Что такое айсберги и откуда они появляются. Айсберг в океане: что ждет человечество после откола мегальдины

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов.

«Айс» по-немецки - лед, «берг» - гора. Айсберги - это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело - иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения. Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

В переводе на русский язык слово «айсберг» значит «ледяная гора». Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км3.

Гренландские айсберги — часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-500 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.

Встреча с айсбергами в океане опасна. Ведь его подводную часть не видно. В 1912 году большой пассажирский пароход «Титаник» плыл из Америки в Европу, столкнулся в тумане с айсбергом и затонул. Но случилось, что в антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.

Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.

Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.

Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 260 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-400 южной широты.

В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.

С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки. Рождение айсберга - эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду. Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание. Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца. Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если - антарктические. Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана - 153 на 36 км.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы. Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м, но большая часть их находится под водой. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом - это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход «Титаник», пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул. Погибло полторы тысячи человек. Много лет спустя, в 1959 г., такая же участь постигла датский корабль «Хедтоф». Он тоже затонул в Северной Атлантике. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды , причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением. В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии. Трудностей встает, конечно, немало. Нужны очень мощные буксиры, надо научиться надежно закреплять айсберг тросами, а доставив в порт, позаботиться о том, чтобы он не слишком быстро таял. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры.

(Visited 62 times, 1 visits today)

Арктика и Антарктика – природные “предприятия” по производству уникальной экологически чистой продукции – айсбергов. Антарктические айсберги намного больше своих арктических собратьев. Это огромные массивы льда, порой их площадь достигает нескольких тысяч квадратных километров! Некоторые айсберги по размерам сравнимы с Крымским полуостровом.

Опасность айсбергов

В пустынных водах Антарктики айсберги не представляют особой опасности. Если они и интересуют еще кого-то, кроме капитанов нечасто подходящих к Белому континенту кораблей, то разве что ученых-гляциологов. Каждый крупный антарктический айсберг получает при “рождении” имя и за ним до последнего дня ведется наблюдение с самолетов и космических спутников. Куда большая проблема – арктические айсберги. Они дрейфуют по судоходным путям Северной Атлантики. Некогда морякам приходилось надеяться только на зоркость впередсмотрящего.

В начале XX века стали применять корабельные сирены. Их звук отражался от поверхности высоких айсбергов, предупреждая об опасности. А если навстречу попадался низкий экземпляр, то тут приходилось уповать исключительно на удачу. После трагической гибели “Титаника” в результате столкновения с огромной ледяной глыбой в 1914 году был создан Международный ледовый патруль. 13 стран договорились о патрулировании бассейна Северной Атлантики. До 1940-х годов дозор в регионе несли корабли. После окончания второй мировой войны наблюдения ведутся в основном с воздуха. Обнаружив айсберг, патруль определяет его точное местоположение, прогнозирует дрейф и потом дважды в сутки передает радиосводки находящимся поблизости судам.

Образование айсбергов

Облегчают жизнь моряков и радары, установленные на кораблях. Но полной гарантии безопасности не могут дать и эти современные средства. На первый взгляд ледники кажутся неподвижными. В действительности они очень пластичны и по консистенции напоминают густой мед. Под давлением собственного веса ледяная шапка расползается в разные стороны со средней скоростью 10-1000 метров в год. Когда края ледника выдвигаются в море, они становятся неустойчивыми и отламываются. Так образуются айсберги.


В крупных массивах льда с воздуха можно увидеть так называемые ледяные реки, когда льдины прокладывают себе русло и “текут” к открытой океанской воде. Достигнув края ледника и отломившись, они образуют плоские и ровные – столообразные – айсберги. А отличающиеся причудливыми формами глыбы, которые откололись непосредственно от ледников, гляциологи называют ледяными горами. Момент, когда возникнет айсберг, спрогнозировать сложно. В 1986 году в Антарктиде неожиданно откололся кусок ледника, на котором незадолго до этого обосновалась советская полевая экспедиционная база “Дружная-1”. Людей эвакуировали, а постройки базы так и дрейфовали с айсбергом на протяжении десяти лет.

Ежегодно от Антарктиды откалывается до 3,5 тысяч кубических километров льда . Шестой континент поставляет более 90% айсбергов планеты. Раз в 20-25 лет климатические колебания вызывают резкое увеличение числа образовавшихся антарктических глыб. В последний раз это явление было зафиксировано в 1986 году. Значит в скором времени можно ожидать очередного “урожайного года”. Дрейфующие со скоростью океанского течения ледяные глыбы быстро тают, приобретая самые фантастические формы на поверхности и под водой. А ветер, задувая в дыры и расселины айсберга, заставляет его таинственно гудеть.

Но формы айсбергов причудливее, и потому репертуар намного богаче. Приближаться к айсбергам опасно. Из-за таяния центр тяжести между его надводной и подводной частями все время смещается, и глыба может перевернуться в считанные секунды. В лучшем случае корабль заденет поднявшейся волной.

За время своего путешествия айсберги переворачиваются не один раз . Но это не останавливает любителей острых ощущений. Покорение айсбергов стало одним из видов экстремального спорта. Рискуют подходить к этим неустойчивым горам льда не только экстремалы.

Акватория айсберга – отличное место для рыболовства и охоты. Попав в теплые широты, айсберг начинает подтаивать, и вокруг него скапливается криль – планктонные морские рачки. Их привлекает прохладная вода. Следом сюда устремляются питающиеся крилем рыбы, а за ними – птицы, тюлени и медведи. Последними приходят охотники и рыбаки.

Экологически чистую воду айсбергов в прибрежных странах Северной Атлантики используют в пищевой промышленности, в частности для производства эксклюзивных алкогольных напитков. Особенно преуспели в этом канадцы, которые начали “промысел” айсбергов в 1971 году, отбуксировав первую ледяную глыбу в порт. Буксировка айсбергов в засушливые районы могла бы решить проблему питьевой воды, от нехватки которой на Земле страдают 2 миллиарда человек . Чистая прохладная вода айсбергов могла бы спасти погибающие рифы.

В России о получении пресной воды из ледяных глыб всерьез подумывают городские власти Владивостока. Сейчас в районы дрейфа айсбергов все чаще организуют туристические круизы, но моряки предпочитают оставаться на почтительном расстоянии. Благо, в ясную погоду сияющие на солнце “бродяги морей” видны издалека.

Что такое айсберг?

Айсберги это куски льда, которые образуются на земле и плавают в море или озере. Айсберги бывают всех форм и размеров, от кубиков льда небольшого размера, до кусков льда размером с небольшую страну. Термин «айсберг», как правило относится к куску льда размером более 5 метров (16 футов) в поперечнике. Небольшие айсберги, обломки айсбергов, могут быть особенно опасны для судов, потому что их труднее обнаружить. Северная Атлантика и воды, омывающие Антарктиду являются основным местом существования для большей части айсбергов на Земле.

Как образуются и передвигаются айсберги?

Айсберги образуются изо льда ледников, шельфовых ледников или откалываются от еще большего айсберга. Айсберги передвигаются вместе с океанскими течениями, иногда останавливаются на мелководье или пристают к берегу.
Когда айсберг достигнет теплых вод, температура воздействует на него. На поверхности айсберга, теплый воздух растапливает снег и лед, могут образовываться небольшие озера на нем, которые могут просачиваться через айсберг, через трещины в нем, тем самым расширяя их и разрушая сам айсберг. В то же время, теплая вода воздействует на айсберг в его подводной части, постепенно растапливая ее и уменьшая объем. Подводная часть тает быстрее надводной.

Почему важно изучать айсберги?


Айсберги представлять опасность для судов, проходящих через Северную Атлантику и воды вокруг Антарктиды. После того, как Титаник трагически затонул у Ньюфаундленда в 1912 году, Соединенные Штаты и двенадцать других стран создали организацию Международный ледовой разведки, чтобы предупреждать суда о наличии айсбергов в Северной Атлантике.
Организация Международный ледовой разведки использует самолеты и радары для отслеживания айсбергов, плавающих на путях основных морских путей. В США Национальный центр IСЕ использует спутниковые данные для мониторинга айсбергов у берегов Антарктиды. Тем не менее, он способен отследить только айсберги более 500 квадратных метров (5400 квадратных футов).

Айсберги могут также служить в качестве материала для ученых, чтобы узнать больше о климате и океанических процессах.
При изучении факторов, которые вызывают на образование айсбергов, исследователи надеются лучше понять причины, которые приводят к распаду шельфовых ледников.

Океанологи исследуют айсберг, еще и потому, потому что большим объемом холодной пресной водой они могут повлиять на океанические течения и циркуляцию вод океана.

Биологи изучать айсберги, чтобы выяснить, как они влияют на океаническую жизнь. Как происходит изменение питательных веществ в океане при таянии айсберга. Недавние исследования показали, что воды вокруг айсбергов заполнены планктоном, наблюдается большое скопление рыб и других морских обитателей.

Фотографии айсбергов:



Айсберг - это величественное природное произведение искусства. Огромные ледяные скульптуры высотой до 100 метров, плавающие в море, являются грозным и одновременно завораживающим зрелищем. Они заставляют трепетать и благоговеть перед могущественными силами природы.

Уникальные произведения природы

Айсберг - это природное явление, великолепие и величественность которого с трудом можно отобразить на фотопленке, его невероятную ледяную мощь можно почувствовать только при личной встрече. Что же это такое? Нет двух одинаковых айсбергов, формы и размеры повторяются очень редко. Интересен сам факт их появления и образования.

Рождение ледяных гигантов

Айсберг - это образование, которое состоит из сильно уплотненного снега, выпавшего на гренландскую ледяную шапку несколько тысяч лет назад, если не больше. Из-за постоянных изменений и движения каждый год появляются тысячи айсбергов, которые в основном формируются в море от ледников в центральном и северо-западном регионе Гренландии, а также на ее восточном побережье.

Размер имеет значение

Айсберг - это явление природы, которое может выступать в самых различных формах, размерах и конфигурациях. Самые высокие из них возвышаются над поверхностью океана на высоте, соответствующей 15-этажному зданию, а самые маленькие похожи по своему размеру на небольшую хижину. Нередко целые дворцы айсбергов мягко дрейфуют под влиянием течений в арктических водах.

Это всего лишь верхушка айсберга

Каким бы большим ни казался айсберг, это всего лишь его вершина, оставшиеся 7/8 частей его массива находятся на морской глубине. Антарктида и Гренландия, где находятся все ледниковые покровы в мире, являются главными источниками этого природного явления в мире. Над водой видна одна восьмая часть айсберга, другая расположена ниже поверхности воды. Отсюда и появилась фраза «вершина айсберга», означающая только часть идеи или проблемы.

Почему айсберги синие?

Некоторые ледники и айсберги имеют синеватый оттенок. Химическая связь кислорода и водорода в воде поглощает свет в красном конце спектра видимого света. Синие ледники и айсберги голубые по той же причине, что и небо, которое таким является из-за атмосферного рассеивания света.

Большие куски льда

Айсберг - это не просто большой кусок льда, оторвавшийся от ледника. В его составе замороженная пресная вода. Большинство из них в Северном полушарии отрываются от ледников в Гренландии. Иногда они дрейфуют на юг с течением в Северную Атлантику. В Южном полушарии почти все айсберги выходят из Антарктиды.

Некоторые из них маленькие, это просто плавающий морской лед, который простирается не более чем на 5 метров над океаном. Айсберги также могут быть огромными, они иногда превышают по своему размеру некоторые острова, например, такой как Сицилия - самый большой остров в Средиземном море.

Опасный лед

Существует много разных видов айсбергов. Например, мохнатый лед представляет собой набор плавающих льдов и айсбергов длиной не более 2 метров. Особенно опасными являются подводные айсберги. Острый скрытый лед может легко проделать дыру в нижней части корабля. Особенно предательская часть Северной Атлантики стала известна как Аллея айсбергов из-за большого количества подводных ледяных образований. Это место находится в 250 милях к востоку и юго-востоку от Ньюфаундленда (Канада).

В 1912 году «Титаник», крупный британский океанский лайнер, на своем пути в Нью-Йорк, столкнулся с ледяной горой и затонул в Аллее айсбергов. Более 1500 человек погибли. Вскоре после того, как «Титаник» затонул, был создан Международный ледовый патруль для отслеживания айсбергов и предупреждения судов. Этот патруль продолжает свою деятельность и сегодня.

Куда плывут айсберги

Айсберг - что это? Как долго он может существовать? Куда он плывет? Ледяные массивы, оторванные от ледников и дрейфующие в более теплые воды, в конечном итоге тают. Ученые оценивают продолжительность жизни айсберга, начиная с первого снегопада на леднике и заканчивая окончательным плавлением в океане, приблизительно в три тысячи лет. По понятным причинам точное определение времени существования того или иного айсберга является весьма затруднительным. Движение наиболее крупных ледяных плавающих образований отслеживается при помощи спутников.

Формы и размеры

Айсберги поменьше могут происходить из ледников или шельфовых льдов, а также могут быть результатом разрыва большого айсберга. По форме они также совершенно разные. Некоторые айсберги имеют крутые стороны и плоскую вершину, другие - купола и шпили.

Айсберг - что это?

Слово «айсберг» происходит от голландского и буквально означает ледяную гору. Как известно, около 91% от всего плавающего ледяного массива находится под водой. Это связано с физическими характеристиками. Поскольку плотность чистого льда составляет около 920 кг/м 3 , а морской воды - около 1025 кг/м 3 , обычно одна десятая объема айсберга выше воды (по принципу Архимеда). Форму подводной части определить, исключительно глядя на часть над поверхностью, очень трудно.

Айсберги обычно колеблются от 1 до 75 метров над уровнем моря и весят от 100000 до 200000 метрических тонн. Самый большой известный айсберг в Северной Атлантике возвышался на 168 метров над уровнем моря. Это приблизительная высота 55-этажного здания. Подобные айсберги происходят от ледников Западной Гренландии и могут иметь внутреннюю температуру от -15 до -20 °C.

Отслеживание айсбергов

Айсберги обычно ограничены ветрами и течениями. Более 95% данных, используемых в анализах морского льда, получены от удаленных датчиков на полярно-орбитальных спутниках, которые исследуют эти отдаленные районы Земли. До начала 1910-х годов не было системы для отслеживания айсбергов для защиты судов от столкновений, скорее всего, потому что они не считались серьезной угрозой тогда, кораблям удавалось уцелеть даже при прямых столкновениях.

В 1907 году германский лайнер "Кронпринц Вильгельм" протаранил айсберг и получил очень серьезные повреждения, но смог завершить свое путешествие. Однако потопление «Титаника» в апреле 1912 года изменило все это и обусловило спрос на создание систем для наблюдения за айсбергами. Так был сформирован Международный ледовый патруль.

Новые технологии контролируют айсберги. Воздушный надзор за морями в начале 1930-х годов позволил разработать чартерные системы, которые могли бы точно детализировать океанские течения. В 1945 году эксперименты проверили эффективность радара при обнаружении айсбергов. Десять лет спустя были созданы океанографические контрольные пункты для сбора данных, эти форпосты продолжают служить исследованию окружающей среды.

Ученые подсчитали, что ледяной покров , крупнейшего острова на Земле, обновляется примерно за 6 тысяч лет. Это означает, что значительная часть гренландских ледников за это время превращается в айсберги, которые «блуждают» по Северной Атлантике. Тот же процесс постоянно происходит и в Антарктиде, где находятся крупнейшие на Земле ледники.

Добравшись до края суши, ледник или нависает над водной поверхностью в виде карниза или козырька, или продолжает передвигаться по шельфу (материковой отмели). Время от времени от ледяного массива с бешеным грохотом отламываются огромные глыбы — айсберги. («Айсберг» с голландского языка переводится как «ледяная гора») При этом образуются волны, очень опасны для судов, оказавшихся поблизости.

Некоторые айсберги, по своим размеры могут соревноваться не только с горами, но и с целыми горными массивами. У самого крупного из когда-либо обнаруженных айсбергов, который в 2000 году отпал от шельфового ледника Росса в Антарктиде, была поверхность площадью около 10 тысяч км 2 при высоте более 100 метров. Через пять лет его осколок был длиной более 115 километров и площадью более 2500 км 2 . По мнению ученых, такие «ледяные горы» способны влиять на океанские течения и погодные условия, тем более что морские течения несут айсберги за многие тысячи километров от мест, их «рождения». Так начинаются многолетние блуждания ледяных гор.

Плотность морской воды около 1025 кг/м 3 , а плотность льда — 920 кг/м 3 . По этому только верхушка, десятая часть объема айсберга возвышается над водой, а остальные десять девятых объема находятся под водой и являются невидимыми для наблюдателя с борта судна. Эта «скрытая» часть плавучей ледяной скалы представляет наиболее серьезную опасность.

В истории мореплавания известно много случаев столкновения судов со скитальцами-великанами. Так, 20 февраля 1856 года, у острова Ньюфаундленд, после столкновения с айсбергом потерпел крушение американский парусный корабль. Вся команда погибла — 135 человек. А в 1928 году загадочно исчез датский пьятищогловий баркас «Копенгаген». Судно шло из Монтевидео в Австралию и на его борту находились 59 человек. В широтах, где проходил маршрут баркаса, дрейфовали антарктические гигантские айсберги. В 1943 году в Северной Атлантике столкнувшись с айсбергом пошел на дно британский танкер «Свенд Фойн» вместе со всем своим экипажем. Но самая известная из катастроф такого рода произошла 1 апреля 1912 года. Только что построенный крупнейший океанский лайнер «Титаник», вышедший в свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с гигантским айсбергом и затонул, невзирая на то, что он считался абсолютно надежным и непотопляемым. При этом из 2208 человек пассажиров и экипажа спаслись только 706.

С появлением на судах радиолокационного оборудования опасность подобных столкновений уменьшилось. Однако даже самые современные приборы порой оказываются несостоятельными. В ноябре 2007 г. неподалеку от Южных Шетландских островов, расположенных у побережья , круизный лайнер «Эксплорер» врезался в ледяную гору и получил пробоину. К счастью, всех пассажиров удалось эвакуировать и разместить на другом корабле еще до того, как лайнер скрылся под водой.


Чрезвычайной особенностью айсбергов является их способность «кувыркаться». В теплых водах лед тает гораздо быстрее, при этом изменяется положение центра массы ледяной горы, и время от времени айсберги неожиданно переворачиваются. Известен случай, когда в результате такого «кувырка» пассажирский корабль, находившийся вблизи большого айсберга, был подхвачен им при опрокидывании и оказался на поверхности льда. Однако новое положение айсберга оказалось неустойчивым, и за короткое время он сделал «кувырок» в обратную сторону, причем корабль вновь оказался на плаву, не получив серьезных повреждений. Интересно, что айсберг, который недавно «перевернулся», отличается от своих собратьев темно-синим цветом льда.

Среди ледяных гор большинство — столовые айсберги. Отличительной чертой этих айсбергов является ровная, как стол, поверхность. Под действием морских волн и солнечных лучей форма айсбергов со временем меняется. Чем «старше» ледяная гора, тем изобретательнее ее внешний вид. Некоторые из них, пропутешествовав несколько лет в водах Северной Атлантики или на юге Индийского и Тихого океанов, становятся похожими на гигантских белоснежных лебедей или на скалистые острова с широкими долинами, острыми утесами и живописными бухтами. Многие айсберги существуют так долго, что на них образуются колонии морских птиц — поморников, чаек, пингвинов, а также тюленей.

Скопление айсбергов, встречающихся у ледяного барьера Антарктиды, обычно выглядят как ледяные города, созданные архитектором с неукротимый фантазией и неограниченными возможностями. Освещенные солнцем, они переливаются всеми цветами чистейшего пресного льда — от ослепительной белизны к глубокому сине-фиолетового тона.

В конце XX века Европейским Космическим Агентством и НАСА были созданы спутниковые системы, которые ведут круглосуточное наблюдение за передвижениями ледяных путешествующих гор в океанах планеты, движением покровных ледников и образованием новых айсбергов. В декабре 2009 года спутник Егмизат обнаружил огромный айсберг у берегов . Ледяной глыбе размером 19 на 8 километров (больше площади Гонконга), что отпала от шельфового ледника Росса, понадобилось 10 лет, чтобы преодолеть такое расстояние.

10 152

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!