Что такое ветхий завет история. Когда был написан ветхий завет

Многие люди нашего времени, будучи постоянно погруженными в работу и ежедневные заботы, не имеют времени досконально узнать о том, что такое Ветхий Завет. Конечно же, известно каждому что это которое является начальным в Библии. Однако о его происхождении, структуре и особенностях осведомлены единицы. Сейчас мы попробуем приоткрыть завесу сакральных тайн и рассмотрим детально, что такое Ветхий Завет, как его трактуют и из чего он складывается.

Общее описание

Именуется древнейшая часть христианской Библии. Также это самое старинное еврейское Священное писание (Танах), которое имеет для данного народа очень большое сакральное значение. Ветхий Завет - это можно сказать общие религиозные правила для всех христиан и иудеев. Они в себя включают поучительные рассказы, мифы, неоспоримые догмы и немалую часть реальных событий, то бишь историю, по которой многие исследователи восстанавливали картины прошлого.

Языковой вопрос

Досконально понять, что такое Ветхий Завет можно исходя из того языка, на котором он был изначально составлен. Основная часть книг, которые входят в его состав, были написаны на древнееврейском языке, в период с 13 по 1 век до нашей эры. Некоторые же части книг Даниила и Ездры составлялись во временном промежутке с первого века до новой эры по третий век новой эры. Эти писания составлены на Эти данные дают возможность понять, что Святое Писание с самого начала своего существования предназначалось одному этносу - семитскому. Однако позже, когда новая христианская религия нуждалась в определенном фундаменте, именно книги и мифы Ветхого Завета были переведены на Так появились истоки христианской Библии, которыми мы довольствуемся сегодня.

Каноны Святого Писания

Пожалуй, сегодня каждому известно, что все заповеди Ветхого Завета, его истории, мифы, сказания и прочие разделы в каждой отдельной отрасли христианства имеют совсем различную трактовку. Некоторые части Библии, которые присутствуют, скажем, в католических изданиях, совсем неприемлемы для протестантов, или же отсутствуют в православии. Вовсе иным миром представляется Ветхий Завет, который исповедуют иудеи. ими в особо свете, так как религия их и традиции принципиально отличаются от наших. В данном вопросе можно выделить три основных трактата - иудейский, православный и католический. В некоторых источниках можно также найти четвертый - протестантский, однако он полностью идентичен с иудейским.

Иудейский канон

Самая древняя и по совместительству иудейская версия Святого Письма именуется Танахом. Она состоит из трех частей, которые до сих пор исповедуются евреями на старинном языке. Первая часть - Закон или Тора. Она включает в себя Пятикнижие Моисеево. За ней следуют Пророки или Невиим. Тут свои изложения расписали пророки Ветхого Завета. Именно исходя из их статуса данный раздел был поделен еще на три части - Ранние пророки, Поздние и Малые. Отметить стоит, что в Невииме также имеется множество исторических хроник, которые правдивы. Третья часть Ветхого Завета - это Писание, или, говоря на родном языке, Ктувим. Тут находятся рассказы израильских мудрецов, а также сакральная поэзия самых давних лет.

Александрийский канон

После того как в Александрии Танах был переведен на древнегреческий язык, появилась новая версия будущей Библии - Септуагинта. По своей структуре, порядку расположения книг и прочим моментам она принципиально отличалась от исходной версии, потому иудеи и не приняли ее, создав в то время целый фронт религиозного противостояния. Итак, первая часть - Пятикнижие, или Второзаконие, чаще всего именуется как Бытие. Часть вторая - исторические книги. Преимущественно тут собраны рассказы Иисуса Навина. Третья часть Септуагинты - это поэтические книги. Это своеобразные сказания Ветхого Завета, которые весьма поучительные и несут в себе множество морали. Они включают в себя писания Иова, книги Соломоновых притчей и Кингу Екклесиастов. Последний раздел четвертый, включает в себя пророчества - Малахии и Исайи. Тут также необходимо выделить, что именно в православном Ветхом Завете насчитывается 39 канонических книг и 11 неканонических. Глядя же на Завет через католическую призму, можно увидеть только 46 канонических книг.

Пересмотрим еще раз иудейских пророков

На самом деле имена тех персонажей, которые составляли Святые Писания, ставшие основой одновременно двух религий, давно на слуху у каждого человека. Но для того, чтобы быть более конкретными, мы составим список самых «главных» из них - или ранних, а после рассмотрим остальных - поздних и малых. Основные пророки Ветхого Завета - это бесспорно Исаия, Иеремия, Изекииль и Даниил. Поздними являются Иона, Иоиль, Осия, Амос, Аввакум, Софония, Наум, Михей, Аггей, Малахия, Захария, Авдий. В целом пророки в своих книгах утверждали, что любые морально-этнические ценности всегда должны быть выше культурных. Что самое главное - их учения были и остаются основой иудаизма, а также они стали фундаментом христианства во всех его формах.

Библия - это сказка?

С детства нам всем известно, что даже в простейшей сказке имеется своя мораль, учение, то, что необходимо почерпнуть что пригодится в жизни. Именно из таких рассказов, которые в огромной степени учат нас жить в соответствии с Законами Бога, состоит почти половина Библии. Мифы Ветхого Завета - это поучительные истории, которые передавались в письменном виде из поколения в поколение. Они полезны и детям и взрослым, потому читать их рекомендуют как можно чаще. Среди самых знаменитых из таковых можно выделить рассказ «Юдифь и Олоферн». Также полезным является повесть о Сусанне и лживых старцах. У каждого явно на слуху знаменитый «Суд Соломона», а также небольшой рассказик «Давид и Голиаф».

По преданию, заповеди Ветхого Завета были даны Моисею самим Господом на Они были выточены на скрижалях - каменных табличках, которые, как многие утверждают, и стали первой версией Библии. Молния ударила в камень, расколов его на две части. На каждой из них были высечены десять слов, которые и стали основой библейских законов. Кратко перечислим их ниже:

  • Я - Господь твой.
  • Не делай себе кумира.
  • Не упоминай имя Господа всуе.
  • Шесть дней работай, а на седьмой - ничего не делай.
  • Почитай отца и мать своих.
  • Не убей.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не укради.
  • Не солги.
  • Не желай дома ближнего своего.

Заключение

Кратко мы разобрались с тем, что такое Ветхий Завет. Мы узнали, кем и когда он был составлен, из каких страниц складывается и чему может научить каждого из нас. Заметить стоит, что данное Святое Писание неспроста является одним из величайших во всем мире. В нем заключено практически все, что может помочь человеку стать лучше даже в наше время, что поможет выйти из затруднительной ситуации.

Предварительные сведения

Священным Писанием , или Библией , называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия » – греческое, означает – «книги ». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12). При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем. Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание : В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце “2-ой Кн. Паралипоменон”, части “Кн. Есфирь”, не обозначенные счетом стихов, последний псалом “Псалтири”, песнь трех отроков в “Кн. пророка Даниила”, история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.
)
Ветхий Завет: ответы священников

Ветхий Завет - одна из 2-ух (вместе с Новым Заветом) составная часть христианской Библии , содержащая внутри себя базы вероучения, принципы религиозной жизни и сведения об истории населения земли в целом и еврейского народа а именно; общий священный текст иудаизма и христианства. В период с III в. до н.э. по I в. н.э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл не последнюю роль в становлении христианского канона Ветхого Завета.

Язык. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, отдельные куски - на арамейском. (к примеру, Дан. 2:4; 7:28). Оригиналы неких книжек были утрачены, и сохранились только их греч. переводы (Книжка Товита). Две книжки были написаны на греческом языке (2-ая книжка Маккавейская и Книжка Премудрости Иисуса отпрыска Сирахова).

Структура Ветхого Завета. 1-ая часть - Закон (Тора) - состоит из 5 книжек: Бытие, Финал, Левит, Числа, Второзаконие, создателем которых считается пророк Моисей . Предполагаемыми источниками Пятикнижия являются гипотетичные тексты Яхвист, Элохист, Жреческий кодекс и др. Считают, что в Яхвисте Бог обозначается именованием Яхве; в Элохисте о Боге говорится во множественном числе.

В книжки пророков (Небиим) входят книжки исторического и пророческого нрава, при этом различают (по объему) книжки «больших» и «малых» пророков. К историческим относятся: книжки Иисуса Навина, Арбитров израилевых, 1-ая и 2-ая книжки Царств, 1-ая и 2-ая Паралипоменон. Посреди фактически пророческих книжек выделяются: четыре книжки «больших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила) и 12 «малых» (Амоса, Осии и др.). В рукописях «малые пророки» составляли один свиток, и потому числятся в еврейской традиции одной книжкой.

В Писания (Хетувим) объединены 13 книжек, разных по жанру и религиозному содержанию: философские трактаты (Книжка Иова, Книжка Екклезиаста, либо Проповедника), любовная поэма (Песнь песней Соломона), Псалтырь и др.

Есть также 11 неканонических книжек (к примеру, Книжка Товита, Книжка Иудифи и др.), которые включаются в православные и католические издания. Церковная церковь считает их второканоническими, правоверная не считает каноническими, однако признает их «душеполезный» нрав, протестанты относят к апокрифам.

Вероучение. Главными вероучительными мыслями Ветхого Завета являются поочередный монотеизм и мысль богоизбранности . В книжках Ветхого Завета отражен практически тысячелетний период истории еврейского народа, которая осмысляется в свете идеи Завета (контракта) меж Богом и избранным Им народом. Книжки Пятикнижия имеют также пространное нормативное содержание, ядро которого образуют 10 заповедей, по учению, переданных Богом Моисею на горе Синай. Обычно Пятикнижие считается древней частью текста, сделанной одним создателем, но ряд современных исследователей считает, что тексты Пятикнижия содержат внутри себя разные исторические пласты, написанные в различное время и соединенные позднейшими редакторами. Окончательная редакция, как подразумевается, была проведена в период Второго храма, т.е. около 400 г. до н.э.

Канон Ветхого Завета. Процесс канонизации Ветхого Завета растянулся на немного веков. Тора заполучила собственный канонический вид к V в. до н.э. Канон пророческих книжек сформировался, возможно, к началу II в. до н.э. Весь канон был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н.э. Начиная с VI в. до н.э. возникают разные переводы В. З. в связи с расселением евреев за пределами Палестины. Первым значимым переводом Библии на греческий язык является Септуагинта. Этот текст, вместе с древнееврейским, рассматривается христианством как богооткровенный. Позже появились новые переводы В.З. на греческий язык. Более известными переводами стали труды Акилы, Симмаха и Феодотиона. 1-ый перевод на латинский язык был изготовлен в Северной Африке (конец II - нач. III в.), 2-ой - в Италии, Риме (в сер. III в.). Эти ранешние переводы именуются древнелатинскими. В конце IV - нач. V в. н.э. Иероним сделал перевод Ветхого Завета на латинский язык, который получил заглавие Вульгата . Этот перевод был признан богооткровенным на Тридентском соборе церковной церкви (1545-1563).

Огромную роль в сохранении духовного наследства еврейского народа сыграла деятельность масоретов - ученых-раввинов, которые занимались переписыванием текстов для сохранения и передачи их потомкам, также для нужд культовой практики. Ими сотворена и более древняя из узнаваемых на сей день рукописей, содержащих полный текст еврейской Библии (датируется Х в.). Совместно с неканоническими (второканоническими) книжками он составляет Ветхий Завет исторического христианства. Протестанты в собственных изданиях Библии помещают только канонические книжки Ветхого Завета - однако в том порядке, который принят в христианской традиции.

Источники:

  • ru.wikisource.org - перечень книжек и текст Ветхого завета в Викитеке;
  • krugosvet.ru - статья «Ветхий Завет» в энциклопедии «Кругосвет»;
  • scriptura.by.ru - Ветхий Завет (христианская точка зрения);
  • Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. - Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010. ISBN 978-5-222-16479-2
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое Библия?
  • Что такое Тора?
  • Что такое ТаНаХ?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Значение и происхождение слова «Аминь».
  • Кто такая Ева (библейский персонаж)?
  • Какова биография Моисея?
  • Какие есть сборники христианских ресурсов в Интернете?
  • Что такое авраамитические (авраамические) религии?
  • Что такое христианство?
  • Что такое иудаизм?
  • Как евреи празднуют субботу?
  • Что такое 7 законов потомков Ноя?
  • Что такое София в философии и религии?
  • Авторство Библии имеет несколько аспектов и трактовок. Верующие иудеи и христиане считают, что Библию написал сам господь Бог или же "святой дух", однако светскому человеку нужно знать, кто и когда написал Библию , понимая при этом, что написана она была, конечно же, людьми. У библейских текстов несколько авторов, хотя бы потому, что самая ранняя книга Ветхого Завета (Бытие) относится к десятому веку до Нашей эры, а самая поздняя книга Нового Завета — ко второму веку Нашей эры. Библия состоит из двух собраний сочинений: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке. Новый — на греческом.

    В древние времена исследователи Библии придерживались традиционного (религиозного) взгляда на авторство Ветхого Завета : считалось, что он был написан Моисеем, за исключением последних строк, добавленных позже. Но в раннем средневековье у историков возникли сомнения в этой гипотезе: анализ текста показал, что Моисей не мог являться его автором. Так появилась документальная гипотеза о том, какие люди написали Ветхий Завет . Согласно этой гипотезе, у Ветхого Завета было четыре автора, которые условно названы так: Яхвист, Элогист, Жрецы и Редактор. Рисунок ниже показывает, кто, согласно гипотезе, написал различные части Пятикнижия:

    Книги Пятикнижия были слиты воедино из двух разных рукописей после объединения Северного (Израильского) и Южного (Иудейского) царств в VIII веке до Нашей эры. Таким образом рукописи Яхвиста (Иудея, около 950 года до Нашей эры) были дополнены рукописями Элогиста (Израиль, около 850 года до Нашей эры), а в некоторых местах текст был отредактирован с тем, чтобы устроить обе стороны.

    Пятая книга Пятикнижия была написана так называемым Второзаконником — автором VII-VI веков до Нашей Эры, которму приписывается также авторство ранних книг Пророков — Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств. Во времена Вавилонского пленения иудеев были написаны книги Царей, а также книги Пророков Эзры и Нехемии. Автором считается вавилонский Летописец. Эти части Ветхого завета написаны в 450-435 гг до Нашей эры. Остальные части Ветхого Завета были написаны различными авторами в V-I веках до Нашей эры.

    Новый Завет был написан с 80 по 180 гг Нашей эры ранними христианскими проповедниками на основе сборника изречений Иисуса (известного как "документ Q"). Тексты написаны на греческом языке. Большую часть текстов, приписываемых Матвею, Марку, Луке и Иоанну, написали анонимные авторы , в то время как книги Посланий апостола Павла в большинстве своём действительно написаны апостолом Павлом.

    В отношении того, когда был написан Ветхий Завет (Тора и другие священные книги евреев), историки разделены на 2 группы: одни считают - во время Вавилонского пленения, другие – на 6-7 веков ранее.

    Анализ найденного в Израиле клада с фрагментами записей на древнееврейском языке лишь подтверждает мнение ученых 2-й группы – Ветхий Завет были написан на несколько веков раньше, чем считают оппоненты из 1-й группы.

    К такому выводу пришли историки и археологи Университета Тель-Авива после исследования найденных в сейфе документов гарнизона крепости Тель-Арад, написанных за 600 лет до нашей эры - сотен писем, начертанных с помощью чернил на глиняных табличках.

    Тема записей, в основном, касается снабжения войск зерном, вином и оливковым маслом.

    Для электронного анализа, проведенного израильскими математиками, были использованы технологии, применяемые спецслужбами и банками для строгой многокритериальной проверки идентичности документов.

    Было установлено - записи, найденные в кладе, принадлежат, как минимум, шести различным людям.

    Это означает - в отдаленном гарнизоне служили грамотные воины – в записях, практически, нет ошибок, что является признаком широкого распространения грамотности среди евреев Древнего Израиля эпохи Первого храма.

    Исследователи рассуждают - если в насчитывающем несколько десятков людей отдаленном гарнизоне было столько грамотных, то умевшие читать и писать тысячи еврейских жителей Иудеи вполне могли создать фрагменты книг, вошедших в канонический текст Ветхого Завета.

    Однако это не открытие, а лишь подтверждение давно установленного канона - Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), а также книги Царств были написаны еще до Вавилонского плена – когда после завоевания Иерусалима персидский царь Навуходоносор II разрушил Первый храм и угнал евреев в вавилонское рабство.

    Как следует из разных источников, уже давно определено (цитирую по WiKi) - «...Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I век до н.э. на древнееврейском языке».

    Это показывает несостоятельность утверждения ученых 1-й группы - Пятикнижие было собрано из отдельных записей во время Вавилонского пленения евреев в период с 598 по 539 год до н.э., и что, де, ранее «для подобной работы не было достаточного числа грамотных иудеев».

    Последние раскопки, о которых написано выше, показали – это не так.

    После открытия в Тель-Араде среди историков с новой силой разгорелся диспут на тему – «Когда был написан Ветхий Завет».

    Сторонники «вавилонского написания Ветхого Завета» считают - среди найденных глиняных табличек нет ни одной, которая бы содержала фрагмент священных иудейских книг. Кроме того, по их мнению, создание религиозного текста требует более высокого уровня владения языком, чем тот, который следует из найденных писем.

    Но им возражают - Первый храм был построен в строгом соответствии с параметрами, указанным в Ветхом Завете (60 м – в длину, 30 - в ширину и 20 - в высоту).

    А ведь именно его разрушили вавилоняне, прежде чем увести евреев в рабство.

    Значит, Ветхий Завет к тому времени уже был...



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!