Антон Месмер — рассвет месмеризма.

Место рождения
  • Ицнанг [d] , Мос , княжество-епископство Констанц , Священная Римская империя
Место работы
  • Общество универсальной гармонии [d]
Известные ученики Шарль Деслон [d] и Арман де Пюисегюр [d]

Биография

Начало карьеры

По окончании университета Месмер стал практиковать в Вене . Вскоре ему удалось войти в высшие слои общества благодаря женитьбе в январе 1768 года на состоятельной вдове Анне Марии фон Пош (1724-1790), которая была на десять лет старше него. От супруги у врача был приёмный сын Франц фон Пош (род. 1747), собственными детьми Месмер обзавестись не смог. Отец невесты подарил молодожёнам большой дом в районе Ландштрасе . Врач устроил там лаборатории и концертный зал. Он сам любил музицировать, единственный в Вене умел играть на стеклянной гармонике , дружил с композиторами: Кристофом Глюком и Йозефом Гайдном , Леопольдом Моцартом . Именно в доме Месмера 1 октября 1768 года состоялась премьера зингшпиля 12-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Бастьен и Бастьенна » .

Открытие «животного магнетизма»

Вскоре Месмер выяснил, что способен намагничивать предметы - бумагу, стекло, воду. Тем самым важность для лечения магнита, на которой настаивал Хелл, становилась небезусловной. Это укрепило врача в мысли об оригинальности его открытия, и он разослал сообщение об этом в крупнейшие научные институты Европы. Ответ пришёл только из прусской Королевской академии наук (24 марта 1775 года), в котором учёные усомнились в открытии Месмера .

В то же время совершённое врачом по империи турне принесло новые успехи. Сначала Антон де Гаен , один из университетских преподавателей Месмера, порекомендовал его венгерскому барону Хорецки де Хорка (нем. Hareczky de Horka ), и в июне 1775 года доктор отправился лечить аристократа в Рохов (d ) . Лечение прошло столь успешно, что в способности Месмера поверил даже скептически настроенный гувернёр барона Зайферт. В следующем месяце было несколько чудесных исцелений на родине врача в Констанце . Затем Месмер навестил в Регенсбурге популярного целителя Иоганна Гаснера (d ) и убедился в том, что тот фактически использует «животный магнетизм». Последующее присутствие врача в Мюнхене совпало с расследованием, которое в отношении Гаснера назначил баварский курфюрст Максимилиан III . Месмер подтвердил честность целителя, объяснив (со своей точки зрения) причину чудесных исцелений и тут же продемонстрировав (23-24 ноября) несколько из них. Одним из исцелённых оказался секретарь Баварской академии наук Ильдефонс Кеннеди (d ) , ещё одним стал академический советник Петер фон Остервальд (d ) (в следующем году он опубликует в Аугсбурге об этом событии книгу). 28 ноября 1775 года Баварская академия избрала Месмера своим членом .

Скандал с пианисткой

По возвращении в столицу доктор встретил прохладный приём со стороны профессионального медицинского сообщества. В зарубежных журналах публикуется анонимная корреспонденция из Вены, высмеивающая методы Месмера. Наконец, конфликт с коллегами перешёл в открытую фазу, когда врач принялся за лечение слепой 18-летней пианистки Марии Терезии фон Парадис , пользовавшейся покровительством императрицы. Пианистка потеряла зрение в возрасте четырёх лет. В её лечении потерпели неудачу лейб-медик Антон фон Штёрк и его ученик Йозеф Барт , и в конце 1776 года родители музыкантки обратились к Месмеру. Тот который поместил пациентку в госпиталь, устроенный в собственном доме .

9 февраля 1777 года девушка стала говорить, будто может различать контуры предметов. Отец пациентки заявил о положительных результатах лечения в письменном виде. Однако вскоре родители потребовали вернуть дочь домой, на что та ответила отказом. Тогда её уговорили вернуться домой на время, после чего Месмера к ней уже не допустили. Коллеги врача заявили, что никакой ремиссии на самом деле не было, это плод воображения Месмера, который всего лишь шарлатан. Стараниями Барта и Штёрка против Месмера были мобилизованы кардинал-священник Кристоф фон Мигацци , а также императрица Мария Терезия . Врачу было предъявлено обвинение в мошенничестве и приказано или прекратить практику, или покинуть Вену. Месмер предпочёл покинуть столицу, причём без жены, что дало дополнительную почву слухам о наличии у него романа с пациенткой. После этого случая Франц Антон впал в депрессию, которая затянулась на три месяца. Сперва он пытался обосноваться в Швейцарском союзе , но в феврале 1778 года появился в Париже .

Французский период

В 1778 году Месмер перебрался в Париж , где снял квартиру на Вандомской площади . С этого времени начинается его европейская слава. В пациенты к Месмеру записались многие французские аристократы (включая маркиза де Лафайета), а слава дошла до Марии-Антуанетты . На групповых сеансах десятки пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике .

Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны , который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Учёные мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбуждённое воображение пациента.

Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии (Société de l’Harmonie Universelle ), которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавёлся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым учёным Европы.

Годы забвения

Взгляды

В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида , исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней.

По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ » (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание.

Влияние

Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма .

Месмер ввёл в научный оборот термин «раппорт », означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии .

Сочинения

Неполный список трудов Ф. А. Месмера

  • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 (SLUB)
  • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
  • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
  • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
  • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
  • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe (недоступная ссылка) , E-Text der Ausgabe Paris 1826)
  • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
  • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0 ; E-Text) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
  • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
  • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
  • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
  • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
  • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) ) - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
  • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
  • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
  • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
  • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Ueber meine Entdeckungen: Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik) , Stahl, Jena 1800
  • Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem , Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle 1812
  • Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt , Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
  • Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln , hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966;

) - немецкий врач и целитель, создатель учения о «животном магнетизме » - месмеризма.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны , который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Учёные мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбуждённое воображение пациента.

    Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии (Société de l’Harmonie Universelle ), которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавёлся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым учёным Европы.

    Взгляды

    В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида , исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней.

    По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

    Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ » (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

    Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание.

    Влияние

    Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма .

    Месмер ввёл в научный оборот термин «раппорт », означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии .

    Сочинения

    Неполный список трудов Ф. А. Месмера

    • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 (SLUB)
    • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
    • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
    • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
    • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
    • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe , E-Text der Ausgabe Paris 1826)
    • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
    • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 (Digitalisat)
    • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0 ; E-Text) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
    • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
    • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
    • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
    • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
    • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 (Digitalisat)
    • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat)
    • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat) - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
    • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 (Digitalisat)
    • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
    • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 (Digitalisat)
    • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
    • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat)
    • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
    • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 (

    Немецкий астролог и врач, создатель концепции так называемого "животного магнетизма" и еще целого ряда духовных практик, известных под общим названием "месмеризм". Именно на основе идей и опытов Месмера шотландский хирург Джеймс Брейд разработал в 1842-м медицинский гипноз. Фамилия Франца ныне увековечена в соответствующем термине – "месмеризировать".


    Родился ученый в деревушке Изнанг, на берегу Боденского озера, Швабия, Германия. Некоторое время он учился в иезуитских университетах вроде Дилингена и Ингольштадта, после чего в 1759-м перебрался в Университет Вены. В 1766-м Франц опубликовал докторскую диссертацию под названием "О влиянии планет на тело человеческое", в котором анализировал влияние небесных объектов на течение различных заболеваний и процессов жизнедеятельности. Несмотря на название, астрологии в труде было мало – в основном базировалось сочинение на теории Ньютона о приливах. Месмер показал, что некоторые движения жидкостей (приливы) в человеческом теле также можно объяснить влиянием Луны и Солнца. Уже позже было доказано, что Месмер украл свою диссертацию у английского доктора и друга Ньютона Ричарда Мида; впрочем, в те времена докторские диссертации отнюдь не всегда были оригинальными творениями.

    В январе 1768-го Месмер женился на богатой вдове и запустил докторскую практику в Вене. Он жил в более чем богатой обстановке и очень скоро зарекомендовал себя покровителем искусств. В 1768-м, когда после дворцовой интриги было отменено представление "Мнимая простушка" ("La Finta Semplice"), для которой двадцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт написал пятьсот страниц музыки, Месмер, по слухам, разрешил композитору сыграть другое произведение – "Бастьен и Бастьенна" ("Bastien und Bastienne") в своем саду; впрочем, биограф Моцарта, Ниссен, утверждает, что доказательств у этой истории нет. Моцарт, однако, позже увековечит своего покровителя в одном из произведений – Месмер будет упомянуть в "Так поступают все" ("Così fan tutte").

    В 1774-м Франц смог сэмулировать "искусственный прилив", дав своей пациентке препарат с высоким содержанием железа и приставив несколько магнитов к различным частям её тела. Пациентка заявила, что чувствует потоки таинственной жидкости, текущие через тело; боли на несколько часов отпустили. Месмер, однако, не поверил, что именно магниты оказали столь целебный эффект; доктор решил, что случайно применил на больную свой "животный магнетизм".

    В 1775-м Месмера пригласили в Мюнхенскую Академию Наук, где предложили высказать свое мнение по поводу выполняемой священником и целителем Иоганном Гасснером процедуры экзорцизма. И вновь Франц объяснил все "животным магнетизмом" – по его словам, эффекту Иоганн в первую очередь был обязан собственной вере в процесс. После этого заявления карьера Гасснера пошла под гору.

    Через два года проблемы начались и у самого Месмера – он не смог вылечить слепоту восемнадцатилетней девушки-музыканта. Ему пришлось покинуть Вену и перебраться в Париж; там он снял квартиру в престижном районе и основал медицинскую практику. Очень скоро парижане разделились на два лагеря – кто-то считал Франца шарлатаном, изгнанным из Вены за дело, а кто-то верил в совершенное им гениальное открытие.

    Первые свои годы в Париже Месмер пытался – абсолютно тщетно – пробиться или в Королевскую Академию Наук, или же в Королевское Общество Медиков; тем самым Франц надеялся получить официальное признание своих методов. К сожалению, лишь один хоть сколько-нибудь серьезный врач – Шарль де Эслон – согласился стать его учеником. Именно по совету де Эслона Месмер опубликовал книгу "Mémoire sur la découverte du magnétisme animal", в которой и изложил свои легендарные 27 предположений. Именно эти предположения и стали основой его теории.

    По де Эслону, Месмер понимал здоровье как свободное течение жизненных процессов через каналы наших тел; болезни, соответственно, вызывались различными препятствиями на пути этих потоков. Уничтожение препятствий и восстановление нормального хода жизнедеятельности и нужно было для нормального излечения. Если препятствия не исчезали сами, больному следовало найти человека, обладающего животным магнетизмом – с его помощью тело можно было очистить самому.

    В 1784-м король Луи XVI назначил четырех членов медицинского факультета расследовать деятельность де Эслона – и в особенности, практикуемый им магнетизм. Скоро в команду включились еще пять ученых – из Королевской Академии Наук; среди них были химик Антуан Лавуазье , доктор Жозеф Игнас Гильотен , астроном Жан Сильвен Байи и американский посол Бенджамин Франклин .

    Комиссией был проведен целый ряд различных экспериментов; к сожалению, к четкому выводу об эффективности животного магнетизма они так и не пришли. Более преуспели они в изучении якобы открытой Шарлем новой жидкости – было показано, что никаких убедительных доказательств существования данной жидкости нет; эффект лечения был назван просто игрой воображения.

    Само расследование никак не было связано с персоной Месмера; многие утверждали, что ученик просто не до конца понял идеи учителя. Так, один из современников Франца, индийско-португальский монах Фариа неоднократно напоминал следующее: Месмер всегда подчеркивал, что весь эффект магнетизма идет не от магнетизера, но от испытуемого; все происходит в его воображении и именно разум приказывает телу начать очищение.

    В 1785-м Месмер покинул Париж; в 1790-м он вернулся в Вену, где обосновался в поместье своей покойной жены. Через некоторое время он продал дом и в 1801-м вернулся в Париж. Вскоре после начала официального расследования его "магнетизма" Франц отправился в изгнание; точных данных о его деятельности на протяжении двадцати следующих лет не имеется. Скончался Месмер в марте 1815-го.

    Австрийский врач Фридрих Антон Месмер прославился не только как целитель, но и как первооткрыватель так называемого «животного магнетизма», использовавшегося в основном для излечения душевных расстройств. Большинство исследователей отзывается о Месмере как о шарлатане, однако есть и такие, кто считает, что в его теориях содержится зерно истины.

    Фридрих (Франц) Месмер родился в 1734 году в Австрии, в Ицианге на Боденском озере, в семье епископского егеря. Прослушав в Вене курсы различных наук, Франц получил степени доктора теологии, философии и медицины. По окончании курса он женился на богатой вдове, и теперь ему не надо было думать о хлебе насущном. Месмер решил посвятить себя искусствам.

    В частности, он профессионально занимался музыкой и даже музицировал вместе с Леопольдом Моцартом и его сынишкой - будущим великим композитором Вольфгангом Амадеем. Также он дружил с композиторами Глюком и Гайдном. Однако выдающегося музыканта из Месмера не получилось, и вскоре он вернулся к врачебной карьере.

    Однажды Месмер прочитал в трудах знаменитого Парацельса о методике исцеления с помощью магнитов и заинтересовался этим.

    Первый эксперимент доктор провел в 1774 году на своей пациентке фрейлейн Эстерлайн. Та постоянно страдала от головных болей, судорог, тошноты, частичного паралича и бреда. Лекарства, прописанные Месмером, ей не помогали. И тогда врач во время очередного приступа у пациентки наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Сначала женщина забилась в диких судорогах, но затем приступ вдруг прекратился.

    После нескольких лечебных сеансов с применением магнитов фрейлейн Эстерлайн полностью выздоровела. Что же касается Франца Месмера, то он открыл в Вене собственную клинику, где практиковал свое ноу-хау - «животный магнетизм». Его пациентками были в основном дамочки, страдавшие истерией. Однако вскоре для доктора наступили сложные времена.

    В число его пациенток как-то попала воспитанница самой императрицы Марии-Терезии - Мария-Тереза Парадис. Восемнадцатилетняя девушка с четырех лет была слепой. Поначалу лечение магнитами оказалось успешным: девушка прозрела. Но через какое-то время она вновь утратила зрение. Комиссия медицинского факультета Венского университета, расследовавшая этот случай, пришла к выводу: Месмер просто внушил пациентке, что она исцелена.

    Разразился скандал, и Месмер был вынужден покинуть Вену. Он скитался по Швейцарии и Баварии, демонстрируя свои опыты по «животному магнетизму». 28 ноября 1775 года Месмера избрали членом Баварской академии наук. Однако, чем больших успехов он достигал в своих экспериментах, тем более враждебно относились к нему ученые собратья. В конце концов, против него началась кампания в прессе, власти объявили Месмера шарлатаном и выслали из Баварии. Он переехал в Париж.

    На сеансах «исцеления» в своей клинике на Вандомской площади Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой - «бакэ». У чана было множество ручек, и каждый из пациентов держался за ручку или за своего соседа. Врач прикасался к чану магнитом, и у людей наблюдались различные реакции - одни начинали смеяться, другие - плакать, у третьих возникали галлюцинации. У некоторых даже пробуждалось ясновидение. Многие больные действительно излечивались от своих недугов.

    Впоследствии Месмер стал магнетизировать не только людей, но и животных, воду, различные предметы. Он был убежден, что путем прикосновения магнитом передает им магнетическую энергию и дарует исцеляющую силу. Медик стал безумно популярен - его приглашали в лучшие дома, среди его поклонников были даже сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта...

    Однако расследованием его методов занялась комиссия медицинского факультета Парижской академии наук.

    Ученые мужи пришли к выводу, что «магнетизма» не существует - все это не более чем «воображение и обман». Исследователь вынужден был уехать из Парижа. Он долго странствовал по Европе, демонстрируя свои «фокусы». У него нашлись последователи, которые пропагандировали «теорию магнетизма», правда, зачастую, в несколько измененном виде.

    В 1766 году получил степень доктора медицины, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил», в которой пересказывал идеи Ричарда Мида (1673-1754) о воздействии небесных светил на «приливы» и «отливы» в человеческом теле.

    В январе 1768 года он женился на состоятельной вдове Анне-Марии фон Пош и обосновался в Вене. Впервые привлёк к себе внимание в 1775 году, объяснив магнетизмом способность священника Гасснера исцелять бесноватых одной силой молитвы. В дальнейшем занимался вопросами практического применения магнетизма. Месмер практиковал в Вене до 1777 года, когда получило огласку его неудачное лечение (и по слухам, интимная связь) с придворной пианисткой, девицей Парадиз . «Здесь объявили меня шарлатаном, а всех, кто верит мне, дураками», - с горечью писал Месмер о своём конфликте с императорским двором.

    В 1778 году Месмер перебрался в Париж , где снял квартиру на Вандомской площади . С этого времени начинается его европейская слава. В пациенты к Месмеру записались многие французские аристократы (включая маркиза де Лафайета), а слава дошла до Марии-Антуанетты . На групповых сеансах десятки пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике .

    Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны , который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Учёные мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбуждённое воображение пациента.

    Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии (Société de l’Harmonie Universelle ), которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавёлся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым учёным Европы.

    Взгляды

    В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида , исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней.

    По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

    Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ » (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

    Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание.

    Влияние

    Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма .

    Месмер ввёл в научный оборот термин «раппорт », означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии .

    Сочинения

    Неполный список трудов Ф. А. Месмера

    • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 ()
    • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
    • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
    • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
    • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
    • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (, )
    • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
    • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 ()
    • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0 ; ) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
    • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
    • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
    • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
    • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
    • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 ()
    • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 ()
    • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 () - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
    • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 ()
    • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
    • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 ()
    • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
    • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 ()
    • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
    • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 ()
    • Ueber meine Entdeckungen: Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik) , Stahl, Jena 1800
    • Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem , Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle 1812
    • Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt , Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
    • Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln , hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966; )
    Переводы на русский

    Образ в искусстве

    В литературе

    • Месмер послужил прототипом главного героя романа П. Энквиста «Пятая зима магнетизера».
    • В романе « » В. Пелевин использует прямые отсылки и факты из жизни и практики немецкого учёного.

    В кино

    • «Месмер » (1994) - фильм Роджера Споттисвуда, в роли доктора Месмера - Алан Рикман .
    • «Джефферсон в Париже » ()

    Напишите отзыв о статье "Месмер, Франц Антон"

    Примечания

    Литература

    • Kerner, Justinus: Franz Anton Mesmer aus Schwaben, Entdecker des thierischen Magnetismus. Erinnerungen an denselben, nebst Nachrichten aus den letzten Jahren seines Lebens zu Meersburg am Bodensee. Frankfurt am Main, Literarische Anstalt 1856.
    • Knubben, Thomas: Mesmer oder die Erkundung der dunklen Seite des Mondes. Tübingen, Klöpfer&Meyer, 2015. ISBN 978-3-86351-094-7 .
    • Milt, Bernhard: Franz Anton Mesmer und seine Beziehungen zur Schweiz. Zürich, Leemann, 1952.
    • Thuillier, Jean: Die Entdeckung des Lebensfeuers. Franz Anton Mesmer. Eine Biographie. Wien/Darmstadt, Zsolnay, 1990. ISBN 3-552-04207-5 .

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Месмер, Франц Антон

    – Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
    Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
    – Ты напишешь ему? – спросила она.
    Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
    – Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
    – И тебе не стыдно будет писать ему?
    Соня улыбнулась.
    – Нет.
    – А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
    – Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
    – А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
    – Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
    – Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
    Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
    – Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
    Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
    Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
    – C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
    Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
    – О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
    Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
    Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
    – Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
    Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

    12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
    Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
    Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
    – Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он.
    – Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку.
    В это время дверь отворилась.
    – Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир, [Дети, идите ложиться спать,] – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом.
    – Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова.
    Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!