В подрывной технике. Глава хi

Во всякой работе существуют правила техники безопасности, выполнение которых обязательно. Но особенно тщательное соблюдение мер предосторожности необходимо при выполнении подрывных работ.

Нельзя допускать к подрывным работам солдат и сержантов, если они не изучили правила обращения со взрывчатыми веществами и средствами взрывания или плохо или нечетко знают отдельные приемы и организацию работ.

Каждый подрывник должен твердо знать основные правила обращения с ВВ и средствами взрывания и неукоснительно соблюдать их в повседневной работе.

Все взрывчатые вещества, изготовленные заряды, средства взрывания, зажигательные трубки и т. п. должны обязательно охраняться, причем капсюли-детонаторы, электродетонаторы, детонирующие и огнепроводные шнуры хранятся отдельно от взрывчатых веществ.

Для хранения взрывчатых веществ и средств взрывания в полевых условиях делаются отдельные сухие проветриваемые землянки, ниши, ровики или отводятся нежилые здания в стороне или на окраине населенного пункта.

Запрещается курить и разводить огонь во время подрывных работ или ближе 100 м от места хранения ВВ и средств взрывания, нельзя ударять средства взрывания какими-либо предметами, вскрывать ящики принадлежностями, дающими искру (топор, лом). Хранение ВВ и производство работ с ним в жилых помещениях недопустимо. Огнепроводный шнур без предварительной проверки скорости его горения употреблять нельзя,

Во время подрывных работ все действия выполняются по командам или условным сигналам командира (старшего), для чего необходимо быть внимательным и хорошо знать сигналы.

Меры предосторожности при различных способах взрывания должны тщательно выполняться.

При огневом способе взрывания ведут строгий учет выдаваемого имущества, а при взрывании нескольких зарядов считают взорвавшиеся. В случае, если какой-либо заряд не взорвется, то подходить к нему можно не раньше чем через 15 мин. после того момента, когда по расчету должен произойти взрыв.

К заряду, давшему отказ, имеет право подходить только один человек. Приближаясь к заряду, надо наблюдать, нет ли признаков горения огнепроводного шнура. Иногда вследствие производственного брака сердцевина шнура тухнет, а оболочка продолжает тлеть и снова может вспыхнуть сердцевина. Вторичное зажигание потухших трубок категорически запрещается.

В большие заряды, заложенные в грунт или труднодоступные места, для надежности взрыва вставляется несколько зажигательных трубок.

Одному подрывнику поручают поджигать за один заход не более 5 зажигательных трубок. Поджигание огнепроводных шнуров производится только по команде старшего. При команде «Отходи» немедленно все подрывники независимо от того, успели ли они поджечь свои трубки или нет, должны уйти в укрытие и доложить старшему о количестве трубок, зажженных каждым.

Перед тем как резать детонирующий шнур, бухту необходимо развернуть, чтобы от места резания до бухты было не менее 10 м. Детонирующий шнур режут одним разом острым и чистым ножом, на деревянной подкладке. Кончив резание, нож и подкладку очищают от остатков шнура и крошек.

Категорически запрещается зажигать детонирующий шнур, так как его горение может перейти в детонацию. Если заряды, соединенные детонирующим шнуром, не взорвались полностью, надо проверить отсутствие признаков горения детонирующего шнура. Подходить к невзорвавшимся зарядам допускается не ранее чем через два часа.

Капсюли-детонаторы, надетые на концы ДШ, в заряды вставляются только после окончания всех подготовительных работ, а сеть ДШ прокладывается не ближе 1 м от зарядов.

При взрывании детонацией на расстояний следят за тем, чтобы в капсюли-детонаторы, вставленные в пассивные заряды, не попадали искры от спичек и от огнепроводного шнура в момент поджигания последнего.

При механическом способе взрывания необходимо прочно укреплять взрыватель МУВ с запалом МД-2 в заряде, чтобы не вытянуть его из заряда при натяжении проволоки. Если подрывается много зарядов, то концы проволоки на подрывной станции привязываются к забитым колышкам и нумеруются.

В случае отказа взрывателя его не трогают с места, а подрывают вместе с зарядом, в который он вставлен, другим, накладным зарядом, располагаемым рядом.

При электрическом способе взрывания электродетонаторы вставляют в открытые заряды по окончании всех подготовительных работ и только по приказанию командира, руководящего подрывными работами. До вставления в заряды электродетонаторы должны находиться не ближе 1 м от зарядов. Провода, идущие к зарядам, нельзя располагать ближе 200 м от высоковольтных линий и электрических станций.

Во время грозы магистраль от сети необходимо отъединить и концы проводов тщательно изолировать. Электродетонаторы при этом должны быть вынуты из зарядов, а в электровзрывных сетях, установленных на длительный срок, должны применяться грозозащитные устройства ГЗУ.

Все источники тока охраняются и выдаются только перед взрывом. Ключи от подрывных машинок хранятся у начальника подрывной команды. Перед включением любого омметра в сеть нужно сначала проверить исправность самого омметра.

В случае отказа зарядов с электродетонаторами подходить к зарядам разрешается не раньше чем через 15 мин. Перед проверкой отказавшего заряда надо отсоединить и изолировать концы магистральных проводов на подрывной станции.

При устройстве забивки внутренних зарядов в шурфах, шпурах, рукавах и т. д. засыпку бросают на стенку шурфа, наиболее удаленную от заряда. Утрамбовку забивки делают после того, как заряд покроется слоем грунта толщиной 20–30 см.

При определении безопасных расстояний от взрываемых зарядов учитывают мощность взрыва и вид подрываемого материала. Осколки от взрыва капсюля-детонатора и электродетонатора летят на 30 м. При подрыве железнодорожных рельсов осколки летят в сторону, противоположную той, в которой укреплен заряд, - на 500 м, во все другие стороны - на 20 м. При взрыве грунтов на выброс комья земли разлетаются в радиусе 300 м, а при ветре - на 25–50 % дальше.

Подрывную станцию располагают в укрытии или на безопасном расстоянии от места взрыва, с учетом разлета осколков и обломков подрываемого объекта. При проведении учебных подрывных работ на безопасном расстоянии выставляется круговое оцепление района взрыва.

Самым важным требованием техники безопасности при подрывных работах является строгое соблюдение дисциплины и четкое выполнение всех указаний командира, руководящего работами.

Движение, при котором тело проходит за любые равные промежутки времени одинаковые пути, называется равномерным. Например, на длинном ровном перегоне поезд движется равномерно; удары колес о стыки рельсов слышны через равные промежутки времени; километровые столбы (или телеграфные столбы, устанавливаемые примерно на равных расстояниях друг от друга) проходят мимо окна также через одинаковые промежутки времени. Равномерно движется автомобиль на прямом участке пути при неизменной работе мотора, конькобежец или бегун на середине дистанции. Другими примерами равномерного движения могут служить падение капель дождя, всплывание мелких пузырьков газа в стакане газированной воды, падение парашютиста с раскрытым парашютом и т. д.

В различных равномерных движениях перемещения тел за одинаковые промежутки времени могут быть различными, а значит, одинаковые перемещения будут совершаться ими за разное время. Так, на прохождение расстояния между двумя телеграфными столбами автомобиль затратит меньше времени, чем велосипедист; пешеход пройдет за одну минуту около 100 м, искусственный спутник Земли пролетит за этот же промежуток времени 500 км, а радиосигнал или световой сигнал пройдет за то же время 18 млн. км. Мы говорим: автомобиль движется скорее, чем велосипедист, спутник движется скорее, чем пешеход, а радиосигнал - скорее, чем спутник. Чтобы количественно охарактеризовать это различие между равномерными движениями, вводят физическую величину - скорость движения.

Скоростью равномерного движения называют отношение пути, пройденного телом, к промежутку времени, за который этот путь пройден:

Для определения скорости тела нужно измерить путь, пройденный телом, измерить промежуток времени, в течение которого этот путь пройден, и разделить результат первого измерения на результат второго.

Так как, согласно определению равномерного движения, за двойное, тройное и т. д. время будут пройдены двойной, тройной и т. д. пути, за половинное время - половинный путь и т. д., то значение скорости получится одно и то же, за какой бы промежуток времени и на каком бы участке пути ее ни определять. Таким образом, при равномерном движении скорость - постоянная величина, характеризующая данное движение на любом участке пути и за любой промежуток времени. Скорость будем обозначать буквой .

Если обозначить промежуток времени через , а пройденный путь через , то скорость равномерного движения выразится формулой

Зная скорость равномерного движения, можно найти путь, пройденный за любой промежуток времени , по формуле

Эта формула показывает, что при равномерном движении пройденный путь возрастает пропорционально времени. Из этой же формулы видно, что при равномерном движении скорость численно равна пути, пройденному за единицу времени. Зная путь , пройденный телом при равномерном движении, и скорость этого движения, можно найти промежуток времени , затраченный на прохождение этого пути, по формуле

Приведенные формулы позволяют ответить на все вопросы, касающиеся равномерного движения.

Всякие измерения, и в частности измерения пути и промежутков времени, необходимые для нахождения скорости данного движения, всегда производятся не абсолютно точно, а лишь с некоторой определенной степенью точности. Поэтому, даже если измерения дают одну и ту же скорость движения на разных участках траектории, можно утверждать, что оно равномерно лишь с той степенью точности, с которой производились измерения. Например, если определять время прохождения поезда между двумя километровыми столбами по минутной стрелке часов, то зачастую окажется, что на многокилометровом участке пути это время одно н то же: при этой степени точности движение поезда равномерно. Но если пользоваться секундомером и отсчитывать промежутки времени с точностью до долей секунды, то мы могли бы обнаружить, что эти промежутки времени не точно одинаковы, и, значит, движение поезда не является равномерным с этой, более высокой, степенью точности.

9.1. В подрывной технике для взрыва шпуров (скважин с заложенной в них взрывчаткой) употребляют особый, сгорающий с небольшой скоростью шнур - «бикфордов шнур». Какой длины шнур надо взять, чтобы успеть, после того как он зажжен, отбежать на расстояние 150 м? Скорость бега равна 5 м/с, а пламя по бикфордову шнуру проходит 1 м за 2 мин.

9.2. Мальчик ростом 1,5 м бежит со скоростью 3 м/с по прямой, проходящей под фонарем, висящим на высоте 3 м. Покажите, что тень его головы движется равномерно, и найдите скорость этого движения.

Движение, при котором тело проходит за любые равные промежутки времени одинаковые пути, называется равномерным . Например, на длинном ровном перегоне поезд движется равномерно; удары колес о стыки рельсов слышны через равные промежутки времени; километровые столбы (или телеграфные столбы, устанавливаемые примерно на равных расстояниях друг от друга) проходят мимо окна также через одинаковые промежутки времени. Равномерно движется автомобиль на прямом участке пути при неизменной работе мотора, конькобежец или бегун на середине дистанции. Другими примерами равномерного движения могут служить падение капель дождя, всплывание мелких пузырьков газа в стакане газированной воды, падение парашютиста с раскрытым парашютом и т. д.

В различных равномерных движениях перемещения тел за одинаковые промежутки времени могут быть различными, а значит, одинаковые перемещения будут совершаться ими за разное время. Так, на прохождение расстояния между двумя телеграфными столбами автомобиль затратит меньше времени, чем велосипедист; пешеход пройдет за одну минуту около 100 м, искусственный спутник Земли пролетит за этот же промежуток времени 500 км, а радиосигнал или световой сигнал пройдет за то же время 18 млн. км. Мы говорим: автомобиль движется скорее, чем велосипедист, спутник движется скорее, чем пешеход, а радиосигнал - скорее, чем спутник. Чтобы количественно охарактеризовать это различие между равномерными движениями, вводят физическую величину - скорость движения.

Скоростью равномерного движения называют отношение пути, пройденного телом, к промежутку времени, за который этот путь пройден :

Для определения скорости тела нужно измерить путь, пройденный телом, измерить промежуток времени, в течение которого этот путь пройден, и разделить результат первого измерения на результат второго.

Так как, согласно определению равномерного движения, за двойное, тройное и т. д. время будут пройдены двойной, тройной и т. д. пути, за половинное время - половинный путь и т. д., то значение скорости получится одно и то же, за какой бы промежуток времени и на каком бы участке пути ее ни определять. Таким образом, при равномерном движении , скорость - постоянная величина , характеризующая данное движение на любом участке пути и за любой промежуток времени. Скорость будем обозначать буквой .

Если обозначить промежуток времени через , а пройденный путь через , то скорость равномерного движения выразится формулой

Зная скорость равномерного движения, можно найти путь, пройденный за любой промежуток времени , по формуле

Эта формула показывает, что при равномерном движении пройденный путь возрастает пропорционально времени . Из этой же формулы видно, что при равномерном движении скорость численно равна пути, пройденному за единицу времени. Зная путь , пройденный телом при равномерном движении, и скорость этого движения, можно найти промежуток времени , затраченный на прохождение этого пути, по формуле

Приведенные формулы позволяют ответить на все вопросы, касающиеся равномерного движения.

Всякие измерения, и в частности измерения пути и промежутков времени, необходимые для нахождения скорости данного движения, всегда производятся не абсолютно точно, а лишь с некоторой определенной степенью точности. Поэтому, даже если измерения дают одну и ту же скорость движения на разных участках траектории, можно утверждать, что оно равномерно лишь с той степенью точности, с которой производились измерения. Например, если определять время прохождения поезда между двумя километровыми столбами по минутной стрелке часов, то зачастую окажется, что на многокилометровом участке пути это время одно и то же: при этой степени точности движение поезда равномерно. Но если пользоваться секундомером и отсчитывать промежутки времени с точностью до долей секунды, то мы могли бы обнаружить, что эти промежутки времени не точно одинаковы, и, значит, движение поезда не является равномерным с этой, более высокой, степенью точности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!