Последняя любовь тютчев год написания. «Последняя любовь» Ф.Тютчев. «Последняя любовь» Федор Тютчев

Каждый русский человек знаком с творчеством великого поэта XIX столетия – Федора Ивановича Тютчева. Многие стихотворения этого автора изучаются в школьной программе. Благодаря его фантастическому таланту, читатели могут познать все самые сокровенные мысли этого прекрасного мастера русского слова, умело подбирающего мелодичные рифмы, создающие неповторимый мотив с глубочайшим смыслом.

Жизнь знаменитого русского поэта была не так проста, как это кажется на первый взгляд. Не многие читатели знают, что почти двадцать лет своей жизни Тютчев провел вдали от родины. Он работал в Германии, где и сформировался как великий поэт современности. Несмотря на то что большинство его стихотворений посвящены родине, автор создавал их вдали от России. Он умело передавал живописные краски русской природы, особо акцентировал внимание на смене времен года, сравнивая каждую пору с циклом человеческой жизни.

Раннее творчество поэта

Он ждет последнего утешения и громко обращается к своему сыну; Он даст ему мир для того, чтобы спросить: Но, Франция, он не может обещать никому. Но ограбили его королевство и славу. Истекли в зените, его наследнике; Император шагает и слушает, Но к нему никто не придет.

Он стоит, и он вздыхает, и он смотрит. До утра возвращается на землю; Затем слезы с его глаз остаются незамеченными. В тишине он поворачивается к океану. И, как будто во сне, Он бесшумно добирается до своего судна и вталкивает его в ручей. У двух гигантов его образ Наполеона совершенно отличается от того, что мы видели в первых двух работах. Здесь он называет Наполеона гигантом, и его можно бояться. Но он не подходит для российского гиганта, который победил Наполеона с простым дрожанием головы.

Лирика Фёдора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой знаменитый русский поэт знал многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самых глубин.


Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слово «измена», он просто не считал прискорбным любить несколько женщин одновременно. Интересный факт о личной жизни Тютчева – он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он и передавал умело в своем гениальном творчестве. Известный для многих читателей стих «Я встретил вас, и все былое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей в последующем его возлюбленной.

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Последняя любовь»

Но российский гигант, неустрашимый, улыбнулся фатальной улыбкой войны, покачал головой, а затем он хвастался, что Фелл покорил вечно. Не прилагается никаких усилий, чтобы изобразить русских как желающих мира; каждый гигант стремится к борьбе, стремясь к славе, которая придет с победой. Естественно, что в истинном националистическом духе Наполеон отправляется на остров Святой Елены как прямой результат победы российского гиганта, а не через Ватерлоо. Это стихотворение, как и Бородино, в лучшем случае представляет собой русское патриотическое письмо.

Первая любовь Тютчева

В 1822 году Фёдор Иванович Тютчев поступил на службу в коллегию иностранных дел. К этому времени юный поэт уже окончил Московский университет. По работе, его отправили в Мюнхен в должности русского чиновника-дипломата для выполнения государственной миссии. Именно здесь молодой Тютчев встретил свою первую любовь.

Его избранницей стала внебрачная дочь прусского короля – Амалия фон Лерхенфельд. Молодая и достаточно красивая девушка была покорена достойными чувствами девятнадцатилетнего Федора, поэтому тут же отдалась навстречу безумной любви. Поэт сделал ей предложение, но родственники Амалии были категорически против этих отношений, поэтому Тютчева ждал прискорбный отказ. По мнению родителей красавицы, Фёдор был недостаточно богат.

В Бородине, это очередь русских солдат быть преданы, на этот раз те, кто настаивал на том, что они отступают перед лицом вторжения Наполеона в Когда они стоят и сражаются в Бородино, Лермонтов показывает, что они непобедимы. Но, в конце концов, они отступают, оставляя Москву французам. Лермонтов, конечно, знает причину отступления, но вместо того, чтобы подвергать сомнению решение царя или Кутусова, он заявляет, что воля Бога должна быть потеряна в Москве. Это было, конечно, гораздо более безопасное утверждение, учитывая вездесущую цензуру.

Таким образом, его последняя строфа прославляет русского солдата и объясняет унижение потери Москвы. Да, это были люди, которые жили среди нас. Слишком немногие из них выжили в битве. Солдаты, отмеченные судьбой за поражение; Это была воля Всемогущего Бога, чтобы Москва погибла!

Вскоре, молодому дипломату пришлось на время уехать со страны, и в это время состоялась свадьба Амалии с бароном Крюндером, являвшимся сослуживцем Федора Ивановича. Вернувшись в Мюнхен, он узнал об этом событии. Это известие очень расстроило Тютчева, но даже его откровенное намерение назначить сопернику дуэль, не смогло изменить сложившуюся ситуацию. Любимая Амалия так и осталась баронессой Крюндер, женой другого человека…

Он находился в Турине и Мюнхене, где он встречал немецких поэтов, включая Фридриха фон Шеллинга и Генриха Гейне. В целом консервативный и очень патриотичный, он написал мощную оборону России и подозрительную критику того, что он видел как угрозы на западе. Россия во время жизни Тютчева занималась многочисленными войнами, и этот факт оказал большое влияние на его поэзию. Войны ведут к национализму и недоверию к иностранцам, и те взгляды, которые можно найти, отражены в поэзии Тютчева.

Подобно Байрону и другим романтическим поэтам, у Тютчева также была горячая любовная интрига, которая произвела как его поэзию, так и его репутацию. Писание Тютчева на Наполеоне содержит классические романтические элементы Природы и героизма. В Наполеоне Тютчев изображает Наполеона в знакомой комбинации гения и тирана, который зашел слишком далеко. Наполеонское вторжение в Святую Русь, по его собственным словам, состояло в том, чтобы определить судьбу России. Тютчев соглашается, но эта судьба не была тем, что предполагал человек, для которого орлы взлетели в его голове, и гадюк в груди.

На протяжении всей жизни, поэт и первая возлюбленная поддерживали дружеские отношения. Он посвятил этой женщине несколько стихотворений. Самое трогательное лирическое произведение – «Я помню время золотое».

Первая жена Тютчева

Не состоявшиеся отношения с Амалией фон Лерхенфельд заставили страдать молодого дипломата, но ненадолго. Вскоре, состоялось знакомство Тютчева с графиней Элеонорой Петерсон, которая и стала первой женой Фёдора Ивановича.

Она влюбилась в молодого поэта страстно и безумно, передавая возлюбленному все свои самые откровенные и чистые намерения. Элеонора окружила мужа невероятной заботой и искренним теплом. Поэту было хорошо с ней, она стала надежной опорой и великолепной спутницей жизни. Все бытовые и даже финансовые проблемы молодая супруга решала самостоятельно. В доме Тютчевых всегда было тепло и уютно, даже когда в семейном бюджете появлялись серьезные материальные трудности. Элеонора была преданной женой и гостеприимной хозяйкой. Поэт был счастлив, однако, этот брак вскоре был разрушен непредвиденным обстоятельством.

Две силы, которые чудесно слились: Орлы взмыли в его голове, Гадюки корчились в его груди. Он смело летел, как орел. Раздал, вдохновил крылья. И с хитростью змей Запланировал его смелый штурм. Но освящающая сила Вне его понимания Не освещала его душу, Не опускалась на него. Земля, а не Бог Он плавал, он плавал, гордясь, пренебрегал волнами, Но скала вела под водой. Разрушила его дырявую лодку.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Эти противоречивые метафоры, орлы и гадюки еще раз показывают двойственность образов Наполеона даются поэтами из всех народов. Как мы видели ранее с Лермонтовым, поражение Наполеона в России ведет непосредственно к его изгнанию. В другом отгоне Лермонтова дух Наполеона возвращается во Францию, с последней строкой стихотворения, намекающей на волю Наполеона, и его желанием отдохнуть на берегах Сены.

Элеонора вместе с детьми возвращалась с поездки к мужу. Во время этого путешествия по воде, случилось кораблекрушение. Ей удалось спастись, но из-за сильнейшего переохлаждения, здоровье супруги Тютчева значительно ухудшилось, что вскоре привело к смерти женщины. Элеоноре Петерсон на тот момент едва исполнилось 37 лет…

Потеря любимой супруги серьезно отразилась на состоянии поэта. Тютчев очень болезненно пережил это страшное событие. Позже, он напишет несколько трогательных стихотворений, посвященных этой прекрасной женщине.

Многие историки предположили, что Наполеон был слеп к реальности, когда он двигался против России в русских поэтах, часто отражал эту веру, а Тютчев делает это в своем стихотворении «Неман». Должно быть, это было великолепное зрелище, и Тютчев описывает это, но с зловещим предупреждением, что Наполеон был слеп к тому, что его ждало. К концу стихотворения Наполеон снова пересекает Неман, на этот раз с десятью процентами своей армии.

Предыстория написания «Последней любви»

Изображения природы характерны для романтических поэтов, а в Могиле Наполеона Тютчев проявляет природу в полной силе. Здесь образ Наполеона снова положителен, так как его память наполняет умы людей. Однако, как и прежде, есть печаль, когда дух Наполеона снова один, снова без друзей или славы, которые так оживили его жизнь. В этой последней строфе Тютчев повторяет симпатию к Наполеону, выраженную Лермонтовым в «Призрачном корабле».

Любовница и новая жена Тютчева

Несмотря на искреннюю любовь к супруге Элеоноре, еще при ее жизни, Тютчев увлекся другой женщиной, которая стала тайной любовницей поэта. Ей была Эрнестина Дернберг, молодая женщина, в которой Федор Иванович разглядел родную душу. Он посвятил ей прекрасное стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг..».

Как не пытался скрыть свой роман великий русский поэт, Элеонора узнала об измене мужа и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, это страшное событие не случилось, хотя и не спасло жизнь законной супруги, переживавшей неприятную измену любимого человека.

Умы людей наполнены его прекрасным оттенком, Пока его тень одна на этом диком берегу. Инопланетянин берет рев волны И радуется плачущим морским птицам. Хотя произведения русских романтических поэтов несколько известны за пределами своей страны и языка, то же самое нельзя сказать и для грузинских. Лежащая на краю Европы и Азии, эта маленькая страна долгое время была предметом вторжения и завоевания, совсем недавно со стороны как царской, так и коммунистической России. Как и другие в Европе, грузины видели Наполеона в качестве возможной силы для их независимости.

Попытка жены свести счеты с жизнью изменили планы Тютчева на будущее. Он решительно разорвал отношения с Эрнестиной, чтобы сохранить брак с Элеонорой. Но через два года после смерти любимой супруги, Федор Тютчев все же сделал предложение бывшей любовнице, которая, не раздумывая согласилась на вступление в брак с поэтом.

Их жизнь была обыкновенной – дети, дом, работа. На этот период Тютчев стал несколько рассеянным, он стал мало уделять времени службе и семье. А в 1850 году новая супруга Тютчева заметила характерные изменения в состоянии мужа. Прошло еще несколько месяцев, Федор Иванович снял отдельное жилье и съехал от Эрнестины…

В отличие от некоторых из его поэтических современников, Бараташвили не имел много денег и должен был работать в провинциях, чтобы заработать скудную жизнь. Он умер от малярии в возрасте двадцати восьми лет. До этого, однако, он написал некоторые из лучших стихов Грузии, часто в лирическом стиле, который напоминал о Байроне. Многие его стихи отражают историческую судьбу его страны, а также его собственную тяжелую жизнь. Его подпочвенное стихотворение «Мерани», которое является грузинским эквивалентом крылатой лошади Пегаса, является отражением его убежденности в том, что люди и страны могут выходить за рамки своей судьбы.

И только через время, вторая супруга Тютчева узнала настоящую причину этих перемен и внезапного ухода мужа. Ей стала новая возлюбленная поэта – Елена Денисьева, воспитанница Смольного института благородных девиц.

Первая встреча Федора Ивановича и Елены Денисьевой состоялась в июле 1850 года. На этот момент талантливому поэту уже исполнилось 47 лет, а юной избраннице было только 24 года. Они познакомились случайно, девушка дружила со старшими дочками Тютчева. Знакомство будущих возлюбленных состоялось в доме поэта, когда выпускница института благородных девиц пришла в гости к подругам. Елена приглянулась уже зрелому автору с первой минуты, эта встреча кардинально изменила жизнь и самого Тютчева, и Денисьевой.

Наполеон посмотрел на Францию ​​и сказал: «Каков результат моего правления?» И, видя, как сияла Его слава, Свет его опустил. «Этого достаточно», - сказал он. Моя мечта исполнилась: мир озадачен моим именем. Франция - процветала благодаря моей славе, и враги раздавлены за чудесную славу и историю.

Но моя душа не может успокоиться в моем теле! Но, что, если Судьба вернет меня ко мне, и увенчает мою известность другим человеком? Несмотря на мощь и остроумие других влияют. Сама смерть раскрывает его сияние: тлеющий огонь и рев волн. раскрывает его пламя, огненную душу и глубинное сердце! У России, Грузии и Франции были сложные отношения в эпоху Наполеона. Эта сложность отражена в стихах русских и грузинских романтических поэтов. Романтики не могли просто осудить Наполеона как врага или удерживать его как героя.

Ради взаимной любви с уже известным поэтом, девушке пришлось отказаться от положения в обществе. Она пожертвовала всем, что имела, но не отвергла любовь Федора Ивановича, даже когда все близкие и друзья Елены высказались категорически против этих «не разумных», но по-настоящему страстных любовных отношений.

Их роман развивался в период еще законных отношений Тютчева с супругой Эрнестиной. Общество осуждало любовницу поэта и не желало видеть ее в кругах знатных людей. Девушка очень страдала, печалился и сам Фёдор Иванович, но изменить судьбу уже было невозможно…

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Его жизнь, образ и отношения со странами были гораздо более сложными, даже противоречивыми. Их поэзия отражает сложный и изменяющийся образ Наполеона; изображение, которое остается в движении даже сегодня. Алексей Любимов, Яна Иванилова, Валентин Сильвестров. . Пушкина на музыку! Тем не менее, композитор Валентин Сильвестров, обладающий необычайным талантом для повторного истолкования стихов, известных с раннего детства, снова взял на себя эту задачу. Сильвестров на своем цикле «Штюфен»: У слушателя есть впечатление листать книгу или посещать различные комнаты дома, как бы «Дом песни».

Их отношения длились 14 лет, за этот период Елена Денисьева родила Тютчеву троих незаконных детей. Любовный треугольник существовал до самой смерти избранницы великого поэта. Эрнестина была в курсе этих отношений, она даже позволила сопернице записать детей на фамилию мужа.

В романе Тютчева и Денисьевой было много слез и страданий. Пара часто скандалила, пыталась разорвать отношения, но чувства между влюбленными были гораздо сильней: он не мог отказаться от Елены, а она, несмотря на все сложности, возникающие в ее жизни из-за чужого мужчины, так и не смогла оборвать отношения с Тютчевым.

Гроза - воплощение перемен

Сильвестров основал свой Штуфен на знаменитой поэме Пушкина и на разных другие шедевры русской поэзии. Все двери в этом «Доме песни» открыты, и мы слышим голоса разных поэтов, объединяющихся в прекрасной гармонии: Пушкин, Тютчев, Мандельштам, Блок и Сологуб. Штуфен - это не первая попытка Сильвестрова звучать в этих голосах. Этот конкретный опус развязал жестокие споры, которые до сих пор сохраняются. Желательно, чтобы весь цикл выполнялся как одна песня. Именно в этот момент Сильвестров сделал шаг, который был столь же решающим, как это было парадоксально.

Страстную и взаимную любовь поэт замечательно выразил в своем творчестве. Он посвятил этой женщине множество стихотворений. Самые яркие лирические произведения, написанные в честь молодой избранницы, были напечатаны в известном поэтическом сборнике «Денисьевский цикл».

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Стихотворение «Последняя любовь» было написано в начале 1850 года. В этот период и случилось судьбоносное знакомство поэта с молодой Еленой Денисьевой. На тот момент, уже зрелый Тютчев, даже не мог представить, какие сильные чувства ему предстоит испытать в объятьях новой возлюбленной.

Федор Иванович был безмерно счастлив, эти отношения окрыляли его душу, дарили надежду на светлое будущее с любимой женщиной. Конечно, в дальнейшем, судьба этой пары сложится совсем безрадостно…Но, все самое печальное случится потом, а пока, влюбленный поэт посвящает новым отношениям свои превосходные лирические произведения. Прочувствовать, что ощущал Тютчев в этот период жизни, можно прочитав стихотворение «Последняя любовь».

Фактически, шаг был настолько резким, что соблазнил некоторых из его коллег обвинить его в предательстве авангардистского движения. Сильвестров - ребенок неоромантического или нового-традиционного возраста, и развитие его таланта совпало с этим музыкальным жанром. Радикальный поворот в направлении позволил лирической природе Сильвестрова полностью расцвести. Из всех возможных стилей он избрал «слабый», или «метафорический стиль», когда он пришел, чтобы обозначить его. Это стиль, который, на первый взгляд, не имеет замечательных особенностей.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Он предпочел типичный авангардный режим прямого выражения символа: «современный» язык, в отличие от «устаревшего», почти анонимного языка прошлого. Однако эта простая стилизация была заменена режимом выражения, сформированным индивидуальностью и утонченностью.

Мандельштама: Еще раз скальд читает неизвестного сына. Который он будет петь, как будто он принадлежит ему. Эта впечатляющая вокальная лавина также повлияла на его инструментальные композиции этого периода. Вот почему, на мой взгляд, музыка по-прежнему является синонимом пения - даже когда ее нельзя петь как таковую. Нет философии, нет мировоззрения, только мир поет свои похвалы как музыкальное свидетельство самой жизни.

Федор Иванович стремительно пытался разобраться в собственных чувствах и ощущениях, и эти эмоции он целенаправленно передал в данном лирическом произведении. Только в зрелом возрасте он понял очень важную истину – на склоне лет любовь обретает более откровенные и нежные чувства, дарующие силу и желание жить, творить, любить…

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева Ф.И

Штуфен включает в себя ряд лирических или даже личных речей, которые, по мнению Сильвестрова, лежат в основе самой сути понятия «песня». Примечательно, что все песни Сильвестрова посвящены кому-то. Первая песня, которая была вдохновлена ​​А. Блоком, даже носит такое название: «Посвящение». Это совсем недавняя песня, посвященная его недавно ушедшей жене, Ларисе Бондаренко, после ее безвременной кончины. Каков общий знаменатель в этих одиннадцати лирических «градусах»? Прежде всего, следует упомянуть тщательный выбор поэзии.


Тютчеву даже удалось открыть в себе новые качества характера, которые, несмотря на столь большой жизненный опыт, были незаметными все это время. Автор сравнивает свою последнюю, и самую большую любовь к милой Елене, с вечерней зарей. Она освещает жизненный путь своим блеклым сиянием, наделяя новым смыслом жизненного существования.

Последняя любовь Тютчева кардинально изменила мировоззрение и смысл жизни великого поэта. Он стал видеть в окружающем мире только прекрасное. Все эти изменения удивляли самого автора. Поэт был счастлив, но вместе с тем часто задумывался о быстротечности времени. Тютчев понимал всю безнадежность положения, старался решить все трудности, возникающие на их пути, но время было неумолимо.

Их любовный роман длился до самой смерти Елены Денисьевой. Ее трагический уход оставил незаживающую рану в душе угнетенного поэта. Он до последних дней вспоминал эту прекрасную женщину, подарившую ему безграничное счастье и безумную любовь. Несмотря на все превратности судьбы, Тютчев благодарил судьбу за такой бесценный подарок, ведь ему действительно повезло стать главным героем великолепного и страстного романа с юной красавицей – Еленой Денисьевой.


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Последняя любовь» - од­но из наиболее выдающихся по чистоте и возвышенности ро­мантического чувства произведений. Оно написано в 1852- 1854 годах уже немолодым поэтом и точно отражает автор­скую концепцию любви - благородного и самоотверженного чувства. Последняя любовь не такая страстная и неистовая, как в юности. В основе ее простая человеческая нежность, доброта, внимание, бережное отношение людей друг к другу. В то же время это не просто дружба, а переживание, не лишенные ро­мантической окрашенности. Последняя любовь обречена на скорую конечность, поэтому Ф.И. Тютчев в финальной строфе пишет о безнадежности. Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звуко­вого удвоения («блаженство и безнадежность»), придает фи­нальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» - элегия (песня грустного со­держания). Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения («О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суевер­ней…», «О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безна­дежность». Музыкальность произведению придают также многочисленные повторы («Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, оча­рованье»). Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы. Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь, усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихо­творения становится мотив света, представленный следующи­ми образцами: «прощальный свет», «заря вечерняя», «сия­нье»). Во второй строфе оппозиция «тень» - «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день». На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь». Лирический герой затаивает свое чувство. Он суеверен и бережет его, так как понимает, что полюбить вновь уже не сможет никогда. Любовь хрупка и трагична, как сама жизнь. Бывает, что любовь между людьми проходит сама собой. Ее часто разрушают ссоры и обиды, но в них хотя бы виноват сам человек. Однако есть одно непреодолимое обстоятельство, ко­торое нельзя предотвратить, - вечная разлука, смерть одного из любящих. Таким образом, любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия. Биографически стихотворение связано с любовью поэта к Е.А. Денисьевой и входит в так называемый Денисьевский цикл. Л.Н. Толстой, высоко ценивший Ф.И. Тютчева как поэта, отметил «Последнюю любовь» бук­вами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Примечательно, что и по тематике, и по настроению сти­хотворение «Последняя любовь» перекликается с произведе­нием Н.А.Вяземского «14 января в Вене»: «Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На вечереющий мой день От­рады луч пролей ты вновь!».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!