Фашистское приветствие. Как переводится зиг хайль

На вопрос как переводиться с немецкого ЗИГ ХАЙ??? (надеюсь правильно) заданный автором Попросту лучший ответ это Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие (нем. Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из так называемого «римского салюта» (поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью; среди больших чинов - полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию - полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! - «да здравствует Гитлер, слава Гитлеру» (обычно передаётся по-русски как Хайль Гитлер) или просто нем. Heil!. При приветствии, обращённом к самому фюреру, он обычно в третьем лице не назывался, а говорилось Heil! или Heil, mein Führer!. Являлось частью культа личности Гитлера. Было принято в государственных учреждениях, НСДАП, СС, но широко использовалось и неофициально. Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных) , объявлений, приказов. Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём. Как официальное название часто использовался термин «Немецкое приветствие» . В древнем Риме аналогичный жест изначально использовался клиентами в качестве приветствия и пожелания здоровья своему патрону (существует версия, что исходно этим жестом указывали на холм, на котором располагался храм бога здоровья) , позже, когда император сделался «патроном всех римлян» - для приветствия императора. 23 июля 1944 года, через три дня после покушения на Гитлера, в котором участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в Вермахте (до этого оно было факультативным, и большинство военных использовали стандарное отдание чести, употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС) . Зиг хайль! Вожди НСДАП на митинге в Нюрнберге, сентябрь 1934 года. Кадр из фильма «Триумф воли». Зиг хайль! (нем. Sieg Heil! (произносится: зик хайль) - «Да здравствует победа!») - другой распространённый лозунг, выкрикиваемый одновременно с римским салютом (особенно на массовых собраниях) . В качестве официального приветствия был не употребителен. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль! » - что явствует из «Триумфа воли» и других документальных источников. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать, лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера.
Запрет После войны в некоторых странах римский салют и восклицание Heil Hitler как и Sieg Heil! были законодательно запрещены. Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется число 88.

Ответ от Мосол [новичек]
победе слава


Ответ от Алексей роро Морозевич попо [новичек]
1.Не "хай", а "хайль". 2. Перевод: победе слава!


Ответ от Невролог [новичек]
Sieg Heil! "Да здравствует победа! "


Ответ от Kerry [гуру]
не хай, а хайль.... да здравствует, если не ошибаюсь


Ответ от Aristahies Ashkael [новичек]
все тут правильно... грамотеи.... это от германцев пошло. Heil Odin! Heil Dagr! Sieg Odin! всем давно известно о восхищении Фюрером древними викингами... их бесстрашии и стремлении к вальгхалле. Половина нацисткой символики отдельных боевых частей сплош и рядом испещрена Норвежскими рунами и всяческими древне-германскими символами.


Ответ от Ветер [гуру]
Зиг Хайль правильнее дословно двойное приветствие, А так приветствие человека который находиться значительно выше "почти бог"

В последнее время я все чаще вижу как молодые ребята вздымают руки вверх в приветствии друг друга - кидают зигу. Мощное психологическое действо. На старшее поколение оно наводит страх и жуть, так как ассоциируется с фашизмом и белым генералом. Однако на множестве форумов данный жест приписывается нашим предкам славянам. Но нет хоть сколько-нибудь очевидных исторических доказательств этому.

Именно это и подвигло меня на поиски и систематизацию, пускай грубую, но объединяющую в себе все теории о появлении зиги!

Собственно, что же это за понятие «зига» и как ее «кидать»?
"Зига" (от нем. "sieg" - победа, выигрыш) - это жест приветствия Солнца: от сердца к Солнцу дорогою правой руки; ладонь левой руки при этом лежит внутренней стороной на животе, образуя зиг-руну.

Описание: открытая ладонь правой руки со сложенными друг к другу пальцами касается левой части груди, там где анатомически располагается сердце, затем резко устремляется вперёд и вверх, при этом взгляд человека устремляется вверх, на Солнце, так как именно его таким жестом человек приветствует и связывается с ним энергетической дорогой через свою правую руку. Это было описание жеста "от сердца к Солнцу", при кидании зиги и налаживании качественной энергетической связи немаловажным является также образование зиг-руны, для этого ладонь левой руки должна лечь внутренней стороной на живот

Теперь мы понимаем что значит зига и как она выглядит. Но! Оказалось зига не одна. Их есть 3 вида: большая, средняя и малая.
Условно виды зиг можно проиллюстрировать следующим видом:


-(источники указаны в конце документа)

Теперь, думаю, всем все стало понятно и мы можем переходить к вопросу возникновения.
Для начала я кратно изложу все найденные мною версии:

1)

2)

3)

Собираем крупицы знаний и отвечаем на вопросы по порядку.

1. Приветствие Бога Солнца (богов?) славянами

Как уже описывалось выше, зига это приветствие Солнца. Когда наши руки при кидании зиги образуют руну, мы, через ладонь отдаем часть энергии Солнцу. Восхваляем его! Благодарим за тепло и свет! Так мы выражаем свою любовь к отцу нашему. В славянской традиции левая рука берущая (к себе, к сердцу), правая - дающая (от себя, от сердца). Именно поэтому при жесте приветствия мы прикладываем сначала правую руку к сердцу, а уж потом вздымаем ее вверх!


В подтверждении этой гипотезы хотелось бы отметить еще один жест. При обращении к Богам мы вздымаем обе руки вверх! Таким образом, мы образуем телом руну альгиз, руна жизни:


Я думаю, все мы не однократно видели в фильмах и фресках как жрецы вздымают обе руки навстречу Богам! Этот жест означает полностью открытое обращение, взывание. Посему и использовалось только к божествам или в скорби и печали к своему «королю». Этим мы вверяем всего себя им.


Однако если перевернуть эту руну - то мы получим руну смерти. А если наложить их друг на друга то получим букву «Ж». Что на старославянском означает «жизнь». Как известно, в германских народах аналогов этому нет.

Поэтому простое приветствие происходит одной лишь рукой, дающей правой! От сердца к Солнцу! Приветствие жизни!

Но все же стоит помнить, что наши дедушки и бабушки, их родители, все наши предки приветствовали незнакомцев поклоном и жестом обратном зиге!!! Правая рука от сердца к земле!

1. Приветствие соплеменников древними народами

В летописях древних народов, обычаев есть упоминание приветствия других людей поднятием правой руки вверх. Что означало миролюбивое отношение, отсутствие оружия в руках.

А теперь вспомните, как вы приветствуете своего друга, когда видите его издали? Все верно! Вы поднимаете правую руку с обращенной к нему открытой ладонью. Ничего не напоминает? Именно. Данный жест имеет поразительное сходство с средней и малой зигой! А ведь этим жестам тысячи лет. Ими еще пользовались индейцы за много лет до прихода к власти Гитлера, кровавого генерала!

Чтобы вы не сомневались в этих словах, я хочу привести примеры свастики, которые Гитлер заимствовал у других народов.


Всем известно, что Тот, чьё имя нельзя называть, создал особое подразделение - Аненербе.

Которое занималось поиском древних магических артефактов и символики, алхимии и оружии Богов. Именно поэтому зондер-команды были направлены в горы Тибета на поиски шамбалы. Так же были обращены интересы к древним шумерам. Интерес составляли и сведения о Боге Торе. А он как известно бог войны.


На этом изображении индеец Перу в национальной одежде. 1910 год.
Видите этот символ, свастику? Так вот, это символ связан с солнцем (что, опять солнце?).
Еще бы! Древние славяне использовали подобный знак для обозначения своего народа - коловорот, солнцеворот:


Отсюда мы можем перейти к нашивкам солдат красной армии 1918 года:


Только позже, эти данные были изменены или уничтожены чтобы не было совпадений с черной и кровавой политикой Германии 40-х.


Теперь вы знаете, что сам жест приветствия, зига, и свастика, были еще задолго до появления фашизма в германии.

1. Приветствие военных и политических лидеров

Говорят что приветствие лидеров зигой пришло из Рима. В Италию, а уж потом в Германию.

Согласно этой скульптуре, тело образуют зиг-руну. Но правая рука слегка согнута и расслаблена кисть. Но более четких источников информации нет. Поэтому утверждать, что Римляне кидали зигу, пока не приходится.

Ну вот мы и добрались до Муссолини и Гитлера.


А теперь внимательно подумайте и вспомните: как приветствовали Гитлера, как сам Гитлер кидал зигу? Ну?

Фашистское движение приветствовало своего лидера резким взмахом прямой правой руки ОТ БЕДРА! То есть не от груди, не от сердца, а от земли! Данный вид зиги Гитлер использовал для увеличения психологического давления на церемониях. Возможно так же что данное приветствие приравнивало его к Богу, к высшей расе.

Эпилог .

Теперь мы видим и знаем, что зига и свастика не является олицетворением фашизма и его детищем. Они лишь заимствовали и немного изменили внешний вид древних жестов и изображений. А пропаганда высшей расы, кровь и лагеря под выкрики «Зиг Хайль!» и свастику свело на нет нашу память. А цензура советских властей, церковная инквизиция уничтожила последние крохи знаний и память наших народов. Все, что мало-мальски напоминало фашизм/
И лишь в древних храмах индии и тибета вы сможете увидеть свастику как она было до!

Unheil ) - беда, несчастье.

Употребляется в составе разнообразных немецких приветствий:

  • Хайль Гитлер , Зиг хайль - нацистское приветствие
  • Вайдманс хайль (нем. Waidmanns Heil ) - приветствие среди охотников («удачной охоты!»)
  • Петри хайль (нем. Petri Heil ) - приветствие среди рыбаков (буквально: «слава апостолу Петру »)
  • Ши хайль (нем. Schi Heil ) - приветствие участникам соревнований («ура лыжникам!», «привет лыжникам!»)
Немецкая фамилия
  • Губертус Хайль - немецкий политик.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хайль" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 1 приветствие (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    хайль - хайль, межд. (фашистское приветствие) … Русский орфографический словарь

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Зиг хайль! - (Sieg Heil! Да здравствует победа!), одно из нацистских приветствий. Впервые вошло в обиход на Нюрнбергских партийных съездах. После одного из выступлений перед огромной аудиторией Гитлер на какое то мгновение задумчиво замолчал, и в этот… … Энциклопедия Третьего рейха

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

Книги

  • , Шёберг, Тумас. Шведский писатель и журналист Тумас Шёберг написал необычную биографию Ингмара Бергмана. В фокусе его семейная и личная жизнь, детство, отношения с родителями, любовь. Автор подробно…
  • Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены , Томас Шёберг. Шведский писатель и журналист Тумас Шёберг написал необычную биографию Ингмара Бергмана. В фокусе его семейная и личная жизнь, детство, отношения с родителями, любовь. Автор подробно…

В вопросе смысловой нагрузки рунической оккультной символики и приветствий существует определенная путаница. Огромный негативный опыт, накопленный человечеством за всю его историю, и в особенности за XX век, наложил своеобразное табу на многие жесты и знаки. Не только их применение, но и любые разговоры о них во многих странах под запретом. Однако то там, то тут на стене изображается свастика, а в качестве приветствия используется зига. Это всегда вызывает протесты большей части общества. Может быть, все дело в том, что жест толкуется неверно? Или его неправильно исполняют?

Исторические первоисточники зиги

В Древнем Риме и легионеры, и обычные граждане часто приветствовали друг друга поднятием правой руки, приложив ее предварительно к сердцу. Изначальный смысл - пожелание здоровья, благополучия и выказывание уважение путем направления к солнцу от самого сердца. При этом люди заурядные жестикулировали энергично, а высокопоставлены «патроны» отвечали менее старательно, лишь приподнимая ладонь на полусогнутой деснице. Традиционное древнеримское приветствие можно видеть запечатлённым в статуе Марка Аврелия. Славянские народы тоже здоровались сходным образом. К примеру, полуопущенная рука Дмитрия Долгорукого (памятник в Москве) - возможно, тоже своеобразная зига. Это вовсе не означает, что в жесте присутствует какой-то намек на нацизм, национализм или фашизм. Кстати, на многочисленных советских памятниках и Ленин, и другие видные деятели коммунистической партии тоже вытягивали правую верхнюю конечность.

Зига и фашисты

Третий рейх задумывался как продолжатель предыдущих империй с древнеримскими традициями. Его официальная символика включала свастику (искаженную, с противоположным направлением вращения) и имперского орла, держащего в когтях упомянутый знак. Вместо обычных «гутен морген» или «гутен таг» членами НСДАП, а позже и всем населением Германии использовалась зига. Это приветствие, как и символ вечности - свастика - также претерпело изменения. Теперь ладонь не прикладывалась к сердцу, а шла прямо от бедра. Кроме этого отличия, существовала и определенная смысловая нагрузка, несвойственная древнеримским традициям. Жест «зига» выражал высшую степень личной преданности ему, «великому и непогрешимому» Адольфу Гитлеру, всенародному фюреру. Об этом всему населению Германии напоминал вербальный довесок к приветствию: «Зиг хайль - хайль Гитлер!» Чтобы всегда помнили, в честь кого зигуют. К пожеланию благоденствия жест больше никакого отношения не имел.

Зиги разные бывают

Как в Древнем Риме, так и в фашистской Италии, и в нацистской Германии субординация существовала, и весьма четкая, проявляющаяся, в частности, и в приветствиях. Если рядовой член партии должен был тянуть руку изо всех сил под углом 45 градусов, то бонза, в зависимости от ранга, для приветствия мог использовать длинный, средний или короткий жест. В последнем случае он лишь слегка приподнимал ладонь, как бы отмахиваясь от чересчур назойливых поклонников собственной гениальности. Средняя - для фельдмаршалов, генералов и высокопоставленных чиновников рейха. Длинная зига - это удел плебеев, будь они хоть трижды представителями высшей расы.

Кто зигует сегодня

Поднятая вверх рука в современную эпоху вызывает однозначные ассоциации с нацистским приветствием. Во многих странах здороваться таким или сходным образом законодательно запрещено: слишком много бед принес народам Европы гитлеризм. Однако существуют ультраправые организации, использующие символику и жесты (иногда слегка измененные «для блезиру»), позаимствованные в страшном прошлом. Порой члены неонацистских структур даже делают вид, что понятия не имеют о том, что значит зига, и напирают на древнеримский или древнеславянский смысл жеста. На деле же они являются приверженцами гитлеровских методов «ограничения популяции» мигрантов и инородцев. Им следует помнить, что все люди имеют равное право на жизнь просто в силу факта своего рождения, и убивать их нельзя. Такое уже было и повлекло весьма прискорбные последствия.

К тому же психологи утверждают, что поднятая выше головы рука свидетельствует о том, что оратор обещает заведомо больше, чем может исполнить, и сам прекрасно об этом знает.

Но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов .

История

Нацистское приветствие часто путают с так называемым «римским салютом » - приветственным жестом итальянских фашистов , позже заимствованным национал-социалистами . Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу вверх от любого положения руки .

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «немецкое приветствие».

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовало стандартное воинское приветствие , употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Преследования за отказ произносить нацистское приветствие

Нацисты требовали от жителей Германии произносить нацистское приветствие . Но, по мнению свидетелей Иеговы , произносить выражение «Heil Hitler!» означало бы выражать упование на то, что спасение придёт от Гитлера , что прямо противоречит основному положению веры свидетелей Иеговы в то, что единственным Спасителем , посланным Иеговой , является Иисус Христос (Луки ; 1 Иоанна ) .

После Второй мировой войны

Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется буквосочетание hh или число 14/88 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Нацистское приветствие"

Примечания

Комментарии

Сноски

  1. , p. 184–185.
  2. , p. 2.
  3. , p. 46.
  4. , p. 40, 51.
  5. // Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. - М.: Локид-Миф, 1996. - 589 с. 5-320-00069-3
  6. .
  7. Johannes Steyer: - Center for Holocaust and Genocide Studies, University of Minnesota, Minneapolis, MN
  8. King, Christine. “Leadership Lessons from History: Jehovah’s Witnesses.” The International Journal of Leadership in Public Services 7, no. 2 (2011): 178–185. doi:ezproxy.arcadia.edu:2075/10.1108/17479881111160168.
  9. - , Освенцим
  10. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  11. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  12. Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.
  13. Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.
  14. 1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna. (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am 29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung
  15. // Lenta.ru . - 15.11.2012. из первоисточника 8 февраля 2013.
  16. // Известия . - 15.11.2012. из первоисточника 11 февраля 2013.

Источники

  • Allert, Tilman. The Hitler Salute: On the Meaning of a Gesture / Translated by Jefferson Chase. - Picador, 2009. - ISBN 0312428308 .
  • Boime, Albert. Art in an age of Bonapartism, 1800-1815. - Chicago: University of Chicago Press (англ.) русск. , 1993. - Vol. 2. - (Social history of modern art).
  • Evans, Richard J. The Rize of Nazism // The Coming of the Third Reich. - Penguin Group (англ.) русск. , 2005. - ISBN 0-14-303469-3 .
  • Kershaw, Ian . 1936-45 - Nemesis. - W. W. Norton & Company (англ.) русск. , 2000. - ISBN 0393049949 .
  • Kershaw, Ian . The "Hitler myth": image and reality in the Third Reich. - 2, reissue. - Oxford: Oxford University Press , 2001. - ISBN 0192802062 .
  • Winkler, Martin M. The Roman Salute: Cinema, History, Ideology. - Columbus: Ohio State University Press (англ.) русск. , 2009. - ISBN 0814208649 .

Отрывок, характеризующий Нацистское приветствие

В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!