Исторические этапы разработки научных основ космонавтики. Основные даты покорения космоса

Освоение космоса - это все, что включает наше знакомство с космосом и всем, что находится за пределами нижних слоев атмосферы Земли. Путешествия роботов на Марс и другие планеты, отправка зондов за пределы Солнечной системы, изучение быстрых, дешевых и безопасных способов выхода людей в космос и колонизации других планет - все это освоение космоса. Силами смелых людей, гениальных инженеров и ученых, а также космических агентств всего мира и частных передовых корпораций, человечество очень скоро начнет осваивать космос семимильными шагами. Наш единственный шанс выжить как вид - колонизация, и чем раньше мы это поймем (и будем надеяться, что не поздно), тем лучше будет.

Вирус герпес снова активировался у более половины экипажа на борту космических шаттлов и Международной космической станции, показывает исследование , опубликованное в Frontiers in Microbiology. В то время как симптомы проявились лишь у небольшой части, скорость реактивации вируса увеличивается вместе с продолжительностью космического полета и может представлять значительный риск для здоровья при полетах на Марс и за его пределы. Системы быстрого обнаружения вирусов NASA и проводимые исследования начинают защищать астронавтов - и пациентов с ослабленным иммунитетом на Земле.

Первый в мире искусственный спутник Земли был запущен в СССР 4 октября 1957 г. В этот день наша Родина подняла флаг новой эры в научно-техническом прогрессе человечества. В тот же год мы отмечали 40-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Эти события и даты связаны с логикой истории. За короткий срок аграрная, отсталая в промышленном отношении страна превратилась в индустриальную державу, способную воплотить в жизнь самые дерзновенные мечты человечества. С тех пор в нашей стране создано большое число космических аппаратов различных типов - искусственные спутники Земли (ИСЗ), пилотируемые космические корабли (ПКК), орбитальные станции (ОС), межпланетные автоматические станции (MAC). Развернут широкий фронт научных исследований в околоземном пространстве. Для непосредственного изучения стали доступны Луна, Марс, Венера. В зависимости от решаемых задач искусственные спутники Земли подразделяются на научные, метеорологические, навигационные, связи, океанографические, исследующие природные ресурсы, и др. Вслед за СССР в космос вышли США (1 февраля 1958 г.), запустив спутник «Эксплорер-1». Третьей космической державой стала Франция (26 ноября 1965 г., спутник «Астерикс-1»); четвертой - Япония (11 февраля 1970 г., спутник «Осуми»); пятой - КНР (24 апреля 1970 г., спутник «Дунфанхун»); шестой - Великобритания (28 октября 1971 г., спутник «Просперо»); седьмой - Индия (18 июля 1980 г., спутник «Рохини»). Каждый из упомянутых ИСЗ был выведен на орбиту отечественной ракетой-носителем.

Первый искусственный спутник представлял собой шар диаметром 58 см и.весом 83,6 кг. Он имел вытянутую эллиптическую орбиту высотой 228 км в перигее и 947 км в апогее и просуществовал как космическое тело около трех месяцев. Помимо проверки правильности основных расчетов и технических решений с его помощью впервые удалось измерить плотность верхней атмосферы и получить данные по распространению радиосигналов в ионосфере.

Второй советский ИСЗ был запущен 3 ноября 1957 г. На нем находилась собака Лайка, были проведены биологические и астрофизические исследования. Третий советский ИСЗ (первая в мире научная геофизическая лаборатория) выведен на орбиту 15 мая 1958 г., проведена широкая программа научных исследований, открыта внешняя зона радиационных поясов. В дальнейшем в нашей стране были разработаны и запускались ИСЗ различного назначения. Запускаются ИСЗ серии «Космос» (научные исследования в области астрофизики, геофизики, медицины и биологии, изучения природных ресурсов и др.), метеорологические ИСЗ серии «Метеор», ИСЗ связи, научные станции и по изучению солнечной активности (ИСЗ «Прогноз») и др.

Всего через три с половиной года после запуска первого спутника состоялся полет в космическое пространство человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 г. в СССР был выведен на околоземную орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый летчиком-космонавтом Ю. Гагариным. Его полет продолжался 108 мин. Ю. Гагарин был первым человеком, осуществившим из космоса визуальные наблюдения земной поверхности. Программа пилотируемых полетов на кораблях «Восток» стала фундаментом, на котором базировалось развитие отечественной пилотируемой космонавтики. 6 августа 1961 г. летчик-космонавт Г. Титов впервые сфотографировал Землю из космоса. Эту дату можно считать началом планомерной космической фотосъемки Земли. В СССР первое телевизионное изображение Земли было получено со спутника «Молния-1» в 1966 г. с расстояния 40 тыс. км.

Логикой развития космонавтики диктовались последующие шаги освоения космоса. Был создан новый пилотируемый космический корабль «Союз». Долговременные пилотируемые орбитальные станции (ОС) дали возможность планомерно и целенаправленно осваивать околоземное пространство. Долговременная орбитальная станция «Салют» - это космический аппарат нового типа. Высокая степень автоматизации его бортового оборудования и всех систем дает возможность вести разнообразную программу исследований природных ресурсов Земли. Первая ОС «Салют» была запущена в апреле 1971 г. В июне 1971 г. летчики-космонавты Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев несли первую многодневную вахту на станции «Салют». В 1975 г. на борту станции «Салют-4» космонавты П. Климук и В. Севастьянов совершили 63-суточный полет, они доставили на Землю обширные материалы по исследованию природных ресурсов. Комплексной съемкой была охвачена территория СССР в средних и южных широтах.

На космическом корабле «Союз-22» (1976 г., космонавты В. Быковский и В. Аксенов) проводилась съемка земной поверхности фотокамерой МКФ-6, разработанной в ГДР и СССР и изготовленной в ГДР. Фотокамера позволила осуществить съемку в 6 диапазонах спектра электромагнитных колебаний. Космонавты доставили на Землю свыше 2000 снимков, каждый из которых охватывает участок 165X115 км. Основная особенность фотографий, сделанных с помощью камеры МКФ-6, состоит в возможности получать комбинации изображений, сделанных в различных участках спектра. На таких изображениях светопередача не соответствует реальным цветам природных объектов, а используется для увеличения контрастности между объектами различной яркости, т. е. комбинация фильтров позволяет оттенять в нужной гамме цветов изучаемые объекты.

Большой объем работ в области исследований Земли из космоса был проведен с орбитальной станции второго поколения «Салют-6», запущенной в сентябре 1977 г. Эта станция имела два стыковочных узла. С помощью транспортного грузового корабля «Прогресс» (созданного на базе КК «Союз») на нее доставлялись топливо, продукты питания, научная аппаратура и др. Это дало возможность увеличить продолжительность полетов. В околоземном пространстве впервые работал комплекс «Салют-6» - «Союз» - «Прогресс». На станции «Салют-6», полет которой продолжался 4 года 11, месяцев (а в пилотируемом режиме - 676 суток), было совершено 5 продолжительных полетов (96, 140, 175, 185 и 75 суток). Кроме продолжительных полетов (экспедиций), на станции «Салют-6» работали совместно с основными экипажами участники кратковременных (одна неделя) экспедиций посещения. На борту орбитальной станции «Салют-6» и кораблях «Союз» с марта 1978 г. по май 1981 -г. были проведены полеты интернациональных экипажей из граждан СССР, ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Кубы, МНР, СРР. Эти полеты были осуществлены в соответствии с программой совместных работ в области исследования и использования космического пространства, в рамках многостороннего сотрудничества стран социалистического содружества, которая получила название «Интеркосмос».

19 апреля 1982 г. на орбиту выведена долговременная орбитальная станция «Салют-7», являющаяся модернизированным вариантом станции «Салют-6». На смену ПКК «Союз» пришли новые, более современные корабли серии «Союз-Т» (первый испытательный пилотируемый полет ПКК этой серии был совершен в 1980 г.).

13 мая 1982 г. стартовал космический корабль «Союз Т-5» с космонавтами В. Лебедевым и А. Березовым. Этот полет стал самым длительным в истории космонавтики, он продолжался 211 суток. Значительное место в работе было отведено изучению природных ресурсов Земли. С этой целью космонавты регулярно вели наблюдения и фотографирование земной поверхности и акватории Мирового океана. Получено около 20 тыс. снимков земной поверхности. Во время своего полета В. Лебедев и А. Березовой дважды встречали космонавтов, с Земли. 25 июля 1982 г. на орбитальный комплекс «Салют-7» - «Союз Т-5» прибыл международный экипаж в составе летчиков-космонавтов В. Джанибекова, А. Иванченкова и гражданина Франции Жан-Лу Кретьена. С 20 по 27 августа 1982 г. на станции работали космонавты Л. Попов, А. Серебров и вторая в мире женщина космонавт-исследователь С. Савицкая. Материалы, полученные во время 211-суточного полета, обрабатываются и уже сейчас находят широкое применение в различных областях народного хозяйства нашей страны.

Помимо изучения Земли, важным направлением советской космонавтики стало исследование планет земной группы и других небесных тел Галактики. 14 сентября 1959 г. советская автоматическая станция «Луна-2» впервые достигла поверхности Луны, в этом же году со станции «Луна-3» была впервые проведена съемка обратной стороны Луны. Поверхность Луны была впоследствии многократно сфотографирована нашими станциями. Был доставлен на Землю грунт Луны (станции «Луна-16, 20, 24»), определен его химический состав.

Автоматические межпланетные станции (АМС) исследовали Венеру и Марс.

К планете Марс было запущено 7 АМС серии «Марс». 2 декабря 1971 г. была осуществлена.первая в истории космонавтики мягкая посадка на поверхность Марса (спускаемый аппарат АМС «Марс-3»). Установленная на станциях «Марс» аппаратура передала на Землю информацию о температуре и давлении в атмосфере, о ее структуре и химическом составе. Были получены телевизионные снимки поверхности планеты.

К планете Венера было запущено 16 АМС серии «Венера». В 1967 г. впервые в истории космонавтики были проведены непосредственные прямые научные измерения в атмосфере Венеры (давление, температура, плотность, химический состав) во время спуска на парашюте спускаемого аппарата АМС «Венера-4» и результаты измерений переданы на Землю. В 1970 г. спускаемый аппарат АМС «Венера-7» впервые в мире совершил мягкую посадку и передачу научной информации на Землю, а в 1975 г. спускаемые аппараты станции «Венера-9» и «Венера-10», опустившиеся на поверхность планеты с интервалом в 3 дня, передали на Землю панорамные изображения поверхности Венеры (места их посадки отстояли одно от другого на 2200 км). Сами станции стали первыми искусственными спутниками Венеры.

В соответствии с дальнейшей программой исследований 30 октября и 4 ноября 1981 г. были запущены АМС «Венера-13» и «Венера-14», они достигли Венеры в начале марта 1983 г. За двое суток до входа в атмосферу от станции «Венера-13» отделился спускаемый аппарат, а сама станция прошла на расстоянии 36 тыс. км от поверхности планеты. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку, во время спуска были проведены эксперименты по исследованию атмосферы Венеры. Установленное на аппарате буровое грунтозаборное устройство в течение 2 мин. углубилось в грунт поверхности планеты, был осуществлен его анализ и данные переданы на Землю. Телефотометры передали на Землю панорамное изображение планеты (съемка велась через цветные светофильтры), было получено цветное изображение поверхности планеты. Спускаемый аппарат станции «Венера-14» совершил мягкую посадку примерно в 1000 км от предыдущего. С помощью установленной аппаратуры также была взята проба грунта и осуществлена передача изображения планеты. Станции «Венера-13» и «Венера-14» продолжают полет по гелиоцентрической орбите.

В историю космонавтики вошел советско-американский полет «Союз»-«Аполлон». В июле 1975 г. советские космонавты А. Леонов и В. Кубасов и американские астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон осуществили первый в истории космонавтики совместный полет советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон».

Успешно развивается (на протяжении более 15 лет) советско-французское научное сотрудничество - проводятся совместные эксперименты, научная аппаратура и программа экспериментов разрабатываются совместно советскими и французскими специалистами. В 1972 г. одной советской ракетой-носителем были выведены на орбиту ИСЗ связи «Молния-1» и французский ИСЗ «MAC», а в 1975 г.- ИСЗ «Молния-1» и ИСЗ «МАС-2». В настоящее время это сотрудничество успешно продолжается.

С территории СССР выведены на орбиту два индийских искусственных спутника Земли.

От небольшого и сравнительно простого первого спутника до современных спутников Земли, сложнейших автоматических межпланетных станций, пилотируемых кораблей и орбитальных станций - таков путь космонавтики за двадцать пять лет.

Сейчас космические исследования находятся на новой стадии. XXVI съезд КПСС выдвинул важную задачу дальнейшего познания и практического освоения космоса.

История развития космонавтики


Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. Рассмотрим историю развития ракетной техники и вытекающей из нее истории ракетно-космической техники.

Зарождение ракетной техники

Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, то эта идея, и ее воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э. Движущей силой ракеты был порох. Китайцы сначала использовали это изобретение для развлечений - китайцы до сих пор являются лидерами в производстве фейерверков. А затем поставили эту идею на вооружение, в прямом смысле слова: такой "фейерверк" привязанный к стреле увеличивал дальность ее полета примерно на 100 метров (что было одной третью от всей длины полета), а при попадании цель зажигалась. Было и более грозное оружие на том же принципе - "копья яростного огня".

В таком примитивном виде реактивные ракеты просуществовали до 19 века. Только в конце 19-го века стали предприниматься попытки математически объяснить реактивное движение и создать серьезное вооружение. В России одним из первых этим вопросом занялся Николай Иванович Тихомиров в 1894 году 32 . Тихомиров предлагал использовать в качестве движущей силы реакцию газов, получающихся при сгорании взрывчатых веществ либо легко воспламеняющихся жидких горючих в сочетании с эжектируемой окружающей средой. Тихомиров стал заниматься этими вопросами позже Циолковского, но в смысле реализации продвинулся намного дальше, т.к. он мыслил более приземлено. В 1912 году он представил морскому министерству проект реактивного снаряда. В 1915 подал прошение о выдаче привилегии на новый тип "самодвижущихся мин" для воды и воздуха. Изобретение Тихомирова получило положительную оценку экспертной комиссии под председательством Н. Е. Жуковского. В 1921 по предложению Тихомирова в Москве была создана лаборатория для разработки его изобретений, получившая впоследствии (после перевода в Ленинград) наименование Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Вскоре после основания деятельность ГДЛ сосредоточилась на создании ракетных снарядов на бездымном порохе.

Параллельно с Тихомировым над ракетами на твердом топливе трудился бывший полковник царской армии Иван Граве 33 . В 1926 году он получил патент на ракету, которая в качестве топлива использовала особый состав дымного пороха. Он стал пробивать свою идею, писал даже в ЦК ВКП(б), но эти хлопоты завершились вполне типично для того времени: полковник царской армии Граве был арестован и осужден. Но И.Граве еще сыграет свою роль в развитии ракетной техники в СССР, и примет участие в разработке ракет для знаменитой "Катюши".

В 1928 году была запущена ракета, топливом для нее служил порох Тихомирова. В 1930 году на имя Тихомирова выдан патент на рецептуру такого пороха и технологию изготовления шашек из него.

Американский гений

За рубежом проблемой реактивного движения одним из первых занялся американский ученый Роберт Хитчингс Годдард 34 . Годдард в 1907 году пишет статью "О возможности перемещения в межпланетном пространстве", которая по духу очень близка работе Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", правда Годдард пока ограничивается только качественными оценками и никаких формул не выводит. Годдарду тогда было 25 лет. В 1914 году Годдард получает патенты США на конструкцию составной ракеты с коническими соплами и ракеты с непрерывным горением в двух вариантах: с последовательной подачей в камеру сгорания пороховых зарядов и с насосной подачей двухкомпонентного жидкого топлива. С 1917 года Годдард ведет конструкторские разработки в области твёрдотопливных ракет различного типа, в том числе, многозарядной ракеты импульсного горения. С 1921 Годдард переходит к экспериментам с жидкостными ракетными двигателями (окислитель - жидкий кислород, горючее - различные углеводороды). Именно эти ракеты на жидком топливе стали первыми прародителями космических ракет-носителей. В своих теоретических работах он не раз отмечал преимущества жидкостных ракетных двигателей. 16 марта 1926 года Годдард проводит успешный запуск простейшей ракеты с вытеснительной подачей (топливо - бензин, окислитель - жидкий кислород). Стартовый вес - 4.2 кг, достигнутая высота - 12.5 м, дальность полёта - 56 м. Годдарду принадлежит первенство в запуске ракеты на жидком топливе.

Роберт Годдард был человеком трудного, сложного характера. Он предпочитал работать скрытно, в узком кругу доверенных людей, слепо ему подчинявшихся. По словам одного из его американских коллег, "Годдард считал ракеты своим частным заповедником, и тех, кто так же работал над этим вопросом, рассматривал как браконьеров… Такое его отношение привело к тому, что он отказался от научной традиции сообщать о своих результатах через научные журналы... " 35 . Можно добавить: и не только через научные журналы. Весьма характерен ответ Годдарда от 16 августа 1924 года советским энтузиастам исследования проблемы межпланетных полетов, которые искренне желали, установить научные связи с американскими коллегами. Ответ совсем короткий, но в нем весь характер Годдарда:

"Университет Кларка, Уорчестер, Массачузетс, отделение физики. Господину Лейтейзену, секретарю общества по исследованию межпланетных связей. Москва, Россия.

Уважаемый сэр! Я рад узнать, что в России создано общество по исследованию межпланетных связей, и я буду рад сотрудничать в этой работе в. пределах возможного. Однако печатный материал, касающийся проводимой сейчас работы или экспериментальных полетов, отсутствует. Благодарю за ознакомление меня с материалами. Искренне ваш, директор физической лаборатории Р.Х. Годдард " 36 .

Интересным выглядит отношение Циолковского к сотрудничеству с зарубежными учеными. Приведем отрывок из его письма к советской молодежи, опубликованного в "Комсомольской правде" в 1934 г.:

"В 1932 году крупнейшее капиталистическое Общество металлических дирижаблей прислало мне письмо. Просили дать подробные сведения о моих металлических дирижаблях. Я не ответил на заданные вопросы. Я считаю свои знания достоянием СССР " 37 .

Таким образом, можно сделать вывод, что ни с той, ни с другой стороны не было никакого желания сотрудничать. Ученые очень ревностно относились к своей работе.

Споры о приоритете

Теоретики и практики ракетной техники в то время были совершенно разобщены. Это были те самые "... не связанные друг с другом исследования и опыты многих отдельных ученых, атакующих неизвестную область вразброд, подобно орде кочевых всадников", о которых, применительно, правда, к электричеству, писал Ф. Энгельс в "Диалектике природы". Роберт Годдард очень долгое время ничего не знал о трудах Циолковского, равно как и Герман Оберт, работавший с жидкостными ракетными двигателями и ракетами в Германии. Столь же одинок был во Франции один из пионеров космонавтики, инженер и летчик Робер Эсно-Пельтри, будущий автор двухтомного труда «Астронавтика».

Разделенные пространствами и границами, не скоро узнают они друг о друге. 24 октября 1929 года Оберт раздобудет, наверное, единственную во всем городке Медиаше пишущую машинку с русским шрифтом и отправит в Калугу письмо Циолковскому. "Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши заслуги по делу ракет, и я только сожалею, что не раньше 1925 г. услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без тех многих напрасных трудов, зная ваши превосходные работы ",- открыто и честно писал Оберт. А ведь нелегко написать так, когда тебе 35 лет и ты всегда считал себя первым. 38

В фундаментальном докладе, посвященном космонавтике, француз Эсно-Пельтри ни разу не упомянул Циолковского. Популяризатор науки писатель Я.И. Перельман, прочитав работу Эсно-Пельтри, написал Циолковскому в Калугу: "Есть ссылка на Лоренца, Годдарда, Оберта, Гомана, Валье,- но ссылок на вас я не заметил. Похоже, что автор с Вашими трудами не знаком. Обидно! " Через некоторое время газета «Юманите» довольно категорически напишет: "Циолковского по справедливости следует признать отцом научной астронавтики ". Получается как-то неловко. Эсно-Пельтри пытается все объяснить: "...я предпринял все усилия для того, чтобы получить их (работы Циолковского.- Я.Г.). Для меня оказалось невозможным получить хотя бы маленький документ до моих докладов 1912 года ". Улавливается некоторое раздражение, когда он пишет, что в 1928 году получил "от профессора С. И. Чижевского заявление с требованием подтвердить приоритет Циолковского". "Мне думается, я полностью удовлетворил его ",- пишет Эсно-Пельтри. 39

Американец Годдард за всю жизнь ни в одной из своих книг, ни в статьях никогда не называл Циолковского, хотя получал его калужские книги. Впрочем, этот трудный человек вообще редко ссылался на чужие работы.

Нацистский гений

23 марта 1912 года в Германии родился Вернер фон Браун - будущий создатель ракеты ФАУ-2. Его ракетная карьера началась с чтения научно-популярной литературы и наблюдения за небом. Позже он вспоминал: "Это была цель, которой можно было посвятить всю жизнь! Не только наблюдать планеты в телескоп, но и самому прорваться во Вселенную, исследовать таинственные миры " 40 . Серьезный не по годам мальчик зачитывался книгой Оберта о полетах в космос, несколько раз смотрел фильм Фрица Ланга "Девушка на Луне", а в 15 лет вступил в общество космических путешествий, где познакомился с настоящими специалистами-ракетчиками.

Семья Браунов была помешана на войне. Среди мужчин дома фон Браунов только и шли разговоры, что об оружии и войне. Эта семья, по-видимому, была не лишена того комплекса, который был присущ многим немцам после поражения в Первой Мировой войне. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Барон и истинный ариец Вернер фон Браун со своими идеями реактивных ракет пришелся ко двору новому руководству страны. Он вступил в СС, и стал быстро подниматься по карьерной лестнице. На его исследования власти выделяли огромные деньги. Страна готовилась к войне, и фюреру было очень нужно новое оружие. О полетах в космос Вернеру фон Брауну приходится забыть на долгие годы. 41

27 августа 1957 г. в Советском Союзе было успешно проведено первое в мире испытание межконтинентальной баллистической ракеты. В том же году 4 октября успешно запущен первый в мире искусственный спутник Земли, закрепивший лидерство Советского… … Геоэкономический словарь-справочник

освоение - см. освоить; я; ср. Освое/ние целинных и залежных земель. Освое/ние новой техники. Освое/ние космоса … Словарь многих выражений

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

- (433) Эрос каменный астероид, пересекающий орбиту Марса Промышленное освоение астероидов предполагает добычу сырья на астероидах и космических телах в поясе астероидов и особенно в околоземном пространстве. Ра … Википедия

Les Robinsons du Cosmos Жанр: Научная фантастика

Les Robinsons du Cosmos Жанр: Фантастика Автор: Франсис Карсак Язык оригинала: французский Публикация: 1955 Робинзоны космоса научно фантастический роман французского писателя Франсиса Карсака, написанный в 1955 … Википедия

Нанотехнология - (Nanotechnology) Содержание Содержание 1. Определения и терминология 2. : история возникновения и развития 3. Фундаментальные положения Сканирующая зондовая микроскопия Наноматериалы Наночастицы Самоорганизация наночастиц Проблема образования… … Энциклопедия инвестора

Копия ракеты Р 7 в Москве на ВДНХ Космонавтика (от греч. κόσμος Вселенная и ναυτική искусство мореплавания, кораблевождение) процесс исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Термин… … Википедия

Проект орбитального поселения, написанный фон Брауном для армии США в 1946 году. Космические поселения тороидальной формы (в простореч … Википедия

Колонизация космоса гипотетическое создание автономных человеческих поселений вне Земли. Проект орбитальной колонии «Стэнфордский тор» тор диаметром 1,6 км при диаметре поперечного сечения порядка 150 м Колонизация космоса является одной из… … Википедия

Книги

  • Освоение космоса , Лиз Барнеу. Космос всегда завораживал и заставлял мечтать. Но лишь в середине XX века первые космонавты, наконец, полетели в космос. Атлас "Освоение космоса" увлекает нас в невероятное приключение…
  • , <не указано>. Издание включает в себя разделы: - Десять важнейших терминов - Атмосфера Земли - Важнейшие даты освоения космоса - Добраться до Луны - Первый человек в космосе - Первый человек на…

Вашему вниманию предлагаю разработку урока посвященного Дню космонавтики, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития космонавтики и современных исследованиях планет.

Урок был подготовлен учителем физики Батеневой О.М.

Цель: вспомнить, перечислить этапы развития космонавтики, конструкторские изобретения ставшие решающими факторами в деле “победы человека над космосом” и принесшие славу и приоритет советской науке.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего материальную основу “победы человека над космосом”; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Развивающая: развивать интерес к физике, технике и отечественной истории. Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом, находить и отбирать требуемую информацию, отбрасывая всю постороннюю, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

Материально-дидактическое оснащение:

“Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала
робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все
околосолнечное пространство”.

К.Э. Циолковский

Ход урока

1. Сегодня наш урок посвящается Дню космонавтики, который отмечается 12 апреля. На этом уроке я расскажу вам о наиболее значимых этапах развития космонавтики.

Этап теоретической космонавтики.

Рассказ об одном из основоположников космонавтики К.Э. Циолковском и его теоретических расчетах полетов космических ракет.

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник совр. космонавтики.

1903 г. Публикация труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:

  • впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя;
  • пришёл к выводу, что твёрдые виды топлива не годится для космических полётов, и предложил двигатели на жидком топливе;
  • полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия;
  • вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения;
  • высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам;
  • проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

О своём смысле жизни Циолковский говорил так:

“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.

Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время.

Этап практической космонавтики.

Рассказ о строительстве и испытаниях космических аппаратов под руководством С.П. Королева.

КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1907-1966) - советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда...

Королев - пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области. Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева нашли широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, исскуственный спутник Земли, осуществлены полеты КК "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершен космический полет человека и выход человека в космическое пространство; созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос"; разработан проект КК "Союз". Не ограничивая свою деятельность созданием РН и КА, Королев, как главный конструктор осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создании РН и КА. Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров.

Учёными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша, и многих других.

Первый искусственный спутник Земли и полеты животных.

Рассказ о запуске первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года и о полетах различных животных в космос.

04.10.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

19.08.1960 был запущен Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.

Хэм - первый шимпанзе-астронавт. 31 января 1961 года Хэм был помещён в космический корабль “Меркурий-Редстоун 2” и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. Полёт Хэма был последней репетицией перед первым суборбитальным полётом американского астронавта в космос

Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю после орбитального полёта. Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Жаклин Кеннеди, жене президента США Джона Кеннеди.
Целью эксперимента по запуску животных в космос была проверка эффективности систем жизнеобеспечения в космосе и исследование космического излучения на живые организмы.

Свершение века 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин – первый человек в космосе. (фильм V1.asf; Tacc.wav) После просмотра фильма включить звуковой значек.

Рассказ о полетах в космос: первого человека - Ю.А. Гагарина, первой женщины – В.В. Терешковой.

12.04.1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель "Восток" вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток" с советским космонавтом Юрием Гагариным. После полёта на корабле “Восток” Ю. А. Гагарин стал самым известным человеком на планете. О нём писали все газеты мира.

16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной - гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.

В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины.

Специально для полёта Терешковой была разработана конструкцию скафандра приспособленная для женского организма, так же некоторые элементы корабля были изменены под возможности женщины. Этот полёт доказывал надёжность советской космической техники, которая символизировала надёжность всего советского строя.

Выход человека в открытое космическое пространство. (фильм vskh-2.asf) Одновременно с началом показа фильма включить звуковой значек.

Рассказ о первом выходе А.А. Леонова в открытый космос в марте 1965 года.

Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля “Восход-2” с использованием гибкой шлюзовой камеры.

Во время выхода проявил большое мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд, по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе. При возвращении космического корабля на Землю отказала система ориентации и космонавты, вручную сориентировав корабль, совершили посадку в запасном районе.

Рассказ о космических полетах к другим планетам (Венера, Марс, Луна, Титан, Сатурн).

Маленький шаг для одного человека
большой шаг для всего человечества

сказал Нил Армстронг, ступая на поверхность Луны

Сама программа пилотируемого полёта на Луну называлась “Аполлон”. Луна - единственное внеземное тело, на котором побывал человек. Первая посадка произошла 20 июля 1969 года ; последняя - в декабре 1972 года. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг (21 июля 1969 года). Луна также - единственное небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

СССР отправил на Луну два радиоуправляемых самоходных аппаратов, “Луноход-1” в ноябре 1970 года и “Луноход-2” в январе 1973.

“Пионер-10” - беспилотный космический аппарат НАСА, предназначенный, главным образом, для изучения Юпитера . Это был первый аппарат, пролетевший мимо Юпитера и сфотографировавший его из космоса. Аппарат-“близнец” “Пионер-11” исследовал также Сатурн.

В 1978 году в космос отправились последние два зонда серии “Пионер”. Это были зонды для исследования Венеры “Пионер-Венера-1” и “Пионер-Венера-2”

Международная космическая станция (МКС) - международная орбитальная станция, используемая как многоцелевая космическая лаборатория.

К концу 2004 на станции побывало 10 долгосрочных экспедиций

На станции проводят научные исследования космоса, атмосферы и земной поверхности, изучение поведения человеческого организма в длительных космических полетах, разрабатывают технологии получения и анализа свойств новых материалов и биопрепаратов, а также отрабатывают пути и методы дальнейшего освоения космического пространства.

2. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы диагностического задания. Происходит проверка знаний, используя слайд с правильными ответами. Приложение 2.

Правильные ответы

1. 1903 г К.Э. Циолковский

5. 16Июня 1963 г.В.Н. Терешкова

Задания для учащихся.

Используя Интернет-ресурсы, подготовьте более подробное информационное сообщение о том, что вас заинтересовало в данной теме.

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексивного теста. Приложение 2.

Рефлексивный тест

  1. Я узнал много нового и интересного.
  2. Что понравилось на уроке? Почему?
  3. Что не понравилось?
  4. Нужна ли мне физика для повышения моего интеллектуального уровня?
  5. Нужна ли мне физика для моей дальнейшей профессиональной деятельности?

Литература:

  1. www.cosmoworld.ru
  2. www.kocmoc.info
  3. ru.wikipedia.org1
  4. www.specevideo.ru
  5. www.h-cosmos.ru


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!