Что говорят индейцы о русских. Битва за аляску или русско-индейская война

Автор находит в традиционной истории Америки много странностей, которые раскрывают "русский" след на североамериканском континенте. Приводятся аргументы из области архитектуры, символики, в конце статьи приведены фотографии "нестандартных" усатых и бородатых "индейцев".

Эльдорадо Северной Америки

Где заканчивается грань между легендой и правдой, вымыслом и истиной? Где нужно искать ту тонкую черту, которая разделяет метафоричность сказки и истинные образы, которые стоят за метафоричностью? Почему люди в нашем мире так склонны верить в мифы, легенды, чудеса, прекрасно понимая, что этого не было никогда, это просто небылица, но когда говоришь им, что не все сказки - вымысел, что большая часть легенд не возникает сама по себе, а несет в себе отпечаток какого - то события, важной мудрости - тут сразу начинаются сомнения и непонимания. Мол, такого не могло быть, потому что такого не могло быть никогда. Художник - выдумщик, поэт обязательно приукрасит, скульптор может сделать скульптуру вообще никак не похожей на человека, которого изображает - он ведь передаёт образ, а не черты лица.

В связи с вышеизложенным у меня к вам, дорогие читатели, последний вопрос - готовы ли вы что - то поменять в своём мировоззрении, готовы ли вы честно признаться перед самим собой, что практически всё, что вы знаете ещё с младших классов начальной школы, по сути неверно, что вам не сказали чего то самого важного и значимого, что вам лгали, лгут и продолжают лгать. Если вы не готовы к такому - то лучше не читайте эту статью, так как выйти за пределы своего мировоззренческого круга - это одновременно и очень сложно, и очень просто.
И последнее замечание перед тем, как я перейду собственно к самой сути моего небольшого повествования - впредь знайте, что я - масон 33 степени посвящения, иллюминат, потомственный член ордена Тамплиеров, титулованный алхимик, один из членов тайного мирового правительства, гуманоид, рептилоид, член хабада, хасид, агент ФБР и ЦРУ, член аль - каиды и талибана и т.д и т.п. Конспирологи всего мира - объединяйтесь!

1.
Что вы знаете о городе Норумбега? Как почти ничего? Ведь ещё 200 лет назад множество выдающихся умов ломало головы над загадкой этого таинственного города. Процитирую:

Норумбега (Norumbega, Norumbègue, Nurumbega, есть другие варианты написания; этимология достоверно неизвестна, хотя по одному из более или менее принятых объяснений это слово на языке индейского племени алгонкинов означает «тихое место между порогами» или «тихий участок русла реки») в географии XVI-XVII веков являлась легендарным поселением и страной-регионом в северо-восточной части Северной Америки. Подобно полумифическому топониму «Катай», название «Норумбега» использовалось для заполнения пустот в географических познаниях. Норумбега,по сути, была обозначением Нового Мира, представляющего людям новые возможности. Такой образ стал характерен для открытого для Европы в конце XV века Американского континента.

Впервые это название (в написании «Оранбега») появилось на карте тосканского картографа Джироламо Верраццано в 1529 году (составлена по материалам путешествия его брата Джованни Верраццано, который, видимо, узнал о Норумбеге по слухам). Самым ранним известным в настоящее время указанием на посещение Норумбеги было сообщение французского мореплавателя Жана Альфонса, датируемое 1542 годом. Он докладывал, что достиг побережья к югу от Ньюфаундленда и открыл большой залив, переходящий в реку: было определено, что оный водоток имеет в ширину 40 лье в устье [кстати, совершенно невероятное значение, учитывая что 1 лье — до 1674 года — равнялся примерно 3.25 км] и сохраняет ширину в 30-40 лье выше по течению. Залив полон островов, простирающихся на 10 или 20 лье в море. В пятнадцати лье выше по течению этой великой реки находится город Норомбега (Norombega), населенный мудрыми жителями, которые торгуют мехами всех видов. Сами они одеваются в соболиные меха. Люди эти используют много слов, звучащих подобно латинским. Они высоки, красивы фигурой и поклоняются солнцу. Страна Норомбеги находится на возвышенности и имеет удобное расположение.

Никого не напоминает описание обитателей Норумбеги? Конкретно меня эта фраза настолько заинтриговала, что я начал интенсивно копать везде, где только можно. Заметьте - ни слова про индейцев или краснокожих в свидетельстве моряка нет. Тем более только редкие индейцы обладают высоким ростом:

Каков же облик этих исконных жителей Америки? Хотя различные природные условия отдельных областей континента оставили свой отпечаток на тех или иных группах населения, мы без труда обнаружим множество общих, присущих всем" индейцам отличительных черт, сближающих их с монголоидными народами Азии. Коренастая фигура, короткие ноги и довольно длинные руки, небольшие кисти рук и ступни, высокий и обычно широкий лоб, слабо развитые надбровные дуги. Крупный, сильно выступающий нос (нередко, особенно на севере, так называемый орлиный). Довольно большой рот. Глаза чаще всего темно-карие. Волосы черные, прямые, густые. Рост преобладает средний, но в некоторых районах он значительно ниже среднего (например, у индейцев пуэбло и у большинства племен Огненной Земли).

Но так как понятие "средний рост" относительное, надо знать реальные цифры - вот они:

Средний рост мужчин - уроженцев североамериканских равнин составил 172,6 сантиметра (австралийские аборигены тогда имели средний рост 172 сантиметра, американцы европейского происхождения - 171 сантиметр и европейцы - ниже 170 сантиметров)

Не знаю как кому, но в моём понимании высокий рост - это 185 см и выше.
Затем - индейцы поклонялись Духам, а не Солнцу. Майя и Ацтеки, у которых присутствовал солнечный культ, жили много южнее предполагаемого местонахождения города Норумбеги - на территории современной Мексики.
А кто одевается в соболиные меха и шкуры? А какой такой язык похож по произношению на латынь? Не буду приводить все факты. У Фоменко и Носовского есть книга Русские корни "древней" латыни. ]]> Словарь Параллелизмов ]]> - убедитесь воочию.
Далее, если продолжать цепочку логических умозаключений, вспоминается норманская теория нет, не основания Руси, а покорения Америки.

Лейф Эрикссон Счастливый (]]> исл. ]]> Leifur Eiriksson; ок. ]]> ]]> — ок.]]> ]]> ) — скандинавский мореплаватель, который посетил Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Правитель и креститель Гренландии. Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии, и внук Торвальда Асвальдсона.

О походах Лейфа известно по таким манускриптам, как «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Их достоверность была подтверждена археологическими открытиями такими как Кенсингтонский рунический камень.

Вот этот рунический камень, который был найден близ города Кенгсингтон, штат Минессота, США:

]]> ]]>

Славяно - Арийские Руны (Харатии Света)

Чувствуете, откуда ветер дует? Также даю ссылочку на интереснейшую книгу Ю.Д. Петухова ]]> "Норманы - Русы Севера" ]]>

Несколько небольших курганов в графстве Вашингтон, Миссисипи

]]>
]]>

Курган де-Сото в графстве Джефферсон, Арканзас

]]>
]]>

Ещё парочку курганов в Северной Америке

]]>
]]>

]]>
]]>

]]> ]]>
Мне кажется, нужно немного подкоректировать имя прославленного мореплавателя - викинга. Лев Счастливый, сын Ярослава Рыжего - как - то так.

Но вернёмся к нашему Эльдорадо.

В легенду о Норумбеге внес весомый вклад английский моряк Дэвид Ингрэм, который заявлял, что, потерпев в 1568 году кораблекрушение, пересек Америку от Мексики до Новой Шотландии. В его рассказе Норумбега (которую он описывал как город Бега, где улицы шире лондонских, а дома имеют колонны из хрусталя и серебра) представляла собой классический Офир или Эльдорадо. Ингрэм якобы видел королей с рубинами длиной 6 дюймов; они носили серебряные цепи и хрустальные украшения, декорированными драгоценными камнями. Ингрэм созерцал жемчужины в таком изобилии, словно гальку, и везде золото и серебро были в избытке.

Улицы шире лондонских! Выдумщик, да и только. А вот про город Бега очень занимательно. Дело в том, что никто из исследователей этого вопроса не смог толком сказать, что же означает это таинственное название - Norumbega. На индейском наречии это что - то связанное с водой, на том и порешили. Однако давайте пойдем путём великого крамольника Тадеуша Воланского, который дерзнул расшифровать этрусские письмена, которые никто не мог прочитать, на основе славянских языков.
Заглянём в словарь Даля

БЕГ, бек, бий м. употр. в сопредельных с Азиею областях наших, где есть турецкие или татарские (читай тартарские) племена: старшина, начальник, голова, родоначальник; почетный, по роду или богатству, обыватель. Киргизские султаны, старшины и бии. Горские князьки и беки.

Понятно теперь, почему Город Бега? Однако давайте разберёмся, может это просто выдумка моряков, и такого города никогда не существовало.

2.
Местоположение.

Путешественники, продвигавшиеся вдоль северо-восточного побережья Америки, естественно, делали попытки найти Норумбегу. Самой значительной из них была попытка Хемфри Гилберта, когда он во время своей злополучной экспедиции 1583 года так и не нашел ни перешейка Верраццано, ни его Норумбеги и в конце концов решил основать британскую колонию в Ньюфаундленде. Но первой по-настоящему планомерной попыткой поисков Норумбеги было путешествие Самюэля де Шамплена.

Он искал Норумбегу в 1604 году и был уверен, что обнаружил указанные Альфонсом места. Он идентифицировал их как достоверно известную реку Пенобскот, текущую между Аппалачами и заливом Мэн. Шамплен добрался до порогов Пенобскота в месте, где позже появился современный город Бангор (штат Мэн), но отыскал только мелкие и бедные туземные деревушки и замевелый крест в лесу. Он исследовал берега той территории, которая теперь называется Новая Шотландия, и не нашел там Норумбеги. Он основал колонию Пор-Рояль (в настоящее время Аннаполис) и с 1604 по 1607 год в поисках Норумбеги тщательно изучил берега в южном направлении до залива Кейп-Код. Очевидно, не желая совсем обойти молчанием традиционное название Норумбега, Шамплен на своей карте 1612 года дал это название индейскому поселению в устье Пенобскота. Но теперь, когда Норумбега была низведена до незначительной индейской деревушки, ученые потеряли к ней интерес и она начала исчезать с карт.

По какой-то причине это не коснулось голландцев. Не понятно почему, но Норумбега продолжала появляться на голландских картах на протяжении всего XVII столетия и даже в XVIII. Голландские картографы были не более консервативны и не менее традиционно копировали друг друга, чем картографы других стран. Возможно, что разочарование голландцев, связанное с тем, что все предпринимаемые ими усилия в Новом Свете сводятся на нет англичанами прежде, чем они успевают что-либо реализовать, породило желание сохранить веру в географический миф.

Ортелий, 1572

]]> ]]>

Франк Бельфорест 1575

]]>
]]>

Меркатор 1587

]]> ]]>

1594 Петро Планкио

]]>
]]>

Искали не там, это понятно. Потому как речка Пенобскот - единственная крупная речка штата Мэн, явно не тянет на "широкий залив, переходящий в речку". Есть более детальная карта 1597 года Корнелия Витфлифа, где Норумбега показана рядом с Вирджинией

]]>
]]>

Вот современая карта

]]>
]]>

Обратите внимание на расстояния между штатом Мен и Вирджинией. На карте Витлифа не обозначен Чисапикский залив, однако совсем рядом с тем местом, где он должен разполагаться, показан тот самый Норумбега с тем самым заливом. На поздних картах, когда эту местность уже исследовали более тщательно, залив появляется.
Карта некоего Делаета, 1774 год. Норумбеги уже нет.

]]>
]]>

Чисапикский залив по всем параметрам соответствует тому заливу, в течении которого разполагался мифический город. Но если так, то должны были остаться руины этого огромного города, остатки богатства и роскоши. И что мы видим? В 15 лигах вверх против течения залив переходит в реку Потомак, на которой разполагается столица США - город Вашингтон, а чуть повыше - город Балтимор, также один из крупнейших городов Штатов.
И что с этого? спросит пытливый читатель.
3.
Действительно, и что же?
Привожу план Вашингтона 1792 года, составленный Пьером Ланфаном, французским майором и архитектором, вместе с напарником геодезистом А.Элликотом.

]]>
]]>

Только в 1790 г. было достигнуто соглашение о выборе участка для столицы на р. Потомак между городками Джорджтаун и Александрия. В марте 1791 г. президент Вашингтон назначил геодезиста А. Элликота и майора П. Ланфана, француза, служившего в армии США, ответственными за отвод участка и подготовку плана новой столицы. Сложность проблем выкупа земель для строительства заставила Вашингтона самого вести переговоры с землевладельцами. В итоге было достигнуто соглашение, по которому "каждый второй участок земли" оставался в собственности землевладельцев. Выкупались только участки общественных зданий и отчуждались улицы. Уже с самого начала это резко сужало возможность эффективного регулирования застройки столицы. Для города отводилась квадратная в плане территория размером примерно 16Х16 км ("Десятимильный квадрат"), названная "Округ Колумбия". Планировочные мероприятия касались центра этого квадрата, составлявшего примерно 1 / 10 часть его площади и образовавшего город Вашингтон. 22 июня Ланфан уже представил Вашингтону предварительный вариант генерального плана; в конце августа он закончил работу, учтя сделанные Вашингтоном замечания. Думаю, что слова самого Ланфана, поясняющие проект, с исчерпывающей полнотой передают его идею; "Определив некоторые опорные точки, которым я хотел подчинить все остальные, я разбил под прямым углом, с севера на юг и с востока на запад, улицы, после чего я раскрыл некоторые направления, сделав проспекты, идущие к каждому важному пункту и от него, желая при этом не вступать в контраст с общей регулярностью и не пытаться достичь разнообразия мест и красоты, а просто дать прямые и удобные связи, соединяющие разные части города друг с другом"

Но этот проект сразу не удалось осуществить, к сожалению, частично он был воплощен в жизнь только в 19 веке.

Про ту ли это отсталую Россию и развитые Штаты пишут? Что - то не верится.
И вот только во второй половине 19 века Вашингтон начинает напоминать очертания плана, составленного Ланфаном. Конечно, многого из того, что уже было хаотично построено уже не исправить, или пришлось бы сносить домики, которые составляли "большую полузасоренную деревню, являющуюся оъектом карикатур". Но вот есть как есть.

]]>
]]>

Я всё таки-нашел период "захолустной деревушки"! Вот он 1822 год.

]]>
]]>

Видите тополя, которые обозначают дороги?
Вот ещё один план, на котором показано нехилое разширение города по периметру и вширь по сравнению с 1822 годом

]]>
]]>

Посмотрите ещё раз, как точно удалось восстановить план 70 - летней давности. Это вызывает восхищение.

]]>
]]>

А по нестыковкам строительства Капитолия, также, как и про Исаакий, можно писать целую статью. Но если же вы найдетё вот такие фотографии

]]>
]]>

]]>
]]>

То знайте, что это строительство только КУПОЛА, а последняя фотография так вообще сделана не на иннагурации Линкольна, как на подписи. Подробнее ]]> ]]> .

Все мы прекрасно уже знаем конспирологию и тайные масонские символы, зашифрованные в планировке Вашингтона.

]]>
]]>

Тут тебе и крест христианский, и звезда Бафомета, и звезда Давида, и масонский циркуль и что только не нашли. Я например вижу в этом сиамскую кошку.

]]> ]]> ]]> ]]>

Вообще план города Вашингтона можно применять как психологический тест. Что вы видите на картинке?

Ориентирование улиц Вашингтона на Зимнее и Летнее солнцестояние

]]>
]]>

Когда это масоны начали связывать что - то с солнцем? У них ведь луна на первом месте. Или я что-то пропустил?

Ещё интересен факт, что в плане Вашингтона зашифрован план пирамиды Хеопса в разрезе. А вот взгляните на план города Чикаго

]]>
]]>

План в разрезе ломаной пирамиды

]]>
]]>

К Чикаго вернёмся несколько позже.

Несколько слов про заимствование. Вы слышали что-нибудь про звезду Велеса? Я думаю нет. А про звезду Давида, или Магендавид? Конечно, ещё как. Так вот называйте меня последней сволочью, служителем жидомасонов и проч. (все мои титулы перечислены в начале статьи), но Звезда Давида и Звезда Велеса - это одно и то же. ]]> Ссылка ]]> .

Керамика Срубной культуры. 2 - е тыс. до н.э

]]> ]]>

Древнерусская пуговица - "гирька". 9 - 14 век

]]>
]]>

Могила Пушкина, Некрасова и Свято - Троицкий собор в Питере

]]>
]]>

Шапка Мономаха

]]>
]]>

Звезда Велеса, Свастика и Всевидящее око. Супер - заговор против человечества.

]]>
]]>

"Римские виллы", керамика на полу

]]> ]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Ну и раз речь зашла про свастику, вот вам внутренности Капитолия (]]> ]]> )

]]>
]]>

Когда говорят о Русской Америке, тема взаимоотношений русских колонистов с индейцами затрагивается косвенно. Возникает ощущение, что там царил мир и согласие. Но это не так. Индейцы воевали с русскими.

Первые стычки

Очевидно, что при освоении Аляски первым русским поселенцам пришлось налаживать связи с местным населением: индейцами и алеутами. Если с аулеутами отношения чаще всего были мирными, то индейские племена были настроены не так дружелюбно. Особенно воинственным нравом отличались тлинкиты.

Первое серьезное столкновение произошло 21 июня 1792 года. Индейские воины Якутат-куана вышли в набег против чугачей и по дороге нанесли серьезный урон русскому лагерю Александра Баранова на острове Нучек.

Подошли индейцы ночью. Раскрашенные черной краской, в доспехах, они застали спящий лагерь врасплох, даже несмотря на то, что там дежурили часовые. Караул заметил приближавшихся тлинкитов только на расстоянии десяти шагов. Оказать полноценное сопротивление было весьма затруднительно, но проснувшиеся колонисты все же отбили нападение.

Когда Баранов подсчитал потери, оказалось, что из русских погибло двое человек, также были убиты девять кадьякцев. Еще пятнадцать человек получили ранения. Потери индейцев были ещё существеннее. Часть своих воинов они забрали при отступлении, но смогли забрать не всех. На берегу после отхода осталось ещё двенадцать тел.

Конечно, не на шутку взволнованный Баранов поспешил с возвращением на Кадьяк, опасаясь внезапного вторжения тлинкитов в Кенайский залив. По прибытии на место он сразу же написал письмо в Правление Компании с требованием отправки оружия и военного снаряжения.Дословно он написал следующее: "колчуг или пансырей сколко можно более... и ружья со штыками весма нужны в опасных случаях, сколко нибудь гранат и поболше пушки".

С этой ночи Александр Баранов до самого конца своей жизни на Аляске не снимал кольчугу, которую носил под одеждой. Понесшие же серьезные потери тлинкиты также поняли, что с русскими так просто не сладить, и стали запасать как можно больше огнестрельного оружия, которое получали, по большей части, в обмен на ценные меха, от англичан и американцев.

Каланы и мушкеты

В 1794-1799 годах русские промысловые партии всё глубже проникали в страну тлинкитов, основывая там опорные базы и ведя хищнический промысел калана. Пушнина была настоящим "мягким золотом". Её промысел велся в огромных масштабах, усиливаясь от конкуренции. В гонке за мехом участвовала РАК, английские и американские моряки, а также местные аборигены, которые при помощи бартера могли рассчитывать получить дефицитный товар.

Способы добычи меха были у конкурирующих сторон разными. Русские добывали шкурки сами, а также посылая за ними подневольных алеутов. В районах промысла "вырастали" укрепленные поселения.

Английские и британские торговцы поступали иначе. Они предпочитали вести торговлю с тлинкитами и покупать пушнину у них. Взамен шкурок индейцы получали от торговцев ткани, боеприпасы, оружие и спиртное.

Российско-Американская компания не могла поступать подобным образом. Во-первых, потому что не имела в наличии ценных для индейцев товаров, во-вторых, потому что у русских действовал запрет на торговлю оружием.

Русские колонисты серьезно досаждали индейцам, поскольку вели промысел в хищнических масштабах (к 1840 году каланы были полностью истреблены, что стало важным фактором при продаже Аляски). Усиление русского присутствия грозило и тлинкитам и англо-американским лишением прибылей. Надо ли говорить, что "наши западные партнеры" нарочно настраивали индейцев против русских.

Нарастание вражды

Вражда между русскими и тлинкитами только нарастала. Летом 1802 года это вылилось в так называемое восстание тлинкитов. Индейцы выслеживали русские партии и проводили массированные набеги. В июне большой отряд тлинкитом в количестве 600 человек, дождавшись, пока основные силы русских уйдут на промысел, атаковал "столицу" РАК Ситку, в которой осталось всего 15 человек. На следующий день индейцы также уничтожили ещё один русский отряд, которым руководил Василий Кочесов.

Кочесов, опытный охотник, один самых метких русских стрелков, был для индейцев "врагом номер один". Тлинкиты называли его "гидак", то есть алеут, поскольку мать Косечова была с островов Лисьей гряды. Взяв в плен отряд Кочесова, индейцы не стали их сразу убивать. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях".

Была атакована индейцами и "ситкинская партия" количеством больше 150 человек. По большей части алеуты. Потери Российско-Американской компании в этих столкновениях составили 224 человека.

Золотой шлем

Разгрома Ситки Баранов простить не мог. Через два года он отомстил тлинкитам. В 1804 году его отряд, состоящий из 150 русских и почти тысячи алеутов пошел на завоевание Ситки. В Ситке к Баранову присоединился также Лисянский, совершавший кругосветное плавание на корабле "Нева". Это было по-настоящему счастливое для русских обстоятельство. Огневая мощь "Невы" была не лишней. В выстроенной индейцами деревянной крепости засело полторы сотни бойцов. Сначала они успешно отражали атаки русских, отбили штурм и даже серьезно ранили Баранова в руку.

Однако русские не отступили. Индейцы, поняв, что отбиваться бесполезно, покинули крепость. Потери русской коалиции составили около 20 человек.

8 октября 1804 года над Ситкой был поднят русский флаг, началось строительство форта и нового поселения. Здесь же Баранов основал Ново-Архангельск.

Стычки между русскими и индейцами, продолжались вплоть до середины века, но уже не с таким накалом. Через несколько лет после основания Ново-Архангельска тлинкиты, в знак примирения, даже принесли Баранову золотой шлем.

Русский военный шлюп «Нева», принимавший участие в Битве при Ситке

План колошской крепости Шисги-Нуву («Крепость Молодого Деревца»), составленный Юрием Лисянским после Битвы при Ситке

Русско-тлинкитская война 1802-1805 гг. (Русско-индейская война ) - серия вооруженных конфликтов между русскими колонистами и индейцами-тлинкитами за контроль над островом Ситка (ныне штат Аляска , США).

Предыстория

Впервые русские промышленники столкнулись с тлинкитами в 1792 году на острове Хинчинбрук , где между ними произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк . Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки , лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных) .

Восстание тлинкитов

Противостояние

В форпост русской колонизации в Америке на остров Кадьяк в ноябре 1802 года прибыла шестипушечная бригантина «Св. Елизавета», что остановило индейцев от дальнейшего штурма русских колоний. В начале мая 1803 г. Баранов послал галиот «Св. Александр Невский» в Якутат к Ивану Кускову, где находился значительный русский гарнизон. Кусков отговорил Баранова от поспешной карательной экспедиции на год.

Зимой 1803/1804 индейцы напали на два русских разведотряда в бассейне реки Коппер .

Битва при Ситке

В 1804 году Баранов двинулся из Якутата на завоевание Ситхи. В его отряде было 150 русских и 500-900 алеутов на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». В сентябре А. А. Баранов достиг Ситхи. Здесь он обнаружил бриг «Нева» Лисянского, который совершал кругосветное плавание. Индейцы выстроили деревянную крепость, в которой засело около сотни бойцов. Русские обстреляв из корабельных орудий поселение, начали штурм, который, однако, был отбит. Во время неё Баранов был серьезно ранен в руку. Однако осада продолжалась. Осознав бесперспективность сопротивления, индейцы покинули свою крепость. 8 октября 1804 года над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Новоархангельск. Потери русской коалиции составили около 20 человек.

Падение Якутата

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Результаты

В результате нападений индейцев были уничтожены 2 русские крепости и селение в Юго-Восточной Аляске, погибло около 45 русских и более 230 туземцев (еще приблизительно 250 из партии Демяненкова стали косвенными жертвами конфликта в Якутате). Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Рецидивы войны продолжались и после 1805 года.

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе . Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши ) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Ново-Архангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Ново-Архангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона . В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать .

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные "индейцы" — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не "киношные". Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как "камчадалы". Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек. Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.

Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что "душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России".

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией. К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку. В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья.

Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. «Злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы.

И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, «варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов … не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях»

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям … Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.
Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

В Новоархангельске стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!