Учение дзэн бодхидхармы. Строительство - дело простое и интуитивно понятное, но строить - тяжело! Причины и симптомы


Заблуждение первое

Вот уже четвертый час Лена Климова сидела в читалке над своими учебниками и уже где-то минут сорок она ощущала голод.
Но не в правилах Климовой было бы оторваться сейчас от книги, не поняв всё до конца в этой математической теореме, не доказав её, не увидев её образ внутри себя и не найдя ей место в окружающем мире.
Лена чувствовала скрытую красоту теоремы и постепенно её выявляла.
Она писала формулу за формулой и её сознание наполнялось удивительными, разнообразными по форме и цвету, совершенными абстракциями, которые не были беспорядочны и случайны, а возникали в воображении, следуя строгой математической логике.
Постепенно теорема становилась понятной, естественной, необходимой.
Она выкристаллизовывалась в изящную модель тех невидимых соотношений и взаимосвязей, которые всегда есть в природе, и о которых никто никогда не думает и даже не подозревает, кроме конечно математиков, да вот, наверное, ещё и Лены..
Теорема КошИ уже становилась для Лены каким-то материализованным сгустком этих невидимых соотношений, уже находила отклик в душе и уже почти приносила радость как...строка Пушкина, как вальсы Шопена, как улыбка Джоконды.

Лена Климова была для многих её однокурсников непостижимым человеком.
Не скажешь, что её очень любили или не любили... Нет. Но она выделялась из общей массы, к ней относились с почтительным любопытством и её все знали.
Её одержимость учебой вызывала уважение. Климова никогда не пропускала ни одной лекции, посещала все семинары, практикумы, факультативы.
Сразу после занятий она шла в читалку и обложившись книгами, не поднимая головы и не меняя положения тела, сидела там до закрытия.
Если её не было в читалке, то это значило, что Климова в лаборатории.

Ещё в школе решив, что в жизни надо заниматься чем-нибудь фундаментальным и выбрав для этого экзотическую химию, Лена искала в ней свое место.
Она самозабвенно переливала из пробирки в пробирку вещества и те, сливаясь, меняли окраску, консистенцию, выделяли газ, давали осадок, кипели, испарялись, затвердевали..
У неё в колбах шли блестящие серебристо-йодистые дожди, кружили белыми хлопьями аммиачные метели, на глазах распускались кристаллические цветы, появлялись и застывали капельки разноцветных перлов.
И за всем этим великолепием и неистовством материальных метаморфоз стояла строгая формула, расчет и закон... И Лене самой надо было заново открыть эти законы природы и убедиться в их правильности.
Она должна была сама все увидеть, проверить, во все сунуть нос, все понюхать, даже попробовать и когда в её лабораторном журнале обнаружили описание вкуса цианистого калия, то ни у кого не возникло сомнения, что Климова действительно брала его на язык. Только как при этом осталась жива, вот загадка...
Если на курсе были какие-нибудь спортивные соревнования, Климова принимала участия во всех и везде, показывая лучшие результаты. Если на факультете был день донора, то Климова обязательно сдавала кровь, если был субботник, то она приходила первая и уходила последняя, унося за всеми лопаты и грабли.
Но бывало и так, что это её трудовое рвение даже раздражало. Например на "картошке". Там была твердая норма и все её выполняли спокойно, без надрыва, поплевывая.
А Климова, не разгибаясь, в бешеном темпе, работала так, что перекрывала эту норму раза в три. Она сильно отрывалась ото всех на своей грядке и была всем вроде как упрек.
И так каждый день.
Кого-то это подтягивало, кого-то возмущало, кого-то веселило. А один сачок, облокотясь на мешок с картошкой, из-под руки наблюдая удаляющуюся Климову, бросил фразу, ставшую потом крылатой:
- Товарищи, если вы не остановите Климову, то она выйдет на орбиту.

Было лето. Великолепное лето. Но Лена не позволяла себе о нём думать, потому что кроме лета была ещё - сессия.
Она сидела в районной библиотеке и готовилась.
И только когда совершенно неприлично стало урчать в животе она, прихватив свои тетрадки, выбежала перекусить.
Знакомая пельменная была закрыта на ремонт и ей ничего не оставалось, как пойти в соседний ресторанчик "Звёздочку".
Она села за стол и, не найдя в обозримом пространстве официантов, решила, не теряя времени, продолжить занятия.
Не успела она углубиться в свои записи, как вдруг увидела перед собой чей-то палец, который воткнулся в её тетрадку.
- А это что за крючочек?
Лена вскинула голову. Перед ней сидел молодой военный, курил и посмеивался.
- Это? - Лена искренне удивилась. - Это же интеграл!
- Ну-у? - Капитан вытянул губы трубочкой и нарочно вытаращил глаза.
Потом затянулся сигаретой и спросил:
- Зачем он вам, милая девушка?
- Что? - Лена прикрыла тетрадку рукой и покраснела.
- Что вы хотите доказать?
- Я?
- Вы, вы..
- Я?... теорему КошИ...
- КошИ? Кошмар, - военный стряхнул пепел. - Ошибка.
- Где? - Лена растерялась и сунулась в тетрадки.
- Да не там. Где вы учитесь?
- На химическом....
- Какой-то дикий и кошмарный ужас.
- Ну почему? - беспомощно спросила Лена и в первый раз почувствовала какую-то неловкость за выбранную ей профессию. Наверное потому, что капитан был очень симпатичный. Очень.
Подошла официантка и многозначительно улыбаясь капитану, поставила перед ним антрекот и графинчик с вином. Тот задержал её руку в своей, подмигнул и сунул ей в карман деньги.
Потом официантка обратилась к Лене и, работая явно на капитана, ангельским голоском спросила:
- Что будете заказывать?
- Антрекот, пожалуйста.
- Антрекотов нет.
В это время капитан разрезал исходивший розовым соком кусок и официантка, перехватив Ленин взгляд, добавила:
- И не было.
- Да? А что есть?
- Омлет. Компот.
Официантка ушла, а капитан жевал и улыбался. Потом налил себе вина и предложил Лене:
- Может выпьем?
Лена даже надулась от негодования.
- За этого, как его...тьфу, забыл, - капитан кивал на тетрадку.
- Коши, - твердо сказала Лена.
- Точно. Будешь?
- Нет.
- За Коши?
- Я не пью...
- А зачем в ресторан пришла? С тетрадками? Ошибка...
Капитан опрокинул рюмку и продолжал:
- Видела Любочку? Вот женщина. Загорелая, приветливая. А ты? Худющая, бледная. Все, наверное, со своими пробирками в четырех стенках? Ошибка.
Капитан снял китель и повесил на стул.
Лена заметила - капитан был высок и строен.
- На воздух надо, на природу, на пляж. Со мной? У?
- ...............
- Ох, какой выразительный взгляд, - говорил капитан, демонстративно уплетая антрекот.
- Подумай, сколько нам этой жизни? Радоваться надо, наслаждаться... Природой, вином, одеждой, - (подошедшая Любочка поставила перед Леной омлет), -.... едой. Философия романтизма. Слышала? Философия наслаждений. Имеет право быть.
Лена ковыряла свой омлет и молчала. А капитан видимо от вина разговорился:
- Хук, Гексли, Камю, Сартр... Не глупей тебя были. Романтики! А ты - пробирки.
Лене ужасно хотелось защитить себя и свои пробирки, но она молчала, потому что, когда она вышла из читалки, то вместе с летним ветром, наполненным теплом и липовым духом, её обдала и другая волна, поднявшаяся откуда-то из глубины, полная тупой и безотчетной тоски.
Она молчала еще и потому, что ей, наверное, ужасно нравился этот неглупый, самоуверенный капитан.
- Пойми ты....
- Я с вами, кажется, на брудершавт не пила.
- Давай выпьем. За чем дело-то встало? Расслабся, - капитан снова налил вина.
- Я... не хочу.
- Па-три-са-ю-щая ошибка, - капитан усмехнулся. Бьюсь об заклад - Коши бы тебя, ой пардон, вас, мадемуазель, не одобрил бы. Он француз ведь был?
А французы толк в жизни знали. Антрекот хорош. Хороший у меня антрекот, - отрезая кусок от роскошного мяса, повторял капитан. - А вам омлет, милая девушка... Омлет. У вас своя философия.
Лена взглянула на капитана еще раз, потом кивнув на висящий на стуле китель, спросила:
- Формой берете или.... содержанием?
Капитан поперхнулся от неожиданного вопроса, а Лена продолжала:
- Интересно, что вас больше радует, что у вас - антрекот или, что мне его не дали?
Капитан смотрел с явным удивлением, мол, ну-ка, ну-ка, кто тут подал голосок?
- Такие, как Любочка вам нравятся? О чем вы с ней будете говорить? О ее выручке? Это конечно легче, чем о Коши.
Капитан даже перестал жевать.
- И почему ваша рюмка с вином гораздо правильней, чем мои, оплеванные вами, пробирки? У? Почему? Вы что, самый умный?
Капитан положил вилку, закурил и глядел на Лену как-то уж очень внимательно.
А Лена продолжала:
- Вам сколько лет? Тридцать? С небольшим? Наполеон уже был Наполеоном.

Ах, вон вы куда..., - сказал капитан и процитировал:

Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы...., - и, стряхивая пепел, спросил:

Вам-то туда зачем, милая девушка? И потом, я же не говорил, что рюмка это правильней. Рюмка вина это рюмка вина, а пробирка это пробирка.
Нельзя требовать от вещи ничего кроме того, что бог хотел ей дать. Ведь окружность не обижается, что у неё нет свойств сферической поверхности.
Капитан затягивался, не спуская глаз с Лены:
- И я никогда бы не сказал, что я умнее всех. Нельзя сказать, что бог дал нам больше ума или меньше. Бог так же лишил нас большего разума, как круг - свойств шара. Я такой какой уж есть.
- Но вы же говорили, что - ошибка.
- Я мог совершенно искренне заблуждаться. Если я заблуждался в отношении вас, то... - Лена вскинула глаза на капитана, как бы принимая вызов. -.. то.., - капитан увидел неожиданный, ясный, юный взгляд, - то следует только то, что это моё неотъемлемое качество - заблуждаться...
Капитан хотел сказать что-то другое, но от этого взгляда он смутился. Нет, он не подал виду. Но Ленины глаза - открытые, даже распахнутые миру, он будет вспоминать ещё очень долго. А Лена вдруг потеряла весь свой напор от этого признания.
- Может я опять заблуждаюсь, но женщина ученый это не женщина... И не ученый, - стряхивая пепел, говорил капитан.
- Но, как же...
- Ой, только не надо про Кюри там, про Склодовскую.... Тьфу ты, Ковалевскую.
- Я хотела сказать о...
- О чём?
Лена опять оробела и опять краснея тихо произнесла то, чего она никому никогда не говорила. Просто ей нравился этот наглый капитан.
- О творчестве. Ведь какой-то след надо оставить.
- Любовь - категория того же порядка, что и творчество. Она тоже не для всех, не всем дается. А то, что след..., - он наклонился к Лене и тихо прошептал:
- Знаешь что, ты только ради бога, мужу своему будущему это не говори, а то он... на тебе такой след оставит.
Капитан захохотал и выпил налитую рюмку.
Лена вскочила, рванулась из-за стола, но капитан поймал ее руку и сказал уже так серьезно, как только мог:
- Ну прости, прости.
- Пустите, - Лена дернулась и от этого резкого движения опрокинулся графин с красным вином. На белую скатерть.
- Ну смотри, что ты наделала...

Лена не помнила, как выбежала из ресторана. Она прибежала в читалку, села, вся пылая, за свое место.
Вдруг её осенило, что не заплатила. Она вскочила и побежала обратно. "Он же мог подумать, что я просто удрала... Да при чём здесь он...".
Лена отгоняла мешавшиеся у неё в голове мысли.
Вбежав в ресторан, она натолкнулась на разъярённую Любочку.
Извиняясь, стала протягивать ей деньги. Любочка почему-то не брала.
Капитан сидел на своём месте и курил. Он видел Лену, но молча, наблюдал. Он был серьёзен.
Лена растеряно подошла к нему, потом села за столик.
Капитан курил и молчал.
Ну почему он молчал, почему уже не улыбался? Может Любочка показала свое истинное лицо, когда узнала, что с кого-то не получила?
Лена опустив голову, спросила:
- Сколько я вам должна?
Капитан молчал, а Лена не поднимала головы. Она видела красное пятно на скатерти. Потом подошла Любочка и демонстративно сдёрнула скатерть со стола.
Лена поняла, что за скатерть тоже заплачено.
Капитан подвинул ей её тетрадки.
Боже, первый раз в жизни она о них забыла! Начисто!
- Я не сомневался, что ты прибежишь. Нет, не ко мне конечно. За своими тетрадками. Забудь весь наш дурацкий разговор. Извини, но на "Вы" у меня не получается. И вообще - извини. А деньги убери. Всё в порядке. Иди и твори.
Лена отметила это - "иди". Значит надо уходить.
Она поднялась и, тихо сказав "спасибо", пошла к выходу.
Она шла медленно, нерешительно. Она никак не хотела вот так уйти и больше никогда не видеть капитана. Но он сказал - иди. Она и уходила.
А потом, в читалке, всё время смотрела в окно. Но там не было капитана.
И когда шла домой - смотрела по сторонам.
Капитана не было.

Отчего же возникает ощущение нереальности мира, и как с ним бороться?

Причины и симптомы

На языке специалистов расстройство, при котором окружающий мир вдруг теряет привычные формы, краски и звуки, называется дереализацией.

Дереализация - это не самостоятельное заболевание, как правило, она возникает на фоне существования других психических проблем, зачастую вместе с депрессией и неврастенией. А может ощущение нереальности происходящего появиться и у в целом здорового человека - как ответ на физическое и умственное перенапряжение, стрессовую ситуацию.

Также среди причин дереализации называют соматические (телесные) заболевания, алкогольную или наркотическую зависимость. Играет роль и личность человека: у людей впечатлительных, ранимых, с неустойчивой психикой вероятность возникновения состояния дереализации особенно высока.

Вообще, как показывают наблюдения, самая распространенная мишень для дереализации - перфекционисты, одержимость которых какой-то задачей вступает в противоречие с осознанием того, что они не смогут воплотить ее в жизнь на максимально высоком уровне. Не удивительно, что в психоанализе ощущение нереальности рассматривается как следствие внутриличностного конфликта и длительного подавления желаний (возможно, неосознанных).

Как именно проявляется дереализация?

  • Различные зрительные искажения: вся окружающая реальность становится плоской или видится в зеркальном отображении, тускнеют цвета, предметы утрачивают четкие контуры.
  • Слуховые искажения: звуки кажутся слишком тихими или слишком громкими, невнятными или раздающимися издалека.
  • Меняется восприятие пространства и времени: сложно отделить один день от другого, время начинает замедляться или, наоборот, идти чересчур быстро. Привычные места воспринимаются как незнакомые, человек не может понять, куда ему двигаться. Сюда же относятся эффекты дежавю и жамевю («никогда не виденное», когда знакомый человек или пространство кажутся совершенно неизвестными).
  • Притупляются чувства и эмоции.
  • При тяжелых формах происходит расстройство памяти.

Важно, что в подавляющем большинстве случаев при дереализации сохраняется критическое мышление: человек понимает, что предметы в его восприятии нереальны, необычны, не соответствуют действительности, сохраняется возможность контролировать поступки, осознание необходимости преодолеть это состояние.

С дереализацией тесно связано явление деперсонализации. Деперсонализация - это нарушение самовосприятия, когда человек смотрит на свои действия как будто со стороны, не может ими управлять (в этом случае мы также говорим о сохранении критического мышления, поскольку личность осознает, что не контролирует себя).

Два этих состояния часто сопровождают одно другое, поэтому в психологической практике часто употребляют один общий термин «дереализация» для обозначения искаженного восприятия реальности (также используется формулировка «синдром дереализации-деперсонализации»).

От дереализации нужно отличать отрицание реальности - один из механизмов психологической защиты. Когда он включается, человек не осознает и не принимает факты или события, представляющие для него угрозу, опасность или источник страха. В этом главное отличие отрицания от другого способа защиты – вытеснения, при котором информация все-таки попадает в сознание, а потом вытесняется оттуда.

Обычно отрицание - первое звено в цепи реакций на очень болезненную информацию. По рассказам знакомых, из кино или литературы многим наверняка знакома картина: больной, категорически отрицающий известие о своей скорой смерти. Также отрицание реальности выступает как симптом психического расстройства. Оно может возникать при маниакальном синдроме, шизофрении и других патологиях.

Как вернуться в настоящее

Состояния дереализации и деперсонализации могут длиться от нескольких минут до нескольких лет. В случае возникновения симптомов потери реальности необходимо обращение к специалисту, ведь только он сможет определить, был ли приступ вызван усталостью и стрессом или является признаком серьезного психического расстройства.

К счастью, почти всегда прогноз при лечении дереализации благоприятный.

Что делать во время самого приступа? Во-первых, ни в коем случае не воспринимать его как начало сумасшествия, наоборот, постараться внушить себе, что дереализация временна, а за ней непременно последует возвращение в настоящую жизнь.

Во-вторых, попробовать нормализовать дыхание. И наконец, психологи советуют сосредоточиться на одном объекте и разглядывать его, только без излишнего напряжения.

Есть еще один прием, направленный на снижение чувства страха, которое неизбежно возникнет при дереализации: переключение внимания на что-то, приносящее удовольствие (например, съесть конфету).

Этот совет особенно актуален для тех, у кого приступы повторяются регулярно. Постепенно выработается рефлекс, заменяющий страх на приятные эмоции, который поможет справиться с паникой.

Разумеется, все эти манипуляции не отменяют необходимости визита к врачу. Даже если приступ дереализации был единичным и кратковременным, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Вообще, дереализацию, как и все расстройства восприятия, конечно, гораздо проще не допускать, чем лечить. Что можно предпринять для профилактики дереализации?

  • Установить четкий режим дня, чередовать работу и отдых, полноценно высыпаться.
  • Выполнять физические упражнения.
  • Снизить количество алкоголя и сигарет, по возможности отказаться от влияющих на психику лекарств.
  • Попробовать концентрироваться на повседневных чувствах: различать определенные цвета в окружающей обстановке, вычленять отдельные звуки, сосредоточиваться на любом деле, даже самом незначительном. Если дереализация связана со зрительными искажениями, уделить особое внимание визуальной составляющей мира, если с акустическими - звуковой и так далее.
  • Постараться снизить количество стрессовых факторов.

Последний совет, наверное, самый трудновыполнимый, однако в то же время и самый значимый: жить в гармонии с собой, заниматься тем, что нравится, не корить себя за ошибки и верить в лучшее - самые действенные методы для сохранения здоровой психики.

LiveInternetLiveInternet

-Метки

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Музыка

-Цитатник

Какое лето без ромашек? Они как песня для души! Какое лето без.

Вязаные шапки на зиму: креативность зашкаливает Вязаные шапки на зиму: креативность зашкал.

Морковный пенник Морковный пенник - в украинской кухне так называется запеканка со взбитыми в.

Зачем жениться? Три прекрасные фотографии, в которых супружеский дефолт - Три прекрасные фотограф.

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА: ДАР АНГЕЛА Сделайте глубокий вдох - выдох, расслабьтесь, пока не почув.

Отрицание как защитный механизм

Отрицание – это психологический механизм защиты, при котором человек отвергает, мысли, чувства, желания, потребности или реальности, которые на сознательном уровне не может в себе принять. Другими ловами, отрицание – это когда человек не желает мириться с реальностью. По статистике считается, что почти 90% обмана происходит именно в таком состояние.

Отрицание, когда человек пытается избежать какой-либо новой информации, которая несовместима с положительным представлением о себе, которое уже сложилось. Защита проявляется в том, что происходит игнорирование тревожной информации, человек как бы уклоняется от нее. Информация, которая противоречит установкам личности, не принимается вообще. Зачастую механизм защиты отрицание используется людьми, которые очень внушаемы, и очень часто преобладает у людей, которые больны соматическими заболеваниями. В таких случаях уровень тревоги можно снизить путем изменения восприятия человеком среды, которая его окружает. Правда, это очень опасное положение, так как при этом, когда отвергается какие- либо определенные аспекты действительности, больной может начать достаточно сильно и категорично сопротивляться важному для жизни лечению. Люди, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, у них проявляются артистические и художественные способности, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия. В крайних проявлениях отрицание у людей проявляется демонстративность поведения, а в случае патологии – начинается истерия или бред.

Зачастую психологический механизм защиты отрицание по большому счету характерен для детей (они думают, что если закрыть голову одеялом, то все вокруг перестанет существовать). Взрослые люди очень часто применяют механизм отрицание как защиту от кризисных ситуаций (болезнь которою невозможно вылечить, мысли о приближение смерти,либо потеря близкого человека).

Примеров отрицания можно привести много. Большинство людей боятся различных серьезных заболеваний и начинают отрицать наличие у себя даже самых явных симптомов какой -либо болезни только для того, чтобы не обращаться к врачу. А болезнь в это время начинает прогрессировать. Также этот защитный механизм начинает срабатывать, когда один человек из семейной пары «не видит» или попросту отрицает проблемы, которые есть в супружеской жизни, и данное поведение зачастую приводит к разрыву отношений и краху семьи.Люди, которые прибегают к такому психологическому механизму защиты как отрицание - просто игнорируют болезненную для себя реальность и ведут себя, так как будто они не существуют. Очень часто такие люди считают, что у них нет проблем, так как они отрицают присутствие трудностей в своей жизни. Зачастую такие люди имеют завышенную самооценку.

отрицание реальности

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 .

Смотреть что такое «отрицание реальности» в других словарях:

ОТРИЦАНИЕ - – способ неприятия человеком его неосознанных влечений, желаний, мыслей, чувств, в действительности свидетельствующий о наличии у него вытесненного бессознательного. В классическом психоанализе отрицание пациентом бессознательных желаний и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РЕАЛЬНОСТИ ОТРИЦАНИЕ - англ. reality, negation of; нем. Realitatsverlust. Защитный механизм «Я», проявляющийся в том, что различные явления, факты и т. д., содержащие в себе угрозу, опасность, страх для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.… … Энциклопедия социологии

Отрицание - Защитный механизм, с помощью которого человек может отрицать один из аспектов реальности. Например, если ктото не может примириться со смертью любимого человека, он попрежнему говорит с ним, накрывает стол для него. даже стирает и гладит его… … Большая психологическая энциклопедия

Отрицание Холокоста - Часть серии статей о Холокосте Идеология и политика Расовый антисемитизм · … Википедия

Отрицание (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрицание (значения). Отрицание психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Проявляется как отказ признавать существование чего то нежелательного. Содержание 1 Описание … Википедия

Отрицание - логический акт, противоположный утверждению. Цель мыслительной деятельности познание истины заключается, в образовании таких утвердительных суждений, в которых отражалась бы связь и строение реальности; но достижение этой цели возможно только… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РЕАЛЬНОСТИ ОТРИЦАНИЕ - англ. reality, negation of; нем. Realitatsverlust. Защитный механизм Я, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т. д., содержащие в себе угрозу, опасность, страх для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им … Толковый словарь по социологии

ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТИ - – функциональная деятельность человека, связанная с разграничением процессов восприятия и мышления, внешних объектов и психических образов, реальности и фантазии, внешнего и внутреннего мира. При описании данного явления в психоаналитической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВИТГЕНШТЕЙН - (Wittgenstein) Людвиг () австро англ. философ, Проф. философии в Кембриджском ун те в. Филос. взгляды В. сформировались как под воздействием определенных явлений в австр. культуре нач. 20 в., так и в результате творческого… … Философская энциклопедия

Солипсизм - (от лат. solus «единственный» и лат. ipse «сам») радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием… … Википедия

Отрицание реальности, обман ума и заблуждение

Болезнь отрицания действительности

Большинство людей довольно часто (иногда всю жизнь) находятся в состоянии заблуждения, беспокойный ум обманывает их, и это приводит к отрицанию реальности. Это тот груз, который мы обретаем, проходя по нашей жизни. И чем дольше мы носим в себе этих внутренних демонов, тем тяжелее наше бремя и все труднее нам бывает освободиться от него. Лечение в таком случае - общепринятый путь. Врач действует в роли стороннего наблюдателя, держа перед нами зеркало нашего поведения. Медитация для данных целей оказывается не столь привычным инструментом. Посредством медитации мы можем научиться действовать в роли стороннего наблюдателя и держать перед собой то самое зеркало. При этом мы делаем важный шаг для того, чтобы связать воедино духовные ценности и обыденную жизнь.

Без доли осознанного внимания мы так и останемся узниками ранее выработанных воспитанием стереотипов. Мы несем по жизни свой образ поведения и въевшиеся привычки. При смене близких взаимоотношений мы подходим к каждой встрече с целым рядом предрасположенностей и давно устоявшихся форм поведения. Эти личные образцы труднее всего выявить, поскольку они невидимым образом запечатлены в нас самих. Подобно руслу реки, наши давно устоявшиеся ожидания определяют направление наших реакций и восприятий. Находясь в заблуждении наш ум воспринимает события жизни через кривое зеркало, таким образом создавая ложные умозаключения. Если мы обладаем низкой самооценкой, то будем постоянно ощущать себя предметом критики, а если мы глубоко боимся, то не сможем доверять.

Когда у нас отсутствует доверие, мы попытаемся компенсировать его напускной бравадой. Самооправдание, неприятие ответственности и обвинение других - все это позволяет нам прибегать к отрицанию реальности в попытке защитить себя. Когда наш ум заблуждается, мы можем отрицать большие и малые ошибки, причину и следствие, ответственность и причастность. Пробужденный созерцательный ум, однако, не оставляет места для отрицания реальности, ибо при ясном свете дня внутреннее «я» не может скрыться от самого себя. Отрицание реальности везде будет в чести, где довлеет статус-кво. Мы избегаем видеть вещи как они есть и искажаем ход событий, чтобы сохранить приятную нашему взору иллюзию. Мы делаем козлами отпущения других, чтобы обезопасить себя. Хотя мы признаем правду на глубоко скрытом уровне в подсознании, открыто признать свои ошибки мы не в силах. Трудные отношения порождают самообман, что приводит к неоправданным обвинениям. Мы бежим от правды, чтобы сохранить созданное нами представление о самих себе. Заблуждение ума, обман и отрицание реальности являются расхожей монетой повседневной жизни и повседневных отношений. Когда мы готовы принять свет осознания окружающего мира, мы готовы обрести самих себя.

Будьте сознательны и открыты

То, как мы смотрим на мир и собственное место в нем, формирует наши привычки, устремления и поведение. Узкий взгляд рождает узость восприятия. Взгляд на мир через призму ограниченных представлений уменьшает все вокруг в той же степени. Узкое мировосприятие создает и суженный мир. Каждая новая возможность, позволяющая расширить эти рамки, отбрасывается, не замечается или просто извращается. Новый опыт должен быть подогнан под существующую внутреннюю модель мира. Если мы стремимся увязать все новое с нашими существующими предубеждениями, мы постоянно сужаем свой жизненный опыт. Если нам не удается замечать текучести самой жизни и разбираться в ней, то оказываются разобранными сами мосты, соединяющие нас. С другой стороны, если мы сумеем быть открытыми, то будем расти и мужать. Если мы пытаемся строить отношения посредством открытости, то начинаем видеть вещи, как они есть сами по себе, а не в виде порождений наших собственных предубеждений. Мы способны создать условия, при которых могут происходить внутренние перемены. Наши механизмы самосохранения настолько тонки, что мы не замечаем их работы до тех пор, пока не сделаем должного усилия для наблюдения за ними.

Медитация позволяет нам развить наблюдающее сознание, создать внутри себя наблюдателя. Буддизм называет шесть основных заблуждений и двадцать вторичных. Они призывают нас к самоанализу. Путь к западным мистериям обычно открывается призывом «Познай самого себя». Если вы готовы к обретению самих себя, значит, вы со всей серьезностью готовы приступить к медитации. И пусть вас не смущает то, что ваш поиск примет, без сомнения, сугубо внешнюю форму, само путешествие в действительности совершается внутри. Возможно, настало время для нового призыва, ведь дорогу к себе можно открыть самым разнообразным образом. Выражение «Я есмь тот, кто я есмь» может послужить новой исходной позицией, поскольку в действительности вам не нужно отправляться в путешествие в поисках себя, а требуется просто открыть глаза на то, кем вы являетесь. Этот новый призыв не отменяет перемен или роста, он лишь утверждает, что вы способны усвоить все для понимания, чем вы являетесь в каждый момент. Попробуйте медитировать на этих словах и посмотрите, принесут ли они вам осмысление самих себя.

ЖИЗНЕИСЦЕЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психология. Психосоматика. Здоровье и саморазвитие. Советы как изменить свою жизнь. Консультации.

Этого нет! Отрицание отрицания

Отрицание как психологическая защита

В психологии есть такие понятия как защиты и копинг-стратегии (совладающее поведение). Очень полезные штуки в жизни каждого гражданина. И очень опасные при их неправильном применении!

Одна из самых простых и мощных – отрицание.

Отрицание может включаться как самостоятельная защита. Очень часто она является частью других, более сложных психологических защит.

Отрицание зачастую срабатывает автоматически, бессознательно. Но иногда, наоборот, является осознанным выбором типа поведения, и речь идет уже скорее о копинг-стратегии.

Также отрицание используется как агрессивный инструмент в манипулятивных техниках.

Отрицание как психологическая защита работает следующим образом: некая часть реальности попросту игнорируется.

Это очень энергоемкий процесс для человека, и, как правило, малоэффективный либо и вовсе разрушительный.

В психологию понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд. Анна Фрейд предложила подробную типологию и более детальную проработку. Затем с этой темой так или иначе работали многие ученые и практики.

Считается, что отрицание – один из самых ранних механизмов психологической защиты. Он формируется, когда человеческий детеныш еще мал и беспомощен, и его способы воздействия на мир крайне ограничены.

«Этого» НЕТ! – формула отрицания.

Когда отрицание оправдано как защитный механизм?

1. Человек защищается от боли, страха, ужаса, от потерь, отрицая уже случившиеся факты. В краткосрочном периоде – это великолепный адаптационный механизм. Он позволяет действовать во внешнем мире «несмотря на…», а тем временем глубинные слои психики успевают усвоить новую информацию об изменившихся условиях жизни.

Очень часто первая реакция на известие о внезапной смерти близкого человека – шок, а затем «НЕТ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!».

Отказ принять ужасный факт позволяет совершать необходимые для оставшихся в живых действия: завершить работу, пристроить детей на некоторое время, позаботиться о погребении, обзвонить друзей, родных и близких, попросить о помощи, добраться до места в конце концов и так далее.

Во время стихийных бедствий или боевых действий часть реальности также не впускается в пределы сознания. Человеку нужно спасать и сохранять жизнь, и все ресурсы идут исключительно на это.

И только когда внешняя среда и внутреннее состояние позволяют это, человек как бы отпускает себя, и на него обрушивается весь ужас случившегося. И тогда наступает время страдания, восстановления и принятия новой реальности.

2. Также отрицание служит сохранности личности и рассудка в случае тяжелой неизлечимой болезни. Приняв необходимые меры (лекарство, госпитализация и т.д.), человек большую часть времени живет в режиме «этого нет». Очень часто подобный выход – один из лучших. Далеко не у каждого человека есть внутренние силы встречаться с подобной реальностью лицом к лицу.

Здесь психологическая защита в виде отрицания реальности лишь отчасти бессознательна. При изменении условий (новые методы лечения, либо наоборот приближение смерти) отрицание отбрасывается.

3. Третий вариант, корректнее было бы отнести к совладающему поведению, поскольку применяется оно по большей части осознано.

Помнится Скарлетт О’Хара говорила: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», и ложилась спать в старой, неизменившейся реальности, чтобы наутро со свежими силами начать справляться со свалившимися на нее «новостями».

Иногда сознательное принятие решения «я не буду думать об этом сейчас, я решу этот вопрос тогда-то» оказывается довольно эффективным. При условии, что либо изменяются обстоятельства и необходимость в решении отпадает, либо в назначенный срок (или при назначенных условиях) человек принимает факт наличия проблемы, и решает ее.

Прекрасным примером здесь может послужить притча о «хорошем работнике», который треть поручений начальства делает сразу же, треть делает после первого напоминания, а треть «вешает на гвоздь» - «их нет».

Когда, как и почему отрицание реальности наносит человеку вред

Думаю, многие могут вспомнить свои ощущения в такой ситуации:

Вы увлеченно смотрите интересный фильм (проходите 43-й уровень, прибивая предпоследнего монстра; читаете книжку на том месте, когда главный герой потянулся губами к губам главной героини; глубоко сосредоточились на своих мыслях; увлеченно болеете за любимую команду, не отводя взгляда от телевизора…) и тут вас кто-то резко, грубо прерывает, обрушивая в обыденную реальность.

Как правило, человек испытает активное раздражение, недовольство, гнев.

Причиной тому и сам неожиданный переход из состояния «сна наяву» в режим сознательного бодрствования, и обрушившийся поток информации, и необходимость как-то на все это реагировать.

Возможно, кто-то вспомнит ситуации, когда отрицали его самого. Не слышали, не видели…

А теперь представьте, что человек годами (!) живет в мире, где часть реальности искажена. То есть часть его мира и часть его психики заблокирована, заморожена.

Для поддержания подобной вшитой в реальную картинку мира иллюзии нужно огромное количество психической энергии. Соответственно, ни на что другое ее попросту не остается.

Женщина в возрасте за пятьдесят потеряла одного из своих троих детей… Спустя несколько лет (!) она продолжала поддерживать в его комнате тот же порядок, что был при нем, говорила только о нем. При этом двоих других детей практически не замечала. Она, как насекомое в янтаре, почти застыла в том моменте, когда случилось страшное несчастье. Работа, семья, двое других детей, внуки, ее здоровье, друзья, дом и дача… ничего этого она не видела, продолжая оставаться в стоп-мире.

Просто примерно прикиньте как много сил нужно, чтобы НЕ замечать постоянные проявления тех, кто в действительности был с ней рядом.

Часть вреда отрицания – в огромном расходе жизненной энергии на поддержание ложного убеждения «этого нет».

Другая часть вреда от отрицания, зачастую многолетнего, объясняется причинами сугубо материальными. Поскольку часть реальности игнорируется, непорядок в ней сильно-сильно нарастает. То, что было создано и ценилось когда-то - разрушается, утрачиваются умения и навыки. И когда, одним неожиданным днем человек пробуждается от отрицания, помимо прочего он получает не просто проблему, а шикарную разросшуюся качественную проблемищу. То есть его силы стали меньше, а проблема гораздо больше. А необходимость ее решения – острее!

В тридцать два года Татьяна задавалась вопросом: я же не алкоголик? Я выпиваю только в приличной компании, всегда по поводу, пью хорошие напитки… Ее пугала мысль, что пару раз в неделю она выпивает и одна. Правда, по-прежнему дорогую качественную выпивку.

Несколько раз она решала сделать паузу… НО! Вы наш календарь видели? Тогда понимаете, что количество Праздников, которые отметить со спиртным «святое дело», всякий раз оказывалось слишком велико для Татьяны.

И она просто перестала об этом думать.

В тридцать восемь она была вынуждена обратиться к специалистам, так как потеряла работу из-за своей зависимости.

Елена растила дочку, постоянно борясь с изменами и пьянками мужа. Периодически терпела побои. Она была уверена в том, что тот ее любит. По-своему… Что он ценит ее жертвенную любовь. К тому же думать о самостоятельной жизни ей было слишком страшно. Без опыта работы, с маленькой дочкой на руках…

Через двенадцать лет ей пришлось столкнуться с тяжелой реальностью: женщине за сорок, без опыта работы и с двумя детьми учиться жить и выживать, так как супруг счел ее «старой дерганой истеричкой» и ушел в другую семью.

Сожалеть о годах «сна на яву», времени отрицания, времени упущенных сил и возможностей, очень больно и горько.

И хорошо, что кто-то успевает проснуться, когда еще можно что-то изменить к лучшему.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на такой интересный факт: как правило, в секте, неважно религиозной или бизнес-секте, присутствует активное внедрение адептам (последователям) мысли «не общайся с такими-то».

Искусственно искажается часть реальности. Людей убеждают верить что «этого нет». Под «этим» оказываются, как правило, люди, мыслящие иначе. Выражающие скепсис, сомнения в адекватности, правильности выбранной линии поведения.

Безотносительно всего остального (учения, направленности группы и пр.) сама привычка игнорировать часть живой жизни вредна и опасна.

Как часто мы отрицаем реальность по мелочам

Предлагаю вам провести интересный и поучительный эксперимент. Понаблюдайте за окружающими людьми, и посчитайте, сколько раз вы услышите подобные диалоги:

Он на меня наорал!

Да? А мне еще пять отчетов надо сделать!

Да не бери в голову! (Махни рукой и т.д.)

Он на меня наорал!

Ой, а мой-то, мой! А на прошлой неделе … (текст минут на -дцать).

Он на меня наорал!

А ты в ответ что? Промолчала?! Вот из-за того, что ты позволяешь с собой так обращаться … (и снова вольный текст).

Вместо первой фразы может быть любая другая. Суть в том, что во всех этих диалогах второй собеседник сообщает первому «тебя нет», твоей реальности нет. Он отрицает. Общаясь подобным образом с детьми, мы, незаметно для себя, приучаем их жить в мире, где отрицание – норма…

Завершив наблюдения, попробуйте вот такой шаблон разговора.

Он на меня наорал!

В этом случае второй собеседник видит первого, и помогает ему справиться с неприятными событиями, называя его чувства и показывая, что он рядом.

Не нужно «впрыгивать» в реальность, если в наличии имеется проблема с хорошим сроком долгосрочного отрицания.

Не нужно и продолжать тратить свою жизнь на поддержание иллюзии «проблемы нет».

Для начала можно исследовать проблемную область отстраненно, рационально. Разобраться в проблеме, оценить свои силы, примериться, как удобнее будет взяться за ее решение.

Затем, собраться с силами, «стряхнуть пыль» с ресурсов, отставленных ранее за ненадобностью и потихоньку, как ответственная улитка Улыбаюсь, шаг за шагом, начать разбираться с накопившимися во время «сна на яву» - отрицания части реальности трудностями.

Выберите, пожалуйста, проблему, которая вас беспокоит, но думать о которой вы по каким-то причинам не хотите. Либо проблему, о которой вам говорят некоторые люди, друзья, родственники. А вы считаете, что у вас ее нет.

  • Запишите ее.
  • Теперь напишите 10 объективных фактов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме. Даже, если думать о них вам неприятно, некомфортно.
  • Внимательно перечитайте их и уточните, действительно ли это факты? Или, может быть, это Ваши убеждения, представления. Исправьте и дополните, пожалуйста, Ваш список.
  • Теперь сделайте выводы из этих фактов, помогающие в решении вашей проблемы.
  • А теперь запишите, пожалуйста, что вы чувствуете.
  • И что еще мешает решению проблемы.

В последнем пункте может быть и запись о том, что уже ясно, как и что теперь делать. Тогда шаги к реализации должны последовать почти сразу (с учетом реальных обстоятельств).

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ:

    • ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    Его 2 основные проблемы:1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

    Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия. Все можно предупредить, не доводить до такого результата.Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.

    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    ЗА КАЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

    ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины.психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

    Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

    Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

    brekhoff

    Строительство - дело простое и интуитивно понятное, но строить - тяжело!

    "А когда ты писал свой пост про завтрашний дождь, ты подумал, что теперь твои жена и дети промокнут, простудятся и умрут? А виноват будешь ты, сволочь бессердечная!"

    "Я понимаю, что этот гад надеется отсидеться в тёплом доме, а всех нас обрекает на неисчислимые муки под дождём! Ненавижу, гори в аду, гадина!"

    "А вот в Америке дождей не бывает! А если и бывают, то только демократические, но тебе, тупой вате это не понять, ибо ты весь пропитан имперской пропагандой и шизодождист!"

    "А при Сталине такой хуйни не было! Надо всех олигархов повесить, и заживём без дождей!"

    В любой, даже самой крепкой семье, могут случиться кризисы отношений или ситуация.

    В любой, даже самой крепкой семье, могут случиться кризисы отношений или ситуация, ведущая к разводу. Ведь, жизнь складывается не только из праздников, но и повседневных забот и трудностей.

    10 причин, которые способны разрушить брак

    И от того, как вы сможете ежедневно справляться с мелкими неприятностями и проблемами, зависит ваше семейное счастье. Люди не становятся чужими за одно мгновение, крепкая семья не даёт трещину сиюминутно. К этому нужно прийти за определённое время. Незначительные ссоры и скандалы, обиды, равнодушие, разрозненные взгляды постепенно, часто совсем незаметно, приводят к холоду и разрыву. Когда то влюблённые голубки, становятся абсолютно чужими и ненужными друг другу людьми. Чтобы избежать такой ситуации, работайте на опережение, изучите возможные проблемы и не допускайте их в сою семью. А если вы уже на грани разрыва отношений, пересмотрите свои ошибки и, возможно, попробуйте исправить ситуацию.

    Психологи выделяют десять основных причин, которые могут привести любой брак в глухой угол.

    1. Синдром отрицания реальности. Этот термин подразумевает желание одного из партнёров переделать или перевоспитать характер второго. Дело в том, что в состоянии влюблённости, люди склонны несколько преувеличивать достоинства своего избранника и не замечать недостатки, даже явные. А по прошествии некоторого времени, они вдруг понимают, что их объект обожания не такой уж белый и пушистый. И тут наступает паника и разочарование одновременно. Первое, что приходит на ум - нужно подогнать своего партнёра под свои представления идеала. И начинается воспитание и сплошные требования!?

    А теперь, остановитесь на минутку и придите в реальность! Единственный человек, которого вы можете изменить - это вы сами. Если вы чётко уясните данную истину, вам будет намного легче жить. Лучше, поработайте над собой и ваш союзник сам подтянется под вас. Научитесь любить своего супруга (супругу) такими, какие они есть. Примите все их реальные достоинства и недостатки. Не бывает идеальных людей. Отнеситесь к этому, как к интересной игре. Ведь, если бы все мы были только с положительными качествами, то умерли бы от скуки и предсказуемости. Если вы чётко понимаете, что не можете мириться с какими-то недостатками вашего партнёра, ни при каких обстоятельствах, то скорее всего, кризиса отношений вам не избежать.

    2. Неправильное распределение ролей в семье. У каждого из супругов, до женитьбы была родительская семья с определённым распределением обязанностей и ролей в семье. Хорошо, если эти модели совпадают, вопрос решается сам собой. Но если, они в корне отличаются, проблем с этим не избежать. Супруги будут постоянно предъявлять претензии друг к другу: кто должен обеспечивать семейный бюджет, кто занимается определёнными хозяйственными делами, участие каждого в воспитании детей и так далее.

    Чтобы решить эту проблему, вам нужно сесть за стол переговоров. Забудьте о предыдущем вашем опыте и установите ваш новый семейный устав, распределите роли и обязанности вместе, согласовывая все пункты.

    3. Тотальный контроль. Эта проблема, имеет корень зла в банальном эгоизме. Нездоровый контроль личного пространства партнёра, порождает отторжение контролируемого. А сам контролёр ещё больше входит в азарт с сопротивлением другого.

    Стройте отношения только на доверии и любви, без этого вы никогда не достигните счастья.

    4. Проблемы финансового характера. Постоянная нехватка денег и неопределённость будущего, никогда не будут выступать на стороне крепких отношений. С милым рай и в шалаше- это неоправданный и устаревший миф, который быстро разбивается в повседневной жизни.

    5. Неуверенность в себе. Если вы постоянно сомневаетесь, просите совета по любым пустякам, не можете самостоятельно решить даже самые простые проблемы, от этого очень быстро приходит усталость. По началу такое поведение, может показаться милым, но со временем будет очень раздражать.

    Любой человек должен быть самодостаточным и целостным. Только тогда он будет интересен долгие годы.

    6. Рабочие неурядицы. Никогда не переносите трудности и неприятности, связанные с работой, на своих любимых людей.

    7. Сбои в интимных отношениях. Этот факт игнорировать нельзя, иначе охлаждения вам не избежать. Мужчины переживают по этому поводу более остро. Старайтесь поддерживать интерес друг к другу, вносите пикантности и эксперименты в личную жизнь.

    8. Рождение ребёнка. Беременность и рождение малыша, полностью меняют устои и ритм жизни семьи. Часто в заботах и хлопотах, супруги отодвигают друг друга на задний план и постепенно отдаляются. Поймите, что ребёнок не занимает чьё то место, а только меняет ваш статус. Будьте внимательны и терпеливы, делайте всё сообща.

    9. Факт измены. Если один из супругов, решился на это, значит в их отношениях полная катастрофа. Как правило, изменившие ищут не сиюминутной плотской утехи, а понимания, теплоты, жалости.

    Тут два варианта развития событий: либо вы прощаете раз и навсегда, не вызывая постоянно чувство вины привинтившегося и строите отношения заново, либо - уходите.

    10. Влияние других людей. Плохо если молодая семья живёт с родителями, вмешательства в таком случае не избежать. Иногда это могут быть друзья, коллеги, соседи да кто угодно.

    Ваша семья - это ваш форт и крепость, не позволяйте никому вмешиваться и навязывать свои стереотипы и мнения. Пресекайте любые попытки влияния сразу же в корне, иначе вы можете серьезно пострадать.

    Отрицание

    Это важная характеристика как зависимости, так и созависимости. Поэтому хочу остановиться на ней подробнее. Отрицание – это способность игнорировать, отрицать то, что происходит. Способность не верить своим глазам. Проявляется отрицание в том, что созависимые не видят своих проблем. «У меня нет проблем, проблемы у моего мужа, его лечите, а мне помощь не нужна». Отрицание способствует длительному пребыванию в иллюзиях. «Мой муж пьет, но сегодня, возможно, он будет трезвый». Члены семьи не замечают, что их жизнь стала неуправляемой и что они не могут нормально себя чувствовать, не могут справляться с обязанностями матери, жены, что они утратили часть профессиональной работоспособности. Отрицание препятствует уяснению своей созависимости.

    Отрицание одновременно и наш друг, и наш враг. Дружеская его сторона заключается в том, что оно дает нам возможность собраться с силами, пока мы не готовы воспринять слишком болезненную действительность. Отрицание помогает выжить при непереносимо трудных обстоятельствах. Это щадящий способ взаимодействия с травматической ситуацией. Может быть, находясь под защитным зонтиком отрицания, мы выигрываем время. Через какое-то время мы будем готовы воспринять суровую действительность.

    Когда наше мышление управляется отрицанием, то одна часть нашей личности знает правду, другая нашептывает искажение, преуменьшение правды, затуманивает сознание.

    Недружественная сторона отрицания заключается в том, что оно не позволяет ясно видеть проблемы, уводит от действий, которыми мы могли бы прекратить боль, мы слишком много тратим энергии на фантазии вместо того, чтобы реально о себе заботиться. Отрицание позволяет нам искажать свои истинные чувства -притуплять их, перекручивать. Мы теряем связь с собой. Мы продолжаем оставаться в непереносимо болезненной ситуации и думаем, что это нормально. Отрицание делает нас слепыми по отношению к чувствам, собственным потребностям, к своей личности в целом.

    Я не призываю обращаться резко и сурово с собой. Я не прошу вас сбросить в один момент отрицание и «прозреть». Отрицание напоминает теплое одеяло, защиту от холода, безопасность во время стужи. Мы не можем сбросить его мигом в холоде, но мы можем начать снимать одеяло в комнате, если холод сменяется теплом. Я хочу сказать, что в безопасных обстоятельствах, при наличии поддержки, с помощью терапевтической группы, в то время, когда мы будем готовы к встрече с реальностью, мы сбросим защищавшее нас одеяло.

    Можно просить Бога дать мужество начать менять свою жизнь, менять в сторону выздоровления от созависимости. В процессе выздоровления мы можем еще не раз и не два прибегать к услугам отрицания. Каждый раз под напором холодного ветра мы можем позволить себе завернуться в теплое одеяло снова. Потом мы сбросим отрицание, когда обеспечим себе тепло и безопасность. Это обычный процесс выздоровления. Но мы будем все яснее и яснее видеть реальность.

    Хорошо бы научиться распознавать свое отрицание. Знаками могут быть: замешательство в чувствах, вялость энергии либо стремительное убегание от действительности, слишком сильное желание немедленно что-то сделать и покончить со всем тем, что причиняет боль, навязчивые мысли об одном и том же, отклонение помощи и поддержки. Если вы слишком долго будете оставаться с теми людьми, которые дурно с вами обращаются, то неизбежно отрицание вернется к вам. Можно пожелать добра другим и в то же время освободить себя от их влияния. Необходимо стремиться окружать себя теплыми людьми. Тогда нам не потребуется закутываться в одеяло отрицания.

    Альтернатива отрицанию – осознание реальности и приятие (принятие) ее. Нежное, бережное обращение с собой и сочувствие себе наряду с сочувствием другим помогают достичь осознания и принятия.

    Стадии принятия неизбежного

    В жизни каждого человека случаются болезни, утраты, горе. Человек должен все это принять, другого выхода нет. «Принятие» с точки зрения психологии, означает адекватное видение и восприятие ситуации. Принятие ситуации очень часто сопровождается страхом перед неизбежным.

    Американский врач Элизабет Кюблер-Росс создала концепцию психологической помощи умирающим людям. Она занималась исследованием переживаний смертельно больных людей и написала книгу: «О смерти и умирании». В этой книге Кюблер-Росс описывает стадийность принятия смерти:

    Она наблюдала за реакцией пациентов американской клиники, после того, как врачи им сказали о страшном диагнозе и неминуемой смерти.

    Все 5 стадий психологических переживаний испытывают не только сами больные люди, но и также родственники, которые узнали о страшном заболевании или о скором уходе своего близкого человека. Синдром утраты или ощущение горя, сильные эмоции которые переживаются в результате потери человека, знакомы каждому. Потеря близкого человека может быть временной, возникать в результате разлуки или постоянной (смерть). В течение жизни мы привязываемся к своим родителям и близким родственникам, которые обеспечивают нам заботу и уход. После потери близких родственников человек чувствует себя обездоленным, как будто «отрезали часть» его, испытывает ощущение горя.

    Отрицание

    Первой стадией принятия неизбежного является - отрицание.

    В эту стадию больной считает, что произошла какая-то ошибка, он не может поверить, что это действительно с ним происходит, что это не страшный сон. Пациент начинает сомневаться в профессионализме врача, в правильной постановке диагноза и в результатах исследований. В первую стадию «принятия неизбежного», пациенты начинают обращаться в более крупные клиники для консультаций, ходят по врачам, медиумам, профессорам и докторам наук, к бабкам-шепталкам. В первую стадию у больного человека возникает не только отрицание страшного диагноза, но и страх, у некоторых он может продолжаться вплоть до самой смерти.

    Мозг больного человека отказывается воспринимать информацию о неизбежности конца жизни. В первой стадии «принятия неизбежного» онкологические больные начинают лечиться народными средствами медицины, отказываются от традиционной лучевой и химиотерапии.

    Вторая стадия принятия неизбежного выражается в виде гнева болного. Обычно на этой стадии человек задается вопросом «Почему именно я?» «Почему я заболел этой страшной болезнью?» и начинает всех винить, начиная от врачей и заканчивая самим собой. Пациент понимает, что он серьезно болен, но ему кажется, что врачи и весь медицинский персонал недостаточно к нему внимательно относятся, не слушают его жалобы, не хотят вообще больше лечить его. Гнев может проявляться в том, что некоторые больные начинают писать жалобы на врачей, ходить по инстанциям или угрожать им.

    В этой стадии «принятия неизбежного» больного человека начинают раздражать молодые и здоровые люди. Больной не понимает, почему все вокруг улыбаются и смеются, жизнь продолжается, и она ни на миг не остановилась из-за его болезни. Гнев может переживаться глубоко внутри, а может в какой-то момент «выливаться» на окружающих. Проявления гнева обычно происходит на той стадии заболевания, когда больной себя неплохо чувствует и у него есть силы. Очень часто гнев больного человека направлен на психологически слабых людей, которые не могут в ответ ничего сказать.

    Третья стадия психологической реакции больного человека на скорую смерть является - торг. Больные люди пытаются совершить сделку или торг с судьбой или с Богом. Они начинают загадывать, у них появляются свои «приметы». Больные в этой стадии заболевания могут загадать: «Если монетка сейчас упадет решкой вниз, значит я выздоровею». В этой стадии «принятия» больные начинают совершать различные добрые дела, заниматься чуть ли не благотворительностью. Им кажется, что Бог или судьба, увидят какие они добрые и хорошие и «передумают», дадут им долгую жизнь и здоровье.

    В этой стадии человек переоценивает свои возможности и пытается все исправить. Торг или сделка могут проявляться в том, что больной человек готов заплатить все свои деньги за спасение своей жизни. В стадии торга силы больного постепенно начинают ослабевать, болезнь неуклонно прогрессирует и с каждым днем ему становится все хуже и хуже. В этой стадии заболевания очень многое зависит от родственников больного человека, потому что он постепенно теряет силы. Стадия торга с судьбой можно также проследить на родственниках больного человека, у которых есть еще надежда на выздоровление близкого человека и они прилагают максимальные усилия для этого, дают взятки врачам, начинают ходить в церковь.

    Депрессия

    На четвертой стадии возникает тяжелая депрессия. В эту стадию человек обычно устает от борьбы за жизнь и за здоровье, с каждым днем ему становится все хуже и хуже. Больной теряет надежду на выздоровление, у него «опускают руки», наблюдается снижение резкое снижения настроения, апатия и безразличие к окружающей жизни. Человек на этой стадии погружается в свои внутренние переживания, он не общается с людьми, может часами лежать в одной позе. На фоне депрессии у человека могут возникнуть суицидальные мысли и попытки самоубийства.

    Принятие

    Пятая стадия называется принятие или смирение. В 5 стадии «принятия неизбежного человека уже практически съела болезнь, она истощила его физически и морально. Больной мало двигается, больше времени проводит в своей постели. В 5 стадии тяжело больной человек как бы подводит итог всей своей прожитой жизни, понимает, что в ней было много хорошего, он успел что-то сделать для себя и других, выполнил свою роль на этой Земле. « Я прожил эту жизнь не зря. Я много успел сделать. Теперь я могу спокойно умереть».

    Многие психологи изучили модель «5 стадий принятия смерти» Элизабет Кюблер-Росс и пришли к выводу, что исследования американки носили скорее субъективный характер, не все больные люди проходят через все 5 стадий, у некоторых могут нарушиться порядок их следования или отсутствовать вообще.

    Стадии принятия показывают нам, что не только так происходит принятие смерти, но и всего неизбежного в нашей жизни. В определенный момент наша психика включает определенный механизм защиты, и мы не можем адекватно воспринимать объективную реальность. Мы неосознанно искажаем реальность, делая удобной ее для нашего эго. Поведение многих людей в тяжелых стрессовых ситуациях похоже на поведение страуса, который прячет свою голову в песок. Принятие объективной реальности может качественно влиять на принятие адекватных решений.

    С точки зрения православной религии, человек должен смиренно воспринимать все ситуации в жизни, то есть стадийность принятия смерти характерна для не верующих людей. Люди, которые верят в Бога, психологически более легко переносят процесс умирания.

И. В. Музычко

Из всех проблем, связанных с действием духов зла среди верующих, наиболее часто встречаются проблемы обольщения и оккультной обремененности. Поэтому христианин на этапе духовной зрелости призывается Духом Святым к служению по освобождению детей Божьих от обольщения и оккультной обремененности. Что такое обольщение? Это не просто обман, заблуждение, неправильное понимание какого-то вопроса, которое происходит от незнания Писания или недостаточного его знания, все это - заблуждение ума. Христос говорит фарисеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29; Мр. 12:27; 1Кор. 15:33; Гал. 6:7). Человек попадает в заблуждение ума, когда пытается постичь духовные истины своим плотским умом (Кол. 2:18; 1Кор. 3:18) . Христианин попадает в заблуждение, если допускает грех в своей жизни (Иак. 1:14, 26; Рим. 7:11; Гал. 6:3; Евр. 3:13). Заблуждение ума обычно устраняется вразумлением, наставлением и молитвой (Кол. 1:28, 3:16; 1Фес. 5:14; 2Тим. 2:25; Тит. 1:9; Кол. 1:9; Еф. 1:16-18).

Обольщение - это духовное заблуждение, которое возникает под воздействием «духов обольстителей» (1Тим. 4:1), которые для обмана применяют «искусство обольщения» (Еф. 4:14), то есть тонкую подделку под истину. Обольщение состоит в уклонении от истины Божьей, путем добавления чего-то к истине Божьей или отнимания каких-то слов от Слова Божьего (Отк. 22:18-19). Причем, это делается так, чтобы простодушный человек не заметил этой подделки (Рим. 16:18). Искусство обольщения заключается в том, что духи обольстители внушают человеку определенные мысли, чувства или желания. Возможность такого обольщения подтверждается практикой христианской жизни, а также многими примерами из Писания. «Петр сказал: Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3). Жалость Петра по отношению к Иисусу тоже была бесовского происхождения, что видно из категорического заявления Христа: «отойди от Меня сатана, ты мне соблазн» (Мф. 16:23). Эти бесовские внушения являются «искусством обольщения», так как они делаются так тонко и хитро, что воспринимаются человеком как свои собственные, а иногда, как идущие от Бога. Приняв эти внушения в свое сердце, человек попадает полностью под влияние этих мыслей, чувств или желаний.

Вопреки распространенному мнению о полной безопасности детей Божьих, духовное обольщение весьма распространено среди верующих. Доказательством этого является, во-первых, то, что об этом ясно говорит Писание (Мф. 24:4-5, 24 ; 2Кор. 11:14-15; 2Фес. 2:2; 1Тим. 4:1), а во-вторых, наличие многих заблуждений и ересей в христианстве, возникших под воздействием духов обольстителей. Самыми яркими примерами такого духовного обольщения являются харизматическое и экуменическое движения нашего времени, о которых более подробно говорится в шестой главе. Харизматическое движение является тем духовным обольщением, о котором предупреждал Христос, что оно появится в последнее время (Мф. 24:4-5,24). Опасность этого обольщения даже для избранных состоит в том, что оно распространяется «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых» (2Кор.11:13), которые с Библией в руках распространяют «иное благовестие, иного духа и проповедуют другого Иисуса» (2Кор.11:4). Сила этого обольщения состоит в том, что сам «сатана, принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14) и демонстрирует через своих служителей «всякую силу, знамения и чудеса ложные» (2Фес. 2:9).

Христианину, попавшему в такое обольщение, очень трудно освободиться от него из-за того, что это обольщение действует не так на разум человека, как на его эмоциональную сферу. Человек получает как бы «неопровержимые доказательства» действия в нем «Духа Святого», который во время харизматических общений вводит человека в транс и вызывает в нем ощущение приятного «блаженства», подобного наркотическому воздействию.

Такому обольщенному христианину может помочь зрелый христианин, душепопечитель, пролив в его обольщенное сознание свет истины на основании слова Божия. Христос сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Для того чтобы этот свет достиг сознания человека, необходимо молитвой ходатайства стать в проломе за его душу (Иез. 13:5, 22:30; Иак. 5:16), вступить в борьбу за него (Неем 4:14) . Необходимо «оружием не плотским, но сильным Богом разрушить твердыни» этого обольщения в разуме и чувствах человека и «пленить помышление его в послушание Христу» (2Кор. 10:4-5). Необходимо молитвой веры «связать этого сильного» (Мф. 12:29), который со своим оружием обольщения «охраняет свой дом» (Лк. 11:21-22) . И тогда, по вдохновению от Духа Святого, словом истины «просветить очи сердца» (Еф. 1:18) такого обольщенного человека, чтобы он через молитву покаяния и отречения «освободился от сети диавола, который уловил его в свою волю» (2Тим. 2:25-26). Всему этому Дух Святой научает христианина на этапе духовной зрелости.

Духи обольстители могут обольщать верующих не только с помощью всякого рода лжеучений, но и на почве согрешения. Типичная схема, по которой действует дух обольститель выглядит, примерно, так: сначала сатана через определенные обстоятельства вводит человека в искушение и в грех. Когда христианин согрешит, дух обольститель «обличает» его, внушая ему мысль (Деян. 5:3), что ему нет прощения от Бога, что он похулил Духа Святого. Свои обвинения в адрес христианина дух обольститель сопровождает воздействием на его эмоциональную сферу, вызывая в человеке чувство вины, удручения и угнетения. Обычно обличение в согрешении производит Дух Святой. Обличение Духа Святого никогда не вызывает в человеке удручения или угнетения, но раскаяние, осуждение греха и радость прощения, но если христианин неопытный и не умеет различать нежный голос Господа от чужого голоса (Иоанн. 10:4-5), то дух злой, подделываясь под голос Божий (2Кор. 11:14), обольщает такого неопытного христианина. Приняв такое обвинение от духа обольстителя, христианин тем самым «дает место диаволу» (Еф. 4;27), который настраивает в его душе твердыни обольщения (2Кор. 10:4). Диавол же, который «приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоанн. 10:10), своими угнетениями и удручениями ввергает христианина в депрессию, внушая ему мысль о самоубийстве. Такой христианин срочно нуждается в помощи душепопечителя, который светом истины Христовой смог бы разрушить эти твердыни-внушения в его сознании и через молитву покаяния и отречения помог бы христианину освободиться от обольщения.

Есть еще одна категория детей Божьих, которые нуждаются в духовной помощи зрелых христиан, это так называемые оккультно обремененные люди. Этим термином в богословии душепопечительства называют людей, которые до своего обращения к Богу имели общение с духами зла через разного рода оккультизм, как, например, гадание, колдовство, чародейство, белая и черная магия, спиритизм, обращение к экстрасенсам и другим колдунам за помощью и др. Все эти оккультные действия являются особыми грехами, «мерзостью пред Богом» (Вт. 18:9-13; Лев. 19:31, 20:27). Эти грехи являются особыми не потому, что у Бога есть какие-то затруднения в прощении этих грехов при покаянии грешника, вовсе нет, ибо кровь Иисуса Христа сильна очистить кающегося грешника «от всякого греха» (1Иоан. 1:7; Евр. 9:14). Они являются особыми из-за того, что это грехи «общения с бесами» (1Кор. 10:20), грехи через которые человек «дает место диаволу» (Еф. 4:27) и, таким образом, «уловляется в сеть диавола» (2Тим. 2:26).

Когда такой человек обращается к Богу в покаянии, то Господь прощает ему все грехи, в том числе и грехи оккультизма, и через рождение свыше делает его дитем Божьим. Однако, иногда духи бесовские мстят такому человеку за то, что он вырвался из их сетей. Известно из Писания и практики христианской жизни, что противник диавол охотится за всеми детьми Божьими, то как рыкающий лев, чтобы их поглощать (1Петр. 5:8), то как принимающий вид Ангела света, чтобы обольщать (2Кор. 11:14; Мф. 24:24). Мнение, что духи зла детей Божьих вообще не касаются, не соответствует действительности. Это верно в том случае, если христианин «хранит себя, и тогда лукавый не прикасается к нему» (1Иоан. 5:18). Поэтому к человеку, который до уверования имел общение с бесами через оккультную практику и который после уверования не умеет хранить себя, лукавый не только может прикасаться (1 Иоан. 5:18), но может пытаться снова завладеть его душой, и тогда для такого человека последнее может быть хуже первого (Мф.12:43-45).

Иногда оккультная обремененность наступает в результате так называемого родового греха, когда родители или прародители человека были орудиями диавола и занимались тяжкими видами оккультизма. К потомкам таких людей злые духи имеют доступ по закону духовной наследственности и стараются держать их в порабощении. А если им удается вырваться из сети лукавого через уверование и покаяние, то злые духи еще долго могут оказывать на них свое пагубное влияние.

Это бесовское влияние может иметь самые разнообразные формы: страхи, беспокойства, расстройства сна, внутренние голоса, пассивность воли, угнетение и даже депрессию. Иногда это влияние проявляется в виде болезней, несчастных случаев, семейных разладов и других бед. Очень подробно и профессионально описаны последствия оккультной обремененности в известных книгах немецкого ученого и христианского душепопечителя доктора Курта Коха «Душепопечение и оккультизм» и «Между Христом и сатаной». В своей душепопечительской практике Курт Кох обнаружил, что даже однократный контакт с оккультной практикой (гадание, спиритический сеанс или обращение за помощью к экстрасенсам и др.) часто приводит к заметным нарушениям в духовной жизни. Эти нарушения часто выражаются в отвращении к молитве и чтению Слова Божия, духовной апатии, греховных мыслях и других проявлениях. Если у человека, после его уверования, происходят подобные явления, то это, как правило, указывает на его оккультную обремененность. Такой христианин нуждается в помощи со стороны душепопечителя, чтобы освободиться от этой оккультной обремененности.

Среди верующих бытует мнение, что дети Божьи находятся в полной безопасности и лукавый их не касается, так как «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). Это утверждение правильно, но оно условно. И это условие заключается в слове «боящихся Его», то есть, если христианин живет в страхе Божьем, в послушании Господу, то он находится под защитой и оградой Божьей. Если же он допускает непослушание Господу, нарушает волю Божью, то этим он выходит из-под защиты Божьей, и он, как уже указывалось, может оказаться в положении того человека, который вышел из Иерусалима и пошел в Иерихон (Лк. 10:30). Значение этой притчи не только в милосердии Самарянина, но и в том, что христианину не следует выходить за «стены Иерусалима», ибо можно попасться разбойникам и оказаться израненным, едва живым. Писание говорит: «Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18). Другими словами, лукавый не прикасается к христианину, если он хранит себя. «Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Пр. 18:10).

Если христианин находится в этой башне, он в полной безопасности, а вне этой башни «противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр. 5:8) . Писание говорит: «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27) . Если же христианин дает место диаволу в своем сердце, то он может поглотить его унынием, разочарованием, угнетением, удручающими мыслями, что нет мне прощения, что Бог меня не слышит. Это может привести к безысходности и глубокой депрессии, и тогда враг может внушать мысли о самоубийстве.

Как же душепопечитель должен относиться к страданиям, исходящим от духов зла? Здесь самое трудное распознать источник страдания. Поэтому Писание советует: «Во дни несчастья размышляй» (Еккл. 7:14). Часто это бывает не так просто, из-за того, что враг маскирует свои действия. Он может внушать человеку, что причиной его страдания являются естественные причины такие, как усталость, расстройство нервной системы, неблагоприятная окружающая обстановка, недоброжелательность окружающих людей, тяжелая судьба и другие. Однако, если душепопечитель «имеет ум Христов» (1Кор. 2:15-16), то «ему не безызвестны умыслы» лукавого (2Кор. 2:11), и за «естественными» причинами ему не трудно будет увидеть «козни диавольские» (Еф. 6:11). Если душепопечителю стало ясно, что источником страдания христианина являются духи зла, то он должен попытаться помочь такому верующему освободиться от влияния на него духов злобы поднебесных. Обычно эта работа начинается с усиленной молитвы за этого верующего, чтобы Господь просветил очи сердца его, чтобы он увидел истинную причину своих страданий. Умелая беседа душепопечителя с таким страждущим верующим должна быть направлена на то, чтобы открыть ему истинную причину его страдания, и где он дал место диаволу (Еф. 4:27). Для освобождения такого верующего от этих раскаленных стрел лукавого, душепопечитель должен привести этого верующего к исповеданию (1 Иоан. 1:9; Иак. 5:16) и к отречению от того, что он принял и сделал по внушению врага (Рим. 13:12; Иов. 42:6). Иногда этого недостаточно, враг не отступает, и тогда приходится применять более действенные средства борьбы для победы над врагом.

И. В. Музычко, Живое христианство и тайна беззакония



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!