Е м бабосов. E

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Содержание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социология».
Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит формирование и развитие личности, как действуют различные социальные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающимися в последние четверть века процессами глобализации современного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех ВУЗах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 6
Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки 6
Глава 2. Структура и методология социологии 20
Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания 40
Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 52
Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер 52
Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии 60
Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера 69
Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина 84
Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия и социальных систем 97
Глава 9. Социологическая теория конфликта 113
Глава 10. Символический интеракционизм 121
Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология 128
Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана 136
Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу 148
Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 158
Глава 14. Общество как целостная динамичная система 158
Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика 175
Глава 16. Социально-территориальная структура общества 197
Глава 17. Этнонациональная структура общества 210
Глава 18. Социальные организации 228
Глава 19. Социальные институты 241
Глава 20. Личность как уникальная социальная система 258
Глава 21. Социализация личности 277
Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности 289
Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества 306
Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 332
Глава 24. Социальные изменения 332
Глава 25. Социальные взаимодействия 351
Глава 26. Социальные отношения 363
Глава 27. Социальные коммуникации 382
Глава 28. Социальное поведение 403
Глава 29. Социальная деятельность 418
Глава 30. Социальные движения 433
Глава 31. Социальный контроль 450
Глава 32. Социальное управление 464
Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический анализ 493
Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 517
Глава 34. Стратегия социологического исследования 517
Глава 35. Программа исследования 525
Глава 36. Документальное исследование 537
Глава 37. Социологическое наблюдение 548
Глава 38. Социологический эксперимент 560
Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 578
Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании 603
Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации 613
Заключение 634.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая социология, Бабосов Е.М., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В книге раскрываются сущность, принципы и способы осуществления парадигмы человекомерности в различных социальных системах. Подчеркивается, что исходным началом социодинамики всех разнокачественных и разномасштабных социальных систем служит уникальная система личности, ее идентификация в различных социально-системных феноменах. Фокусируется внимание на примате человекомерности в системах образования, науки, культуры, в демографической, политической, экономической, управленческой, информационно-коммуникативной, инновационной, религиозной и духовно-нравственной системах. Книга предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется этой темой.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человекомерность социальных систем (Е. М. Бабосов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 2. Человекоразмерные контуры идентификационной социальной системы

В течение первых двух десятилетий XXI в. резко актуализировались теоретические и практико-ориентированные проблемы различных типов идентификации – индивидуальной, национальной, профессиональной, государственной. Огромный накал драматичности приобретают идентификационные устремления каталонцев, стремящихся обрести независимость (или хотя бы существенную государственную автономию) от Испании. Такие же тенденции преобладают в умонастроениях населения Фландрии, мечтающего отделиться от Валлонии, говорящей на валлонском диалекте французского языка, курдов, жаждущих получить независимость от Турции, дончан и луганчан, активно добивающихся отделения от Украины. В условиях углубляющейся информатизации постсоветских стран, в том числе Беларуси и Российской Федерации, все большую значимость приобретает профессиональная и личностная идентификация.

Все эти и другие, тесно связанные с ними процессы вызывают множество дискуссий о ценности, значимости и формах проявления идентичности в современном мире. Такая ситуация детерминирована, в первую очередь, тем, что вследствие своей вездесущности идентификация и ее продукт – идентичность – способны проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Современный человек живет и действует в многомерном и динамично развивающемся мире, в котором, по утверждению широко известного в Европе словенского философа и социального теоретика Славоя Жижека, «происходит непрерывный расцвет групп и подгрупп с их гибридными, смещающимися идентичностями в своем ближайшем, а иногда в дальнем окружении, каждая из которых настаивает на своем праве вести свой особый образ жизни и (или) иметь свою особую культуру». Одной из форм проявления смещающихся идентичностей является символическая идентичность. Чаще всего она проявляется в том, что человек в своем ближайшем, а иногда в дальнем окружении своими словами (чаще) и поступками (реже) выдает себя не за того, кем является на самом деле. Типичный хрестоматийный пример этого – Хлестаков в знаменитой гоголевской комедии. Но есть много других примеров. Знакомясь с приглянувшейся ему девушкой молодой (не всегда) мужчина хвастается своим образованием, должностью, званием, дорогим автомобилем, которых у него нет. Известный актер, писатель выбирает себе звучный псевдоним и с течением времени так свыкается с ним, что не воспринимается никем с подлинной его фамилией. Не так ли произошло с Аллой Пугачевой, или с Якубом Коласом? А чем является гомосексуализм, как не извращенной формой половой идентичности и приобретением иной, отличной от нее идентичности, когда он относится к другому мужчине как к женщине, вступая с ним не только в сексуальную связь, но и в брачные отношения? А возведение таких связей и отношений не только в объект рекламы и пропаганды (вспомним знаменитые гей-парады), но и в санкционированные в некоторых странах правовые установления, представляют собой фактически извращенную форму отрицания традиционных, освященных многовековыми традициями отношений между мужчиной и женщиной. С. Жижек даже вводит в словоупотребление понятие «экскрементальной идентификации», когда говорит об извращенцах, источником наслаждения которых служат извращенные формы получения удовольствия не только в гомосексуализме или лесбиянстве, но даже в копрофагии (поедании экскрементов) как крайнему способу доставить наслаждение своему партнеру. Подобного рода извращенные формы стремления к удовольствию, к тому, чтобы получить или доставить кому-то другому извращенческое удовлетворение, способно привести индивида к моральной апатии, безнравственной вседозволенности и даже обернуться утратой моральных ориентиров и, соответственно, утратой индивидуальной идентичности.

Все изложенное вплотную подводит нас к проблеме типологизации идентификационных процессов и выявлению критериев разграничения основных типов идентичности.

В процессе построения типологии идентичностей первостепенное значение придается не только выявлению тех или иных идентификационных типов, но и (в первую очередь) определению сущностных особенностей каждого из них.

В условиях современного модернизирующегося общества, в котором существенно возрастает значимость креативности мышления и действия людей во всех сферах жизнедеятельности, исходным началом исследования различных типов идентификации является выявление социологическими характеристиками основных параметров личностной идентификации различных индивидов. Когда мы анализируем самоидентификацию, осуществляющуюся в жизнедеятельности конкретных индивидов, то речь идет не только о тождественности личности самой себе, но и об ее целостности, способности оставаться самой собой при любых обстоятельствах и в любых отношениях с другими людьми. В этих характеристиках проявляются сущностные, типические особенности «Я», представляющего собой специфически-индивидуальное выделение субъектом познания и действия самого себя среди других личностей из окружающей социальной среды, с учетом своей индивидуально-социальной целостности, а также временных рамок прошлого, настоящего и будущего. Чем органичнее связаны эти три темпоральных модуса бытия личности, тем более социально развитой и интересной для других становится данная личность.

В набор наиболее значимых социальных качеств, формирующихся в процессе ее социализации и идентификации, входит, прежде всего, ее самосознание, означающее осознание человеком самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Являясь важнейшим индикатором индивидуальной идентичности личности, самосознание в ее жизнедеятельности активно взаимодействует с самооценкой, саморегуляцией, самоактуализацией, самодетерминацией поведенческих актов, самоконтролем и самовоспитанием. Разумеется, все эти различные и взаимосвязанные «само» обусловлены не только внутренними качествами самой личности, но и ее социальным окружением, т. е. внешними влияниями, идущими из социальной среды. Изменение любого из этих компонентов приводит к изменению личностной идентичности. Представления индивида о самом себе, воспринимаемые им в качестве собственных и неотделимых от его самости, являются, в конечном счете, продуктом влияния социальных норм и ценностных ориентаций, функционирующих в той или иной социальной общности или в обществе в целом. Поэтому личностное «Я» образуется и развивается в результате своеобразного баланса между персональной и социальной идентичностью.

Только в результате такого баланса формируется отношение индивида к другому человеку как равнодостойному собеседнику и партнеру. Это предполагает способность личности не впадать в самолюбование. А тем более – в крайнюю его форму эгоизма. Ведь эгоист – это человек, который из всех возможных ментальностей превыше всего ставит только местоимение первого лица, т. е. во всем стремиться быть или хотя бы казаться первым. Чаще всего такой человек является по своей сути фигурой незначительной, столь же неизмеримо малой величиной в идентификационном смысле, как частица гамма-излучения.

Важнейшим фактором развития личностной идентификации индивида является формирование у него стремления и готовности проявлять в случае необходимости волевые качества и твердость характера. В акте волеизъявления осуществляется синтез внутреннего желания (стремления) субъекта – «я хочу», его императивной установки – «я должен» и возможного достижения желаемой цели – «я могу». Воля и решимость действовать определенным образом составляют высший уровень самоформирования и саморегуляции поведения личности в процессе совершения целенаправленных действий.

В своем реальном функционировании личностная идентичность индивида оказывается тесно связанной с его тендерной идентичностью. Этот тип идентичности проявляется в осознании человеком самого себя как представителя определенного пола, что служит основой социально-психологической интериоризации мужских или женских черт повседневного поведения. Следует отметить, что не пол сам по себе, а тендер осуществляет отображение социокультурного аспекта половой принадлежности человека и обусловливает психологические качества, виды деятельности, занятия, а часто и профессии мужчин и женщин через систему воспитания и этических норм.

Многолетние социологические исследования, проводимые в Беларуси, неизменно показывают, что в иерархии идентификационных самоопределений людей различных социальных статусов и возрастов неизменно приоритетные позиции занимают микроидентификации человеком себя с малыми социальными группами – со своей семьей, близкими, знакомыми и с коллегами по учебе и работе.

Осуществленное Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси мониторинговое репрезентативное исследование в октябре 2013 года зафиксировало, что идентифицируют себя со своей семьей свыше 79 % от общего количества респондентов. Причем 71,4 % жителей городов, опрошенных социологами, утверждают, что дети для них самое главное в жизни. Еще большее количество респондентов, проживающих в сельской местности, – 77,5 – придерживаются такой же позиции. К числу наиболее важных жизненных ценностей относят своих родителей – 70,3 % опрошенных горожан и 66,8 % сельчан. Существенное значение в выявлении особенностей микроидентификации людей в современном обществе имеет отождествление индивидом себя с другими малыми социальными группами, в том числе с друзьями, знакомыми, с коллегами по учебе или работе.

Эмпирические материалы, полученные в процессе того же самого республиканского исследования (опрошено 1589 человек), показали, что идентифицируют себя очень часто со своими друзьями и знакомыми 73,8 % опрошенных, редко – 17,7 %, практически никогда так не делают только 3,3 %, а не дали ответа на этот вопрос 5,2 % от общего числа респондентов. Сравнительно более низкими показателями характеризуется идентификация индивида себя с коллегами по учебе и работе. Часто отождествляют себя с ними 50,6 % от общего числа опрошенных, делают это редко – 30,7 % респондентов, практически никогда – 11,1 %, не дали ответа на этот вопрос 7,6 % респондентов. По мере углубления и качественного многообразия структурированности и процессуальности современных модернизирующихся обществ возрастающую значимость в жизнедеятельности людей наряду с микроидентичностью приобретает идентичность больших групп людей.

Среди различных типов идентичностей, которые формируются в современном белорусском обществе, весьма существенное значение имеет духовно-нравственная и мировоззренческая идентификация людей. Обобщение эмпирических данных социологических исследований, проведенное в Беларуси в 2012–2013 гг., дает конкретную панораму интенсивности данного типа идентичностей.

Из данных табл. 2.1 следует вывод, согласно которому в современном белорусском обществе абсолютное большинство опрошенных граждан (не менее 81,4 %) идентифицируют себя с людьми, руководствующимися в жизни одинаковыми (либо сходными) с ними нравственными принципами.


Таблица 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос об их идентификации с людьми одинаковых нравственных принципов


В современном глобализирующемся мире, где обостряется борьба политических доктрин и идеологических установок, возрастающую значимость приобретает мировоззренческая идентификация индивидов и социальных групп. Проведенные в сентябре-октябре 2013 г. социологические исследования засвидетельствовали, что 85,1 % из общего массива опрошенных идентифицируют себя полностью или в определенной степени с людьми, разделяющими с ними взгляды на жизнь. Несколько меньшее их количество – 68,4 % – чувствуют свою общность с людьми одного и того же вероисповедания. Причем в обеих группах опрошенных по данным вопросам существует значительная дифференциация позиций в зависимости от социального статуса, возраста, пола и места жительства. Общую панораму таких идентификаций в современной Беларуси можно представить, внимательно присмотревшись к табл. 2.2.


Таблица 2.2. Идентификация жителей Беларуси по характерным признакам вероисповедания и политических взглядов, %


Итоговые данные социологических исследований, приведенные в табл. 2.2, показывают, что социально-стратификационная дифференциация населения Беларуси в гораздо большей степени воздействует на идентификационные ориентации в политических позициях, чем на отождествление индивидов и групп по особенностям вероисповедания: если в политических предпочтениях разница между социальными стратами составляет 27,6 %, то в ориентациях вероисповедания – только 17 %.

В процессах политической и вероисповедальной идентификации существенное значение имеет разница людей по уровню их образования. Социологические исследования свидетельствуют, что из общего количества опрошенных более трех четвертей (77,5 %) предпочитают идентифицировать себя с людьми такого же уровня образования, а практически никогда такого способа самоотождествления не осуществляют только 15,4 % из общего количества опрошенных. Ощущают свою религиозную общность с людьми одного вероисповедания 76,6 % опрошенных со среднем неполным образованием, 71,6 % – со средним общим, 66,7 % – со средним специальным, 56,6 % – с высшим. Как видно, здесь проявляется характерная особенность – интенсивность идентификации личности по вероисповедальному признаку последовательно понижается по мере повышения уровня образования. В отношении к политическим взглядам обнаруживается тенденция обратной направленности: если среди лиц со средним неполным образованием идентифицируют себя с людьми близких политических взглядов 44,3 %, от общего количества респондентов, то в когорте лиц, обладающих полным средним общим и средним специальным образованием доля таких идентификационных устремлений возрастает до 56,4-56,5 %, а в группе опрошенных с высшим образованием такая позиция характерна уже для 59,7 % респондентов.

Значимое влияние на отношения к вероисповеданию идентификации оказывает тендерная специфика респондентов. С людьми одного вероисповедания ощущают свою общность 63,8 % опрошенных мужчин и 72,2 %, т. е. на 8,4 % больше, опрошенных женщин. Предпочитают идентифицировать себя с людьми, близкими по политическим взглядам, чаще мужчины (55,9 %), чем женщины (53,3 %).

В многогранной и многокомпонентной системе мировоззренческих и духовно-нравственных идентификаций в постсоветских странах, в том числе в Беларуси и России, переживших более чем семидесятилетний диктат атеистской идеологии, на протяжении последних двух десятилетий существенно возросла значимость религиозной идентичности. Религиозная идентичность есть восприятие и субъективное осознание человеком себя через внутренний мир, обращенный к Богу, отождествление себя с сообществом, состоящим из других верующих, включенных в религию как специфическое миропонимание, и осознание своих обязанностей, руководствующееся божественными заповедями. Такая ориентированность сознания и поведения помогает верующему человеку сформировать систему взглядов на мир, на свое место и предназначение в этом мире, составляющих основу его убеждений и жизненных позиций. Системообразующим ядром религиозной идентичности является коленопреклонное отношение человека к божественному как созданного и зависящего от Бога существа. В процессе религиозной идентификации верующий человек усваивает религиозные идеи, представления, стереотипы, образцы предписанного религиозным учением поведения. Эти образцы и стереотипы становятся для него внутренними регуляторами собственных поведенческих актов.

О степени распространенности в Беларуси религиозной идентичности можно судить по таким данным: за период с 1998 по 2013 г. включительно количество религиозных общин в Беларуси возросло с 765 до 3251, т. е. в 4,2 раза. В сентябре 2013 г. 78 % опрошенных утверждали, что их объединяет с жителями Беларуси религиозное вероисповедание, причем 41,5 % считают, что такое объединение действует в сильной степени. Осознают себя верующими в той или иной мере 67,5 % респондентов. Более трети из них (34,7 %) считают себя верующими вполне отчетливо. Относят себя к атеистам только, 11,2 % респондентов. Однако более или менее регулярно посещают храмы и принимают участие в религиозных обрядах (не менее одного – двух раз в месяц) только каждый пятый (20,1 %) из числа декларирующих свою принадлежность к религиозной вере. Их-то и следует причислять к когорте подлинно верующих граждан.

В интенсивности идентификации себя с определенным вероисповеданием между гражданами Беларуси существует значительная дифференциация в зависимости от региона их проживания. Если в Гродненской области отождествляют себя с людьми одного вероисповедания 83,2 % от общего количества респондентов, в Брестской области – 81,5 %, в Гомельской области – 71,3 %, в Витебской области – 67,5 %, то в Могилевской области – только 50,7 % опрошенных.

Возрастающими масштабами в последние годы характеризуется профессиональная идентичность. Социологические исследования свидетельствуют: 79,6 % опрошенных соотносят себя с людьми той же профессии, причем у городских жителей такое самоотождествление развито гораздо сильнее, чем у сельских. В среде опрошенных горожан идентифицируют себя с людьми одинаковой с ним профессии 80,4 %, причем часто – 35,2 %, а в сельской среде – 76,1 % от общего количества респондентов. Интенсивность данного типа идентификации возрастает по мере повышения уровня образованности опрашиваемых. Если среди лиц, обладающих начальным образованием, его разделяют 67,1 % респондентов, то в кругу людей, имеющих специальное – 81,7 %, а у людей, обладающих высшим образованием, он составляет 85,4 % от общего количества опрошенных.

В типологической структуре идентификаций в современном обществе возрастающую значимость приобретает досуг, т. е. совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения материальных, духовных, социальных потребностей, осуществляемых людьми в ту часть внерабочего времени, которая остается после выполнения ими непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, покупка продуктов питания, одежды и т. п.) Различные виды досуговой деятельности ориентированы на выполнение трех основных функций: а) восстановление физических и духовных сил личности, поглощаемых производственной деятельностью и другими непреложными занятиями; б) духовно-нравственное, художественное, психологическое и т. п. развитие человека; в) удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в отдыхе и развлечениях. Количественные характеристики досуговой деятельности различных групп населения Беларуси обобщены в табл. 2.3.


Таблица 2.3. Интенсивность отождествления белорусов с людьми одинакового досуга


Становление многополярного мира, в котором процессы глобализации сопровождаются социальными турбуленциями и обостряющимися столкновениями интересов различных государств и их коалиций, значительно актуализировало проблематику национальной идентичности. Национальная идентичность – это эмоционально окрашенная и рационально осмысленная общность индивида и/или социальной группы с людьми, обладающими такой же совокупностью национального самосознания, психического склада, единого языка и самобытности национальной культуры. Важным маркером (определителем) национальной идентичности в социологическом исследовании является отнесение респондентами самих себя к той или иной национальности. Проведенный, в сентябре-октябре 2013 г. социологический опрос показал, что 84,3 % респондентов считают важным объединителем себя с гражданами Беларуси именно национальность. Только 6,5 % опрошенных отрицают объединительную значимость данного феномена, а 9,2 % из их количества затруднились с ответом на заданный вопрос.

Для конкретизации позиций в определении национальной идентичности респондентам были заданы дополнительные вопросы о роли в такой идентификации национальной идеи и черт национального характера. Большинство опрошенных (51,6 %) считают, что сердцевиной данной идеи должна стать экономически развитая и процветающая Беларусь. На второе место ими был поставлен индикатор «Беларусь – государство с развитой демократией, законностью и порядком» (21,1 %), на третье – «Беларусь – общество социального равенства и справедливости» (17,2 %).

Одновременно 78,2 % респондентов считают, что их с жителями Беларуси объединяют особенности национального характера и менталитета (из них 40,6 % полагают, что данный феномен объединяет их в полной мере, 14,4 % респондентов считают, что это объединяет их с жителями страны частично, 10,3 % не смогли дать однозначно ответ на данный вопрос, а 7,4 % респондентов ответили на него отрицательно).

Наряду с национальной идентичностью примерно в тех же количественных показателях в современном российском и белорусском обществах развертываются особенности и отличительные черты гражданской идентичности. Она реализуется в качестве процесса отождествления индивидом или социальной группой себя с базовыми ценностями, присущими гражданам данной страны и проявляющихся в их статусных и социально-ролевых характеристиках, в ценностных ориентациях и жизненных стратегиях поведения. Этот тип идентичности становится особенно востребованным в условиях перехода к устойчивому развитию страны и ее модернизации.

Формирование гражданской идентичности тесно связано с процессом усвоения личностью различных элементов национального сознания, поведения, традиций, культуры, языка, т. е. с этнонациональной идентичностью. Однако когнитивное наполнение гражданской идентичности в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает с этнонациональной. Этническая идентичность в основном базируется на языке, культуре, национальности родителей, историческом прошлом, общности территории. Гражданская идентичность – на политической и правовой культуре, гражданской активности, на формировании и функционировании институтов гражданского общества. Она более динамична, чем этническая, выбор которой вовсе не исключает гражданской идентичности. Когнитивное наполнение той и другой идентичности способно дополнять друг друга. Это дает основание говорить о совместимости таких идентичностей.

Формирование гражданского сознания, солидаризации с ценностями человеческого достоинства, свободы и ответственности, уважения к индивидуальному выбору может стать фактором, цементирующим гражданскую и этническую идентичность, делающим государственную идентичность привлекательной для всего населения страны.

Абсолютное большинство жителей Беларуси, опрошенных социологами в 2013 г., считают, что их объединяет в единую социальную целостность именно гражданство (91,5 %). Причем две трети из них (66,9 %) убеждены, что данный объединитель воздействует на них в сильной степени, затруднились с ответом на данный вопрос 5,3 % опрошенных, но только 2,3 % считают, что гражданство их не объединяет. Три четверти опрошенных в Беларуси (74,4 %) гордятся тем, что являются гражданами своей страны. Только 2,1 % респондентов не испытывают такой гордости, а 18,5 % не смогли однозначно определить свою позицию по данному вопросу.

В процессе формирования и упрочнения гражданской идентичности большую значимость имеет утверждение в сознании и поведении большинства населения страны важности идеи гражданственности. Эта идея, овладевая массовым сознанием и воплощаясь в практических действиях больших социально-демографических групп, становится мощным конструирующим фактором формирования человека – гражданина, готового и способного не только чувствовать свою сопричастность судьбам своего народа, но и эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, а во имя благополучия своей Отчизны.

Воплощение идеи гражданственности в чувствах, сознании, волевых устремлениях и практических действиях людей происходит в едином русле с формированием и развитием в стране гражданского общества. Последнее характеризуется как сфера социально-гражданственной самоорганизации индивидов и добровольно сформировавшихся общностей граждан, защищенных правовыми нормами от прямого вмешательства и произвольной регламентации разнообразной деятельности граждан со стороны государственной власти и ее органов. Оно функционирует как общество, достигшее партнерских отношений с государством, но одновременно способное осуществлять контроль над органами государственной власти, как общество, в котором возможность граждан реализовать свои права и обязанности дополняется способностью и стремлением государства обеспечить права и свободы своих граждан.

В процессе проведенных в последние годы всебелорусских социологических исследований выяснилась весьма существенная тенденция, состоящая в возрастании гражданской идентичности в сопоставлении ее с национальной идентичностью. С 2002 по 2013 г. включительно доля населения чаще всего идентифицирующего себя со своей национальностью возросла в Беларуси с 21,8 до 81,0 %, а с гражданами своей страны с 24,8 до 91,5 % от общего массива опрошенных.

Новейшая философско-социологическая трактовка идентичности разработана выдающимся современным социологом Мануэлем Кастелъсом, который считает, что современные социальные системы организованы вокруг человеческих идентичностей, структурированных и детерминированных в отношениях производства, науки, технологий, культуры и власти. В глобализирующемся, неконтролируемом, нелинейно и непредсказуемо изменяющемся мире, утверждает он, «люди склонны группироваться вокруг первичных источников идентичностей: религиозных, этнических, территориальных, национальных… В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности, коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструируемой, становится фундаментальным истоком социальных значений… Идентичность становится главным, а иногда и единственным источником смыслов. Люди все чаще организуют свои смыслы не вокруг того, что они делают, но на основе того, кем они являются или своих представлений о том, кем они являются». Вот здесь-то и возникает новая, порожденная информационно-технологической революцией, ранее не существовавшая идентичность, которая структурируется вокруг биполярной оппозиций между Сетью и «Я». В этой новейшей оппозиции, базирующейся на логике компьютеров, молекулярной генетике и стремительно развивающихся коммуникационных систем, возникает новая «разделяемая», реконструируемая идентичность». Эта идентичность, связанная с формированием инновационной среды, нуждается, с одной стороны, в эффективной защите от попыток ее подавления или разрушения, а с другой – в новой духовной среде. Главное в данном многомерном процессе – «не новизна интеллектуальной и культурной обстановки, а ее способность генерировать синергию на базе знаний и информации. Способность, непосредственно связанная с промышленным производством и коммерческим приложением инноваций». Речь здесь фактически идет о «вездесущности информации в информационную эпоху».

Базовой структурной единицей новейшей идентификационной и инновационной системы, согласно Э. Кастельсу, является не индивидуальный субъект – личность, не коллективный субъект – корпорация или государство, а «социальная сеть», составленная из разнообразного множества субъектов и организаций, непрестанно модифицируемых» и имеющая свое собственное и культурное и идентификационное измерение. Социальные сети представляют собой мощные полиструктурные формирования. По утверждению М. Кастельса, существуют семейные сети, предпринимательские, организационные, коммунальные, телекоммуникационные сети. Все они либо многие из них связаны множеством взаимодействий, но в центре любой из них в качестве активно действующего субъекта, непрестанно развивающего и трансформирующего любую сеть, выступает творческая, преобразующая мир разнообразных сетей личность. Именно вследствие такой миропреобразующей активности любая социальная сеть, какими бы отличительными особенностями она ни обладала, всегда в любых обстоятельствах социального пространства и времени является коммуникативной, модернизационной и инновационной идентификационной системой.

В обширном потоке современных, динамично изменяющихся идентичностей, протекающих в переполненном конфликтами и социальными турбуленциями глобализирующемся мире, возрастающее значение приобретает процесс патриотической идентификации. Особенно важна такая направленность идентификационных процессов для формирования гражданских позиций подрастающих поколений. Приходится с сожалением констатировать, что современная молодежь как раз на такую направленность идентификации ориентирована несколько слабее, чем наши более зрелые в возрастном и житейском смысле поколения. Социологические исследования показывают, что в октябре 2013 г. считали важным для себя как гражданина Беларуси быть патриотом своей страны 84,2 % из общего количества опрошенных в возрасте 16–29 лет, 88,2 % – в возрасте 30–49 лет и 88,8 % в возрастной когорте 50 лет и старше. Думается, что в воспитании патриотических убеждений и позиций нашей молодежи необходимо более целеустремленно, содержательно работать и нашим учебным заведениям, и средствам массовой информации, и работникам культуры, и молодежными организациями.

Подлинный патриотизм как высокое ценностное отношение человека к своему Отечеству не приемлет национализма, особенно, в крайне агрессивных формах его проявления. Он органично соединяется с уважением к другим народам и культурам, с толерантностью, т. е. с отношением к людям других народов и культур как к равным себе собеседникам. Такое восприятие и понимание патриотической идентификации наиболее отчетливо проявилось у большинства советских людей в годы тяжелых испытаний Великой отечественной войны. Гордость за удивительные проявления патриотизма и интернационализма советских людей белорусский народ хранит не только в своей исторической памяти, о чем масштабно и с большой теплотой к ветеранам войны свидетельствовали прошедшие в 2015 г. во всех городах и деревнях Беларуси разнообразные мероприятия, посвященные 70-летию Победы над фашистской Германией.

В связи с развертыванием в последние годы на постсоветском пространстве мощных интеграционных процессов в Беларуси возникли и усиливаются новые виды идентификационных систем, обладающих интернациональными характеристиками. Социологические исследования, проведенные в июле 2014 г., показали, что свыше трех четвертей опрошенных в республике (75,2 %) поддерживают интеграцию Беларуси, России, Казахстана в рамках Единого экономического пространства. Примечательно, что степень такой поддержки возрастает по мере продвижения вверх по возрастной лестнице. Если в группе 16–29 лет выступают за единение этих стран в интеграционных процессах в рамках Единого экономического пространства 57 % респондентов, в группе 30–49 лет – 69,9 %, то среди людей от 50 лет и старше – уже 72,3 % опрошенных.

Приведенные данные социологических исследований убеждают, что в последние годы на просторах бывшего Советского союза складывается и развивается новый тип интеграционных процессов – евразийская идентичность. Своеобразие и сложность такой идентификации определяется тем, что в странах, входящих в Единое экономическое пространство – России, Беларуси и Казахстана и присоединившимся к ним в Евразийской интеграции в мае 2015 г. Армении и Кыргызстана – социально-экономическое, научно-техническое, социокультурное и политическое развитие осуществляется по разносторонним трендам и в неодинаковых масштабах.

Если дать обобщенную оценку создаваемой модернизационной интеграционной модели геостратегического многостороннего взаимодействия, то следует подчеркнуть, что создается и получает благоприятное социально-политическое и экономическое пространство для своего эффективного функционирования наднациональное объединение, имеющее все необходимые предпосылки и возможности, чтобы превратится в один из полюсов современного многополярного мира и одновременно стать одним из центров сосредоточения силы в этом динамично, нелинейно развивающемся мире. Поскольку данное межгосударственное объединение является в своей сущности наднациональным, постольку его принципиальное своеобразие заключается в наличии надгосударственных структур. Важнейшие из них: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств – участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межпарламентская ассамблея. Антитеррористический центр СНГ, Исполнительный секретариат СНГ, Экономический совет СНГ, Экономический суд СНГ. К их числу следует отнести разрабатываемую в настоящее время единую правовую базу Единого экономического сообщества. Однако функционирование над государственных структур ни в коем случае не означает какого-либо ущемления или недооценки национальных интересов. В условиях нарастающей всеобщей нестабильности и развертывания глобальных турбулентных процессов создание и функционирование наднационального межгосударственного объединения обусловливается собственными национальными интересами каждой суверенной страны и складывающимся стратегическим схождением исторических судеб и перспектив развития народов этих стран.

Важное значение в интеграционной модернизации России, Беларуси и Казахстана имеет оставшаяся от Советского Союза производственная специализация, общее языковое пространство, традиционные, научно-образовательные и культурные связи. Интеграционные трансформации в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане могут быть успешными и эффективными только в том случае, когда станут эффективными объединенные усилия этих стран в обеспечении их коллективной безопасности, что имеет судьбоносное значение в ситуации нарастающей неустойчивости глобального экономического, финансового, научно-технического, информационного развития, порождающей источники новых вызовов и угроз. Если на основании изложенных особенностей Евразийского интеграционного объединения сконструировать определенную модельную матрицу, то она примет вид, изображенный на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Модель интеграционных процессов Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении в рамках ЕЭП


Интеграционное взаимодействие России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении на современном этапе своего развития имеет как очевидные преимущества, так и наличие некоторых трудностей и барьеров в процессе формирования потенциала мощной интеграционной энергии. К числу несомненных преимуществ следует отнести, прежде всего, свободный доступ стран-участниц на рынок с более чем 175 миллионным населением и совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП), составляющим почти три триллиона долларов США. Сюда же относится осуществление четырех взаимосвязанных свобод – свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Фактически создается совершенно новый тип интеграции постсоветских государств, основанный на нерушимости их суверенитета, территориальной целостности, общей истории, языка, культуры, менталитете и равенстве партнеров. Однако имеются и огромные трудности в осуществлении идентификационных процессов в рамках данного интеграционного объединения. Среди них в первую очередь можно назвать различия в экономических и социальных институциональных структурах стран и предопределенные ими расхождения в их экономических интересах и задачах, а также наличие изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами. Это замедляет процесс вывода экономик стран-партнеров на более высокий уровень конкурентоспособности, на повышение эффективности инновационного развития и повышение жизненного уровня населения.

С учетом названных особенностей становится понятно, почему в своих евразийских интеграционных устремлениях половина опрошенных жителей Беларуси (49,8 %) выражает убеждение в том, что одним из важных преимуществ, создаваемых евразийской интеграцией, является расширение рынков сбыта белорусских товаров и услуг, создание для них более благоприятных условий, в частности беспошлинной торговли. Чуть меньшее количество респондентов (44,6 %) отмечает в качестве преимущества, даваемого евразийской интеграцией, возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях кризисов и мировой финансовой нестабильности, а еще 37,4 % выражают надежду на получение энергоносителей по более низким ценам.

Вместе с тем наши сограждане высказывают и некоторые опасения по поводу возможных негативных последствий в связи с вхождением Беларуси в Единый экономический союз. Так, например, 41,8 % опрошенных опасаются оттока наиболее квалифицированных кадров в страны данного сотрудничества, 31,9 % считают возможным снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке на фоне поступающих в страну товаров из стран содружества, 21,7 % респондентов выражают опасения по поводу возможного нарушения стабильности белорусской экономики в связи с вхождением республики в Евразийский экономический союз.

Приведенные материалы социологических исследований свидетельствуют, что белорусский народ в своем большинстве очень реалистично и взвешенно оценивает перспективы развития евразийского интеграционного объединения и в своих идентификационных устремлениях не испытывают эйфории по поводу его возможностей и перспектив. С учетом этого в осуществляемых в настоящее время разнообразных (экономических, социально-политических, межкультурных и иных) взаимодействиях в рамках Евразийского экономического союза России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана и возможных других участников данного интеграционного объединения необходимо последовательно придерживаться принципов доброжелательности, толерантности, взаимной требовательности и поддержки.

В процессах самоидентификации важное значение имеет наличествующее оптимистическое или пессимистическое мировосприятие. Социологические исследования показывают, что у современной молодежи гораздо более отчетливо проявляется оптимистическая идентификация, чем у представителей более зрелых возрастов. Среди молодых людей в возрасте до 30 лет оптимистические мироощущения и устремления выражены почти у трех четвертей от общего массива опрошенных (74,6 %), тогда как пессимистические, пронизанные унынием, безнадежностью, безразличием, тревожностью – только (19,2 %), т. е. оптимизм в этой возрастной когорте встречается в 3,9 раза чаще, чем пессимизм. В отличие от этого, в следующей возрастной группе (30–49 лет) оптимистическое миропонимание превалирует у 64,4 % респондентов, что составляет около двух третей от их общего числа, а пессимистические настроения – 24,2 % (примерно одна четвертая). Еще отчетливее тенденция снижения оптимистичности по мере взросления респондентов проявляется у лиц в возрастной группе от 50 лет и старше: здесь к числу оптимистов причисляют себя 65,6 % опрошенных, а к пессимистам – 26,9 % (т. е. разрыв в пользу первых составляет 2,4 раза).

Если отвлечься от профессиональных, возрастных и иных социально-структурных различий в мировосприятии и мироощущении наших граждан, а посмотреть на идентификационные характеристики с более обобщающих позиций, то оказывается, что в качестве общей характеристики современных белорусов (при рассмотрении их в качестве единой консолидированной общности) превалируют оптимистические умонастроения. Половина из общего количества опрошенных граждан республики (49,9 %) всматриваются в будущее с надеждой на улучшение жизни, а еще каждый пятый из них (19,1 %) абсолютно уверены в улучшение жизни на протяжении последующих 10–15 лет. Таким образом, оптимистическое мировосприятие ныне характерно для 69 % граждан нашей страны. Общее же количество людей оценивающих ближайшее будущее с унынием, беспокойством, тревогой, безразличием составляет 24 % для всего массива опрошенных.

Такая конфигурация умонастроений сказывается на оценке нашими гражданами социально-политических, экономических и социокультурных реалий, в которых формируются и реализуются их идентичности.

К примеру, по данным общереспубликанского исследования, проведенного в июле 2014 г., три четверти опрошенных (74,9 %) убеждены, что Беларусь полностью состоялась как независимое и самостоятельное государство. Причем, чуть большее их количество (75,1 %) поддерживают тесную интеграцию Беларуси и России. Для дальнейшего упрочения самостоятельной белорусской государственности 45,5 % от общего количества опрошенных считают необходимым усилить ответственность руководителей всех уровней за принятие и осуществление решений, а 43,5 % сделать работу государственного аппарата более эффективной и открытой для контроля граждан. Более четырех пятых респондентов (81,2 %) считают, что через 10–15 лет Беларусь останется независимым государством, сохраняющим свою территориальную целостность, а три четверти (73,2 %) убеждены, что к этому времени Беларусь останется страной с высоким уровнем жизни, 69,1 % – социально справедливым обществом, 80,9 % – страной с развитой национальной культурой. Характерно, что 68,7 % от общего массива респондентов считают себя патриотами Беларуси.

Конечно же, такие особенности мировосприятия и мироощущения оказывают позитивное влияние на оптимистическую идентификационную направленность взглядов и действий белорусского народа и в данном контексте следует обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: идентификационная устремленность человека (и отдельной личности, и социальной общности, и народа как предельно широкой общности в данной стране) органично соприкасается, даже взаимопереплетается с характерной особенностью стремительно развивающегося (в том числе и в Беларуси) информационного общества, которое все более явственно идентифицирует себя с научным, художественным, политическим творчеством. Это – принципиально важный момент в понимании и интерпретации идентификационных процессов, поэтому творчество самоценно: оно вдохновляется не ожиданием последующего материального вознаграждения, а воспринимается и оценивается творческой личностью и творческим сообществом как высшая духовная благодать, не соотносимая с каким-либо меркантилизмом, расчетом на вознаграждение. Очень важна идентификация личности с творчеством, которое, согласно широко известному тезису Макса Вебера, есть воплощение призвания человека и его признание как творца другими людьми. В этом многогранном процессе проявляется стремление человека к свободе самовыражения, свободе самоопределения, свободе самоутверждения. Но чтобы на этом нелегком пути добиться успеха, необходимо проявлять инициативу, энтузиазм и творчество, от совокупного синергетического взаимоусиления которых существенно возрастает человекомерность всех типов самоидентификации.

E. M. Бабосов

Общая

социология

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования

для студентов высших учебных заведений
ТетраСистемс
УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

почетный директор Института социологии НАН Бепаруси

Е. М. Бабосов

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социально- политических исследований РАН В. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских

наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в

гуманитарно-общественной сфере В. А. Мельник

Бабосов Е. М.

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./

Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

ISBN 985-470-144-1.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадиг­мы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Харак­теризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Со­держание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73

ISBN 985-470-144-1

© Бабосов Е М, 2001

© Оформление НТООО «ТетраСисгемс», 2004

Предисловие 3

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 6

Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки 6

Глава 2. Структура и методология социологии 20

Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе


социологического знания 40

Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ 52

Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс,

Г. Спенсер 52

Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии 60

Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера 69

Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина 84

Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия

и социальных систем 97

Глава 9. Социологическая теория конфликта 113

Глава 10. Символический интеракционизм 121

Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология 128

Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана 136

Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу.. 148

Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ...158

Глава 14. Общество как целостная динамичная система 158

Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика 175

Глава 16. Социально-территориальная структура общества 197

Глава 17. Этнонациональная структура общества 210

Глава 18. Социальные организации 228

Глава 19. Социальные институты 241

Глава 20. Личность как уникальная социальная система 258

Глава 21. Социализация личности 277

Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности 289


Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 332

Глава 24. Социальные изменения 332

Глава 25. Социальные взаимодействия 351

Глава 26. Социальные отношения 363

Глава 27. Социальные коммуникации 382

Глава 28. Социальное поведение 403

Глава 29. Социальная деятельность 418

Глава 30. Социальные движения 433

Глава 31. Социальный контроль 450

Глава 32. Социальное управление 464

Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический

анализ 493

Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 517

Глава 34. Стратегия социологического исследования 517

Глава 35. Программа исследования 525

Глава 36. Документальное исследование 537

Глава 37. Социологическое наблюдение 548

Глава 38. Социологический эксперимент 560

Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 578

Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании 603

Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации 613

Заключение 634

Предисловие

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социоло­гии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Не­редко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается при­кладными социологическими разработками, изучением электо­ральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпри­нимательских кругов, политических движений и партий, отдель­ные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото­рый называется социологией. Социология в своей сущности явля­ется наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения лю­дей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а пото­му к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в выс­шей школе, в процессе которого студенты получают представле­ние о том, как и почему развивается общество, происходит форми­рование и развитие личности, как действуют различные социаль­ные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют сущест­вующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающи­мися в последние четверть века процессами глобализации совре­менного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляю­щих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в про­цессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Бе­ларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже око­ло сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Со­гласно этому подходу ядром социологии является общая социоло­гическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описа­ния типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - от­раслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же полу­чает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и но­выми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхо­да написана данная книга. Она представляет собой учебное посо­бие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Бе­лорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специаль­ных социологических теорий и изданных им на протяжении по­следних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Со­циология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстре­мальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработ­ке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема кни­ги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эм­пирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала

студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность ил­люстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность чле­нам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социоло­гических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого со­вета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими за­мечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. проис­хождения слова) того понятия, которым обозначается данная нау­ка. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латин­ского soci(etas) - общество и греческого logos - наука, знания, оз­начая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии фран­цузский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология име­ет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Ска­жем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции , тенденции и закономерности их развития. Но у этих со­вершенно различных объектов, изучаемых разными науками, име­ется одно, очень важное, общее им свойство,- они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохра­нить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва­ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест­ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей-

ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как фи­зические или биологические явления и процессы, существует не­зависимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект со­циологии столь же объективен, как объект изучения физики, био­логии и других наук. Но он обладает и весьма существенными от­личиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни в коей мере от сознания человека , т.е. является вполне и абсолют­но объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые час­тично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связа­ны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физи­ческого мира, которые бывают абсолютно объективными, процес­сы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ­ективный характер, в них объект и субъект действия связаны не­разрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ­ екта социологии, в качестве которого выступает развитие обще­ ства и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - инди­ видов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем воз­можность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело об­стоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследова­ния различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения про­исходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в ор­ганизме, либо под углом зрения действия мышечной системы, на-

копления в ней элементов усталости и т.д. Психология может ис­следовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, раз­нообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятель­ности. Социология же может исследовать футбол как специфиче­ское социальное явление, как соперничество двух различных со­циальных групп, как элемент престижа нации (например, в Брази­лии, Англии или Италии), как способ проведения свободного вре­мени, как разновидность рекреативной деятельности (если в фут­бол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения опре­деленных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружаю­щего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изу­чения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытли­выми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величай­ших философов античности, Платон, стремился изучить особенно­сти политики как специфического способа человеческой деятель­ности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные про­цессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Воль­тером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдаю­щимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с тру­дов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна суще­ствовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюрк-гейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюрк-гейм, в частности , отмечал решающую роль для определения пред­мета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс-

«общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер - «со­циальных действий», Г. Зиммель - «социальных взаимодействий», П. Сорокин - «социальной структуры», Т. Парсонс - «социальной системы», Н. Луман - «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс - структурационные действия социальных субъектов. П. Сорокин подчеркивал, что социология- не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение- «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель­ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше­ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя­щегося человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче­ской теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она ис­следует не закономерности внутреннего, психического мира чело­века и его различные проявления, - познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социаль­ными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред­мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще­ ственной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюса­ми которого являются, с одной стороны , общество как много­сложная и многоуровневая система, а с другой, - человек, лич­ ность. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие кар­тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи­модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи­модействия формируется и функционирует общество. Поэтому об-

щество перед взором социолога предстает как многоплановая кар­тина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, пред­принимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означа­ет, что социолог может с большей или меньшей степенью досто­верности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элемен­тами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К га-кому выводу подталкивает вполне очевидный факт: в своих взаи­моотношениях друг с другом каждый из людей обладает опреде­ленным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инже­нер, актер, доцент, студент, а следовательно, выполняет опреде­ленную социальную роль - отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем - по отношению к подчиненным, продавцом -по отношению к покупателям, учителем - по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы - семейные , производствен­ные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодейст­вия социальные группы не остаются неизменными, они изменяют­ся, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета со­циологии как науки. Предметом социологии является исследова­ ние взаимодействия личностей и соъшапъиых групп в их структур­ ных взаимозависимостях в определенных условиях их существова­ ния и в процессах их изменения и развития в обществе.

Итак, предметом социологии является прежде всего изуче­ние людей, каждый из которых представляет совершенно уни­кальное социальное существо и вследствие этого становится непо-нюримой, своеобразной личностью, обладающей только ей при-

10

сущими социальными качествами - сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлени­ях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего под­ходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе . Но)гот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоя-юльств- местом и временем рождения, состоятельностью родите­лей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью кон­куренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следова-К"пыю, такой выбор во многом зависит от существующих в обще-CI не социальных структур, от степени их открытости или закрыто-с i и и от многих других обстоятельств.

А это означает, что предметом исследования, которым зани­маемся социология, выступают не только и не столько индивиды, еконько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимо-iii"ik"iiuiM соцнапьпые cipyKiypi.i: семья, учебное заведение, ком­пании спореiпикон, предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п. ")п> tnim"iaei, mi о социология изучает ту или иную социальную cipyKiypy и качестве своего рода социальной общности, наклады-нающей определенный отпечаток как на жизненные судьбы от-дсньиых индивидов, так и на их групповые взаимодействия.

Поэтому можно согласиться с мнением профессора В .А. Ядо-ш1, согласно которому «именно социальная общность может рас-емшриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (14; 32). Социальная общность (семей­ная, профессиональная, территориальная, национальная, полити­ческая и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индиви­дов, которая обусловлена сходством или единством их интересов, целей, ценностных ориентации, условий их быта и жизнедеятель­ное i и в контексте общих для них возможностей самореализации в маличной макросоциальной (уровень развития экономики, полити­ческой системы, культуры и т.п. данной страны) и микросоциаль­ной ситуации (особенности взаимодействия с ближайшим соци­альным окружением- родственниками, друзьями, сослуживцам, единомышленниками и т.д.). Что же касается других важнейших категорий социологии - социальных систем, социальных структур и институтов и их действий, го все это- продукт и условия функ­ционирования, самоорганизации и развития социальных общностей. Именно социальная общность выступает основным связую-

Общая

социология

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

ТетраСистемс

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

почетный директор Института социологии НАН Бепаруси

Е. М. Бабосов

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социально- политических исследований РАН В. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских

наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в

гуманитарно-общественной сфере В. А. Мельник

Бабосов Е. М.

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./

Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

ISBN 985-470-144-1.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадиг­мы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Харак­теризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Со­держание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73

Isbn 985-470-144-1

© Бабосов Е М, 2001

© Оформление НТООО «ТетраСисгемс», 2004

Предисловие 3

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 6

Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки 6

Глава 2. Структура и методология социологии 20

Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания 40

Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ 52

Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс,

Г. Спенсер 52

Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии 60

Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера 69

Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина 84

Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия

и социальных систем 97

Глава 9. Социологическая теория конфликта 113

Глава 10. Символический интеракционизм 121

Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология 128

Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана 136

Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу.. 148

Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ...158

Глава 14. Общество как целостная динамичная система 158

Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика 175

Глава 16. Социально-территориальная структура общества 197

Глава 17. Этнонациональная структура общества 210

Глава 18. Социальные организации 228

Глава 19. Социальные институты 241

Глава 20. Личность как уникальная социальная система 258

Глава 21. Социализация личности 277

Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности 289

Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества 306

Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 332

Глава 24. Социальные изменения 332

Глава 25. Социальные взаимодействия 351

Глава 26. Социальные отношения 363

Глава 27. Социальные коммуникации 382

Глава 28. Социальное поведение 403

Глава 29. Социальная деятельность 418

Глава 30. Социальные движения 433

Глава 31. Социальный контроль 450

Глава 32. Социальное управление 464

Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический

анализ 493

Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 517

Глава 34. Стратегия социологического исследования 517

Глава 35. Программа исследования 525

Глава 36. Документальное исследование 537

Глава 37. Социологическое наблюдение 548

Глава 38. Социологический эксперимент 560

Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 578

Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании 603

Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации 613

Заключение 634

Предисловие

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социоло­гии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Не­редко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается при­кладными социологическими разработками, изучением электо­ральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпри­нимательских кругов, политических движений и партий, отдель­ные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото­рый называется социологией. Социология в своей сущности явля­ется наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения лю­дей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а пото­му к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в выс­шей школе, в процессе которого студенты получают представле­ние о том, как и почему развивается общество, происходит форми­рование и развитие личности, как действуют различные социаль­ные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют сущест­вующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающи­мися в последние четверть века процессами глобализации совре­менного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляю­щих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в про­цессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Бе­ларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже око­ло сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Со­гласно этому подходу ядром социологии является общая социоло­гическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описа­ния типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - от­раслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же полу­чает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и но­выми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхо­да написана данная книга. Она представляет собой учебное посо­бие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Бе­лорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специаль­ных социологических теорий и изданных им на протяжении по­следних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Со­циология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстре­мальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработ­ке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема кни­ги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эм­пирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала

студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность ил­люстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность чле­нам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социоло­гических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого со­вета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими за­мечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!