Англия от нормандского завоевания к свободе. Англия до нормандского завоевания

Проверка домашнего задания.

  1. Кто был заинтересован в объединении Франции (устный ответ)
  2. Причины объединения Франции (работа с инт.доской)
  3. Каких успехов добились в объединении Франции (устный ответ)
  4. Конфликт короля Филиппа 4 и папы Бонифоция 8 (устный ответ)
  5. Генеральные штаты:
  1. Сословия генеральных штатов (инт.доска)
  2. Определение Генеральных штатов (инт.доска).
  1. Деятельность Генеральных штатов.
  2. Из всего выше сказанного, давайте сделаем вывод: какое значение для Франции имело объединение

Объяснение нового материала №1

Нормандское завоевание. В 1066 году началось завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом. Так как он был в родстве с прекращающейся старой династией – предъявил права на королевский престол.

Он получил поддержку: папы римского; своих вассалов и рыцарей из других областей Франции.

Войска Вильгельма переправились через Ла-Манш и высадились на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастингсе , решившая судьбу страны.

Битва при Гастингсе.

В Англии стала править Нормандская династия. У большинства крупных феодалов Вильгельм отобрал земельные владения и раздал их своим рыцарям.

Каковы же последствия Нормандского завоевания:

  1. Усиление королевской власти (все присягнули Вильгельму и стали его вассалами);
  2. Начало образования централизованного государства;
  3. Усиление феодального гнета (была проведена перепись земель и населения – стали полнее учитываться доходы населения).

Как нормандское завоевание повлияло на развитие Англии?

Объяснение нового материала №2

Генрих II и его реформы.

Что можно сказать о Генрихе II. (стр. 161 – прочитать)

В период его правления в стране произошло очень много перемен и проведены ряд реформ:

  1. Судебная реформа
  1. создание королевского суда

(минуя суд местного феодала);

  1. суд для свободных –

12 присяжных;

  1. суд для зависимых крестьян –

суд феодала.

  1. Военная реформа:
  1. Введение щитовых денег

(особый взнос рыцарей королю вместо походов);

  1. На щитовые деньги содержалось:

народное ополчение, постоянное наемное войско.

  1. Усиление власти шерифов:
  1. На местах была образована власть шерифов –

королевских чиновников, которые

управляли графством: шериф собирал налоги,

преследовал нарушение порядка.

Какое значение имели данные реформы для Франции?

Объяснение нового материала №3

Великая хартия вольностей.

После смерти Генриха II власть перешла его старшему сыну – Ричарду I Львиное Сердце. После смерти Ричарда королем стал младший сын Генриха II – Иоанн Безземельный. В 1215 году он подписал Великую хартию вольностей – великая хартия оградила знать от произвола короля, также рыцарей и горожан. Однако подписав Хартию, Иоанн не собирался выполнять ее требования, заручившись поддержкой папы, он начал войну против своих противников, но в разгаре военных действий умер.

Работа с документом (стр.163. Стратегия смыслового чтения )

1 этап – До чтения текста:

  1. Прочитайте заглавие, выделите в нем знакомые и новые термины.
  2. Попробуйте предположить, о чем пойдет речь.

2 этап – Во время чтения текста:

  1. Находите новые слова и определяйте их значения по словарю.

3 этап – После чтения текста:

  1. Ответьте на вопросы к тесту и прокомментируйте их;
  1. Власть короля была ограничила, виновный поддавался суду.
  2. Хартия была выгодна свободным людям, баронам, купцам.
  3. Получили свободу, они могли отстоять его через суд – появился закон.

Объяснение нового материала №4

Парламент. Сын Иоанна Генрих III был бесхарактерным человеком, находился под влиянием своей жены. Щедро жаловал земли и доходы иностранцам, что вызывало недовольство среди населения.

В 1258 году бороны собрали королевский совет, получивший название «бешенный совет». Бароны выдвинули требования королю и он был вынужден принять требования:

  1. Без баронов король не мог решать важные дела;
  2. Иностранцы должны были вернуть полученные от короля замки и поместья.

Добившись своего бароны не позаботились о рыцарях и горожанах. В 1265 году чтобы укрепить свою власть граф Монифор созвал собрание, в которое вошли: крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и горожан. Это сословие получило название парламент.

Функции парламента:

  1. Участие в создании законов;
  2. Разрешение налогов;
  3. Контроль за использованием налогов;
  4. Ограничения деятельности баронов.

В парламенте эти две палаты действовали совместно, поэтому смогли провести закон о том, что ни один налог не будет собираться без согласия палаты общин. Утверждая новый налог, парламент обычно предъявлял королю свои требования и добивался от него уступок. Постепенно парламент стал участвовать и в изменении законов. Английский парламент имел большое влияние на государственные дела. Но крестьяне не участвовали в работе парламента. Многие бежали от своих господ – беглецы собирались в отряды, нападали на феодалов, епископов и чиновников. Об их приключениях народ сложил песни – баллады. Любимым героем английских баллад был добрый разбойник – Робин Гуд.

Есть ли отличие парламента от Генеральных штатов?

Посчитайте, сколько лет существует английский парламент?

  1. Давайте выделим, какими качествами обладал Робин Гуд?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Кафедра истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ

Герасимовой Натальи Юрьевной

студента 1 курса, 7 группы

очно-заочной формы обучения

Юридического заочного института

Научный руководитель:

Доцент Берзина А. А.

Москва 2014

Введение

1. Предпосылки сословно-представительной монархии в Англии

1.1 Англосаксонский Витенагемот

1.2 Нормандское завоевание

1.3 Укрепление королевской власти

1.4 Сословная структура Английского общества

2. Великая хартия вольностей 1215 г.

2.1 История создания

2.2 Общая характеристика Великой хартии вольностей

2.3 Основные положения Великой хартии вольностей

3. Возникновение парламента

4. Структура и компетенция парламента

Заключение

Список использованных источников

В ведение

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Английский парламент имеет удивительную историю. Его, можно назвать «праотцом» всех парламентов. Он возник в XIII веке и функционирует в наши дни. Феномен английского парламента вызывает многочисленные споры в английский и в отечественной историографии, именно поэтому данная тема является актуальной

В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Обычно королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно представительная система сложилась в результате острой борьбы, резко-негативных социально-политических противоречий между феодалами и королевской властью.

Главная цель курсовой работы -- выявление особенности развития и становления Английского парламента.

Для выполнения цели мною была проанализирована сословная структура английского общества. Так же, были рассмотрены этапы централизации и их влияние на развитие сословно-представительной монархии в Англии. На основе исторических источников, значительную часть курсовой работы я посвятила истории создания Великой хартии вольностей, анализу статей Хартии и значению, рассматриваемого мною, правового памятника.

Большое внимание было целесообразным уделить причинам оформления парламента в Англии, раскрыть особенности, состав компетенции. парламент монархия англия завоевание

В процессе написания курсовой работы, использовались приемы комплексной историко-правовой оценки общественно-политических, исторических и правовых фактов и событий.

История английского парламентаризма -- это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира. Именно поэтому я выбрала эту тему для своей курсовой работы.

1. Предпосылки сословно-представительной монархии в Англии

1.1 Англосаксонский Витенагемот

Парламент в Англии складывался постепенно, он прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. Витенагемот -- народное собрание, совещательный орган, который непосредственно инициировал, принимал и исполнял все важнейшие вопросы государственной политики. О.А.Жидков, Н.А.Крашенникова «История государства и права зарубежных стран» - М,1991

В состав Витенагемота входил слой военно-служилой знати (тэны), так же присутствовали представители духовенства (епископы, аббаты, наиболее влиятельные священнослужители) и высшая аристократия королевства (эрлы). Представителям Витенагемота присваивали титул Witan (Витан). На заседаниях витенагемотов присутствовала более ста человек. Совещательный орган созывался по мере необходимости, на усмотрение короля, но не реже раза за год. Витенагемот представлял интересы короля, англосаксонской знати и духовенства.

Компетенция Витенагемота была разнообразна, Витаны предоставляли совет королю по любому вопросу, который выносился на обсуждения. Вопросы затрагивали все сферы жизни. На совещании выносились вопросы налоговой, международной, судебной политики, решались проблемы обороны страны, вопросы войны и мира, социальные проблемы. Династический принцип наследования еще не был утвержден, поэтому каждый вступающий на престол король должен получить одобрение витенагемота.

Таким образом, Витенагемонт дал начало сословно-представительной монархии в Англии, благодаря тому, что он поддерживал принцип управления королём в согласии с представителями знати. Но он имел в основном совещательные функции и в большинстве случаев витенагемот подтверждал решения короля. возможности Витенагемонта влиять на политику королевской власти были незначительны.

После нормандского завоевания витенагемот преобразовался в Королевскую курию, для усовершенствования центрального государственного аппарата.

1.2 Нормандское завоевание

В 1066 году Англия подвергается захвату, его осуществляет нормандский герцог Вильгельм Завоеватель. Утром 14 октября 1066 произошла Битва при Гастингсе в которой нормандские войска атаковали англосаксов и битва закончилась полным поражением английских войск. Страну завоевали нормандцы. Король Гарольд был убит и Вильгельм был признан королём Англии.

Воцарение Вильгельма имело огромные последствия для развития Англии. Власть Вильгельма Нормандского была основана и опиралась исключительно на военную силу. Окончательно завоевание завершилось подчинением местной феодальной знати новому королю, что повлекло за собой формированию нового господствующего слоя феодального рыцарства, построенного на принципах вассально-ленных отношений. Так начинается ранненормандский период. Социальная структура и поземельные отношения были перестроены по образцу классического феодального общества.

В 1086 году Вильгельм I Завоеватель потребовал от всех свободных землевладельцев страны принесения ему присяги верности, а также объявил себя верховным собственником всей земли; эта присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными нести в его пользу военную службу

Нормандское завоевание имело огромное значение для дальнейшей истории Англии, оно содействовало завершению феодализации, укреплению королевской власти и усовершенствованию государственного строя.

1.3 Укрепление королевской власти

В ранненормандский период важной задачей для создания стабильной ситуации в государстве было усовершенствование центрального государственного аппарата. Для решения этой задачи, на основе англосаксонского витенагемота была создана Королевская курия, представляющая собой совещательный орган. Она была разделена на большой совет и постоянный правительственный совет (малую курию). Большой совет состоял из представителей высшей аристократии и духовенства, он созывался королём для решения наиболее важных вопросов государственного управления. Состав совета был изменен в интересах короля Вильгерма Завоевателя, вместо англосаксонских тэнов в Королевскую курию Вильгельма I и его преемников вошли англо-нормандские бароны и рыцари. Так же было упорядоченно количество созывов. Собрание собиралось три раза в год, на него должны были являться все бароны королевства, держащие свои земли от короля, а также высшее духовенство. Участие в совете было одной из основных обязанностей феодальной аристократии, это было сделано для укрепления авторитета короля лице крупных феодалов. Они давали советы королю по различным вопросам и заслушивали решения и законодательные акты короляИстория государства и права зарубежных стран. /Под ред. Батыра К.И. 2003 .

Постоянный правительственный совет (малая курия) занимался вопросами судебно-административной и финансовой власти. В ее состав входили королевские сановники: лорд-канцлер, лорд-казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны. При Генрихе I малая курия распалась на собственно королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно-административного органа, и счетную палату (палату "шахматной доски"), ведавшую финансовыми делами короля. Заседания курии возглавлял король, а в его отсутствие - высший юстициарий. Видное место в управлении занимали катугер, выполнявший роль государственного секретаря, и казначей, заведовавший королевской казной и возглавлявший счетную палату. К высшей сановной знати принадлежали также коннетабль и маршал (первый осуществлял юрисдикцию по военным делам, второй участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии) История государства и права зарубежных стран. /Под ред. Батыра К.И. 2003

После правления Генриха I к власти приходит Генрих II один из самых могущественных монархов XII века, он проводит политику по дальнейшему усовершенствованию государственного аппарата. Главной целью его политики стало укрепление юрисдикции государства. Для осуществления этой цели были проведены ряд реформ. Наиболее важная из них судебная реформа. Он лишил своих баронов права судить, законы короля были поставлены выше местных законов. Королевская курия стала постоянным действующим верховным судебным органам. Она состояла из пяти юристов -- трех мирян и двух клириков. Под юрисдикцией Королевской курии находились все королевские вассалы.

Так же к концу XII века был создан институт разъездных судей, они разрешали судебные иски в округах, кроме того, они осуществляли ревизию местного управления и контролировали деятельность шерифов.

Для дальнейшего укрепления юрисдикции государства в 1166 году был создан суд обвинительных присяжных. Институт присяжных обвинительных применялся и к уголовным и к гражданским делам.

Дальнейшей задачей короля было реорганизация армии. Начало реорганизации военных сил королевства, было положено военной реформой Генриха II. Реформу можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, взамен военной службы для феодалов был введен налог, который взымался каждый раз перед военной кампанией, деньги с этого налога Генрих II использовал на наемное рыцарское ополчение. Во-вторых, король обязал обзавестись оружием все свободное население на свои средства. В-третьих, наемные пешие и конные отряды и рыцарские ополчения графств, стали подчиняться через констеблей и шерифов только королю.

В результате реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов за счет наемной армии.

Следующей важной задачей в проявлении процесса государственной централизации в Англии XII - XIII вв было постепенное расширение финансовой базы центрального правительства. Финансовые возможности у государства в период правления Генриха II были весьма скромны. В связи с проведением реформ, ростом административных и военных расходов финансовые потребности государства были выше возможностей, эти обстоятельства потребовали реорганизации государственных финансов и проведения налоговой политики. Налоги стали взыматься регулярно, облагалось все имущество.

Все рассмотренные мною нововведения в области суда, военной организации и финансов в свою очередь требовали реорганизации государственного аппарата, его расширения и усложнения.

1.4 Сословная структура Английского общества

Оформление феодальных сословий в Англии происходило в специфических условиях. Это происходило по следующим причинам: во-первых, сословно-политические отношения до конца XII века усложнялись этническими различиями, во-вторых, централизация ленных отношений достигла такого уровня, которого западноевропейский феодализм еще не знал, в-третьих, сильная королевская власть оказывала сильное давление на феодалов.

В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвязанности с земельной собственностью. Однако в период ленной монархии не менее существенными стали различные иммунитеты и привилегии, предоставляемые государственной властью.

Высшее сословие пэров было весьма немногочисленным; это было одной из особенностей социальной структуры, сформированной английской ленной монархией. Доступ в него затруднен, поскольку зависел от обладания земельными владениями особого статуса. Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием значительными финансовыми и административными привилегиями, а главное, пэры обладали в подвластных им местностях юрисдикцией, равнозначительной королевской. Пэры были, наследниками фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом, большинство из них составляли и королевский двор. Ковалевский М. М. Общественный строй Англии в конце средних веков. -- М., 1880.

Вторым по значимости было сословие рыцарей. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные -- на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда. Вместе с тем еще одной особенностью социальной структуры средневековой Англии было то, что рыцарское сословие (основа феодального класса) не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем, которое в принципе было доступно любому.

Даже в период расцвета феодальных отношений сохранилось значительное по размерам сословие свободных держателей фригольдеров, формально в него объединялись и обладатели мелких рыцарских ленов, и ведущие собственное хозяйство крестьяне, и даже отчасти городское население. Основной привилегией этого сословия (обязанного нести военную службу и уплачивать налоги) и одновременно отличием было право личного участия в судопроизводстве, а затем и в самоуправлении. В силу таких особенностей социальный переход между фригольдерами и рыцарством становился почти неуловимым, что позднее придало особый социальный облик английскому «новому дворянству».

Принадлежность к сословной иерархии была не только объективной, но и принудительной. В развитие древних англосаксонских законов, всем свободным и несвободным предписывалось вступить под покровительство высших. Уже по законам Генриха II предписывалось, что каждый бродячий человек «должен быть арестован и находиться под арестом, пока не явится его господин и не поручится за него». Омельченко Олег Анатольевич/"Всеобщая история государства и права 1998 Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством всего населения. В итоге между феодальными магнатами и королевской властью сложился политический конфликт. Ко всему прочему, к нему присоединились два других знатных сословий -- дворянство и городская верхушка. Так к началу XIII века в Англии начала постепенно складываться острая политическая борьба.

2. Великая хартия вольностей 1215 г .

2.1 История создания

Реформаторская деятельность Генриха II усилила королевскую власть до крайних, практически деспотических пределов и стала одной из предпосылок политического кризиса, разразившегося при одном из его преемников -- Иоанне Безземельном (1199-1216). Вступив на престол, он начал проводить внешнюю политику. В 1202 году началась англо-французская война. Для ведения войны в Англии не хватало средств, поэтом, Иоанн стал налагать на своих вассалов и другие слои английского общества чрезвычайно высокие сборы, нарушая при этом все существующие обычаи и ведя себя при этом зачастую вызывающе и неуважительно по отношению к баронам. Он злоупотреблял во внутренней и внешней политики, взымал чрезвычайно высокие налоги, требовал оплачивать штрафы, вел бесперспективную войну во Франции. Так же, он ввел массовую практику конфискации земель в пользу короны за неисполнение обязанностей по военной службе, при этом Иоанн игнорировал установленные обычаем различные льготы по военной службе. Петрушевский Д. М./ Очерки из истории английского государства и общества в средние века. -- 4-е изд. -- М., 1937.

Злоупотребления Иоанна породили атмосферу всеобщего недовольства в английском обществе: уже в 1201 году в ответ на требование короля отправиться с ним на войну графы и бароны на совещании в Лестере решили заявить королю, что не будут воевать, пока им не будут возвращены их законные права. В 1207 году архиепископ Йоркский выразил протест против налога, который корона решила взимать с церковного имущества. Однако подобные выступления пока носили единичный характер и легко подавлялись королевской властью. Поворотным событием, которое в результате способствовало возникновению общего движения против королевской власти, стало противостояние короля и главы католической церкви -- папы римского

В 1214-1215 в Англии начался политический кризис, война с Францией окончилась поражением Иоанна и его союзников.

4 ноября 1214 года состоялось совещание короля и баронов в аббатстве Эдмондсбери (Бери-Сент-Эдмендс). Совещание не привело ни к каким результатам, и король покинул аббатство. Бароны, оставшись в аббатстве под предлогом богомолья, 20 ноября устроили тайное собрание, на котором была оглашена «некая хартия короля Генриха I, которую бароны эти получили от Стефана, епископа Кентерберийского, в городе Лондоне» (Стэббс). Все присутствующие на этом собрании бароны дали клятву в том, что если король Иоанн откажется восстановить в Англии законы Эдуарда Исповедника и права, записанные в указанной хартии, то они все вместе и одновременно выступят против короля войной. Они решили, что будут сражаться до тех пор, пока он не подтвердит хартией и королевской печатью всего того, чего они требуют. Каждый из баронов взял на себя обязательство к 25 декабря 1214 года подготовить определенное количество вооруженных всадников и пехоты, запастись продовольствием, вооружением и снаряжением и после рождественских праздников вместе со всеми отправиться к королю и предъявить ему свои требования. Дмитричев Ф. М. Великая хартия вольностей: канд. юрид. наук. -- М., 1948.

Бароны направили к королю своих делегатов. Делегаты потребовали, чтобы король подтвердил вольности и законы короля Эдуарда вместе с другими вольностями, данными им королевству Англии и английской церкви, как они записаны в Хартии короля Генриха I. Король отказался подтверждать вольность и пытался другими уловками остановить волнения. Получив отказ, бароны теперь уже и формально отреклись от вассальной верности королю и начали активную политическую борьбу, на стороне короля осталась лишь небольшая свита. Иоанн был вынужден вступить в переговоры и 15 июня 1215 года король приложил свою печать к петиции баронов, перечислявшей их требования, -- так называемым Баронским статьям.

2.2 Общая характери стика Великой хартии вольностей

Великая хартия вольностей написана на латыни и состоит из 63 статей, не расположенных по какой-либо определенной системе. В литературе отмечалось что, Хартия «носит на себе следы своего беспорядочного и поспешного составления; ее статьи, очевидно, вписывались в нее по мере того, как каждая из них в отдельности приходила на ум людям, договаривавшимся с королем». Исходя из предмета правового регулирования, статьи Хартии можно разделить на шесть групп: об общем совете королевства и комитете 25 баронов, о сборах, налогах и повинностях, о судоустройстве, судопроизводстве и исполнении решений по имущественным спорам, о правах церкви, о правах городов и о торговле, о наследственном праве и опеке. Отдельно выделяется группа статей, действие которых ограничено сравнительно коротким сроком (в частности, о конкретных обязательствах короля) Есаян Э. С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: канд. юрид. наук. -- Ер., 1986.

Изначально Великая хартия вольностей носила восстановительный (по выражению советских историков -- реакционный) характер: в большинстве статей она закрепляла, упорядочивала и уточняла общепризнанные и устоявшиеся обычно-правовые нормы феодальной Англии. В частности, статья 2 Хартии не только подтверждала обязанность наследников графов и баронов и других непосредственных держателей земли от короля уплачивать только «старинный рельеф», но и фиксировала его законные рамки в денежном выражении; в статьях 3--5 закреплялись традиционные нормы о принадлежащем королю праве опеки над несовершеннолетними наследниками своих вассалов и т. д. Добиваясь подписания Хартии, английские бароны преследовали, прежде всего, свои собственные феодальные интересы; они не только стремились оградить эти интересы от произвола со стороны королевской власти, но и имели вполне определенную цель ввести эту власть в чисто феодальные рамки, ограничивающие ее отношениями сюзерена и вассалов Петрушевский Д. М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века. -- М., 1918.

Однако, преследуя защиту феодальных интересов, нормы Хартии использовали ряд прогрессивных принципов -- соответствия действий должностных лиц закону, соразмерности деяния и наказания, признания виновным только в судебном порядке, неприкосновенности имущества, свободы покинуть страну и возвратиться в нее и других. Сама юридическая техника Хартии способствовала тому, что она вышла за пределы чисто феодального договора и ввела в английское право основополагающий и доселе неслыханный принцип подчинения власти праву под угрозой правомерного вооруженного отпора со стороны населения. Д. М. Петрушевский назвал Хартию «договором, который раз и навсегда связал королевскую власть в отношении к обществу и долго служил знаменем, объединявшим всех свободных людей английского королевства в борьбе за политическую свободу». По мнению английских историков, Великая хартия вольностей «служит истинным основанием английской свободы. Все достигнутое позднее составляет немногим более простого подтверждения, комментария к ней, и если б все дальнейшие законы уничтожены были, то все еще остались бы эти смелые черты, отделяющие свободную монархию от деспотической Гнейст Р. История государственных учреждений Англии / Пер. с нем. под ред. С. А. Венгерова. -- М., 1885.

2.3 Основные положения Великой хартии вольностей

В Великой хартии вольностей содержалась попытка существенно ограничить королевскую власть, что особенно проявилось в статьях 12, 14 и 61. Несмотря на то, что эти статьи оставались действующим правом всего несколько недель (с 15 июня по 24 августа 1215 года), их влияние на последующее правовое развитие и государственные институты Англии оказалось весьма значительным. Норма статьи 12 гласит: «Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной». Статья 14 регулировала порядок созыва упомянутого Совета, а статья 61 возлагала обязанность контролировать соблюдение Хартии на комитет из 25 баронов, призванный вместе с «общиной всей земли» принуждать короля к ее исполнению, оставляя в неприкосновенности его лично и членов его семьи.

Совет королевства не был чем-то новым в истории Англии. Еще при англосаксонских королях действовал витенагемот, выполнявший совещательные функции. После нормандского завоевания его заменил так называемый Великий совет, состоявший из непосредственных вассалов короля, которые заседали в нем в качестве держателей земельных владений; роль Великого совета фактически ограничивалась необязательными советами королю и выслушиванием его указаний. Статья 14 Великой хартии вольностей имеет своей целью конституировать феодальный совет, установив его состав, права, компетенцию, время и место деятельности. Каждому архиепископу, епископу, аббату, графу и старшему барону была предоставлена гарантия, что каждый из них непосредственно будет принимать участие в обсуждении общегосударственных вопросов, которые будут рассматриваться в высшем органе государственной власти -- общем совете королевства. Участники этого совета получили право высказывать свои мысли по поводу обсуждаемых вопросов и давать свои советы. В целях обеспечения надлежащей работы совета статья 14 Хартии обязывала короля не позднее, чем за 40 дней до созыва совета разослать приглашения лицам, имеющим право на участие в нем, и довести до их сведения вопросы, планируемые к обсуждению. Общий совет королевства являлся непосредственным, а не представительным органом государственной власти: его участники никем не избирались и не назначались. По существу общий совет королевства являлся большой королевской курией в полном составе, однако с правом отказа королю в взимании пособия или щитовых денег. Основываясь на этом новом для английского феодального совета полномочии, в литературе общий совет королевства называют предшественником парламента Англии.

В качестве гарантии соблюдения прав и вольностей баронов статья 61 Хартии предусматривала особый комитет из 25 баронов -- коллегиальный орган, члены которого подлежали избранию из среды баронов. В соответствии со статьей 61 в случае, если король или королевское должностное лицо нарушит какое-либо из положений Хартии и об этом будет сообщено четырем из 25 баронов, они обращаются к королю или его юстициарию в случае отсутствия короля в стране с просьбой немедленно восстановить нарушенное право. Если в течение 40 дней после этого представления король или его юстициарий не исполнит требуемое, в таком случае четыре барона сообщают об этом остальным членам комитета. После этого все двадцать пять баронов вместе с «общиной всей земли» предпринимают действия по принуждению короля к восстановлению права, в том числе путем захвата замков, земель, владений и любыми другими способами, пока не будет устранено правонарушение. По сути в распоряжение 25 баронов были переданы все средства государственного принуждения, включая армию, тюрьмы и народное ополчение. Кроме того, статьи 52 и 55 Хартии закрепляли за комитетом 25 баронов верховную судебную власть в королевстве: в качестве верховного суда первой и последней инстанции комитет рассматривал все споры, связанные с лишением феодалов земельных владений, замков, феодальных вольностей, политических, имущественных и личных прав. На основании статьи 55 комитет принимал от всех жителей Англии иски к короне на предмет взыскания денег, незаконным образом взятых при взимании пошлин за вдовью часть, за приданое, за вступление в брак и наследство, а также при обложении различными штрафами в пользу королевской власти.

Статья 61 обязывала всех жителей Англии принести двадцати пяти баронам присягу в том, что каждое лицо неукоснительно будет повиноваться их приказам. Король обязывался не только не препятствовать в принесении такой присяги, но и дать публичное разрешение на это; более того, король должен был собственным приказом заставить принести присягу тех, кто не захочет сделать этого добровольно. В Хартии сделана попытка поставить действия комитета 25 баронов в некоторые рамки и в какой-то мере сохранить на королем статус главы феодалов: при вооруженных действиях комитета личность короля и его семьи оставалась неприкосновенной. Также было особо оговорено, что после устранения правонарушения бароны должны снова повиноваться королю, «как делали прежде». Решения в комитете принимались большинством присутствующих членов. Все двадцать пять баронов должны были дать присягу в надлежащем исполнении своих обязанностей. Есаян Э. С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: канд. юрид. наук. -- Ер., 1986. . Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. -- 4-е изд. -- М., 1937.

Так же в Великой хартии вольностей было прописано реформирование системы налогообложения. Например, Статья 12 Великой хартии вольностей полностью отменила прежний фискальный правопорядок, лишив короля права произвольно устанавливать налоги и повинности: отныне ни щитовые деньги, ни денежное пособие не должны были взиматься иначе, как с согласия общего совета английского королевства.

Всего ограничению финансовых прав короны и ее права устанавливать повинности так или иначе посвящены более двадцати статей Хартии (2--4, 7, 10--12, 14, 15, 20--23, 25, 26, 28--31, 36, 40, 41, 55) -- треть всего документа, что свидетельствует о том большом значении, которое бароны придавали фискальному главенству короны как основному источнику государственного произвола. Статьи 12 и 14 закрепляют за общим советом королевства и комитетом 25 баронов право контролировать установление налогов и сборов. Остальные статьи направлены против конкретных налогов, штрафов, повинностей и других, в том числе чрезвычайных поборов, которые взимали короли Англии начиная с Вильгельма Завоевателя. В частности, статья 28 запрещает безвозмездное изъятие имущества королевскими чиновниками, в статьях 30 и 31 выполнение отдельных безвозмездных натуральных повинностей (предоставление лошадей и повозок для перевозки, предоставление леса для строительства укреплений) связывается с согласием выполняющего. Статьи 28, 30 и 31 защищали права не только феодалов, но и значительной части фригольдеров. В статье 23 запрещено обязывать общины и отдельных лиц сооружать мосты, «кроме тех, которые издревле обязаны делать это по праву».

Особое значение имела статья 25, согласно которой должностные лица отныне должны были сдавать сбор налогов на откуп только «за плату, какая установлена издревле, без всякой надбавки»; тем самым устранялась практика чрезмерного увеличения платы за откуп, из-за которой откупщики не могли собрать налог, не прибегая к неправомерным вымогательствам Дмитричев Ф. М. Великая хартия вольностей: канд. юрид. наук. -- М., 1948.

В трех статьях были урегулированы обязанности рыцарей. Статья 16 устанавливала, что «никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него»; эта норма была направлена против многочисленных платежей в пользу короны, выплачивавшихся рыцарями помимо военных обязанностей. В статье 29 был частично урегулирован вопрос об отдельных платежах, которые выплачивали рыцари помимо несения военной службы: «никакой констебль не должен принуждать рыцаря платить деньги взамен охраны замка, если тот желает лично охранять его или через другого честного человека, если сам он не может сделать этого по уважительной причине». Статья 43 гарантировала неизменность положения наследников держателей от барона в тех случаях, когда барония становилась выморочной и переходила в руки короля. Такой наследник обязаны был платить «тот рельеф, какой он давал бы барону» и нести «ту службу, какую он нес бы барону», как если бы барония находилась в руках самого барона.

В Хартии заключались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия. Было признано, что суды заседают в определенном месте и что в разборе общих тяжб первенствуют суды (ассизы) графств. Это гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судебные права баронов и магнатов. В отношении свободных закреплялось правило соразмерности штрафов и совершенных преступлений. Приговоры должны быть вынесены строго «на основании показаний честных людей из соседей». Устанавливалось право знати на суд исключительно равных (пэров). Часть статей посвящалась ограничению полицейского верховенства короны. Все следствия и расследования должны проводиться только в своем графстве при участии выборных от местных сословий, ликвидировалось право короля вмешиваться в споры между феодалами по поводу земель путем особых полицейских предписаний. Корона гарантировала, что на должности судей, шерифов и др. будут назначаться лица, знающие законы страны. Несколько сокращались финансовые прерогативы короля.

Совершенно новым для Англии мотивом законодательства было закрепление за сословиями права на санкции в отношении короны. Признавалось существование Совета 25 баронов, «которые должны всеми силами блюсти и охранять мир и вольности» в королевстве. За Советом закреплялось даже право «принуждать и теснить» короля любыми способами (захватом замков, земель и т. д.), если будет обнаружено нарушение вольностей и прав. В финансовых вопросах также решающим должно быть слово общего совета королевства, который Хартия предписывала созывать определенным порядком, с участием представителей с мест.

В Хартии были записаны положения, формально посвященные укреплению правосудия, но которые, по сути, признавали вообще за свободным населением некоторые незыблемые гражданские права. Ст. 38-42 объявляли незыблемым право свободно покидать королевство и возвращаться в него (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать равное и бесплатное правосудие. Предоставление «права и справедливости» в стране могло быть исключительно делом государственной власти и в интересах всех. Никто не мог быть арестован, лишен собственности «или иным способом обездолен» иначе, чем по решению суда и по закону, воспрещались неправосудные аресты и задержания. Эти принципы Хартии в последующем стали особенно важными в политико-правовой борьбе против государственного абсолютизма и всевластия короны, едва ли не первой в мировой истории декларацией гражданских прав.

Хартия дала толчок и к длительной борьбе сословий с короной за свои права и вольности, и к существенным переменам в государственной организации.

Политическое ослабление королевской власти и юридическое закрепление привилегий сословий, вызвали к жизни новые установления и учреждения в государстве.

3. Возникновение парламента

Борьба феодальных сословий против короля, которая началась еще при Иоанне Безземальном, достигла своего апогея в 50-60-е гг. XIII в. В 1224 году на престол вступает его сын Генрих III, Он был человеком негосударственного склада ума, доверчив и неэнергичен. Его политика привела к появлению сильной оппозиции, которую поддержали все сословия Англии.

Поводом к активным действиям антикоролевского фронта стал Большой совет 1258 года, на котором король потребовал огромную сумму денег для покрытия долга папской курии. 11 июня 1258 года состоялся вооруженных баронов. Съезд, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Всего 29 пунктов петиции. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии». Согласно «Оксфордским провизиям» вся власть передавалась в руки 15 баронов, теперь они могли полностью контролировать деятельность короля и всех высших должностных лиц. К тому же в нем было прописано необходимость созывать парламент три раза за год. Парламент должен состоять из «совета пятнадцати» и 12 выборных баронов от общины.

Таким образом, бароны установили свое господство в Англии. Это вызвало недовольство рыцарей, горожан и других слоев населения. Они провели собрание в Вестминстере и провозгласили Вестминстерские провизии. Этот документ устанавливал гарантии прав мелких вассалов по отношению к их сеньорам.

Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами началась гражданская война.

Гражданская война длилась в период с 1258 по 1267. И стала самым главным толчком для возникновения парламента. Ситуация в Англии настолько обострилась, что король должен был идти на уступки, цена которых относительное спокойствие в государстве. Симон де Монфор, возглавлявший войско баронов, одержал верх над королем и, желая получить поддержку рыцарей и горожан, созвал парламент 1265 году. Он стал первым парламентом Англии и представлял интересы всех представителей государства.

В первом парламенте заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Но, не смотря на все компромиссы, начались массовые волнения со стороны крестьянства, произошел раскол со стороны Монфора и военные действия возобновились.

Король был вынжден учредить постоянный парламент, с этого момента начинается сословно-представительная монархия Англии.

4. Структура и компетенция парламента

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До редины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов". В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места безобщего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

К середине XIV в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в XVI в. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в XIV-XVвв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими). К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине XIVв. двести человек (к началу XVIII в. представителей общин было уже более пятисот). Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии.

С 1330 г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминстерское аббатство. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363 г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке. В XIV-XVвв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность.

Заключение

Все вышесказанное позволяет утверждать, что парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в том числе внешнеполитических, проблем в интересах социального мира.

Таким образом, возникновение парламента в Англии было плодом острой борьбы сначала феодальной верхушки за ограничение королевской власти, а впоследствии и средних и низшие слоев населения против деспотизма баронов. Так сложился компромисс власти, который совершенствуясь и эволюционируя существует до сих пор. Не исключено, что уникальность Английского парламента дала этому государству возможность показать превосходство в своем развитии, подготовив плацдарм для конституционной монархии в будущем и раннего становления национального государства.

Так же, можно сделать вывод, что английский парламент был значительно совершеннее других сословно-представительных органов европейских государств.

Значение английского парламентизма для дальнейшего развития истории Англии чрезвычайно высоко. Парламент, являясь законодательным органом, стал основой для создания государства, в котором вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Он стал толчком для развития демократической правовой государственности.

В Англии, пожалуй, раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей). Основой для этого, по моему мнению, послужили особенности англичан как нации, во-первых. И создания английского парламента, во-вторых

Первоначальные функции английского парламента трансформировались на протяжении многих веков и не однократно были взяты за основу многими странами мира.

К началу XX века Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.

С писок использованных источников

1. Гутнова Е.В. - Возникновение английского парламента (Из истории английского общества и государства XIII века)

2. Дмитричев Ф. М. Великая хартия вольностей: канд. юрид. наук. -- М., 1948.

3. Есаян Э. С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: канд. юрид. наук. -- Ер., 1986.

4. История государства и права зарубежных стран. /Под ред. Батыра К.И. 2003

5. Ковалевский М. М. Общественный строй Англии в конце средних веков. -- М., 1880.

6. О.А.Жидков, Н.А.Крашенникова «История государства и права зарубежных стран» - М,1991

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины политической борьбы, развернувшейся в XIII в. в Англии и определившей ее последующее развитие. Противостояние оформившихся сословий сильной королевской власти. Подписание Великой хартии вольностей 1215 года. Значение данного документа для Англии.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2009

    История возникновения сословно-представительной монархии в Англии. Анализ процесса сплочения феодалов в сословия. Содержание Великой хартии вольностей. Характеристика права собственности и обязательственного права по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2011

    Нормандское завоевание. Первые мероприятия Вильгельма Завоевателя. Особенности феодального развития в Англии. Складывание феодальной иерархии. Книга страшного суда. Социальная структура общества. Укрепление центрального аппарата власти.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2004

    Предпосылки возникновения парламента в Англии. Централизация государственной власти в Англии XI-XIII веках. Установление военного превосходства короля над феодалами. Возникновения, социальный состав и политические функции парламента в XIII-начале IV вв.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Источники и общая характеристика документа. Отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии. Хартия и политические требования баронства: "конституционные статьи". Историческая оценка Хартии 1215 года.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2007

    Формирование конституционной монархии в Англии. Дуалистическая и парламентарная монархия в Англии XVIII-XIX вв. Модернизация политической системы в Великобритании: монархия "милостью парламента". Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв.

    реферат , добавлен 14.02.2014

    Нормандское завоевание Британии и образование единого английского государства. Изменения в общественном и государственном строе Англии после завоевания. Первые шаги Вильгельма на английском престоле. Становление иерархической системы управления.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Особенности социально-экономического и политического развития России в середине XVI в. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России. Органы власти и управления сословно-представительной монархии. Происхождение земских соборов.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Особенности сословной структуры. Великая Хартия Вольностей: внешняя история памятника права, основные положения. Создание парламента, последствия. Развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Система местного управления и правосудия.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Политическая обстановка в Англии к концу правления Иоанна Безземельного и создание "Великой хартии вольностей". Отражение интересов баронов в грамоте. Защита прав горожан, рыцарей и иных слоёв населения в политико-правовом документе средневековой Англии.

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отно­шений среди англосаксонских племен. В течение IX -XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, об­ладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уантагемот собрание мудрых »). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории английской феодальной государствен­ности связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским гер­цогом Вильгельмом Завоевателем, ставшим английским королем Вильгельмом I .

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.

Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля. Высши­ми должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий, управляющий землями и имуществом короля; канц­лер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, - палата Шахматной доски.

1. Основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

· период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. Основные черты общественного строя

В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи.

В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.


3. Характеристика государственного строя

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

· свое право верховной собственности на землю;

· монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

· право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

· право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов , в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия вита-нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Нормандское завоевание. В 1066 г. Англия вновь подвергается захвату нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Англо-саксонская знать, оказавшая сопротивление завоевателям, была большей частью истреблена.

Все, кто получил землю, становились вассалами короля. Среди них различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны, или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Благодаря этому обстоятельству феодальный строй был более четко организован, чем, например, во Франции

Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения - маноры. Кроме того, короли сохранили англо-саксонские учреждения, которые способствовали централизации государственной власти.

Через 20 лет после завоевания, в 1086 г., в Англии была произведена перепись населения, земли, скота, орудиий труда, получившая название Книги Страшного суда. (Она так названа потому, что никого не пощадила, как не пощадит никого и день Страшного суда.) Перепись преследовала две цели: получить сведения, необходимые для сбора гельда - поимущественного налога, и информировать короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов. Этот документ дает точную картину социальной структуры Англии и свидетельствует о полной феодализации общества.

Таким образом, нормандское завоевание имело большое значение для Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации; усилило королевскую власть и закрепило политическое единство страны; способствовало усилению связей Англии с континентом.

Государственный строй. В XII в. королевская власть упрочилась. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти. Pначительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган (малую курию). Государственный аппарат, созданный Генрихом I, получает дальнейшее развитие в царствование Генриха II (1154-1189).

Реформы Генриха II . Главное направление реформаторской деятельности Генриха II было связано с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

Судебная реформа (наиболее важная для дальнейшей истории Англии) проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (ассизой называли иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Во всех этих случаях речь идет о земле - это земельные иски. Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в Королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму.

Ассизами Генриха II из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по иммунитетным привилегиям феодальных магнатов. Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по-прежнему и в обычные сотенные и манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела), в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалии (испытаний). Естественно, что в королевский суд обращались охотнее, и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась.

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале XIII в. Королевская курия разделилась на суд королевской скамьи , ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб , ведавший делами общего характера.

Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления.Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей . Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор.

Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги» содержалось наемное рыцарское войско. В то же время Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение.

Великая хартия вольностей . В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, сильной королевской власти противостояли сословия.

Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, дворянство и городская верхушка, высшим духовенством и пр.

В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили

Центральное место в хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа - рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, в связи со свадьбой старшей дочери от первого брака.

Вместе с тем некоторые постановления хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов.

Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не раз

45. Образование сословно-представительной монархии в Англии в 13 – 15 в.в. Возникновение и развитие парламента. Во второй половине XIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.

В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. Усилившаяся королевская власть рано лишила магнатов иммунитетных привилегий. Но высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян - рыцарей и джентри (новое дворянство)- сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.

Поводом к открытому выступлению послужил созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал огромную сумму денег для покрытия долга папской курии (речь шла о сборе в казну трети доходов от движимой и недвижимой собственности).

11 июня 1258 г. вооруженные бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название «бешеного парламента», предъявили королю петицию из 29 пунктов. Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями.

Итак, в 1258 г. баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215 г.,- установить свое господство. Это вызвало недовольство рыцарей, горожан и других слоев населения. В противовес Оксфордским провизиям они, собравшись в Вестминстере, провозгласили Вестминстерские провизии. Этот документ устанавливал гарантии прав мелких вассалов по отношению к их сеньорам и предусматривал некоторые улучшения деятельности местных органов и судопроизводства. Это была первая самостоятельная общеполитическая программа рыцарства и примыкающих к нему фригольдерских слоев, отличная от программы баронов.

Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами началась гражданская война (1258-1267).

Симон де Монфор, возглавлявший войско баронов, одержал верх над королем и, желая заручиться поддержкой рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. парламент, который считается первым парламентом Англии, поскольку он относительно полно представлял всю страну. В парламенте заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Начавшиеся волнения среди крестьянства привели к расколу среди сторонников Монфора: часть из них перешла на сторону короля. Военные действия возобновились, и Монфор погиб. Несмотря на военные успехи, король был вынужден пойти на компромисс с баронами, рыцарями и горожанами. Результатом этого было учреждение парламента.

В 1295 г. король Эдуард I созвал парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.

Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая - источник его политического влияния и могущества. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами допускается только с согласия парламента.

Одновременно с финансовой функцией парламент приобретает судебную. Высокий суд парламента был олицетворением справедливости. Судебная функция палаты общин выражалась в возможности обвинять высших должностных лиц государства в злоупотреблении своими обязанностям. Такие дела рассматривались палатой лордов, ставшей к концу XIV - началу XV в. высшей судебной инстанцией страны.

Основной формой парламентской деятельности были петиции. В них палата общин излагала просьбу об изменении существующих прав или об установлении новых. При поддержке петиций палатой лордов и королем они становились основой для издания соответствующего закона. От петиций перешли к биллям. Теперь палата общин не просила, а предлагала готовый законопроект. После утверждения биллей палатой лордов и подписанием их королем они становились законами (статутами). Так палата общин приобрела еще одну функцию - законодательную.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

Итак, к XV в. сложилась структура английского парламента, постоянной стала должность спикера (председателя нижней палаты), определились функции парламента, утвердились некоторые процедуры его работы. Например, был установлен принцип свободы слова, короли не вмешивались в дебаты, происходившие в палатах. Члены парламента обладали неприкосновенностью, они не могли быть арестованы в течение сессии и 40 дней после ее окончания.

РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Издавна территорию острова Британия населяли кельтские племена. С 43 г. н.э. Британия входила в состав Римской империи, но господство римлян не привело к романизации кельтов, которые смогли сохранить свою самобытность. В IV в. римские легионы покинули остров, намереваясь вернуться сюда позднее. Однако падение Римской империи сделало эти планы несбыточными. В V в. Британия подверглась нашествию германских племен англов и саксов. Часть кельтов была перебита, часть переселилась на север острова, где была сохранена независимость, часть подчинена германцам и в конечном счете слилась с ними. И завоеватели, и покоренные племена находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Вскоре на территории Британии образовалось семь англосаксонских королевств .

Основное население этих государств составляли свободные крестьяне-общинники (керлы).

Родовая знать (эрлы) сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть. В благодарность за службу дружинники получали от короля в дар общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Со временем королевские пожалования приобрели широкий размах. Одновременно новые земельные собственники получали от короля всю полноту власти в своих землях. Крестьяне несут в пользу земельных собственников многочисленные повинности и становятся лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли регулярные повинности в пользу государства. Так постепенно общинные отношения были заменены феодальными , которые к XI в. господствовали на территории Англии.

Англосаксонские королевства представляли собой раннефеодальные монархии, порядок управления в которых был типичен. Административной единицей являлось графство . По мере становления государственной организации народные собрания были заменены собраниями графств , на которых присутствовала светская и духовная аристократия. Вместо избираемых прежде эльдорменов собрания возглавлялись королевскими чиновниками (шерифами). В VII–IX вв. важную роль в государственном управлении играл совет знати (уитенагемот). Наиболее важные вопросы - принятие новых законов, раздел земли, ведение войны и заключение мира - король решал с участием этого совета.

В 827 г. угроза нападения датчан заставила англосаксонские королевства объединиться под властью Экберта, короля Уэссекса . С Х в. это единое государство называется Англией.

В конце IX в. королем единого государства стал Альфред Великий, который, осознавая слабость своего государства и невозможность защитить его от датчан, договорился с ними о предоставлении им восточной части королевства. Отныне власть Альфреда распространялась только на западную часть Англии. Время правления Альфреда отмечено укреплением государственной организации: важное значение приобретал королевский двор, появилась королевская канцелярия, активное участие в управлении дворцовым хозяйством и государством в целом принимают кравчий, эконом, казначей, капеллан. Король большое внимание уделял законодательству, судопроизводству, армии.

Судебник Альфреда - один из важных правовых памятников раннефеодального периода. Альфред создал сильное государство, с которым в Х в. слилось Датское государство (восточная часть острова), и Англия вновь стала единой. В XI в. датчанам снова удалось завоевать Англию, и некоторое время государством правил датчанин Кнут Великий , оставивший известные Законы Кнута , в основе которых лежат обычаи английского государства.

Правивший после Кнута Эдуард Исповедник остался в памяти последующих поколений как справедливый король, о «добрых» законах которого вспоминали в разные времена, выражая недовольство существующей властью.

НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ

В 1066 г . Англия вновь подвергается захвату, на этот раз нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем .

Мероприятия Вильгельма завоевателя:

1) Англо-саксонские землевладельцы лишились своих владений и на смену им пришла новая норманнско-французская знать.

2) Когда Вильгельм распределил земли новым баронам, он избежал концентрации баронских владений в одном месте, что препятствовало образованию независимых феодальных сеньорий.

3) Огромное количество земли Вильгельм взял себе, составивший около 1/7 всей пахотной земли Англии, что способствовало усилению королевской власти в Англии

4) Все феодалы становились его вассалами: были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами.

В 1086 г. все вассалы приняли общую присягу верности королю Вильгельму Завоевателю. Король стал единым сеньором для всех феодалов.

В Англии принцип «Вассал моего вассала – мой вассал».

5) Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения - маноры.

6) Через 20 лет после завоевания, в 1086 г., в Англии была произведена перепись населения, земли, скота, орудиий труда, получившая название Книги Страшного суда . (Она так названа потому, что никого не пощадила, как не пощадит никого и день Страшного суда.)

Две цели переписи:

1) получить сведения, необходимые для сбора гельда - поимущественного налога,

2) информировать короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов.

Этот документ дает точную картину социальной структуры Англии и свидетельствует о полной феодализации общества. Таким образом, нормандское завоевание имело большое значение для Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации, усилило королевскую власть и закрепило политическое единство страны, способствовало усилению связей Англии с континентом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

В XII в. королевская власть упрочилась. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти. Но долго так продолжаться не могло. Новые бароны , усилив свои позиции как земельные собственники, стали стремиться к самостоятельности . Первое баронское выступление против королевской власти произошло в правление Генриха I (1100–1135), вынужденного дать баронам Хартию вольностей, послужившую началом важных изменений в английском феодальном государстве. Со стороны королевской власти были сделаны серьезные уступки, цена которых - относительное спокойствие в государстве.

РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I.

В правление Генриха I был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат.

Королевская курия разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган (малую курию).

1. Большой совет созывался три раза в год (на Рождество, Пасху и Троицу) в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших представителей знати страны.

Компетенция :

1) давать королю советы по всем вопросам, выносившимся на обсуждение

2) заслушивать решения и законодательные акты короля.

Однако король был заинтересован в функционировании этого учреждения, поскольку таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий.

2. Малая курия : осуществляла высшую судебно-административную и финансовую власть. В ее состав входили королевские сановники: лорд- канцлер, лорд-казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны.

При Генрихе I малая курия распалась на собственно Королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно-административного органа, и Счетнуюпалату (палату «шахматной доски »), ведавшую финансовыми делами короля.

Заседания курии возглавлял король, а в его отсутствие - высший юстициарий.

3.Канцлер , выполнявший роль государственного секретаря

4. Казначей , заведовавший королевской казной и возглавлявший Счетную палату.

5. Коннетабль : осуществлял юрисдикцию по военным делам,

6. Маршал : участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии.

Наряду с укреплением центрального аппарата при Генрихе I усилилась также власть на местах .

Эту власть осуществляли шерифы .

РЕФОРМЫ ГЕНРИХА II (1154–1189).

Главное направление реформаторской деятельности Генриха II было связано с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

1. Судебная реформа (наиболее важная для дальнейшей истории Англии) проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (ассизой называли иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход . Во всех этих случаях речь идет о земле - это земельные иски.

Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в Королевскую курию , заплатив за это соответствующую сумму. Ассизами Генриха II из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по иммунитетным привилегиям феодальных магнатов.

Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по-прежнему и в обычные сотенные и манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества: практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела) в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалии (испытаний).

Естественно, что в королевский суд обращались охотнее и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась. Королевская курия , ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков . Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы.

В начале XIII в. Королевская курия разделилась на

1) суд королевской скамьи , ведавший уголовными делами и разбором апелляций,

2) суд общих тяжб, ведавший делами общего характера.

Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей . Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления.

Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей . Согласно ассизамв каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни , которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди, дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они или были свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам. Принцип расследования через присяжных был применен Генрихом II и к уголовным, и к гражданским делам.

2. Военная реформа была проведена во второй половине XII в.

Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги » содержалось наемное рыцарское войско . В то же время Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение. В соответствии с ассизой о вооружении все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам.

В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации государства.

3. В 1164 г. Генрих II предпринял попытку упразднить привилегию духовенства в сфере юрисдикции. Кларендонские постановления ограничивали прерогативы церковных судов и усиливали зависимость церкви от государства . Несмотря на то что эти постановления не были проведены в жизнь из-за оппозиции высшего духовенства, королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.


Великая хартия вольностей 1215 г. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!