Что такое конструктивно модельная деятельность в доу. Конспект нод по конструктивной деятельности в старшей группе ласточка

Сценарий занятия конструктивно-модельной деятельности "Поможем коротышкам" старшая группа

Программные задачи: Продолжать учить разрабатывать собственный конструктивный замысел, делать предварительный рисунок, создавать по нему целостную постройку. Обучать построению коллективных

пространственных композиций по мотивам любимого произведения. Развивать творческое воображение в процессе создания поделки.

Материал: Строительные наборы, панно Цветочного города, листы бумаги, карандаши, мелкие фигурки, бросовый материал, схема-алгоритм деятельности, рукавички разного цвета для игры, рисунки мостов, письмо.

План занятия.

1. Дети, к нам в группу пришло письмо от коротышек из Цветочного города. (читает письмо) . У них случилась беда. От обильного таяния снега разлилась Огурцовая река и они не могут переправиться на другой берег. Просят им помочь. (детские высказывания) . Давайте построим мосты через Огурцовую

реку. Вспомните, что есть у каждого моста?-опоры,перекрытия, спуски, ступеньки. Где надо поставить опоры, чтобы чтобы мост был прочным и безопасным? Правильно, на дне реки и по берегам. Чем

отличаются мосты? (выкладываются рисунки мостов) Приложение

№1. Размерами, высотой, назначением. (уточняет, что мост для пешеходов должен быть со ступеньками) .

А давайте, на другом берегу ещё и новый микрорайон построим, это коротышкам должно понравится. Подумайте, как правильно выполнить постройку? (выставляется алгоритм деятельности) . Приложение №2. Решайте, кто, что будет строить.

2. Дети самостоятельно делают рисунок будущей постройки, отбирают детали, подходят к общему панно Цветочного города, строят дома и мосты. Какой красивый город получился, опробуйте, прочные ли мосты. (обыгрывают с помощью мелких фигурок) .

3. Коротышки просят им напомнить как называется любимый праздник жителей Солнечного города. Правильно, День рукавичек. Давайте, и мы устроим этот праздник. (берут на ощупь рукавички любого цвета, путём обмена находят одинаковую пару) .

4. Посмотрите, что-то на нашем панно нехватает. Правильно, на тот берег можно переправиться и на лодках, и на корабликах. Давайте, их сделаем. (выполняют поделку из бросового материала, обыгрывают) . А сейчас, я сфотографирую наш Цветочный город и мы пошлём фотографию коротышкам.

Инна Масленникова
Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Юные архитекторы»

Цель : учить создавать постройку и схему к этой постройке.

Задачи :

Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

(конструктивно - модельная деятельность ) :

Упражнять в создании элементарных построек из деталей по проекции спереди;

Закрепить способы изображения схемы с помощью обведения геометрических фигур на листочках в клетку;

Различать проекции сбоку и сверху;

Развивать логическое мышление, пространственную ориентировку.

Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» (социализация, развитие общение, нравственное воспитание) :

Воспитывать умение работать не мешая другу - другу, уметь договариваться.

Образовательной области «Речевое развитие» :

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Предварительная работа : во время прогулок рассматривание многоэтажных домов в ближайшем окружении; рассматривание фотографий домов в альбоме «Село Александровское» .

Словарная работа : архитектор , схема, чертеж, строительная компания.

Материал : Детали деревянного конструктора , схемы в 3 - х проекциях (вид сбоку, вид сверху, вид спереди, образец постройки «Многоэтажный дом» , трафареты с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо от строительной компании «Рубим дом» . Читает письмо :

«Здравствуйте, ребята, мы, работники строительной компании «Рубим дом» очень хотели бы построить многоэтажный дом рядом с вашим детским садом, мы знаем, что вы очень любите конструировать и могли бы нам помочь в строительстве дома, по этому чертёжу.

Воспитатель : Ребята, поможем строительной компании? А кто задумывает и разрабатывает проект дома? (архитектор ) С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор .) Давайте и мы с вами спроектируем многоэтажный дом. Первым делом мы должны ознакомиться с чертежом постройки, который нам прислала с письмом строительная компания «Рубим дом» .

Воспитатель : Какие бывают дома? (кирпичные, деревянные, блочные) . Из каких частей состоит дом? (Фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша) . Прежде чем построить дом, что для этого нужно? (схемы) .

Игровое упражнение «Узнай схему» . Посмотрите на схему, в какой проекции она начерчена? (вид спереди) Передняя часть дома называется фасад. Назовите, из каких деталей она состоит? Дети называют детали и показывают на схеме у доски (цилиндры, бруски, кубики, треугольные призмы, пластины) .

Воспитатель : Сейчас, самостоятельно постройте многоэтажный дом по проекции спереди из деталей, которые вы назвали, затем выполните чертёж проекции на листах, с помощью трафаретов с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и помогли строительной компании «Рубим дом» . Ребята, а вы хотите как архитекторы , создавать свои чертежи построек? Посмотрите на эти чертежи, как вы думаете, в каких проекциях они начерчены? (вид сбоку и сверху) . Давайте поиграем в игру «Придумай свою схему» , вам нужно будет самостоятельно начертить схему любой постройки вида сбоку, а затем создать постройку по этой схеме.

Итог : Ребята, что вы сегодня проектировали? А в каких проекциях? Кто разрабатывает проекты? Что такое фасад? Назовите детали, из которых вы строили и выполняли чертёж многоэтажного дома? Понравилось ли вам быть архитекторами - придумывать свои схемы и создавать по ним постройки?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Пчёлка Жужжа» Цели: Учить: определять совокупность словами один, много, ни одного,отвечать на вопрос «сколько?» Развивать: зрительное внимание, логическое.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект НОД в старшей группе «Юные исследователи» Конспект Образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития «Юные исследователи» (старшая группа) Цель: расширять и.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Мосты» Тема:"Мосты" Цель:дать детям представления о мостах, их назначении. строении; упражнять в строительстве мостов;закреплять умение анализировать.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Юные поварята» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Юные поварята» Цель: Продолжить знакомить детей с професвзрослых. Организовать практическую.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1947

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА:

« КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

СОСТАВИТЕЛЬ:

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

АРТЮХОВА М.Е .

1. Моделирование как средство развития конструктивной деятельности .

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов.

К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку.

В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу.

Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.

Конструктивная деятельность и его значение

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.

Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей.

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.

К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используют различные формы организации обучения(исследования З.В. Лиштван, В.Г. нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддькова)

1. Конструирование по образцу .

Его суть: детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность,-важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.

2. Конструирование по модели.

Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора.

Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям - носит иной характер. Не давая детям образа постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которыми постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме-закрепление знаний и умений.

5. Конструирование по замыслу : это творческий процесс, в ходе которого дети сами имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование . Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. Такой как немецкий конструктор «Квадро».

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам . Эта форма имеет моделирующий характер и дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.

Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.


Ананина Татьяна Александровна,

воспитатель, МАДОУ «Буратино»

эл.п.

О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников

Аннотация

Статья содержит описание опыта работы в части реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через конструктивно-модельную деятельность. В данной работе, адресованной педагогам дошкольного образования, описано влияние конструктивно-модельной деятельности на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.

Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе, в игре, которая является ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста, является важнейшей задачей дошкольного образования. В современный век компьютеризации у детей растёт информированность, но понижается интерес к практической деятельности. Они с удовольствием строят в виртуальном мире различные постройки, но это не может заменить ребёнку тактильных ощущений, когда ребёнок создает свои постройки из разнообразных материалов .

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами педагога являются: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования. Поэтому деятельность педагога дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одним из видов деятельности, позволяющим обеспечить реализацию ФГОС дошкольного образования, является конструктивно – модельная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Одним из видов деятельности, обеспечивающей активность ребенка, когда педагог организует совместную деятельность для передачи знаний, а не выдает их в готовом виде, является конструктивно-модельная деятельность, в которой проявляется инициативность и творческая активность ребенка. Конструктивно-модельной деятельностью считается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в среднем возрасте, мы заметили, что у них повышенный интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Еще и потому, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили организовать дополнительную бесплатную услугу по лего-конструированию и робототехнике под названием «Лаборатория Фиксики».

Целью «Лаборатории Фиксики» является: создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, для экспериментирования с доступными детям материалами; формирование основ инженерно-конструкторского мышления детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию. Наша инициатива была поддержана старшими воспитателями и администрацией ДОУ. Была создана материальная база для занятий конструктивно-модельной деятельностью. Нами, воспитателями, разработана рабочая программа и перспективный план работы кружка. В результате дети с удовольствием создают новые модели, целые композиции.

Конструктивно-модельная деятельность является продуктивной деятельностью, которая направленна на получение продукта деятельности, конкретного результата. Но в связи с тем, что непосредственный процесс создания является игрой и, в какой-то мере, изобразительной деятельностью, он доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.

В своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке расположены разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек. Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Когалыма, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта. Замечательно, когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами.

Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию мышления, мелкой моторики, интеллекта, воображения и творческих задатков, способствует формированию умений концентрироваться, сотрудничать с партнёром, воспитывает уверенность в своих способностях. Конструктор Lego – это занимательный материал, при использовании которого решаются задачи всестороннего развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста: развития речи; математических представлений; конструкторских навыков; коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе). И это далеко не полный перечень задач.

С целью развития у детей инициативы и самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности использую разнообразные формы организации деятельности и приёмы поддержки инициативы и самостоятельности, опираясь на труды Л.В. Куцаковой, Фрёбеля, Леона Лоренса и Холмовской.

Конструирование по образцу разработано Ф. Фрёблем. В ходе данного вида деятельности предлагаю детям на примере образца и способа изготовления воспроизвести аналогичную постройку. В качестве образца использую рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, заранее приготовленные постройки.

С целью поддержки детской самостоятельности и инициативы при организации конструирования по образцу предлагаю детям построить дополнительные постройки по желанию. Дети самостоятельно придумывают постройки, выбирают для них необходимые детали конструктора, без участия взрослого воплощают замысел. Затем эти постройки дети используют в игре.

Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу. Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи. Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Знакомство с чертежами и схемами начинается с простейших чертежей. Дети рассматривают нарисованные детали чертежа, сравнивают и соотносят их с оригинальными деталями, возводят постройку в соответствии с чертежом. Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при распределении обязанностей.

В отличии от конструирования по образцу конструирование по замыслу является более творческим процессом, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность и инициативу. Очень трудно дошкольнику самостоятельно воплотить замысел конструкции, поэтому задача педагога дошкольного образования создать условия для формирования у детей обобщённых представлений о конструируемых объектах, умений конструирования, способностей находить новые способы конструирования. Мы учим детей самостоятельно и творчески использовать навыки, которыми они овладели ранее. Умение воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок, являются показателем уровня знаний и умений и определяют степень самостоятельности и творчества дошкольника.

Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. В дальнейшем многие постройки используются ими в игре.

Продуктом детской конструктивно-модельной деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме, а также мультфильмы, в создании которых дети принимают непосредственное участие. Совместная деятельность в этом направлении открывает новые возможности как в плане развития речи детей: озвучивание закадрового текста, отработка правильного произношения. В своей деятельности мы применяем технологию Н.П.Гришаевой «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры». Продукты совместной деятельности постройки, мультфильмы обсуждаем и обыгрываем с детьми младшего дошкольного возраста.

В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.

Список литературы:

    Головин С.В., словарь практического психолога, 1998г.

    Гришаевой Н.П. «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры», 2013г.

    Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду, 2006 г.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013г.

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Задачи:

  • Развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции
  • Учить выделять основные части и характерные детали конструкций
  • Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие
  • Помогать анализировать сделанные поделки и постройки
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами
  • Учить заменять одни детали другими
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
  • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  • Продолжать развивать умение работать коллективно
  • Продолжать учить делать поделки из природного материала и бумаги

Примерное перспективное планирование

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Сентябрь

Тема

«Бабочка» из природного материала

По замыслу

«Домик с окошком»

«Цветок»

Цель

Учить делать бабочку из различных природных материалов; укладывать листья в виде крыльев, плотно их прижимать, присоединяя к туловищу.

Поощрять инициативу, самостоятельность в выполнении построек по собственному замыслу. Обыгрывать постройки.

Учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах; передавая в постройке основные детали

Упражнять в плоскостном моделировании. Развивать творчество, конструкторские навыки.

Октябрь

Тема

«Лошадка» из природного материала

«Многоэтажный дом»

«Машина для груза»

«Мост пройдем и в лес попадем»

Цель

Учить выполнять изделие из природного материала, воспитывать аккуратность.

Уточнить форму предметов; учить сооружать высокие постройки; делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и пластины.

Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании.

Закреплять умение выполнять конструкцию из строительного материала; воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Ноябрь

Тема

Моделирование по схеме

«Машина»

«Роботы»

По замыслу

Цель

Упражнять детей в конструировании по схемам; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений.

Уточнить у детей название строительных материалов. Поощрять инициативу, самостоятельность.

Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора. Развивать воображение, внимание.

Закреплять конструктивные навыки.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Декабрь

Тема

«Птица» из природного материала

«Корзиночка» из картона

«Елочная игрушка для друга»

«Котенок» из природного материала

Цель

Учить делать птицу, используя в работе природный материал(желуди, ветки, семена клена)

Учить работать по выкройке. Развивать умение аккуратно делать надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность,инициативу.

Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы.

Учить делать котенка из природного материала, соединять детали при помощи спички (очищенной от серы).

Январь

Тема

«Дворец Деда Мороза»

По замыслу

«Детский сад»

«Башня и забор для птички»

Цель

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе из основных частей их функциональном назначении; аргументировать свои решения; развивать конструктивные навыки.

Упражнять детей в плоскостном моделировании.

Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия.

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов. Упражнять в совместном конструировании.

Февраль

Тема

«Слон» из спичечных коробков

«Водный транспорт»

«Самолет»

«Идем в театр с мамой»

Цель

Учить делать новую игрушку. Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в умении рассуждать и аргументировать решения. Развивать внимание, память.

Учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала.

Упражнять в плоскостном моделировании.В совместном конструировании. Развиваить самостоятельность, инициативу.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Март

Тема

«Везем растения на метро»

По замыслу

«Плот» из природного материала

«Городок для кукол»

Цель

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов(при постройке метро). Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.

Упражнять в конструировании и моделировании из строительного материала.

Закреплять умение выполнять изделие из природного материала(ветки).

Формировать умение конструировать по желанию, используя усвоенные методы и приемы; анализировать выполненные постройки.

Апрель

Тема

«Ежик» из природного материала

«Ракета»

«Микрорайон города»

«Корабли»

Цель

Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

Расширять представления о летательных аппаратах. Развивать конструкторские навыки.

Совершенствовать конструктивные навыки. Закреплять название строительных материалов. Учить применять в конструировании полученные умения.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в конструировании судов.

Май

Тема

По замыслу из песка

По замыслу

«Башня и дом»

По замыслу

Цель

Развивать конструкторские способности, мышление творчество, обогащать речь.

Совершенствовать конструктивные навыки.

Развивать игровые конструктивные навыки. Развивать умение работать коллективно.

Упражнять в выполнении построек из песка.

Используемая литература

  1. Л.В. Куцакова. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
  2. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада».
  3. «Комплексные занятия» старшая группа Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!