Габриелян 11 профильный уровень.

© Анистратенко А.А., перевод на русский язык, 2018

© Знаешева И.В., перевод на русский язык, 2018

© Аллахвердов В., предисловие, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2018

Из этой книги вы узнаете:

Что такое когнитивный диссонанс и как он возникает

Как когнитивный диссонанс воздействует на наше поведение и восприятие мира

Почему нам сложно отказаться от убеждений и веры

Способен ли когнитивный диссонанс повлиять на принятие решений

Как связаны когнитивный диссонанс и мотивация

Предисловие

Дорогой читатель! Вы держите перед собой Великую книгу. За 150 лет самостоятельного существования психологии написано море книг. Прочесть все невозможно. Читать надо лучшее, в первую очередь классику. А кто бы ни составлял перечень самых влиятельных книг по психологии, он обязательно включил бы в нее эту работу Леона Фестингера, впервые опубликованную в 1957 году. Великие книги не устаревают.

Л. Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон, там же в 1939 году стал бакалавром, в 1940-м – магистром в университете штата Айова, где начал работать научным сотрудником в Центре изучения ребенка. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин (несомненно влияние теории поля Левина и вообще гештальтистов на творчество Фестингера). В годы Второй мировой войны (1942–1945) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 году включается в работу группы Левина в Массачусетском технологическом институте, позднее, в 1947 году, после смерти Левина, перемещается вместе с группой в Мичиганский университет. В 1951 году он работает в университете Миннесоты, в 1955-м переходит в Стэнфорд. И, наконец, с 1968 года и до своей смерти в 1989 году – профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. В течение жизни получает множество премий и наград (включая престижную премию «Выдающемуся ученому» Американской психологической ассоциации в 1959 году).

Психологи обычно изучают удивительные феномены нашей психической жизни и пытаются найти им объяснения. Великие психологи идут дальше – они видят за этими феноменами человека во всей его неразгаданной полноте. Леон Фестингер даже на фоне самых великих выделялся широтой интересов – он занимался принятием решений, проблемой потери индивидуальности в группе, способами, которыми люди сравнивают себя с другими, психологическими аспектами технологии изготовления доисторических орудий, зрительным восприятием и движением глаз, групповой динамикой и т. д. Но главным его достижением все же стало создание теории когнитивного диссонанса.

Л. Фестингер произвел когнитивный переворот еще даже до возникновения когнитивной психологии, причем в области социальной психологии, максимально удаленной от когнитивных исследований. Он вывел закон: если два элемента мышления противоречат друг другу (находятся в диссонансе), то это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. То, что человек стремится жить в рациональном мире и избавляться от противоречий, постулировалось еще философами Нового времени. В конце XIX века И. Бернгейм в экспериментах с постгипнотическим внушением продемонстрировал, что человек стремится найти разумное, пусть даже неправильное, объяснение собственному поведению, которое – о чем сам человек не догадывался – было внушено ему в гипнозе. З. Фрейд наблюдал эксперименты Бернгейма и описал в рамках построенной им теории неосознаваемые механизмы борьбы человека с противоречиями (среди них – вытеснение и рационализация). Но объяснения оставались во многом спекулятивными, а в построениях Фрейда к тому же с сильным мифологическим привкусом.

Фестингер в специально сконструированных условиях показывает: если человек совершает поступок, противоречащий его убеждениям, то возникает когнитивный диссонанс. Для ликвидации диссонанса используется внешнее оправдание (меня заставили, приказали или хорошо заплатили). Но если поводов для внешнего оправдания мало, то человек ищет внутреннее оправдание этому своему поступку, например, не осознавая этого, изменяет собственные убеждения, т. е., как говорит Фестингер, сглаживает когнитивный диссонанс. Порожденные им идеи и экспериментальные замыслы произвели настолько сильное впечатление, что породили волну последователей, проводивших удивительно остроумные экспериментальные исследования (см., например, обзорные работы Э. Аронсона, который именно под воздействием книги, которую вы держите перед глазами, пришел к решению изучать социальную психологию).

Приведу пример, показывающий эвристическое значение теории Фестингера даже в той зоне, где он сам, скорее всего, не ожидал бы увидеть проявление своих теоретических построений. В наших исследованиях в Санкт-Петербургском университете было обнаружено, что если человек совершает ошибки в простых когнитивных задачах (ошибается при складывании цифр, делает опечатки и т. д.), то оказывается, что он имеет тенденцию повторять собственные ошибки, даже если сам их не замечает. Эффект повторения ошибок явно напоминает сглаживание когнитивного диссонанса – сделав ошибку, человек, не осознавая этого, как бы принимает решение: раз под воздействием определенных условий он сделал ошибку, то это вовсе и не ошибка, его поведение оправданно, а потому он вправе ее повторить.

Фестингер не только создал теорию, которая опирается на общие основания, но и сумел вывести следствия, которые можно подвергнуть экспериментальной проверке. Его теория оказалась эвристичной – другие исследователи обнаруживали предсказываемые теорией феномены даже там, где сам Фестингер вряд ли ожидал бы их увидеть. Тем самым он создал подлинно научную теорию. А его книга учит нас самому главному – тому, как надо делать настоящую науку.

Виктор Аллахвердов,

профессор, доктор психологических наук,

заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ

Это предисловие главным образом посвящено истории возникновения идей, положенных в основу этой книги. Выбранная мной хронологическая форма – наилучший способ отдать должное коллегам, оказавшим мне существенную помощь в ходе работы над книгой, а также объяснить, что побудило меня к ее написанию и какие цели я исходно преследовал.

Поздней осенью 1951 года Бернард Берелсон, директор Центра изучения поведения при Фонде Форда, спросил меня, не будет ли мне интересна работа по составлению аналитического обзора такой важной научной области, как изучение «коммуникации и социального влияния». В этой сфере был накоплен огромный фактический материал, до сих пор никем не обобщенный и не проработанный на теоретическом уровне. Он охватывал круг исследований от изучения влияния средств массовой информации до анализа межличностного общения. Если бы удалось извлечь из этого материала систему теоретических утверждений, которые связывали бы между собой множество уже известных в этой области фактов и позволяли бы делать новые предсказания, то это была бы работа, представляющая несомненную ценность.

Суть теории Л. Фестингера в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться устранить путем изменения остальных компонентов. Например, объясняя человеку ту или иную закономерность, давая знание, мы ставим целью изменить его поведение. Дав новое знание, мы организуем диссонанс, который человек впоследствии разрешит изменением компонентов, или, если он не может их изменить, то откажется принять наше знание.

Но, прежде всего, давайте заменим слово несоответствие термином меньшей логической коннотации, а именно: термином диссонанс. Основные гипотезы сформулируем следующим образом:

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Сформулированные выше основные гипотезы являются хорошей отправной точкой для этого. Их трактовка имеет предельно общее значение, поэтому термин диссонанс можно свободно заменить на иное понятие сходного характера, например, на голод, фрустрацию или неравновесие. При этом сами гипотезы будут полностью сохранять свой смысл. Исследование Фестингера показало, что если меняется один из компонентов, то и другие изменятся. Эта тенденция может проявляться разными способами.

Например, гипотетический курильщик может обнаружить, что процесс отказа от курения слишком болезнен для него, чтобы он мог это выдержать. Он может попытаться найти конкретные факты или мнения других людей о том, что курение не приносит такого уж большого вреда, однако эти поиски могут закончиться и неудачей. Тем самым, этот индивид окажется в таком положении, когда он будет продолжать курить, вместе с тем хорошо сознавая, что курение вредно. Если же подобная ситуация вызывает у индивида дискомфорт, то его усилия, направленные на уменьшение существующего диссонанса, не прекратятся.

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена более формальному представлению теории диссонанса, постараемся максимально точно и в однозначных терминах дать точное определение этому понятию. Термины диссонанс и консонанс определяют тот тип отношений, которые существуют между парами «элементов». Следовательно, прежде чем мы определим характер этих отношений, необходимо точно определить сами элементы.

Эти элементы относятся к тому, что индивид знает относительно самого себя, относительно своего поведения и относительно своего окружения. Эти элементы, следовательно, являются знаниями. Некоторые из них относятся к знанию самого себя: что данный индивид делает, что он чувствует, каковы его потребности и желания, что он вообще представляет собой и т.п. Другие элементы знания касаются мира, в котором он живет: что доставляет данному индивиду удовольствие, а что - страдания, что является несущественным, а что - важным и т. д.

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется, по крайней мере, один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим «поведенческим» элементом.

В 1956 г. Фестингер написал книгу "Когда пророчество не сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получила сообщения, посланные "Хранителем" с планеты "Кларион". Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последоватили продали дома, отдали деньги, и ждали прибытия космических кораблей. Когда утро наступило, без "тарелочек" и без наводнения, можно было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда миссис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их правоверного бдения и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой возрожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, созданный их поведением.

Даже совершенно тривиальные знания, как, например, осознание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь некоторые элементы, диссонирующие с этим знанием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время прогулки он замечает, что собирается дождь, и так далее. Короче говоря, существует так много других когнитивных элементов, релевантных по отношению к любому данному элементу, что наличие некоторой степени диссонанса - самое обычное дело.

Степень диссонанса между данным конкретным элементом и всеми остальными элементами когнитивной системы индивида будет прямо зависеть от количества тех релевантных элементов, которые являются диссонантными по отношению к рассматриваемому элементу. Таким образом, если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отношению к, скажем, поведенческому элементу когнитивной системы, то степень диссонанса с этим поведенческим элементом будет небольшой. Если же доля элементов, консонантных по отношению к данному поведенческому элементу, будет гораздо меньшей, нежели доля элементов, находящихся в диссонантном отношении с данным элементом, то степень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степень общего диссонанса будет также зависеть от важности или ценности тех релевантных элементов, которые имеют консонантные или диссонантные отношения с рассматриваемым элементом.

Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом, относящимся к знанию относительно окружающей среды, и поведенческим когнитивным элементом, то он может быть устранен только посредством изменения поведенческого элемента таким образом, чтобы он стал консонантным с элементом среды.

Основная суть теории диссонанса, довольно проста и в краткой форме состоит в следующем: могут существовать диссонантные отношения или отношения несоответствия между когнитивными элементами; Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения; Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.

В ходе одного из классических экспериментов, демонстрирующих принцип «меньше - значит больше», студенты колледжа в течение целого часа выполняли скучные, монотонные задания. Они складывали катушки на поднос, потом высыпали их и начинали все сначала; еще они поочередно поворачивали квадратные фишки каждый раз на четверть оборота, - в то время как экспериментатор якобы наблюдал за их работой. Мягко выражаясь, скучное занятие. Позднее экспериментатор предложил некоторым испытуемым по доллару за то, чтобы они сообщили (в интересах научных исследований) следующим испытуемым, что экспериментальные задания интересны, а их выполнение доставляет удовольствие. Другим испытуемым за такую же ложь было предложено по 20 долларов. Несмотря на разницу в размере вознаграждения, почти все испытуемые согласились солгать, т. е. совершить поступок, противоречащий их установкам.

Хотя доли согласившихся (среди студентов, получивших по 1 и по 20 долларов) были примерно одинаковыми, последствия этой лжи в смысле ее влияния на установки оказались различными. Солгавшие испытуемые затем проходили индивидуальное интервью, которое с ними проводил человек, по их мнению, не имевший отношения к эксперименту. Интервьюер просил их оценить, насколько им самим понравилось выполнять экспериментальные задания.

Испытуемые, которым заплатили по 20 долларов, оценивали задания как относительно неинтересные. Их оценки были весьма близки к оценкам испытуемых из контрольной группы, которые просто выполняли задания, а потом оценивали свое отношение к ним. Те, кто получил только по 1 доллару, наоборот, выражали более позитивное отношение: они оценивали задания как доставляющие удовольствие. Похоже, что студенты, получившие по 20 долларов, испытывали слабый диссонанс. Полученное ими вознаграждение в размере 20 долларов служило оправданием лжи - тем более, что это была незначительная ложь, санкционированная авторитетным лицом (исследователем). Один доллар, впрочем, труднее считать достаточной платой за то, чтобы обмануть своего брата-студента. Поэтому испытуемые, получившие по 1 доллару, испытывали диссонанс, для избавления от которого они изменяли свои установки так, чтобы они не противоречили их неблаговидному поступку.

Так и в жизни, например, среди обездоленных капитализмом людей находятся массы его приверженцев, и, напротив, среди тех, кому больше повезло на перестройке встречаются люди с более его здоровым пониманием. Удивляет, что самые безапелляционные приверженцы капитализма встречаются среди нищих.

Поскольку один доллар - сумма пустяковая, у испытуемых создавалось крайне важное в смысле оказываемого им влияния впечатление, что они якобы сами решили сообщить ложную информацию другим испытуемым. На самом же деле все они находились во власти искусственно созданной исследователями «иллюзии выбора»: экспериментаторы взяли на вооружение факт, что люди не замечают трудно уловимых ситуативных факторов. Истинные причины поведения испытуемых заключаются в мощных ситуативных «ловушках», - настолько сильных, что солгать согласились 90 % испытуемых, которым предложили по одному доллару. Давление, вынудившее испытуемых согласиться, настолько трудноуловимо, что в отсутствие очевидного стимула (к примеру, 20 долларов вознаграждения) испытуемым показалось, что они приняли решение свободно, не испытывая никакого давления. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15-52

Теория когнитивного диссонанса была создана в 1957 году, Леон Фестингер в процессе создания этой теории выступил как ученик Курта Левина. В качестве исходного понятия он рассматривает потребность, это не просто потребность, а ее особый вид «потребность в оценивании самого себя» - т. е. способность оценивать свои мнения, способности . Для этого мнения должны быть соотнесены с социальной реальностью, т. е. получить поддержку или подтверждение со стороны социума. Т. Е. основная задача человека сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, сравнивать их.

При этом Фестингер предположил, что стремление сравнивать себя с другими значительно уменьшается, если различия между мнениями возрастает. Личность всегда стремиться избегать тех ситуаций, в которых ее мнение далеко от мнений других, и напротив ищет ситуации, где сталкивается со схожими мнениями. Человек, начинающий обучение игре в шахматы скорее будет сравнивать себя с другими новичками чем с профессионалами. Фестингер отмечает, что если наблюдается минимальное несовпадение мнения группы и личности это приводит к конформизму, т.е. личность меняет собственное мнение под давлением группы. Получая таким образом, поддержку личность избегает состояния диссонанса, укрепляет свои когниции (мнения, суждения, убеждения). Вторая часть этой теории касается потребности иного характера – это тоже потребность в знании, но знании о себе, потребность знать связано, последовательно и непротиворечиво.

Когнитивный диссонанс – некомфортное, неприятное состояние, в котором пребывает индивид под влиянием двух противоречивых когниций.

Состояние когнитивного диссонанса возникает всякий раз, когда у индивида одновременно имеются две когниции (идеи, убеждения, установки, модели поведения и т.д.). Таким образом, две когниции находятся в диссонансе если из первой следует отрицание второй. Состояние когнитивного диссонанса вызывает неприятные ощущения, люди стремятся к его уменьшению. Придерживаться двух противоречивых идей не возможно, это все равно, что «флиртовать с абсурдом», отмечает философ экзистенциалист Альберт Камю. Уменьшить когнитивный диссонанс можно путем изменения одной или обеих когниций, таким образом чтобы сделать их более совместимыми друг с другом. В качестве примера рассмотрим следующий: Курильщик читает статью о медицинских исследованиях, доказывающих связь курения с раком. В данном случае две его когниции вступают в диссонанс – «Я курю сигареты» и «курение вызывает рак». По мнению Фестингера человек начинает работать первоначально над одной установкой – необходимо бросить курить» - конечный вариант «я не курю». Однако это не легкая задача и человек сделав несколько попыток, переходит к работе над второй когницией «курение вызывает рак». К примеру аппелировать к тому, что экспериментальные данные полученные по этому вопросу неоднозначны, да к тому же если такие умные и рассудительные люди как Наташа, Света и Алла это делают, значит курение на самом деле не так опасно. Женщина может перейти на более легкие сигареты, курить меньшее количество в день и т. д.


Таким образом, можно сделать следующие выводы: Люди тратят огромное количество времени и сил защищая свое Эго, но от этого они не становятся лучше. И поэтому если мы будем стремиться к снижению диссонанса мы никогда не сможем признать собственные ошибки, мы будем загонять их под ковер, т. е. в бессознательное или же будем обращать их в наши достижения. Необходимо использовать опыт диссонанса для того. Чтобы учиться на своих ошибках. Существует несколько способов : 1) Ясное понимание собственных стремлений, защита «Я» и уменьшение диссонанса; 2) Осознание того факта. Что совершение мной глупых или аморальных поступков, не говорит о том, что я непоправимо глупый или аморальный человек; 3) через усиление моей способности осознавать пользу, которую может принести признание собственных ошибок и обучению на них.

4. Теория конгруэнтности Ч. Остгуда и П. Танненбаума (современное состояние когнитивизма).

Понятие «Конгруэнтность» введенное Ч. Осгудом и П. Танненбаумом,

является синонимом термина «баланс», «совпадение». Теория была создана в 1955 году. Главное ее отличие от других теорий, заключено в попытке предсказать изменения отношений (или установки личности). Под влиянием стремления установить соответствие не к одному, а одновременно к двум объектам. Областью практических применений этой теории является массовая коммуникация, поэтому наиболее удобно приводить примеры из этой области. В данной теории речь идет о триаде: Р – реципиент, К – коммуникатор, О – информация об объекте. Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, который дает позитивную оценку какому-то явлению, которое сам реципиент оценивает негативно. То в когнитивной структуре реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок моя собственная и коммуникатора не совпадают. Выходом из этой ситуации может служить изменение отношения реципиента и к коммуникатору и к объекту .

Лекция «Интеракционистские теории (символический интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун)»

1. Символический интеракционизм (М. Кун, Дж. Мид).

2. Социальная драматургия И. Гоффмана.

3. Социальный конструкционизм – К. Герген;

4. Теория социальных представлений С. Московичи.

Литература:

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М. 2001. – 288 с.

2. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

3. Ильин И. Постмодернизм. Словарь. СПб. 1999.

4. Харре Р. Вторая когнитивная революция //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

Название данного направления происходит от понятия «интеракция», Мы знаем, что интеракция означает взаимодействие, но не любое, а лишь социальное – т. е. взаимодействие людей в группе, в общении. В качестве общего теоретического источника выступили взгляды Джорджа Мида, а также некоторые положения концепций Линтона, Мертона. Нужно сказать, что исследования Мида и других интеракционистов носят социологическую ориентацию и являются примером «социологической социальной психологии». Основным элементом исследования является не отдельный индивид и его включенность в социальный процесс, а процесс интеракции индивидов в группе. Выделяют 3 основных направления в сфере интеракционистской ориентации. 1) Символический интеракционизм. 2) Ролевые теории. 3) Теории референтной группы.

Символический интеракционизм.

Устная традиция Дж. Мида.

Работы Дж. Мида считаются наиболее значимыми в этой сфере, самая известная «Сознание, личность и общество», которая была опубликована после его смерти. При жизни Мида не было опубликовано ни одной его социально-психологической работы. Для него была характерна так называемая устная традиция, т. е. он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии, которые около 40 лет он читал на социологическом факультете Чикагского университета, поэтому книга Мида составлена на основе рукописных записей, стенограммах лекций и студенческих конспектах. Развитие идей Мида происходило его учениками, в частности Блумером. Который, обозначил идеи Мида как «Символический интеракционизм».

«Символический интеракционизм » в основном основное внимание уделяет проблемам символической коммуникации , т. е. общению и взаимодействию, осуществляемому при помощи символов .

Основные предпосылки теории интеракционизма: 1 ) Люди действуют в отношении «вещей» (идей, других людей, предметы, социальные институты, врагов, личную свободу, ситуации и проч.) на основании значений, которыми для них обладают «вещи». 2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. 3) Значения используются , а также изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих явлений, вещей. Социальное взаимодействие, рождает огромное число символических интерпретаций одного и того же предмета (например, в разных культурах: в Индии корова считается божественным животным, которое нельзя убивать, фермы коров в США и России). Также точно и отдельные жесты, выступают как своего рода символы, но даже одни и те же могут по разному интерпретироваться, следовательно, говорит Мид, значение символа или жеста следует искать в реакции того лица, которому он адресован . На основе символического интеракционизма и развилась идея культурных исследований (case studies).

Символическая коммуникация объявлялась, конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира.

Таким образом, для процесса успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого, т. е. войти в положение того человека, «примерять на себя, его роль», которому адресована коммуникация, посмотреть на себя его глазами. Только в таком случае индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как объекту. Таким образом, индивид, личность всегда социальны т. е. не могут сформироваться вне группы, вне общества. Мид выделил в структуре личности три основных компонента (по аналогии с Фрейдовской теорией). Это Я, ми, селф. Я – это импульсивное, творческое движущее начало. «Ми» - образ личности, который должны видеть другие, внутренний социальный контроль, и «Селф» - самость, личностное «я»; совокупность первого и второго компонентов.

При групповом взаимодействии индивиду необходимо обобщить позицию большинства членов группы.

Поведение личности теснейшим образом связано с исполнениями тех социальных ролей, с которыми личность себя отождествляет. Все современные теории роли опираются на символические разработки Дж. Мида, кроме того, именно Мидом было введено понятие «роль», в пространство социальной психологии. Но при этом он не дал четкого определения, этому понятию, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное (фактически это понятие соотносилось с театральным определением). Главной идеей Мида была идея «принятия роли другого» - т. е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению. Понятие социальной роли рассматривается как весьма сложная категория. Социально-психологический аспект социальной связан, прежде всего субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Сложность данного феномена не позволяет его однозначно определить. Если мы обратимся к предыдущему материалу, то можно сказать: « Что, фундаментальная ошибка атрибуции связана с тенденцией преувеличивать значение личностных и диспозиционных факторов, а не ситуативных или средовых, т.е. происходит недооценка воздействия социальной роли».

Поэтому принято говорить о следующих аспектах роли:

1) Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, в его взаимодействии с другими (представления других людей).

2) Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение (собственные представления)

3) Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида (наблюдаемое поведение индивида).

Социальную роль в большинстве случаев, при ее социально-психологическом рассмотрении связывают со статусом индивида, но не как определенного положения в системе социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория (набор ролевых ожиданий), которые подразделяются на ожидания – права, и ожидания- обязанности индивида при исполнении им той или иной роли). Понятие социальной роли очень редко употребляется чаще всего используют определение «роль индивида», «межличностная роль».

Классификации ролей. Тибо и Келли делят роли на «предписанные» - внешне заданные, не зависящие от усилий индивида. И «достигнутые» - те, которые достигнуты благодаря личным усилиям индивида. Линтон выделяет роли активные и латентные. Индивид является носителем многих ролей, но в конкретный данный момент он может исполнять только одну роль, именно она будет активной, а все остальные латентными. Т. Сабрин и В. Ален классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют 7 таких стадий от 0, когда индивид лишь числиться носителем, но по существу ее не выполняет до максимальной включенности (которая характеризуется исполнением под воздействием веры в сверхъестественные силы). На промежуточных стадиях расположены ритуальные роли, (второй уровень включенности).

Индивидуально-психологические и личностные особенности лживой личности, классификация обманов

1.2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Суть теории Л. Фестингера в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться устранить путем изменения остальных компонентов. Например, объясняя человеку ту или иную закономерность, давая знание, мы ставим целью изменить его поведение. Дав новое знание, мы организуем диссонанс, который человек впоследствии разрешит изменением компонентов, или, если он не может их изменить, то откажется принять наше знание.

Но, прежде всего, давайте заменим слово несоответствие термином меньшей логической коннотации, а именно: термином диссонанс. Основные гипотезы сформулируем следующим образом:

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Сформулированные выше основные гипотезы являются хорошей отправной точкой для этого. Их трактовка имеет предельно общее значение, поэтому термин диссонанс можно свободно заменить на иное понятие сходного характера, например, на голод, фрустрацию или неравновесие. При этом сами гипотезы будут полностью сохранять свой смысл. Исследование Фестингера показало, что если меняется один из компонентов, то и другие изменятся. Эта тенденция может проявляться разными способами.

Например, гипотетический курильщик может обнаружить, что процесс отказа от курения слишком болезнен для него, чтобы он мог это выдержать. Он может попытаться найти конкретные факты или мнения других людей о том, что курение не приносит такого уж большого вреда, однако эти поиски могут закончиться и неудачей. Тем самым, этот индивид окажется в таком положении, когда он будет продолжать курить, вместе с тем хорошо сознавая, что курение вредно. Если же подобная ситуация вызывает у индивида дискомфорт, то его усилия, направленные на уменьшение существующего диссонанса, не прекратятся.

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена более формальному представлению теории диссонанса, постараемся максимально точно и в однозначных терминах дать точное определение этому понятию. Термины диссонанс и консонанс определяют тот тип отношений, которые существуют между парами «элементов». Следовательно, прежде чем мы определим характер этих отношений, необходимо точно определить сами элементы.

Эти элементы относятся к тому, что индивид знает относительно самого себя, относительно своего поведения и относительно своего окружения. Эти элементы, следовательно, являются знаниями. Некоторые из них относятся к знанию самого себя: что данный индивид делает, что он чувствует, каковы его потребности и желания, что он вообще представляет собой и т.п. Другие элементы знания касаются мира, в котором он живет: что доставляет данному индивиду удовольствие, а что - страдания, что является несущественным, а что - важным и т. д.

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется, по крайней мере, один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим «поведенческим» элементом.

В 1956 г. Фестингер написал книгу "Когда пророчество не сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получила сообщения, посланные "Хранителем" с планеты "Кларион". Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последоватили продали дома, отдали деньги, и ждали прибытия космических кораблей. Когда утро наступило, без "тарелочек" и без наводнения, можно было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда миссис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их правоверного бдения и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой возрожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, созданный их поведением.

Даже совершенно тривиальные знания, как, например, осознание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь некоторые элементы, диссонирующие с этим знанием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время прогулки он замечает, что собирается дождь, и так далее. Короче говоря, существует так много других когнитивных элементов, релевантных по отношению к любому данному элементу, что наличие некоторой степени диссонанса - самое обычное дело.

Степень диссонанса между данным конкретным элементом и всеми остальными элементами когнитивной системы индивида будет прямо зависеть от количества тех релевантных элементов, которые являются диссонантными по отношению к рассматриваемому элементу. Таким образом, если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отношению к, скажем, поведенческому элементу когнитивной системы, то степень диссонанса с этим поведенческим элементом будет небольшой. Если же доля элементов, консонантных по отношению к данному поведенческому элементу, будет гораздо меньшей, нежели доля элементов, находящихся в диссонантном отношении с данным элементом, то степень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степень общего диссонанса будет также зависеть от важности или ценности тех релевантных элементов, которые имеют консонантные или диссонантные отношения с рассматриваемым элементом.

Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом, относящимся к знанию относительно окружающей среды, и поведенческим когнитивным элементом, то он может быть устранен только посредством изменения поведенческого элемента таким образом, чтобы он стал консонантным с элементом среды.

Основная суть теории диссонанса, довольно проста и в краткой форме состоит в следующем: могут существовать диссонантные отношения или отношения несоответствия между когнитивными элементами; Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения; Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.

В ходе одного из классических экспериментов, демонстрирующих принцип «меньше - значит больше», студенты колледжа в течение целого часа выполняли скучные, монотонные задания. Они складывали катушки на поднос, потом высыпали их и начинали все сначала; еще они поочередно поворачивали квадратные фишки каждый раз на четверть оборота, - в то время как экспериментатор якобы наблюдал за их работой. Мягко выражаясь, скучное занятие. Позднее экспериментатор предложил некоторым испытуемым по доллару за то, чтобы они сообщили (в интересах научных исследований) следующим испытуемым, что экспериментальные задания интересны, а их выполнение доставляет удовольствие. Другим испытуемым за такую же ложь было предложено по 20 долларов. Несмотря на разницу в размере вознаграждения, почти все испытуемые согласились солгать, т. е. совершить поступок, противоречащий их установкам.

Хотя доли согласившихся (среди студентов, получивших по 1 и по 20 долларов) были примерно одинаковыми, последствия этой лжи в смысле ее влияния на установки оказались различными. Солгавшие испытуемые затем проходили индивидуальное интервью, которое с ними проводил человек, по их мнению, не имевший отношения к эксперименту. Интервьюер просил их оценить, насколько им самим понравилось выполнять экспериментальные задания.

Испытуемые, которым заплатили по 20 долларов, оценивали задания как относительно неинтересные. Их оценки были весьма близки к оценкам испытуемых из контрольной группы, которые просто выполняли задания, а потом оценивали свое отношение к ним. Те, кто получил только по 1 доллару, наоборот, выражали более позитивное отношение: они оценивали задания как доставляющие удовольствие. Похоже, что студенты, получившие по 20 долларов, испытывали слабый диссонанс. Полученное ими вознаграждение в размере 20 долларов служило оправданием лжи - тем более, что это была незначительная ложь, санкционированная авторитетным лицом (исследователем). Один доллар, впрочем, труднее считать достаточной платой за то, чтобы обмануть своего брата-студента. Поэтому испытуемые, получившие по 1 доллару, испытывали диссонанс, для избавления от которого они изменяли свои установки так, чтобы они не противоречили их неблаговидному поступку.

Так и в жизни, например, среди обездоленных капитализмом людей находятся массы его приверженцев, и, напротив, среди тех, кому больше повезло на перестройке встречаются люди с более его здоровым пониманием. Удивляет, что самые безапелляционные приверженцы капитализма встречаются среди нищих.

Поскольку один доллар - сумма пустяковая, у испытуемых создавалось крайне важное в смысле оказываемого им влияния впечатление, что они якобы сами решили сообщить ложную информацию другим испытуемым. На самом же деле все они находились во власти искусственно созданной исследователями «иллюзии выбора»: экспериментаторы взяли на вооружение факт, что люди не замечают трудно уловимых ситуативных факторов. Истинные причины поведения испытуемых заключаются в мощных ситуативных «ловушках», - настолько сильных, что солгать согласились 90 % испытуемых, которым предложили по одному доллару. Давление, вынудившее испытуемых согласиться, настолько трудноуловимо, что в отсутствие очевидного стимула (к примеру, 20 долларов вознаграждения) испытуемым показалось, что они приняли решение свободно, не испытывая никакого давления. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15-52

Возникновение атрибуции и когнитивного диссонанса при межличностном взаимодействии как фактор развития личности

С понятием атрибуции тесно связано понятие когнитивного диссонанса. По классическому определению Л. Фестингера , когнитивный диссонанс - это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) - мыслями, опытом, информацией и т...

Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

Изучение взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и уровня социальной фрустрированности

"Анатомия одиночества" - так называется работа творческого коллектива Летиции Энн Пепло, Марии Мицели и Брюса Мораша. "Характерной особенностью человека является желание понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту...

Когнитивные стили

Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых предметов, из которых надо было отобрать два...

Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Формирование мозговой организации когнитивной деятельности - процесс не линейный и имеет периоды ее качественных преобразований. Одним из таких периодов является дошкольный возраст - существенный этап когнитивного развития ребенка...

Современные зарубежные концепции эмоций

Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда...

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition - знание, dissonance - несоответствие) -- социально-психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером...

Диссонанс возникает в ситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцем непредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс - это ежедневное, постоянное явление...

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Характеристики, между которыми возникает диссонансное отношение - главный фактор, определяющий степень диссонанса, по мнению Фестингера. Если два элемента - диссонантные...

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Диссонанс действует таким же образом, как мотивы и потребности, так как порождается стремление к тому, чтобы уменьшить или устранить диссонанс. И интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса...

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Максимальный диссонанс между элементами определяется «величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента». Однако...

Чувства и эмоции

В динамике эмоциональных процессов и состояний человека не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические (т.е. относящиеся к знаниям) факторы. В связи с этим были предложены новые концепции...

Эмоции

В этих теориях возникновение эмоций связывается с когнициями (т.е. исходными взглядами, знаниями, установками) человека. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера...

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через интеллектуальные или, как их ещё называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!