Год написания я не люблю иронии твоей. «Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова

Сочинение

Лирика Н. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной.», «Да, наша жизнь текла мятежно.» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Лирический герой не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать свои самые сокровенные чувства:

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой женщины:

Ревнивые тревоги и мечты —

Эта моральная высота чувства, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Ирония, тонкая, скрытая насмешка — понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи «человекам высокого благородства души», ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придает ей статус признака предзаключительной стадии.

Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли вкладывает поэт в слова своего лирического героя. Последний разговаривает со с возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.

И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так искренно любившим,

Нам рано предаваться ей!

Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает «горячо любившим», именно «любившим», а не «любящим». Это значит, между героями стихотворения уже нет любви, от нее остался лишь «остаток чувства», а все остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти:

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты…

Мечты о преодолении отношений, ревнивые тревоги потерять их — вот и все, что заполняет сердце героя, но этого слушком мало для любви.

Каждый видит под этим понятием разные вещи, и, думаю, было бы наивным опираться только на свою точку зрения. Библия гласит, что любовь подразумевает самопожертвование. Но в данной ситуации об этом речи нет, каждый сам за себя. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далеко…

Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить. Он не пытается возобновить отношения, ведь его разуму известно, что, сейчас или позже, исход один:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливая река,

Но холодней бушующие волны…

Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств… Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.

Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение разлуки.

В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.

Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

Стих «Я не люблю иронии твоей»

Данное произведение написано в интимной лирике, оно входит в панаевский цикл жизни Некрасова. Здесь рассказано про любовные отношения и описывается подробно причины изменений и других вариаций в общении между героями. Стих рассказывает про развитие любовных отношений, а также всякие неурядицы в них угасание и полное охлаждение чувств между героями.

Основная идея данного произведения заключается в любви, то что это настоящая жизнь. Такое теплое чувство нужно беречь и заботиться о нем, ведь если проявить некую слабость можно потерять любовь и чувства просто-напросто угаснут. Само стихотворение повествует обращение автора к своей возлюбленной. Поводом для повествования данной истории стала насмешка любимой и ее ирония по отношению к автору.

Если разбирать стих, то следует отметить в первой строфе признание лирическим героем что все-таки его чувства угасают, что когда-то безумная и яркая любовь превращается с теплой в холодную. Ирония здесь предусматривается для тех людей, которые не любили никогда или уже прошла у них любовь.

Во второй строфе описывается теперешнее состояние отношений у пары. Теперь женщина немного стесняется и при этом очень нежно проявляет желание продлить свидание, а в сердце самого героя прослеживается ревность, тревога и мечты. Далее следует предложение о том, что конечной развязкой все же будет угасание любви. В последней же строфе герой уже не питает иллюзий. Он знает, что надеяться на продолжение отношений бессмысленно. Поэтому завершение всей этой любовной истории будут служить скандалы и конфликты и что в данной ситуации уже сердце охладело друг к другу.

Тропы, образы

В стихе наблюдается противостояние холодного и горячего, кипения и обледенения. Любовь здесь описана многими метафорами: «горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой». Также в стихах много метафор равнодушия, например, «тоска сердца». Чувства, которым предшествует охлаждение автор сравнивает с рекой, которая начинает бурлить осенью сильнее, хотя уже и холодно.

Таким образом здесь следует отметить неравнозначность чувств, они отличаются и холодом, и теплотой. Река будет бурлить некоторое время. Но в итоге все равно замерзнет. Также в произведении присутствует незаконченная мысль, об этом может судить многоточие, которое оставлено в конце стиха. Автор ради внимания своей возлюбленной сравнивает их чувства с бурлящей рекой.

Также в стихотворении ярко выражены эпитеты, которые имеют не малое значение. Они выступают в негативных красках: «ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод». Также им противостоят другие эпитеты уже в положительной окраске: «горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно». В строках действия лиричных героев автор подразумевает как любовь, однако она сопровождена таким состоянием, при которых чувств они лишены.

Размер, рифмовка

Эти два обозначения представлены в стихотворении в весьма необычном свете. Размер выполнен в пятистопном ямбе, однако здесь много пиррихиев, так что ритм сбивается, можно это сравнить с человеком, который говорит, но очень волнуется, поэтому не может выровнять дыхание. Этот эффект очень отчетливо наблюдается в последней строчке первой строфы.

В стихотворении каждая строфа состоит из пяти строчек, рифмовка же отличается. Так в первой строфе она в образе кольца. Во второй части перекрестная, а третья чередуется между последней и смежной. Такую беспорядочность можно сопоставить с внутренним состоянием лирического героя. В общем можно сказать, что рифмовка здесь отличается в значительной степени, даже если сравнить мужскую и женскую.

Основные моменты

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» образует единый лирический дневник, где отображены оттенки чувств самого героя. Само произведение относится к любовной лирике и отражает определенный момент жизнь влюбленного человека. Здесь все его переживания, тревога, поэтому здесь нет определенного события и истории, а лишь описание чувств. Стихотворение начинается без увертюры:

Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей!

После этого читателю представлена динамика всех тревог и переживаний, которые приводят к разладу в жизни влюбленного героя, развязка подкрадывается по тихонько, однако она будет неизбежной:

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной.

Во второй строфе эмоциональности в значительной степени способствует анафора. Так значительную эмоциональную нагрузку в текст вкладывает повторение в тексте двух строк. Также параллелизм словом «пока» увеличивается и каждое предложение усиливает выразительность. В кульминационной строфе лирический герой обозначает свое отношение с возлюбленной как бурление и кипение, которое приводит к полному угасанию:

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Данное стихотворение очень точно передает весь процесс душевной жизни героя, где прослеживаются нотки исповеди. Читатели знают Некрасова как народного страдальца, который следует за народом и пытается показать общественности всю трагичность ситуации. Однако в этом стихотворении автор представлен совершенно в другом свете, поэтому многие критики сравнили Некрасова с Пушкиным.

Детали анализа


Как и многие писатели Некрасов не стал исключением и написал свой стих о любви, который у него получился довольно неплох. Автор посвятил данный стих своей любви, здесь Некрасов описал все свои чувства и переживания. В основе лежит тот момент, когда горячие чувства безумной любви в определенный момент охладевают и вовсе исчезают. По всему видно, что данный фактор существенно повлиял на героя и принес ему много мук. Здесь он с большой нежностью вспоминает былые дни, когда они горячо любили друг друга, однако присутствует и много противоречий.

В данном стихотворении кажется, что герой с последней надеждой призывает свою любимую его услышать. Автор понимает, что уже возникают совершенно другие чувства и описывает последствия, которые могут наступить. Здесь герой бунтует против слова ирония, которая возникла между двумя любящими сердцами. Такое чувство по мнению автора может возникнуть только в самом конце отношений. Именно свою позицию и мысли высказывает автор от имени героя, тот в свою очередь описывает большую роль понимания и искренности между самой героиней и им.

Так персонаж сравнивает свои чувства с огнем, который пылает и готов сжечь все вокруг. Однако любящая дама уже не чувствует это и у нее остался только остаток от этой искренности. Также герой понимает, что во всем этом есть и его вина, именно за него любовь охладела и перестала быть такой горячей. Далее наступает кульминационный момент в последней строфе где описано что от любви осталось только потухающее кипение, а в самом сердце холод с тоской. Стихотворение с использованием пятистопного ямба использует женские и мужские окончания. Данное произведение весьма характерно именно для Некрасова, оно помогает узнать его совершенно с другой стороны.

Авдотья Яковлевна Панаева

Цель поэзии – возвышение души человеческой. Поэзия Н.А.Некрасова отмечена именно этим стремлением к облагораживанию души и к пробуждению добрых чувств в читателе.

Говоря о тематиках поэзии Н.А. Некрасова, следует заметить, что наряду с произведениями гражданской направленности у него есть и стихи, отличающиеся особым эмоциональным колоритом. Это стихи, посвященные друзьям, женщинам. К ним относится стихотворение «Я не люблю иронии твоей…».

Это стихотворение написано, предположительно, в 1850 году. К тому моменту времени для журнала «Современник», изданием которого занимался Некрасов, наступили нелегкие времена. В Европе незадолго до этого прошла волна революционных выступлений, которые способствовали усилению цензуры в Российской империи. Жесткие ограничения со стороны властей привели к тому, что выпуск очередного номера журнала «Современник» оказался под угрозой срыва. Некрасов нашел выход из критической ситуации, предложив Авдотье Яковлевне Пановой совместно написать роман, который по своему содержанию не вызовет недовольства цензоров. Публикация этого романа на страницах «Современника» могла спасти журнал от коммерческого краха. Панаева согласилась на это предложение и приняла активное участие в работе над романом, который получил название «Мертвое озеро».

Работа над романом сильно сблизила Некрасова и Панаеву, появились новые мотивы в их отношениях. Любое совместное творческое дело, как впрочем и жизнь в целом, включает в себя как моменты радости и восторга, так и моменты огорчения и непонимания. В один из моментов душевного смятения Некрасов пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», обращенное к А.Я.Панаевой. Основная тема этого стихотворения – взаимоотношения двух людей, мужчины и женщины, которые пока еще дорожат друг другом, но уже близки к тому, чтобы прервать отношения.

Произведение написано в форме обращения лирического героя к своей подруге. Композиционно стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» условно делится на три смысловые части, три пятистишия. В первой части стихотворения лирический герой дает характеристику взаимоотношениям двух близких людей и показывает, насколько сложны эти отношения. Он проникновенно говорит о том, что взаимные чувства еще не угасли окончательно и делает вывод, что рано предаваться взаимной иронии. Во второй части стихотворения лирический герой призывает подругу не торопиться с разрывом отношений, прекрасно понимая, что и она все еще желает продолжать встречи, и он сам находится во власти ревнивых тревог и мечты. В заключительной части стихотворения оптимистичный настрой лирического героя сходит на нет. Он ясно осознает, что, не смотря на внешнюю активность их взаимоотношений с подругой, в сердце нарастает душевный холод. Стихотворение заканчивается многоточием, показывающим, что лирический герой еще надеется продолжить разговор на столь волнующую для него тему.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» существенно выделяется среди прочих его произведений, как прекрасный пример интеллектуальной поэзии. Это произведение о людях, хорошо осознающих жизнь, для которых характерным является высокий уровень взаимоотношений. Находясь на грани расставания, они лишь грустят и позволяют себе использовать в качестве средства упрека по отношению друг к другу одну лишь только иронию.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» заключается в том, что для людей, отношения которых находятся на грани расставания, очень важно не делать поспешных выводов и не торопиться с опрометчивыми решениями.

Проводя анализ этого стихотворения, следует отметить, что оно написано пятистопным ямбом. Некрасов редко использовал в своем творчестве двухсложные размеры, но в данном случае, применение пятистопного ямба оправданно. Такой выбор автора дает эффект свободного звучания стиха и усиливает его лирический настрой. Кроме того, пятистопный ямб делает строку длиннее, склоняя читателей к размышлению над содержанием произведения.

Новизна и своеобразие стихотворения заключались в том, что Некрасов использовал строфы-пятистишия с постоянно меняющимися схемами рифмовки. В первой строфе реализована кольцевая схема рифмовки (аббба), во второй – перекрестная (абаба), а в третьей – смешанная схема, включающая как элементы кольцевой, так и перекрестной схем рифмовки (абааб). Подобный выбор схем рифмовки создает ощущение живой разговорной речи, вместе с тем сохраняя напевность и мелодичность звучания.

Средства художественной выразительности, примененные Некрасовым в этом лирическом произведении, включают себя такие эпитеты, как «неизбежная развязка», «жаждой полны», «бурливая река», «бушующие волны», хорошо передающие настроение лирического героя. Использует автор и метафоры: «горячо любившие», «ревнивые тревоги». Важное место в стихотворении занимают восклицания, передающие степень волнения лирического героя: «Нам рано предаваться ей!», «Не торопи развязки неизбежной!».

Не обойден внимание и такой элемент художественной выразительности, как аллегория. Говоря о взаимных чувствах двух все еще любящих друг друга людей, автор сравнивает эти чувства с рекой, которая осенью становится бурливой, но воды ее при этом становятся холодней.

Мое отношение к стихотворению «Я не люблю иронии твоей…» следующее. Некрасова нельзя отнести к авторам — певцам красоты и любви — но саму любовь он чувствовал тонко. В стихотворении активизирована зона переживаний поэта, в нем нашли отражение его жизненные впечатления. К охлаждению в отношениях он относится без упреков и назиданий, по-философски. Чувства поэта переданы мастерски.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и коней, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки, поэтому стихотворение начинается без какой-либо «увертюры»:

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной.

Вторая строфа очень эмоциональна. Этому способствует анафора. Повторение в начале двух строк слова «пока» получает значительную эмоциональную нагрузку и усиливает параллелизм строения каждого предложения и его выразительность.

В последней строфе - кульминационной - лирический герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающие «кипение» продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска»…»

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» правдиво и точно передает сложный процесс душевной жизни, отсюда - напряженный драматизм лирической исповеди.

Мы, читатели, больше знаем Некрасова как певца народных страданий, как поэта, посвятившего «лиру» «народу своему». В анализируемом стихотворении он предстает в совершенно другом ракурсе, очень неожиданном, а это еще раз подтверждает, что поэзия Некрасова крепко связано с классической традицией, и по выражению литературоведа В.В. Жданова она «унаследовала пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!