Что такое челядь. Примеры употребления слова челядь в литературе

Начиная приблизительно с 6 века в восточнославянских племенах челядью называли полностью зависимых от своих хозяев слуг. Челядины были полностью бесправны и являлись собственностью свои хозяев. Фактически это были рабы.

Восточные славяне чтили свою свободу, поэтому челядь формировалась из представителей соседних племен. Во время многочисленных войн между племенами захватывалось большое количество пленных, которые впоследствии и становились челядинами.

Впервые челядь упоминается в «Повести временных лет», содержащая тексты договоров Руси с Византией.
Владение большим количеством челяди подчеркивало высокий социальный статус хозяина. Активно практиковалась торговля челядью, существовали даже специальные рынки, где такая торговля осуществлялась. Хозяин мог и подарить челядинов своим знакомым или обменять их на какой-нибудь товар.

Впоследствии челядью стали называть не только бесправных рабов, но и более широкую группу феодально-зависимого населения. Приблизительно в 11 веке «челядь» было вытеснено «холопы».

Челядь в Российской Империи

В 18-19 веках это слово вновь стало актуальным. Челядью стали называть дворовых крестьян (дворовых людей). Это была особая разновидность крестьянства. Челядь, в отличие от остальных крестьян, жила при дворе и не занималась земляными работами.

Челядь отвечала за все, что было связано с обслугой господского дома и господской усадьбы. Фактически это была домашняя прислуга.

Во главе дворовых крестьян стоял дворецкий, который следил за порядком в доме. Среди челяди были кухарки, уборщицы, няни, лакеи, кучера, конюхи и многие другие. Количество дворовых слуг у крупных могло достигать нескольких сотен. Такая толпа людей приносила определенные издержки. «До молотьбы далеко, а челядь корми», – гласила популярная .

Дворовые челядины нередко становились приближенными к помещикам особами.

Челядь в наши дни

Употребляется это слово и сейчас. Челядью называют тех, кто прислуживает перед другими людьми, подлизывается, старается угодить. Понятно, что в таком наименовании силен оттенок пренебрежения.

Некоторые словари дают еще более широкое толкование данного . Под челядью могут подразумеваться вообще любые слуги. Это собирательное слово для обозначения представителей данной социальной группы. Употребляя слово в данном значении, говорящий также передает своему адресату презрительное отношение к объекту своей речи.

ЧЕЛЯДЬ ЧЕЛЯДЬ - название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом купли-продажи. С XI в. термин "Ч." относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII- XIX вв. Ч. называли дворовых людей помещиков.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЧЕЛЯДЬ" в других словарях:

    Название зависимого населения в Киевской Руси. В VI IX веках челядь рабы пленники. В IX X веках они стали объектом купли продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI… … Википедия

    ЧЕЛЯДЬ, 1) в Древней Руси (? 12 вв.) рабы; позже широкий круг зависимых людей. 2) В 18 19 вв. одно из названий дворовых людей помещиков. Источник: Энциклопедия Отечество наименование зависимого населения в России. В Древней Руси VI IX вв.… … Русская история

    ЧЕЛЯДЬ, челяди, мн. нет, собир., жен. 1. До отмены крепостного права дворовые слуги (ист.). «Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью.» Гоголь. «Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою … Толковый словарь Ушакова

    См. слуги Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. челядь сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

    1) в Др. Руси (9 12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально зависимых людей России2)] В 18 19 вв. дворовые люди помещиков … Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕЛЯДЬ, и, жен., собир. 1. При крепостном праве: дворовые слуги помещика. 2. перен. Чьин. прислужники, приспешники (презр.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    И пр. см. человек. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    1) в Древней Руси (IX – XII вв.) рабы; позже – широкий круг феодально зависимых людей России; 2) В XVIII – XIX вв. дворовые люди помещиков. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    ЧЕЛЯДЬ - название зависимого населения в Киевской Руси. Около VI IX вв. в состоянии патриархального рабства, Ч. рабы пленники. В IX X в. они стали объектом купли продажи. С XI века термин «Ч.» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном… … Юридическая энциклопедия

    Ж., род. п. и, челядинец, укр. челядь, челядин слуга, челядина служанка, девушка, блр. челядзiн слуга, др. русск. челядь, челядинъ, ст. слав. челѩдь θεραπεία (Мар.), болг. челяд ж. семья, сербохорв. че̏ља̑д ж. челядь, домочадцы, люди, чеш.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Люди и нравы Древней Руси , Романов Б.. В ряду других книг, посвященных времени становления древнерусского государства, книга Бориса Романова стоит особняком. В центре внимания здесь не борьба князей завласть и не военные походы, а…
  • Разговорчики в строю , Михаил Серегин. Кто-то из великих изрек: лучше иметь дочь-проститутку, чем сы–на-ефрейтора. Справедливо ли это? Не факт. Витек Резинкин – как раз ефрейтор, а оказался главным лицомпри встрече самого…

Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих «лучших мужей».

В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего «Закона Русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.

Челядь — древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. «Челядь» — прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен («полона»), в процессе войн. Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «роба». Эти последние выступают в более поздних источниках под названием «челядин полный». Итак, всякий холоп — челядин, но не всякий челядин — холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина и ведающие его хозяйством, и всякого рода зависимый и эксплуатируемый люд. Но не челядь составляла основную массу сельского населения. В глубокой древности для обозначения его существовал один термин — «люди». Термин «люди» в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово «люднэ» обозначало сельское население в целом. Термин «люди» в смысле «сельское население», «данники», существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов («людики»), вошедших в состав карельской народности.

Такое социальное значение термина «люди» сохранилось и гораздо позднее; еще в XVIII и XIX вв. о крестьянах и дворовых, принадлежавших каким-либо Шереметьевым или Юсуповым, говорилось, как об их «людях». Вместе с тем на Руси с каких-то пор (установить точно это пока невозможно) сельское население в целом стало обозначаться термином «смерд». Термин «смерд» уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто «люди».

Постепенно термин «смерд» начинает обозначать то же, что и «люди», «простая чадь» сел и весей. Позднее он вытеснится словом «крестьянин». В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин «смерд», обозначающий сельское население вообще (смерды — данники, поданные; смерды — жители сел; смерды — работники, землепашцы, страдники и т. п.). Как и позднее термин «крестьянин», слово «смерд» в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально «находящегося под данью», подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина «смерд» обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.

Позднее термин «смерд» в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом «мужик». «Беззаконники из племени смердья», — говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах. «Пойди, смерд, прочь! Ты мне не надобен», — крикнул Василий III знатному боярину. Таким образом, смерды — это общинники-данники, с которых во время «полюдья» собирают всякие поборы княжеские дружинники. Позднее, с оседанием дружин на земле, бояре-дружинники превращали смердов из данников в зависимых людей, т. е. теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве. Смерд — зависимый от князя человек. Об этом говорит вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный цене, уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д. (См. «Правда Русская», т. I, стр. 113-114). Смерд прикреплен к земле, он дарится вместе с ней. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав и тем самым перестав быть смердом. Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, превратившуюся в феодальную ренту. Покидавший общину, разоренный смерд вынужден был искать заработка на стороне или закабаляться. В этом случае он превращался в рядовича, закупа, «наймита». Превращенный в раба, он становится холопом.

Каким же путем шло превращение общинников в зависимый люд? Древняя Русь знала две стороны этого процесса: захваты феодалами общинных земель и закабаление общинников.

В IX-XI вв. на Руси общинники в большинстве были уже «подданными» в том смысле, что они состояли «под данью», платили дань. Причем число общинников, только платящих дань, быстро сокращалось. Вначале князья раздают своим дружинникам не столько земли, сколько дани с земель, а затем уже сама земля смерда захватывается князьями и дружинниками, дарится и раздается. Вместе с землей и угодиями дарятся и раздаются и живущие на этой земле общинники. Экспроприируется их собственность, а они сами, всей общиной, превращаются в собственность князя, боярина, церкви, передаются по наследству, продаются.

Но была и другая сторона процесса превращения общинников в зависимых — их закабаление.

Неурожаи, голод, стихийные бедствия, нападения врагов, грабеж со стороны дружинников, чрезмерные поборы разоряли общинников. Разоренный общинник вынужден был выходить из общины (если она сама не распадалась в силу ряда причин) и закабаляться. Превращаясь в закупа, рядовича и т. д., он уже не именовался «сельским людином», «простой чадыо» или «смердом». Изменение в его положении вызывало изменение в его наименовании. Вырванный по тем или иным причинам из общины, «верви», «мира», общинник становился легкой добычей для феодала; он попадал в число зависимой от него «челяди» и выступал под этим или под более точно определявшим его положение названием.

Так ширилось на Руси феодальное землевладение, усложнялись формы феодальной зависимости, росло число и умножались категории эксплуатируемого населения. Феодальные отношения распространялись по всей территории Восточной Европы.

Рост феодальной эксплуатации не мог не вызвать антифеодальных народных движений, восстаний сельского люда и городской бедноты.

Сопротивление в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, «исстарь потягло» к его двору, к его общине, все, «куда топор, соха, коса ходили», но что теперь превратилось в собственность князя, его «мужей», дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей «сошкой кленовой» тот участок земли, который он сам «выдрал» из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее «законных» прав. «Русская Правда» впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских «людей» Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, это была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. «Русская Правда» так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова челядь

челядь в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

челядь

челяди, мн. нет, собир., ж.

    До отмены крепостного права - дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. Гоголь. Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою. Некрасов. Много разной челяди и приживальщиков ютилось под его кровлей. Тургенев.

    перен. Прислужники (презрит.)....Часть народного дохода, шедшая до сих пор для кормления эксплоататорских классов и их челяди, должна остаться отныне в самом производстве... Сталин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

челядь

И, ж., собцр.

    При крепостном праве: дворовые слуги помещика.

    перен. Чьи-н. прислужники, приспешники (презр.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

челядь

    1. Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).

      Любые слуги.

  1. перен. Те, кто прислуживают кому-л., угодничают перед кем-л. (обычно с оттенком пренебрежительности).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

челядь

    в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России.

    В 18-19 вв. дворовые люди помещиков.

Большой юридический словарь

челядь

название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом купли-продажи. С XI в. термин "Ч." относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII - XIX вв. Ч. называли дворовых людей помещиков.

Челядь

название зависимого населения Киевской Руси. Около 6≈9 вв. Ч. ≈ рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9≈10 вв. они стали объектом купли-продажи. С 11 в. термин «Ч.» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В 18≈19 вв. Ч. называли дворовых людей помещиков.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., т. 1, М., 1952; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973.

Википедия

Челядь

Челядь - название зависимого населения в Древней Руси.

В VI - IX веках челядь - рабы-пленники. В IX - X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин « холопы ».

Несколько иное значение термин «czeladź» приобрёл с XVI века в Речи Посполитой, а после её раздела в конце XVIII века в Российской империи. В России в XVIII-XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика.

Примеры употребления слова челядь в литературе.

Но если денег в самом деле нет, если казначей с двадцатью сундуками золота бежал в Артанию, как говорят в народе, если даже челядь наполовину пришлось отпустить на прокорм в ближайшие села.

С народной не мирясь обузой, Царей и челядь их дразня, Для Беранже была я музой, - Молитесь, люди, за меня!

Анкудинов ответил громко, для всех, кто мог вопрос Самуила услышать и столь же сомневаться, как и велемудрый старец: - Бог дал помазанникам своим державы и государства не для того, чтобы они сладко пили и ели, окружив себя покорной и ласкательной челядью , хотя бы и княжеского происхождения.

Да, - ответил вошедший, - я услышал, вельможный пан, что тебя осадили разбойники, и поспешил с челядью на помощь.

По всем вероятиям, экзекуция занимавших высокое положение и почетные должности дам и мужчин производилась в каком-либо другом помещении, таком, которое настолько было отдалено от помещений челяди , что исключалась всякая возможность насмешек со стороны последней.

И уже проводив обоз, и когда последний верхоконный пропал за дальним увалом дороги, боярин поворотил, торжественно глянул на жену, сына и челядь , достав плат, отер увлажненные глаза и чело, сказал твердо: - Теперя Можай не возьмут!

Чтобы рассеять скуку званых вечеров, гранды нередко заставляли плясать свою челядь .

Для первых встречаем название людей полных, челяди дерноватой, выражение: послать на отхожую - значило освободить подобных людей.

В случае смерти сыновей завещатель отдает половину своего имения брату, а другую половину велит продать и вырученное раздать по церквам на поминовение, челядь дерноватую отпустить на волю.

Бывал крестный Иван Никитич и в московском доме, на Девичьем Поле, у Погодина, который за что-то полюбил и приласкал его, - видел знаменитое древлехранилище, что после смерти Погодина по рукам разволокла челядь , своими глазами видел гоголевскую замусоленную жилетку, видел сюртук Пушкина, простреленный на дуэли, бережно хранимый Погодиным в стеклянном футляре.

Бутурлин сбил его с ног ударом кулака, но через минуту был вынужден обнажить шпагу, отбиваясь от дреколья напавшей на него челяди Тритату.

Вол или яловая корова не попадайся на глаза жолнерской челяди , сено в скирдах и зерно скошенное в полях забирают силком как свое собственное.

Товару, портов, сукон, узорочья и полона набрали в Жукотине бессчетно, и теперь, медленно распродавая челядь низовским купцам, ушкуйники дурили, объедались и опивались, не думая уже до Масленой, до твердых зимних путей, ворочать в Новгород.

Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном кушаком, где-нибудь во царевом кабаке, или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная и приходится оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город сумерки, детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью и плетет тихие речи разночинный отработавшийся народ?

Скрипели колеса, игриво ржали лошади, рядом с возками бежала челядь , что-то кричали княжата, видя среди бегущих слуг своих соперников по голубиным гонам и по игрищам.

Значение слова ЧЕЛЯДЬ в Толковом словаре Ефремовой

ЧЕЛЯДЬ

че лядь

1) а) Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).

б) Любые слуги.

2) перен. Те, кто прислуживают кому-л., угодничают перед кем-л. (обычно с оттенком пренебрежительности).

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕЛЯДЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЕЛЯДЬ
    - название зависимого населения киевской Руси. около VI-ix вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. в ix-х вв. стали объектом …
  • ЧЕЛЯДЬ
    - название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом …
  • ЧЕЛЯДЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    - домашние слуги, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    ..1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России...2) В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    название зависимого населения Киевской Руси. Около 6-9 вв. Ч. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9-10 вв. они стали …
  • ЧЕЛЯДЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж., собцр. 1. При крепостном праве: дворовые слуги помещика. 2. перен. Чьи-н. прислужники, приспешники …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ч́ЕЛЯДЬ, в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феод.-зависимых людей России. В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    че"лядь, че"ляди, че"ляди, че"лядей, че"ляди, че"лядям, че"лядь, че"ляди, че"лядью, че"лядями, че"ляди, …
  • ЧЕЛЯДЬ в словаре Синонимов русского языка:
    прислуга, приспешник, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права). б) Любые слуги. 2) перен. Те, кто …
  • ЧЕЛЯДЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    челядь, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Орфографическом словаре:
    ч`елядь, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    при крепостном праве: дворовые слуги помещика челядь чьи-нибудь прислужники, приспешники …
  • ЧЕЛЯДЬ в Словаре Даля:
    и пр. см. человек …
  • ЧЕЛЯДЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ,..1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России…2) В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    челяди, мн. нет, собир., ж. 1. До отмены крепостного права - дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на …
  • ЧЕЛЯДЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права). отт. Любые слуги. 2. перен. Те, кто прислуживают …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Население феодальной вотчины, находившиеся в разных формах зависимости от феодала (в Древней Руси) . 2. …
  • ЧЕЛЯДИНЕЦ, ЧЕЛЯДЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-21 Time: 16:11:09 = Б = * Бич человека — это воображаемое знание. * Благоразумию также свойственны крайности, и …
  • ДВОРОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - в русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. …
  • ДВОРОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ в Большом юридическом словаре:
    - в Русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!