Характерные черты римской истории. Цивилизации возникают в долинах рек

«Презентация на тему: «ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР» подготовлена учителями истории Жуковским В.Д., Симкиной А.А. План урока: Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций. ...»

г.Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ № 355

Презентация

«ДРЕВНИЙ ВОСТОК И

АНТИЧНЫЙ МИР»

подготовлена учителями

истории Жуковским В.Д.,

Симкиной А.А.

План урока:

Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

Государство на Востоке.

Античная цивилизация.

Эллинизм: государство и общество.

Средства обучения: учебник §1, историческая карта №1 «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.», схемы «Присваивающее и производящее хозяйства» и «Цивилизации Востока и античная цивилизация».

Основные понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие монархия, централизованное государство, деспотия, частная собственность, привилегии, античная цивилизация, полис, демократия, гражданская война, эллинизм.

Основные даты:

VIII – VII тыс. до н.э. – неолитическая революция.

V – II тыс. до н.э. – возникновение ранних цивилизаций.

753 г. до н.э. – легендарное основание Рима.

Первобытным людям было тяжело конкурировать с хищниками.

Присваивающее хозяйство не гарантировало стабильного пропитания.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР.

Первобытный человек присваивал продукты природы путём охоты и собирательства. Такое хозяйство называется присваивающим. Десять тысяч лет назад человек изобрёл земледелие.

Теперь он не только присваивал продукты, но и производил пищу и вещи.

человек Когда получает от природы все необходимое для жизни в готовом виде - это присваивающее хозяйство.

Присваивающим Производящим называется называется хозяйство, когда хозяйство, при сам человек стал котором человек выращивать присваивал, забирал растения и у природы то, что она животных, давала: растения, изготовлять животных, ягоды, многие предметы плоды, рыбу и т.п. быта (земледелие, (собирательство, скотоводство, охота, ремесло) рыболовство) Постепенно охота становится вспомогательным занятием.

Технологическая революция Переход от присваивающего к производящему хозяйству получило название неолитической революции.

Собака@ Кошка Подумайте!

С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождалочеловека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка.

Приручение какого из животных характерно для присваивающего хозяйства, а какого и для производящего?

Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли кошку и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был "домом богини-кошки Баст".

Собака@ Кошка Неолитическая революция VIII – VII тыс. до н. э.

Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство

–  –  –

Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Почему их называют «речными»?

Какие причины привели к возникновению государств на Востоке? Дайте определение понятию государство. Выделите из текста учебника основные признаки государства.

Благоприятные природные условия Пятое - второе тысячелетие до нашей эры - возникновение ранних цивилизаций. Прибавочный продукт позволял содержать неработающих.

Возникают первые государства.

Цивилизации возникают в долинах рек.

Называются речными. На востоке появление государства тесно связано с ирригацией. Требовался аппарат принуждения.

Государство – это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Земледелие зарождается в Азии, на побережье Средиземного моря и в бассейнах полноводных рек, где были плодородные почвы.

Подумайте! Роль благоприятных природных условий.

Обратите внимание! Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет»

происходит от древнегреческого «Айгюптос», так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне называли свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Назовите, вокруг каких рек сложились земледельческие цивилизации.

Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили?

Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. (Задание №1. §1).

На Востоке государства возникали в форме централизованных монархий:

деспотий и тираний, где нет места личности, частной собственности; все подданные – рабы государя.

Права правителя закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями.

Иначе обстояло дело в античной цивилизации.

В полисах Древней Греции была демократия:

власть принадлежала народному собранию, была выборность должностных лиц, граждане могли влиять на принятия важнейших решений.

В античных цивилизациях личность не была растворена в людском половодье, она играла значимую роль.

Поэтому европейцы считают античные цивилизации своими предшественницами.

АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Полис - гражданская община.

Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация Цивилизация Востока Античная цивилизация

–  –  –

СМЕСЬ ВОСТОЧНОЙ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ ЭЛЛИНСКОЙ.

Держава Александра Македонского Македонская фаланга.

Эллинизм - это синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.

Возникший в Средиземноморье в 753 году один из много численных итальянских полисов - Древний Рим, в отличие от греков, основывал колонии исключительно путём завоеваний.

Он дал общие для всех завоеванных народов законы, позволил талантливым рабам становится вольноотпущенниками и вливаться в римское общество.

На обломках Римской империи возникла европейская цивилизация – единство стран, народов на определённом этапе развития.

Карта Римской империи

Задания:

дать сравнительную характеристику присваивающему хозяйству и производящему;

раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. для появления ранних цивилизаций;

выявить факторы, определивших места возникновения ранних цивилизаций и причины образования государства на Востоке;

проанализировать особенности полисной системы государств в Греции и Италии как основы развития демократической формы государственного строя;

охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;

провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства при восточных деспотиях и полисах грекоримского общества.

Вопросы и задания.

Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

Каковы причины возникновения первых государств?

Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?

Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных об­ществах и полисах греко-римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?

Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли.

Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?

Домашнее задание:

§ 1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ

МИР.

Похожие работы:

«Филиппович Анна Юрьевна Лекционные материалы по дисциплине Компьютерная графика 2006-2007 уч. г. Лекция 3 (4 часа) Основы применения шрифтовых элементов и векторной графики. Основы растровой графики, представление цвета. Осн...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Исторический факультет "Утверждаю" Директор Института истории и международных отношенгий " " 2014 года ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ По направлению под...»

«ритетный специалист по истории России XVIII в. А.А. Кизеветтер считал, что главное достоинство работы в том, что автор показал предпосылки губернской реформы Екатерины II 1775 г.1, тем самым проследив непрерывную цепь событий развития областного...»

«Пояснительная записка. Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 1...»

«Юрий Васильевич Емельянов Сталин. На вершине власти Серия "Сталин", книга 2 Zed Exmann, c777 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=157101 Сталин. На вершине власти: Вече; М.; 2002 ISBN 5-7838-1198-Х Аннотация В дилогии, состоящей из книг "Сталин. Путь к власт...»

«2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Б1 ГСЭ. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Б1.Б Базовая часть Б1.Б.1 История Планируемые результаты обучения по дисциплине Общекультурные компетенции: способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития совре...»

«БЛОК 1. Дисциплины (модули) Б1.Б. Базовая часть Б.1.Б.1. История и философия науки углубление знаний по философии и теоретическим Цель изучения дисциплины основам науки, освоение категориального аппарата принципов и методов философского анализа науки, овладение философско-мировоззренческой, методологической и на...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - онлайн материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Текущая страница: 1 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин
Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс

Введение

Дорогие старшеклассники!

Вы начинаете изучать новый учебный предмет – «Россия в мире». Само название курса говорит о том, что его целью является дать представление о месте и роли нашей страны в мировом человеческом сообществе. Знание прошлого и настоящего своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал о российском обществе занимает ведущее место в курсе. Таким образом, сравнительно-историческая направленность предмета имеет две точки отсчета – историю России и процесс общемирового развития.

Новый учебный курс носит синтетический характер: он охватывает не только события всеобщей и отечественной истории, но и сведения по географии, политологии, этнологии, экономике, социологии, культурологии. Такой подход позволяет четко определять главные закономерности развития общества, выявлять их универсальность и на этом фоне выделять особенности, присущие только России.

Учебник «Россия в мире» для 10 класса раскрывает основные тенденции мирового общественного развития с древнейших времен до конца XIX в. Его материал поможет вам осмыслить тот путь, который прошло человечество от первых государств – так называемых восточных деспотий, возникших тысячелетия назад в долинах великих рек, – до правовых государств современного типа. Вы совершите путешествие во времени от эпохи общества, в котором рабство считалось нормальным явлением, до периода возникновения гражданского общества Нового времени с его признанием демократии и прав личности как высших цивилизационных ценностей.

В учебнике рассматриваются как географическое положение нашей страны, так и ее исторические взаимосвязи и ориентации. С этой точки зрения Россия в первую очередь входила в круг европейских государств, хотя в отдельные периоды своей истории в немалой степени зависела в геополитическом плане и от восточных держав (особенно Золотой Орды). Поэтому учебник нацеливает на осмысление экономических, политических и цивилизационных особенностей России в сравнении и с Западом, и с Востоком.

В учебнике «Россия в мире» материал дается в более обобщенном виде, чем в учебниках по истории, географии, обществознанию. Безусловно, на его страницах вы встретите новые для вас факты, призванные расширить ваш кругозор. Однако главным образом в нем используются уже знакомые вам сведения, которые чаще всего предстают в преобразованном, то есть включенном в новые логические связи, виде. Возвращение к изученному в 6–8 классах материалу не требует повторного подробного описания знакомых событий, например Ледового побоища или Полтавской битвы. Такого рода события в тексте учебника лишь упоминаются, а на первый план выступает анализ исторических ситуаций и причинно-следственных связей.

Готовясь к уроку, внимательно изучите текст параграфа, познакомьтесь с приведенными в нем документами и иллюстрациями, найдите на карте встретившиеся вам географические названия – только в этом случае можно считать, что вы знаете учебный материал. Особое внимание уделяйте выявлению причинно-следственных связей, а также работе со словарем, содержащим основные понятия (в тексте они выделены курсивом). Активно используйте свои знания по другим предметам – обществознанию, литературе, искусству, географии и т. д.

Желаем вам успеха!

Глава 1
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

Труд ремесленников. Рисунок в древнеегипетской гробнице

§ 1. Древний Восток и античный мир
Начало преобразования человеком природы

Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были охота и собирательство. Миллионы лет люди пользовались только тем, что давала им окружающая среда. При этом каждый шаг по расширению освоенной человеком территории требовал каждодневных усилий многих поколений. Любой такой шаг – изготовление и совершенствование орудий труда, овладение огнем, изобретение лука и стрел, начало строительства жилищ, изобретение лодки – позволял нашим древним предкам решительно двигаться по пути освоения мира природы.

Важнейшим этапом в развитии человеческого общества явилось возникновение земледелия и скотоводства. Первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад в плодороднейших областях Ближнего Востока. Сначала люди выращивали просо, пшеницу и ячмень. Небольшое, регулярно орошаемое поле обеспечивало большую часть потребностей людей в пище. Одомашнивание диких животных дало человеку возможность получать молоко и мясо. У племен, которые освоили земледелие и скотоводство, охота и собирательство стали подсобным занятием. Качественные перемены в хозяйственной жизни позволили людям достичь относительного достатка.


Наскальные рисунки из пещеры Ласко во Франции. XV–X тыс. до н. э.


Теперь человек не только присваивал то, что давала ему природа, но и производил необходимую пищу и вещи (шерстяную и кожаную одежду, керамическую посуду). При этом люди постепенно изменяли природную среду, создавая новую, рукотворную. Она включала пашни и пастбища, зернохранилища и загоны для скота. Переход от присваивающего хозяйства к производящему осуществился в VIII–VII тыс. до н. э., в эпоху неолита, и получил название неолитической революции. В этот период человек расселился по всему земному шару.

Ранние цивилизации

Занятие земледелием повлекло за собой переход к оседлому образу жизни. Возникла необходимость в новых, более сложных формах организации общества. Вождю племени теперь требовалось больше знаний и умений, чтобы организовать коллективный труд своих соплеменников.

Развитие производства, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов. Одни племена занимались преимущественно земледелием, другие – скотоводством, третьи – охотой. Благодаря этому появились населенные пункты, ставшие центрами обмена и торговли между племенами. Ими становились, как правило, поселения земледельцев. Многолюдный земледельческий поселок, окруженный оградой, со временем превращался в город. Самые первые города появились на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, ускорили культурное развитие общества. Различные виды хозяйственных занятий, свойственные племенам земледельцев, скотоводов, охотников и собирателей, формировали отличные друг от друга культуры. Таким образом, постепенно складывались предпосылки возникновения ранних цивилизаций. Их нередко называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии. В V–IV тыс. до н. э. очаги цивилизации появились на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III–II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.

В речных долинах развивалось ирригационное земледелие. Река не только позволяла орошать посевы, но и повышала плодородие почвы. Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особого труда земля давала хороший урожай.

Государство на Востоке

Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства. Города-государства Ур, Урук, Лагаш и др., возникшие в Междуречье, представляли собой укрепленные центры земледельческой территории.

История древневосточных обществ – это история создания, существования, а затем и распада централизованных монархий. В долине Нила в конце IV тыс. до н. э. фараон Мина объединил все области Египта. Земли южного Междуречья в XXVII в. до н. э. подчинил своей власти правитель Аккада Сар гон Древний. В Китае единое централизованное государство было создано в конце III в. до н. э. императором Цинь Шихуанди.

Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства – деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В условиях деспотии происходило обожествление правителя. Египетский фараон считался воплощением одного из главных богов, а китайского императора титуловали не иначе как Сын Неба, признавая за ним божественное происхождение.

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Наследием древневосточных обществ, ставшим частью современной цивилизации, являются двенадцатиричная система счета (60 минут, 180 градусов, 24 часа), многие гениальные изобретения (колесо, гончарный круг, монета, шахматы, бумага, компас). В странах Древнего Востока начали строить глинобитные дома, здесь появились величайшие архитектурные сооружения (пирамида, зиккурат и т. п.), литературные памятники (многие из них были использованы при создании Библии).

Возникновение античной цивилизации

Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Первоначально в Греции и Италии возникли государства (Крит, Микены и др.), схожие с древнейшими царствами Востока. Имена легендарных правителей крито-микенской Греции, считавшихся потомками богов, известны нам из древнегреческих мифов – Минос, Агамемнон, Одиссей. В конце II тыс. до н. э. крито-микенская цивилизация была разрушена вторгшимися на Балканский полуостров племенами греков-дорийцев.


Храм Парфенон в Афинах. V в. до н. э.


Новые государства, возникшие на территории Греции в VIII–VII вв. до н. э., были полисами – городами-государствами. Позднее греческие переселенцы создали подобные города-государства на берегах Средиземного и Черного морей. Многие из них находились на территории современной России. Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну.

Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины – полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей; ремесленники, имевшие мастерскую; мореходы, располагавшие кораблями и товарами. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей – царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

Аристократия и демократия в античных полисах

В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Большие обязанности давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатных людей избирали военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности. Подобная аристократическая форма правления существовала в большинстве полисов античного мира. Однако везде – в большей или меньшей степени – власть землевладельческой аристократии оспаривалась представителями демоса – торговцами и ремесленниками.


Александр Македонский, Античная скульптура


В Афинах благодаря деятельности Солона, Перикла и других политиков, защищавших интересы демоса, строй постепенно изменялся в сторону демократии. Важную роль в становлении афинской демократии сыграл успех греков в борьбе с Персидской державой. Победы в греко-персидских войнах (500–449 гг. до н. э.) не только свидетельствовали о превосходстве свободных граждан греческих городов-государств над мощной восточной деспотией, они также укрепляли демократические элементы полиса.

В середине V в. до н. э. в Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.

Эллинизм: государство и общество

Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами – демократическими Афинами и аристократической Спартой – в конце концов ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу – Македонии. Объединение экономических ресурсов и воинских сил полисов Греции и Македонии позволило великому завоевателю Александру Македонскому присоединить к своему царству обширные владения разгромленного им Персидского государства. Держава Александра Македонского распалась сразу же после его смерти (323 г. до н. э.), дав начало почти двухвековому существованию эллинистических государств.

Во главе эллинистических государств встали полководцы Александра, объявившие себя царями. Они опирались на армию, состоявшую из македонян и греков, на чиновников, многие из которых были не эллинами, а выходцами из среды покоренных народов. Представители эллинской правящей элиты оказались «встроенными» в систему отношений власти и собственности, которая издавна существовала на Востоке. Через одно-два поколения они мало чем отличались от восточных вельмож. Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. Греки же, оказавшиеся на Востоке, перенимали его достижения. Возник синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.

Римский мир Средиземноморья

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из полисов – Риму, возникшему, по преданию, в 753 г. до н. э., – суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане исполняли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.

В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников – крестьян и ремесленников – утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н. э. мир Средиземноморья управлялся императорами – пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латинском языке. В начале III в. н. э. жители провинций получили права римского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали гражданами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными дорогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.

Подведем итоги

Результатом поступательного развития человеческого общества стало возникновение цивилизаций. Первые из них появились в особых природно-климатических условиях речных долин Древнего Востока. Сформировавшиеся здесь государства обрели черты деспотий.

Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья создало возможность для реализации принципов демократии: власти граждан, осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц; равенства прав и обязанностей; уважения к частной собственности.

Результатом борьбы античных полисов стала победа Рима, распространившего свою власть на все Средиземноморье.

Вопросы

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2. Каковы причины возникновения первых государств?

3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?

5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

Задания

1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?

2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1, определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?

§ 2. Рождение европейской средневековой цивилизации
Поздняя Римская империя

С III в. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Применение новых, усовершенствованных орудий труда позволяло земледельцам собирать большие урожаи. Однако рабам, не заинтересованным в результатах своего труда, нельзя было доверить эти орудия. Рабство постепенно превращалось в тормоз, мешавший развитию техники и хозяйства. Крупные землевладельцы пытались найти выход из создавшегося положения путем наделения рабов небольшими участками земли с домами. Их называли «рабами с хижинами». Другие крупные землевладельцы, разделив свои земли на небольшие наделы, сдавали их для обработки разорившимся земледельцам и городским беднякам, которых стали называть колонами.

Разрушительная череда гражданских войн, прокатившихся по Римской империи в III в., усугубила экономический кризис. Следствием военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали платить деньгами. Спасаясь от произвола императорских чиновников и разорительных податей, горожане бежали в сельскую местность, где пополняли ряды колонов и ремесленников в поместьях крупных землевладельцев. Города, бывшие когда-то центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Поместья, прежде тесно связанные с рынком, теперь стали производить продукцию в основном для внутреннего потребления.


Римский легионер. Мозаика. II в.


Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон «солдатских императоров», постепенно ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками – обычная в то время плата за военную службу – стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи

Бо́льшую часть варварских племен составляли германцы и славяне. Их мир был совсем не похож на мир античной цивилизации. Жили варвары родовыми общинами, объединявшимися в племена. Во главе племен стояли вожди, проявившие себя в битвах. Превыше всего язычники-варвары ценили свободу и достоинство, символом которых было обладание оружием.

В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли границы империи от вторжений германских племен. Однако в конце IV в. десятки варварских племен – отряды воинов вместе с женами, детьми, скотом и скарбом – неудержимой лавиной двинулись в глубь империи. Массовое передвижение племен, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великого переселения народов. Его причиной стало изменение климата в ряде областей Евразии и начавшаяся вследствие этого борьба племен за территории. Наступившее в III в. в Северной Европе похолодание вынудило германские племена продвинуться на юг до среднего и нижнего течения Дуная, Северного Причерноморья. Одновременно из глубины Центральной Азии в Европу двинулись племена кочевников-гуннов, уступивших в воине с китайцами и вынужденных покинуть ставшие в результате изменения климата засушливыми пастбища.

Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Двигаясь от северных границ Китая, они дошли до Урала и Волги. Ворвавшись в Северное Причерноморье, гунны нанесли поражение жившим здесь племенам. Спасаясь от свирепых кочевников, германские племена начали массовое переселение в пределы империи. Первыми это сделали готы. Император согласился поселить их в пограничных провинциях. За предоставление убежища готы обещали повиноваться римским законам. При этом власти империи потребовали от них уплаты налогов. Голод, кабала и произвол чиновников довели готов до отчаяния, и они подняли восстание. В сражении при Адрианополе в 378 г. римляне были разбиты. С огромным трудом римлянам удалось привести готов к повиновению.

В 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную, столицей которой стала Равенна. Силы империи были подорваны; провинции ускользали из-под ее власти. В 455 г. Рим был взят и разграблен воинами германского племени вандалов. За 21 год после разгрома вандалами Вечного города на престоле в Равенне сменилось девять императоров.


Воин-германец. Фигурка из золота


В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой лоскутное одеяло. Под прямым контролем Равенны оставались лишь Италия и незначительные владения за ее пределами. На остальной территории хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. Вскоре пришел черед Италии: вождь наемных германских отрядов Одоакр в 476 г. сместил последнего императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель Западной Римской империи сопровождалась упадком городской цивилизации. Уцелевшие города и крепости являли собой жалкий вид: разрушенные здания, утонувшие в грязи улицы, стада овец и коз на многолюдных прежде площадях. Были забыты и утрачены некоторые навыки культурного земледелия, утеряны многие ремесла, пришли в запустение римские дороги. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.

Влияние античности на политическую жизнь и право в эпоху Средневековья

Гибель античной цивилизации не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Благодаря романизации различных стран и земель, входивших в состав империи, римский образ жизни получил широкое распространение и не мог просто исчезнуть после варварских завоеваний.

Некоторые элементы римской цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на ход событий в последующую – средневековую эпоху. Примерно два столетия просуществовали социальные структуры, унаследованные Средневековьем от Античности – система налогообложения, отдельные элементы государственного аппарата. Средневековые правители – с целью эффективного управления своими государствами – стремились, подобно римлянам, поддерживать в надлежащем порядке дороги и государственную почтовую службу с системой постоялых дворов-гостиниц, располагавших сменными лошадьми. При этом многие дороги, проложенные римлянами, столетиями служили людям.

Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями. Живучей оказалась и идея империи как мирового государства, границы которого должны включать все христианские страны.

На территории варварских королевств в течение длительного времени по отношению к негерманскому населению продолжали применяться нормы римского права. Попытки же варварских вождей ввести римские законы для соплеменников долгое время терпели неудачу. Однако по мере формирования централизованных монархий римские правовые нормы становились все более и более востребованными и оказали огромное влияние на развитие средневекового права.

Влияние Античности на культуру Средневековья

Значительное влияние на градостроительство и архитектуру Средневековья оказало строительное искусство греков и римлян. Многие средневековые города располагались на месте старых построек и прямо продолжали их историю: Лондон (римский Лондиниум), Париж (Лютеция), Кельн (колония Агриппина), Вена (Виндабон). Вот почему европейские города – как сохранившиеся со времен Античности, так и возникшие позднее, – имеют схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы расходятся в разные стороны, образуя геометрически правильные кварталы.

Многие римские постройки служили образцом для подражания десяткам поколений средневековых строителей. Средневековые архитекторы использовали методы и приемы строительства своих античных предшественников: колонны, которые поддерживают несущие перекрытия, арку и купол; каменную кладку и цемент, применявшиеся при возведении построек.


Амфитеатр


Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, так как все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись по-латыни. Конечно, это был не тот язык, на котором выступали римские ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь – разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к так называемой романской группе и имеют одного общего прародителя – латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.

Все церковные службы в католических странах средневековой Европы велись только по-латыни. Она была языком книжной мудрости. В монастырях переписывались сочинения античных и христианских писателей. Все записи – от хозяйственных документов до исторических хроник – велись только по-латыни; до XIV в. она оставалась единственным письменным языком Западной Европы. По-латыни велось обучение в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями.


Триумфальная арка

Наследие варварских народов

Вторжения и войны эпохи Великого переселения народов превратили территорию Евразии в своеобразный котел, в котором «переваривалось» множество народов: римляне и греки, кельты и германцы, славяне и финно-угры, арабы и тюрки. Большинство современных народов сложилось в ходе длительного взаимодействия разных этнических элементов.

В древности кельты составляли бо́льшую часть населения Западной и Центральной Европы. В результате римских завоеваний и вторжений германцев они сумели сохранить этническую самобытность только на крайнем западе Европы – на территории современной Ирландии, Шотландии, Уэльса и на полуострове Бретань.

Славянские народы населяли территорию Центральной и Восточной Европы, ограниченную течением рек Вислы и Одера на западе, отрогами Карпатских гор – на юге, прибалтийскими лесами – на севере и средним течением Днепра – на востоке. Племена, жившие на этой огромной территории, говорили на одном языке, занимались сходными видами хозяйства. Общность славян стала распадаться в эпоху Великого переселения народов. Возникли три ветви славян – западная, южная и восточная.

Западные славяне (поляки, чехи, моравы, полабские и поморские племена) остались на своей прародине, а также частично заселили территорию, оставленную германцами, – земли между Одером и Эльбой. Южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.) участвовали в колонизации Балканского полуострова. Восточные славяне в раннее Средневековье освоили обширные лесостепные районы Восточной Европы. Вместе с соседними народами они создали Древнерусское государство.

Характерные черты древневосточных государств

Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Вос­ток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в исто­рии человечества институты государства, права, появились судеб­ные органы. То, что это произошло одновременно, до сих пор оста­ется загадкой истории.

Что касается при­чин появления госу­дарственности, то с не­которой долей уверен­ности этот факт все же можно объяснить. Госу­дарства Древнего Вос­тока возникли как раз на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Ев­фрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людям возможность использо­вания речной воды для индивидуального орошения земель и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.

Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодо­вая изотерма, равная +20°С. Эта изотерма проходит через Египет, Ме­сопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру в +20°С называют комнатной - это температура максимального комфорта для тела человека.

Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благо­приятные условия для производства постоянного избыточного про­дукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человече­ству осуществить прорыв в цивилизацию.

В рамках древневосточных обществ складываются особые соци­альные, политические и правовые структуры.

Для восточного общества были характерны следующие черты:

1.патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индиви­дуальной частной собственности;

2.коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отне­сти к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при на­личии сложных ирригационных систем, регулирующих ре­жим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3.общинность. Своеобразие общественного строя древневосточ­ных государств создавалось прежде всего его социальной ба­зой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденно­стью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в поли­тику община способствовала превращению центральной вла­сти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли на­чиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4.традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что ос­новы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5.религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Че­ловек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6.пестрый социальный состав . Его можно дифференцировать в границах трех групп: господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); свободные мелкие производители (крестьяне, ремес­ленники); различные категории лиц, лишенных средств про­изводства (подневольные работники, в том числе рабы).

Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим соци­альным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государствен­ных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.

Общие закономерности эволюции древневосточных многоук­ладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существова­ния, с доминирующим положением того или иного уклада и раз­личными формами их взаимодействия, с особенностями социаль­ных и политических институтов.

До начала I тыс. до н.э. на Древнем Востоке преобладали горо­да-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государст­венного устройства становится империя.

Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Государственная власть призвана была регулировать раз­розненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию вла­сти, способствуя превращению верховного правителя в неограни­ченного деспота.

Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:

1.полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право рас­поряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;

2.светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;

3.власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;

4.человек был рабом «порядка», веры, традиции.

Государственный аппарат был многочисленным. Выделялись

три уровня управления - центральный, региональный, местный (об­щинный ). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между вы­полнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.

В условиях доминирования общинного производства и неразви­тости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безус­ловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родствен­ников, приближенных правителя по его воле и выбору; предостав­ление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.

Во многих древневосточных государствах власть верховных пра­вителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.

Древневосточным обществам были известны также и республи­канские государственные формы, в которых значительную роль иг­рали традиции племенной демократии.



В целом для древневосточного региона были характерны замед­ленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдви­ги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государствен­ные идеи, то они сохранялись в секрете и становились достоянием только узкого круга жрецов, придворных, знати.

Исключительно редкими были социальные протесты. Господ­ствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзго­ды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабиль­ности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных про­винций, борьба знати за высшую власть.

Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.
Следует заметить, что, хотя термин "деспотизм" и происходит от древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руководящий семейным хозяйством и распределяющий обязанности, - деспотия как форма организации государственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное присутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).
Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структура, как "полис"-город - государство.
Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы ("симмахии"), но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении.
Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духовными ценностями между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли равную роль, даже в течение длительного времени Запад был "принимающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астрономии и геометрии).
Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (примеры: греко-бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образный мир раннехристианской литературы). В этом синтезе закладывались основы канонов византийского и западно-европейского средневековья. В развитие самых известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - постоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и самое главное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех цивилизаций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; выдающийся философ Эпиктет; и основатель европейской драмы Теренций...
Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.
Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда.
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.- 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования...И даже в северной части страны, где образовались "варварские"королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношеии западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами,новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем.Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм.Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени
дня.Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены
компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике,устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огром-
ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде-
ляющих жизнь человека в обществе.Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей,- яркое выражение социальной направленности,классового характера конфуцианства.Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но имразвитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба"(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной,дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм -способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу,что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину:могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную впорошок,ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д.Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, являетсябуддизм.Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное.И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий обликнадо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик-ле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы.Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне -так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из однойсоциальной группы в другую путем сдачи государственных экзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории случай, когда повышение образования означало одновременно повышение социального статуса.Не менее причудливыми были и политико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством.Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша.Все доходы поступали в казну, а уж оттуда (в виде жалования)- к феодалам, занимавшим различные посты в государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чиновников.Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость? Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства,традиций, наук и т.д.Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна,пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.Восточная цивилизация – это прежде всего традиционное общество (Западное общество характеризуется как техногенное).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!