ПРЕЗЕНТАЦИЯ к логопедическому занятию « Дифференциация звуков и букв Ш – Ж»
учитель – логопед при МОШ №8 Ганноченко Татьяна Анатольевна г. Макеевка, Донбасс
- Характеристика звука Ш.
- Характеристика звука Ж.
- Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.
- Проговаривание чистоговорок.
- Чтение слогов.
- Составление слов из слогов.
- Игра «Что неверно нарисовал художник?»
- Работа со словами и предложениями.
- Игра «Какая картинка лишняя?»
- Работа с текстом.
Характеристика звука Ш
Звук Ш согласный, глухой, твердый . Артикуляция звука:
- губы выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
Характеристика звука Ж
Звук ж согласный, звонкий, твердый . Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
Артикуляция звука:
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Артикуляционная гимнастика
« Лопата»
«Улыбка»
«Чашечка»
«Вкусный мед»
Добавить слог, чтобы получилось слово.
Придумать предложения с этими словами .
Назвать картинки. Найти слова, в названии которых нет звуков Ш и Ж
Записать слова в тетрадь в два столбика, в зависимости от наличия зв. Ш или Ж. Придумать предложения с одним словом на звук Ш и одним на звук Ж. Записать в тетрадь.
Картинки живут в двухэтажном доме. Назовите их.
На первом этаже живут картинки на звук Ш. На втором – на звук Ж.
Какие картинки ошиблись этажами? И почему?
Второй этаж:
Первый этаж :
Назовите те, которые отвечают на вопросы «Кто это?» и «Что это?»
Почему мы ставим такие вопросы?.
Мышка и желудь.
На дубу жил маленький желудь. Он очень любил кататься на ветру. Один раз подул сильный ветер, жёлудь сорвался со своей ветки и полетел. Летел, летел и упал возле дерева.
- Что же мне теперь делать? – заплакал желудь.
Вдруг он увидел, что какое то маленькое животное смотрит на него.
- Ты кто? Ты хочешь меня съесть? – спросил он.
Я мышка, тут недалеко норка где я живу. Тебя есть я не буду, у меня не такие острые зубки, а вот белочка или кабанчик тебя с удовольствием съедят.
- Что же мне делать? – спросил желудь.
- А ты спрячься в листьях, - говорит мышка.
Желудь спрятался в листьях и заснул. Прошла осень и зима. Начал таять снег. Мышка прибежала посмотреть, что же сталось желудем? А на том месте, где спрятался желудь выросло маленькое деревцо, которое с годами превратиться в большой, величественный дуб.
- Про кого сказка?
- Где жил желудь?
- Куда он упал?
- Что сказала желудю мышка?
- Пересказать текст.
Разделы: Логопедия
Цель: обучение обозначению звуков [ш] и [щ’] в письменной речи при помощи букв «ш » и «щ » в слогах с гласными ё, и, е .
Задачи:
- Сравнить звуки [ш] -[щ’] по артикуляции и акустическим признакам.
- Вырабатывать твёрдое произношение звука [ш], мягкое произношение [щ’] при чтении в слогах с гласными ё, и, е.
- Формировать умение обозначать при письме звуки [ш] и [щ’] соответствующими буквами перед гласными ё, и, е.
- Дифференцировать буквы ш и щ .
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» – «Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка», «Чашечка», «Подвижная чашечка», «Грибочек», «Гармошечка».
3. Введение в тему:
Логопед:
– На доске написан текст, в нём пропущены буквы.
Прочитайте и определите, какие буквы в пропущены.
Мы..онок Пу..ок
Ста..ил поро..ок,
Зубную..етку,
П..ена..епотку.
4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия второклассниками:
Логопед:
– Ребята, в тексте неслучайно исчезли буквы,
сегодня мы посвятим наше занятие им.
– Чему мы будем учиться на занятии?
Второклассники:
– Мы будем учиться различать буквы ш
и щ
.
Логопед:
– Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему
нашего занятия.
Второклассники:
– Различай ш – щ
.
Логопед:
– Молодцы! Для чего нам нужно различать ш и щ?
Второклассники:
– Чтобы не допускать при письме ошибок.
Логопед:
– А какие ошибки вы допускаете при письме слов с
буквами ш и щ?
Второклассники:
– Вместо буквы ш пишем букву щ или наоборот.
– А я путаю гласные буквы после ш и щ.
Логопед:
– Да, ребята, всё это очень серьёзно. Скажите,
чему мы должны учиться, чтобы не допускать таких
ошибок при письме. Попробуйте наметить цель
нашей деятельности на занятии.
Второклассники:
– Учиться обозначать звуки [ш] и [щ’] при письме
буквами «ш» и «щ», а также правильно писать эти
буквы в слогах гласными.
Логопед:
– Верно. А по какому плану будем действовать?
Второклассники:
- Сравним произношение звуков и выделим отличительные особенности.
- Охарактеризуем эти звуки.
- Найдём для каждого звука свою букву.
- Выделим отличительные особенности букв ш и щ.
- Будем различать буквы ш и щ в слогах, словах, предложении и тексте.
- В конце занятия вспомним отличительные особенности изучаемых звуков и букв.
- Оценим свою работу на занятии.
Логопед:
– Сказано точно и лаконично. Приступим к работе
по намеченному плану.
5. Сопоставительная характеристика [ш] -[щ’]: (Приложение 2 )
Логопед:
– Чем похоже произношение звуков?
Второклассники:
– В одинаковом положении губы, зубы; воздушная
струя встречает преграду; голосовые складки не
дрожат.
Логопед:
– Я уберу то, чем похоже, произношение наших
звуков.
– Чем отличается произношение звуков?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] – «Чашечка», на
звук [щ’] – «Грибочек».
Логопед:
– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя
язычок, когда мы произносим звуки [ш] и [щ’], одна
ладошка – язычок, а другая – нёбо.
– Произношение звуков [ш] и [щ’] отличается
положением языка, запомните.
– А теперь скажите, если язычок как «Чашечка»,
это какой звук?
Второклассники:
– Звук [ш].
Логопед:
– Верно. А если язык как «Грибочек», это звук?
Второклассники:
– Звук [щ’].
Логопед:
– Охарактеризуем звуки. Раз воздушная струя
встречает преграду, звуки гласные или согласные?
Второклассники:
– Согласные.
Логопед:
– Раз горлышко не дрожит, звуки звонкие или
глухие?
Второклассники:
– Глухие.
Логопед:
– А теперь обратим внимание на положение языка.
На звук [ш] язычок прямой, значит он твёрдый или
мягкий?
Второклассники:
– Твёрдый.
Логопед:
– Звук [ш] твёрдый всегда, у него нет мягкой пары.
– На звук [щ’] язычок выгнут вверх, значит он
твёрдый или мягкий?
Второклассники:
– Мягкий.
Логопед:
– Звук [щ’] всегда мягкий, у него нет твёрдой
пары. И так, сделаем вывод, чем отличаются звуки
[ш] и [щ’].
Второклассники:
– На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он
твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх,
«Грибочком», он мягкий.
6. Связь звуков с буквами:
Логопед:
– Какой буквой на письме обозначим звук [ш] ?
Второклассники:
– Буквой «ш».
Логопед:
– А какой буквой обозначим звук [щ’]?
Второклассники:
– Буквой «щ».
Логопед:
– Посмотрим презентацию (Приложение
1
).
– У букв «ш» и «щ» есть одинаковый элемент, это короткая прямая наклонная линия с поворотом направо, это «секретик».
Посмотрите, я написала три таких «секретика», какая это буква?
Второклассники:
– Это буква «ш».
Логопед:
– А теперь я написала петельку. Какая теперь
написана буква?
Второклассники:
– Буква «щ».
Логопед:
– Посмотрите, нет петельки.
Второклассники:
– Буква «ш».
Логопед:
– Написала петельку.
Второклассники:
– Буква «щ».
Логопед:
– Ш и Щ родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)
Логопед демонстрирует плакат.
Логопед:
– Сделаем вывод об особенностях написания букв
«ш» и «щ».
Второклассники делают вывод.
7. Письмо букв «ш» и «щ»:
Логопед:
– Напишите в тетради один раз букву, которая
обозначат звук [ш].
Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «ш».
Логопед:
– Напишите в тетради два раза букву, которая
обозначает звук [щ’].
Второклассники выполняют задание.
Логопед:
– Какую букву написали?
Второклассники:
– Букву «щ».
Логопед:
– Напишите в тетради три раза букву «ш».
Второклассники выполняют задание.
Логопед:
– Какую закономерность вы заметили в записи
букв?
Второклассники:
– Буквы «ш» и «щ» чередуются, а их количество
увеличивается на один.
Логопед:
– Вы всё верно подметили. Продолжите запись букв
до конца строки в соответствии с этой
закономерностью.
Второклассники выполняют задание.
Логопед:
– Для чего выполняли задание
Второклассники
:
– Учились на письме обозначать звуки [ш] и [щ’]
буквами, определяли закономерность при записи
букв.
8. Динамическая пауза:
Логопед:
– Звук [щ’] протяжно звучит,
Щука хвостом шевелит.
Дети выполняют плавные движения, произнося протяжно [щ’].
Логопед:
– Шар летел и лопнул вдруг,
Испугались все вокруг.
Дети прыгают, отрывисто называя звук [ш].
9. Чтение слогов:
Логопед:
– Прочитайте слоги парами, строчками,
столбиками.
ша-ща шо-що ша-ща шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ аш-ащ
ши-щи ше-ще шё-щё шу-щу
иш-ищ еш-ещ яш-ящ ёш-ёщ
Второклассники читают слоговую таблицу. Логопед обращает внимание на гласные и чтение согласных.
Логопед:
– Ребята, сделаем вывод:
Второклассники:
– Какая бы гласная не стояла бы после буквы «ш»,
называем звук твёрдо. Какая бы гласная не стояла
рядом с буквой «щ», называем звук мягко.
10. Письмо слогов под диктовку:
Логопед:
– Мы читали слоги, обращали внимание при чтении
не только на согласные, но и на гласные. А теперь
попробуем написать слоги по диктовку. Будем
писать слоги с буквой «ш» в первую строку, а с
буквой «щ» – во вторую.
– Напишите «ши».
Второклассники выполняют задание.
Логопед:
– В какую строку написали слог?
Второклассники:
– В первую.
Логопед:
– Почему?
Второклассники:
– Согласный звучал твёрдо, значит это буква –
«ш».
Логопед:
– Какую гласную букву написали?
Второклассники:
– Букву «и», сочетание «ши» пишем с буквой «и».
Логопед диктует слоги для записи, выясняя написание согласных и гласных букв.
Логопед:
– Сделаем вывод, чему учились.
Второклассники:
– Мы различали звуки [ш] и [щ’] в слогах, обозначали их буквами; учились обозначать гласные звуки буквами.
11. Дифференциация звуков [ш] и [щ’] в словах:
Логопед:
– У вас на столе лежат буквы Я назову слова, а вы поднимите букву, которую надо написать в этом слове.
Слова: щётка, щенок, тащить, пушистый, рощица, вершина, камыши, вещица, тощий, крушина.
Второклассники поднимают соответствующие буквы.
Логопед:
– На столе у вас три чистых листочка, напишите
на них гласные буквы «ё», «и», «е». А теперь я
снова назову эти слова, а вы поднимите на этот раз
гласные, которые напишем в этом слове, после букв
«ш» и «щ».
– А теперь допишите в словах пропущенный слог с
согласными «ш» и «щ» и гласными «ё», «и», «е».
Слова: ..лчок, кув..н, пры..к, кро..т, ..пка..потка, пи..т, горо..на, ..лк, за..тник, вер..на.
Второклассники выполняют задание.
Логопед:
– Сделаем вывод.
12. Работа с предложением.
Логопед:
– Закончите предложения, дописав последнее
слово.
Второклассники выполняют задание.
В нашем шкафу много... . (Вещей) . Лягушки едят мелких жучков и... . (Мошек) . Первобытные люди жили в... . (Пещерах) .
Логопед:
– Сделаем вывод.
Второклассники формулируют вывод.
13. Дифференциация букв «ш» и «щ» в тексте:
Логопед:
– Вставьте в текст пропущенные буквы «ш» и «щ»:
Второклассники выполняют задание.
У _уры _еглова есть _енок. _енка зовут _арик. _енок ута_ил _ётку под _каф. _ура и_ет _ётку.
Логопед:
– Сделаем вывод.
Второклассники формулируют вывод.
14. Итог занятия:
Логопед:
– А теперь сделаем вывод по всему занятию.
Назовите тему занятия.
Второклассники:
– Различай ш
и щ
.
Логопед:
– В чём основное различие звуков [ш] и [щ’]?
Второклассники:
– Положение языка. На звук [ш] язычок прямой,
«Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут
вверх, «Грибочком», он мягкий.
Логопед:
– В чём отличие букв «ш» и «щ»?
– Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к
облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в
петельку и влечёт её с собой плавать в реке.
– Какую гласную напишем после «ш», если услышим
или произнесём [шы].
Второклассники:
– Букву и.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или
произнесём [шэ] или [щ’э].
Второклассники:
– Букву е.
Логопед:
– Какую гласную напишем, если услышим или
произнесём [шо] или [щ’о].
Второклассники:
– Букву о или ё.
15. Рефлексия
16. Оценка деятельности детей на занятии
Угадай звук по распевке.
Сравните артикуляцию звуковРабота с зеркалами.
Мастерская букв
Ш ш Щ щШ Ш Щ Щ Ш Ш Щ Щ
Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения (карточки).
ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш щ ш ш щ щ ш ш щ щ ш ш щ щ ш ш щ щ ш ш щ щ ш ш ш ш ш щ щ ш ш ш щ щ ш ш ш щ щ ш ш ш щ щ ш ш ш щ щ
Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.
ша-ща шо-що шу-щуаш-ащ ош-ощ уш-ущши-щи ше-ще шё-щёиш-ищ еш-ещ еш-ёщ
Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.Работа с карточками.
Щеткашовхорошопищалкащукатащитьпушис тыйрощицавершинака мыши
Запишите слова с ш и щ в два столбика. Работа в тетради.
..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.
Добавьте в слова слоги ше или ще. Запишите слова в тетрадь.
Чудови.., луч.., учили.., полот -ни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .
Все словечки поменялись, Буквы перепутались. Мы слова с тобой читали, Ш и щ распутали.Лес густой за речкой – … (чаша). Ваза есть в музее – … (чаща). Услыхали громко – … (шелк)! Это разорвался… (щелк). В речке плещется… (Шуренок). Шуру мать зовет… (щуренок). Я прощения… (прощу) И сама тебя… (прошу).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте.Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Данная презентация используется при проведении логопедического занятия по теме "Дифференциация Бб - Пп"....
Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "
Презентация педсовета включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы дифференциации.Предложена последовательно...