Что значит охранять поверхность нашего края. Информационный проект «Охранять природу – значит охранять Родину

Вспоминаем: Что такое литосфера? земная кора? Из каких пород по происхождению состоит земная кора? Приведите примеры. Какие полезные ископаемые вы знаете? Как и где они используются?

Ключевые слова: земная кора, полезные ископаемые, охрана недр, рекультивация земель,терриконы.

1. Охрана богатств литосферы. Ежегодно на земном шаре добывается огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. П о л е з н ы е и с к о п а е м ы е – это природные минеральные образования, которые залегают и добываются людьми из земной коры. Среди них выделяются горючие, металлические и неметаллические. Полезные ископаемые необходимы для жизни людей, развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Полезные вещества не всегда полностью извлекаются из добытых ископаемых. Так, например, на некоторых предприятиях из добытой руды извлекали медь, а оставшуюся породу считали негодной, пустой и выбрасывали ее. При анализе оказалось, что в этой породе, помимо меди, содержится значительное количество цинка, золота, серебра, свинца и других ценных металлов. Внедрение новых методов переработки полезных ископаемых позволит почти без потерь извлекать ценные вещества из руды.

Каждый из вас согласится с тем, что нужно бережно относится к полезным ископаемым. Однако как же это сделать, если из литосферы во всем мире ежегодно добывается огромное их количество? Поверхность Земли изрезана большими карьерами – огромными котлованами, выработками горных пород. Карьер – как огромная рана в теле литосферы. Ветер разносит отсюда пыль, которая засыпает поля на многие километры. Вокруг горных выработок, например угольных шахт, часто образуются большие конусообразные горы – отвалы пустой породы, которые называются т е р р и к о н а м и . В Беларуси примерами такой деятельности человека являются отходы добычи калийной соли в районе Солигорска и производства фосфорных удобрений в районе Гомеля. Такими отвалами во многих странах заняты миллионы гектаров плодородных земель. Отвалами горных выработок засыпаются пашни. Что делать? Может, остановить добычу полезного ископаемого? Как бы вы поступили?

К подземным кладам нельзя относится расточительно. Нужно по-хозяйски использовать эти богатства. Полезные ископаемые не возобновляются, как, например, лес после вырубки. Значит, может наступить время, когда иссякнут месторождения нефти, угля, руд различных металлов. Действительно, по подсчетам специалистов, сейчас запасов нефти во всем мире может хватить приблизительно на 50 лет, а угля – на 500. Есть над чем задуматься.

Нужно бережно добывать и экономно использовать полезные ископаемые. При добыче нефти, например, в недрах Земли остается до половины ее общего количества. Теряется также много угля, различных руд.

При разработке месторождений следует использовать все горные породы. В отвалах карьеров, к примеру, теряется много глины, песка, мела. Поэтому законы многих стран обязывают предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых так вести производство, чтобы извлекать все полезные вещества, содержащиеся в данном виде природного сырья.

При вырубке лесов, уничтожении естественной растительности усиливается смыв почв и начинается образование оврагов. Они причиняют большой вред сельскому хозяйству поэтому с ними ведется борьба.

2. Окультуривание нарушенных земель. Для восстановления земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека, проводят специальные работы – р е к у л ь т и в а ц и ю. Так, поверхность отвалов, образующихся при открытой добыче полезнвх ископаемых, выравнивается. На выровненную поверхность насыпают почву. После этого высаживают кусты, деревья, сеют травы, выращивают сельскохозяйственные культуры. Иногда озеленяют склоны терриконов.

При добыче полезных ископаемых открытым способом роют карьеры. После выработки ископаемых крупные карьеры затапливают водой, превращают в искусственные водоемы – пруды, берега их озеленяют. Создаются зоны отдыха. Кроме того, в водоемах можно разводить рыбу, водоплавающую птицу.

Породы, которыми сложены терриконы, используются для изготовления строительных материалов, получения удобрений. Еще недавно вокруг металлургических заводов высились горы шлака, которые занимали большие площади земель. Теперь из металлургического шлака производят прекрасный строительный материал – шлакобетон.

Охранять земную поверхность – это значит вести постоянную борьбу с оврагами, экономно отводить землю под строительство городов, фабрик, заводов, железных и шоссейных дорог.

    1. Что нужно учитывать при добыче и переработке полезных ископаемых? 2. Как происходит окультуривание отвалов, заброшенных карьеров и терриконов?

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нем. Много ли в вашей местности оврагов. Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Ответ. В нашем крае достаточно много оврагов. Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно развивающиеся) и зрелые овраги. Овраги наиболее в пределах лесостепной и степной зон. Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для борьбы с оврагами применяют запруды, подпорные стенки и др., а также производят посадку растительности, которая задерживает размывание почвы. Также в нашем крае встречается много балок. Балка – долина с пологими заросшими склонами. Во время снеготаяния и обильных ливней по дну балки может перемещаться временный водоток. Особенно многих в зоне степей.

Подумай, где легче строить города, села, прокладывать дороги, обрабатывать землю – на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В горах мало пригодной для земледелия земли, значит в горах будут преобладать добыча полезных ископаемых, охота и скотоводство. На просторах равнин при наличии хороших почв и достаточной влажности - земледелие, при засушливом климате - скотоводство.

На расселение людей, их образ жизни большое влияние оказывает рельеф местности, богатство недр полезными ископаемыми. Большая часть человечества живет на равнинах, где легче строить города, прокладывать дороги, вести хозяйство. В горах существует опасность землетрясений и других стихийных явлений, не встречающихся на равнинах.

Однако в горах природные условия разнообразнее и ресурсная база богаче, чем на равнинах.

В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края ты знаешь? Можно ли возместить урон, нанесенный природе в этих случаях? Как это сделать?

Ответ. В нашем крае существует проблема с заброшенными шахтами. Например, в городе Копейске Челябинской области в центре города находится самая опасная в Челябинской области шахта. В нее каждый час прибывает 250 кубометров воды, которые в любой момент могут выйти на поверхность земли. Когда вода наполнит заброшенный разрез до краев, в карьер сползет часть машиностроительного завода и сотни жилых домов. Проблема очень серьезная, так как таких шахт вокруг города не одна. Проблему решить можно, проведя рекультивацию шахт, хотя это стоит огромных денег.

Проверь себя

1. Расскажи о поверхности своего края.

Ответ. Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

По территории области проходит горный участок условной границы "Европа-Азия": по Урал-тау и Уральскому хребту. Самый длинный хребет в Челябинской области - Уреньга, протяженность его около 65 км. Хребет украшают десять вершин высотой более 1000 м.

2. Как используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

3. Что значит охранять поверхность?

Ответ. Это значит надо свести к минимуму вред, который наносит окружающей среде добычи полезных ископаемых, необходимо полнее изымать все полезное из уже добытого сырья. Это обеспечит получение большего количества нужных веществ и уменьшит отвалы ненужных.

Для восстановления земель, нарушенных карьерами и отвалами пустой породы, проводят специальные работы - рекультивацию. Для этого отвалы выравнивают, сверху насыпают грунт и насаждают деревья и кусты. Карьеры превращают в ставки, на берегах которых создают зоны отдыха.

Чтобы уменьшить негативное влияние земледелия на поверхность, нужно бережно вести ее возделывание. Рост оврагов останавливают насаждением растений на их склонах.

4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Ответ. Охранять поверхность – это означает вести борьбу с оврагами, засаживать их склоны растительностью, сообщать администрации поселения об обнаруженных заброшенных карьерах, свалках. Принимать участие в экологических субботниках.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками.

Балка – углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

2. Нарисуй как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь ее участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Ответ. У нас есть несколько оврагов. Они существуют давно. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для предупреждения роста оврагов делают препятствия, которые задерживают сток воды в овраг, на склонах высевают многолетние растения, при необходимости некоторые склоны засыпают землей. В нашем крае за оврагами ведется постоянное наблюдение. Благодаря этому рост оврагов почти не происходит.

Вспомни, какие моря, озера, реки есть в России. Что ты знаешь о водных богатствах своего края?

В России очень много морей, озер и рек. Моря: Чёрное, Белое, Балтийское, Охотское, Лаптевых, Азовское и другие. Озера: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Енисей, Лена, Ока, Иртыш, Амур.

Наш край обладает значительными запасами водных ресурсов, большую долю которых составляют озера и пруды. Также у нас есть реки. И водохранилища.

Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается слово «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера края: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.

Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала.

Еще одно красивейшее озеро Южного Урала расположено вблизи поселка Тургояк, что севернее станции города Миасса. Этот крупное и глубокое озеро Тургояк, окруженный горами и хвойными лесами, имеет площадь, равную 25 квадратным километрам. Озеро Большой Кисегач находится в 8 километрах к северо-востоку от города Касли, и имеет тектоническое происхождение. Истоком озера считается река Чартонышка.

Многие озера – места отдыха, используются как место рыбалки.

Урок природоведения. 5 класс

Тема. Поверхность нашего края.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

    Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.

    Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации, познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.

    Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, атласы, физическая карта России, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1)Актуализация знаний. Настрой.
Начинается урок.
Чтоб пошел он детям впрок,
Циркуль, карандаш и карта –
Все должно лежать на парте.
Плюс немножечко старанья
И огромное вниманье.
Ребята, любой атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Вот и мы сейчас проведем небольшую разминку, будем разгадывать кроссворд, а итогом разминки станет слово, которое непосредственно относится к теме урока. При разгадывании кроссворда можете пользоваться атласами, физической картой.
Готовы? Тогда вперед!

1. Назовите государство, расположенное в двух частях света? (Россия)
2. Я, сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли. (Лена – Луна).
3. Великая русская река. (Волга)
4. Наивысшая вершина кавказского хребта. (Эльбрус)
5. Город, который «летает». (Орел).
6. Форма Земли. (Сфера)

Ключевое слово РЕЛЬЕФ

2)Работа с картой.
Ребята, а что вы понимаете по словом РЕЛЬЕФ? (Неровности земной поверхности)
Пользуясь физической картой, назовите неровности земной поверхности. (Горы, равнины, овраги, холмы).

3) Составление кластера.
Попробуйте сами выделить два типа крупных форм рельефа.
Задание . Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетради).


Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким – равнины? (Горы –коричневым, а равнины – зеленым).
Учитель : Каким цветов на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем?
(В основном – зеленым, но есть и коричневый).
Учитель: Так, какова поверхность нашего края? – Это и будет темой урока.

На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».

Достаточно ли знаний по этому вопросу?

1. Стадия Осмысление.

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.

Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)

Учитель: Но территория закрашена не только зеленым цветом, но и оттенками коричневого. О чем это говорит? (На нашей территории есть горы и холмы»

Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к физической карте России. Какие горы расположены на территории нашего округа? (Уральские горы, Синие горы, Меловские горы)

Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации.

Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).

Холм

Линии сравнения

Гора

1. Подошва

2. Склоны

3. Вершина

до 200 м.

4. Высота

свыше 200 м.

Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).

Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Надо ли охранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности?

Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).

В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:

Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)

Правые веточки:

1. Карьер, террикон

2. Свалки

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей)

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся : Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.

Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.

Что значит охранять поверхность? (Ответы детей)

Какое участие в этом можете принять вы? (Ответы детей)

Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!

«Увидеть и познать свой край

можно либо своими глазами,

либо с помощью книги»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете данное высказывание? Что нам пригодится для следующего этапа урока?

(Фотографии родного края и местности, книги, карта, словарь и т.д.)

Учащиеся рассматривают фотографии, на которых изображены наиболее красивые уголки родного края).

Рефлексия. Творческая работа в группах по сочинению синквейна
Использование приема Синквейн.
- Давайте на память о нашем уроке сочиним синквейн о родном крае.

1 слово: тема (им.сущ.)

2 слова: признаки темы (им.прил.) (Если не успею – на дом)

3 слова: действия темы (глаголы)

4 слова: предложение на эту тему

1 слово: синоним темы

Например: Край!

Уникальный, Саратовский

Радует, развивается, растёт.

Мы любуемся твоей красотой!

Родина!

Край
Степной, родной
Радует, волнует, вдохновляет
Моя малая Родина
Степь

6. Итог урока

Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

Что особенно запомнилось, было интересно?

Конечно, на уроках окружающего мира пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но в нашей области осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе.

Домашним заданием будет написание ЭССЕ на тему: «Завтра моего края».

Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:

И с гордостью скажу родному краю:

«Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю»

Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш Саратовский край будет в будущем.

Урок окончен, спасибо.

http://nsportal.ru/sites/default/files/poverhnost_nashego_kraya.doc

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  • Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
  • Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, атласы, физическая карта России, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Стадия Вызов.

Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).

Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).

Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие).

Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).

Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).

Систематизируем данную информацию. Используем прием "Кластер".

Задание. Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради ).

Кластер.

Один обучающийся строит кластер на доске.

Проверка выполнения задания.

Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым).

Учитель: Каким цветом на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем? (В основном - зеленым, но есть и коричневый).

Учитель: Так, какова поверхность нашего края? - Это и будет темой урока.

1. Стадия Осмысление.

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.

Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)

Учитель: Пользуясь физической картой России, найдите название равнины, на которой расположен наш округ. (Западно-Сибирская равнина)

Обращаясь к шкале высот карты, определяем, что Западно-Сибирская равнина - это низменность. Высота низменностей - 0-200 м., возвышенностей - 200-500 м., плоскогорий - 500-800 м.

Учитель: Сравните по карте Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем отличается их изображение? (Западно-Сибирская равнина вся зеленая, а Восточно-Европейская - зеленая с пятнами желтого цвета)

Учитель: Что это значит? (Предположения детей: значит Западно-Сибирская равнина вся ровная, а на Восточно-Европейской равнине есть возвышения)

Учитель: Совершенно верно. Возвышения на равнине - это холмы.

Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением)

Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. ().

Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)

Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к физической карте России. Какие горы расположены на западе нашего округа? (Уральские горы)

Найдите на карте Кавказские горы. Сравните, чем отличается изображение Уральских гор и Кавказа? (Кавказские горы на карте изображены более темным цветом, чем Урал)

Обращаемся к шкале высот карты, определяем, что Уральские горы - низкие. Низкие горы - до 1000 м., средние - 1000 - 2000 м., высокие - выше 2000-3000 м.

Давайте, систематизируем полученную информацию. Возвращаемся к кластеру, начатому на стадии вызова (дополняем его). (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради ). Один обучающийся дополняет кластер на доске.

Кластер.

Проверка выполнения задания.

Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Продолжение обсуждения новой темы.

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).

Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).

В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:

Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)

Правые веточки:

1. Карьер, террикон

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей)

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся : Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.

Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.

Что значит охранять поверхность? (Ответы детей)

Какое участие в этом можете принять вы? (Ответы детей)

Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!

2. Стадия Рефлексия.

На стадии "Рефлексия" организуем групповую работу. Одна группа получает рисунки (либо фотографии) с изображением земной поверхности.

Задание для работы группы:

  • Определите, на каком рисунке изображена поверхность нашего края. Объясните свой выбор. Укажите, по каким признакам вы это определили.
  • Другая группа получает рисунки, на которых изображены примеры положительного и отрицательного воздействия человека на поверхность Земли.

Задание для работы группы:

  • Рассмотрите рисунки. Разделите их на две группы. Объясните, по какому принципу вы разделили рисунки.

Отчет о работе групп. (Если класс большой, то можно сформировать несколько групп)

3. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос. Как человек должен использовать поверхность своего края? В качестве домашнего предлагается творческое задание (это и будет ответ на поставленный учителем вопрос): Напишите обращение к жителям округа о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.

Иванова Дарья

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа

Инсарского муниципального района РМ

Информационный проект

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Выполнила: Иванова Дарья Николаевна

Ученица 11 класса

Руководитель: Гордеева Ольга Ивановна

Учитель биологии

с. Русская Паёвка

2013 год

Введение 3

Эколого-просветительская деятельность 6

Лесохозяйственная деятельность 10

Лесозащитная деятельность 11

Природоохранная деятельность 11

2. Результаты 14

3. Выводы 14

Заключение 15

Литература 16

Введение

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Эти строки становятся для всего человечества горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос!

Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка, и жаворонок в голубом зените. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И задача подрастающего поколения – предотвратить это.

2013 год объявлен президентом страны В.В. Путиным Годом Охраны окружающей среды.

Актуальность.

В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку. Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас годы, хотя в то время не было ни Чернобыля, ни трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой воды, воздуха. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.

В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.

Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Практическая значимость.

Известный писатель М. М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы - я не поверю и воздуху. Лес без зверей - не лес...".

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России. В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди в настоящее время, мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

Цель: Все что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.

Задачи:

  • Научиться собирать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее к практической, исследовательской работе.
  • Изучить правила поведения на природе и меры по охране природы;
  • Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.

Гипотеза – « Я считаю, что все люди, могут оказать посильную помощь, в деле охраны природы»

Методы:

  • формулировка цели и задач проекта;
  • выдвижение гипотезы и ее решение;
  • систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».

Описание проекта

Тип проекта – учебно-практический, коллективный, долгосрочный.

Исполнители - коллектив школьного лесничества «Березка».

Характер проекта - информационный.

Доминирующая деятельность в проекте - учебно-практическая, творческая и поисковая.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

Собрать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее в практической, исследовательской работе.

2. Организационно-теоретический. Практический.

Формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы и ее решение, систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос «Кто, если не мы, будем беречь природу?

Проблемные вопросы:

2. Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?

4. Чем я могу помочь природе?

Сохранять нашу природу, творить добрые дела, помогать живой природе я стараюсь вместе с коллективом школьного лесничество «Березка».

Краткая история школьного лесничества «Березка»

Днем рождения школьного лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы мы считаем день 8 февраля 2012 года. В этот день подписан приказ за № 6 «Об организации школьного лесничества» руководствуясь договором МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» с министерством природопользования Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года в целях экологического воспитания учащихся школы, формирования бережного отношения к природным ресурсам родного края. На школьной линейке учащихся школы получили информацию о создании школьного лесничества. В школе прошел конкурс на утверждение эмблемы, девиза, гимна школьного лесничества. 16 учащихся школы добровольно написали заявление о вступлении в его ряды. В феврале провели общее собрание, на котором, учащиеся были приняты в члены школьного лесничества. Выбрали Совет ШЛ, разработали устав, положение, план о дальнейший работы лесничества. Учащиеся единогласно проголосовали за название лесничества - «Березка». Ведь, именно, аллея из 25 берез, встречает каждого ученика у ворот школы. Это живописный уголок дарит всегда детям и взрослым много радости и необыкновенную красоту в любое время года, а также это живой уголок для фенологических наблюдений.

Краткая характеристика школьного лесничества «Березка»

Школьное лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы образовалось в феврале 2012 году.

В 2012 году было разработано нормативно-правовая база: Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» и ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», приказ, положение и устав о школьном лесничестве, определены основные формы направления работы, символика. Все это позволило перевести деятельность школьного лесничества на «законную работу».

За школьным лесничеством «Березка» закреплена территория лесного участка: квартал №80, выдела с 5 по 20, площадью 39 га Инсарского участка Ковылкинского межлесхоза Инсарского района. Лес расположен в 6 километрах на юг от школы, и учащиеся имеют возможность регулярно выезжать на велосипедах или на школьном автобусе для проведения лесохозяйственных и природоохранных работ. В первые дни работы школьного лесничества «Березка» была утверждена символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество имеет эмблему, гимн, клятву, устав, положение о ШЛ, план работы, а также форму с логотипами школьного лесничества. Форма предоставлена ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».

Девиз: Во имя жизни, красоты, гармонии, любви.

Нормативная база

Соглашение МБОУ «Русско-Паёвская СОШ» с ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество»

Приказ директора о создании школьного лесничества

Положение о школьном лесничестве

Устав школьного лесничества

2.Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение - в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре. А важнейший признак экологической культуры - знание и выполнение экологических законов. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

Эколого-просветительская деятельность

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы стараемся, выполнять и эти законы знает каждый член школьного лесничества.

Первый закон: «Всё связано со всем». Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Чтобы донести знания и выполнение законов природы до учащихся школы, их родителей, жителей села, мы изучаем литературу, вооружившись знаниями, проводим экологические занятия в младших и средних классах, организовываем природоохранные акции в своем селе, пропагандируя идеи охраны природы через выступления своих мероприятий. Главная тема – природоохранная и всегда остается основная идея: охрана природы – долг каждого.

За короткий период существования у нашего школьного лесничества «Березка» уже сложились свои традиции. Это праздник осени, птиц, викторины, конкурс рисунков, экскурсии и познавательные походы, ежемесячные советы лесоводов. Ребятами начата и исследовательская деятельность с последующей разработкой и защитой проектов.

Лесохозяйственная деятельность

К сожалению, сегодня мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите.

Лесохозяйственная деятельность школьного лесничества в этом году была минимальной, из-за большого количества змей на данной территории леса. Учащимися школьного лесничества «Березка» проведен только уход за лесом, на площади 1 га леса. Территория леса убрана от сушняка и мусора. Руками школьников высаживались деревца и кустарники для озеленения улиц родного села, пришкольного участка.

Сбор семян лиственных пород происходил следующим образом: узнав о сборе семян березы, учащиеся разделились на три группы. Первая группа осуществила сбор семян в селе Русская Паевка. Место сбора семян: лесопосадки и березы, растущие около домов. Ответственная Королева Виктория. Вторая группа деревня Кульмеж. Ответственная Иноземцева Алина. Третья – село Ямщина. Ответственная Сухарькова Татьяна. Дособирали семена березы у школьной аллели берез.

Акция «Чистый лес»

Мы провели уход закрепленной территории леса и биотехнические мероприятия, направленные на привлечение и охрану птиц. Отрадно отметить, что мусора в лесу, стало меньше. Самым распространенным мусором в лесу, который порой оставляют после себя многочисленные отдыхающие в ходе нашего исследования были: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки. Хуже дело обстоит с лесопосадками, где мусора гораздо больше: пищевые отходы, различное тряпье, встречается металлический лом. Это можно объяснить полным безразличием некоторых людей к природе. Лечить это «безразличие» планируем в новом году разъяснительной работой о вреде мусора среди населения. Мусор, который нашли в лесу, закапали в ямы: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки.

Лесозащитная «Зеленый патруль»

Экологически чистые районы нашего леса служат источником лекарственного сырья, а повальное увлечение людей лечением всевозможных заболеваний дикорастущими лекарственными растениями приведет к тому, что многие из них будут просто уничтожены. Вырываются душица, зверобой и многие другие лекарственные растения, ломаются ветки цветущей липы. Исчезновение растений пагубным образом скажется и на животном мире, так как растения стоят в самом начале цепи питания, а душица в нашей местности уже становится редким видом. Необходимо направить все усилия на сохранение природного богатства нашего края. Мы ведем просветительскую работу среди подрастающего поколения и местного населения, с целью сохранения биогеоценозов нашей местности и эту большую работу по охране лесных культур провел «Зеленый патруль»- верный защитник растений, часовой леса, спас не одно растение.

Природоохранная деятельность.

В работе школьного лесничества «Березка» предусмотрена природоохранная деятельность юных любителей леса. Они пропагандируют определенные правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение природы, лесного сообщества, что воспитывает у каждого школьника чувство ответственности - постоять за нее.

Операция «Муравейник»

Ранней весной проводилась операция «Муравейник», в рамках которой мы выявляем муравейники на закрепленной нами территории участка леса. Выполняемые ребятами исследования носили преимущественно поисковый и учебный характер. Операция проводилась со специалистом Тюриной Г.В.

В этом году мы обнаружили 5 муравейников. Все муравейники оказались великанами, высота составила более 70 см. Но самое главное, что мы провели ограждение 2 муравейников, для сохранения от разрушения лесными зверями и человеком.

Бежит живой ручеёк, несет на себе листья, насекомых, хвою. И все это наши рыжие лесные муравьи, лесные санитары, трудяги. Трудятся из дня в день, строят свои терема. Но вот беда, слишком часто разрывают муравейники лесные звери. Тогда на помощь лесным муравьям приходят школьники, они огораживают муравейники, защищают их от разорения.

Акция «Наши зимующие птицы»

Зима самое суровое время для птиц, так как доступной для них пищи становится все меньше, а значит, почти все пернатые в суровое время года голодают, а некоторые из них даже погибают от голода.

Добрая традиция нашей школы - проведение акции «Наши зимующие птицы». Мы каждый год мастерим кормушки, развешиваем их и с удовольствием помогаем птицам.

В нашей школе работа состоит из трех этапов. Первый этап - акция «Птичья кладовая». Нами были собраны ягоды рябины, семена различных растений, семена арбуза, тыквы для подкормки птиц в зимний период. Дети приносят из дома кусочки несоленого сала – лакомство для синичек, нежареные семечки, пшено, семена подсолнечника.

Второй этап акция «Кормушка» - изготовление кормушек и регулярная подкормка птиц зимой. На территории школы подкормка птиц осуществляется на 10 кормушках по графику, составленным активом ШЛ «Березка», начиная с начальных классов, заканчивая 11. Частыми посетителями кормушек были воробьи и синицы. Прилетали к школьным березам и снегири, были замечены и свиристели. Ребята вели наблюдение за прилетающими пернатыми и фотографировали их.

В марте проводится заключительный этап - акция «Скворечник». Школьники изготовляют и развешивают искусственные гнездовья для птиц. Всего нами было развешено 21 домик и 3 синичника. Вывод: учащиеся нашей школы, активно участвуя в акциях, спасла не одну стаю лесных обитателей.

Акция «Чистый родник»

Работа по изучению и сохранению родников данной местности в настоящее время актуальна. Рациональное использование вод – одна из наиболее важных современных проблем охраны природы для всего человечества.

Ребята из школьного лесничества «Березка» в этом году изучили историю появления родника на территории села Засечная Слобода, совершили экскурсию, с целью ознакомления местонахождения родника, изучения ее вкусовых качеств. Также очистили родники, находящиеся на территории села Русская Паёвка. В ходе экскурсии, работы ребята получили знания об очистки вод, заряд энергии в общении с природой.

4. Чем я могу помочь природе? Учебно-исследовательская работа

Королев Артем провел исследования по изучению животного мира близлежащих лесных массивов. Цель исследования: изучить особенности животного мира нашего края. На исследуемой территории леса, Артем обнаружил следы кабана, лисы, зайца, барсука и его нору, популяцию рябчиков. Также он занимался фотографированием леса, лесных пейзажей.

Таказина Татьяна изучала продукт жизнедеятельности пчел – мед. Таня провела много опытов по изучению качества меда. Ее исследовательская работа называлась – «На пасеке у дедушки».

Зарубина Ирина в своих стихах воспевала красоту родной природы, своей малой Родины. В исследовательской работе «Челмодеевскому Майдану, посвящается» в номинации «Проба пера» Ирина представила стихи собственного сочинения.

Учащиеся нашей школы активные участники районного и республиканского конкурса - «Защитим лес», Всероссийского конкурса - «ЧИП», школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии.

Результат проекта : Больших проблем в деле охраны природы, нам учащимся, пока не решить, но мы смогли: посадить деревья, ухаживать за лесом, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, взять под охрану муравейник, полянку, лекарственные травы. Все это мы сделали от чистого сердца во имя сохранения нашей Родины. Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах наших сел и городов, и в естественных природных условиях.

Работа наша школьного лесничества «Березка» отмечена грамотой министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования республики Мордовия, в республиканском конкурсе школьных лесничеств, который прошел 25 марта в городе Саранске и подарком – электронной книгой.

Вывод: Мой проект представил вашему вниманию конкретные дела, в деле охраны природы. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

И гипотеза в ходе проекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в деле сохранения природы и Родины.

Мой проект – это тот голос, который призывает вас всех в необходимости с детства создавать вокруг себя благоприятное жизненное пространство, научится сажать деревья, цветы, соблюдать правила поведения в природе, одним словом, понимать и любить окружающий мир, а значит охранять природу родного края – Родину.

Что нужно сделать, чтобы охранять природу? Наши рекомендации.

1. Изучать и соблюдать экологические законы. Соблюдать и выполнять правила поведения в природе.

2. Привлечь внимание жителей села к проблемам экологии.

3. Проводить экологические акции, создавать экологические тропы.

4. Проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе.

5. Создавать и организовать работу школьного лесничества.

6. Озеленять территории: сажать деревья, кустарники, цветы.

7. Помогать зимующим птицам и встречать перелетных птиц.

8. Совершать походы и экскурсии в живую природу.

9. Беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу.

10. Проводить праздники экологической направленности.

11. Все что нас окружает, научиться любить, беречь и охранять.

Заключение:

В дальнейшем мы продолжим работу школьного лесничества, тем самым внесем посильный вклад в дело охраны природы.

Так давайте же будем, беречь и любить нашу природу, приумножая ее природные богатства, повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого, нам, и не дано.

Наверное, Бог наш художником был,

Раз столько красот на планете.

Он создал для нас миллионы чудес

И мы за все это в ответе!!!..

Литература:

  1. В гостях у природы. Е.И. Леманская. г. Мытище. АО «Принт-экспесс».
  2. Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение, 1986г.
  3. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М: Школьная пресса. 2003 г.
  4. Ресурсы Интернета.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!