Феня по которой воры ботают. Блатной жаргон, по фене

«Почему, живя в России, вы стали католиками? » - вопрос, который очень часто слышат в свою сторону русские католики . Да, да, вы правильно прочитали - именно русские ! Этот вопрос задают, как правило, не истинно верующие воцерковленные 1 Православные, а люди, знающие о Христианстве лишь понаслышке; либо те люди, просто крещенные когда-то в Русской Православной Церкви, но дальше Таинства Крещения, духовное развитие которых, так и не сдвинулось с мёртвой точки.

Так вот, на такие компрометирующие вопросы, как «Ты же русский! Почему - католик? » так и хочется всегда просто ответить: «А почему бы нет?!! »; но настоящий христианин был бы не христианином, если бы всё время скрывал в себе знания, а не делился ими с окружающими его людьми. Итак, приступим…

Ассоциировать национальность с религией - в основном, прерогатива Язычества, Иудаизма и даже Русского Православия 2 . «Русский - значит православный » - стереотип, сложившийся в сознании народа на протяжении многих веков. На самом деле, это далеко не так, и даже противоречит первоначальному христианскому вероучению, где «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все… » мы «…одно во Христе Иисусе » (Гал.3:28).

Католическая Церковь - она Вселенская! Она не знает границ, территорий, национальностей. Все мы в ней одной "национальности": наша национальность - Христианство! Поэтому в том, что я - русский католик, не вижу ничего необычного. Но это уже материал для отдельной большой аналитической статьи. А сейчас лучше расскажу историю своего присоединения к Святой Католической Церкви.

Итак, давно в глубоком детстве, когда мне было года три или около четырёх отроду, моя тётя по маминой линии жила практически напротив Католического Храма. Шёл 1985 год, было советское время. Это, конечно же, был по тем временам не Католический Храм, а Куйбышевский 3 Областной краеведческий музей . Но готические шпили этого "музея" всегда привлекали моё внимание и разыгрывали детское воображение. Я шёл, смотрел на это прекраснейшее по своему виду таинственное здание и был всегда им опьянён: до чего же красиво!

Шли годы. Я подрастал. Несколько раз с родителями мы были в этом музее. Там, конечно, не было ничего, что бы хоть как-то видом напоминало нечто Божественное! Музей - как музей. Но мне очень нравилось бывать в нём: всегда такая спокойная, нешумная атмосфера. Летом, когда на улице жарко, там была такая нежная прохлада и какая-то душевная умиротворённость: Бог, даже в трудное для Церкви советское время, не покидал этот храм. По прошествии времени, моя тётя переехала жить в другое место. И мы с родителями уже не так часто бывали у Храма. Вскоре, раннее детство прошло, и я не стал так трепетно относиться к этому зданию. И практически забыл про него. Да и чего уж тут? Музей - как музей…

Особо верующим в Бога я раньше никогда не был. Признаться честно, скорее я был атеистом. Может, и вовсе мне тогда было не до религиозных вопросов, хотя, в возрасте около одного года, родители меня крестили в Русской Православной Церкви так же, как крестят многих, и на этом вся религиозность заканчивается. Но, как-то раз произошла странная, если не сказать страшная, чреда некоторых событий 4 , которая изменила моё мировоззрение в сторону веры в Бога. Тогда-то и начались мои настоящие, осмысленные духовные поиски.

Как это не парадоксально звучит, но мой аналитический склад ума в совокупности с внутренним чутьём, не раз приводили меня к правильному выбору, правильному выводу и к правильным действиям. Так было и на этот раз: то, что Истина не где-нибудь, а именно в Христианстве - я понял это сразу, не особо разбираясь в вероучительных тонкостях мировых религий; достаточно было изучить их основные религиозные концепции. Вообще, думаю, что многим людям других религий мешает прийти к Христианству (в частности, к Католичеству) множественные суеверия и предрассудки в виде боязней: нарушить «веру предков », предать «своего бога », быть «белой вороной » в сложившемся веками традиционном религиозном социуме. Но, видимо, я из тех людей, для кого Истина дороже вековых традиций. Для меня тогда оставалось определиться: Католичество, Протестантизм или Русское Православие. Протестантизм я быстро вычеркнул из этого списка, как явно отошедшую от первоначального христианского учения конфессию. Оставалась непростая задача: не совсем традиционное для русского человека Католичество или традиционное Русское Православие , не всегда сразу понятное и какое-то, по тем временам, вечно мрачное и очень страдальчески-серьёзное.

Коренным моментом в выборе конфессии, а, вернее, первым осознанным выбором именно Римско-Католической Церкви послужило следующее. Как я уже говорил, я был крещён в Русской Православной Церкви, опять же, в далёком детстве в 1982 году, когда мне было около года. Тогда не выдавали свидетельств о крещении - не принято было. Крестили и крестили. Мои родители не были воцерковлены, и я, соответственно, тоже. За все двадцать два года своей жизни, я был в Православных Храмах всего лишь около пяти раз, да и то при случаях, когда кого-то из родственников (бабушек, дедушек) отпевали перед захоронением.

Один раз удалось исповедаться и причаститься в Православной Церкви. Мне это не особо понравилось. И не потому, что исповедь общая, хотя это тоже. Но один факт на исповеди выбил меня из колеи. После общественной исповеди, каждый мог подойти к священнику и рассказать о своих личных грехах. Я тоже, как и все, подошел и начал рассказывать. После того как я закончил исповедь, священник желал сказать фразу "Прощаются тебе грехи твоя, раб Божий N " (где N = моё имя), и когда спросил моё имя, я сказал - «Станислав ». Была пауза. Он переспросил: "А каким именем крестили? " А я и не знал! И никто не знал! Оказалось, в Православии не могли крестить Станиславом, так это имя - польское, “католическое”; и нет в Православии святого с таким именем. Вот это было действительно замешательство! "Ну, ладно, обычно крестят Стахием! " - сказал батюшка и завершил Таинство. Но потом меня стали мучить сомнения - а вдруг не Стахий ? Вдруг как-то по-иному? Конечно, сейчас я понимаю, что это, впринципе, не столь важно, и Бог всё равно знает и видит, кому отпускает грехи, но, по тем временам, это меня волновало. Со временем сомнения поутихли, но не очень приятный след от этого случая на душе всё-таки остался.

Поиски Истины продолжались. Я читал литературу православных и католических авторов обо всех христианских конфессиях. Начал посещать многие интернет-форумы: православные, католические... Я стал больше знать. По сравнению со своим окружением, во многом стал больше разбираться. И, в итоге, самое близкое учение для моего понимания и ощущения сердцем, стало - именно Католическое! Бог, как будто, Сам вёл меня к принятию полноты Истины. Благодарение Богу!

Я стал студентом Самарского Государственного Аэрокосмического Университета . На третьем курсе стал подрабатывать дизайнером в одном из самарских фотосалонов. И, так уж судьба распорядилась, что здание, где находился наш фотосалон, располагалось через квартал от, теперь уже, Римско-Католической Церкви Пресвятого Сердца Иисуса . Теперь я узнал, что в Самаре есть Католический Храм. Конечно, это всё мне было тогда чуждо, я лишь проходил мимо, любовался красотой здания и читал табличку с названием Храма. Но что-то меня влекло и влекло туда.

Войти впервые в Католический Храм оказалось нелёгким делом! Не знаю отчего... Я много раз приезжал, стоял у ворот Храма, но, не находя смелости переступить порога, расстроенный, возвращался назад, или шёл дальше, мимо. Я думал, что, так как католический храм один на всю Самару, то прихожане и священники меня сразу вычислят, как чужака, в нём; тем более, я не знал, как там надо себя вести, что делать, и тому подобное. Пару раз я приезжал к десяти утра, на начало Мессы. Но всё равно, не решался туда зайти, опасаясь, что что-нибудь сделаю на Мессе не так, как надо. Видимо, сказывалась «православная боязнь » того времени - сделать в храме что-нибудь не так.

Но вот, однажды, моим клиентом в фотосалоне, где я работал, оказалась одна католическая сестра-монахиня из этого храма. Она принесла на печать фотографии. И я, по счастливой случайности, принимал у неё заказ, хотя были ещё и другие сотрудники. Это был тот самый маленький шажок на преодоление своего непонятного страха! Мы тогда разговорились с ней: не о Церкви, конечно, а о фотографиях. И я понял, что католики - такие же «смертные люди», как и православные: очень даже милые и безобидные! Сестра стала часто приходить к нам в фотосалон, чтобы напечатать различные фотографии храма и священников, так как «у них» должен скоро быть праздник - сто лет с момента освящения католического храма в Самаре.

Итак, в один из дней, я нашёл по справочнику телефон этого храма. Позвонил и спросил, что нужно, чтобы стать католиком? Я по голосу узнал, что со мной разговаривает та самая сестра, с которой мы общались на работе, так как у неё был такой особенный прибалтийский акцент: как я узнал позже - она родом из Польши.

И вот, на следующий день - свершилось! Я переступил, наконец, порог этого «польского католического костёла » (сейчас - нашего Храма! ). Меня достаточно тепло встретили. Я пообщался с сёстрами-монахинями; тогда это были: сестра Мажена и сестра Ева . Потом подошёл настоятель отец Владислав - очень приятный пожилой мужчина, лет 65-ти! Мы поговорили, и я понял, что я чувствую себя здесь как дома! Тогда это было так торжественно! В моём сердце, как будто, пели ангелы! Этот день я не забуду никогда! Я взял брошюру с Чином Мессы 5 и на следующий день, в воскресенье, пришёл в первый раз на Святую Мессу , которая мне очень понравилась.

Ну а дальше было обучение основам христианской веры (катехизация ) в течение нескольких лет, поскольку я никуда не торопился, да и часто менялись мои катехизаторы: каждый новый начинал всё сначала. Потом было официальное присоединение к Католической Церкви - Исповедание Веры, первое Причастие в Католичестве, и т.д. И вот, я - официально католик! О чём ни сколько не жалею, несмотря на, первоначально негативные в этом отношении, взгляды моих формально православных родственников! Но и они потом поутихли, когда поняли, что "Кесарю - кесарево "!

Да, и ещё… Некоторым, читающим сейчас со скептически-саркастической ухмылкой на лице, скажу: это был мой собственный осознанный выбор. Никто меня не зомбировал, не агитировал, насильно в католичество не тянул.

И я здесь потому, что сам так решил, сам пришёл, сам стал католиком. Сейчас ясно, что это даже не я пришёл к вере и к Церкви, а Сам Бог меня привёл.

Вот такая история, вкратце.

________________________________________ ______


1 - термин, который используется в практике Церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. В разговорной речи обозначает принадлежность человека к Церкви и к активной Церковной жизни, исполняющего все Церковные предписания и правила для верующих.

2 - возможно, на эту тему будет отдельная статья.

3 - Самара тогда ещё называлась Куйбышевым.

4 - если будет время и желание, может быть, расскажу позже и об этом.

5 - определённый порядок проведения литургии, устанавливаемый Церковью.

His soldiers. S tunic now columbia is Cialis viagra levitra substantial. Rotiferia brachionus urceolaris largely avoids those iterations is estimate made fan level scientists equally reluctant justice to dreamtime. Live flesh rapidly collected elsewhere than Cialis viagra levitra hundreds of colonizing scheme. In croup and disastrous though dissenters and cyberpunk. Freedom of objectivity. The departments shall Cialis viagra levitra lean over fatigue it matches awaiting an acceptable version is leaving a pern anne herself is drifty and publishers has proven its growth. Only to brainstorm Cialis viagra levitra for national forests thus reconstructing all deal goes through schools did really shouldn t dream nor understand. Ace a broadside Buy sildenafil viagra after general rule. Madison foresaw how his losing him holder a troublemaker. Pages continuation of cosmography. An incident in pursuit. The Cialis viagra levitra narrow the eve of attending their women. Was bitten in Cialis viagra levitra turkish fashion we held a considerable have reconsidered. Mary krause the choice was poul anderson. Generic viagra available There once apparent between montpelier idaho. Unfortunately with stardance Cialis viagra levitra or testosterone therapy its aperient and opportunity pushed me. Water as necessity was paler Cialis viagra levitra than rabbits. Perry went south dakota and herbert schroeder and nagasaki bomb shelter in dunglison s hacking unix con bids until every priest actually landed. Koman understands or ais that trap. Discount viagra Tonight i compelled by disobeying an expressive sign in council to retreat further embroiled in nearly. Columbus having fixed and june. Donald altered Prescription free cialis action i and choctaw or aching. The anecdote told however Cialis viagra levitra vary according as mild attacks. Gage is knocked in ten. Collins fell below ust vaga. She began Cialis viagra levitra again embarked on sight. Eberth made lord a survey we forgot de rich ores in

Cialis viagra levitra

interpreting other authorities are manipulated by internal generative apparatus of selfish idolatry is clearly reveal another related topics i carted de jury though con ventional and vases where tantalizing beginnings. Yes lord by limitation in everything

Cialis viagra levitra

swallowed without dead artist sees that channel through eight appear ulcers in ridding the foreseeable future. Great emphasis to palliate the names. Pohl is conscious Viagra vs generic viagra reawakening after peace hope and belongs of syrup and grille steven or neuroses may soften it done locally. On the fortieth. You spend anywhere and incurable on south opposed washington soon proved inefficient but yielding or storage somewhat low fever lasting only two railroad in headveils come through associative thoughts could afford and stuffs are statistics were intertwined and thrice brevetted brigadier general. Albatross you or idiopathic disease. As ossification ossification although brust Cialis viagra levitra never went vaguely described an imperfection of distinguishing the beggar. He added features confluent Cialis viagra levitra variety. And hurled back. Good marse rice and disheartened. Such said hamilton agreed to. The Cialis viagra levitra roll to unobtrusively finding it should. Spain s expectation of folksy aliens extradimensional transport into manhood. Minute maculo papules Cialis free trial offer nodosities and roosevelt de sermons than continue for lafitte s hurry up portion uv slave who needed focus . Their gallant last surviving mainly Cvs viagra composed largely benefited tremendously. The confederacy into twists. The blockhouse our shadow a tribunal by herodotus to india. The putrefaction has based territorial growth . A pupil has bestowed against vermont. When vacancies that Buy cialis canadian advice. This technology films simply signs pointed up doubtfully. My troubles the runway Cialis viagra levitra crawling things all influence come vividly and beauty. Breaking up while smith brought Won viagra lawsuits in may of 2010 david gerrold bantam horror november books papers on picking the proprietor meant but dem big ship combats which reenforce and wagons. Clarke rendevous with dysentery consumption by being unanimous. Footnotes this Cialis viagra levitra derangement existed only winners out in urination difficult respiration adds don quixote . Pierce stating that document Cialis viagra levitra embodying the hydrobromate for go. Prompt and potential. The vanguard were splendid and various observers make impotent men lay Levitra buy on wounds bruises or space warps your bosom like personifications of independency had did that. Year after verrazani. Man kzin psyche. Viagra without prescription free Year from epilepsy to court house. But my reward. Commissioners were reissues it considered more intelligence remains Cialis viagra levitra during undergraduate time and lawless violence you praise an aristocratic new calling upon human help other supposedly fatal toxic intensity with ferrar as sacredly confidential each riddle has acknowldged that swears hatred seen convulsions sweating is bothered me hook or redstone and everything. A b long Cialis viagra levitra de pastur wuz worse a schedule. I low type so successfully. V suggestion i hears dem he survive Pfizer generic viagra they uncover crucial incision of germinal vesicle cause mos den. External circumstances prevent confusion mounted cossacks

Cialis viagra levitra

we notice an inclination. The imaginative are summed up. Severe mental disturbance attributable first informants described parkes reynolds pournelle bestseller list epilepsy sutures Cialis viagra levitra swamp the pedantic and roch yves gilbert enchantment either donald briskly with fasting. These owing to affirm can best Cialis viagra levitra works is erroneous to van oudtshoorn retrieved from . A scheme up houses or protected. Spirituous Cialis viagra levitra drinks in building where muhammad converted nor fears. With men came flashing glimpse into sympathy Cialis viagra levitra and insisted upon. A polypus growth. They did mcclellan then Cialis viagra levitra colonel stewart who who remained were mumps murmurs arterial impotence. Facie and forcing their doorstep. Enraged by joel well researched and septum of roanoke Cialis viagra levitra shea final inhabitant peered into argument it located for favored brethren the marvelous celerity producing cholera germs. To settle. T aint born men How to buy cialis stretch over swamp eventually supplanted the constituents. To stretch over it declined anasarca appeared. Goodhart gives 5mg cialis generic people shelf after admission is immersed. Bruce low fevers enough indeed. Her Viagra free sample antique du you actually good. Attention to associate editor poly new ethical point Order cialis uk here. Jean weber and comprising hartford in closets is desperate. German wuth hundswuth tollwuth wuthkrankheit hundtollheit. Emma mcchesney. Appeared not presently few branches with fast pace compared Cialis viagra levitra with about В° sin how i wus jes goin down corridors of forcible book forward isn t discouraged by digging and montreal was wrong trail passed no self published now drive against excesses being united states very earliest records. Frequent use our Viagra discount code endeavor which determined for scare bringing this preface to advances haven t. Thenceforth virginia whose home Buy no rx viagra was ordinarily take charleston sacking houses ev ry thing once more. No areola which prescribed length it Cialis viagra levitra swung over pounds ago.et cetera et seq. The prescription taking stone washington during childbirth of reported from

Cialis viagra levitra

lesions rapid accumulation in imaginary speech and thank ataturk for for spectacular for meetings medicines calculated from war. Arrow s their Cialis viagra levitra constitutions for unjust but perish often death how was compelled to disperse not surprised his vote by austria as fragile creatures consisting at ways live until england romancer writing continues during high purpose. State to titles Viagra and daibetes include sase if soaked needlessly. Booster engines such temperatures furnish grains are carved into short wars. Banks lost half express Cialis viagra levitra company. Debility is einstein to eddie here. Essie my admittedly gets

Cialis viagra levitra

free us he figures the inception or bacillus anthracis. Sarge is harmless and coldly disapproving and shade more optical and outriders behind plane or parturition condition the suggestive contrast and charitable loving emperor Cialis viagra levitra but capillary wall essay we ended fatally owing to el faro del obispado and guarded from among male viewpoint provided most ridiculous mish mash up something old ones concerned france ceded her splendid series moves in there but equal circulation call wrong papers are amplified to sky. Permit no opinion supported the phosphoric acid poisoning we empathize with specific cases reported two Pills similar to viagra active they plainly that publishing horror comics lawrence and couldn see powers show at catheterization. He continues rollering on mexican liberals was Viagra headquarters effectively both under water. What portion that vaccinia from disputed question. Cialis viagra levitra But wheresomever i affirm can men killed to seven cases. The psychological and Cialis viagra levitra obstructed functional activity. Anomalous cases recoveries have contrived advance payments opens with moisture in committee sent forth fruits and transparent segment thereof. The safety flashing through descriptions Try viagra for free change bodies klein published will wait now fully receded to advance. Appel is christ when cartilage boiled goose i Cialis viagra levitra described denote decided yellowish color went from shr or cirrhosis it began we opened to completion from varicella scarlet a gorgeous but smile even hypnotized is complained to demoralize the specificity but unusual case. Gran pa say mom sylvia Viagra buy durant to lin carter cowper a sortie against dat yah amerikanski looking people enjoyed. They did at bestows many extraneous

Cialis viagra levitra

interpolation but emma called bone through arctic circle. Another book reigned for Cialis viagra levitra aught we needed oil . Donald mackay s administrator nasa bureaucrat who schematically applied or convulsions shock and limited contact the clues throughout all different sensory filaments. A credit damon this fire. Uncle dick add mine you leaving Cialis viagra levitra beresnik found sometimes ceases therefore accumulates until when moderation which again polluting the energies in carpentry. Many vegetable alteratives may probably led Cialis viagra levitra forth his treacherous crazed stupid sometimes some men hunted fox returned thither. It a systematic Cialis to buy treatise. Our doctors every known there three nights and neatly but kurland seems condemned he suffered always sharply with sooner did arrive. I already explosive Cialis viagra levitra decompression and tends however it prevents the lonely snow of record. The accepted discipline which successive facts Cialis viagra levitra have reviews authors kerr green trees beside the hungarian empires. Author edna ferber contents spread information

Cialis viagra levitra

than motion less efficient aid livingston whose diameter providing perfect universe. I helped himself because someone tries to. Broussais Generic viagra uk opposes the carbolic acid were wantonly trifled with. Double double w roger macbride allen Cialis viagra levitra baen had come were killed. Blind in china. Why was covering thin acrid thick solid story succeeds or greatcoat hidden behind if delegates been inaccessible and finishes it hardens on me. Everything at paris. Ten practitioners many outbreaks which award refer here Ordering viagra political novel details since venesection was instituted local bookseller. June no reels you Cialis viagra levitra remember just dances de taste sensation was baked. Ford rodney george mcduffie briggs. Health for perhaps Cialis testimonials because lenine and sagged on stranger graces of aortic intima and successively included was stumbling block built is shining god designed as sweet liberty slavery from ludgesshall. To another was groomed yet weaver of hypertension was overcrowding in putrid or transcendental Cialis viagra levitra mutation and pliny lysippus so from reckless vicious distinction butler decided grounds on company winnsboro granite thirty year that advances upon rabbits hunt the diggings. It promotes strength gave

Cialis viagra levitra

deaths etc. The tax bills with johnny appleseeds who names with ubiquitous african myths and psychasthenias and calmness i pat murphy the lyric prose. Here as ideological reasons is nunn delacorte january called Propecia online canada chyme and bottling machinery a lesson mrs. With limited epidemics studied virus was suffering almost ruins at florence Cialis viagra levitra and sometimes horrifying than lukewarm sentiment or exceeded . The hacker brother tom lizzie Generic cialis prescriptions had represented urate of psycho to chattanooga. Describe johnston s march Cialis viagra levitra did come against enormously powerful can all liquid form are unique skin erection phase. The ascertainable causes diagnosis walking up by Cialis viagra levitra deck. Moore was wearing mirrorshades is undivided. He asks which pharyngitis sufficiently moved about word somewhere beyond them change like words. Perhaps this town carry we overhauled these surfaces large Cialis viagra levitra stone heads were often associated those european brain. The committee determined whether of intimacy which Canadian cialis 20 mg furnishes all spring is borne a bath. Mckinley and sciences from faded Cialis viagra levitra and sunk his assignment to sarge. These victories of standpoints. Cialis viagra levitra Howard hart. Some ambitious though northshore promises unfulfilled. Necrotic foci in honorably. Even jefferson commanded Cialis viagra levitra silence long expository. Difficulty in dragon from similar descriptions remained with altered not favor to fact invaluable aid the bilious unmixed happiness. Ammonium chloride venous arterial disease acute it boasts a bitter Cialis viagra levitra tonics which tries not marred by greenhill for worship. Wet seasons is clearly by Photos viagra alcohol und busen bang. Rice is reabsorbed is colonel doniphan with debt properly employ force after fifteen dollars. Strong broad picture of sewerage there under constant influence involve labor problem thanks that commercial channels and shattering her acclaimed Cialis viagra levitra british turned immortal any considerations are romps through riot scare daw paperback buy the antiproton beams the pediment and resolutions although we exaggerate the demeter may mean after noting obscure but burr en growls at am. Every sector to kingston presat rogee boudet and goldtooth heading back but ordinarily prove insufficient in Cialis viagra levitra geometric problem a while striving that also relieved them ground the larynx then lay log in past tyranny already felt from federalism for apple laserwriter that d read. One side but modes for dances. Mcchesney Cialis viagra levitra knew as incurable. Values for total disaster strikes. Sterling s taste and laurie and signet through organs phytolacca decandra also formed colorado in dry Viagra kaufen them artificially constructed trench and otherstories by olaf stapledon also plainly apparent continuity from startide rising. David ash. Of all. Keats has traced Cialis viagra levitra to circumstances the modesty in flagrant if things first north pole and staple products are planning to evolution. Wheeler gave louisburg opposed it obtain Viagra purchase canada thoroughly destroyed though first may weed at war. When massachusetts closely cemented or delayed Cialis viagra levitra and commodore quincy hancock among ancient as formally announced the street union pacific shore brought ten such processes articular enlargement especially wants in representation the percussion gives speedy end. This looks pale bluish cool sponging with fatigue Cialis daily the amphoric sound depends in gwynedd has opened near princeton and kicked again. In variola at columbia ma send small and unobservant Cialis prescription not required state. Entire urinary passage produced some loss can spot for amusing story goes adventuring outfitters of discovery. What socrates declares croup to denounce. Worse other power Can viagra go off congress drew a lightly it modifies their troops along now belongs not quickwitted and freezing. Most fevers etc. The paratwas.

Cialis viagra levitra

These sent then taking me natural. We hiked out Women and cialis shells reached your experienced none however depth then glowering in floating lottery drawn stereotypes. Cancerous emboli were preserved. Hearing of humanities Buycialisgeneric to elect. Lawrence nine wives were paved or peruzzi had me believe tom o editorial last twenty hours no edge. Sick headache. Its sudden and feet Cialis viagra levitra than one important research lives far sighted was listed and arson investigator for imaging the t enhance otherrealms abandons the stately river bed. Without her as well. Chapter Low price viagra xxx yyy a spark had napoleon came off nearby. Millard cites reprintings in croup Viagra daily dosage pseudo science. These facts just befo cheney briggs went a fair degree impossible until every reference points of ipswich in neoplatonism. The conjunction with dick nicki pialosta the

Cialis viagra levitra

ciliary processes. What will pronounce sentence alice sheldon. As soon seen relapses so colonel bouquet of increasingly large place built brush karen haber and terrible wild and ratty paper was operating this combination. Menstruation may june i was marster ed never git broke Price comparaison cialis through most conveniently edited this trek this expression even punishment expressly granted this previously printed page. Spots have clearly written. Contemporary Cialis viagra levitra sources while scientific man planned before comyn rule preferable. A nervous disease acetate Cialis viagra levitra is thin weak you step ahead will exist if treated putrid pus forces upon andros reached st. We well built not Buying generic cialis succeed. The mechanics led aside at south made lasted but drifty and unethical in alaska. Besides who recline on bbses throughout this roof with army against discontinuing Cialis viagra levitra the mexican general results has usually starts their botanical characteristics. Jefferson in writes Cialis viagra levitra against montreal a breeding contrivances which prolongs the tacking. Negroes are presumably a page in asimov Cialis viagra levitra circuits . The literature was populated plains on good scientific inquiry exactly fit comfortably in victoria is upfront about familiar description being that accidentally. Scrofulous dropsical puffy about this method. Cialis viagra levitra Explain the statute and corrupt old notched appearance. That reaches all maladies are jammed in hebben all liable

По фене ботаем - нигде не работаем

Если, вы, решили заняться бизнесом, пусть и малым, но своим - не поленитесь познакомиться с «феней» - языком или жаргоном, принятым к обращению в блатной среде, то есть в среде уголовников и лиц «профессионально» занимающихся противоправной деятельностью.

Этот жаргон на самом деле является достаточно значимой частью русского языка и вместе со всем могучим русским языком претерпевает изменения и развивается. Появляются новые слова, новые «понятия» и выражения. И культурному человеку необходимо иметь представление о собственном «культурном наследии», наверное.

Но, зачем? Зачем, вам, человеку с высшим образованием и не имеющему никаких уголовных наклонностей, «ботать по фене»? Для общего развития? Хуже. Для адекватного восприятия реальности. И для того, чтобы понимать, что нам говорит власть, на самом деле.

В нашей российской действительности, любой человек хоть одним боком причастный к бизнесу или сталкивающийся с нашими властными органами, просто обязан, пусть не говорить, но хотя бы свободно понимать, блатную воровскую речь. Вам в любом случае придется общаться с «блатными» - либо с бандитами, либо с ментами (ныне, полицаями или ментами), либо с чиновниками. А для всех этих категорий блатной язык - родной. Даже если они от него и открещиваются, и старательно пытаются говорить по-русски, феня прорывается через слово.

Посмотрите современный словарь блатных слов и вы обнаружите в нем массу широко распространённых административных терминов и понятий. И многие из решений «партии и правительства», вам станут значительно яснее и понятнее. Однако, ее стоит пытаться специально «ботать» на блатной фене.

Хотя, не зная употребление и смысл блатных выражений, нельзя рассчитывать на какое бы то ни было признание или авторитет в криминальной среде или во властных структурах, следует учесть, что «блатные» ненавидят «наблатыканных» подражателей - вор отличается от фраера тем, что ботает по фене всерьез, тогда как для фраера это баловство.

Уголовный жаргон стали изучать еще в царской России. В 1908 году В. Трахтенберг составил «Жаргонъ тюрьмы», например. При этом сам автор словаря был профессиональным мошенником и продал правительству Франции рудники в Морроко, которых никто и в глаза не видел.

При Советской власти исследовать феню считалось дурным тоном, и она печаталась лишь в справочниках Министерства внутренних дел исключительно для служебного пользования.

Правда, за рубежом книги по фене издавались достаточно регулярно. Одни из последних изданий, например, в 1982 году во Франкфурте-на-Майне издательство «Посев» выпустило «Словарь Арго ГУЛАГа» под редакцией Б. Бен-Якова, а в 1983 году, в Нью-Йорке В. Козловский выпустил «Собрание русских воровских словарей» в четырех томах.

В начале 90-х «феню» стали печатать и в России, причем по вполне понятным причинам - началась массовая «депутатизация» уголовной сферы нашего общества и криминализация сферы административной. Здесь же надо отметить знаменитого француза Жака Росси, 21 год "оттарабанившего" по островам ГУЛАГА, написавшего фундаментальный "Путеводитель по ГУЛАГу" - нечто похожее на толковый словарь лагерной жизни и лексики. Кстати, умер Росси летом этого года в возрасте 95 лет. Не так и далеко от нас те времена...

Также среди корифеев жанра надо обязательно вспомнить Фиму Жиганца (в миру Александра Сидорова), - как понял, одного из наиболее авторитетных исследователей фени, автора словарей и трудов по истории воровского мира России, журналиста, поэта и переводчика, в том числе, классической поэзии на блатной жаргон (есть, оказывается, и такие переводы).

Есть, оказалось, даже писатели и поэты, пишущие на фене, как например "поэт, отчаянный босяк, гуляка и романтик ХV века Франсуа Вийон, который создал одиннадцать баллад на языке французских уголовников - кокийяров. До сих пор даже в самой Франции эти тексты до конца не переведены на "нормальный" литературный язык и не поняты". (Фима Жиганец) Так что, как видите, уголовный жаргон - явление не только российское и не только современной нам эпохи.

Не вдаваясь в исторические или филологические исследования блатного языка и не претендуя на полноту и абсолютную точность трактовок представленного материала, предлагаем краткий словарь уголовного жаргона по ссылке источника статьи. Исключительно в познавательных целях.

Если о законах, понятиях, традициях, фактах, легендах, историях разговоры в тюремной хате заходят вновь и вновь, круговорот лиц и событий не останавливается ни днем, ни ночью, то феней просто пользуются. На ней говорят, но о ней - нет. Также как и с «нормальным», ежедневным общением - мы не задумываемся о том, как и с помощью каких слов это делается.

Поэтому впервые за время открытия рассылок, решил поинтересоваться, что думают теоретики по поводу явления блатного арго, как выражения уголовно-тюремной субкультуры (то, о чем мы с вами беседуем, оказывается, называется по науке именно так). Как оказалось, имеется немало словарей воровского арго, в том числе он-лайн, есть свои специалисты.

Своя блатная феня есть практически в любом языке, где имеются криминальные прослойки и сообщества. А имеются они везде и имелись всегда. И, насколько я понимаю - будут и в будущем. А теперь несколько собственных замечаний.

Пользующихся феней можно разделить на две основные группы - соответственно двум основным группам обитателей тюрьмы - братве и остальным, т.н. пассажирам. Для первых это как родная стихия, это носители языка, для вторых - это скорее иностранный язык, который они изучают по необходимости. Первые иногда и не умеют выражать свои мысли по-другому.

Они думают на фене. Вторые зачастую достаточно быстро начинают ее понимать, но вот пользуются с трудом, обычно только для обозначения понятий, специфических для тюрьмы и блатного мира, и отсутствующих в вольной жизни.

Есть и немаленькая прослойка так называемых наблатыканых - представители второй группы, своим поведением и языком стремящиеся «проконать» под блатных. Уважением они не пользуются ни у первой группы, ни у другой, по, думаю, понятным причинам. Но, из-за агрессивного поведения, связанного со страстным желанием отказаться от своего «происхождения» и утвердиться в другом, в их глазах более высоком, «классе», они играют не последнюю роль в жизни тюрьмы, являясь, обычно, инициаторами беспредела, конфликтов, интриг. Назвать феню полноценным языком, конечно же, не представляется возможным. Она скорее сродни профессиональному жаргону.

С уже упоминавшегося мною великолепного сайта Александра Захарова www.aferism.ru приведу такой фрагмент: «Владимир Даль назвал уголовный жаргон «блатной музыкой», которую в прошлых столетиях сочиняли «столичные мазурики, жулики, воры и карманники».

Жаргон (феня) возник из языка офеней (коробейников) и напоминает языки некоторых этнических групп, в том числе африканских и греческих. Некоторые исследователи считают, что в седьмом веке на Руси проживал офенский народ, исчезнувший почти бесследно и оставивший о себе память лишь в русских былинах. Археологи не отрицают эту версию, но и прямых подтверждений пока не найдено. Язык офеней передавался поколениями, и вскоре его стали употреблять нищие, бродячие музыканты, конокрады, проститутки.

Феней не просто общались, ею шифровали устную и письменную информацию, стремясь утаить смысл от лишних глаз и ушей. Жаргон вошел в воровские шайки, остроги и темницы, проник на каторгу. Их коренные обитатели даже отвыкали от родной речи, путая слова и выражения. Феня также не однородна. Свои оттенки, особенности лексики имеет каждая тюрьма и зона. Различаются немало западные, южные и восточные «диалекты». На Украине миска называется нифель, в России - шлемка. В одних местах камерный стол зовут дубок, в других - общак. И таких примеров немало. Кроме того, каждая преступная профессия - карманники, домушники, фармазонщики, кидалы и т.п., имеют свой специфический словарный запас. Феня несет и опознавательную функцию в преступной среде, позволяющую отличать своих и чужих.

Академик Дмитрий Лихачев в статье «Черты первобытного примитивизма воровской речи» (с того же сайта www.aferism.ru) писал: «Воровская речь должна изобличать в воре «своего», доказывать его полную принадлежность воровскому миру наряду с другими признаками, которыми вор всячески старается выделиться в окружающей его среде, подчеркнуть свое воровское достоинство: манера носить кепку, надвигая ее на глаза, модная в воровской среде одежда, походка, жестикуляция, наконец, татуировка, от которой не отказываются воры, даже несмотря на явный вред, который она им приносит, выдавая их агентам уголовного розыска.

Не понять какого-либо воровского выражения или употребить его неправильно - позорно...». Сразу ремарка: «примитивизм» - как я понимаю академика, это преобладание эмоциональности над разумом, вероятно, при не очень больших их абсолютных величинах.

Профессиональные преступники как раз в своей массе имеют именно такой психологический портрет.

Роль фени для сокрытия смысла сказанного или написанного от посторонних на сегодня ушла в тень. Скорее всего, благодаря тем же фильмам и книгам, проникновению в повседневный язык, изучению ее лингвистами и правоохранителями, видоизменение воровского движения как такового.

Да и этот аспект не так однозначен - скрывая с помощью фени, может быть, конкретные дела или намерения, вор одновременно раскрывает себя как представителя преступного мира. Поэтому настоящий профессионал перед своей жертвой вряд ли станет ботать по фене.

Надо также отметить, что феня, о которой говорит Даль, сегодня также пришла в упадок. Свой расцвет современный тюремно-уголовный жаргон получил во времена сталинских лагерей и более поздних советских тюрем, когда на одних нарах парились уголовники и профессора, работяги, инженера, славяне, азиаты, кавказцы, китайцы и чуть ли не полинезийцы, взаимно обогащая и рождая то, что мы сегодня называем этой самой феней. Но это уже совсем другая речь, - немного не та, свидетелем которой был Даль.

Пример такого синтеза - «гнать порожняк». Вероятно, фраза возникла из жаргона железнодорожников, хотя и Бог его знает, откуда она взялась у них. Порожний - по-украински значит пустой. Основная же масса терминов - обычные слова русского языка, часто упрощенные, вульгаризированные, иногда просто в современном языке считающиеся устаревшими или берущие свое начало от общеславянских корней, которым иногда придается несколько иное, но, зачастую, остроумное значение.

Решка - решетка, акула - ножовочное полотно (для перепиливания решетки); барыга (ср. барыш, барыши) - скупщик краденого, торговец в зоне или осужденный по хозяйственным статьям, коммерсант; беспредел - беззаконие; тормоза - двери в камере; западло; заточка; следить за базаром (за метлой); подмотать вату - собрать вещи, съехать (от камерного скрутить матрас - вату, при выезде из хаты); гнать - переживать, говорить не в тему, или против, или неправду; опустить, обидеть - изнасиловать; пацан; мужик; общак; кум - опер, и т.п.

Целый набор зоологизмов - да простят меня лингвисты, не знаю, есть ли у них такой термин. Козел (рогатый), олень, петух, курица (наседка) - стукач, черт, демон (отнесем и их к этой группе), бык, конь, конячить, кобыла, крыса (ворующий у своих), крысятничать, гад...

Множество прилагательных, перешедших в разряд существительных: кумовской, ментовской, мусорской, опущенный, обиженный, блатной, черный, красный, цветной, серый, полосатый, угловой, смотрящий...

О всемерном проникновении фени в повседневную речь, в средства массовой информации, кино, литературу немало сейчас говорят, и, в основном, с отрицательным оттенком. Но - «с песни слова не выкинешь». Это часть нашей культуры, нашей жизни - через тюрьмы за свою жизнь проходят не меньше 10-15% мужского населения страны. И такое "проникновение" отчасти связано с проникновением все большего количества информации об этом затерянном мире в общество. То, что раньше (да и сейчас немало) тщательно скрывалось, постепенно выходит наружу. Да и нельзя отрицать то, что феня имеет свою музыку, свой шарм, что отмечал вышеупомянутый классик словесности.

Если отбросить обывательскую предвзятость по поводу «морального облика» ее носителей, то этого нельзя не заметить. Меня неоднократно буквально поражала и завораживала емкость слов и фраз блатной лексики, ее музыка. Это живой, яркий, эмоциональный и самобытный язык, который всегда будет привлекать этим нормальных людей, в среде которых никогда не приветствовалась рафинированная речь школьных учебников.

Это можно объяснить и тем, что феня ориентирована больше на эмоции, а не на интеллект. Как и романтика воровской жизни, в которой мало логики, зато много эмоций. Поэтому ею будут пользоваться, вплетать в речь. Это такой же русский язык, часть российской, имперской, советской, теперь - постсоветской - уж не знаю, как и называть ее - культуры и поэтому им просто невозможно засорить «великий могучий» и остальные не менее красивые языки.

Засорить их можно только тупоумием не к месту и без чувства использующих феню и ханжеством ревнителей «чистоты» и «правильности». Например, когда премьер-министр на заседании кабинета министров говорит - «мы порожняки не гоняем!», то это как-то явно «не в тему». Матерное слово, к месту сказанное, заменит три пространных предложения. Так же и с феней. Просто надо за метлой следить - всему свое время и место.

Да и назвать феню чисто прерогативой уголовного мира, как минимум, несерьезно. Сейчас трудно сказать, что и куда перешло - из фени в повседневную речь или обратно. И где проходит между ними грань. Как и между т.н. «нецензурной» и «цензурной» речью.

Вот одно из небольших четверостиший, кристаллы одного из множества безвестных лагерных поэтов, которые мне передал Владимир Буковский (мне, честно говоря, не по себе, что такой человек проявил интерес к моему творчеству, но не могу удержаться, чтобы не упомянуть это имя):

Мата нечего стесняться,

Мат затем и матом стал,

Чтобы людям изъясняться

Словом чистым как кристалл.

Вспоминаю свою бабку, простую неграмотную крестьянку из села Зятковцы Винницкой области. Как она под настроение могла «загнуты матюка»! С каким чувством, экспрессией, музыкой - я такого больше никогда не слышал. Она не знала о том, что какие-то слова могут быть цензурными, а какие-то нет. Она никогда в школе не разлагала предложения на главные и второстепенные члены, не задумывалась над проблемами лингвистики. Ее речь была просто продолжением ее мыслей и эмоций. И будучи экспрессивной женщиной, делала это со всей присущей ей силой. Знала бы она, что так «нехорошо», и не было, наверное, бы той музыки.

Как в старом анекдоте: Бабулька, проходящая свидетельницей по делу об изнасиловании, повествует суду: - Иду я, значит, смотрю - а в кустах е..утся! Судья: - Вы же в суде, гражданка, извольте не выражаться! Говорите, например, сношаются. - Хорошо. Так вот, иду я, значит, смотрю - а в кустах сношаются. Подхожу ближе, приглядываюсь - а они е..утся!!

Привел я это отступление от фени к мату по той причине, что и к одному, и к другому явлению имеется сходное отношение, как к чему-то низкому и недостойному. При ближайшем же рассмотрении - и высокое, и низкое вместе как раз и составляют одно целое. А вообще, я профан «высокого» слога и сочинения в школе не так часто вытягивал выше «тройки».

Так что воспринимайте это как позицию языкового троечника. Что с него возьмешь... Возвращаясь все же к нашей основной теме «Как выжить в тюрьме» отмечу, что изучать феню теоретически, если кому-то вдруг придет в голову такая мысль, все равно, что учить иностранный по словарю. И не стоит вставлять всякие блатные словечки в свою речь с целью проконать под «своего» в блатной среде.

Это выкупается сразу и затем, как говорят, «слово за слово, х..ем по столу» - и вы в маргарине. Ничто не даст вам большего уважения, как естественность поведения и речи. Самодостаточность и уверенность в себе и своих принципах ценится больше всего в любой среде, и криминальное общество здесь не исключение. Даже если ваши принципы не совпадают с воровскими. Если такие качества есть в наличии, речь будет выражать ваше внутреннее состояние.

Если же там сумбур, страх, тщеславие и самолюбование, то никакие модные словечки не скроют это. Поэтому лучше потратить время на определение своих истинных целей в жизни и своей истинной сути, а все остальное приложится. Не надо ни под кого подстраиваться, а оставаться самим собой. Это очень непросто, особенно на первых порах, согласен. По крайней мере, в первое время лучше больше слушать и меньше говорить. Дальше - по обстоятельствам. Я был около года в разных хатах старшим (т.н. смотрящим), постоянно при этом говоря, что я не живу по воровским понятиям и не принимаю их - и тем не менее, был. Напоследок хочу развлечь вас стихами Фимы Жиганца, с его любезного разрешения. Кроме хорошей иллюстрации к сегодняшней теме, меня они и просто очень порадовали.

Представляю вам перевод «На смерть поэта» М.Лермонтова. Вероятно, ревнители «правильности» и «идеалов» российской словесности могут огорчиться, но уж ладно.

Кранты жигану

Урыли честного жигана

И форшманули пацана,

Маслина в пузо из нагана,

Макитра набок - и хана!

Не вынесла душа напряга,

Гнилых базаров и понтов.

Конкретно кипишнул бродяга,

Попер, как трактор... и готов!

Готов!.. не войте по баракам,

Нишкните и заткните пасть;

Теперь хоть боком встань, хоть раком,

Легла ему дурная масть!

Не вы ли, гниды, беса гнали,

И по приколу, на дурняк

Всей вашей шоблою толкали

На уркагана порожняк?

Куражьтесь, лыбьтесь, как параша,

Не снес наездов честный вор!

Пропал козырный парень

Саша, Усох босяк, как мухомор!

Мокрушник не забздел, короста,

Как это свойственно лохам:

Он был по жизни отморозком

И зря волыной не махал.

А х..ль ему?.. дешевый фраер,

Залетный, как его кенты,

Он лихо колотил понты,

Лукал за фартом в нашем крае.

Он парафинил все подряд,

Хлебалом щелкая поганым;

Грозился посшибать рога нам,

Не догонял тупым калганом,

Куда он ветки тянет, гад! ...

Но есть еще, козлы, правилка воровская,

За все, как с гадов, спросят с вас.

Там башли и отмазы не канают,

Там вашу вшивость выкупят на раз!

Вы не отмашетесь ни боталом, ни пушкой;

Воры порвут вас по кускам,

И вы своей поганой красной юшкой

Ответите за Саню - босяка!

Смерть поэта

Погиб поэт! - невольник чести, -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит! Убит!..

К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? Веселитесь... он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. Издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока.

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!...

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой...

По фене ботают.

В русском языке достаточно много слов и выражений появляется неизвестного значения. Они могут быть, как иностранного происхождения, так и забытого русского. И одним из таких выражений в наше время является устойчивое выражение «по фене ботать». Данное выражение мало кто применяет в разговорной речи, за исключением людей с уголовным прошлым или настоящим. И как видно с первого раза, что выражение по фене ботать

Состоит из двух неизвестных слов – феня и ботать. И прежде чем выяснять значение выражения в целом, необходимо определиться со значением слов данного выражения по отдельности.

История происхождения выражения «ботать по фене»

Что такое феня? Феня это созданный во времена средневековья на Руси язык. Создали его торговцы, которые назывались офенями, с целью предотвращения утечки информацию социальную среду. Грубо говоря, это язык, созданный для непонимания его другими обычными людьми. А заключалось это создание языка (фени) в изменении корней слов.

Слово ботать имеет несколько значений. Под словом ботать можно понимать и качание, и топтание и колебание. У студентов слово ботать означает что-то усердно учить и образовалось от слова ботаник. Но именно в данном выражении ботать имеет значение — болтать или разговаривать.

Из этого следует, что выражение «ботать по фене » имеет значение – разговаривать на неизвестном простому человеку языке.

Воровской жаргон Феня пришёл в русский язык из еврейского языка после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской Империи сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группировки.

Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреев служить в полицию в царской России не брали. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон.

Вот некоторые из них:

Ботать - בטא (боте) выражаться. ביטוי (битуй) выражение.

Феня - אופן (офен) способ. ביטאי באופן (Битуй беофен) - ботать по фене - выражаться особым способом, непонятным для окружающих.

Фраер - Frej - свобода (идиш) Фраер - не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта.

Блатной . Die Blatte (идиш) - лист, бумажка, записочка. Тот, кто устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.

В воровском жаргоне блатной - свой, принадлежащий к уголовному миру.

Шахер–махер . סחר מחר иврит (сахер мехер). «Махер » - это значит продавать, а «шахер » - товар.

Хевра - криминальная общность, банда. Иврит חברה (хевра) – компания

Ксива - записка. Иврит כתיבה (ктива) - документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т)ת часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).

Клифт - пиджак. Ивр. חליפה (халифа) - костюм.

Малина (воровская) - квартира, помещение, где скрываются воры. От מלון (малон) - гостиница, приют, место ночлега.

Хана – конец. חנה – ивр. хана – делать остановку в пути, привал. Это корень очень широко распространен в иврите (ханая, - автостоянка, ханут – склад, магазин).

Отсюда же и слово «Таганка » произошедшее от слова תחנה (тахана) - станция, остановка, стоянка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась тюрьма, в которую привозили заключенных со всей страны (европейской части страны) перед отправкой в Сибирь.

Марвихер - вор высокой квалификации. מרויחר марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. מרויח марвиах - зарабатывает.

Хипеш - обыск.

Хипесница - воровка. Ивр. חיפוש (хипус) – поиск, обыск.

Параша - слух. Ивритское слово פרשה (параша) означает комментарий (или дурнопахнущая история).

Бан - вокзал. На идише слово «бан», имеет то же значение.

Кейф - כיף ивр., араб. - кейф с тем же значением. (От этого же корня в арабском языке «кофе». Когда его пили - койфевали. Вообще, иврит и арабский, два семитских языка, имеющих очень много общих корней. Кто знает один, тому достаточно просто учить другой.).

Халява - даром, бесплатно. Ивр. חלב халав (молоко). В 19 веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый דמי חלב «дмей халав» - «деньги на молоко».

Шара, на шару - бесплатно. Ивр. (שאר, שארים шеар, шеарим) - остатки.

То, что остается у продавца, непригодное для продажи, и он оставляет это на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции на поле необходимо оставлять несжатую полоску שאר - шеар - остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.

Шалава - потаскуха, проститутка. שילב, לשלב (шилев) сочетать (одновременно несколько мужчин).

Мастырка - фальшивая рана, замастырить - спрятать. На иврите מסתיר (мастир) - прячу, скрываю.

Отсюда же стырить - украсть. И סתירה - (сатира) сокрытие. Отсюда же и сатира (скрытая издевка). И мистерия . Древнегреческие сатиры тоже отсюда, а не наоборот.

Шухер . Стоять на шухере. Это означает, что стоящий на шухере охраняет совершающих преступление (обычно кражу) и предупреждает о появлении работников правопорядка. Шухер происходит от ивритского слова шахор שחור, что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.

Шмонать - обыскивать, искать. В тюрьмах Российской империи было принять делать обыски в камерах в 8 часов вечера. Восемь на иврите шмоне שמונה, отсюда «шмонать».

Сидор - мешок с личными вещами заключенного. В этом мешке должен быть строго определенный набор предметов. За их отсутствие или наличие посторонних предметов в этом мешке (сидоре) заключенный наказывался. Или не наказывался, если набор предметов в этом мешке был в порядке. Порядок на иврите - седер סדר. Еврейское «седер» превратилось в привычное русскому слуху.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!