Кассный час депортация карачаевского народа. Годовщина высылки карачаевцев напомнила о проблеме реабилитации репрессированных народов

Годовщина депортации карачаевцев: воспоминания жертв репрессий

В Карачаево-Черкесии 2 и 3 ноября проходили мероприятия, приуроченные к 66-й годовщине депортации карачаевского народа. Своими воспоминаниями о массовом переселении карачаевцев в Среднюю Азию с корреспондентом "Кавказского узла" поделились жители республики, ставшие жертвами политических репрессий ноября 1943 года.

Жительница города Карачаевска Фатима Лепшокова, 1936 года рождения, на всю жизнь запомнила день выселения.

«Было морозное утро, мама пошла доить корову, а я во дворе кормила птицу, - вспоминает женщина. - Вдруг в калитку вошел человек в солдатской шинели. Я позвала мать, она отправила меня в дом, они недолго разговаривали, и мама вернулась, лицо было в слезах. Собирались мы быстро. В большой платок завернули теплые вещи и хлеб - больше ничего брать с собой не разрешили. В сарае остался скот, во дворе - птица и барашки. Нам ничего не объясняли, даже куда нас везут и за что».

По словам Фатимы Лепшоковой, в их семье было одиннадцать детей, вернулись из ссылки в 1959 году - только пятеро. Деда и бабушку тоже похоронили в Казахстане. Отец с войны не пришел.

«Я помню, как от тифа умерло сразу двое младших, тиф тогда вообще погубил многих. Мама хоронила их, завернув в одеяло. Потом еще один - уже от голода», - рассказывает женщина, пережившая депортацию.

Узнав о том, что можно вернуться на родину, семья Лепшоковой решила возвращаться не задумываясь. «Мы ехали домой, хотя наши дома уже не были нашими, и мы их выкупали, потому что перед тем, как выехать из Казахстана, мы подписывали бумаги о том, что не будем претендовать на прежнее жилье», - рассказала женщина.

Свою историю корреспонденту "Кавказского узла " рассказал и Мумиат Бостанов, также переживший массовую высылку карачаевцев на чужие земли в 1943 году. Пожилой мужчина вспоминает, как в голодные годы в Средней Азии мать растягивала стакан кукурузной муки на неделю, готовя из нее суп-баланду на семерых человек.

«Сейчас, когда я вижу, как черствый хлеб выносят скотине, я очень ругаюсь на детей. Мы мечтали о хлебе. Мы были на уровне скота, перевозимого в товарных вагонах. Всех везли вместе - и стариков, и детей, и женщин. Мы заворачивали умерших в дороге в одеяла и отдавали людям на станциях, но в дороге умерло не так много, как там, в степи, от голода. Я помню, как женщина-казашка в первую ночь пустила нас переночевать в сарай, но не пустила в дом. В ту ночь мать у нее просила еды, но она сказала, что еды нет. Мы заснули голодными и уже на утро вместе с ней пошли на поле собирать оставшуюся свеклу, которую мать натирала на терке и добавляла в суп. Голод в то время был самым первым врагом, люди опухали от голода, но работали. Сотни умирали от болезней- лекарств не было, лечить было некому», - рассказал Мумиат Бостанов.

По его воспоминаниям, самым тяжелым было время до 1946 года, а после окончания войны, жизнь стала налаживаться: появилась работа на полях, стала нужна рабочая сила. За работу давали хлеб, муку, сахар.

«Возвращались домой мы уже зажиточными людьми, - улыбается старик. - В наших домах тогда жили грузины, пришедшие из-за перевала. Говорят, именно поэтому Сталин и выселял наш народ - ему нужна была земля. А все что говорят о предательстве народа (обвинения карачаевцев в коллаборационизме - прим. "Кавказского узла") - это только официальная версия, не имеющая оправдания за все те зверства, которые произошли, даже если такие единицы и были. Была война, был голод, всякое могло быть – люди ведь разные, но «по паршивой овце – все стадо не судят» и тем более не уничтожают».

Между тем, историк Мурат Шебзухов, этнический черкес, считает, что выселение пагубно отразилась на карачаевском народе только в годы выселения, а после - лишь сплотило народ.

«Этот народ научился выживать, в любых условиях. Они научись единству. Большая часть их вернулась на родину, а вот после Кавказской воны тысячи черкесов не смогли вернуться с территории Турции. В разные исторически периоды народы Кавказа по-разному перенесли фактическое уничтожение. А на то, чтобы возродиться, уходят сотни лет», - отметил историк.

В свою очередь, абазин Шамиль Тлисов отметил, что у горя человека нет национальности. «Когда видишь человеческую боль в глазах - что уж точно не приходит в голову, так это спросить его о его национальности. Горе одного народа - горе всех. А струны национальной гордости часто становятся основным инструментом политических грязных игр, разрушающих теплые соседские отношения», - считает он.

В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов" . Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, что пока не позволяет считать закон исполненным во всех отношениях ко всем народам, подвергшимся массовым репрессиям в СССР.

Республики отмечается особая дата ─ 3 мая, День возрождения карачаевского народа. Этот праздник установлен в память обретения свободы и возвращения на родину тысяч депортированных жителей Северного Кавказа, ставших жертвами преступной сталинской политики, признанной впоследствии геноцидом. Свидетельства тех, кому довелось пережить трагические события тех лет, являются не только доказательством её бесчеловечной сущности, но и предостережением будущим поколениям.

В середине июля 1942 года немецким моторизированным частям удалось осуществить мощный прорыв, и широким фронтом, охватившим почти 500 километров, устремиться на Кавказ. Наступление было столь стремительным, что уже 21 августа флаг нацистской Германии развевался на вершине Эльбруса и оставался там до конца февраля 1943 года, пока захватчики не были вытеснены советскими войсками. В это же время фашисты заняли всю территорию Карачаевской автономной области.

Приход немцев и установление ими нового порядка дали толчок к активизации действий той части населения, которая была враждебно настроена к советскому режиму и ждала удобного случая для его свержения. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, эти лица стали объединяться в повстанческие отряды и активно сотрудничать с немцами. Из их числа формировались так называемые карачаевские национальные комитеты, в задачу которых входило поддержание на местах оккупационного режима.

От общего числа жителей области эти люди составляли крайне незначительный процент, тем более что большая часть мужского населения находилась на фронте, но ответственность за предательство была возложена на всю нацию. Итогом событий стала депортация карачаевского народа, навсегда вошедшая позорной страницей в историю страны.

Народ, пострадавший из-за горстки предателей

Принудительная депортация карачаевцев вошла в число многочисленных преступлений тоталитарного режима, установленного в стране кровавым диктатором. Известно, что даже среди его ближайшего окружения столь явный произвол вызывал неоднозначную реакцию. В частности, А. И. Микоян, являвшийся в те годы членом Политбюро вспоминал, что ему казалось нелепым обвинение в предательстве целого народа, среди которого было немало коммунистов, представителей советской интеллигенции и трудового крестьянства. Кроме того, практически вся мужская часть населения была мобилизована в армию и наравне со всеми сражалась с фашистами. Предательством же запятнала себя лишь небольшая группа отщепенцев. Однако Сталин проявил упрямство и настоял на своём.

Депортация карачаевского народа осуществлялась в несколько этапов. Её началом стала директива от 15 апреля 1943 года, составленная Прокуратурой СССР совместно с НКВД. Появившаяся сразу после освобождения в январе 1943 года Карачая советскими войсками, она содержала приказ о принудительном переселении в и Казахстан 573 человек, являвшихся членами семей тех, кто сотрудничал с немцами. Отправке подлежали все их родственники, включая грудных детей и дряхлых стариков.

Вскоре число депортируемых уменьшилось до 472, поскольку 67 членов повстанческих отрядов явились с повинной в местные органы власти. Однако, как показали дальнейшие события, это был лишь пропагандистский ход, содержавший в себе немало лукавства, поскольку в октябре того же года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого принудительной миграции (депортации) подвергались все без исключения карачаевцы, в количестве 62 843 человек.

Для полноты картины отметим, что, по имеющимся данным, 53,7 % из них составляли дети; 28,3 % ─ женщины и лишь 18 % ─ мужчины, большинство из которых были стариками или инвалидами войны, поскольку остальные в это время сражались на фронте, защищая ту самую власть, которая лишала крова и обрекала на неимоверные страдания их семьи.

Тем же указом от 12 октября 1943 года предписывалась ликвидация Карачаевской АО, а вся принадлежавшая ей территория делилась между соседними субъектами федерации и подлежала заселению «проверенными категориями трудящихся» ─ именно так и было сказано в этом, печально памятном, документе.

Начало скорбного пути

Переселение карачаевского народа, а иначе сказать ─ выдворение их с веками обжитых земель, производилось ударными темпами и осуществлялось в период со 2 по 5 ноября 1943 года. Для того чтобы загнать в товарные вагоны беззащитных стариков, женщин и детей, было выделено «силовое обеспечение операции» с привлечением войскового соединения НКВД в составе 53 тыс. человек (это официальные данные). Под дулами автоматов они выгоняли из домов ни в чём не повинных жителей и конвоировали к местам отправки. Брать с собой разрешалось только небольшой запас еды и одежды. Всё остальное имущество, нажитое за долгие годы, депортируемые были вынуждены бросить на произвол судьбы.

Все жители упразднённой Карачаевской автономной области были отправлены к новым местам проживания в 34 эшелонах, каждый из которых вмещал до 2 тыс. человек и состоял в среднем из 40 вагонов. Как вспоминали потом участники тех событий, в каждый вагон помещалось порядка 50 переселенцев, которые в течение последующих 20 дней были вынуждены, задыхаясь от тесноты и антисанитарии, мёрзнуть, голодать и умирать от болезней. О перенесённых ими тяготах свидетельствует тот факт, что за время пути, только по официальным сводкам, скончались 654 человека.

По прибытии на место все карачаевцы были расселены небольшими группами в 480 населённых пунктах, раскинутых на огромной территории, простиравшейся вплоть до предгорий Памира. Это неопровержимо свидетельствует о том, что депортация карачаевцев в СССР преследовала цель их полной ассимиляции среди других народов и исчезновения как самостоятельного этноса.

В марте 1944 года при НКВД СССР был создан так называемый Отдел спецпоселений ─ именно так именовались в официальных документах места проживания тех, кто, став жертвой бесчеловечного режима, был изгнан со своей земли и насильно отправлен за тысячи километров. В ведении этой структуры находились 489 спецкомендатур на территории Казахстана и 96 в Киргизии.

Согласно приказу, который издал нарком внутренних дел Л. П. Берия, все депортированные лица обязаны были подчиняться особым правилам. Им категорически запрещалось без специального пропуска, подписанного комендантом, покидать пределы поселения, контролируемого данной комендатурой НКВД. Нарушение этого требования приравнивалось к побегу из мест заключения и каралось каторжными работами сроком на 20 лет.

Кроме того, переселенцам предписывалось в трёхдневный срок сообщать сотрудникам комендатуры о смерти членов их семей или рождении детей. Они же были обязаны доносить о побегах, причём не только совершённых, но и готовящихся. В противном случае виновные привлекались к ответственности как соучастники преступления.

Несмотря на рапорты комендантов спецпоселений о благополучном размещении семей переселенцев на новых местах и вовлечении их в общественную и трудовую жизнь края, на деле лишь незначительная часть из них получила более или мене сносные условия для проживания. Основная же масса ещё долгое время была лишена крова и ютилась в лачугах, наскоро сколоченных из бросового материала, а то и в землянках.

Катастрофически обстояло дело и с питанием новых поселенцев. Свидетели тех событий вспоминали, что, лишённые сколько-нибудь налаженного снабжения, они постоянно голодали. Нередко случалось, что доведённые до крайнего истощения люди употребляли в пищу коренья, жмых, крапиву, мёрзлый картофель, люцерну и даже кожу стоптанной обуви. В результате, только по официальным данным, обнародованным в годы перестройки, смертность среди вынужденных переселенцев в начальный период достигала 23,6 %.

Неимоверные страдания, связанные с депортацией карачаевского народа, отчасти облегчались лишь добрым участием и помощью со стороны соседей ─ русских, казахов, киргизов, а также представителей иных национальностей, сохранивших присущую им человечность, невзирая на все военные испытания. Особенно активно шёл процесс сближения переселенцев с казахами, в памяти которых ещё свежи были ужасы голодомора, пережитого ими в начале 30-х годов.

Репрессии в отношении других народов СССР

Карачаевцы стали не единственными жертвами сталинского произвола. Не менее трагичной была участь прочих коренных народов Северного Кавказа, а вместе с ними и этнических групп, проживавших в иных районах страны. Согласно утверждениям большинства исследователей, насильственной депортации были подвергнуты представители 10 народностей, в число которых, кроме карачаевцев, вошли крымские татары, ингуши, калмыки, финны-ингерманландцы, корейцы, турки-месхетинцы, балкарцы, чеченцы и

Все без исключения депортированные народы переселялись в районы, находившиеся в значительном удалении от мест их исторического проживания, и попадали в непривычную, а подчас и связанную с риском для жизни обстановку. Общей особенностью проводившихся депортаций, позволяющей считать их частью массовых репрессий сталинского периода, является их внесудебный характер и контингентность, выражавшаяся в перемещении огромных масс, принадлежавших к той или иной этнической группе. Попутно отметим, что в историю СССР вошли также депортации ряда социальных и этноконфессиональных групп населения, таких как казаки, кулаки и т. д.

Палачи собственного народа

Вопросы, связанные с депортацией тех или иных народов, рассматривались на уровне высшего партийного и государственного руководства страны. Несмотря на то что инициировались они органами ОГПУ, а позже НКВД, их решение находилось вне компетенции суда. Есть мнение, что в годы войны, а также в последующий период ключевую роль в осуществлении насильственных переселений целых этнических групп играл глава комиссариата внутренних дел Л. П. Берия. Именно он подавал Сталину докладные, содержавшие в себе материалы, связанные с последующими репрессиями.

По имеющимся данным, к моменту смерти Сталина, последовавшей в 1953 году, в стране насчитывалось почти 3 млн депортированных лиц всех национальностей, содержавшихся в спецпоселениях. При министерстве внутренних дел СССР был создан 51 отдел, осуществлявший контроль за переселенцами при помощи 2916 комендатур, действовавших в местах их проживания. Пресечением возможных побегов и поисками беглецов занималось 31 оперативно-розыскное подразделение.

Долгий путь домой

Возвращение карачаевского народа на Родину, как и его депортация, проходило в несколько этапов. Первой ласточкой грядущих перемен стал вышедший через год после смерти Сталина указ министра внутренних дел СССР о снятии с учёта комендатурами спецпоселений детей, родившихся в семьях депортированных лиц позже 1937 года. То есть с этого момента комендантский режим не распространялся на тех, чей возраст не превышал 16 лет.

Кроме того, на основании этого же приказа юноши и девушки старше указанного возраста получали право выезда в любой город страны для поступления в учебные заведения. В случае их зачисления они также снимались с учёта органами МВД.

Следующий шаг на пути возвращения на родину многих незаконно депортированных народов был сделан правительством СССР в 1956 году. Толчком для него послужило выступление Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС, в котором он подверг критике культ личности Сталина и проводившуюся в годы его правления политику массовых репрессий.

Согласно указу от 16 июля, ограничения по спецпоселению снимались с выселенных в годы войны ингушей, чеченцев и карачаевцев, а также всех членов их семей. Представители остальных репрессированных народов под этот указ не подпадали и получили возможность вернуться к местам прежнего проживания лишь спустя некоторое время. Позже всех репрессивные меры были отменены в отношении этнических Только в 1964 году правительственным указом с них были сняты абсолютно беспочвенные обвинения в пособничестве фашистам и отменены все ограничения свободы.

Развенчанные «герои»

В этот же период появился и ещё один, весьма характерный для той эпохи документ. Это было постановление правительства о прекращении действия Указа от 8 марта 1944 года, подписанного М. И. Калининым, в котором «всесоюзный староста» представлял к награждению высокими правительственными наградами 714 чекистов и офицеров армии, отличившихся при выполнении «особых заданий».

Под этой туманной формулировкой подразумевалось их участие в депортации беззащитных женщин и стариков. Списки «героев» составлял лично Берия. Ввиду резкого изменения курса партии, вызванного разоблачениями, прозвучавшими с трибуны все они были лишены полученных ранее наград. Инициатором этой акции стал, по его собственным словам, член Политбюро ЦК КПСС А. И. Микоян.

Из документов МВД, рассекреченных в годы перестройки, видно, что к моменту выхода данного постановления число спецпоселенцев значительно сократилось в результате снятия с учёта в течение предыдущих двух лет детей, не достигших 16 лет, учащихся, а также определённой группы инвалидов. Таким образом, в июле 1956 года свободу получили 30100 человек.

Несмотря на то что указ об освобождении карачаевцев вышел в июле 1956 года, окончательному возвращению предшествовал ещё длительный период разного рода проволочек. Лишь 3 мая следующего года первый эшелон с ними прибыл на родину. Именно эта дата считается Днём возрождения карачаевского народа. В течение последующих месяцев из специальных поселений вернулись все остальные репрессированные. По данным МВД, их численность составила 81405 человек.

В начале 1957 года вышло постановление правительства о восстановлении национальной автономии карачаевцев, но не в качестве самостоятельного субъекта федерации, как это было до депортации, а путём присоединения занимаемой ими территории к Черкесскому АО и создания, таким образом, Карачаево-Черкесской автономной области. В эту же территориально-административную структуру были дополнительно включены Клухорский, Усть-Джкгутинский и Зеленчукский районы, а также значительная часть Псебайского района и пригородная зона Кисловодска.

На пути к полной реабилитации

Исследователи отмечают, что этот и все последующие указы, отменявшие особый режим содержания репрессированных народов, объединяла общая черта ─ в них не содержалась даже отдалённого намёка на критику политики массовых депортаций. Во всех без исключения документах говорилось, что переселения целых народов были вызваны «обстоятельствами военного времени», а на данный момент необходимость пребывания людей в спецпоселениях отпала.

Вопрос о реабилитации карачаевского народа, как и всех прочих жертв массовых депортаций, даже не поднимался. Все они продолжали считаться народами-преступниками, помилованными благодаря гуманности советского правительства.

Таким образом, впереди ещё предстояла борьба за полную реабилитацию всех народов, ставших жертвами сталинского произвола. Период так называемой хрущёвской оттепели, когда достоянием общественности стали многие материалы, свидетельствовавшие о беззакониях, творимых Сталиным и его окружением, миновал, и партийным руководством был взят курс на замалчивание прежних грехов. В этой обстановке искать справедливость было невозможно. Ситуация изменилась лишь с началом перестройки, чем не замедлили воспользоваться представители репрессированных прежде народов.

Восстановление справедливости

По их требованию в конце 80-х годов при ЦК КПСС была создана комиссия, разработавшая проект Декларации о полной реабилитации всех народов Советского Союза, подвергшихся в годы сталинизма насильственной депортации. В 1989 году этот документ был рассмотрен и принят Верховным Советом СССР. В нём депортация карачаевского народа, а также представителей прочих этнических групп подвергалась резкому осуждению и характеризовалась как незаконный и преступный акт.

Ещё через два года увидело свет постановление Совета Министров СССР, отменявшее все принятые ранее правительственные решения, на основании которых подвергались репрессиям многочисленные народы, населявшие нашу страну, и объявлявшее их принудительное переселение актом геноцида. Этим же документом предписывалось рассматривать любые попытки агитации, направленной против реабилитации репрессированных народов, как противоправные действия и привлекать виновных к ответственности.

В 1997 году специальным указом главы Карачаево-Черкесской республики был установлен праздник 3 мая ─ День возрождения карачаевского народа. Это своего рода дань памяти всех тех, кто в течение 14 лет был вынужден переносить все тяготы изгнания, и тех, кто не дожил до дня освобождения и возвращения в родные края. По сложившейся традиции он бывает отмечен различными массовыми мероприятиями, такими как театрализованные представления, концерты, конно-спортивные соревнования и автопробеги.

9 октября 1943 г. руководство Казахстана, ссылаясь на указания Госкомитета обороны СССР, предписало руководителям ряда областей̆ готовиться к приему переселенцев с Северного Кавказа. Через три дня, 12 октября, был издан Указ президиума Верховного совета СССР за номером 115-13 о выселении карачаевского народа в Казахскую и Киргизскую ССР.

«Всех карачаевцев, проживающих на территории области, переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать», - говорилось в документе.

В качестве причины депортации карачаевского народа указывалась их якобы массовое пособничество фашистам во время немецкой оккупации территории Карачаевской области, а после освобождения Советской армией – нежелание выдавать тех, кто потворствовал фашистам.

Германская армия прорвала советскую оборону 15 июля 1942 года и широким фронтом, охватывая почти 500 км в ширину, двинулась на Кавказ. Уже 21 августа немцы водрузили флаг на вершине Эльбруса (этот флаг оставался там до 17 февраля 1943 года, когда его скинули советские войска). 25 октября немцы захватили Нальчик, бои шли на подступах к Владикавказу и Малгобеку.

Дата начала оккупации позволяет понять, что по времени немецкая власть толком и не успела утвердиться в регионе, оккупация длилась от силы четыре месяца. И ссылки на то, что все депортированные народы успели настолько погрязнуть в сотрудничестве с немцами, мягко говоря, вызывают обоснованные сомнения: когда же они все это успели?

Надо учитывать еще, что часть бывшего СССР находились под оккупацией от двух до трех лет. При этом процент сотрудничавших с немецкой властью был куда более высоким и значительным, чем это приписывается северокавказским народам.

Сразу же после освобождения территории Карачая, наказывая тех, кто пошел на сотрудничество с немцами, советская власть уже в апреле 1943 года предполагала выселить 573 семей. Однако, в связи с тем, что 67 особо разыскиваемых властями сами сдались, число переселенцев было снижено до 110 семей, и их выселили в августе 1943 года.

Но этого Москве показалось недостаточным действием – в октябре было решено выселить всех карачаевцев. Ровно 73 года назад, рано утром 2 ноября, всех карачаевцев без исключения – мужчин и женщин, детей и стариков – начали собирать на площадях сел и городов. Женщин отделяли от мужчин (это заставляло мужчин избегать побега или каких-либо действий против военных, была угроза расстрела жен, сестер и матерей). Данная практика, опробованная на карачаевцах, один к одному позднее применялась при выселении других народов Северного Кавказа - чеченцев, ингушей, балкарцев, а также и татар Крыма.

В те дни, с 2 по 5 ноября, было выселено порядка 69 тысяч карачаевцев для дальнейшего проживания в северных степях Казахстана и Киргизии. Врагами и пособниками немцев были объявлены новорожденные дети, старики, которые с оружием в руках защищали эту страну в период империи, и в период советской власти, женщины преклонных лет. Все стали врагами по желанию всесильного тирана Иосифа Сталина.

Большая смертность была в пути - холод и голод убивали детей и стариков первыми.

Депортация из Карачая длилась всего три дня. Для исполнения приказа были задействованы 53 347 военных, снятых с фронта. В соотношении к населению самого Карачая на тот момент, получается один полностью вооруженный военный на 1,25 гражданского карачаевца. Всего было отправлено 32 эшелона, в каждом из них было по 2000-2100 человек. В каждом вагоне в среднем 58 человек, и, учитывая что вагоны были для перевозки скота, а ткаже меньших габаритов, чем обычные пассажирские вагоны тех лет, то практически негде было укладывать детей или больных.

Первые эшелоны начали прибывать 10 ноября. Последний эшелон, вышедший из Карачаевска 5 ноября, достиг пункта назначения только после 20 ноября. Большая смертность была в пути - холод и голод убивали детей и стариков первыми.

Смертность в первые годы (до 1949 года) на местах депортации превышала рождаемость. Общая численность среди карачаевцев за первые пять лет депортации сократилась больше чем на 13 тысяч человек к 1948 году. Первые месяцы карачаевцы считали, что их привезли умирать, однако, уже по мере прибытия других народов, крепла надежда, что все изменится и будет возможность вернуться домой.

Карачаевцы помнят историю депортации в деталях.

Александр Некрич, один из тех, кто исследовал политику СССР в отношении депортированных народов, отмечал, что одной̆ из основных форм протеста представителей̆ репрессированных народов против принудительной̆ ссылки стали побеги на родину. В силу этого власти СССР вынуждены были 26 ноября 1948 г. ужесточить наказания за побег и принять Указ президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной̆ ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной̆ войны». В нем говорилось, что переселение чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев и других репрессированных народов «произведено навечно, без права возвращаться к их прежним местам жительства». За побег вводилось суровое наказание - 20 лет каторжных работ. Но это не останавливало тех немногих смельчаков, кто разными путями пробирались к себе на родину.

После долгих 14 лет, 3 мая 1957 года, первый эшелон с карачаевцами прибыл в родные края. Это стало началом борьбы за реабилитацию. Вот уже больше 70 лет карачаевцы борются за свои права. Все, что они требуют, это очищение их имени. Эту эстафету уже принимает третье поколение карачаевцев периода депортации.

Карачаевцы помнят историю депортации в деталях, из уст старшего поколения молодые впитывают боль своего народа.

Нынешняя молодежь поет песни об этом трагическом периоде истории, пишут стихи, романы, изучают документы тех долгих четырнадцати лет.

По теме: || ||

«Айнзатцкоманда... была принята с воодушевлением»

"...Немецкие войска с самого начала были уверены в полнейшей и радостной поддержке со стороны горцев. В то время, когда у черкесов в бывших автономных областях Адыгеи и Черкессии сначала можно было наблюдать только спонтанную готовность к самообороне против партизан, у весьма активных карачаевцев уже заметны политические цели. Когда немецкие вооруженные силы вошли в Карачаевскую область, они были встречены всеобщим ликованием. В готовности помочь немцам они буквально превзошли самих себя.

Так, например, айнзатцкоманда полиции безопасности и СД, прибывшая в начале сентября в расположенную южнее Кисловодска карачаевскую деревню, была принята с воодушевлением, сравнимым с днями присоединения Судетской области. Сотрудников команды обнимали поднимали на плечи. предлагали подарки и произносились речи, которые заканчивались здравницей в честь фюрера. На многих митингах карачаевцы заверяли через своих уполномоченных в безусловной преданности Адольфу Гитлеру и безграничном доверии местным немецким органам. Они передали благодарственный адрес на имя фюрера. Во всех этих выражениях резко подчеркивается ненависть к большевистскому режиму и воля карачаевцев к свободе. Кроме того, были выражены четко означенные пожелания об определенном самоуправлении, о роспуске колхозов и о воспитании молодежи в соответствии с особенностями рода. К этим предложениям присоединились также представители балкарцев, которые стремились выделиться из существовавшего административного объединения с кабардинцами и объединиться с карачаевцами.

Из имеющихся наблюдений выявляется, таким образом, различное поведение русско-украинского населения и горских племен.

...Примечательным является стремление примерно 60 000 балкарцев отделиться от кабардинцев и присоединиться к карачаевцам, насчитывающим 120 000 жителей. Обе племенные группы выразили свое единение с Великой германской империей во многих мероприятиях через своих депутатов".

[РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 776. Л. 15 - 32.]

Документ я оставляю без комментариев.

Все для фронта, все для Победы!


Живая история Кавказа

Рабочие, колхозники, интеллигенция с первых же дней войны свято выполняли свой долг, пополняя ряды действующей армии. 26 тысяч карачаевцев ушли на фронт. В организациях Осоавиахима получили подготовку и отправились на фронт 26 355 кавалеристов, 35 200 горных стрелков, 32 650 радистов-связистов, 18 850 шоферов и мотоциклистов, несколько сот летчиков . Оборонные организации подготовили 10 тысяч медицинских сестер, около 30 тысяч санитарных дружинниц для фронта и тыла.

Бойцы и командиры, уезжая на фронт, клялись выполнить свой священный долг перед Родиной. И свою клятву они сдержали с честью.

Крепили оборонную мощь страны, собирали теплую одежду для фронтовиков, окружали заботой и вниманием семьи фронтовиков, шефствовали над госпиталями.

Мировая история не знает другого примера, когда население всей страны, люди разных возрастов и профессий по собственной инициативе, по велению своего сердца так активно участвовали бы в сборе и отправке на фронт подарков и теплых вещей, в сдаче донорской крови, в сборе средств на производство различного вооружения, в проведении воскресников и активной подписке на военные займы, как это было в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Братский привет карачаевцам от Иосифа Сталина

17 мая 1943 г. в газете "Красный Карачай" была опубликована телеграмма секретарю Малокарачаевского райкома ВКП (б) Хаджиеву: "Передайте колхозникам и трудящимся Малокарачаевского района, собравшим один миллион рублей на строительство боевых самолетов "Колхозник Карачая", братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".

Еще шла Великая Отечественная война. Советские войска, ведя наступательные бои, продвигались на Запад. В глубоком тылу, за тысячу верст от фронта спецпереселенцы работали по 12-14 часов без устали. Большинство работало в колхозах, совхозах и МТС. Как сообщали с мест партийные органы, среди карачаевцев было немало передовиков производства.

За выдающиеся достижения в выращивании сахарной свеклы молодые карачаевки Нузула Кубанова, Патия Шидакова, Тамара Абдуллаева были награждены орденами Ленина с присвоением звания Героя Социалистического Труда.

С осени 1942 г. развернулось активное партизанское движение на Северном Кавказе. Всего, по неполным данным, на Северном Кавказе и Сталинградской области было создано 250 партизанских отрядов и групп, включавших в себя свыше 250 тысяч человек. Смертью храбрых, защищая свою Родину пала славная дочь карачаевского народа Залихат Эркенова.

В ноябре 1942 года в г. Кисловодске немецкое гестапо расстреляло отважную карачаевкую партизанку З. Эркенову, награжденную четырьмя правительственными наградами. Перед расстрелом она сумела передать домой письмо, в котором имеются такие строки: "Дорогая мамочка, меня скоро расстреляют, но не плачьте, за меня отомстит Советская Армия, а мою дочь воспитает Советская власть".

Однако ее дочь Зарему выслали в Среднюю Азию, несмотря на то, что мать отдала свою жизнь за Советскую власть, а отец — офицер Юнус Урусов героически сражался на Ленинградском фронте.

Карачаевцы на фронтах Великой Отечественной войны

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, защищали Москву и Ленинград, сражались под Сталинградом и Курском, освобождали от врага Будапешт, Варшаву и Прагу, участвовали в штурме Берлина. 14 тысяч карачаевцев были удостоены высоких боевых наград, а 14 из них присвоено звание Героя Советского Союза. В борьбе с фашистскими захватчиками обессмертил свое имя сын Карачая Осман Касаев. Партизанский отряд под командованием Касаева разгромил 27 вражеских гарнизонов, уничтожил до 4 тыс. фашистов, провел более 100 других крупных диверсий и операций. Осман Касаев погиб 17 февраля 1944 г. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях с гитлеровцами участвовали свыше тысячи девушек из Карачая и Балкарии. Комсомолка Зоя Дагова была радистом на эсминце Черноморского флота, Халимат Эбзеева командовала конной разведкой, сестрами милосердия были Фатима Чиханчиева, Софият Хотчаева, Зухра Эркенова, Роза Уртенова, Фронза Хаунежева и др.

Почти полностью из карачаевцев и балкарцев состоял кавалерийский корпус Доватора, храбро защищавший Москву.

Депортация карачаевского народа

На рассвете 2 ноября 1943 года, в течение двух часов, безвинный и ничего не подозревающий карачаевский народ — 69. 267 человек, из которых 53,9 процента составляли дети; 28,1 процента — женщины и лишь 18 процентов — мужчины — главным образом старики и инвалиды войны — под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тыс. солдат из войск НКВД, был в спешном порядке погружен в товарные вагоны и отправлен в неизвестность — на восток. Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в "теплушку" погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов. Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мерзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь. Всего за время следования погибло 653 человека. (ЦГА РФ, ф. 9479, оп. 1, д. 137, л. 206).

Переселенцы были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах. Цель такого расселения очевидна — полная ассимиляция народа, его исчезновение как этноса.

С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре.

Питание переселенцев в общепринятом смысле, особенно в начале, было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья трав, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.

Можно понять, когда в том же 1944 году советские люди в солдатских шинелях умирали за родину в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками. Можно понять, хотя и с трудом, мученическую смерть советских людей в гитлеровских концлагерях. Но как понять смерть советских людей в глубоком тылу своей родной страны от голода?

Куда депортировали карачаевцев

Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78. 827 человек (18.068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81.000 человек.

Карачаевская автономная область была упразднена и часть территории передана Грузии. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Хрущев в своем докладе на ХХ съезде КПСС не без ехидства отметил, что депортация карачаевцев, якобы носившая военно-стратегический характер, на самом деле проводилась тогда, когда успех Советской Армии был уже предрешен.

Из доклада Берии Сталину: "...По состоянию на 1 февраля 1944 г. на территории Казахской ССР расселено 12 342 семьи спецпереселенцев-карачаевцев с наличием в них 45.500 чел., из них в Южно-Казахстанской обл. — 6643 семьи в количестве 25216 чел., в Джамбулской обл. — 5699 семей — 20285 чел.

Для обслуживания спецпереселенцев организованы 24 спецкомендатуры, в т.ч. в Южно-Казахстанской области — 13 и в Джамбулской — 11.

Во всех районах расселения Казахской и Киргизской ССР поступает в райотделения и комендатуры НКВД много заявок в отношении розыска членов семей и соединения с ними. Только в Джамбулской области таких заявлений поступило свыше 2000. В некоторых населенных пунктах зарегистрированы факты со стороны отдельных лиц и местного населения сочувствия карачаевцам". (ЦГА РФ, ф. 5451, оп. 12, д. 212, л. 283).

Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности вопреки тяготам войны. Процесс сближения карачаевского и казахского народов шел на почве взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять карачаевцев, поголовно выселенных с обжитых земель.

Президент Н. А. Назарбаев, выступая на заседании Ассамблеи народов Казахстана в январе 1998 г. в Астане сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогли выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь".

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают 1500 карачаевцев. Живя в Казахстане карачаевцы внесли свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

В Казахстане карачаевцы имеют все условия для развития своей культуры и языка. Сохранив свою самобытность, они изначально с большим уважением относятся к культуре и быту казахов, русских и других этносов. А если заглянуть в глубь веков, то мы узнаем, что у казахского и карачаевского народов существуют единые исторические корни.

Большую работу по укреплению межнационального согласия, внутриполитической стабильности и консолидации общества проводит карачаевско-балкарский национально-культурный центр "Минги-Тау". Председатель центра Людмила Хисаевна Хочиева. Казахстан стал для нее родиной и судьбой. Члена совета Ассамблеи народов Казахстана Л. Х. Хочиеву знают во всех, даже самых маленьких, поселках. Людмила Хисаевна ведет большую общественную работу. Именно за это она награждена орденом "ІЅрмет".

Мрачные страницы нашей истории не должны повториться. Уроки истории надо усваивать постоянно, из поколения в поколение. Каким бы трудным не было наследие тоталитаризма, полиэтническое государство может и должно развиваться цивилизованным, демократическим путем, в атмосфере доверия и согласия, социального партнерства представителей всех слоев населения, всех наций и народностей, живущих в Республике Казахстан.

Ознакомился с материалами по поведению балкарцев во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания. В период прорыва немцами линии фронта под Ростовом в 1942 г. антисоветские элементы в Балкарии активизировали работу в тылу Красной Армии, создавали бандповстанческие группы. Тяжелой была обстановка и при отступлении частей 37-й армии, отходившей через перевалы Кавказского хребта, через Балкарию. В Черекском районе балкарцы разоружили воинское подразделение, убили командирский состав и захватили одно орудие.

По указке немцев и приведенных ими с собой эмигрантов Шокманова и Кемметова балкарцы договорились с карачаевцами об объединении Балкарии с Карачаем.

Только в течение 1942-43 гг. за антисоветскую работу и бандитизм было арестовано 2 227 чел., из них коммунистов и комсомольцев — 186 чел. Бежали с немцами из Балкарии 362 чел.

В связи с предстоящим окончательным выселением чеченцев и ингушей считал бы правильным часть освободившихся войск и чекистов использовать для выселения балкарцев с Северного Кавказа, с расчетом закончить эту операцию 15-20 марта текущего года до покрытия лесов листвой.

Балкарцев насчитывается 40 900 чел., проживающих в подавляющем большинстве в четырех административных районах, расположенных в ущельях Главного Кавказского хребта, общей площадью 503 тыс. га, из которых около 300 тыс. составляют сенокосы, пастбища и леса.

Если будет Ваше согласие, я сумел бы до возвращения в Москву организовать на месте необходимые мероприятия, связанные с выселением балкарцев. Прошу Ваших указаний.

8 марта 1944 года по заранее разработанному плану в каждом населенном пункте, где проживали балкарцы, были введены подразделения войск НКВД. Солдаты с автоматами входили в дома жителей, давали ошеломленным людям двадцать-тридцать минут на сборы. В этот же день их привозили на станцию Нальчик и грузили в товарные вагоны. Вагоны были переполнены.

"Государственный Комитет Обороны т. Сталину И. В.

НКВД докладывает, что операция по выселению балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР закончена 9 марта. Погружено в эшелоны и отправлено к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую ССР 37 103 балкарца, кроме того, арестовано 478 чел. антисоветского элемента. Изъято 288 единиц огнестрельного оружия. Заслуживающих внимания происшествий во время проведения операций не было...

Для обеспечения порядка и охраны в горных районах Балкарии временно оставлены оперативно-чекистские группы с небольшими войсковыми командами. Л. Берия. 11 марта 1944 г." (Там же, с. 22.)

В Казахстане в 1944 году погибло 21 150 балкарцев (4 660 семей). На 1 октября 1946 г. на спецпоселении находилось балкарцев — 32 817 человек (мужчин — 10 595, женщин -16 860, детей — 32 557).

Ужасающие жилищные условия, голодный паек, на который были обречены спецпереселенцы, отсутствие у многих теплой одежды, эпидемические заболевания, отсутствие медицинской помощи — все это привело к гибели тысяч и тысяч безвинных людей. В балкарских семьях, проживавших в Казахстане, по сведениям НКВД КазССР, только за 9 месяцев 1944 г. родилось 66 детей, а умерло 1 592 человека. По официальным данным, с 1 апреля 1944 по сентябрь 1946 гг., т.е. за два с половиной года, в Казахстане и Киргизии умерло 4 849 балкарцев. Это каждый восьмой балкарец, находившийся в ссылке.

На далекой казахстанской земле 14 марта 1945 года умер Кязим Мечиев , основоположник балкарской поэзии. Ни в одной газете некролога не появилось. Да и мало кто знал, что в селении Тельман Каратальского района Талды-Курганской области доживал свой век ссыльный поэт, как все балкарцы, причисленный к бандитам, с ярлыком спецпереселенца.

Вклад карачаевцев в Победу над фашизмом

Посланцы горного края, не щадя своей жизни, участвовали на фронтах Великой Отечественной войны.

Легендой советской авиации, грозой для фашистов стал простой балкарский парень Алим Байсултанов. Он погиб смертью храбрых 23 сентября 1943 года в воздушном бою в районе Капорской губы в Финском заливе. Герою Советского Союза А. Байсултанову было всего 24 года.

В наградном листе Байсултанова читаем: "277 раз поднимал в воздух на разгром врага свой самолет, и где бы ни появлялся, то ли над Ханко и Таллином, то ли над Ленинградом, везде фашисты чувствуют на своей спине мощь беспощадного удара отважного сталинского сокола Байсултанова... За время Великой Отечественной войны тов. Байсултанов в 45 воздушных боях уничтожил 19 самолетов противника. 64 раза вылетал на штурмовку войск и техники противника, и после каждой проведенной им штурмовки противник не досчитывал большого количества своих солдат и техники. Вылетая 27 раз на разведку, он всегда приносил ценные сведения о противнике..."

Командир роты балкарцев Мухажир Уммаев в боях за Одессу 10 апреля 1944 г. вместе со своими бойцами, отразив три ожесточенные контратаки противника, первым ворвался на окраину города. В этом бою старший лейтенант Уммаев лично уничтожил в рукопашной схватке 18, а его рота — 200 немецких солдат и офицеров. Преследуя отступающего врага, рота Уммаева уничтожила еще свыше ста захватчиков и первой ворвалась в центр города. Об этом подвиге рассказала после боев за Одессу армейская газета. За мужество и отвагу Уммаев был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, наградили его орденом Александра Невского. Это была последняя награда героя. Его демобилизовали, и он поехал к своим высланным землякам в Казахстан, где и умер вскоре от полученных на войне ран. Через сорок пять лет Президент СССР Указом от 5 мая 1990 года посмертно присвоил Мухажиру Уммаеву звание Героя Советского Союза.

Чтобы выжить, надо трудиться

Несмотря на тяжелые условия жизни в ссылке, на лишения и страдания, балкарцы стремились выстоять и выжить. В глубоком тылу спецпереселенцы работали по 12-14 часов в сутки. Онидобывали руду на шахтах, возводили дома, прокладывали каналы и дороги.

К высоким правительственным наградам были представлены многие карачаевцы и балкарцы, работавшие в хлопководстве, табаководстве, животноводстве. Орденов Ленина удостоены Маруа Шахманова, Фатима Умарова, Балбу Эркенова, Патия Айбазова, Каракыз Джатдоева, Асият Лайпанова, Мариям Хапаева и др. Сотни балкарцев были награждены орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями.

Многие передовики производства — балкарцы и карачаевцы — участвовали во Всесоюзной и республиканской сельскохозяйственных выставках, получили высокие правительственные награды.

Среди карачаевцев и балкарцев было немало спортсменов-разрядников и мастеров спорта. Неоднократными чемпионами Киргизской ССР по боксу были Мурадин Семенов и Осман Джаубаев. Заур Лайпанов был чемпионом Казахстана по штанге. Мастера спорта Шамиль Бархозов, Осман Джазаев, Назир Байрамкулов, Ахмат Урусов были неоднократными чемпионами Казахстана и Средней Азии.

В годы вынужденной жизни в Казахстане и Средней Азии балкарцы, карачаевцы, как и другие репрессированные народы, в тяжелейших условиях ссылки под бдительным оком спецкомендатур, перенося моральные и физические страдания, работали, чтобы выжить, старались выстоять, поддерживая друг у друга искорку веры и надежды на возвращение на родину. Они не винили в своих бедах Компартию и социализм, верили, что рано или поздно справедливость восторжествует. Выпавшие на их долю испытания облегчили лишь доброе участие и помощь соседей — казахов, русских, представителей других национальностей, не утративших человечности, вопреки тяготам войны. Процесс сближения казахского, балкарского народов шел по пути взаимной доброжелательности и понимания. Да и не могли казахи, еще недавно пережившие "голощекинский геноцид", не понять балкарцев.

Выступая на заседании народовКазахстана в январе 1998 г. в Астане Президент Н. А. Назарбаев сказал: "Всем известно, с каким радушием встретили казахи вынужденных переселенцев. Обескровленные коллективизацией и великим джутом, жившие впроголодь, они, тем не менее, давали крышу над головой, обогревали и делились последним куском хлеба с брошенными в голой степи людьми. И делали это с достоинством и совершенно бескорыстно. Те же, кому они помогали выжить и выстоять, до сих пор признательны им за оказанную помощь.

Со всем этим я знаком, что называется, не понаслышке. Помню, было мне лет шесть или семь, когда отец привел в дом незнакомых людей — мужчину, женщину и троих детей. Они были оборваны, не мыты и, по всему видно, голодны. В глазах женщины было отчаяние, дети плакали. Как я потом узнал, это были балкарцы — в тот год военная спецкомендатура почему-то решила "перебросить" несколько семей, ранее высланных из Кабардино-Балкарии и проживавших затем в одном отдаленном ауле, в наш Чемолган. Их разместили наспех — кого в сараях, кого на молочно-товарной ферме. Понятно, что создавать "врагам" мало-мальски сносные условия жизни "компетентные органы" не собирались. Но местные жители решили иначе и предложили переселенцам свой кров.

Наша семья жила впроголодь: когда корова давала молоко, в доме был праздник, обычно же приходилось перебиваться с хлеба на чай. Ничего другого предложить нашим новым знакомым мы не могли. Но и этот скромный дастархан, горячая печка, тепло и внимание родителей помогли им выжить, спасти детей.

Отец быстро сдружился с Хазретом, как звали главу семейства, помог ему определиться с работой и уже через месяц-другой свободно объяснялся с балкарцами на их родном языке. Словом, у нашей семьи, как и у других чемолганцев, сложились с переселенцами самые добрые отношения. Спустя годы один мой дальний родственник женился на девушке-балкарке, а со многими из тех, кто потом вернулся на Кавказ, я и сейчас переписываюсь.

Это к вопросу о том, как принимали казахи депортированных в республику людей".

Еще живы те, кто на собственной судьбе испытал нечеловеческие тяготы насильственной депортации. Не политическое лицемерие, не лукавое передвижение фактов, а истинная правда на этот счет упрочит наше взаимное доверие и взаимное уважение.

Говорят: нет худа без добра. Общая трагедия объединила народы, сблизила их, сделала духовно богаче. "Татулыє - табылмас баєыт" -говорят в казахском народе. Поистине это так. Дружба — великое счастье, которое надо беречь и лелеять. Сегодня среди балкарцев, карачаевцев и казахов немало семей, которых связывают самые лучшие чувства. Сотни и сотни тысяч людей называют себя друзьями, братьями и сестрами. И это не просто слова. Дружба между народами Казахстана, зародившаяся в самые тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы прошлого столетия выдержала испытание на прочность, пустила глубокие корни, которые невозможно вырвать.

По данным последней переписи населения в Казахстане проживают более 2000 балкарцев. Живя в Казахстане балкарская диаспора вносила свой посильный вклад в развитие экономики республики, а оставшиеся здесь продолжают трудиться на благо независимого, суверенного Казахстана.

Профессор Тлеу Кульбаев



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!