Ждан А.Н. История психологии: Учебник

I. Предмет, объект, задачи психологии

Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Психология – это наука о психических явлениях:

Психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.);

Психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.);

Психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)

Предмет изучения: психика.

Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология).

Задачи психологии:

1. Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности.

2. Научиться управлять психическими явлениями.

3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.

4. Быть теоретической базой практики психологической службы.

История развития представлений о предмете психологии:

Этап. Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.)

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни. Первые представления носили анимистический характер, т.е. каждый предмет наделялся душей. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы и выделил растительную, животную и разумную душу.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал психику, как и всю природу, материальной, а душу состоящей из атомов более тонких, чем атомы физических тел. Познание мира – это взаимодействие психики с внешним миром и оно возможно благодаря органам чувств, улавливающим атомы.



Платон считал душу идеальной. А познание мира является воспоминанием идеальной души о мире идей, в котором душа существовала до попадания в человеческое тело.

Этап. Психология как наука о сознании (XVII-XIXвв.).

Возникновение и развитие психологии как научного знания в рамках учения о сознании. Проникновение в психологию экспериментального метода.

Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни (cogito ergo sum - «Мыслю, следовательно, существую»). Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

1879 – психология оформилась в самостоятельную науку (открытие первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом)

й этап. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытый кризис.

Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. Возникновение различных школ и направлений (бихевиоризм, психоанализ=психодинамическая школа, гештальт-психология)

Психоанализ (З.Фрейд). Психология – это наука о бессознательном и его влиянии на сознание человека. Движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых - сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом.

Бихевиоризм (Д.Уотсон). Психология – это наука о поведении человека и животных. Д. Уотсон заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Понятия и терминология: стимул S – раздражитель, воздействие внешней среды, реакция R – все объективно наблюдаемые реакции организма. Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), цель - в предсказании поведения субъекта и управлении им.

Гештальтпсихология . Основные ее представители - М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии. После прихода к власти Гитлера в результате эмиграции своих основных членов школа распалась, но ее идеи оказали значительное влияние на последующее развитие психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие до периода открытого кризиса { (60 -е гг. 19 века - 10 -е гг. 20 века)

Первые программы по психологии q Вильгельм Вундт (1832 -1920) o психическими явлениями занимались разные науки. Необходим был человек, который может собрать эти знания в одну область. Таким человеком стал Вильгельм Вундт. o предмет психологии, по Вундту, - сознание; метод самонаблюдение o самонаблюдение, по В-ту, единственный прямой метод в психологии. Но Вундт берёт на вооружение и эксперимент o Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов ощущений, представлений, времени реакции, простейших ассоциаций и чувств. Это ограничение связано с особенностью вундтовского понимания эксперимента: это был не психологический, а психофизический и психофизиологический эксперимент, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию связанного с ним эффекта. o Основной целью Вундта было выяснение того, как устроено наше сознание, какова структура сознания. Такая позиция учёного, который видит целью познание структуры явления называется структурализмом. o В 1879 году Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория на базе Лейпцигского университета. Этот год принято считать годом основания психологии как самостоятельной науки.

q Уильям Джемс (Джеймс) (1842 -1910) Ему казалось, что рассматривать сознание нужно не с точки зрения структуры, а с точки зрения того, какую роль оно играло в эволюции и продолжает играть в жизни современного человека. o "Концепция психического автоматизма" У. Джемса объясняет причины o o o 1) 2) 3) 4) возникновения сознания. Сознание - продукт более поздней стадии эволюции. У низших животных сознания не было, т. к. организм приспосабливался к среде обитания за счёт физиологических автоматизмов. По мере усложнения среды (животные выходят на сушу) этот механизм приспособления не эффективно справляется со своей функцией. Т. о. вырабатывается способность отражать среду и реагировать на неё, приспосабливаться к ней не в материальном, а в идеальном плане. Характеристики сознания по Джемсу: целостность сознания текучесть избирательность сознания (не вся информация, поступающая из среды, нам нужна) (интроспекционная находка Джемса) любой элемент сознания воспринимается сознанием, как принадлежащий ему лично = значит, наше сознание и есть личность (это первая теория личности).

Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии § Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. § Возникают дискуссии о месте и назначении эксперимента, в ходе которых выясняется, что часть психологов обращена к физиологии и естествознанию, а часть - к наукам о духе, к истории, к социологии. Т. о. происходит раскол психологии Ø на естественно-научную, в основе материалистическую Ø и историческую, понимающую, направленную идеалистически. § В Германии эксперимент получил большой развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов - память, мышление, волю - это приводит к развитию прикладной психологии. Наибольшее развитие получили медицинская психология, педагогическая. Меньшее - исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни. q Герман Эббингауз (1850 -1909) занимался исследованием памяти. o Ввёл 2 -а метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. o Эббингаузом были установлены следующие факты: объём непосредственного запоминания, «кривая забывания» , «фактор края» , различие между запоминанием осмысленного и бессмысленного материала.

§ В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. § В 80 -е годы 19 века ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге В. М. Бехтерев; в Москве - Сергей Сергеевич Корсаков (1854 -1900 русский психиатр), А. А. Токарский; в Харькове - П. И. Ковалевский; Киеве - И. А. Сикорский; в Деркте (Тарту) - Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.) § Темами экспериментально-психологических исследований были: ü время протекания психических процессов ü различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятие ü двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции ü влияние разных условий на умственную и мышечную работоспособность. § Т. о. за 50 лет существования психологии как самостоятельной науки был накоплен новый фактический материал, появились новые методы и приёмы исследования. § Сложились новые научные области - педология, психотехника, дефектология, дифференциальная психология. Обнаружились противоречия с уже имеющимися психологическими знаниями. Психология как наука развивалась, но в целом она отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё; § В начале 10 -х годов 20 -го века психология вступила в новый период своего развития - период открытого кризиса, который продолжался до середины 30 -х годов.

Дисциплина: Психология
Тип работы: Курсовая
Тема: Выделение психологии в самостоятельную науку

Курсовая работа

«Выделение психологии в самостоятельную науку»

Введение 3

Глава 1. Периодизация истории психологической науки 6

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как

науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии 10

Глава 3. Оформление психологии как экспериментальной науки 14

Глава 4. Методологические аспекты становления психологии

как науки 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых, например, механики - еще к XVII в., в психологии был совершен к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформились в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. В этом отношении особую роль сыграло материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

Однако для того, чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, было необходимо еще соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX века.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Их схема была определена по аналогии с рефлексами: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой М. Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учитывалась роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии человеческой психики.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Настоящая курсовая работа посвящена проблемам становления психологии как целостной науки.

Цель работы – представить различные предпосылки и аспекты оформления психологии как научной дисциплины.

Предмет работы – психология как теоретическая и эмпирическая наука.

Объект работы – трансформирующаяся и изменяющаяся система взглядов на психологию как науку.

В соответствии с целью в процессе написания были решены следующие задачи:


Выделены хронологические рамки, определяющие период развития психологии, как самостоятельной науки,
Сделан анализ естественнонаучных предпосылок оформления психологии как науки, выделены отправные точки становления эмпирической психологии,
Дано описание ряда методологических особенностей становления психологической науки.

Глава 1. Периодизация истории психологической науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю1. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам - хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы Ждан А.Н. были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. табл. 1.1.)2.

Таблица 1.1.

Периодизация развития психологии как науки

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в.

Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).


Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.


Введение термина «психология»

XVII – сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии.


Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.


Экспериментальный метод.


Факты и теории ощущений и восприятии.


Формирование психофизики.


Формирование психометрии.


Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию.


Формирование теоретических программ психологии.


Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную


на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.


Возникновение прикладных исследований в психологии.


Возникновение новых областей психологии

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии.


Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.


Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.


Развитие психотехники и педологии в отечественной


и зарубежной психологии.


Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.


Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х – 50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.


Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых


отраслей и направлений: генетическая психология,


персоналистические концепции личности и др.


Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.


Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.


Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии

Становление эмпирический психологии связано с идеями Ф. Бэкона, У. Гоббса, Д. Локка в том, что явления сознания являются той областью, которая должна придти на смену понятия о душе. Д. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (наибольшее развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Д. Локка, У. Гоббса, Р. Декарта и Ф. Бэкона. С середины ХIХ века выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами В. Вундта, Э. Титченера, У. Джеймса, Ф. Брентано, Г.И. Челпанова.

Основными вопросами данного направления являлись следующие:

Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Д. Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний, вне полученного опыта. Опыт понимался как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Д. Локка следующим образом:


механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта;
собственные акты ума (акт обобщения, например).

В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у В. Вундта). Единственным адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная В. Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа -- речи, мифов, обычаев и т.п.).

Таким образом, складывается эмпирическая психология как опытное знание о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д.). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще В. Лейбницем: невозможность представления души как «чистой доски». В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также В. Лейбниц, признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, требуя апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции).

Также В.Лейбниц не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию. Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного на основе общего закона о непрерывности, который он распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлась основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в ХVIII в. в философии Х. Вольфа), но ее развитие было крайне противоречивым.

Л.С. Выготский указывал, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории3. Но эмпирическая психология это теория, определенная концепция, в основе которой лежит представление Д. Локка и Р. Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. С этого времени не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения4. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало»5. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Р. Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало И. Прохазке, Ф. Мажанди и Ч. Беллу. Оно позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект.

На этом основании немецкий физиолог И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Выводы И. Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата6.

Еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы и легло в основу приобретшей огромную популярность френологии. Австрийский анатом Ф. Галль предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках мозга. Это, по мнению Ф. Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции7. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

Взгляды Ф. Галля подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв постулата о единстве и нематериальности души. Французский физиолог и врач П. Флуранс, не отступая от учения о мозге как органе мысли, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, П. Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится «жизненный узел», с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией...

Забрать файл

Однако обозначим тот первый этап становления психологического знания, когда оно стало претендовать на статус научного. Отметим при этом, что именно ориентация на позитивизм стала основанием претензии психологии на то, чтобы стать опытной и позитивной наукой. Не приводя историко-психологического обзора, укажем только наиболее значимые этапы. Итак, отнюдь не житейская психология стала основанием развития научной, а рефлексия – философская и методологическая – возможных путей построения таковой в общем контексте развития знания.

Термин "психология" (буквально "учение о душе") был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в конце XVI в., хотя чаще его автором называют X. Вольфа. В истории психологии первой работой, систематизировавшей взгляды античности на психику, считается трактат "О душе" Аристотеля. Но первая парадигма научного психологического знания, послужившая ядром большого числа теоретических и эмпирических исследований в этой области, окончательно сложилась лишь к XIX в. Именно в этот период ее пытались строить по канонам классической науки, взяв за образец наиболее развитую науку того времени – механику.

Название подхода, претендующего на право называться первой научной парадигмой в психологи, – "психология сознания" или "психология явлений сознания". У колыбели этого подхода стояли философы Ф. Бэкон (1561 – 1650), Р. Декарт (1596–1650), Т. Гоббс (1588–1679), Б. Спиноза (1632–1677), Дж. Локк (1632–1704). В их работах, т.е. в начале пути выделения психологии в самостоятельную область знания, наблюдалась двойственность в трактовке природы абстрактного знания и соответствующих категорий мышления. Одни авторы (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) полагали, что абстрактное знание выводится из чувственного опыта за счет его переработки (обобщения). Это направление получило название "эмпиризма", а выросшая из него эмпирическая психология часто характеризуется как "созерцательно-сенсулистическая". Созерцательность указывает на определенную пассивность субъекта, а сенсуа- листичность говорит об опоре на чувственный опыт. Другие авторы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант) указывали на невыводимость абстрактного знания из опыта, что неизбежно приводило к признанию априорности категорий разума или их трансцендентного происхождения. Это линия рационализма в философии и затем в психологии.

Наряду с механикой одним из истоков становления первых этапов собственно психологического знания в XIX в. стало сближение логики и психологии. Особое место в этом сближении сыграла "Логика" англичанина Джона Стюарта Милля (1806–1873), или Милля младшего, философа-позитивиста и экономиста, который с позиции идеалистического эмпиризма (или "психологизма" в духе Юма) критиковал априоризм в теории познания. В отличие от "ментальной механики" Джозефа Милля (отца), Милль-младший считал, что не только законы механики, но и законы химии могут рассматриваться как основание построения психологических законов. Логику он стал рассматривать как ветвь психологии, изучающую технику мышления и в логической индукции видел метод раскрытия причинно-следственных связей. Кроме того, он использовал пропавшее в ассоцианизме – первой научной школе в психологии – представление о Я как субъекте познания, что само по себе уже демонстрировало недостаточность принципа ассоциации в понимании законов души.

Если в философии подчеркивается преувеличение Дж. С. Миллем роли индукции, то в психологии видят иные его влияния. Так, В. Вундтом (1832–1920) была воспринята его идея о том, что сознание имеет имманентные законы, которые можно изучать на основе наблюдения и эксперимента. В изменении трактовки ассоциации он оказал существенное влияние на возникновение концепции бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца; следующий шаг уже вел к И. М. Сеченову [Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., 1974]. Однако вернемся к истокам возникновения психологического знания в рамках философии на классическом этапе развития науки.

Понятие опытная наука впервые прозвучало в XIII в. в работах английского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта – это приобретаемый с помощью "внешних чувств". В частности, он писал о том, что "земные вещи" мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела наблюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструментов; от других людей, сведущих по опыту, мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт – духовный; в этом опыте ум идет по пути познания, обретая "внутреннее озарение", не ограничиваемое ощущениями. Духовные предметы познаются и через их "телесные следствия", и рационально – умом.

Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представление о связи эмпирического (опытного) познания и рационального.

Следующий великий англичанин с той же фамилией – Фрэнсис Бэкон (1561–1626) развил учение об опыте, введя представление о его опосредствовании орудиями: как орудия направляют движение руки, "так умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его". Но "идолы" ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), и ум должен от них освобождаться. Занимаясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. При этом рационализм неправомерно отождествлялся с догматизмом в мышлении. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются собранным), в то время как рационалисты подобно пауку воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающий нектар, но перерабатывающей его. Дело философии – не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий – "средних аксиом". В каждой науке такие аксиомы будут своими.

Таким образом, в концепции Бэкона речь шла не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационального в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир пришел другой мыслитель – француз Репе Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но давший классическую парадигму в разведении движений тела и души – ставшую академической формулировкой психофизической проблемы . Он завершил отождествление категорий души и сознания. Но пока, в работах Бэкона, психология – в рамках философии – перестает быть наукой о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он предполагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, "как они есть". Критерий отделения таковых от организмических дал позже – в первой половине XVII в. – Декарт (Картезий).

Картезианство, с одной стороны, последовательно "рационализировало" представление о человеке (в его телесной сущности) в учении о рефлексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела.

С другой – Декартом, сделавшим эмпирическую данность мышления конечным критерием психического, было осуществлено отождествление души и сознания. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т.е. это и ощущения, и чувства, и мысли – все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского знания различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным "этажам" познания. У Декарта – при решении им психофизической проблемы – появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А страсти, имеющие как телесную, так и душевную стороны, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).

Предпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку:

  • 1. Естественно-научные предпосылки: (смотри предыдущий вопрос);
  • 2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер («социальный дарвинизм»); развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля («ментальная химия»); прочное установление в науке того времени принципа эмпиризма.

Экспериментальная психология зародилась в Германии, а не в другой европейской стране, потому что германская наука отдавала приоритет тщательному и полному сбору исследуемых фактов, опиралась на индуктивный путь познания, в то время как во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивным и математическим подходам, из-за чего даже биологию в этих странах признали наукой поздно. В 1877 году Кембридж (Англия) наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии - класть душу человека на чашу весов». В Германии было множество университетов, финансировавшихся государством, тогда как в других странах для занятий наукой необходимо было быть человеком состоятельным. Впервые экспериментальное исследование психики применили четверо немецких учены к. Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Каждый из них методом эксперимента осуществил важные научные исследования в области психических процессов Но один из этих ученых - В. Вундт (1832-1920) явился не только теоретическим, но и организационным основоположником оформления психологии в качестве формальной академической дисциплины «Когда уже родились все главные идеи, некий человек берется за их организацию, дополняет тем, что кажется ему существенным, издает и афиширует их, настойчиво утверждает их и вскоре «учреждает» научное направление». Вклад Вундта в основание современной психологии заключается не столько в его уникальных научных открытиях, сколько в его «героической пропаганде эксперимгнтализма».

  • 3. Организационные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: создание Вундтом первой лаборатории в 1879г. в г. Лейпциге (впоследствии исследовательского института), открытие кафедры при университете, учреждение журнал. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта (изложена в книгах «Материалы к теории чувственного восприятия» 1862г., «Лекции о душе человека и животных» 1863г., «Основы физиологической психологии» 1874г.).
  • 1. Простые психические процессы, например ощущения, восприятия, эмоции, необходимо изучать методом эксперимента с применением интроспекции (испытуемые дают отчет о своих психических переживаниях);
  • 2. Высшие психические функции, например, мышление нельзя изучать методом эксперимента, для них подходит метод анализа продуктов деятельности.

Предметом психологии Вундт назвал «непосредственный опыт» - сознание, Он считал, что сознание состоит из отдельных элементов (ощущений и эмоций), которые, соединяясь между собой, образуют более сложные психические явления Задачи психологии Вундт видел в том, чтобы: А) путем анализа выделять в поле сознания исходные элементы; Б) установить характер связи между ними; В) найти законы этой связи. Психологическое направление, разрабатывающее Вундтовский подход к исследованию психики, получило название «структурная психология» (структурализм). Вундт в начале своей научной карьеры разрабатывал «первую ветвь психологии» - экспериментальную, а в конце своего научного пути (1900-1920 гг.) осуществил свой план работы над «второй ветвью» - отследил стадии развития человеческих психических процессов в культурно-историческом аспекте, анализируя такие «продукты деятельности», как язык, мифы, искусство, социальные устои, законы, мораль Значение теоретического и экспериментального наследия Вундта в современной науке оцениваются не очень высоко. Но Вундт явился учителем очень многих крупных психологов, приезжавших к нему в Лейпциг из всех уголков мира, в том числе из Америки и России.

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!