Чего достигла османская империя в культуре. Достижения османской империи

Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. На этом уроке вы познакомитесь с историей этого государства: узнаете о месте и времени создания этой империи, ее внутреннем устройстве, ориентирах во внешней политике. Период XVI-XVII вв. - это период наивысшего расцвета и могущества Османской империи, в дальнейшем это государство будет постепенно ослабевать, и после Первой мировой войны Османская империя перестанет существовать.

Пер-вая боль-шая по-бе-да ев-ро-пей-цев над тур-ка-ми.

1672-1676 гг. - Поль-ско-ту-рец-кая война. Турки уста-нав-ли-ва-ют кон-троль над Пра-во-бе-реж-ной Укра-и-ной, при-над-ле-жав-шей Речи Поспо-ли-той. Пер-вые столк-но-ве-ния между вой-ска-ми Осман-ской им-пе-рии и Рос-сии про-изо-шли из-за Ле-во-бе-реж-ной Укра-и-ны.

1683-1699 гг. - Ве-ли-кая Ту-рец-кая война.

1683 г. - осада тур-ка-ми Вены, ав-стрий-ской сто-ли-цы; раз-гром турок под Веной вой-ска-ми поль-ско-го ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го. Об-ра-зо-ва-ние новой Свя-щен-ной лиги, на-прав-лен-ной про-тив осма-нов. В нее вошли Ав-стрия и Речь Поспо-ли-тая (1683), Ве-не-ция (с 1684), Рос-сия (с 1686).

1699 г. - Кар-ло-виц-кий мир. Ав-стрия по-лу-чи-ла боль-шую часть Вен-грии, Тран-силь-ва-нию, Хор-ва-тию и часть Сло-ве-нии. Речь Поспо-ли-тая вер-ну-ла свои укра-ин-ские вла-де-ния. Впер-вые Осман-ская им-пе-рия не по-лу-чи-ла ни новых тер-ри-то-рий, ни кон-три-бу-ции. До-стиг-нут пе-ре-лом в борь-бе между Осман-ской им-пе-ри-ей и хри-сти-ан-ски-ми го-су-дар-ства-ми.

За-клю-че-ние

XVI-XVII вв. были вре-ме-нем по-ли-ти-че-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и куль-тур-но-го рас-цве-та Осман-ской им-пе-рии. Рас-ки-нув-шись на трех кон-ти-нен-тах, им-пе-рия непре-рыв-но рас-ши-ря-ла свои вла-де-ния с XIV в. и вплоть до по-ра-же-ния под Веной в 1683 г. С этого мо-мен-та осма-ны стала те-рять при-об-ре-тен-ные ранее тер-ри-то-рии.

Упа-док во-ен-но-го мо-гу-ще-ства Осман-ской им-пе-рии был свя-зан с ее эко-но-ми-че-ским и тех-но-ло-ги-че-ским от-ста-ва-ни-ем от стран Ев-ро-пы. Но и в по-сле-ду-ю-щие два века Тур-ция оста-ва-лась силь-ным про-тив-ни-ком хри-сти-ан-ских го-су-дарств, в т. ч. Рос-сии. .

Па-рал-ле-ли

Осман-ская им-пе-рия воз-ни-ка-ет на ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья; ве-ли-кой му-суль-ман-ской им-пе-ри-ей ран-не-го Сред-не-ве-ко-вья был . Араб-ский ха-ли-фат также воз-ник в ре-зуль-та-те стре-ми-тель-ных за-во-е-ва-ний, на-тис-ку ара-бов долго никто не мог про-ти-вить-ся. Ара-бы-му-суль-мане также пы-та-лись объ-еди-нить все на-ро-ды под зна-ме-нем ис-ла-ма, на-ме-ре-ва-ясь под-чи-нить все хри-сти-ан-ские стра-ны. Араб-ские пред-во-ди-те-ли тоже стре-ми-лись к об-ла-да-нию Кон-стан-ти-но-по-лем. И в ха-ли-фа-те про-ис-хо-ди-ло со-еди-не-ние гре-че-ско-го ан-тич-но-го, гре-ко-ви-зан-тий-ско-го, пер-сид-ско-го куль-тур-но-го на-сле-дия и тра-ди-ций. До-стиг-нув пика сво-е-го мо-гу-ще-ства, ха-ли-фат стал сла-беть, те-рять земли - таков удел всех им-пе-рий.

На данном уроке речь пойдет о развитии Османской империи в XVI-XVII вв.

Османская империя появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

В 1453 году был захвачен Константинополь - столица Византийской империи. С той поры до сегодняшнего дня он носит турецкое название - Стамбул (рис. 1) . В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть арабского востока, территории северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I (рис. 2), Османская империя достигла вершины своего могущества. Ее территории составляли 8 млн км 2 . Население достигало 25 млн человек.

Рис. 2. Султан Сулейман I ()

Рассмотрим устройство Османского государства того периода.

Османская империя возглавлялась султаном . Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависела от личных качеств того или иного правителя. Также с стране существовали особые отдельные религиозные общины - миллеты (община людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально отведенном для этого квартале города).

Общины-миллеты в Османской империи :

Армяно-григорианская

Греко-православная

Иудейская

Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры (военнослужащие и чиновники государства) и райя (податное сословие, горожане и крестьяне).

Важной и своеобразной частью Османского общества был Янычарский корпус (регулярная пехота Османской империи) (рис. 3) . Он состоял из турецких невольников, а в эпоху развитой империи он состоял из юношей-христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в Аллаха и своего султана янычары являлись грозной воинской силой. Янычары считались личными рабами султана. Условия их жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, вести собственное хозяйство. Они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства янычары изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это давало возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Многие турки мечтали, чтобы их дети попали в янычарский корпус. С XVII века в него начинают принимать и детей из мусульманских семей.

Османские правители мечтали завоевать Европу и обратить ее население в ислам. В XVI - XVII вв. турки столкнулись в ряде войн, с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Речь Посполитая и другими. Успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план реально выполним. Европейские державы, увязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления туркам. Несмотря на временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы проигрывали. Ярким примером этому послужит битва при Лепанто (1571 год) (рис. 4). Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту, однако к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряли остров Кипр и выплатили Турции контрибуцию размером 300 тысяч золотых дукатов.

Рис. 4. Битва при Лепанто (1571) ()

В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они были вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом - Персией . Все чаще туркам приходится сражаться сразу на два фронта.

Дело усугублялось рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания крымских татар (рис. 5) . Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг - это казаки (рис. 6) . Они постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории. Справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В эту коалицию вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. В 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы - Вены. На помощь австрийцам пришел польский король Ян III Собеский (рис. 7), и осаду Вены туркам пришлось снять. В битве под Веной турецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Результатом стал подписанный в 1699 году Карловицкий мир . По его условиям Турция впервые не получила ни территорий, ни контрибуции.

Рис. 5. Крымские татары ()

Рис. 6. Казачье войско ()

Рис. 7. Польский король Ян III Собеский ()

Стало очевидным, что времена безграничного могущества Османской империи прошли. С одной стороны, XVI-XVII вв. в истории Османской империи - это время ее наивысшего расцвета. Но с другой стороны, это время, когда увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы расшатали Османскую империю, и уже в XVIII веке бороться с Западом на равных османам будет не под силу.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М., Эксмо, 2003.

4. Широкорад А.Б. Султан Сулейман Великолепный и его империя.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. -М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Когда появилась Османская империя и на каких территориях она образовалась?

2. Расскажите о внутреннем устройстве Османской империи.

3. С какими государствами Османская империя чаще всего воевала? Каковы были причины войн?

4. Почему в конце XVII века Османская империя начинает постепенно ослабевать?

Казанский исследователь и колумнист «Реального времени» Булат Ногманов продолжает знакомить читателей со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о банной традиции, которая ранее была важной частью традиционного образа жизни городских турок.

Традиции

Ни для кого не секрет, что культура тела начинается с чистоты помыслов и чистоты тела. В священном хадисе Посланника Аллаха (САВ) сказано, что чистота - это половина веры, поэтому хамамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля мечеть-медресе-хамам-рынок, где проходила большая часть общественной жизни османов.

Слово «хамам», обладая сходным значением в турецком, арабском и иврите, переводится как «баня», «быть горячим» и «горячее место». Знаменитый турецкий путешественник Эвлийа Челеби, оставивший после себя подробнейшие описания тех мест, где он побывал, и который является бездонным источником вдохновения для множества отечественных и зарубежных исследователей, писал, что в XVII веке только в Стамбуле было 168 больших рыночных хамамов. К сожалению, из 237 хамамов Стамбула, построенных в период Османской империи, сегодня функционирует только 60.

Известно, что Фатих Султан Мехмет построил 19 рыночных хамамов, Рустем Паша - 32, а знаменитый мусульманский архитектор Мимар Синан оставил около 20 рыночных и частных хамамов.

Хамамы, наряду с выполнением чисто прикладной функции, имели огромное значение в жизни османского общества. Здесь матери приглядывались к будущим невесткам, женщины вели светские беседы, обсуждали последние городские и дворцовые новости и сплетни, которые порой перевирались по несколько раз, пока переходили от одного уха к другому. Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хамама», которая означает, что человек обладает большим состоянием и славой.

Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. Фото lib-art.com

Обычно хамам посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день уже очищенным пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хамамы были открыты до утра.

Кроме обычных, были еще и специальные дни посещения хамама, которые приурочены к особым датам, таким, как свадьба, рождение ребенка, окончание траура, религиозные обряды, уход и возвращение из армии и т.д. Все эти обычаи до сих пор сохранились во многих городах Анатолии.

Хамамы подразделялись на общественные и частные, на мужские и женские. Например, самыми знаменитыми женскими хамамами столицы Османской империи считались «Байезыд хамамы», «Хюррем Султан хамамы», «Чаал оглу хамамы» и «Чемберлиташ хамамы».

Изучаем язык хамама

Предками османских хамамов по праву считаются римские термы, однако у большинства людей хамамы ассоциируются с Турцией, и для популяризации и сохранения этой культуры турки, как и в давние времена, прилагают немало усилий. Так, в некоторых хамамах Стамбула и Анкары обязательным условием для персонала является владение османским языком.

Традиционно хамамы состоят из трех частей - это «джамегах» (место для переодевания), «соуклук» (место для высыхания, смены пештемаля - набедренной повязки) и «сыджаклык» (место, где собственно и происходило мытье). Предлагаю подробнее ознакомиться с языком хамама:

Хамам. Экспозиция. Фото arttravelblog.ru

«Джамегах» представлял собой широкую софу, разделенную на несколько частей, где люди переодевались и отдыхали после того, как обсохли в соуклук.

«Сыджаклык», в свою очередь, подразделялся на несколько частей:

«курна башы» - место, где все мылись по очереди,

«хальвет» - закрытая ячейка для индивидуальной помывки,

«гёбек ташы» - небольшое мраморное возвышение, сделанное в виде многоугольника, обогреваемое снизу горячим воздухом, на котором люди лежали и грелись,

«джехеннем» - место под гёбек ташы, которое очень сильно нагревалось,

«кюльхан» - топка, которая находится под хамамом. Обычно в качестве растопки использовали дрова и косточки от оливок,

«тютеклик» - дымоход,

«теллак», или на османском «деллак» - человек растирающий, делающий кесе и массаж,

«кесе» - специальная мочалка, которой удалялась огрубевшая кожа.

Из глубины веков

Османский писатель Абдулазиз ибн Джемаледдин, живший во второй половине XIX - начале XX века, оставил после себя рукопись из 14 дафтаров под названием «Традиции, праздники и обычаи народов Османского государства», где дает очень интересные и ценные сведения о культуре хамама османов. Есть возможность ознакомиться с некоторыми частями этого уникального труда. Вот его описание частного хамама, который находился в одном из особняков Стамбула:

«В особняке находился специальный хамам, принадлежащий владельцу дома и его семье. Никто из других жителей особняка сюда не мог войти. Перед хамамом была просторная комната с большими стеклянными окнами, которая открывалась на прекрасный вид или на внутренний двор. За этой комнатой был соуклук с простой обивкой, где можно было переодеться и посидеть, завернувшись в полотенце. За ним находился вход в сам хамам. В хамаме были курна и душевая, отделанные мрамором. Также было отдельное место для совершения омовения. Место для омовения, соуклук и сам хамам имели высокий, стеклянный, куполообразный потолок. По меньшей мере, в хамаме было три курны. Каменные чаши на стенах были украшены мрамором и цветочным орнаментом. У каждой чаши был изящно украшенный желтый кран для горячей и холодной воды, который назывался «девебойну» (шея верблюда). Стены и купол украшены гипсовыми вставками и разноцветной плиткой».

По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Фото territa.ru

Не менее интересно описывает Абдулазиз Бей посещение хамама государственными служащими и представителями высшего общества:

«Многие государственные служащие среднего звена и уважаемые купцы, живущие в Дерсаадете (Врата счастья - старое название Стамбула, - прим. переводчика ) несмотря на то, что имели хамамы у себя дома, посещали рыночные хамамы. Уважаемые господа из махалли тоже предпочитали мыться не у себя дома.… Те, кто посещал рыночные хамамы, либо приносили полотенце с собой, либо пользовались местным полотенцем. По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Все это помещалось в черную атласную сумку, которую прислуга заранее относила в хамам. Господина, который приходил чуть позже, встречали некоторые служащие хамама и провожали до кресла».

В самом хамаме уважаемых клиентов провожали до специальных комнат, помогали переодеться, предлагали выкурить трубку и наргиле или же выпить кофе. Затем приходил теллак и в течение получаса разминал колени и руки господина. Вот как описывает продолжение банного ритуала сам Абдулазиз бей:

«Тот же теллак одевал на ноги господина налын (специальные деревянные башмаки) и провожал его до хальвета… Господина сажали на место приготовленной сернёбетом (служащим хамама), снимали башмаки и медленно начинали его растирать желтой пемзой, нажимая на колени. После того, как начинал проступать пот, теллак разводил в горячей воде белую глину из Алеппо, настоянную на цветочной воде, и намазывал эту смесь на голову, тело и ноги господина. Через четверть часа смесь смывалась и процедура повторялась. Далее теллак четыре-пять раз мыл голову господина мылом, затем хорошенько протирал его тело банной мочалкой кесе, а после наполнял таз горячей водой и, намылив другую мочалку, мыл все тело господина. Процедура повторялась два раза».

После того, как процедура мытья была закончена, господин менял свой пештемаль, его заворачивали в полотенца и провожали в соуклук. На тарелке подносили четыре-пять сладких яблок и нож. Сейчас предлагают различные прохладительные напитки и чай. Автор этой статьи настоятельно рекомендует попробовать после банной процедуры напиток под названием «атом» - это смесь айрана и яблочной или лимонной газированной минеральной воды. После того, как господин покидал хамам, смотритель его особняка оплачивал стоимость хамама и оставлял чаевые для смотрителя хамама, сернёбета, теллака и других.

Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санд­жаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи .

В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана боль­шие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и беями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от боль­шей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войс­ка - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны. Из учебника „Мировая история" для 7 класса известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи. В XVI веке завоевательные войны Османской империи не пре­кращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иранского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоева­нию Египта. В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палести­на. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.

Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способство­вало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.

Внутреннее положение. Несравненного могущества и воен­ной мощи Турция достигла не только благодаря разумной полити­ки султана.

Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массо­вом порядке бежать в город или даже за пределы империи.

Для предотвращения подоб­ных случаев, султан вынужден был издать специальный указ - фирман, дающий право землевла­дельцам насильно возвращать кре­стьян обратно. Согласно этому ука­зу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куда бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе.

В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом I. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами", а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.



Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости", который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение воен­но-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государ­ственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снаб­жал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязаннос­ти. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централи­зованные государства и сильная централизованная власть, в Ос­манской империи обозначился упадок.

В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала преж­ней наступательной силой.

Начало зависимости от европейских держав. Начиная с сере­дины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обо­стряться. Государственный бюджет систематически испытывал де­фицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.

Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европейских стран предоставлялись большие льготы. Например, для фран­цузских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 про­цента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейс­кими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промыш­ленности.

Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией про­тив России. Правительства Англии и Франции тоже горели жела­нием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Наде­ясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средне­вековых отношений, господствующих в Османской империи.

Лига - союз, объединение.

Osmanlı kültürü ) - высокоразвитая культура мусульманской страны, вобравшая в себя культуру Восточной Европы, Африки и Азии, особенная в силу исключительного положения страны.

Ранний период

В конце XIII века возникает империя на территории полуострова Малая Азия , возглавляемая Османом . С этого времени можно говорить о зарождении Османской культуры: появляется литература, правда зависимая от влияния соседних арабских стран. С ростом могущества государства архитектура принимает имперские черты. В 1350-х годах начинает чеканиться собственная монета, со стихами из Корана.

Период расцвета Османской империи

После завоевания Византии в Европейской части страны турки успешно соединяли уже построенное со своими мусульманскими традициями. Самым известным примером подобного комбинирования является храм Айя-София.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культура Османской империи" в других словарях:

    История Израиля … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

    Благодаря своему уникальному географическому положению и древней истории, культура Йемена очень своеобразна и отлична от культурных традиций и обычаев соседних стран. Содержание 1 Музыка 2 Религия 3 Кухня … Википедия

    Культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия

    Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

    Культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и … Википедия

    - «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр … Википедия

    Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник … Википедия

    Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия

Книги

  • Turcica et Ottomanica. Сборник в честь 70-летия М. С. Мейера , . В книге, посвященной 70-летию видного отечественного ученого, директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора М. С. Мейера, собраны…

Ближайшим соседом христианской Европы в Новое время была Османская импе-рия , чьи владения раскинулись сразу в трех частях света. Расцвет и развитие Османской империи, начавшиеся в середине XV века, в XVI достигли наивысшей точки. Её могущество держалось на особых порядках ис-ламского Востока.

Султан и правительство

Вся высшая светская и религиозная власть над 15 миллионами под-данных Османской империи принадлежала султану . Его именовали «оплотом ислама», «халифом» и «тенью Бога на земле». Почти каждый день султан начинал с посещения деловой части дворца. В особом зда-нии на мягких подушках заседал государственный советдиван . Госу-дарственные дела, отношения с иностранными послами тщательно фиксировались на бумаге в государственной канцелярии«Высокой Порте» , расположенной по соседству. Ее именем — «Порта» — европей-цы называли все турецкое правительство. Из ее окна был виден Семи-башенный замок — хранилище казны и сокровищ султана и одновре-менно главная тюрьма империи.

Устав от государственных дел, султан Османской империи удалялся в особую часть двор-ца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахи-ном на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жен и наложниц султана. Из всех провин-ций империи сюда свозили лучших красавиц, обреченных вести жизнь в четырех стенах под присмотром евнухов. Жены вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Поэтому часто между сыновьями султана разгоралась борьба за власть.

Янычары

В смутные времена судьбу престола в Османской империи часто решали янычары . Со всех немусульман империи собирали особый налог — мальчиками 9-10 лет. Оторвав от родителей, их воспитывали в специальных школах, обучая турецкому языку и внушая преданность исламу. Вся янычары счита-лись «рабами султана». Не зная своих родных, живя в походных шатрах, янычары были связаны в одно боевое религиозное братство. Они всегда были готовы прийти на помощь своему господину, навести порядок.

Жизнь в Османской империи

Стамбул

Столица Османской империи — Стамбул (бывший Константинополь) был заново отстроен в XVI веке. Практически все православные храмы были превращены в мечети, и их облик неповторимо изменили взмывшие в небо минареты. Собор Святой Софии, главная православная святыня Константинополя, стал главной мечетью Стамбула — Айя Софией . Во многих кварталах стояли крытые базары, шумели фонтанами знаменитые турецкие бани. Пано-раму города украшали многочисленные медресе, где каждый день муллы помогали заучивать детям Коран. В центре города было не-сколько высших школ, где готовили знатоков мусульманского права и богословия. Однако первая типография в Османской империи появи-лась только в 1727 году и, выпустив несколько книг, была закрыта на 40 лет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!