деятельности для них здесь необозримое.

На абхазско-адыгских языках говорят родственные народы. На адыг-ских - кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги; на абхазских - абхазы и абазины. Но не всё так просто в данной классификации. Кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги считают себя единым народом - адыгами - с одним языком, адыгским, а официальные источники называют четыре адыг-ских народа.

В России есть языки, не входящие ни в одну из четырёх семей. Это прежде всего языки народов Сибири и Дальнего Востока. Все они немногочисленны. На чукотско-камчатских языках говорят чукчи, коряки и ительмены; на эскимосско-алеутских - эскимосы и алеуты . Языки кетов на Енисее и нивхов на Сахалине и Амуре не входят ни в одну языковую семью.

Языков много, и, чтобы люди могли договориться, нужен обший. В России им стал русский, ибо русские - самый многочисленный народ страны и живут они во всех её уголках. Это язык великой литературы, науки и международного общения.

Языки, конечно, равноценны, но даже самая богатая страна не может издавать, к примеру, книги по всем вопросам на языке нескольких сот человек. Или даже нескольких десятков тысяч. На языке же, которым владеют миллионы, это осуществимо.

Утратили или утрачивают свои языки многие народы России, прежде всего представители малых народов. Так, практически забыли родной язык чу-лымиы - маленький тюркоязычный народ в Сибири. Список, к сожалению, длинный. В городах России русский язык становится обшим для многонационального населения. И чаше всего единственным. Впрочем, в последнее время заботу о собственных языках в крупных центрах взяли на себя национальные культурно-просветительные общества. Обычно они организуют воскресные школы для детей.

Большинство языков России до 20-х гг. XX в. письменности не имело. Свой алфавит был у грузин, армян, евреев. На латинице (латинский алфавит) писали немцы, поляки, литовцы, латыши, эстонцы, финны. Некоторые языки не имеют письменности и сейчас.

Первые попытки создания письменности для народов России делали ещё до революции, но всерьёз занялись этим в 20-х гг.: реформировали арабское письмо, приспособив его к фонетике тюркских языков. К языкам йародов Кавказа она не подошла. Разработали латиницу, но букв для точного обозначения звуков в языках малых народов не хватало. С 1936 по 1941 г. языки народов России (и СССР) перевели на славянский алфавит (кроме тех, которые имели свой, к тому же древний), добавили надстрочные значки, высокие прямые палочки для обозначения гортанных звуков и странные для русского глаза сочетания букв вроде "ь" и "ь" после гласных. Считалось, что единый алфавит помогал лучшему усвоению русского языка. В последнее время некоторые языки стали вновь использовать латиницу.

Культура

Развитие навыков устной речи, наверное, можно считать одним из самых значительных достижений в области взаимоотношений людей на нашей планете. Причем, с тех пор, как человечество впервые стало развивать язык общения, появилось множество вариаций и разновидностей различных языков, при этом процесс модификации этого орудия общения продолжается и в наши дни . Информация о количестве языков на нашей планете крайне противоречива, однако по некоторым данным их число превышает шесть тысяч. Однако следующие десять языков используются на нашей планете самым большим количеством людей (в скобках представлено то количество людей, для которых тот или иной язык является родным).


10. Немецкий язык (90 миллионов человек)


Немецкий язык относится к так называемой индоевропейской семье языков, германской ветви (собственно, как и английский). Немецкий язык используется, главным образом, в Германии, имея там статус официального языка. Однако немецкий является также официальным языком в Австрии, Лихтенштейне и Люксембурге; также он является одним из официальных языков Бельгии (наряду с нидерландским и французским); одним из четырех официальных языков Швейцарии (наряду с французским, итальянским и так называемым швейцарским ретороманским); а также официальным языком части населения итальянского города Больцано. Кроме того, известно, что на немецком языке общаются также небольшие группы граждан, проживающих в таких странах, как Польша, Дания, Венгрия и Чехия.

9. Японский язык (132 миллиона человек)


Японский язык относится к категории так называемых японо-рюкюских языков (включающих также непосредственно рюкюкский язык, на котором разговаривают на острове Окинава в составе одноименной группы островов). Большинство людей, для которых японский является родным языком, проживают на территории Японии . Однако людей, для которых японский язык также является родным языком, можно встретить в Корее, Соединенных Штатах Америки, Европе… Японский язык является официальным в Японии, однако он также имеет статус официального в одном из штатов в республики Палау – островного государства в западной части Тихого океана.

8. Русский язык (144 миллиона человек)


Русский язык относится к восточнославянской подгруппе языков в славянской группе, в которую также входят белорусский и украинский языки. Подавляющее большинство русскоязычных людей, для которых русский является родным языком, проживают, конечно, в Российской Федерации, где русский, собственно, имеет статус официального языка. Кроме того, общеизвестным является тот факт , что большое количество русскоязычного населения проживает в Беларуси, Украине, Казахстане и других республиках бывшего Советского Союза (и не только). Примечательно, что в данной десятке наиболее широко используемых языков русский язык является единственным, использующим кириллицу.

7. Португальский язык (178 миллионов человек)


Португальский язык относится к романской группе языков. Как и в случае с другими языками данной группы, одним из предшественников португальского языка считается латинский язык. Португальский считается официальным языком в Португалии и Бразилии, где живет подавляющее большинство разговаривающего на нем населения планеты . Кроме того, португальский считается официальным в Анголе, Кабо-Верде, Восточном Тиморе, Гвинея-Бисау, Уругвае и Аргентине. На сегодняшний день португальский язык входит в четверку наиболее часто изучаемых языков (по некоторым данным, его изучают около 30-ти миллионов человек).

6. Бенгальский язык (181 миллион человек)


Бенгальский язык (или язык бенгали) относится к так называемой индоарийской ветке, наряду с такими языками, как хинди, пенджаби и урду. Большинство людей, разговаривающих на данном языке, проживают в республике Бангладеш, где язык бенгали является официальным. Кроме того, на нем говорят люди, которые проживают в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Ассам . На данном языке также разговаривают некоторые люди, проживающие в Европе, Соединенных Штатах Америки и даже Саудовской Аравии. Бенгальский язык характеризуется богатыми литературными традициями. Кроме того, в мире широко известно такое понятие, как бенгальский национализм. Основа письменности бенгальского языка связана с основами письменности на санскрите и хинди.

5. Арабский язык (221 миллион человек)


Арабский язык относится к так называемой семитской семье языков, которая включает в себя языки аравийской подгруппы, такие как сирийский и халдейский язык (ныне мертвый язык). На арабском языке разговаривают больше всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он является официальным в 26-ти странах мира. На нем разговаривают также в Израиле. Кроме того, в Европе, как и в Северной Америке, живет очень много людей, разговаривающих на арабском. Как известно, на этом языке написана и священная книга всех мусульман мира, Коран. Для написания на арабском языке использует арабский алфавит.

4. Язык хинди (242 миллиона человек)


Хинди является членом индоевропейской семьи языков и принадлежит к индоарийской группе (как и язык урду). Этот язык имеет множество диалектов, однако его официальными формами являются так называемый стандартный хинди и стандартный урду. Впрочем, эти две формы порой бывает достаточно сложно отличить друг от друга. Хинди, как известно, является официальным языком на территории Индии , в то время как урду является официальным языком на территории Пакистана. На языках хинди и урду говорят в некоторых частях Европы и Северной Америки, где сейчас проживает достаточно большое количество выходцев из Индии и Пакистана. Для написания на данных языках используется алфавит хинди и арабский алфавит (данный факт говорит о том влиянии, которое оказал ислам на урду).

3. Английский язык (328 миллионов человек)


Английский, как и немецкий, относится к западногерманской группе языков. Корнями данного языка считается англосаксонский язык (так называемый старый английский). Многое в английском было позаимствовано у латинского и французского языков, чему причиной являются нормандские завоеватели. Несмотря на тот факт, что родиной данного языка являются Британские острова, наибольшая часть людей, говорящих на английском, проживает нынче в Соединенных Штатах Америки (более 309 миллионов англоговорящих граждан). На английском говорят в 53 странах мира, где он является одним из официальных языков. К таким странам относится Канада, Южная Африка, Ямайка, Новая Зеландия, Австралия и, конечно, Великобритания. На английском также говорят во многих странах тихоокеанского региона, а в Индии его считают чуть ли не еще одним официальным языком.

2. Испанский язык (329 миллионов человек)


Испанский язык является членом индоевропейской семьи языков и относится к романской группе. Этот язык имеет достаточно много общего с португальским языком. Испанский является одним из наиболее распространенных языков на нашей планете; ему присвоен статус официального языка более чем в 20-ти странах мира; при этом испанский считается официальным чуть ли ни в каждом штате Латинской Америки, за исключением Бразилии, Белиза и так далее . Известно также, что огромное количество людей, для которых испанский является родным языком, переселилось в Соединенные Штаты Америки. Именно поэтому испанский является одним из наиболее распространенных языков на американском юго-западном направлении. Кроме того, испанский является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций (наряду с английским, арабским, китайским, русским и французским).

1. Мандаринский язык (845 миллионов человек)


По сути, речь идет мандаринском диалекте китайского языка, хотя многие люди, не знающие нюансов, называют этот диалект китайским языком. На самом деле, это лишь один из многих диалектов китайского языка, которые включают также кантонский и другие диалекты, относящиеся к так называемой сино-тибетской семье. Мандаринский диалект является наиболее распространенным в Китае, будучи при этом официальным языком Китайской Народной республики и Тайваня . Он также является одним из четырех официальных языков Сингапура (кроме английского, малайского и тамильского). Большой поток иммигрантов из Китая и Тайваня привел к тому, что на мандаринском диалекте китайского языка говорят очень многие люди в Соединенных Штатах и Европе. При этом мандаринский диалект пользуется двумя системами письменности – традиционной китайской и так называемой упрощенной китайской.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!