Проблема зависимости русских земель от золотой орды. Монголо-татарское нашествие на Русь

Успех монгольского нашествия в 1237-1240 годах стал началом зависимости Руси от Золотой Орды. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Чернигова и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собою власть монгольских владык. Сначала зависимость Руси от Золотой Орды была лишь политической: русское самоуправление сохранилось, но отныне князья отправлялись в Орду, чтобы получить от монгольского правителя ярлык на княжение. Впоследствии на Русь была наложена дань.

Сейчас зависимость Руси от Золотой Орды принято называть монголо-татарским игом. Однако к значению этого термина нужно относиться осторожнее. Прежде всего, он появился аж в 1479 году, а распространение получил только в XVI веке и придумали его вовсе не русские, а поляки. Кроме того, хотя на Русь и была наложена дань, хотя князья в высокой степени зависели от монгольских ханов, тем не менее, нельзя сказать, что зависимость от Золотой Орды была так уж унизительна для русского народа. Прежде всего, монголо-татары не отнимали у нас веры, а вера является краеугольным камнем самосознания народа. Кстати, именно поэтому святой князь Александр Невский предпочел иметь защиту хана Батыя, а не помощь западных государств: запад требовал отказаться от православия и перейти в католичество. Во-вторых, они предоставляли русским князьям самим управлять своими землями и заботились, в основном о получении дани в полном объеме. Мало того, многие князья старались использовать связи в Орде в конфликтах между собою. На этом, например, была построена внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты, который сумел сделать московское княжество наиглавнейшим на Руси и положил начало объединению русских земель. Монголо-татары не держали войска на нашей территории, однако их вторжения приносили много горя. Впрочем, военные походы, как правило, являлись лишь следствием неповиновения, но наказывать за него ханы предпочитали крайне жестоко.

С XIV века зависимость Руси от Золотой Орды начала постепенно ослабевать. Русские князья все чаще стали успешно "показывать зубы" монгольским ханам, а Дмитрий Донской, одолевший Мамая в знаменитой Куликовской битве, стал первым князем за 140 лет, передавшим великокняжескую власть своему сыну Василию без получения ханского ярлыка на княжение. Ослабление зависимости русских княжеств стало следствием ослабления самой Золотой Орды: междоусобные войны ханов и раздробление Орды на несколько частей не могло не сказаться на военной и политической силе монголо-татаров.

Историки по-разному оценивают зависимость Руси от Золотой Орды. По мнению многих монголо-татарское иго в значительной степени затормозило историческое развитие русского народа. По их мнению именно из-за него мы по многим показателям отстали от европейских государств и лишь с приходом к власти Петра Первого русскому государству удалось немного ликвидировать это отставание. Другие же, напротив, полагают, что зависимость от Золотой Орды была скорее благом, нежели несчастьем. Так, Карамзин полагал, что монголо-татарское иго очень важную роль в развитии русской государственности, а Ключевский считал, что Орда в значительной степени предотвратила братоубийственную междоусобицу на Руси. Лев Гумилев считал отношения Руси и Золотой Орды политическим союзом, выгодным в первую очередь для Руси, и полагал, что их следует называть "симбиозом".

Русские земли платили дань - ясак. Платили ценностями (драгметаллами и пушниной) и рабами.
Кроме того, хан назначал своих посланников своими представителями в русских землях, которые осуществляли там деятельность от его имени. Им давала специальная грамота с полномочиями - ярлык

Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.

Экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников.

Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. Иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Оно явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.
Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»

Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды
1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде.
При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;
2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода.
3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.

Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III

Основные даты и события: 1462-1505 гг. - правление Ивана III ; 1478 г. - присоединение к Москве Новгорода Великого; 1480 г . - ликвидация ордынского владычества.

Исторические деятели: Иван III ; Ахмат.

Материал к ответу: Основной предпосылкой свержения ордын­ ского господства было стремление русского народа к незави­ симости, находившее выражение в политике московских кня­ зей, объединявших русские земли под своей властью.

Не менее важными были сформировавшиеся экономичес­кие условия: переход к двух- и трехпольной системе севооборо­ та, использование сохи с железным лемехом, природных удоб рений - все это вело к значительному экономическому подъе­ му и формированию материальной базы для освобождения от чужеземного господства. Рост городов, развитие в них ремес­ ленного производства способствовали усилению мощи рус­ских земель, делали более эффективной борьбу с захватчика­ми. (С 1382 г. на Руси появилась собственная артиллерия.) Русские города, в отличие от городов Западной Европы, не яв­лялись экономическими центрами объединения земель - это­ му мешало слабое развитие товарно-денежных отношений. Од­ нако города были важными стратегическими центрами, в которых шло сосредоточение сил для борьбы с ордынцами.

Важным фактором для свержения ордынского господства стала поддержка со стороны Русской Православной Церкви.

Не последнюю роль сыграло и то, что сама Золотая Орда вступила в полосу политической раздробленности и распалась на ряд ханств.

В процессе свержения ордынского господства можно выде­ лить несколько рубежных событий русской истории. В 1327 г. московский князь Иван Калита получил право на самостоя­тельный сбор дани для Орды. В 1380 г. при поддержке бояр­ ства и митрополита Алексея великий князь Дмитрий Ивано­вич впервые собрал войско со всех русских земель для борьбы с Мамаем и 8 сентября, применив тактику засадного полка, наголову разбил ордынцев. Эта победа не привела к избавле­нию от монгольского владычества, но она показала, что объ­единенное войско всех русских княжеств может одержать по­ беду над врагом.

Важно отметить, что борьба с монголами и становление еди­ ного Российского государства шли в тесной взаимосвязи. Эти процессы достигли результата при великом князе Иване III , су­мевшем превратить Московское княжество в крупнейшее евро­пейское государство. С 1476 г. он перестал платить дань Орде. Хан Ахмат, выступивший против Москвы осенью 1480 г., встретил войско Ивана III на берегу реки Угры, но не решился на открытое столкновение и после недельного стояния повер­ нул обратно. С ордынским господством было покончено.

Свержение ига имело для Руси огромное значение. Оно привело к завершению формирования единого Российского го­ сударства. В 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Ру­си». Доходы от экономической деятельности теперь были пол­ ностью направлены на развитие единого государства. Ускорился рост городов. Новый этап обозначился в разви­тии отечественной художественной культуры. Было поло­жено начало формированию многонационального Русского централизованного государства, в состав которого уже тогда вошли представители ряда народов Поволжья.

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой , существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Документы

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Билет 11.

Общие условия развития культуры. Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов

Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»: железо, медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей. Князь, как правило, получал два имени, одно при рождении, другое при крещении. Обычай касался младенцев обоего пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме. Малютку в первый раз сажали на коня.

Женили детей рано: сыновей – в 11 лет, дочерей – в 8, а иногда и в 5–7 лет. С.М. Соловьев приводит описание свадьбы дочери Всеволода III – Верхуславы, выходившей за Ростислава Рюриковича: «... и дал за ней бесчисленное множество золота и серебра; и сватов одарил большими дарами, и отпустил с великою честию; ехал он за милою своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать, потому что была она им мила и молода: только осьми лет... Князь Рюрик... сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси, пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин...». В руках князя концентрировались большие земельные угодия. В его безраздельной власти находилась и челядь. Богатство пополнялось за счет земель и имущества провинившихся людей или бояр, служивших его предшественнику.

Основным источником доходов по-прежнему оставалась дань. Отсюда стремление купить слободы или занять новые, пустовавшие земли и заселить их, что стало одной из причин княжеских усобиц, которые иногда продолжались 12–17 лет. Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь, грабить, убивать, брать в плен. Бывало, что население городов полностью перевозили из одного места в другое, заселяя свободные территории. Мир заключался целованием креста, был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания. Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»).

Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько был несостоятельным его предшественник. Стремясь к стабильности, местные жители создают оппозицию власти в лице городских вече, которые со временем приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и изгонять слишком ретивых, не прислушивающихся к местному голосу. Князья вынуждены были считаться с мнением вече. Города приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу.

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усоби­цы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Вторжения кочевников стали настоящим бедствием. В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали нормальным прибегать к помощи половцев. Волости опустошались и разорялись. Как следствие приходят физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного политического единства, падение престижа княжеской власти приводят к усилению роли духовенства. Епископы становятся главными советниками князя, принимают участие в примирении князей, усмирении народных восстаний, выступают в качестве посредников между населением и князьями.

Вырабатывается особое отношение и уважение народа к монашеству. Это – иной, высший мир. Широко распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях. «Подвиги св. монахов сияют чудесами больше мирской власти...» – записал летописец XII века. В Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире, Смоленске, Новгороде и многих других городах появляются монастыри, в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь и «собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину».

Монастыри очень быстро набирают силу. Они получают в подарок земли, бесценные ювелирные украшения, иконы, различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон. Богатыми становятся даже отдельные монахи. По сообщениям летописцев, они хранили свое «добро» в кельях и не хотели раздавать его нищим. Бывали случаи, когда бедных монахов монастырская братия отказывалась хоронить.

В то же время, монастыри по-прежнему остаются центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц. На Руси понимали значимость образования. Особо уважаемыми являлись князья, знакомые «с книжной мудростью». В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу за то, что был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

«Раздрася вся русская земля», – записал летописец в 1132 году. Киевская Русь распадается. Образуются отдельные княжества – Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не закончился. Князей становилось все больше и все мельче дробилась русская земля. К середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50.

Со временем Киевская метрополия, «в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин, теряет свое значение. Ее роль переходит к другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли, товарно-денежных отношений.

Русь и раньше называли «страной городов». Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение. Город состоял из нескольких частей. Собственно город был обнесен насыпными валами со рвом и деревянными, реже каменными стенами. Эта внутренняя часть носила название – детинца. Вокруг основного города формируются поселения, которые тоже обносились стенами. Получалось двойное укрепление.

Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами. Каждые ворота имели свое название: по сторонам света – Восточные, по украшениям – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские. Строили мосты через реки, тюрьмы, погреба, дома и княжеские терема, торговые площади. В основном постройки были деревянные, поэтому Русь не миновали беды, характерные для всех средневековых городов: пожары часто опустошали половину города. В Новгороде с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров.

С территориальным распадом окончательно разрушилось политическое единство русских земель. В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же, демократических основ государственного устройства (Новгород).

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями, и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное, в противовес политическому распаду усиливаются экономические, социальные и церковно-нравственные связи между различными регионами Руси. В.О. Ключевский называет этот процесс пробуждением в русском обществе «чувства земского единства, зарождением русской народности» (выд. – авт).

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки, подобные киевским. Это стало одной из причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых церквей, каменных построек, памятников монументальной архитектуры исчислялось тысячами. Для них нужны были иконы, литургическая утварь, мастера, которые могли бы оформить интерьер. Накануне татарского нашествия повсеместно работает множество артелей. Несмотря на усиление Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение централизации приводит к свободе творчества. Каждая артель вырабатывает свой стиль, старается учитывать вкусы заказчика.

В результате в регионах складываются собственные художественные школы, а в художественную культуру вливаются новые черты, связанные с местными бытовыми особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого периода развивается так же быстро, как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии святых), различные послания, исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы. Автор сочувственно относится к Игорю Святославичу, он подчеркивает, что тот бесстрашен, благороден, сам понимает и глубоко переживает свою ошибку. Главный упрек адресуется князьям, которые «своими крамолами начали...наводить поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство не может успешно обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени... Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!».

В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило! ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля.

«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю русскую культуру. Оно стало образцом для создания «Задонщины » – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. В XIX и XX веках литераторы и художники не перестают обращаться к событиям того времени. Хорошо известны картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов.

В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить себе урон, нанесенный татаро-монголами. Более чем на два века было прервано развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

I. ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • А) В зависимости от характера издания, заложенной идеи, применяемых образов и т. д.

  • Ответ оставил Гость

    Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.

    Экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм», собирали воинов, ремесленников.

    Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. Иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Оно явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.
    Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»

    Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды
    1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде.
    При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;
    2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельныйналог – харадж (поплужное - подать с плуга), в городах – тамга (торговая пошлина) и т.д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода.
    3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов). Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!