Рассказать детям о космосе в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе с использованием инновационных технологий

Конспект занятия по познанию в старшей группе.

Тема: «Покорение космоса».

Программное содержание:

    Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство.

    Познакомить с названиями планет солнечной системы.

    Рассказать о первом космонавте Юрии Гагарине.

    Объяснить значение космических исследований в наше время.

    Воспитывать уважение к трудной профессии космонавта.

Демонстрационный материал. Иллюстрации: космос, ночное небо, солнечная система, космический корабль, Ю. Гагарин, белка и стрелка, земля, скафандр, ракета, Валентина Терешкова.

Раздаточный материал. Звезды (3), треугольники(3), квадраты(3), круги(2), ½ листа А4 синего цвета.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далеких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.

(Стихотворение о космосе)

Верно. А вы знаете, какой праздник к нам приближается? – День космонавтики.

12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса. В России мы отмечаем этот день «День космонавтики – первый полет человека в космос».

Раньше, давным – давно, когда люди только начали узнавать Землю, они представляли ее повернутой чашей, которая стоит на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо – черепаха плавает в море – океан, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.

С тех пор прошло много лет. На нашей земле выросло много умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что земля – шар. (Показываю иллюстрацию).

А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.

Вначале в космос полетели животные. А вы знаете, как их зовут? – Белка и стрелка (Показываю иллюстрацию).

12 апреля – полетел человек в космос. Как его зовут, вы знаете? – Юрий Гагарин (Показываю иллюстрацию).

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поют об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Вот такое стихотворение сочинили про Гагарина.

Ученые определили, что в нашей Солнечной системе 9 планет.

1. Ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета, ее поверхность каменная и пустынная, на планете нет воды и воздуха. Она называется – Меркурий.

2. А эта планета затянута облаками, на ней очень жарко. Это Венера.

3. Третья планета от Солнца, окрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Это планета – Земля.

4. Четвертая планета – красная планета, на ее поверхности углубления, похожие на пересохшие каналы. Это Марс.

5. Следующая планета самая большая, она состоит из жидкости и газа. Она называется – Юпитер.

6. А эта планета окружена кольцами. Называется она Сатурн.

7. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» - Уран.

8. Эта планета холодная и синяя. Это огромный шар, состоящий из газа и жидкости – Нептун.

9. Очень холодная, так как находится далеко от Солнца – Плутон.

А чтобы запомнить названия планет и очередь нам поможет «Астрономическая считалка».

На земле жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

В космос летали не только животные и Юрий Гагарин, но еще и женщина.

Кто из вас знает, как её зовут? – Валентина Терешкова (Показываю иллюстрацию).

Космонавты отправляются в космос в защитной форме, которая называется скафандр. Он защищает человека, который находится в космосе от жидкостей, газов и излучений. В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки и ботинки (Показываю иллюстрацию).

Ребята, а сейчас проходим за столы на свои места. Вы сейчас создадите свой космодром, на котором будут только ракеты.

Сначала вы раскладываете на листе и смотрите, где, что будет располагаться, затем аккуратно убираете и начинаете клеить.

Клей наносим на фигуру, начиная с середины и к углам.

После того как закончите работу, берете и прицепляете ее к доске, а затем убираете свое рабочее место.

МДОУ «Детский сад «Малышок» ст. Тарханы» Саратовского района
Конспект Непосредственной образовательной деятельности Тема: «Освоение космоса» Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа
Подготовила воспитатель: Мелихова В.В.
Цели: познакомить детей с понятием «космос» и с понятием «космонавт»
Задачи:
-Познакомить с первой женщиной космонавтом Терешковой В.
-расширять элементарные представления о космосе;
-рассказать об интересных фактах и событиях, связанных с космосом;
-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;
-обогащать речевой словарь словами по теме;
-развивать любознательность, логическое мышление, фантазию, воображение;
-закрепить знание цифр и чисел от 1 до 10, умение найти нужное число

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализазия», «Физическая культура»
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, использование ИКТ
Оборудование: картинки, иллюстрации, фотографии космонавтов, рисунки о космосе, кисточки, подставки, цв. картон., ноутбук, обручи, билеты с цифрами, подготовленная презентация на флешнакопителе;
Предлагаю детям сесть свободно на ковер для мотивации на тему образовательной деятельности
Воспитатель. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок. Вспомните, на чем совершают полеты герои ваших любимых сказок?
Но человечество мечтает о полетах не только в воздушном, но и космическом пространстве. Таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в него и разгадать его загадки.

Основная часть НОД

Воспитатель: Однако ученые мечтали о полете в космос человека, но прежде они решили проверить безопасность полета на наших четвероногих помощниках - собаках.
Знает ли кто-то из вас как звали этих собак? (Белка и Стрелка)
Да, это были две собаки - лайки: Белка и Стрелка. Это событие произошло в 19 августа 1960 г. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека.
Наконец все было готово для полета человека. 12 апреля 1961 г. был запущен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт. Знаете ли вы его? (Ю Гагарин)

Воспитатель: Правильно, самого первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Он родился 9 марта 1934 г. под Смоленском. Хорошо учился, увлекался спортом, занимался в аэроклубе. Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком, но все время мечтал о полетах в космос. И когда узнал, что создался отряд космонавтов, записался в него. Начались долгие, трудные тренировки. А как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, ловким, выносливым, терпеливым и трудолюбивым).

Воспитатель: Верно, он должен тренированным, иметь сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества были у Юрия Гагарина, поэтому он стал первым космонавтом. Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы с вами можем гордиться им.А в июне 1963 г. на орбиту Земли был выведен космических корабль, который пилотировала первая в мире женщина - космонавт Валентина Терешкова. 2013 год имеет для российской космонавтики особое значение – мы празднуем 50 летний юбилей со дня полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Сегодня В.В. Терешковой 76 лет. Каждый год 12 апреля в наше стране отмечается большой день - День Космонавтики.

Воспитатель: Космонавты должны быть ловкими и внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Ждут нас быстрые ракеты». Перед вами на полу лежат 4 обруча – это ракеты. По сигналу экипажи из четырех человек должны занять места в ракетах.

Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Космонавты должны хорошо знать Солнечную систему.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в кинотеатр. (Предлагаю детям пройти к стульям ноутбукам, раздаю им билеты с цифрами и числами от 1 до 10) Проходите. Занимайте свои места согласно билетам.

Демонстрирую детям презентацию «Солнечная система», по ходу презентации беседую.

Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Большинство их аст­рономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога - Меркурия. Ее поверхность каме­нистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Венера - вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты - Венеры. Покрыта Венера тол­стыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настоль­ко жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.

Земля - третья от Солнца планета. Планета находит­ся на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низ­кой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник - Луну.

Марс - четвертая планета Солнечной системы. На­звана именем бога войны - Марса. Марс - единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напо­минающие высохшие русла рек. До того как ученые уз­нали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа - марсиане.

Юпитер - пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога - Юпитера. Это самая боль­шая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Назва­на в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн - это боль­шой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета извест­на своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран - седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна - Урана. Это единственная планета Сол­нечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун - восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря - Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жид­кости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На по­верхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнеч­ной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон - девятая (самая удаленная) планета от Солн­ца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: Ребята наш сеанс в кинотеатре закончен, сдавайте мне билеты и проходим на ковер где сделаем зарядку для космонавтов.

Проводится физкультминутка «Космодром».

Читаю стихотворный текст и одновременно показываю, ка­кие действия надо выполнять под него.

Движения

Все готово для полета,

Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх.

Ждут ракеты всех ребят.

Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.

Мало времени для взлета,

Маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд.

Встали прыжком - ноги врозь, руки на поясе.

Поклонились вправо, влево,

Делают наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон.

Делают наклоны вперед.

Вот ракета полетела.

Делают прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром.

Приседают на корточки, затем поднимаются.

Приглашаю детей пройти к подготовленному для коллективной аппликации столу для продуктивной деятельности - «Ракета в космосе».

Воспитатель: Ребята сначала мы с вами вспомним названия геометрических фигур (показываю детям детали ракеты – прямоугольник, треугольник, круг и спрашиваю названия). Каких геометрических фигур больше?

Рефлексия: Рассматриваем выполненную аппликацию, делимся впечатлениями.

Куда полетела ракета?

Какие планеты есть в нашей солнечной системе?

Как называют людей летающих в космос на космических кораблях?

Как зовут первую женщину- космонавта?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27

Конспект НОД

по реализации

образовательной деятельности

"Познавательное развитие"

на тему:

«Покорение космоса»

в старшей группе

Воспитатель: Цибульская А.В.

Цель: Познакомить с историей освоения космоса и с космонавтами.

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

Оборудование: иллюстрации о космосе, портреты космонавтов, глобус.

Ход

    Загадка

В: Ребята, я вам загадаю загадку:

Чудо-птица, длинный хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(ракета)

Показ космической ракеты

2. Беседа

- Мы с вами совершим виртуальное путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство. Раньше давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая лежит на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба.

Показ иллюстрации

С тех пор прошло много, много лет. Люди построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля шар. Это макет Земли, он называется глобус.

Показ и рассмотреть Глобус

Какие цвета мы видим на глобусе?

Д: Я вижу синий – вода. Зеленый, коричневый, желтый - суша

(синий цвет – моря, океаны, озера, реки, озера; зеленый, коричневый, желтый – леса, горы, пустыни)

В: Космос всегда интересовал человека. И вот успех 4 октября 1957г. – запуск первого спутника Земли.

Ребята, в спутнике сидит человек?

Д: Нет, не сидит.

В: Там специальный механизм, который передавал только сигнал

Рассмотреть картинку

Ребята, а вы знаете, кто первый полетел в космос?

Д: Это были две собачки Белка и Стрелка.

Показ картинки

В: А почему не человек?

Д: Надо было проверить, как влияет космос на живой организм, небезопасно ли там человеку.

В: Что космонавты делают в космосе?

Д: Проводят научные опыты.

В: Некоторые опыты требуют выхода в открытый космос.

Что тогда используют для безопасности выхода в открытый космос?

Д: Скафандр.

В: Правильно, ведь в космосе нет воздуха и очень холодно.

Показ скафандра

3. Физкультминутка

Чтобы в космос полететь,

Надо многое уметь

Влево, вправо повернуться,

И опять назад вернуться,

Приседать, поскакать

И бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише

Походить и сесть опять.

В: 12апреля 1961г. – день полета первого в мире космонавта Юрий Алексеевич Гагарин. Показ портрета

Этот день стал большим праздником.

В жизни Гагарина произошла большая трагедия, какая?

Д: Он трагически погиб.

В: Трагически, т.е. внезапно, неожиданно в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете.)

В честь памяти героев называют города, улицы, учебные заведения. Помните, мы учили стихотворение Степанова. Кто хочет рассказать?

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

В. Степанов

4. Игра «Узнай космонавта»

В: Ребята, давайте с вами поиграем «Узнай космонавта»

Показ портретов космонавтов

5. Итог.

Наше путешествие на космической ракете подошло к концу. Мы удачно приземлились на космодром.

Показ космодрома

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", рисование с применением нетрадиционных техник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Путешествие по Космосу».

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Задачи:

1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе , Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.

2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно использовать навыки рисования в различных техниках (сочетание акварели и восковых мелков, акварель + соль, выдувание, тычкование, примакивание); мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать умение работать коллективно.

Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, глобус, презентация по теме «В Космосе», листы голубого цвета, фишки.

Материал для рисования : акварель или гуашь, палочки для тычкования, соль, баночки с водой, кисти, трубочки для выдувания, салфетки, ватман, подставки под кисти.

Предварительная работа: просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение познавательных рассказов из энциклопедии дошкольника и «Я познаю мир», продуктивная деятельность: рисование планеты Земля в технике «тычкование», лепка ракеты в технике «пластилинография», беседы о космосе, о солнечной системе, о планетах, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), солнечная система, космодром, скафандр.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).

Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).

Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы будете выполнить задания. Помогут нам перенестись на космический корабль волшебные слова (Дети кружатся по комнате и говорят волшебные слова ).

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Воспитатель: Ребята, мы очутились на космическом корабле. Хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда занимайте свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор. Задание №1 висит на звездочке.

Воспитатель: Первое задание, которое вам предстоит выполнить – нужно вспомнить все , что вы знаете о космосе.

Беседа для уточнения представлений детей по теме.

Презентация «В Космосе» (слайд №1)

Вопросы к детям:

1. Как называется наша планета?

Ответ детей: Земля (слайд №2).

2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?

Ответ детей. Показать глобус.

3. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски…

Ответ детей: космонавт (слайд №3)

4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос?

Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №4).

5. Как называется специальная одежда для полетов в космос?

Ответ детей: Скафандр (слайд №5).

6. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

Ответ детей: Луна (слайд №6)

7. Откуда стартуют космические корабли?

Ответ детей: космодром (слайд №7)

8. Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Ответ детей: кометам (слайд №8).

9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №9).

Ответ детей: 9 - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: поздравляю вас с пройденным испытанием.

Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание. Ну, вот вы и готовы выполнить следующее задание, вам нужно переместиться во второй отсек нашего корабля.

Задание 2 на звездочке: у всех детей листы голубого цвета - это космическая орбита.

Воспитатель: Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.

Проверка задания.

Где находится:

  1. Земля (в нижнем левом углу)
  2. Солнце (в верхнем левом углу)
  3. Полярная звезда (в правом верхнем углу)
  4. Марс (в правом нижнем углу)

Воспитатель: молодцы, с заданием все справились. Дежурные убирают математику.

Физ минутка «Космонавт» (1 мин)


Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель : Вот мы с вами немного попутешествовали по Космосу и я предлагаю вам раскрасить Солнечную систему. Чтобы узнать, кто какую планету будет рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Загадки «Солнечная система»

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета? (Меркурий)

3. А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета...(все: Земля)

2,4. К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

5. А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

Что это за планета? (Юпитер).

6. Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

7. А что за планета

зеленого цвета? (Уран).

8. Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

9. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

Что эта за планета? (Плутон).

Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: вам необходимо выбрать материал для различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.

Лиза, Саша, Святогор… какую технику рисования вы выбрали. Подумайте, какой материал вам понадобится? Дети организуют рабочее место .

Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Самостоятельная работа . Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Проводится индивидуальная работа.

Звучит музыка во время рисования.

Итог : Ребята, посмотрите, наш белый лист превратилась в огромный космос.

Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства.

Куда мы совершали путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Какие планеты вы рисовали?

Какую технику выбрали?

Все сегодня молодцы.

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!