Что такое человеческая речь. Речь и ее функции

Значение речи столь велико для человека» что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе» и качество межличностных отношений с окружающими» и выбор будущей профессии» и психологический комфорт семейной жизни.

Речь - своего рода визитная карточка индивида. # " ,./■>

Речь - один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ^ролью речи в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают друг другу свои мысли» желания» передают жизненный опыт» согласовывают действия. Речь служит основным средством общения людей.

Речь - это сложная, функция» и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей» воспитателей и друзей. Очень важно» чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную» отчетливую» выразительную» эмоционально окрашенную речь.

По мнению О. С. Ушаковой» «речь и язык традиционно рассматривались в ^психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности» язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения». «

Для нормального развития речевой деятельности необходимы определенные условия: ]

^ достаточная степень зрелости различных структур головного мозга. Речевой аппарат состоит Из двух отделов - центрального (мозгового)» представленного двумя речевыми центрами» и периферического отделов. Центр это скопление функционально однородных нервных клеток. Один центр (центр Брока) является речедзигатель- ыым, т. е. обеспечивает движение органов артикуляции» органов дыхания и голосообразования. Другими словами» можно сказать» что он отвечает непосредственно за процесс говорения; Другой центр (центр Вернике) по своей сути речеслуховой. Его функция - восприятие и различение речевых звуков» контроль над собственной речью говорящего. Значит» центр Вернике ответственен за понимание речи. Кроме речевых центров, большое значение для развития речи имеют подкорковые образования» ядра продолговатого мозга, проводящие пути и др. Необходимое условие развития речи нормальное строение и фун

кционирование этих мозговых структур. По сути дела, основным органом речи является мозг;

s правильное анатомическое строение и скоординированность работы голосовых складок, дыхательной системы и органов артикуляции. Голосовые складки» легкие, трахея, бронхи и гортань, язык, губы, небо- это периферический отдел речевого аппарата. При анатомических дефектах перечисленных органов возникает вероятность нарушения произносительной стороны речи. Например, звук [р] требует высокого подъема кончика языка. А если подъязычная связка укорочена, то язык не может занять это необходимое верхнее положение. Тогда ребенок пытается компенсировать Создавшуюся ситуацию и произносит звук [р] не при вибрации кончика языка» а при вибрации мягкого, неба. Все слышали распространенный вариант неправильного звучания [р] - горловой звук;

Речь о речи

У отсутствие нарушений слуха и зрении, сформиро- %ИИностъ двигательной и эмоциональной сферы. Поскольку речь формируется по подражанию, ребенку необходима воспринимать на слух и визуально, как говорят окру- Дакающие. А если ей плохо слышит или у него страдает дарение, то это ие позволяет малышу воспринимать речь Окружающих и полноценно ею овладевать. Даже если у.ребенка все в порядке со строением органов речи, но есть двигательные затруднения (например, не может быстро сменить одну артикуляционную позу другой или41е МО- ЖЄт удержать ту или иную артикуляционную позу), то вполне вероятны нарушения произношения звуков;

1 ^ потребность в общении. Чтобы говорить, нужно за

хотеть это сделать. Иногда в семье можно наблюдать такую картину: родители бросаются выполнять желания ребенка, стоит ему только показать пальцем на какой- либо предмет. А если родители предвосхищают все жела- *ЙЙя, то зачем говорить, зачем напрягаться и произносить флбва, если можно только воспользоваться жестом, поплакать или покричать, требуя свое?! Другими словами, "feet мотива для речи и для общения, а значит, не будет и /Яручащей речи. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональ-

ЩШ. контактов с матерью или другими взрослыми может Порождать задержку в развитии речи. Речь не развивает- ФЛ вне общения. Подтверждением этому служат дети-ма- "^яи, жившие длительное время среди животных. Ни один ІІІр втіпс человеческих детенышей не ут^ел разговаривать, Летя и родился человеком.

& процессе речи мы произносим слова и предложения, энные к другим людям, и, кроме того, воспринима- [ Чужую речь, слушаем тех, кто с нами говорит. Следова- гр, овладение речевой деятельностью предполагает:

♦ способность говорить;

♦ способность понимать сказанное.

В приведенной выше таблице (с. 4-9) мы говорили о радием речевом развитии ребенка (гуление, лепет, первые

слова). А сейчас несколько слов о том, как и когда ребенок начинает овладевать речью. Период активного развития речи начинается на втором году жизни.

Бурное развитие понимания речи на несколько-месяцев опережает развитие устной речи у самого ребенка. Очень часта с того момента, как ребенок начнет показывать на тот или иной предмет, перед тем как он назовет этот предмет, пройдет время, равное восьми-девяти месяцам. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова во фразу («мама, дай»).

Здоровый ребенок при нормальном развитии речи начинает говорить уже после того, как проживет 14-18 месяцев своей жизни. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что объясняется большей пластичностью нервной системы первых.

У полуторагодовалого человечка в памяти уже имеется около 30-35 простых одно- и двусложных слов, и, как правило, коротких, длиной не более шести-семи звуков. Возможно, эти слова будут произноситься ребенком еще нечетко, с ошибками, но, по крайней мере, это первые попытки общения с окружающим миром.

К двум годам словарный запас ребенка увеличивается до 250-300 слов, начинает формироваться настоящая человеческая речь. Появляются сложные фразы, ребенок задает много вопросов, отвечать на которые рекомендуется как можно более подробно, но доступно пониманию ребенка.

15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6 слов. Ребенок понимает простую просьбу без жеста,

18 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

21 месяц. Показывает три части тела, начало фазы двух- словных предложений. Словарный запас около 20 слов;

24 месяца (два года). Показывает пять частей тела. Словарный запас минимум 50 слов, понимает двух этапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов.

30месяцев. Адекватно использует местоимения «я.», «ты», «мне». Использует предложение из двух слов. Понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

36 месяцев (три года). Словарный запас до 250 слов и больше. Общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания ^ипа «положи^кубик под чашку». Показывает, какая линия из трех самая длинная,"

Наш словарик

Артикуляция - положение органов артикуляции прй произнесении того или иного звука.

Двусложные слова - слова, состоящие из двух слогов.

| Есть повод для беспокойства, если;

> К концу пятнадцатого месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «Мама» и «папа».

К концу двадцатого месяца не может произнести шесть осмысленных слов.

К концу 24-го месяца не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Внимание! Некоторые дети (так называемые поздно- говорящие) не мо^ут отчетливо произносить первое слово (например, мама) до 14 месяцев. Будьте терпеливы. Не переставайте постоянно разговаривать и общаться с ребенком.

Что делать? Скорая родительская помощь

1: Оречевлять все свои действия и действия ребенка в течение дня («Что делаю - о том говорю!») Например, утром, умывая ребенка, говорим ему: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три паль чики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо».

2. Самое время приучать ребенка к восприятию (слуша

нию) коротких детских сказок и стихов. Пусть вас не смущает, что даже самая короткая сказка, например «Курочка Ряба», может оказаться для ребенка длинной и у него не хватит терпения ее выслушать до конца. Ребенок еще не способен длительно концентрировать свое внимание. Стихи привлекают малыша своим ритмом, мелодичностью. /

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

2.Виды речи и их назначение.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: - последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; - грамматически правильное оформление - выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

«Слово — основа мира, всего живущего»
(Н. Гарин-Михайловский).

Речь – главное приобретение человечества, основное средство человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения, т.е. обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Исследования зоопсихологов показали, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Как психический познавательный процесс речь дает возможность человеку:

— взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
— получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
— изучать историю жизни на планете;
— обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
— обмениваться информацией с другими людьми.

Что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Должна ли психология заниматься языком или может ограничить свои исследования речью? Иногда вопрос ставится даже так: а не представляют ли речь и язык одно и то же?

Речь — процесс общения, язык — средство общения. Речь – это процесс материализации мысли.

Речь – это процесс общения людей посредством языка; система звуковых сигналов и письменных знаков для передачи информации. Она «озвучивает, «оживляет» языковые символы.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.

Выделяют следующие признаки языка:
— исторически сложившееся средство общения;
— система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;
— развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;
— отражает менталитет конкретного народа, его социальные установки и мифологию.

Важнейшая «обязанность» языка — установление за каждым словом конкретной смысловой нагрузки — значения. Значение слова есть то, о чем думает человек, услышав или увидев изображенное письменно в виде знаков — символов. Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Например, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.

Человеческий язык имеет сложную структуру, включающую в себя лексику, грамматику и синтаксис. Лексика — это слова с их значениями; грамматика — система различных форм слов; синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Освоение речи ребенком осуществляется без знания языка. А вот язык без речи существовать может: например, китайские иероглифы не вызывают речи у человека, не владеющего ими, но они реально существуют и находят применение в коммуникативной практике людей.

Традиционно выделяют 3 функции:

1. Коммуникативная функция заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека и выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми (или письменную речь).

Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи.

2. Функция обозначения (сигнификативная) — состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Эта функция свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Таким образом, взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь.

3. Функция обобщения — связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков. Эта функция непосредственно связана с мышлением.

Ирина Базан

Литература: Ю.В. Щербатых «Общая психология» Р.С. Немов «Психология», кн.1 В.М. Козубовский «Общая психология» С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

Заговори, я чтоб я тебя увидел,
Заговори, чтоб я тебя узнал.
Чтоб я тебя случайно не обидел,
Неуваженьем, чтобы не прогнал.
Заговори со мною на досуге,
Поговори со мною о былом.
Когда ты станешь милой мне супругой,
Чтоб завязалась наша жизнь узлом.
Чтоб хорошо друг друга мы узнали,
Пока огонь у нас в сердцах горит,
Пока разлук серьёзных не познали
Давай с тобой ещё поговорим.
Сократ
«Заговори, чтобы я тебя увидел» ; некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение. Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценные минуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро.
Умение говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания. К сожалению, не все умеют правильно пользоваться этим благом, часто злоупотребляя им. Что мы иногда можем услышать вслед, даже просто прогуливаюсь по улице? Да, можем услышать насмешки, подколы, оскорбления, проклятия, бранные слова, которые порой очень ранят. От слов человек может сильнее пострадать, чем от физической боли. Иногда, сказав лишнее, можем причинить сильную боль даже самому близкому и после сожалеем об этом, но «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В такие моменты важно уметь сказать «Прости», хотя далеко не все могут пойти на такой шаг, некоторым просто не хватает смелости. Из-за своей гордости или страха многие из нас предпочитают оставить все как есть, убежать от проблемы, чем попросту извиниться, причиняя другому человеку еще большую боль и в следствии разочарование.
От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапард. Никто не возьмет на работу человека, который не может и двух слов связать или окажется не воспитанным хамом. Так что, очень важно совершенствовать свой словарный запас, следить за правильность и культурой речи и главное думать, что и когда нужно говорить.
Нужно не забывать о том, что иметь хороший словарный запас, говорить умными фразами еще не является залогом успеха. Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связанно, не запинаясь, не мямля, не нарушая без причины текучесть голоса. Голос человека сам может привлекать или отталкивать слушателя. Это действительно так. Прислушайтесь к голосу одной из известных ведущих теленовостей на канале «1+1» Алле Мазур. Ее речь четкая и уверенная, что вызывает доверие и не возникает желания переключить на другой канал, а хочется дослушать выпуск до конца. Приятный голос телеведущей и четкое произношение привлекает слушателей.
Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора, обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри и понять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, которая может рассказать о нас абсолютно все.

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Интеллект
  • Язык

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    РЕЧЬ - РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    речь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!