Где жил и творил поэт. Работа в течение жизни

Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(Т. Н. Александрова )

При всей своей гениальности и неповторимости Александр Блок - истинный русский интеллигент своего времени со всеми скрытыми недостатками и явными достоинствами. В то сложное время, когда явственно ощущался дух грядущих перемен, будораживший умы и чувства наиболее просвещенной части общества довольно сложно было остаться в стороне. И тем более такому настоящему представителю своей эпохи, Александру Блоку, с его восторженной и при этом сомневающейся натурой.
Он мог себе позволить быть уникальным, его любили читатели огромной и всепрощающей любовью. Его поставили на пьедестал русской поэзии и взирали снизу с почтительным вниманием, ловя каждое его произведение, оценивая его заранее и не сомневаясь в совершенстве.
Блок глубоко чувствовал свое время, но бушевавшие страсти не давали возможности восстановить душевное спокойствие, так необходимое, чтобы обрести истинное понимание момента. Эти внутренние противоречия были настоящей причиной резких колебаний настроений у поэта, когда наступали длительные депрессивные периоды, сменявшиеся яркими творческими всплесками.
Наблюдая разрушительные процессы привычного мира, Блок надеялся увидеть новое, но результат переустройства общества его разочаровал и практически убил. Его внутренние силы не выдержали давления революционных перемен. Он никогда не стремился стать наставником человечества, ему вполне хватало лирики. Творчество Блока не всегда отмечено обязательным присутствием идеи, правильной или неправильной. Александра Блока лучше принимать как поэта без его сомнительных признаний и мистических настроений.

Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
(«Возмездие»)

В жизни Блока навсегда оставили след сложные семейные отношения родителей, завершившиеся полным разрывом. Блок практически лишился отца, общаясь с ним в дальнейшем лишь от случая к случаю, но при этом сохранил все фамильные черты и наклонности. И все же лучшим, что присуще его внутренним качествам он обязан матери и ее семье. На воспитание будущего поэта влияли дед, Андрей Николаевич Бекетов, служивший ректоров в Петербуржском университете, который был довольно известным ученым и занимался изучением растений. И бабушка, Елизавета Григорьевна. Она занималась переводами иностранных произведений таких популярных иностранных авторов как Флобер, Мопассан, Жорж Санд, Диккенс, Вальтер Скотт и т.д. Возможно, именно от нее внук получил в наследство литературные способности.

Все четыре ее дочери обладали литературными талантами, и профессиональной писательницей стала только одна из них, Софья Андреевна. Старшая, Екатерина Андреевна занималась и поэзией и прозой. Стихотворение «Сирень» стало модным романсом, благодаря музыке композитора С.В.Рахманинова. Младшая дочь Мария Андреевна писала для детей, а впоследствии изложила жизнеописание своего племянника в виде интересного повествования для подрастающего поколения.

Третья сестра, Александра Андреевна, которая и была матерью А. Блока, хорошо владела иностранными языками и пошла по стопам бабушки став переводчицей, была поклонницей поэзии и лирики, отличалась особой религиозностью и считала своим истинным предназначением первую очередь стать хорошей женой и матерью. Но брак Аси Бекетовой и сложного по своей натуре Александра Львовича Блока стал настоящей семейной трагедией и лишил девушку всех ее радужных надежд. Они жили далеко от семьи в Варшаве, и муж получил возможность безнаказанно пользоваться своей властью над женой. Его ревность принимала чудовищные формы, он бил и морил Александру Андреевну голодом, что стало причиной рождения их первенца мертвым. Почувствовав себя беременной снова, она предпочла вернуться к родителям, где 16 или 28 ноября по старому стилю 1880 года появился на свет Александр Блок. Его тетя Мария Бекетова впоследствии отмечала, что маленький Саша отличался живым и неутомимым характером, но при этом был довольно трудным ребенком, капризным, своевольным, требовательным и крайне категоричным. В изданном ее биографическом произведении достаточно большое количество семейных подробностей, но о религиозном воспитании сказано, крайне мало.

Семья жила в Петербурге, выезжая на лето в подмосковное имение Шахматово, что в Клинском уезде.


Именно красота этих родных для поэта мест оказала в дальнейшем большое влияние на живые творческие образы. Здесь просто веяло истинной Русью, что нашло отражение в следующих поэтических строках Блока:

О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!»

Об особом отношении Блока к Шахматову писал Андрей Белый, при этом в присущей всей русской интеллигенции манере. Настоящая Русь не московская, вера - только не православие, христианство без влияния Церкви и власть не сегодняшняя.
В 1898 году Саша Блок поступает в гимназию, но не проявляет интереса к обучению, ему скучно, и только древние языки вызывают у него интерес, что отличает его от многих поэтов того времени. Но будущий поэт уже слышал медное звучание латыни, которое сформировалось благодаря театру и первым страстным юношеским порывам.

Любовное увлечение становится постоянным с 1894 года и именно недалеко от Шахматова в имении Менделеевых Боблове в 1989 году происходит первое осознанное свидание.

Сохранились фотографии, где Блок позирует в костюме Гамлета, а в роли прекрасной Офелии выступает Любовь Дмитриевна. Этот известный снимок - практически единственное достоверное подтверждение женской красоты у довольно простой на наш сегодняшний взгляд, девушки, в которой Блок увидел настоящий древнерусский идеал.

Он очень нестандартным образом соединил в своем творчестве образ средневековых трубадуров и истинно русской красавицы, такое причудливое сочетание довольно часто встречается в поэзии Серебряного века, и в литературе, в общем, и таящаяся в нем опасность в будущем дала себя знать.


Любовь Дмитриевна считала, что именно роль Офелии подтолкнула ее к Блоку, но романтическое увлечение быстро прошло, и уже довольно скоро она стала стесняться своих уже прошедших чувств. Для Блока же это стало новым творческим периодом.

Я шел во тьме к заботам и веселью,
Вверху сверкал незримый мир духoв.
За думой вслед лилися трель
за трелью
Напевы звонкие
пернатых соловьев.
И вдруг звезда полночная упала,
И ум ужалила змея…
Я шел во тьме, и эхо повторяло:
«Зачем дитя Офелия моя?»

Окончив обучение в гимназии, А. Блок в 1898 году поступил на юридический факультет университета в Петербурге, но вскоре изменил свое мнение и предпочел перевестись на историко-филологический в 1901 году.
Внутренние переживания молодого поэта были гораздо серьезнее, чем просто юношеское увлечение, такое земное чувство обладало некоторыми мистическими отзвуками. Таинственные и грозные веяния уже неминуемо приближались к России. Его собственный духовный опыт следовал из общественного, созданного многими поколениями. «Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня, так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М.С. и О.М. Соловьевыми, З.Н. и Д.С. Мережковскими и с А. Белым», – писал Блок в автобиографии (Блок А. Собр. Соч. в 6 тт. Т. 5. М., 1982. С. 75).
В тот же период, когда уже шла поэтическая работа посвященная образу «Прекрасной Дамы» Блок познакомился с творчеством В. Соловьёва. «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой “новой поэзии” я не знал до первых курсов университета, – вспоминал поэт. – Здесь в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Вл. Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна. Меня тревожили знаки в природе, но все это я считал “субъективным” и бережно оберегал от всех» (Цит по: Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. Л., 1930, С. 65).По этому поводу довольно справедливыми выглядят суждения М. Бекетовой. «Таким образом, влияние Соловьева на Блока приходится считать несколько преувеличенным: он только помог ему осознать мистическую суть, которой были проникнуты его переживания. И это было не внушение, а скорее радостная встреча близких по духу» (Там же).

Но насколько это высказывание не было бы верным, оно ни в коей мере не уменьшает влияние Соловьева на творчество Блока, который в свою очередь воспринимал Соловьева в очень ограниченном смысле, что было присуще и Белому и остальным его последователям. Все внимание концентрировалось на наиболее противоречивой, вызывающей много вопросов части учения о Софии, Вечной Женственности. Созданный образ красоты имеет двойственное восприятие из-за присущих черт переменчивости всего земного существования. Понимание Вселенского Добра, на котором основывается совершенный мир, это является основной идеей последнего творения Соловьева «Оправдание добра» над которым он работал с 1894 по 1897 год. «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» выглядит как ирония над своей жизнью и попыткой что-то исправить и оправдать. Христианское упокоение после покаянной исповеди у православного священника, все эти поступки, завершившие земной путь великого философа остались без внимания Блока.
Философия для Соловьева была первостепенной, поэзия всегда на втором плане. Но Блок воспринимал его в первую очередь как поэта и хотел видеть родственную душу. Но мистический Соловьев в своей душевной основе оставался христианином, тогда как для Блока, по словам К.В Мочульского «Божество открылось ему как космическое начало “Вечной Женственности”, а не как богочеловеческое лицо Христа. Он верил в Софию, не веря в Христа» (Мочульский К.В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997. С. 81). Это очень спорное высказывание, так как Блок воспринимал все в виде откровений, в ином случае смысл просто отсутствует.

И Дух и Невеста говорят: прииди. (Апокалипсис)
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.
Все дышавшее ложью
Отшатнулось, дрожа.
Предо мной – к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
(22 февраля 1902 г.)

Царившим в душе Блока мистическим настроения сопутствовал серьезный творческий порыв, стихи лились нескончаемым потоком, и только незначительная часть была издана. Первая попытка печататься провалилась. Журнал «Мир Божий» отказался сотрудничать с поэтом, стихотворения «Сирин и Алконост» и «Гамаюн, птица вещая» были признаны вредными с государственной точки зрения. Пророческий смысл не был замечен.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять
смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!

Обращение к журналу «Скорпион» тоже не увенчалось успехом. Признанный создатель новой поэтической направленности редактор не оценил начинающего поэта, который уже на тот момент был признан и востребован широким кругом ценителей и почитателей его творчества. И здесь свою роль сыграла Александра Андреевна, которая лично знала Соловьева. Именно она отправила ему стихи Блока, который в свою очередь показал их Андрею Белому (Боря Бузгаев), он не только сам их оценил по достоинству, но довольно энергично сформировал целый творческий центр последователей А. Блока.

Тем временем период романтических чувств на расстоянии закончился из-за возникших между ним и объектом поклонения разногласий, основывавшихся на совершенно противоположных взглядах. Для Блока это оказалось настоящим ударом, у него возникали даже мысли о самоубийстве. Было написано предсмертное послание, противоречивое, отрицающее и взывающее к прощению одновременно: «В моей смерти прошу никого не винить. Причины ее вполне “отвлеченны” и ничего общего с “человеческими” отношениями не имеют. Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Чаю Воскресения мертвых и Жизни Будущего Века. Аминь. Поэт Александр Блок» (Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе. С. 169). К нашему счастью трагедии удалось избежать. Как знать, может именно то, что Александра Дмитриевна довольно часто чувствовала потребность помолиться перед Казанской иконой Божией Матери и заходила в Казанский собор, при этом Блок ее сопровождал, уберегло семью от утраты. Но сама драма получила дальнейшее развитие.
Блок решил окончательно объясниться c Любовью Дмитриевной, что и состоялось 7 ноября 1902 года в Дворянской собрании, и им даже удалось договориться. Вскоре Блок сделал предложение, и оно было принято. Но учитывая, что все происходило под пристальным вниманием всего литературного общества, в дальнейшей семейной жизни грозили возникнуть серьезные проблемы.
Но 1903 год был для Блока довольно успешным. Он не только женился, венчание с Л.Д.Менделеевой состоялось 17 августа в селе Тараканово, что недалеко от Боблова и Шахматова.

Но и впервые опубликовался. Его стихи появились сразу в нескольких уважаемых изданиях, таких как: «Литературно художественный сборник» Петербуржского университета, «Новый путь» и альманах Северные цветы». Уже в январе 1904 года Блок с женой отбыли в Москву, где близко сошлись с родственными душами Андреем Белым, Бобсовым, Бальмонтом, Поляковым, который был издателем «Скорпиона», Кречетовым и его женой, многими другими. Жизнь этого периода отличалась разнообразием. Блок выступает с докладом «Символизм как миропонимание» перед студенческим литературным кружком. Его слушателями были будущие русские религиозные философы П.А.Флоренский, В.Ф.Эрл и В.П. Свентицкий. Через две недели семейная чета Блоков вновь вернулась в Петербург. Результат поездки - издание сборника «Стихи о Прекрасной Даме» в «Грифе», сюда вошло 93 лирических произведения.
Лето семья по обыкновения проводила в Шахматове, где их посетили Соловьев, Андрей Белый и Петровский, друг Белого. На первый взгляд Блок с супругой были образцом семейного благополучия, но возникли некоторые моменты в общении, вызванные настроениями от «Стихов о Прекрасной Даме». Серьезное восприятие супруги поэта как земное и реальное воплощение Вечной Женственности, что было естественно для Блока как супруга, вызвало возникновение в восприятии окружающих некого обожаемого образа, что носило довольно опасный характер. Блок чувствовал окончание своего внутреннего мистического периода. «Чувствовать Ее – лишь в ранней юности и перед смертью, – записал он как раз в 1904 г. – Теперь побольше ума» (Блок А.А. Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. С.105). Но окружающие продолжали его довольно активно навязывать, что было для поэтической натуры совершенно неприемлемо. Все чувства и переживания этого внутреннего конфликта Блок излил в пьесе «Балаганчик» в 1906 г

Ставить пьесу взялся В.Э Мейерхольд, работавший на тот момент режиссеров в театре Комиссаржевской В.Ф. И, здесь театральный сюжетный треугольник Арлекин-Коломбина-Пьеро получил театральное отражение реально существовавшего Андрей Белый - жена Блока - и сам А. Блок. Отождествление Любови Дмитриевны с образом Вечной Женственности приняло в реальности земную и упрощенную форму. А. Белый попытался добиться ответных чувств от жены поэта, что, правда, ему не удалось. Но в какой-то момент Любовь Дмитриевна серьезно колебалась. Отношения осложнились и запутались, что в 1097 году чуть не привело к трагедии, все могло окончиться дуэлью. Общение с А. Белым было прервано и возобновилось лишь спустя три года, но уже в ровном и спокойном стиле. Хотя в записях Блока остался своеобразный отголосок: «Слишком во многом нас жизнь разделила» (Блок А. Собр. соч. в 6 тт. Т.5 С. 185).Семья была сохранена, но глубокий след остался в скрытой душеной травме Блока, и привело к злоупотреблению горячительными напитками.
«Незнакомка» не просто мистическое творение, это биографическое откровение поэта перед своими читателями.

… И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен…
…В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Блок довольно остро ощущал неестественный уклад всего общественного строя, где само понятие нравственных устоев носило крайне неясные очертания. Окружающие высказываются о нем как личности имеющей жизнеспособное начало, что противоречит устойчивому мнению о ясновидце и предсказателе. Именно так Блок выглядит на портрете К. А. Сомова, где он не понравился ни поэту, ни его близким.
Основу дальнейших преобразований общества Блок старался найти в собственном народе с помощью не христианства, а революционных тенденций. Может образ Христа в его сознании на тот момент был связан с людьми ему неприятными, причинившими душевные страдания. Но его очень близкий друг Евгений Павлович Иванов – был глубоко верующим человеком и именно церковно. В письме к нему Блок упоминает Христа: «Ведь я “иногда” Христом мучаюсь» (Блок А. Собр Соч. в 6 тт. Т. 6. С. 69). И тут же отвергает Его: «Никогда не приму Христа» (Там же. С. 82) И это не просто слова, глубокий душевный смысл нашел свое отражение в строках, посвященных Евгению Иванову:
Вот Он – Христос – в цепях и розах
За решеткой моей тюрьмы.
Вот агнец кроткий в белых розах
Пришел и смотрит в окно тюрьмы.
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо.
Но лик и синее небо – одно.
Единый, светлый, немного грустный –
За ним восходит хлебный злак,
На пригорке лежит огород капустный,
И березки и елки бегут в овраг.
И все так близко и так далеко,
Что, стоя рядом, достичь нельзя,
И не постигнешь синего ока,
Пока не станешь сам как стезя…
Пока такой же нищий не будешь,
Не ляжешь, истоптан,
в глухой овраг,
Обо всем не забудешь,
и всего не разлюбишь,
И не поблекнешь, как мертвый злак.
Дата создания 10 октября 1905 года, и 17 октября, а уже 17 октября 1905 года Блок идет в рядах революционных демонстрантов и несет красный флаг, что возможно и объединило красный флаг и образ Христа в розах в поэме «Двенадцать». Особенно эмоционально Блок воспринял революционные события 9 января 1905 года, мы знаем о них как о « кровавом воскресенье».
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Ведь никто не встретит старость
– Смерть летит из уст в уста…
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста…

Блок сохраняет революционную направленность своего творчества вплоть до создания произведения «Двенадцать», при этом оно носит сложный и противоречивый характер, литературные критики до сих пор не пришли к единому мнению. Стихотворение «Митинг», где выступление оратора заканчивается его смертью от вражеской пули, знаменующей злую силу, противопоставленную страстной демонической натуре:
Он говорил умно и резко,
И тусклые зрачки
Метали прямо и без блеска
Слепые огоньки.

И серый, как ночные своды,
Он знал всему предел,
Цепями тягостной свободы
Уверенно гремел.
Только смерть неожиданным образом просветляет и освобождает самого оратора:
И в тишине, внезапно вставшей,
Был светел круг лица,
Был тихий ангел пролетавший,
И радость – без конца.

Как будто, спрятанный у входа
За черной пастью дул,
Ночным дыханием свободы
Уверенно вздохнул.
Поэт покидает мир своих переживаний и начинает серьезно размышлять над процессами в стране и обществе:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь…
«Из материала работы о русских заговорах и заклинаниях строится образ демонической колдовской Руси, – писал К.В. Мочульский. И здесь реальная Россия – разоренная и обездоленная, вынужденная влачить нищенское существование. Образ болота и пожаров, шабаш ведьм и ночные хороводя странных личностей, распутье и сомнения. Душа России мятущаяся и ищущая ответы на вопросы, скрытые непроглядным покровом тайны:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты…
Мастерское сочетание образов звуков и теней, противопоставление темных и светлых сил в загадочных литературных формах. Постепенное нарастание звучания:
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты
У нищей истерзанной России душа по-прежнему жива, это впечатление создается благодаря озарению свыше священным светом. На русской земле, смиренной и скудной, напечатлен Лик Христа. И чтобы понять Его – нужно стать странником, скитальцем, «нищим, распевающим псалмы». «Путь» – «стремление» – «странничество» – «Россия» – «Христос» – такова линия нарастания лирической волны в стихах Блока» (Мочульский К.В. С.104).В христианском стиле получила название следующая книга Блока, которую увидели поклонники Блока в 1906 году - «Нечаянная радость».

По материалам сайта "Православие и мир", статья "Александр Блок: «эолова арфа» революции"

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Кулумаева Рада

В работе исследуется творческий путь Александра Блока; увлечение философией Соловьева и его предложение. Анализируется поэтические произведения, показывающие процесс "вочеловечивания" великого мастера Слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. педагога: Чебочакова Полина Григорьевна.

ОО: МБОУ Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа.

Название работы: Поэтика Александра Блока.

Учебный предмет: русская литература.

Поэтика Александра Блока.

Открой мои книги:

там сказано все,

что свершится.

А. Блок.

Александр Блок рос на рубеже двух столетий, двух исторических эпох. В творчестве он отразил духовное состояние целого поколения с несравненной лирической искренностью и силой. Понять по – настоящему его творчество, оценить его целостность, можно только следуя за Блоком по его пути.

Александр Александрович Блок - явление в русской литературе исключительное. Его младший современник Борис Пастернак очень точно написал о нем:

Прославленный не по программе

И вечный вне школ и систем,

Он не изготовлен руками

И нам не навязан никем...

Поэзию ХХ в. невозможно представить без Блока - с его свободным, смелым даром, с его светлым и одновременно трагическим мироощущением русского человека на стыке двух столетий, с его нераздельностью с судьбой России.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

Это строки из цикла «На поле Куликовом» (1908). Они захватывают энергией, силой, за ними угадывается космос чувств, идей, мироощущений. Четыре раза повторено слово путь, и мы понимаем, сколь значим этот образ-символ для поэта.

Путь А. Блока в литературу естественным образом «прорастал» из семейных традиций. Он сам написал об этом в автобиографии (191 5):

«Семья моей матери причастна к литературе и к науке»

Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).

…Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, - дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...

Моя мать, Александра Андреевна... переводила и переводит с французского - стихами и прозой...

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права... Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, - отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».

В 1906 г. А. Блок закончил филологический факультет Петербургского университета. Но благополучие внешней биографии пронизывалось его интенсивной, мучительной духовной жизнью. Ключ к пониманию личности поэта можно найти в его стихах, статьях, письмах. «Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, - является чувство пути », - писал он в статье «Душа писателя» (1909). «Я знаю, что сознательно иду по своему пути , мне предназначенному, и должен идти по нему неуклонно» (24 марта 1907 г.). «Считаю, что стою на твердом пути и что все написанное мной служит органическим продолжением первого «Стихов о Прекрасной Даме» (6 августа 1907 г.). «Я знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой, как стрела - действенный» (1908). В этих высказываниях Блока просматривается идея единого на всю жизнь пути , на котором «творения его только внешние результаты подземного роста души».

В отличие от других символистов он осмыслил свой путь как путь вочеловечения , взяв это слово из Евангелия.

При подготовке первого издания своего трехтомника (1911-1912) А. Блок положил в основу общие конструктивные принципы, которые не претерпевали изменений при последующих изданиях. Структура трилогии, которую Блок назвал романом в стихах, отражала внутреннюю логику творческого развития поэта. « …Все стихи вместе - трилогия вочеловечения...» (из письма А. Белому, 6 июня 1911 г.).

Названия книг уже сами по себе являются символами:

1 книга: «Ante Iucem» («До света») (1898-1900), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902), «Распутья» (1902-1904);

2 книга: «Город» (1904-1908), «Снежная маска» (1907), «Фаина» (1906-1908);

3 книга: «Страшный мир» (1909-1916), «Возмездие» " (1908-1913), «Ямбы» (1907-1914), «Родина» (1907-1916).

Внимательный читатель обнаружит в этой «симфонической» системе одну развивающуюся тему-мелодию: «Я вышел «до света» в душе, с гамлетовским настроением отчаяния и пессимизма и пойду в поисках идеала через «распутья», тупики, через обольщения пленом «города» и «снежной любовью», вступлю в «страшный мир», где нет идеала, и прорвусь к пушкинским «ямбам», его оптимизму, чтобы познать то, святее которого нет, - Россию»

Блок начинал как традиционный романтик: типичные антитезы (ночь - день, ненастье - счастье, поэт - толпа), отчуждение от толпы в силу своего превосходства, разочарованность жизни, неверие в счастье... И вдруг во мраке безверия, скепсиса, слепоты возникают, как огненные знаки, иные снова: «ясная», «лучезарная», «озаренная», «золотая». Световые и цветовые эпитеты разорвали темноту, потому что в его жизнь вошла Она. Подобными цветами иконописцы обычно изображают окруженную сиянием Богоматерь.

Какая связь между той, которая вызвала к жизни эти стихи, Л. Менделеевой, и Богоматерью? Вроде бы никакой: земная и небесная. Но связь есть: Она иная, для Блока - мистическая. «Настал вечер, и я нашел себя. Нашел великую, бьющую волнами любовь, сердце, как факел, все дрожащее и. бьющееся. Нашел твою песню в воздухе... Жадно и сильно вспоминаю: ночь сырая и звездная. Ты, Ангел Светлый, Ангел Величавый, Ты - Богиня моих земных желаний...» (из письма к жене ).

Прочитав одно из стихотворений, посвященных Прекрасной Даме, погружаемся не только в лиризм стихов, но и в особое, молитвенное состояние духа. «Рыцарь и богомолец, он предчувствует Богоматерь, идет по следам ее голубых путей»; и «с глубокою верою в Бога для него и темная церковь светла» (Ю. Айхенвальд). Им движет потребность в неземном идеале, возникшая не без влияния поэта и философа Владимира Соловьева. Именно от духовного учителя перейдет к ученику культ Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, Мировой Души, которая, являясь в образе женщины, дает веру, спасает от мрака и духовной ночи. Одному из стихотворений 1902г. Блок предпослал эпиграф из Апокалипсиса: «И Дух и Невеста. говорят: прийди». Приди и служи в моем Храме. И лирический герой Блока служит. Он - инок, раб, рыцарь, «отрок, берегущий огонь кадильный и зажигающий свечи» ради Нее. Но недолго лирический герой удержится на такой высоте. Мир «Стихов о Прекрасной Даме» разрушился, потому что человек несовершенен, может уступить искушениям мирской жизни. Уже в главе «Распутья» зазвучала тревога: лирический герой ощущает перемены в себе. Появляется «образ дьявольский и дикий», «смеются лживые уста». Лирический герой боится своей «двуликой души», он оказался «рыцарем - на час». В стихотворении «Двойник» (1903) поэт обращается уже к Коломбине - героине французского народного театра и женщине изящной, милой, но общедоступной. «Голубое окно» Коломбины притягивает лирического героя, который мыслит себя и стариком, и юношей в наряде Арлекина. Голубой цвет символизирует воспоминания о прекрасной, идеальной любви, которой он уже изменил.

Вторая книга трилогии посвящена теме Города. Город - обобщенный образ у романтиков (вспомним и пушкинский образ «неволя душных городов»). Город - это всегда проявление негативных сторон цивилизации: скученность людей, заводы, трактиры, банки, тюрьмы, публичные дома.

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил. (1904)

Красный тревожный цвет, дисгармония, крики, визги, жуткая пляска площадных кокоток, тревожный бег коней - это сама стихия, в которой после милого Подмосковья с его речками, лесами, розовыми закатами оказался лирический герой. Но он еще пребывает на своей «вершине», неслиянности с пошлым миром, не видит человека.

Стихотворение «Фабрика» (1903) вовсе не о тяжелой доле рабочих, которых «недвижный кто-то», «черный кто-то» зовет «медным голосом», а о поэте, который сделал свой первый шаг к «вочеловечению» , увидев людей тяжелого труда «со стороны спины» (К. Чуковский). Мир социальных контрастов не нов для поэзии символистов, но у Блока он всегда содержит противопоставление «измученных спин» и «жолтых окон». «Жолтые» Блок упорно пишет через «о» - для него это зловещий образ сытости и равнодушия, буржуазности и высокомерия. Все, кто «мнет белые цветы» («Сытые», 1905), нарушает гармонию красоты и равнодушен к мольбам о хлебе, будут вызывать у поэта негодование.

В 1906 г. Блок написал стихотворение «Незнакомка». «Я помню ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал свою «Незнакомку», - вспоминал К. Чуковский. – Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую неделю собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург... Он не только завораживал «Незнакомкой», но обжигал».

В стихотворении даны два мира. Первый - реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач... Второй – мир мечты в виде прекрасной Незнакомки. Лирический герой погружается в дивный сон:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

За этой мечтой - душевная мука за погубленную красоту. Лирический герой вдруг прозрел: «Ты право, пьяное Чудовище!//Я знаю: истина в вине»

Латинское выражение, переведенное в заключительных строках на русский язык, читается уже по-другому: совпадение надежной формы слов «вино» - напиток и «вина» - состояние души позволило Блоку «обмануть» читателя. Истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувстве ответственности истинного «вочеловечения»!

Но не так легко лирическому герою освободиться от соблазнов, от искушений славой, салонной жизнью, метельными страстями. «Падение в жизнь» должно было разрешиться катастрофой. Цикл стихов «Страшный мир» рисует ее во всей полноте. Мир и человек, желающий себя сохранить, вступили в единоборство. В поэме «Возмездие» (1908-1913) возникает образ железного, воистину жестокого века. «Пожары дымные заката», «неустанный рев машины», биржевые игры... ХХ в. обрушивается на человека и опустошает его.

Лирика Блока набрала тютчевскую философскую высоту, соединив Вселенную, Время и Человека. Но если мировой хаос у Тютчева-пантеиста не воспринимается нами трагически: он родствен человеку - дитя первозданной природы, он в ней и растворяется, то блоковская Вселенная окружает человека мраком. А как же Бог, присутствие которого в юности лирический герой ощущал как свет? Блок потерял веру, «личность утратила свою неповторимость, втянутая в общий поток жизни (землетрясения, революции, войны, то есть стихии), она себе не принадлежит» (Л. Долгополов). «Чистые нравы, улыбки, тихие вечера - все заткано паутиной, и само время остановилось... Двери открыты на вьюжную площадь... » - таким воспринимает окружающий мир Блок.

Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы. Его муза - «роковая о гибели весть», «поруганье заветов священных» и для Блока «мученье и ад»

Тема России - сквозная в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - признавался поэт. Эти слова Блока знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и не великим даром песнопенья, открылась его Отчизна. Цикл «Родина» - высшее поэтическое достижение поэта.

Россия открылась ему тайной прошлого, «дебрями», «ведунами», «заревом горящих сел», «вьюгой», «лоскутами лохмотий», «кладбищами». В стихотворении «Русь» (1906) Родина предстала не благолепной, не идиллической, а страшной, языческой, как будто бы забывшей о своих храмах, монастырях и своих святых.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

(«Россия», 1908)

Бездорожье, серые избы, нагота природы, «плат узорный до бровей» - все это у Блока «прекрасные черты» Родины, вызывающие у него слезы любви.

Однако главный образ цикла «Родина» путь. Поэт исследует истоки особого пути России и обращается к 14 в., к Куликовской битве, в которой он видел мистический, провиденциальный смысл, ибо битве этой покровительствовала сама Богоматерь («Ты сошла, в одежде свет струящей»). Лирический герой облачается в доспехи русского ратника («На поле ‚Куликовом», 1908):

Я - не первый воин, не последний,

долго будет роцина больна.

Помяни не за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Общее дело стало глубоко личным . «Светлая жена» - это и любимая, и Россия. В третьем стихотворении цикла много слов, написанных с прописной буквы: «Тобою», «Ты», «Твой». Кто она? Его Прекрасная Дама, прошедшая с ним все круги жизненного ада, напомнившая ему о молитвенном состоянии юности и соединившая в себе и Богоматерь и Россию. В появлении этого образа есть и более глубокий смысл: испокон веков русских отличала единая вера в Заступницу и Спасительницу, с одной стороны, и в Русь, ее героический дух - с другой. Четвертое и пятое стихотворения – пророческое предсказание «высоких и мятежных дней», суровых облаков над Россией, широкого и тихого пожара.

Поэма «Двенадцать». 28 января 1918г. закончена поэма «Двенадцать» (Блок начал писать ее 8 января). «…Страшный шум, возрастающий во мгле и вокруг. Этот шум слышал Гоголь» (из «записных книжек» А. Блока за 29 января 1918 г.). Может быть, откровение свыше о сути происходящего?

Блок-романтик ждал революцию, мечты его были светлые: «дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит ‹разорванный ветром воздух»

Что же задумано?

« Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» («Интеллигенция и революция», 9 января 1918. г. ) Действие поэмы «Двенадцать» происходит в революционном Петрограде. Ночь, зима, уличные сценки, кабак, лихачи, патруль, убийство женщины. Подобное в жизни есть, но какая сюжетная бедность! Однако главный в поэме не бытовой, а иносказательный план. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении... Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине» - эти слова-теоретика символизма Вяч. Иванова нам помогут.

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер

На всем божьем свете!

Любимый образ Блока - ветер - здесь особый. Ветер в поэме космический, вселенский, вьюга, перемешивающая белый снег с черным вечером. Черный и белый вступили в противоборство: хаос черноты хочет поглотить белое, светлое. Метель обрушивается с черного неба на город и слепит, слепит, толкает, опрокидывает, скрывает ориентиры. Вот она, революция! Город тоже особенный, на канате плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Доносятся реплики с какого-то сборища, слышны частушки, маршируют рабочие: «Революционный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг». Город нарисован обрывочно, мазками. «Войдите в мир Достоевского, - писал М. Волошин, - вся ночная душа вопит через-его уста множеством голосов... Ничего не видно: ни лиц, ни фигур, ни обстановки, ни пейзажа - Одни голоса... › Так и в поэме «Двенадцать». Есть Город, через который проходит путь двенадцати апостолов революции, апостолов новой веры. А идут они из старого, «страшного» мира в новый, прекрасный. В «страшном» мире жили барыня в каракуле, старуха, поп, буржуй, вития (удивительная точность графического рисунка, схватившего основные черты типа). Но откуда и зачем появился пес? Родословная этого образа богатая: вся мировая литература мефистофелями, чертами, псами обозначала темное, злобное, античеловечное, дьявольское начало в жизни и в душе человека. Этим «псом» Блок как бы выражает свое отношение к наследию «страшного» мира, изуродовавшего человеческую сущность. Но почему представители «страшного» мира никуда не идут, почему застыли как вопрос? Блок отправляет в будущее «народ» - люмпенов, голытьбу, «каторжников», которые не дорожат атомом, покоем, уютом, их - нет! Анархическое восприятие свободы как вседозволенности порождает цель - «Пальнем-ка пулей в Святую Русь в кондовую, // В избяную, // В толстозадую!» Оказывается, эта «свобода» без креста, без святынь, без Бога имеет начало дьявольское: блудливый пес пойдет с двенадцатью, замыкая их шествие. В человеке из старого мира, по Блоку, борются добро и зло. Что победит на державном пути? Злое, спровоцированное ревностью к Катька-предательнице, покусившейся на красивую жизнь и керенки? Метили в «буржуйку» , а попали... в женщину, просто человека. Кульминация поэмы приходится на шестую главу – на убийство Катьки. Неужели революционный подвиг в этом? Погрустили парни и новое придумали:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба

Гуляет нынче голытьба!

Но идти вперед трудно: «И вьюга пылит им в очи // Дни и ночи // Напролет...» Тьма и страх в душах убийц и тех, кто развязал драму. Священник П. Флоренский так комментировал финал поэмы: Иисус им видится как разрешение чудовищного страха, нарастание которого выражено многократным окриком на призрак и выстрелами» . («Кто в сугробе – выходи»; «Эй, откликнись, кто идет?»)

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим...

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз --

Впереди -- Исус Христос.

Н. Гумилеву место, где появляется Сын Человеческий, казалось «искусственно приклеенным». Блок ему отвечал: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». Блок нарисовал своих героев «без Бога», но понимал, что жгуче-религиозную память о Боге человек, даже атеист, несет в себе, поэтому преображение низменного в святое - неизбежно.

Поэма «Двенадцать» стала высоким гражданским поступком, пророчеством и завещанием великого поэта, финалом его духовно-нравственных исканий на пути к вочеловечению.

Блок вырастает как мыслитель особого склада и типа, обладавший пророческим даром. Его образует музыкальный, нервно – восприимчивый слух художника в соприкосновении с совестью . Совесть воспитала в нем гражданское мужество и сознание ответственности перед народом и обществом.

Однажды он сказал: «Культуру надо любить так, чтобы ее гибель не была страшна». Это характерное и важное для Блока признание. Ему было свойственно чувство гибели, неотступно присутствующей где – то рядом, непрестанно напоминающей о себе. Так и выходило для Блока, что поэт не только глашатай культуры, но и ее бодрствующий, воинственный страж. Он любил воздух своего исторического «неблагополучия», однако его духовная и нравственная позиция оставалась при этом деятельной, бдительной, героической.

Он не дожил своей жизни, не сделал до конца всего, что задумал. Так же, как Лермонтов, он знал «одной лишь думы власть», знал одну только творческую тревогу. Его тревога искала выражения не только в лирике, но и в драматургии, в философии, в публицистике.

Литература.

1. Антокольский П. Александр Блок. М., 1968, с. 5-22.

2. Блок А.А.. Стихотворения. Поэмы. Театр. Изд. «Художественная литература». М., 1968.

3. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.

4.Долгополов Л.К. Александр Блок. Л., 1980.

5. Лазаренко П.П. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в ВУЗы. М., «Дрофа», 1999, с 88-92.

6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

7. Михайлов А. В мире Блока: Сборник статей. М., 1981.

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М. «Педагогика – Пресс», 1998, с 222-227.
  2. Энциклопедия для детей. Русская литература. М. «Аванта +», 1998, с 402-418.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!