Био ло гия. Биология человека

Прародитель международных стандартов управления информационной безопасностью – британский стандарт BS 7799. Его первая часть – BS 7799-1 «Практические правила управления информационной безопасностью» – была разработана Британским Институтом стандартов (BSI) в 1995 г. по заказу правительства Великобритании. Как следует из названия, этот документ является практическим руководством по управлению информационной безопасностью в организации. Он описывает 10 областей и 127 механизмов контроля, необходимых для построения СУИБ, определенных на основе лучших примеров из мировой практики. В 1998 году появилась вторая часть этого британского стандарта – BS 7799-2 «Системы управления информационной безопасностью. Спецификация и руководство по применению», определившая общую модель построения СУИБ и набор обязательных требований для сертификации. С появлением второй части BS 7799, определившей, что должна из себя представлять СУИБ, началось активное развитие системы сертификации в области управления безопасностью. В 1999 году обе части BS 7799 были пересмотрены и гармонизированы с международными стандартами систем управления ISO 9001 и ISO 14001, а год спустя технический комитет ISO без изменений принял BS 7799-1 в качестве международного стандарта ISO 17799, который впоследствии был переименован в ISO 27002.

Вторая часть BS 7799 пересматривалась в 2002 г., а в конце 2005 г. была принята в качестве международного стандарта ISO/IEC 27001:2005 «Информационные технологии – Методы обеспечения безопасности – Системы управления информационной безопасностью – Требования». В это же время была обновлена и первая часть стандарта. С выходом ISO 27001 спецификации СУИБ приобрели международный статус, и теперь роль и престижность СУИБ, сертифицированных по стандарту ISO 27001, значительно повысились.

BS 7799 и его международные редакции постепенно стали одними из наиболее важных стандартов для отрасли информационной безопасности. Однако, когда в августе 2000 г. в ISO обсуждалась первая редакция международного стандарта ISO 17799, с трудом удалось достичь консенсуса. Документ вызвал массу критических замечаний со стороны представителей ведущих ИТ держав, которые утверждали, что он не отвечает основным критериям, предъявляемым к международным стандартам. «Не было даже возможности сравнить этот документ со всеми остальными работами по безопасности, когда-либо рассматриваемыми в ISO», – говорит Жене Трой, представитель США в техническом комитете ISO.

Сразу несколько государств, включая США, Канаду, Францию и Германию, выступили против принятия ISO 17799. По их мнению, этот документ хорош как набор рекомендаций, но не как стандарт. В США и европейских странах до 2000 г. уже была проделана огромная работа по стандартизации информационной безопасности. «Существует несколько различных подходов к ИТ безопасности. Мы считали, чтобы получить действительно приемлемый международный стандарт, все они должны быть приняты к рассмотрению, вместо того чтобы взять один из документов и ускоренно его согласовать, – говорит Жене Трой. – Главный стандарт безопасности был представлен как свершившийся факт, и просто не было возможности использовать результаты другой работы, проделанной в этой области».

Представители BSI возражали, что работы, о которых идет речь, касаются в основном технических аспектов, а BS 7799 никогда не рассматривался как технический стандарт. В отличие от других стандартов безопасности, таких как Commonly Accepted Security Practices and Regulations (CASPR) или ISO 15408/Common Criteria, он определяет основные не технические аспекты защиты информации, представленной в любой форме. «Он должен быть таким, так как предназначается для любых видов организаций и внешних окружений, – говорит представитель BSI Стив Тайлер (Steve Tyler). – Это документ по управлению информационной безопасностью, а не каталог ИТ продуктов».

Несмотря на все возражения, авторитет BSI (являющегося основателем ISO, основным разработчиком международных стандартов и главным органом по сертификации в мире) перевесил. Была запущена процедура ускоренного согласования, и стандарт вскоре был принят.Основным достоинством ISO 17799 и родственных ему стандартов является их гибкость и универсальность. Описанный в нем набор лучших практик применим практически к любой организации, независимо от формы собственности, вида деятельности, размера и внешних условий. Он нейтрален в технологическом плане и всегда оставляет возможность выбора технологий. Когда возникают вопросы: «С чего начать?», «Как управлять ИБ?», «На соответствие каким критериям следует проводить аудит?» – этот стандарт поможет определить верное направление и не упустить из виду существенные моменты. Его также можно использовать как авторитетный источник и один из инструментов для «продажи» безопасности руководству организации, определения критериев и обоснования затрат на ИБ.

В стандартах серии ISO 27000 нашло отражение все, что требуется для управления информационными рисками. Речь идет прежде всего о выпущенном в 2008 году международном стандарте ISO/IEC 27005:2008, а также о его предшественнике – британском стандарте BS 7799-3:2006, увидевшим свет в 2006 году. Эти стандарты во многих вещах взаимно перекликаются, а в некоторых вопросах дополняют друг друга. Они служат фундаментом для излагаемой в настоящей книге методологии управления рисками и широко цитируются при последующем изложении материала.

Заслуживает также упоминания американский стандарт в области управления рисками NIST 800-30, который, в свою очередь, опирается на ISO Guide 73, ISO 16085, AS/NZS 4360. Основные положения этого стандарта были учтены при разработке ISO 27005.

Вопреки ожиданиям, ISO 27005 вовсе не является международной версией BS 7799-3, в отличие от своих предшественников ISO 27001 и ISO 27002, которые, как известно, являются международными версиями британских стандартов BS 7799-2 и BS 7799-1 соответственно. ISO 27005 пришел на смену международным стандартам ISO 13335-3 и ISO 13335-4, действие которых теперь отменено. Это свидетельствует о позитивном процессе замещения уже слегка устаревшей серии стандартов ИТ безопасности ISO 13335 относительно новой серией стандартов в области управления информационной безопасностью – ISO 27000. В результате данного процесса стандартов становится меньше, а их качество заметно улучшается.

Сопоставляя стандарты BS 7799-3 и ISO 27005, мы обнаруживаем, что они определяют все наиболее важные моменты, связанные с рисками, сходным образом. Это касается процессной модели, элементов управления рисками, подходов к анализу рисков и способам их обработки, а также вопросов коммуникации рисков. Оба стандарта содержат в виде приложений примеры типовых угроз, уязвимостей и требований безопасности.

BS 7799-3 и ISO 27005 определяют:

    основные элементы процесса управления рисками;

    процессную модель;

    общий подход к управлению рисками;

    процессы анализа и оценивания рисков;

    способы качественного определения величины рисков;

    способы обработки рисков;

    процесс коммуникации рисков;

    примеры рисков, угроз, уязвимостей, активов, ущербов, требований законодательства и нормативной базы.

___________________________________

Однако разные источники разработки обусловили и ряд различий между британским и международным стандартами управления рисками. ISO 27005 более подробно описывает критерии и подходы к оценке рисков, контекст управления рисками, область и границы оценки, а также ограничения, влияющие на уменьшение риска. В то же время BS 7799-3 более тесно связан с ISO 27001 и непосредственным образом отображает процессы управления рисками на процессы жизненного цикла СУИБ. Он также определяет требования к эксперту по оценке рисков и риск-менеджеру и включает в себя рекомендации по выбору инструментария для оценки рисков. BS 7799-3 также содержит примеры законодательных и нормативных требований применительно к США и странам Европы.

_________________________________

Различия стандартов управления рисками информационной безопасности:

ISO 27005

    заменяет ISO 13335-3 и ISO 13335-4;

    определяет основные критерии для оценки рисков:

    область действия и границы;

    подходы к оценке рисков;

    ограничения, влияющие на уменьшение риска.

BS 7799-3

    отображает процессы управления рисками на модель жизненного цикла СУИБ согласно ISO 27001;

    определяет требования к эксперту по оценке рисков и к риск-менеджеру;

    содержит примеры соответствия требованиям законодательства и нормативной базы;

__________________________________

Подробная сравнительная таблица стандартов ISO 27001, ISO 27005 и BS 7799-3 приведена в Приложении № 1 . Сведения о лицензионных русских переводах этих стандартов приведены в Приложении № 12 .

  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

С первых дней жизни человек неразрывно связан с биологией. Знакомство с этой наукой начинается еще со школьной парты, но сталкиваться с биологическими процессами или явлениями нам приходится каждый день. Далее в статье мы рассмотрим, что такое биология. Определение этого термина поможет лучше понять, что же входит в круг интересов названной науки.

Что изучает биология

Первое, что рассматривается при изучении какой-либо науки, - это теоретическое объяснение ее значения. Так, существует несколько сформулированныхопределений, что такое биология. Мы рассмотрим несколько из них. Например:

  • Биология — это наука обо всех живых организмах, обитающих на Земле, их взаимодействии друг с другом и с окружающей средой. Подобное разъяснение наиболее распространено в учебной школьной литературе.
  • Биология — это комплекс учений, который занимается рассмотрением и познанием живых объектов природы. Человек, животные, растения, микроорганизмы - все это представители живых организмов.
  • А самое короткое определение звучит так: биология — это наука о жизни.

Происхождение термина имеет древнегреческие корни. Если перевести дословно, то перед нами будет еще одно определение, что такое биология. Слово состоит из двух частей: "био" - "жизнь", и "логос" - "учение". То есть все, что тем или иным образом имеет отношение к жизни, попадает в сферу изучения биологии.

Подразделы биологии

Определение биологии станет более полным при перечислении разделов, входящих в эту науку:

  1. Зоология. Она занимается изучением животного мира, классификацией животных, их внутренней и внешней морфологией, жизнедеятельностью, взаимосвязью с миром, влиянием на человеческую жизнь. Кроме того, зоология рассматривает редкие, а также вымершие виды животных.
  2. Ботаника. Это раздел биологии, имеющий отношение к растительному миру. Она занимается изучением видов растений, их строения и физиологических процессов. Помимо основных вопросов, связанных с морфологией растений, эта категория биологии изучает применение растений в промышленности, жизни человека.
  3. Анатомия рассматривает внутреннее и внешнее строение организма человека и животных, систем органов, взаимодействие систем.

Каждый биологический раздел имеет ряд собственных подкатегорий, каждая из которых занимается изучением более узких тем раздела. В этом случае определений биологии будет несколько.

Что изучает биология

Поскольку определения биологии гласят, что это наука о живом, следовательно, объектами ее изучения являются живые организмы. К таковым относятся:

  • человек;
  • растения;
  • животные;
  • микроорганизмы.

Биология занимается изучением и более точных структур организма. К ним относятся:

  1. Клеточные, молекулярные - это рассмотрение организмов на уровне клеток и более мелких составляющих.
  2. Тканевые - комплекс клеток одной направленности складывается в тканевые структуры.
  3. Органные - клетки и ткани, выполняющие одну функцию, образуют органы.
  4. Организменные - система клеток, тканей и органов и их взаимодействие между собой, образует полноценный живой организм.
  5. Популяционные - структура направлена на изучение жизни особей одного вида на единой территории, а также их взаимодействие внутри системы и с другими видами.
  6. Биосферные.

Биология тесно связана с медициной, поэтому ее учения являются также и медицинскими темами. Изучение микроорганизмов, а также молекулярных структур живых веществ способствует получению новых медикаментозных средств по борьбе с различными заболеваниями.

С какими науками пересекается биология

Биология — это наука, которая обладает тесным взаимодействием с различными науками других направлений. К ним относятся:

  1. Химия. Биология и химия обладают тесным переплетением тем и неразрывно связаны друг с другом. Ведь в биологических объектах непрерывно происходят различные биохимические процессы. Простым примером можно назвать дыхание организмов, фотосинтез растений, метаболизм.
  2. Физика. Даже в биологии есть подраздел, называющийся биофизикой, который исследует физические процессы, связанные с жизнедеятельностью организмов.

Как видите, биология - многогранная наука. Определение, что такое биология, можно перефразировать по разному, но смысл остается один - это учение о живых организмах.

Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях .

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой : генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Методы науки:

1.Универсальные:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК).

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

2.Частные научные методы:

Генеалогический – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть объект и предмет исследования.

У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Часть А

А1. Биология как наука изучает
1) общие признаки строения растений и животных
2) взаимосвязь живой и неживой природы
3) процессы, происходящие в живых системах
4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:
1) исторический
2) описательный
3) экспериментальный
4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:
1) теория
2) гипотеза
3) факт
4) доказательство

А4. Эмбриология изучает
1) развитие организма от зиготы до рождения
2) строение и функции яйцеклетки
3) послеродовое развитие человека
4) развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования
1) биохимическим
2) цитологическим
3) центрифугированием
4) сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи
1) создания новых сортов растений и пород животных
2) сохранения биосферы
3) создания агроценозов
4) создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом
1) экспериментальным
2) гибридологическим
3) генеалогическим
4) наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:
1) селекционер
2) цитогенетик
3) морфолог
4) эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся
1) изучением внешнего строения организмов
2) изучением функций организма
3) выявлением связей между организмами
4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория
1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов
2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений
3) Описывает клеточное строение разных организмов
4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов
5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов
6) Создает новые методы исследования клетки

Часть С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

Биология - наука о жизни. В настоящее время она представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы - растения и животные. и изучают многообразие видов, строение тела и функции органов, развитие, распространение, их сообщества, эволюцию.

Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пищу, материал для одежды и жилища. Уже в то время человек не мог обойтись без знаний о свойствах растений, местах их произрастания, сроках созревания плодов и семян, о местах обитания и повадках животных, на которых охотился, хищниках и ядовитых животных, которые могли угрожать его жизни.

Так постепенно накапливались сведения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах.

Первые основатели

Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции - Гиппократом (460-377г. до н.э.). Им собраны сведения о строении животных и человека, дано описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга.

Первый большой труд по зоологии принадлежит греческому естествоиспытателю Аристотелю (384-322г. до н.э.). Он описал более 500 видов животных. Аристотель интересовался строением и образом жизни животных, он заложил основы зоологии.

Первая работа по систематизации знаний о растениях (ботаника ) выполнена Теофрастом (372-287г. до н.э.).

Расширением знаний о строении человеческого тела (анатомия) древняя наука обязана врачу Галену (130-200г. до н.э.), производившему вскрытия обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение нескольких веков.

В эпоху средневековья под гнетом церкви наука развивалась очень медленно. Важным рубежом в развитии науки явилась эпоха Возрождения, начавшаяся в XVв. Уже в XVIIIв. развивались как самостоятельные науки ботаника, зоология, анатомия человека, физиология.

Основные вехи в изучении органического мира

Постепенно накапливались сведения о многообразии видов, строении тела животных и человека, индивидуальном развитии, функциях органов растений и животных. На протяжении многовековой истории биологии крупнейшими вехами в изучении органического мира можно назвать:

  • Введение принципов систематики, предложенных К.Линнеем;
  • изобретение микроскопа;
  • создание Т.Шванном клеточной теории;
  • утверждение эволюционного учения Ч.Дарвина;
  • открытие Г.Менделем основных закономерностей наследственности;
  • применение электронного микроскопа для биологических исследований;
  • расшифровка генетического кода;
  • создание учения о биосфере.

К настоящему времени науке известно около 1 500 000 видов животных и около 500 000 видов растений. Изучение многообразия растений и животных, особенностей их строения и жизнедеятельности имеет большое значение. Биологические науки являются базой для развития растениеводства, животноводства, медицины, бионики, биотехнологии.

Одними из древнейших биологических наук являются анатомия и физиология человека, составляющие теоретический фундамент медицины. Каждому человеку следует иметь представление о строении и функциях своего организма, чтобы в случае необходимости уметь оказать первую помощь, сознательно беречь свое здоровье и выполнять гигиенические правила.

На протяжении веков ботаника, зоология, анатомия, физиология разрабатывались учеными как самостоятельные, изолированные науки. Лишь в XIXв. были обнаружены закономерности, общие для всех живых существ. Так возникли науки, изучающие общие закономерности жизни. К ним относятся:

  • Цитология - наука о клетке;
  • генетика - наука об изменчивости и наследственности;
  • экология - наука о взаимоотношениях организма со средой и в сообществах организмов;
  • дарвинизм - наука об эволюции органического мира и другие.

В учебном курсе они составляют предмет общей биологии.

Биоло́гия (от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение), совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ , Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17 - 18 вв. в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей , 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи - создание системы классификации растений и животных (К. Линней , 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). В 19 в. в результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировались многие специальные биологические науки. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии - клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Ч. Дарвина (1859). Для биологии 20 в. характерны 2 взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях организации живой природы: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и другие науки, объединяемые понятием физико-химическая биология), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Поразительных успехов начиная с 50-х гг. достигла молекулярная биология, вскрывшая химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в т. ч. генетической инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию с сер. 20 в. на передовые рубежи естествознания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!