Что ни поляк то шляхтич. Польская шляхта

Шляхтичи – особая каста поляков, обосновывавшая свою уникальность не только статусностью, внешним видом или манерами, но и происхождением. Славянским корням в шляхетской родословной места не нашлось.

Другие славяне

События, происходящие в последнее время в Украине, возобновили оживленные дискуссии на тему межславянских взаимоотношений. Сегодня идеи панславизма, родившиеся в XVIII и окрепшие в XIXстолетии, как никогда поверглись девальвации. А ведь еще в середине XIX века чехи видели в объединении славян мощную политическую силу, способную противостоять германизму.

Чешская инициатива была поддержана Россией, однако Польша отнеслась к ней как минимум прохладно. Союз славян при доминирующей роли русского царя означал крах надежд на польское независимое государство. Свою роль в сопротивлении поляков идеям панславизма сыграла и религия: Католическая Польша традиционно выступала антагонистом православной Руси.

В Королевстве Польском, конечно, были свои славянофилы. С энтузиазмом идею славянского объединения воспринял князь Адам Чарторыйский, а декабрист Юлиан Любиньский и вовсе возглавил Общество объединенных славян - первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма.

Тем не менее, в части польской элиты всегда существовали идеи об особом статусе польского народа, что во многом мешало найти точки соприкосновения с соседями-славянами. Этнолог Станислав Хатунцев отмечал, что в ходе своего исторического бытия поляки во многом утратили многие ментальные свойства, компоненты духовного и материального уклада того старинного племени и приобрели вместо них черты психической организации, материальной и духовной культуры, типичные для кельто-романских и германских народов.

Польский историк Францишек Пекосинский, к примеру, выдвинул теорию о династическом происхождении польской шляхты, связывая это с выявленным им воспроизведением старых скандинавских рун в польских гербах, а также со скандинавскими выражениями, встречающимися в так называемых «заволанях». Однако в свое время и сами шляхтичи приложил руку, чтобы доказать уникальность своей родословной.

Мы сарматы

В XV – XVII столетиях, когда происходил завершающий этап формирования европейских народов, в Старом Свете набирает силу интерес к античной литературе. В древних книгах мыслители раннего Нового времени вели поиски истоков своих государств и наций. Романские страны видели свои корни в Римской империи, немцы – в древнегерманских племенах, на далеком Востоке нашли своих предков и поляки.

Одним из первых идею сарматизма выдвинул польский историк Ян Длугош (1415-1480). Он утверждал, что древними писателями и историками территория Польши называлась Европейской Сарматией, а поляки именовались «сараматами».

Позднее эта мысль была закреплена астрологом Мацеем Карпигой из Мехова (1457-1523) в его знаменитом трактате «О двух Сарматиях», выдержавшем в XVI веке 14 изданий. В своей работе автор обосновывал существенное отличие поляков, как потомков доблестных сарматов от московитов, произошедших от варварского племени скифов.

Следующие несколько столетий идея сарматизма была господствующей среди польской аристократии, превратившись из модного романтизированного увлечения в консервативный политический идеал – Шляхетскую Республику, где широкие демократические свободы доступны только для избранных.

Краеугольным камнем шляхетского сарматизма стала «золотая вольность», которая противопоставлялась как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной деловитой Европе. Впрочем, это не мешало шляхтичам сочетать в себе и восточную любовь к роскоши, и сугубо европейскую предприимчивость.

Отголоском идеологии сарматизма стал так называемый «польский мессианизм», развившийся в XVII-XVIII столетиях, согласно которому поляки в силу своего происхождения должны играть особую роль в судьбах мира, а Речь Посполитая должна стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».

Подчеркивая уникальность

Сарматский миф всегда был важной идеологической базой для Польши, выступая в роли неофициальной национальной идеи. Польские историки сделали многое, чтобы укрепилось представление о том, что сарматские племена действительно проживали на территории Польши и заложили основы польской государственности.

Сарматское прошлое служило своего рода эталоном, по которому кроился образ идеального шляхтича. Он, как и его предок сармат – мужественный воин, беспощадный к врагам, но в то же время рыцарь, для которого честь и справедливость не пустой звук. Другая ипостась шляхтича – поляк-магнат, хранитель традиций патриархальной старины, гармонично вписывающийся в лоно сельской идиллии.

Важная особенность польского сарматизма – это культивирование рыцарского отношения к женщине, одной из составляющих которого был галантный обычай целования женской руки. Сторонники сарматской теории ссылались на то, что высокое положение женщины в обществе было несвойственно иным славянским народам. По мнению историков, на особый статус женщины в шляхетской культуре повлиял миф о сарматских амазонках.

Образ идеального шляхтича со временем прочно вошел в геном польской идентичности. «Бесстрашие, граничащее с почти безумием, когда человек идет на верную смерть в белом мундире, в гордо сдвинутой набекрень конфедератке, с розой в зубах, он знает, что он будет через минуту расстрелян, но он не позволяет себе ни на минуту выйти из этого образа идеального рыцаря-сармата, - это реалия польского национального характера вплоть до XX века», – пишет журналист Тамара Ляленкова.

Нельзя забывать и о другой стороне шляхетского мировоззрения – неуемном высокомерии, которым гоноровый шляхтич дистанцировал себя от литовцев, белорусов, украинцев, русских и даже значительной части поляков, проживавших на территории Речи Посполитой. В терминологическом смысле это выглядело как противопоставление сарматской элиты крестьянскому «быдлу» (Bydło – рабочий скот), с которым ассоциировалось, в том числе, и славянство.

Мало общего

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

В наши дни разногласия внутри славянской семьи очевидны, и на то есть множество причин социально-политического и культурного характера. Одна из них ведет свой отсчет примерно с VI века нашей эры – именно тогда, по мнению исследователей, начал выходить из употребления общий для всех славян праславянский язык. Как выразился один из мыслителей, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами - ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами - это случайность», - констатирует польский писатель Мариуш Щигел.

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.

Журналист Кшиштоф Василевский в статье «Славяне против славян» постсоветский период в истории Польши называет годами трансформации, когда поляки «любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока».

Вполне закономерно, что польские историки выискивают теории общих корней с кем угодно – с германцами, скандинавами, сарматами, с брезгливостью относясь к словам автора древнейшей польской хроники Галла Анонима: «Польша - часть славянского мира».

· 29.05.07

Шляхта - это высшее сословие в феодальный период истории Речи Посполитой. В то время шляхта имела большое значение и, собственно, управляла государством. Само название пришло к нам из из Чехии, в Чехию - из Германии. В переводе со старонемецкого шляхта - значит благородные, свободные, вольные. Хотя некоторые исследователи считают, что название произошло от немецкого слова schlacht - сражение, битва. Но я все-таки склоняюсь к первой версии. Шляхтичи - это не те московские богатые и влиятельные бояре, о которых мы сразу вспоминаем.

Шляхтичи - это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других - не было. Но в любом случае это были вольные люди, и они ходили на войну - защищали родину. Это важный момент - в Польше основную силу войска составляла именно шляхта. Горожане брали в руки оружие лишь изредка - когда их осаждали, а крестьяне поднимались на борьбу только в самом крайнем случае - если нужно было немедленно дать отпор врагу. Шляхта никогда не была однородной. Некоторые шляхтичи были очень богаты, другие располагали более скромными средствами. Была, наконец, мелкая шляхта, которая сама трудилась на земле. Шляхетство передавалось по наследству, хотя изредка могли производить в шляхту свободных крестьян, которые участвовали в сражениях. Важно подчеркнуть, что, в отличие от других государств, наша шляхта была очень многочисленной, поскольку страна постоянно воевала. Нас осаждали со всех сторон: то крымские татары, то крестоносцы, то московские завоеватели, то шведы.

В некоторых регионах шляхта составляла 10-12% населения. В то время в России дворянство составляло всего лишь 1%. После наполеоновских войн управление Королевством Польским, Венский Конгресс передал русскому царю. А в 1815 же году большая часть Польши была присоединена к России естественно, российские власти относились к шляхте настороженно. Тем более, что шляхта постоянно поднималась на восстания - за независимость, за свои сословные права, которые Российская империя пыталась отнять. Шляхтичи же были избирателями, они баллотировались в сеймы по поветам, в Российской империи этого не было. В конце ХVIII и в ХIХ веках шляхта три раза поднимала восстания - в Польше, Беларуси и Литве. Это знаменитое восстание Тадеуша Костюшко 1794 года, восстание 1831 года и восстание 1863 года. Шляхте в отличее от крестьян было за что бороться. Какой бы ни очень велика дистанция между магнатами и простыми шляхтичами, которые сами работали на земле.

Юридически все они были равны. Радзивиллы, заигрывая с избирателями, называли их “пане-браце”. Магнаты всегда были вынуждены считаться с простыми шляхтичами. Вся шляхта (и бедная, и богатая) - очень гордая: чуть что - поднимала восстания. И, кстати, было у шляхты такое право: право вооруженного сопротивления власти, если та действует антизаконно. В советские времена шляхту было принято высмеивать. Школьная хрестоматийная литература представляла шляхтича глупым, надутым и заносчивым.

Отношение было резко отрицательным. По-другому и быть не могло. У шляхтичей - земля, у шляхтичей - крестьяне. С точки зрения классового подхода, шляхтичи - враги и угнетатели. С другой стороны - всегда был повод относиться к шляхте с некоторой иронией. Ведь значительная часть шляхты была небогата, но наделена всеми правами. Естественно, повышенное самомнение шляхтича иногда представлялось в несколько комичном свете. Но небогатые шляхтичи никогда не выглядели, как бедняки!

Мемуарист Ежи Китович писал: даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет “угнаенне”, втыкает в “угнаенне” саблю. Саблю, видите ли, могли носить только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик. Заметьте, уже тогда иронизировали по поводу шляхты. Да, был гонор, была самоирония, но было и благородство, было понимание того, что надо соответствовать принадлежности к высшему сословию - быть вежливыми, культурными, внимательными к женщинам, например шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе общество осудило бы и отвергло его. Шляхтич не должен совершать поступков, которые бросали бы тень на репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям образование.

Комментарии

Шляхта, а не название, к нам пришла из Польши (Речи Посполитой). Это были польские помещики, а малороссы были у них холопами. Кое-кого из богатых малороссов поляки, конечно, произвели в шляхту, но это были единицы. К какой бы версии не склонялся автор, но перевод слова Шля́хта: (Szlachta от древневерхненемецкого slahta - род, либо Schlacht - сражение), а не благородный, свободный, вольный)))

В литературе, которая касается истории Польши, так или иначе встречается слово «шляхта». Большинство современных людей не имеют представления о том, что это такое, но для поляков сословие шляхтичей уже много веков неотъемлемый элемент национальной гордости.

Большая советская энциклопедия в третьем томе дает такое определение слову «шляхта» (пол. szlachta, от древненем. slata — порода, происхождение, род) — в ряде стран Восточной Европы название главной части господствующего феодального класса, дворянские роды интеллектуалов, принадлежавшие к элите общества..

В польском обществе выше шляхты стояли только особы королевской крови. Шляхта в истории Польши — благородный класс, сами рыцари или их потомки. Номинально на момент появления шляхта представляла собой низший класс светских землевладельцев — рыцарей. Скоро данное сословие стало играть важную роль в польском обществе и государстве.

История становления шляхты

В начале второго тысячелетия в Польше появилось новое правило назначения рыцарей, которое изначально не было закреплено письменными документами. Рыцари должны были происходить из определенного клана, который бы принял их в свои ряды. Формирование кланов происходило на основе объединения вокруг могущественных родов, которые имели обширные территориальные владения или большую власть в стране. Большая часть таких кланов принимала в свой состав польскоговорящее население; иностранные рыцари, которые алкали присоединиться к знатному роду и таким образом обеспечить себе высокое положение в обществе, происходили в основном из германских земель и попали на территории Польши вследствие экспансии. Первоначально шляхта не оказывала особенного влияния на политическую жизнь страны и не была очень многочисленной, но с течением времени она преобразовалась в могущественную прослойку граждан, а к XVI веку Польша имела наибольшее количество привилегированных граждан, чем любая другая европейская страна. Шляхетских родов насчитывалось около 25 тысяч, что в целом составляло 6,7% от общей численности населения страны.

Польская шляхта не была однородной по своему составу, она делилась на три неравнозначные ветви: магнаты-шляхтичи, средние шляхтичи и мелкая шляхта. Среди магнатов было восемь-десять семей, которые владели важнейшими стратегическими территориями в государстве и занимали высокие посты в государственном управлении. Среди таких родов можно выделить Потоцких и Радзивиллов. Кроме непосредственного влияния через сенаторские посты и финансовые рычаги на политику государства, они имели еще и свои армии, что позволяло им фактически чувствовать себя безнаказанными, что бы они ни делали.
Каждому роду из тех, которые относились к средней шляхте, принадлежало от одного до шести семейных земельных наделов. Они не были настолько богаты, как магнаты, но тем не менее, из этой ветви выходила основная масса канцелярских чиновников и прочих мелких управленцев в государственном аппарате. Средняя шляхта составляла приблизительно 10% от всего шляхетского сословия.

Мелкая шляхта не имела значительных земельных уделов. Их владения порой составляли просто часть земельного участка. В эту категорию, низшую среди шляхты, часто попадали обанкротившиеся известные роды. Основная причина, по которой все эти люди, составлявшие около 70% шляхты, могли пользоваться всеми шляхетскими привилегиями, состояла в знатности их происхождения и хорошем генеалогическом древе. Но после того, как Речь Посполитая была разделена между Австрийским государством, Русским и Пруссией, шляхта была обязана доказать документально свое благородное происхождение. Однако никаких письменных подтверждений у большинства представителей мелкой шляхты не имелось, и они были записаны в список сословий, облагаемых податями, потеряв при этом, разумеется, свое привилегированное положение.

Систематическое упрочение положения шляхты: привилегии

В течение долгого времени шляхта боролась за увеличение своих прав, в чем ее с удовольствием поддерживали короли Польши, пытаясь, расширив привилегии среднего шляхетского сословия, уменьшить власть магнатов, которые фактически захватила в свои руки всю власть в государстве. Базисом, на котором строилось могущество шляхты, были королевские привилегии и уставы (статуты).
В 1374 году правителем Людовиком Анжуйским был дарован шляхте Кошицкий привилей. Согласно его тексту, при несении воинской службы шляхтичи освобождались от оплаты всех налогов, кроме поземельного, установленного в минимальных пределах. Также шляхте были дарованы государственные должности в качестве исключительного права, то есть, любой законнорожденный шляхтич по праву мог занимать место в правительстве, притом не по причине своих личных заслуг, а только по праву рождения.

В 1433 году Ягеллоном было даровано право личной неприкосновенности каждого шляхтича. За убийство назначалась смертная казнь либо штраф, в десятки раз превышавший штраф за убийство человека из любого другого сословия. Цереквицкие привилеи, которые обрели окончательное утверждение Нешавского статута в 1454 году, даровали шляхте право изменять законодательную базу страны и влиять на создание и утверждение тех или иных законов через шляхетские сеймы.
Ян Ольбрахт в 1496 году провозгласил Петрковский привилей, который полностью монополизировал земельные владения для шляхты. Кроме того, окончательно было введено и закрепощение крестьян. По этому привилею шляхетское сословие освобождалось также от оплаты налога на товары, ввозимые из-за границы. Фактически, это открыло пути для монополизации торговли иностранными товарами на территории Польши.
1573 год ознаменовался одним из самых важных расширений шляхетских прав: Валуа разрешил им принимать участие в королевских выборах. Таким образом, политический режим Польши приобрел вид шляхетской республики.

На протяжении всей истории Польши шляхта играла роль не только колоссального политического триггера, но и триггера культурного, поскольку все новые веяния проникали в страну именно через интеллектуальную элиту, коей в Польше являлась шляхта.

В Российской империи лица иудейского вероисповедания имели возможность получения российского дворянства несколькими способами:.

Пожалованием императора (в том числе, и титулованного - обычно баронами); выслугой соответствующих чинов; получением российского ордена; подтверждением права пользования иностранным дворянством или дворянским титулом.

<...> Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году совместным решением русских князей жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю.

Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.

Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры.

Как указывает осведомленный В.С. Мандель, «в то время, и еще много позже, до сороковых годов XIX столетия, рижско - немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время в Ригу евреям проживать “только в одном заезжем доме” на московском форштадте».

В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны.

Это произошло не сразу. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года ее пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным - невозможно.

Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". Обратясь к генерал - прокурору, она сказала: "Я желаю, чтоб это дело было отложено"».

Хрестоматийная фраза Елизаветы, стойко высказанная в ответ на очередную порцию увещеваний (на первый план, как обычно, выдвигалась коммерческая «польза» от еврейской активности), увы, недолго служила маяком для Екатерины. Завоевание Новороссии и Польши положили конец ее колебаниям.

«Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась...

Вследствие этого, только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал - Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев выразилось, так сказать, в заговоре ее с приближенными лицами, отразившемся в переписке с рижским генерал - губернатором Брауном, в коей всему делу и был придан конспиративный характер.

В письме, доставленном Брауну секунд - майором Ртищевым, значилось: когда от канцелярии опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге.

Ежели, далее, эти купцы отправят для поселения в Новороссию своих приказчиков, уполномоченных и рабочих, то выдавать им для безопасного пути, “независимо от их вероисповедания”, надлежащие паспорта и давать им провожатых. Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или четыре человека, которые пожелают отправиться в Петербург из за требований к казне, то выдать им паспорта, “без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании”, а обозначить в паспортах только их имена. Для удостоверения своей личности эти люди предъявят письмо находящегося в Петербурге купца Левина Вульфа.

Таким - то таинственным образом начато было водворение евреев в России. В письме тщательно избегается даже слово “еврей”. Однако, Браун, очевидно, понял желание Екатерины, или же ему объяснил его на словах Ртищев. Последний был немедленно командирован в Митаву к русскому посланнику при герцогском дворе фон Симолину с секретным поручением и 7 - го мая 1764 года вернулся от Симолина с семью евреями».

Еврейский припек к польскому пирогу

Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями.

После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий. Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.

На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве .

Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей - арендатор, откупщик, ростовщик.

Об этом пространную записку царю и высшим сановникам («Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем») написал еще Гавриил Державин, инспектировавший присоединенные земли.

Он обвинил евреев в том, что евреи «доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба… уже конечно должны отдать вдвое: кто же из них того не исполнит, бывают наказаны…отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми ».

Современный историк еврейства Исраэль Шахак описывает ситуацию еще более бескомпромиссно: «До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши.

Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня.

Они собирали феодальные платежи всех видов. Короче говоря, под властью магнатов и феодалов - церковников, также происходивших от знати, евреи были одновременно непосредственными эксплуататорами крестьян и практически единственными горожанами».

В специальной литературе можно найти такую оценку: накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой - поляки - исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды - крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея - арендатора, держащего в руке ключи от церкви.

Особое положение евреев в Польше влекло за собой весьма важные последствия. Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права.

Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов.

И так как одновременно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства. Приглядитесь к простому народу польскому и к шляхте - до сих пор это две расы , заметно отличные ».

Этот вывод разделяет и Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18 - го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, - есть давно установленный наукой факт.

Итак, следует отметить и подчеркнуть, что положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением - не есть результат российских порядков, установленных властью. Нет, перед нами лишь унаследованный русскими завоевателями порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла.

Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.

Присоединяя к России новые земли, Екатерина Вторая не принимала в соображение подобных обстоятельств. Неудивительно, что на новых российских территориях сохранялись старые порядки. В России первым законодательным актом, регламентировавшим еврейское землевладение, стало лишь «Положение о евреях» 1804 года, официально дозволившее евреям покупку, владение и передачу в наследство земли. Без крепостных, естественно.

Но вот что касается владения крепостными в России, тут закон высказывался вполне жестко и определенно. Именным указом императрицы от 22 февраля 1784 года был наложен однозначный запрет: «Никто в империи, не будучи в христианском законе, пользоваться не может правом покупать, приобретать и иметь крепостных ». Данное положение невозможно толковать двояко.

Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.

Подчеркну: богатые, влиятельные евреи на вновь присоединенных территориях пытались проэксплуатировать хоть кого - нибудь, даже своих же соплеменников на худой конец. Так, Минский кагал в 1804 году направил в межминистерский Еврейский комитет, учрежденный Александром I для подготовки нового законодательства о евреях, свои предложения по еврейскому землевладению. Кагал предложил «позволить достаточным из евреев купцам покупать земли» и заводить на них фабрики, на которых работали бы бедные евреи. Предполагалось, что когда они «привыкнут к работе» и «поправят свое состояние», то их можно будет там же перевести на земледельческую работу.

В сущности, как отмечает исследователь, «фактически выделяется сословие своего рода “еврейских дворян”, тогда как статус низших слоев еврейского общества снижается еще больше - вплоть до возможного закрепощения ».

Пытались евреи добиться и права на владение крепостными вообще, безотносительно к национальности. Так, в 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.

Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось, и тому же Лейзаровичу было отказано именно на основании вышеупомянутого указа 1784 года.

Исключением стали лишь упомянутые Миллером (а за ним - Соловьями и Сергеевым) Нота Ноткин (он же Натан Шкловер) и Иошуа Цейтлин (он же Цетлис), а также еще несколько счастливцев, о которых речь ниже.

«Потемкинские евреи»

В чем тут было дело? Оба названных были евреями именно из Шклова, представителями самого еврейского из всех еврейских локусов на вновь приобретенных Россией землях польской короны. Это был в полном смысле слова национальный еврейский центр на белорусской земле, со своим традициями и порядками и со своими взаимоотношениями с польским королевским двором. Еще Георг Корб, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I, в записке, относящейся к 1699 г., отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие».

И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.

Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась. Она просто несколько поменяла формат.

И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во - первых, заблаговременно сделанной карьере, а во - вторых - особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным - Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.

В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.

Вот что пишет еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму.

По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!