Фаликман мария вячеславовна. Фаликман мария вячеславовна - психологическая газета

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 3. С. 4-18)

Психолого-педагогические исследования (2009. № 1)

Другие публикации автора

Монографии и учебные пособия:

  1. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
  2. Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  3. Фаликман М.В. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)

Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

  1. Фаликман М.В. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. (Соавт. А.Г. Шмелёв)
  2. Фаликман М.В. Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1.
  3. Фаликман М.В. Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. (Соавт. Е.В. Печенкова).
  4. Фаликман М.В. Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  5. Фаликман М.В. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4. (Соавт. А.Я. Койфман)
  6. Фаликман М.В. Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3.(Соавт. И.С. Уточкин) Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. (Соавт. И.С. Уточкин)
  7. Фаликман М.В. Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. (Соавт. Е.В. Печенкова)

Биография

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. В.Я. Романова по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. - ассистент, с 2006 г. - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.

Научная деятельность

Область научных интересов:

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

    1997-1998 – грант РФФИ № 97-06-80365 “Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения” (руководитель проекта проф. А.Г. Шмелёв).

    1999-2001 – грант в рамках программы “Университеты России – фундаментальные исследования” № 991010 “Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: методики исследования, систематизация и объяснение с позиций деятельностного подхода (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    1999-2002 – грант РФФИ № 00-06-80115 «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”» (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    2001 – персональный грант РФФИ № 01-06-06002.

    2002 – персональный грант РФФИ № 02-06-06009.

    2003-2005 – грант РФФИ № 03-06-80191 «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа» (руководитель проекта ст.н.с. В.В. Любимов).

    2004-2006 – грант РФФИ № 04-06-80236 «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней» (руководитель проекта ст.н.с. Т.В. Ахутина).

    2004 – грант программы COBASE (США) "Interactions between the word superiority effect and attention" (в сотрудничестве с Тоддом С. Хоровитцем, лаборатория зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета, США)

    с 2008 - грант РФФИ № 08-06-00171 «Соотношение восходящих и нисходящих влияний в обработке зрительной информации человеком» (руководитель проекта)

Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время:

    Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).

    43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).

    Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).

    Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).

    Научный семинар Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).

    Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).

    Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).

    Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).

    Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)

    Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).

    Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
    Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).

    Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).

    Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).

Это слово в последнее время на слуху. Остряки говорят: «У меня когнитивный диссонанс» в ситуациях, когда другие восклицают: «Обалдеть!»; в переводных текстах встречаются загадочные «доктора когнитивных наук», и кажется, что ничего не знать про когнитивность - практически неприлично. Один из ведущих российских когнитивных психологов Мария Фаликман рассказала нам о том, что в действительности означает это слово, а также о достижениях ученых из самых разных областей, вместе исследующих процессы человеческого познания.

Psychologies:

Давайте с самого начала: что такое когнитивные процессы и когнитивные науки?

Мария Фаликман:

Все очень просто. Когнитивный - значит, относящийся к человеческому познанию. К тому, как мы получаем информацию, как мы ее храним, преобразуем и используем, решая те или иные задачи.

Но при желании под это широкое определение может подойти абсолютно любой процесс!

М. Ф.:

Отчасти по этой причине слово «когнитивный» и стало в последнее время ярлыком, который клеят на все без разбора. А «доктор когнитивных наук» на Западе - это специалист сразу в нескольких областях науки, занимающихся изучением нашего познания, языка и мозга. Дело в том, что когнитивные исследования по определению междисциплинарны. Они и родились на стыке нескольких наук. Кстати, у когнитивистики есть свой официальный день рождения - 11 сентября 1956 года. В этот день на симпозиуме по проблемам переработки информации в Массачусетском технологическом институте были сделаны три важных доклада. Первый из них представил психолог Джордж Миллер (George Miller), второй - лингвист Ноам Хомский (Noam Chomsky), а третий - компьютерщик Аллен Ньюэлл (Allen Newell) и политолог Герберт Саймон (Herbert Simon), которые создали первую в мире модель искусственного интеллекта. С этого момента и отсчитывается история когнитивных наук. Ну а еще одна причина того, что когнитивные науки слишком часто поминают всуе, состоит в том, что это очень перспективная область, на исследования в которой выделяются во всем мире большие деньги. Сами понимаете, это очень серьезный стимул.

Чем же так важны когнитивные исследования с прикладной точки зрения?

Хорошо, а как все-таки быть с рабочим столом компьютера?

М. Ф.:

Число элементов на нем не должно превышать шести. В противном случае вы неизбежно будете тратить лишнее время на поиски. Причем если вы нашли один файл, а через пять минут ищете другой, то даже его не получится найти быстрее - количество повторных поисков в насыщенной среде никак не влияет на их скорость. Поэтому создавайте папки. Группировка - наш главный инструмент. Ну и разгруппировка тоже: если вам важен какой-то конкретный файл, лучше расположить его на удалении от всех остальных: так вы сразу обратите на него внимание.

Даты

Мария Фаликман родилась в Москве в 1976 году. Окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2001-м - аспирантуру того же факультета. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». С 2006 до 2010 года - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор более 100 научных публикаций. Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ.

Влияние компьютера на нашу жизнь - наверняка тоже предмет интереса когнитивных наук? Ведь без компьютеров теперь и не представить наш процесс познания.

М. Ф.:

Вы правы, но это пока еще очень молодая область исследований. Многие, например, рассуждают о том, что компьютеры влияют на нашу память. Но мне кажется, делать такие выводы рано. Человеческому познанию в принципе свойственно делегировать нагрузку, передавать ее среде. И это началось задолго до компьютеров. Узелки на платке - это ведь тоже напоминание. А сама по себе письменность? Что это, как не резкая разгрузка памяти? То есть с этой точки зрения ничего нового не происходит. До той поры, пока компьютер - инструмент для решения тех или иных задач, и человек решает их эффективно, я не вижу никаких проблем. Конечно, возможно, что постоянное использование компьютера оставляет нашу память без постоянной тренировки. И оказавшись вдруг без компьютера, мы можем испытывать определенные затруднения. Но я не уверена, что можно уже говорить о каких-то принципиально иных механизмах по сравнению с докомпьютерной эрой. Хотя, повторюсь, это разделенное между человеком и компьютером познание - совсем-совсем новая область исследований. Техника вообще сейчас развивается быстрее, ученые за ней просто не успевают. Вспомните, сколько разговоров было лет 10 назад про так называемое thumb-generation - «поколение большого пальца». Про детей и подростков, которые привыкли работать большими пальцами, набирая sms и используя игровые устройства. Какое благодатное открывалось поле для исследований! Так вот, изучать уже нечего. Появился айфон, и никто большими пальцами не пользуется, теперь нужно сенсорные экраны изучать - это уже совершенно другой способ взаимодействия с устройством.

«Самое интересное, что пока нет ответа на главный вопрос: а что вообще такое наше сознание?»

Можно ли ожидать, что развитие науки и техники однажды позволит нам обрести электронное бессмертие - создавать цифровые копии себя на флешках, например? Это ведь тоже вопрос познания, разве нет?

М. Ф.:

Скорее это вопрос сознания - того, где оно все-таки прячется. Но, боюсь, наука не слишком приблизилась к ответу. Мы прекрасно идентифицируем области мозга, ответственные за анализ того или иного типа информации (то есть за те или иные познавательные процессы). Но пока не похоже, чтобы нам стало хоть чуть-чуть яснее, что такое само наше сознание. Частные задачи решаются, а самая общая - увы. Поэтому и бессмертия на флешке я вам обещать не могу. Для этого пришлось бы перевести в цифровые алгоритмы весь субъективный опыт человека. А он у любого из нас абсолютно уникален! Вот мы с вами сидим за одним столом и смотрим на него. А видеть можем два разных стола. Потому что восприятие идет с двух сторон. Есть прямое воздействие на сетчатку, а есть память, прошлый опыт, знания о том, сколько и каких столов мы видели до этого. Один из великих когнитивистов Ульрик Найсер (Ulric Neisser) в свое время писал, что именно по этой причине манипулирование другим человеком в полной мере невозможно. Для этого пришлось бы контролировать абсолютно любой зрительный, слуховой и всякий другой опыт человека с момента его рождения. Без этого мы никогда не сможем с точностью предсказать, что происходит у него в голове в тот или иной момент.

«Невидимая горилла»

В конце 1990-х годов американские психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри (Daniel Simons, Christopher Chabris) провели любопытное исследование. Испытуемым предлагалось просмотреть видеоролик, запечатлевший нескольких игроков в баскетбол, одетых в белые и черные футболки, которые передавали друг другу мяч. Задача состояла в том, чтобы сосчитать, сколько передач сделают за минуту игроки в белых футболках. И все участники эксперимента справились с ней отлично. Но при этом большинство из них абсолютно не заметили, что в середине ролика в кадре вдруг появился человек в костюме гориллы. Он неспешно прошелся по площадке и, ударив себя кулаками в грудь, удалился. Психологи объясняют эту «невидимость» так называемой «слепотой по невниманию»: полностью сосредоточившись на одной задаче, мы совершенно не замечаем того, что не имеет к ней отношения. В 2004 году эксперимент с «невидимой гориллой» удостоился Игнобелевской (она же Шнобелевская) премии как «исследование, которое заставляет сначала рассмеяться, а потом задуматься». Ю. З.

Мария Вячеславовна Фаликман
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник


Родилась в 1976 г.

Образование: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология, преподавание психологии» (1998), аспирантура факультета психологии МГУ (2001). В том же году защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук "Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов" (научный руководитель -- доц. В.Я. Романов).

Работа : 2001-2010 -- ассистент, затем доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, с 2011 г. -- старший научный сотрудник отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

В настоящий момент преподает курсы: "Психология познавательных процессов" (ОТиПЛ), "Введение в когнитивную науку" (спецкурс, ОТиПЛ и факультет психологии МГУ), "Планирование эксперимента и обработка данных" (спецкурс, ОТиПЛ).

Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (с 2002 г. по наст. время) - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

Основные публикации (всего сыше 70)

А. Учебники и учебные пособия:

  • Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.- 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. - 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Языки славянских культур, 2012. В печати. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Б. Избранные статьи в научных журналах и сборниках:

  • Внимание и перцептивные единицы. // Когнитивные исследования. / Под ред. Т.В. Черниговской, А.А. Кибрика. 2012. В печати. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов)
  • Perception and Attention Research in Russia: Traditions and State of the Art. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.3-9.
  • Word Superiority Effects Across the Varieties of Attention // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.45-61.
  • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientific Legacy of P.I. Zinchenko Today. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
  • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)
  • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
  • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях "слепоты, вызванной движением" // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
  • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
  • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
  • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
  • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
  • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. - ассистент, с 2006 г. - доцент факультета психологии МГУ.

Область научных интересов:

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Преподавание:

  • Лекционные курсы:
    • Психология памяти и внимания (раздел курса общей психологии для студентов 2 курса д/о факультета психологии МГУ).
    • Современные исследования перцептивного внимания человека (спецкурс для студентов 4-5 курса д/о, 5-6 курса в/о).
    • Введение в когнитивную науку (спецкурс для студентов 4 курса д/о, 5 курса в/о).
    • Основы когнитивной науки (спецкурс для студентов 2-4 курсов ОТиПЛ филологического факультета МГУ)
    • Актуальные проблемы когнитивной науки (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
    • Современные исследования внимания в когнитивной психологии (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
  • Семинарские занятия в рамках разделов курса общей психологии:
    • “Психология памяти и внимания”,
    • “Психология мышления и речи”,
    • “Психология ощущения и восприятия”,
    • “Психология мотивации и эмоций”.
  • Лабораторные и практические занятия:
    • Авторский спецпрактикум “Современные методики исследования внимания” для студентов специализации “Общая психология”, соавторы , Е.В. Печенкова , Р.С. Шилко.
    • Демонстрационный практикум по общей психологии (для студентов 1 курса д/о факультета психологии МГУ)
    • Спецкурс с элементами демонстрационного практикума «Психология познания в экспериментах» (для студентов ОТиПЛ филологического факультета МГУ, совм. с доц. О.В. Федоровой)
  • Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (при кафедре общей психологии факультета психологии МГУ).

Темы курсовых и дипломных работ:

  1. Развитие моделей перцептивного внимания в когнитивной психологии
  2. Психологические и нейрофизиологические методы исследования перцептивного внимания: возможности и ограничения
  3. Ошибки перцептивного внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов
  4. Ошибки перцептивного внимания в условиях краткого предъявления зрительных стимулов
  5. Закономерности зрительного поиска в пространстве и времени
  6. Эффекты имплицитной памяти (прайминг-эффекты) в исследованиях перцептивного внимания
  7. Стратегическая регуляция процесса решения перцептивной задачи
  8. История и современные направления когнитивной науки

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

  • 1997-1998
– грант РФФИ № 97-06-80365 “Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения” (руководитель проекта проф. ).
  • 1999-2001
  • – грант в рамках программы “Университеты России – фундаментальные исследования” № 991010 “Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: методики исследования, систематизация и объяснение с позиций деятельностного подхода (руководитель проекта доц. ).
  • 1999-2002
  • – грант РФФИ № 00-06-80115 «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”» (руководитель проекта доц. ). – персональный грант РФФИ № 01-06-06002. – персональный грант РФФИ № 02-06-06009.
  • 2003-2005
  • – грант РФФИ № 03-06-80191 «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа» (руководитель проекта ст.н.с. В.В. Любимов).
  • 2004-2006
  • – грант РФФИ № 04-06-80236 «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней» (руководитель проекта ст.н.с. ). – грант программы COBASE (США) "Interactions between the word superiority effect and attention" (в сотрудничестве с Тоддом С. Хоровитцем, лаборатория зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета, США)
  • с 2008 - грант РФФИ № 08-06-00171 «Соотношение восходящих и нисходящих влияний в обработке зрительной информации человеком» (руководитель проекта)
  • Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время

    • Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).
    • 43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).
    • Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).
    • Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).
    • Научный семинар (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).
    • Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).
    • Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).
    • Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).
    • Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)
    • Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).
    • Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
    • Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).
    • Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).
    • Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).

    Избранные публикации (всего около 40)

    Монографии и учебные пособия:

    1. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
    2. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. )
    3. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
    4. Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

    5. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. )
    6. Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1. С.89-90.
    7. Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова).
    8. Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С.365-376.
    9. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
    10. Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. С.42-48. (Соавт. И.С. Уточкин) Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С.50-58. (Соавт. И.С. Уточкин)
    11. Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!