План пересказа
1. Рассказчик слушает историю старого цыгана.
2. Легенда о любви Радды и Лойко.
3. Развязка конфликта: Лойко Зобар убивает Раду, а ее отец - Лойко.
Пересказ
Рассказчик беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который рассказывает ему о своей жизни и делится своими мыслями. Он не понимает, почему люди дерутся из-за земли, ведь ее так много. Макар родился свободным и живет свободным. Он всю свою жизнь путешествовал, многое повидал, поэтому не понимает людей, которые сидят на одном месте, работают, не зная, что такое свобода. Неподалеку слышится песня молодой цыганки Ноны, дочери Макара. Это побуждает цыгана рассказать историю про Лойко Зобара и красавицу Радду.
Зобар был цыганом-конокрадом, он мог украсть любого коня, который ему понравится, но ездил он на них недолго. Как только новый конь надоедал ему, он его продавал. Радда была самой красивой цыганкой в таборе: «Много посушила она сердец молодецких». Однажды ее увидел богатый магнат, обещал ей дать кошелек денег, если она его поцелует, а Радда только кинула эти деньги в грязь и ушла. На следующий день магнат пришел в табор и попросил отца Радды продать ему дочь, но тот не согласился.Табор пошел кочевать, однако вскоре магнат догнал цыган и сказал, что хочет взять Радду в жены. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» — только и сказала Радда.
Однажды ночью в таборе услышали красивую музыку. Оказалось, что это Зобар играет на скрипке. Все цыгане обрадовались, что он приехал в их табор. Только Радда одна на него не смотрит, а только усмехается. Остался Лойко жить в таборе. Каждый вечер он играл цыганам на скрипке, а тем игра очень нравилась. Макар рассказывает, что пение Лойко имело над цыганами такую силу, что он мог повелевать ими, а они с удовольствием исполняли бы его волю. А Радда все посмеивалась над ним и слова доброго ему не говорила. Ее отец хотел наказать Радду, но Лойко сказал: «Горячему коню - стальные удила! Отдай мне дочку в жены!» Потом обратился к Радде, прося ее стать его женой, но с условием: она не должна перечить его воле, потому что он человек вольный и будет жить так, как захочет. Он подошел к Радде, чтобы взять ее за руку. Цыгане уже думали, что они поладили между собой. Только Радда ударила Лойко кнутом по ногам, он упал, а она продолжала сидеть как ни в чем не бывало. Лойко сидел на земле, обняв голову, а потом встал и пошел в степь, ни на кого не глядя. Макар пошел следить за ним, чтобы он с горя не сотворил с собой что-нибудь.
Лойко сел на берегу реки и сидел так несколько часов. К нему незаметно подошла Радда и тронула его за плечо. Он вскочил и выхватил нож, а она направила на него пистолет. Так они стояли, пока Радда не заговорила. Она сказала, что любит Лойко, но, кроме него, любит еще и волю. Многие мужчины влюблялись в нее, да так, что делали все, что она им приказывала. И Лойко будет таким же, хоть он и сильно отличается от остальных. Поэтому Радда посоветовала ему не терять времени, а завтра перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ее руку, тогда она и станет его женой. Она ушла, а Зобар упал на землю и стал рыдать.
Макар вернулся в табор и рассказал цыганам, обо всем, что слышал. И стали они ждать, что же будет дальше? Вечером Зобар вернулся в табор и, обращаясь к цыганам, сказал, что в его сердце нет больше места для воли, потому что его заняла Рада: «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела, чтоб все видели, как ее красота покорила удалого Лойко Зобара, который до нее играл с девушками, как кречет с утками». Радда показала ему на землю рядом со своими ногами, а цыгане смотрели и ничего не понимали. Им даже стыдно было из-за того, что такой удалой цыган, как Лойко, будет в ноги девке кланяться. Но Зобар смеялся: «Остается попробовать, такое ли Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала». С этими словами он ударил ее ножом в сердце. Умирая, Радда произнесла: «Я знала, что ты так сделаешь». А Зобар упал ей в ноги и стал плакать. Отец Радды подобрал нож и убил им Лойко.
Макар рассказал свою историю и пошел спать. А рассказчик лежал на земле, смотрел на звездное небо и представлял, как по нему идут гордая красавица Радда и удалой Зобар: «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Полный вариант 0,5 часа (≈7 страниц А4), краткое содержание 2-3 минуты.
Главные герои
Лойко Зобар, Радда, Данила
Рассказ Максима Горького о любви цыган в кратком пересказе напомнит Вам об основных моментах и смысле произведения.
Ночью у моря возле костра цыган Макар Чудра поведал писателю рассказ о вольных цыганах. Он давал совет остерегаться любви. Так как во время влюбленности люди теряют волю. Это подтверждала история, которую рассказал цыган.
Лойко Зобар был молодым цыганом. Его знали в Чехии, Словении и Венгрии. Он имел славу ловкого конокрада. Поэтому многие люди желали его убить. Его любовь была отдана коням. Деньги для него цены не имели. Он был способен отдать их любому, кому это было необходимо.
В Буковине остановился табор цыган. Данила-солдат имел дочь Радду. Она была неписанной красавицей. У девушки было очень много поклонников. Один богач осыпал ее деньгами, предлагал стать его женой. Однако девушка отвечала, что орлица не может жить в гнезде вороны.
Однажды в таборе появился Зобар. Он был необычайно красив и великолепен. Зобар начал играть на скрипке. Многие стали плакать. Девушка стала хвалить цыгана, его хорошую игру. Зобар сообщил, что скрипка выполнена из груди молодой девушки. Струны скрипки были сделаны из сердца этой девушки. Радда сказала, что люди лгут, говоря об умственных способностях Зобара, и отвернулась. Цыган поразился остроте языка Радды.
Зобар задержался в гостях у Данилы, лег у него спать. Утром цыган появился с завязанной на голове тряпкой. Наличие тряпки он объяснил тем, что его зашиб конь. Однако всем стало понятно, что это сделала Радда. И стали размышлять, стоит ли Зобар девушки.
Дела у табора в это время шли хорошо. И у Зобара тоже. Его мудрость была сравнима с мудростью старика. А от его игры на скрипке замирало сердце. Если бы молодой цыган захотел, за него бы все жизнь свою отдали, такую любовь все к нему испытывали. Лишь дочь Данилы его не любила. А Зобар влюбился в нее сильно. Окружающие молчали и смотрели, знали, что не следует лезть в эти отношения между молодыми людьми.
Молодой цыган исполнил песню. Все были в восторге, лишь его возлюбленная посмеялась. Отец девушки хотел наказать ее кнутом. Однако Зобар не дал этого сделать и попросил руки девушки у отца. Данила дал свое согласие. Зобар подошел к девушке и рассказал, что она покорила его сердце, и он возьмет ее замуж. Но имелось одно условие: девушка не должна была идти наперекор воле будущего мужа. Все решили, что Радда повиновалась. Девушка обвила кнут вокруг ног молодого цыгана, потом дернула. Цыган упал словно подкошенный. Радда же отошла и с улыбкой улеглась на траву.
Лойко Зобар и Радда
Молодой цыган скрылся в степи. Макар присматривал за ним, чтобы он ничего с собой не сделал в горячке. Однако Зобар только сидел не двигаясь в течении трех часов. Затем к нему подошла Радда. Цыган собирался ударить девушку ножом, но та приставила ко лбу Зобара пистолет и заявила, что хотела помириться и любит его. А также добавила, что воля ей милее Зобара. Девушка посулила цыгану жаркие ласки, но при одном условии. Зобар должен был перед всеми поклониться ей и поцеловать правую руку. Молодой цыган громко закричал, однако дал свое согласие.
При возвращении в табор Зобар сообщил старикам, что в его сердце больше нет места свободе и воле. Там отныне царствует Радда. Он принял решение выполнить ее желание, поклониться и поцеловать ее руку. И еще добавил, что собирается проверить, настолько ли крепкое сердце у девушки, как она говорит.
Никто не успел даже догадаться, а цыган вонзил в сердце девушки нож. Она вырвала его, закрыла рану волосами и сообщила, что ожидала такой смерти. Ее отец подобрал нож, который дочь отбросила в сторону, и, рассмотрев его, вонзил в спину Зобара, прямо в сердце. Так молодые люди умирали, лежа около друг друга.
Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.
В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда - красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.
Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море и прямо против меня фигуру Макара Чудры, старого цыгана, он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас. Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют ее, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво́ молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра. Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай вот и все! Жизнь? Иные люди? продолжал он, скептически выслушав мое возражение на его «так и надо». Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому. Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее те ничего не получают, и всякий сам учится... Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, он широко повел рукой на степь. И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, дураком. Что ж, он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного. А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать все это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди и все тут. Долго не стой на одном месте чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее. А задумаешься разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол. В тюрьме я сидел, в Галичине. «Зачем живу на свете?» помыслил я со скуки, скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут. И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. Я тогда чуть не удавился поясом, вот как! Хе! Говорил я с одним человеком. Строгий человек, из ваших, русских. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтобы он себе новую одежду попросил у бога. Рассердился он и прогнал меня, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их. Вот бы и простил мне, коли моя речь обидела его милость. Тоже учитель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки. Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший пела ли она песню, говорила ли «здравствуй». На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама. Макар подал мне трубку. Кури! Хорошо поет девка? То-то! Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? Нет? Хорошо! Так и надо не верь девкам и держись от них дальше. Девке целоваться лучше и приятней, чем мне трубку курить, а поцеловал ее и умерла воля в твоем сердце. Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать нельзя, и отдашь ты ей всю душу. Верно! Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булавкой, она разорвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей. «Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток-другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня все равно Зобар на нем гарцевать станет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла́ это уж как раз! И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол! Наш табор кочевал в то время по Буковине, это годов десять назад тому. Раз ночью весенней сидим мы: я, Данило солдат, что с Кошутом воевал вместе, и Нур старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка. Ты Нонку мою знаешь? Царица-девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. Много посушила она сердец молодецких, ого, много! На Мораве один магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице. Красив он был, как черт в праздник, жупан шит золотом, на боку сабля, как молния сверкает, чуть конь ногой топнет, вся эта сабля в камнях драгоценных, и голубой бархат на шапке, точно неба кусок, важный был господарь старый! Смотрел, смотрел, да и говорит Радде: «Гей! Поцелуй, кошель денег дам». А та отвернулась в сторону, да и только! «Прости, коли обидел, взгляни хоть поласковей», сразу сбавил спеси старый магнат и бросил к ее ногам кошель большой кошель, брат! А она его будто невзначай пнула ногой в грязь, да и все тут. Эх, девка! охнул он, да и плетью по коню только пыль взвилась тучей. А на другой день снова явился. «Кто ее отец?» громом гремит по табору. Данило вышел. «Продай дочь, что хочешь возьми!» А Данило и скажи ему: «Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!» Взревел было тот, да и за саблю, но кто-то из нас сунул зажженный трут в ухо коню, он и унес молодца. А мы снялись, да и пошли. День идем и два, смотрим догнал! «Гей вы, говорит, перед богом и вами совесть моя чиста, отдайте девку в жены мне: все поделю с вами, богат я сильно!» Горит весь и, как ковыль под ветром, качается в седле. Мы задумались. А ну-ка, дочь, говори! сказал себе в усы Данило. Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала? спросила нас Радда. Засмеялся Данило, и все мы с ним. Славно, дочка! Слышал, господарь? Не идет дело! Голубок ищи те податливей. И пошли мы вперед. А тот господарь схватил шапку, бросил ее оземь и поскакал так, что земля задрожала. Вот она какова была Радда, сокол! Да! Так вот раз ночью сидим мы и слышим музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так царями над всей землей, сокол! Вот из темноты вырезался конь, а на нем человек сидит и играет, подъезжая к нам. Остановился у костра, перестал играть, улыбаясь, смотрит на нас. Эге, Зобар, да это ты! крикнул ему Данило радостно. Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы. Так-то! А слушай-ка дальше. Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это сделал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?» А тот смеется: «Я сам делал! И сделал ее не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты. Врет еще немного скрипка, ну, да я умею смычок в руках держать!» Известно, наш брат старается сразу затуманить девке очи, чтоб они не зажгли его сердце, а сами подернулись бы по тебе грустью, вот и Лойко тож. Но не на ту напал. Радда отвернулась в сторону и, зевнув, сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, вот лгут люди!» и пошла прочь. Эге, красавица, у тебя остры зубы! сверкнул очами Лойко, слезая с коня. Здравствуйте, браты! Вот и я к вам! Просим гостя! сказал Данило в ответ ему. Поцеловались, поговорили и легли спать... Крепко спали. А наутро, глядим, у Зобара голова повязана тряпкой. Что это? А это конь зашиб его копытом сонного. Э, э, э! Поняли мы, кто этот конь, и улыбнулись в усы, и Данило улыбнулся. Что ж, разве Лойко не стоил Радды? Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей. А, ну ладно! Живем мы да живем на том месте, дела у нас о ту пору хорошие были, и Зобар с нами. Это был товарищ! И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить век бы не спал, слушал его! А играет убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его. Вот тебе сейчас кто-то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь. И вдруг гей! Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню! Вот как, сокол! Каждая жила в твоем теле понимала ту песню, и весь ты становился рабом ее. И коли бы тогда крикнул Лойко: «В ножи, товарищи!» то и пошли бы мы все в ножи, с кем указал бы он. Все он мог сделать с человеком, и все любили его, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня; и ладно, коли бы только это, а то еще и подсмеивается над ним. Крепко она задела за сердце Зобара, то-то крепко! Зубами скрипит, дергая себя за ус, Лойко, очи темнее бездны смотрят, а порой в них такое сверкает, что за душу страшно становится. Уйдет ночью далеко в степь Лойко, и плачет до утра его скрипка, плачет, хоронит Зобарову волю. А мы лежим да слушаем и думаем: как быть? И знаем, что, коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя изувечат. Так и шло дело. Вот сидели мы, все в сборе, и говорили о делах. Скучно стало. Данило и просит Лойко: «Спой, Зобар, песенку, повесели душу!» Тот повел оком на Радду, что неподалеку от него лежала кверху лицом, глядя в небо, и ударил по струнам. Так и заговорила скрипка, точно это и вправду девичье сердце было! И запел Лойко:Гей-гей! В груди горит огонь,
А степь так широка!
Как ветер, быстр мой борзый конь,
Тверда моя рука!
Гей, гоп-гей! Ну, товарищ мой!
Поскачем, что ль, вперед?!
Одета степь суровой мглой,
А там рассвет нас ждет!
Гей-гей! Летим и встретим день.
Взвивайся в вышину!
Да только гривой не задень
Красавицу луну!
Гей-гоп! Вдруг день придет сюда,
А мы с тобою спим.
Эй, гей! Ведь мы с тобой тогда
В огне стыда сгорим!
Сюжет рассказа «Макар Чудра» Максима Горького строится на повествовании о любви двух гордых и сильных людей. Писатель показывает, как противостоят друг другу такие понятия, как любовь и свобода. Неспособность героев выбрать между гордостью и привязанностью приводит их к трагической развязке.
Вконтакте
Кто такой Макар Чудра
Рассказчиком в произведении выступает старый цыган Макар Чудра . Автор беседует с ним во время выпаса табуна, принадлежащего табору. С первых строк Горький создает романтический образ главного героя.
Беседа происходит на фоне бушующей непогоды. Холодные порывы ветра бьют в распахнутую грудь цыгана, но не доставляют ему дискомфорта. Все в его облике сильно и красиво. Невольно проникаешься восхищением к романтическому и свободолюбивому духу цыгана.
Важно! Чудра проповедует философию свободы, активной жизни. Это то, что все цыгане впитывают с молоком матери. По его мнению, нет в жизни ничего важнее любви к жизни, свободе.
Крестьянский труд представляется ему чем-то бесполезным и рабским , это лишь «ковыряние земли» итогом которого становится смерть. Основной принцип жизни Макары Чудры прост и незамысловат, о чем он и говорит в ночной беседе, это необходимость «жить так, чтоб все время идти и идти ». Лишь постоянно путешествуя, можно постичь всю красоту и многообразие мира. Только так можно познать безграничную свободу.
Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний. Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре. Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.
Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана , не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.
Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его табор кочевал по Буковине. Жила в нем молодая цыганка, Радда . Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту.
Рассказ Макара о Радде начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй , но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.
После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу. Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.
Противостояние любви и гордости
Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар , сердце которого Радда очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке . Но та лишь подшучивает над ним.
После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство, поклониться ей в ноги и поцеловать руку.
В этих строках раскрывается основной конфликт рассказа «Макар Чудра» — противостояние вольнолюбия и человеческой страсти . Измучился Зобар, размышляя над этим приказом.
На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах . Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.
На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.