Как делать характеристику персонажа

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • - произведение, героя которого описываете;
  • - критическая литература о произведении;
  • - информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору пришла мысль о таком образе.

Однако эта комбинация может существовать не то, что мы видим каждый день. Будьте смелыми, но продолжайте появляться. Если вы уже идентифицировали себя с персонажем и уже определили их физические характеристики. Теперь вам нужно дать ему глубину. Углубление персонажа создает историю, которая предшествует истории, которую вы пишете. Это должно показать, что ваш персонаж обладал прошлой жизнью, привнося в текущую историю багаж переживаний, горечи и желаний.

Когда персонаж уже имеет этот багаж, в зависимости от истории, которую вы собираетесь написать, читатели могут легче идентифицировать, увлекать их рассказом и в то же время персонажем. Поэтому никогда не переставайте думать о тех маленьких событиях, которые произошли до текущей истории, поскольку они могут быть полезны во всем сюжете. Но, не рассказывая всю историю, пусть новый сюжет освещает эти события.

Опишите героя. Это касается и внешности, и образа жизни, и рода деятельности. Ваша задача – выбрать по максимуму все описания автора, короткие фразы других действующих лиц, которые касаются героя, проанализировать их. Привести в качестве цитат лучше те, которые наиболее ярко передают образ человека, а остальное выразите своими словами.

Помните, что вы пишете рассказ группе людей и что эти читатели не всегда будут такими, как вы, но они не будут с той же возрастной группой, что и вы. Поэтому, если вы хотите, чтобы этот персонаж был увлекательным, избегайте создания слишком большого количества излишеств.

Если вы не пишете детскую историю, ваш персонаж должен иметь хорошие и дополнительные функции. Создание образцового персонажа не увлечет ваших читателей, потому что вы увидите, что это фарс. Никто не совершенен, никто не смеется все время, никто не смешно все время, никто не крут все время.

Переходите к личностной характеристике героя. На основании поведения его в произведении, его поступков, постарайтесь передать мировоззрение, определить личные качества, стремления, характер. Для усиления вашего описания вы можете сравнить его с другими лицами в этом произведении или обозначать сходство с героями других произведений, былин. Но используйте этот прием умеренно.
Существует ли какой-то конфликт в личности героя? Сделайте вывод об особенностях этого человека и о том, что хотел передать автор с помощью данного образа, какие особенности эпохи или слоя населения. Каково отношение самого автора к герою? Приведите в пример цитаты из произведения, которые подтверждают ваши мысли. Неплохо здесь использовать и мнение разных критиков по поводу описываемого персонажа.

Ваш персонаж всегда должен находиться на обочине. Даже герой истории может изображать злые черты, но хорошие будут преобладать. Чем больше вы можете заставить читателя идентифицировать себя с персонажем, тем лучше. Этот совет верен для всего, что было в истории.

Избежание излишеств поможет создать «настоящий» характер, и именно реальные люди интересуют нас и увлекают нас. Это один из самых важных шагов. После того, как вы создадите своего персонажа, отложите писателя и станьте первым читателем своей работы. Если вы еще не закончили рассказ, не проблема, возьмите то, что уже написано и прочитано.

Сделайте вывод. Укажите собственное мнение о герое, выразите согласие или несогласие с автором. Какие чувства лично у вас вызывает этот человек: сочувствие, радость, ненависть или что-то другое. Отметьте, близок ли вам хоть в чем-то герой или непонятен, остается ли актуальным его образ в современном мире, оказал ли он какое-то влияние на дальнейшую литературу, стало ли его имя нарицательным, проявляли ли к нему интерес художники и режиссеры.

Не будьте критиком, не читайте читателя и не смотрите, нравится ли ваш персонаж вам, заставляет вас создать какое-то ожидание, если он убедит вас быть «настоящим» человеком, если он заставит вас хотеть сопровождать его на протяжении всей истории. Легко сделать, особенно если у вас уже есть рекомендации по непрерывности истории. Однако выполнение этого упражнения поможет вам увидеть некоторые ошибки в грамматике и логике, не говоря уже о том, что это может помочь развязать некоторые моменты, которые связаны.

Будь читателем, и если персонаж завораживает тебя, поверь мне, он увлечет других людей. Надеюсь, они каким-то образом помогут вам. И помните: это советы, а не стандарты. Мы уже говорили о 5 столпах художественной литературы, теперь мы углубимся в каждую из них. Первый из них - это настройка, или мир, в котором происходит ваша история. Как писатель, вы полностью контролируете свой мир, но всегда помните, что он должен следовать внутренней логике.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

В России поручик Ржевский, а в Америке Генри Чинаски – главный герой и alter ego одного из наиболее знаменитых писателей 20-го века Чарльза Буковски. Бабник, алкоголик, прямолинейный человек, который не стесняется высказать свое мнение наиболее…

Умение анализировать художественное произведение является показателем читательской культуры. При это следует отличать академический анализ от читательского. Для того чтобы воспринимать произведение не в формате учебного процесса, следует постараться…

В каждом сценарии есть три основных компонента истории. Природный мир Включает в себя всю физическую среду: географию, климат. Ваша цель - создать мир, который полностью жив в голове вашего читателя. Это называется созданием чувства места. Сегодняшние читатели, в отличие от читателей 19-го века, не любят длинные статические описания, похожие на картины. Они хотят, чтобы их книга была больше похожа на фильм, где сцена разгадана во время действия персонажей. Если в истории нет причин, чтобы что-то описать, не делайте этого.

Если у вас есть, то идеал должен описываться глазами персонажей. Культурные группы. Каждый персонаж происходит от сообщества, с которым он делится историей, языком, наукой, технологией, религией, мифологией. Если ваша история происходит в маленьком городке, у вас может быть одна культурная группа, тогда как если вы создадите планету, вам могут понадобиться десятки групп. Но помните, просто проводите время, описывая эти группы, если они имеют смысл для ваших персонажей. Интересным способом объяснить местную культуру является использование диалогов.

Написание сочинения всегда вызывает у школьников определенные трудности. Однако это нелегкое занятие может стать довольно интересным и увлекательным. К тому же, оно побуждает к чтению литературного произведения, способствует развитию образного…

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план.…

Но для этого вам нужен внешний персонаж или ребенок, который может задавать вопросы правдоподобным образом. Люди обычно не говорят о ситуациях, которые уже известны всем. Если вам нужно использовать пояснительную сводку, держите ее коротким и интересным.

Фон для конфликта Вообще, ваша история начинается, когда что-то меняется. Что-то происходит, что выводит ваших персонажей из их нормальной жизни. Это может быть социальное или личное изменение. Этот фон должен иметь некоторые характеристики: читателю нужно знать, каков будет успех персонажа; должен знать, что этот успех достигнут; и это должно быть сложно.

Проведение анализа стихотворений является обязательной частью школьной программы. Кроме того, такая практика помогает развивать аналитические способности. Вам понадобится- лист бумаги;- ручкаИнструкция 1Прочитайте стихотворение от начала до конца.…

Читательский дневник может пригодиться как в учебе, так и в повседневности. Вы сможете зафиксировать в нем основные факты, которые пригодятся при сдаче экзамена. Записанные впечатления от книги помогут воскресить в памяти литературные образы даже…

Выполнение исследований для вашего сценария. Вы можете использовать личный опыт, задавать вопросы другим, искать книги, интернет. Но важно знать больше всего, чтобы создать гармоничный сценарий, будь то фиктивный или наш реальный мир. Некоторые вещи, которые вам нужно знать для любого сценария. - География - Климат - Социальные группы - История - Язык - Культура - Наука и техника - Религия и мифология Помните, однако, что вы никогда не узнаете все, что вам нужно. Один час вам нужно остановить поиск и начать писать.

Вообще жанры, которые требуют больше исследований или создания, - это исторические романы, научная фантастика, фэнтези, высокотехнологичные военные триллеры и крутые триллеры. Мы говорили о том, как создать персонаж несколько раз, предоставляя некоторые полезные указания. Но что, если мы говорим о плохом характере? То есть, если вы настроены на характеристику плохого парня в своем романе?

Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический. Название последнего произошло от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи. Главной особенностью лирического…

Провести анализ лирического произведения не очень просто, поскольку многое зависит от личного субъективного восприятия поэзии. Тем не менее, существуют определенные схемы анализа, которые помогают более четко структурировать анализ. Единой схемы или…

Начнем с того, что злые персонажи - это не просто препятствия, которые должен преодолеть ваш герой. Они - персонажи во всех отношениях и поэтому заслуживают того же внимания, что и герой. Потому что без плохого, ваша книга будет из-за напряжения. Итак, давайте посмотрим на шесть полезных советов, чтобы построить злой персонаж.

Дайте вашему злобному персонажу личность

Прежде чем что-либо делать с вашими нечестивыми, сядьте и попытайтесь выяснить. Какой твой любимый цвет? Какова ваша предыстория? Ваш персонаж должен быть в первую очередь человеком, а затем персонажем с определенной ролью. Если вы этого не сделаете, риск должен создать плоский характер.

Написание рецензии на какое-либо литературное произведение часто практикуется в старших классах. Это нелёгкая задача, особенно для тех школьников, кто мало читает. Рецензент должен обосновать свое мнение о прочитанной книге глубоким и…

О том, что такое литературный образ, до сих пор нет единого мнения. Однако в школе для понимания конкретного образа в конкретном произведении нельзя отказываться от составления плана-характеристики персонажа. Только подходить к этому надо творчески,…

Дайте мотивацию вашему злобному персонажу

Почему твои злые делают плохие вещи? В целом, ответ «почему это плохо» не является максимальным, потому что не сложно создавать сложный характер. У вашего злого должно быть точная причина, так что ни один ребенок не ответил бы «нечестивому», если бы он задавался вопросом, что он хотел делать. Подумай о том, что он мог упасть. Возможно, ваш злой человек был хорошим человеком, но его подталкивали к власти, и теперь он слишком напуган, чтобы потерять его, чтобы что-то сделать, чтобы сохранить его. Может быть, он кого-то защищает.

Для большинства школьников и студентов анализ лирического произведения является более сложным, чем анализ прозы. Сказывается то, что стихотворение труднее воспринимается читателем, поскольку в нем присутствует множество эпитетов, метафор, сравнений.…

При знакомстве и рассмотрении литературного произведения, учитель часто просит написать характеристику его героя. По тому, насколько полно и последовательно вы сможете раскрыть образ героя, можно судить о вашем знании и понимании содержания…

Возможно, кто-то сломал его сердце и теперь проводит остаток своей жизни, бродившись в ненависти. Нет ничего более интересного, чем нечестивый с моральным духом, хотя такая мораль явно ошибочна. Президент Сноу в голодных играх не потрудился убить невинных, но он никогда не убьет без того, что хорошо для него.

Заставьте вашего злого вступать в контакт с героем

Таким образом, установите, где ваши злые пройдут границу, которая не будет превышать. В случае с нечестивыми они только крайне искажены и часто не представляют то, что не является морально неправильным для недобрых людей. Поработайте над злым персонажем, как именно вы будете работать над героем. С аналогичного фона, подобная личная борьба или даже аналогичная цель. Это может увеличить напряженность в истории, и в то же время читатели могут сочувствовать как герою, так и нечестивому. У Гарри Поттера и Тома Риддла сходные фоны.

Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.

Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

Поднятые в безлюдных домах, оба являются мощными магами и учениками Хогвартса. Разница: мама Гарри очень любила своего сына, а мать Тома бросила его. Насколько это способствовало тому, что эти два человека изменили свой путь жизни? Аналогия между плохим и героем может быть ужасной и добавить глубину в историю.

Если вы выбрали плохой психотик, узнайте о психозах и расстройствах личности. Если вы хотите написать о нечестивом, который использует религию в качестве предлога для совершения зла, тогда убедитесь, что у вас достаточно информации об этой религии. Смотрите фильмы с плохими парнями, изучайте злых персонажей в книгах и не забывайте искать разные виды злых людей: плохие экстремисты, злые религиозные, плохие парни без угрызений совести, месть, психотические и т.д.

Создаем внешний вид героя

1. Визуальный облик.

Общие элементы визуального образа — цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т.д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с характера.

Научитесь перемещаться в серой области

Есть много видов злых, поэтому присаживайтесь на минутку и пытайтесь представить, какой человек будет больше подходить к вашей истории и противодействовать вашему герою. Некоторые из лучших злых - это те, у кого есть хоть какая-то доброта внутри них. Конечно, они плохие парни, но у них есть человеческая сторона. Причины, которые причиняют им боль, понятны. Это не только более реалистично, но также поможет увеличить интерес читателей к истории. Однако будьте осторожны: вы можете поддерживать определенный уровень понимания для нечестивого, но не оправдывать или гламуровать свои плохие поступки.

К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.

Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.

В некотором смысле, создание злого персонажа почти идентично работе над любым другим персонажем. Вы просто должны осознавать необходимость углубляться в плохие, много думать и писать внимательно. Что вы следите за созданием своего злого персонажа? Характеристики - это работа по представлению и оценке литературных или кинематографических героев. Он включает в себя расчет и каталогизацию характеристик человека и доказательство, например, что человек действительно несет эти качества. Наконец, важным элементом этой формы выражения является оценка характера.

2. Одежда и обувь.

Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.

Характеристики персонажа лучше всего упорядочиваются в соответствии с конкретным планом. Из вашего собственного мнения о персонаже, из комментариев других людей о нем, мы приглашаем мнение властей о характере, мы можем начать с комментариев коллег о персонаже, столкнуться с различными мнениями. Мы приводим цитаты из книги, которые характеризуют характер героя, описывают события жизни героя, доказывают наше мнение, цитируют мнение рассказчика или других героев книги о характере персонажа. Где он живет? Каков его возраст, семья, собственность?

  • Отношение к миру и взглядам.
  • Оценка персонажа.
  • Пункт 1.
  • Это «личная анкета».
  • Если да, укажите свой литературный адрес.
  • Кто он?
Здесь мы можем представить свои собственные эмоции.

Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.

3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.

К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.

К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.

Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.

Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и

Литературный курс "Создаем героя"

Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.

4. Эмоциональные и поведенческие реакции.

Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.

Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.

Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.

Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.

Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.

Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то – пощипывать мочку уха, кто-то – почесывать нос или пятку, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).

Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.

Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.

Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором пойдет речь .

Приглашаем!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!