Ипиох: военные кампании при короле балдуине iv. Балдуин iv прокаженный

В марте 1185 года в 23 года умер король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) IV. Он не особенно известен своими подвигами. Между тем этот обреченный молодой человек за свою короткую жизнь совершил гораздо более заметные деяния, чем, скажем, его всемирно известный современник Ричард Львиное Сердце (Richard the Lionheart, Cœur de Lion, 1157-1199), причем в гораздо более сложных условиях. В период его правления Иерусалимское королевство крестоносцев уподобилось ореху между смыкающимися вокруг него клещами мусульманского щелкунчика. И Балдуин, несмотря на страшный недуг, до последнего дня отстаивал интересы своих подданных.

Крестоносцы и их государство

К началу правления Балдуина IV франки (и их потомки) владели всем побережьем Сирии и Палестины от Аманских гор до Синайской пустыни. Существовал конгломерат автономных, но готовых прийти на помощь друг к другу христианских государств — Антиохия , Триполи и Иерусалим .

Королю Иерусалима помогали канцлер (он возглавлял канцелярию и хранил королевский архив) и сенешаль, при необходимости выполнявший функции монарха в гражданском управлении государством и отвечавший за казну. Армией руководил коннетабль, подчинявшийся королю, королевским хозяйством управлял камергер. Но центральная власть была не так сильна, потому что на постоянно воевавшем с соседями франкском Востоке король был вынужден делегировать значительные полномочия местным правителям, защищавшим границы. Высший Совет при короле исполнял тройственную функцию: судебную, консультативную и законодательную.

Церковь во всех трех крестоносных государствах был католическая , а возглавляли ее два латинских патриарха - антиохийский и иерусалимский, служивший в Храме Гроба Господня. Христианские храмы были центрами, вокруг которых обращалась жизнь государства - ведь именно ради их охраны и были затеяны крестовые походы. Население Иерусалимского королевства во второй половине XII века оценивается примерно в 620 тысяч человек, из которых франки-католики составляли 140, а подавляющее большинство было мусульманами или христианами восточного толка (армяне, сирийские якобиты, несториане и марониты). Жили в королевстве и иудеи, и самаритяне. Хотя в ходе Первого крестового похода в 1099 году франки устроили в Иерусалиме резню мусульман и иудеев, но в дальнейшем, установив свою власть над Палестиной, крестоносцы не посягали на свободу вероисповедания местного населения.

Организационными центрами жизни франков были города и замки, подпадавшие под сюзеренитет короля. Из всех городов лишь Иерусалим превратился в полностью христианский город - в нем не было мусульман и почти не было евреев, допускались только восточные христиане. В прибрежных городах наибольшими льготами и привилегиями обладали венецианцы, генуэзцы и пизанцы. Итальянцы охраняли морские пути сообщения с Западом , перевозили пилигримов, солдат и переселенцев и, в отличие от франков, умели торговать, а экономическое благосостояние государств Святой земли стояло все-таки на торговле: особо плодородных земель тут не наблюдалось. Главным предметом торговли, которую контролировали купцы из Дамаска и Алеппо , были предметы роскоши - оружие из дамасской стали, произведения арабских золотых дел мастеров, ювелирные украшения, парфюмерия, персидские ковры и керамика, китайский шелк, пряности и лекарства из Индии .

В окружении врагов

С окружающими мусульманскими владениями франки поддерживали торговые контакты, что не исключало опасности нападения воинов ислама . Большинство городов были обнесены стенами, каменные башни строились и в важнейших деревнях - для защиты населения. По той же причине рыцарская служба в Иерусалиме отличалась от службы на Западе продолжительностью - там она занимала всего сорок дней в году, а на Ближнем Востоке была круглогодичной, когда речь шла об обороне королевства, но платной, если король посылал войска за пределы своих границ, например, в Египет .

Местные восточные христиане говорили по-арабски и культурно были весьма близки к мусульманам, а потому относились к франкам как к чужакам. Католики на Ближнем Востоке то пытались наладить дружбу и «взаимовыгодное сотрудничество» с местным, глубоко чуждым, населением, то воевали с ними за свои святыни и за выживание .

Войдя в подростковый возраст, монарх вступил и в новую стадию развития болезни. Стало ясно: вскоре понадобится новый король. Сибилле снова стали искать мужа. Король жаждал помощи византийского императора Мануила Комнина и послал к нему Рейнальда Шатийонского - рыцаря незнатного происхождения, через брак с тетушкой Балдуина ставшего князем Антиохийским, но Мануил помочь крестоносцам не пожелал. А тем временем Саладин подготовился к нападению на Иерусалим.

И тогда 25 ноября 1177 года Балдуин и Рейнальд вышли из города с 375 рыцарями, к которым присоединилось 80 тамплиеров под руководством магистра Одо де Сент-Амана, и разбили превосходящие силы Саладина (26 тысяч человек) в битве при Мон-Жизаре. В победе сыграло роль и то, что Саладин недооценил юного противника, полагая, что тот не осмелится сразиться с ним, и то, что крестоносцы захватили Саладина врасплох, и то, что франки действительно умело бились. Балдуин преследовал противника до самого заката. Саладин потерял 90 процентов войска, включая личную охрану из мамлюков, бежал обратно в Египет, по дороге распуская слухи, что битву выиграл он, а не крестоносцы. Но в течение целого года, прежде чем возобновить атаки на франков, Саладин только зализывал раны.

Бесстыжий Ги

Летом 1180 года произошло событие, во многом предопределившее печальную судьбу Иерусалимского королевства. Сибиллу выдали замуж за Ги де Лузиньяна ( , 1160–1194), двусмысленного авантюриста, показавшегося Балдуину и его матери Агнессе приличным кандидатом - он был кузеном английского короля Генриха II (1133–1189). К тому времени Балдуин ослеп, не владел конечностями и потому пытался отречься от престола. Но раз за разом попытки найти подходящего кандидата на трон срывались. Подвел и Рейнальд Шатийонский: напал на торговый караван, шедший из Египта в Дамаск, и прямо оскорбил Саладина, захватив во время одного из таких нападений его мать. В 1182 году возмущенный Саладин возобновил атаки на франков, и Балдуин был вынужден назначить Ги де Лузиньяна регентом.

Битва при Хаттине. Средневековая миниатюра
Не прошло и года, как тот покрыл себя позором: когда Ги де Лузиньян присутствовал на свадебных торжествах в Кераке, Саладин напал на замок и осадил его прямо с гостями внутри. Балдуин, собрав оставшиеся физические силы, явился на место и снял осаду, но Ги отказался сражаться с Саладином, и султан просто отправился домой! Такой регент Балдуину не был нужен. Лузиньян удалился с супругой в Ашкалон, а королю так и не удалось добиться их развода.

«Пока он был жив, он всегда побеждал»

До последней секунды своей жизни Балдуин занимался делами Иерусалима. Разочаровавшись в регентах и попытках найти достойного наследника, в 1183 году он назначил своим соправителем пятилетнего племянника, Балдуина Монферратского. В день смерти прокаженный правитель провел последний королевский совет.

Через два года, 4 июля 1187 года Саладин победил крестоносцев и Ги де Лузиньяна, стараниями жены все-таки ставшего иерусалимским королем, при Хаттине. То была смертельная рана, нанесенная Иерусалимскому королевству; а в 1291 году крестоносцы были вовсе изгнаны с Ближнего Востока.

Но память о Балдуине в этом регионе сохранялась долго. В середине XIII века один мусульманин в Дамаске заявил оружейнику короля Людовика IX: «Были времена, когда король Балдуин Иерусалимский, тот, что был прокаженным, побил Саладина, хотя у него было всего 300 воинов против Саладиновых 30 тысяч. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по полям, как скот».

Часто задаются вопросом, почему церковь не причислила этого короля-девственника и мученика к лику святых, ведь он сделал очень многое для христианства и вел исключительно праведную жизнь. Ответ прост: Балдуин мало интересовался религией. Даже будучи смертельно больным, он не рассматривал возможность удалиться в монастырь. Это был король-рыцарь, а не король-монах, и определяющими чертами его личности были личное мужество, отвага и гордость. Один хронист записал после его смерти: «Хотя с детства он страдал от проказы, он всеми силами сохранял неприкосновенность границ Иерусалимского королевства и одержал поразительную победу над Саладином при Мон-Жизар. Пока он был жив, он всегда побеждал».

Новости партнёров

Балдуин III умер еще молодым и королем стал его брат, Амори I, которому, в свою очередь, и наследовал Балдуин IV. Жизнь христиан на Востоке, где несколько столетий до мусульмане установили свои законы, не была легкой. Люди рождались, росли, женились, растили своих детей и умирали, а война все шла. Править такой страной было трудно. Мусульмане не собирались сдаваться и мириться с присутствием государства христиан в Палестине, которую султан Саладдин задался целью подчинить себе.

Воспитанием принца Балдуина занимался умнейший человек своего времени, средневековый хроникер Вильгельм (Гийом) Тирский. Балдуин рос образованным, рассудительным человеком. Вильгельм писал: «…он был красивым ребенком, способным… быстро все схватывал, интересовался историей… всегда помнил добро, впрочем, как и зло…».

Военную науку мальчик постигал с теми же успехами, в будущем из него получился отличный военачальник. К несчастью, ребенок заболел проказой, неизлечимой в средние века. Король Амори приказал усилить занятия верховой ездой, так как правая рука у принца омертвела, а в будущем, в бою, в левой будет оружие, и управлять боевым конем придется только лишь ногами. Балдуин в итоге стал первоклассным наездником и виртуозно ездил верхом.

Вильгельм первый заметил признаки ужасной болезни у наследника. В Европе с прокаженными поступали довольно жестоко. Заболевшего «условно» хоронили и изгоняли — он для общества умер… Прокаженный отправлялся в лепрозорий, названный так от самой болезни — лепра поражала организм при этом заболевании. Там несчастные доживали свои дни, часто — годы. Практически невозможно представить себе их жалкое существование.

На Востоке, в христианском сирийском государстве никто не посмел бы изгонять сына короля, хотя лепрозории в Иерусалиме имелись, для прокаженных благородных кровей был даже основан рыцарский орден Святого Лазаря.

Амори тянул с официальным признанием сына больным, как будто предчувствуя свою близкую смерть. Балдуина короновали после смерти отца, но будучи несовершеннолетним, он еще не мог править самостоятельно. Рано осознав всю тяжесть такого заболевания, он знал, что долго ему не прожить, несмотря на уход, лучших врачей и лекарства, привозимые со всех концов света.

Балдуин IV был одним из лучших христианских королей Иерусалима, но, к сожалению, фактически последним. Коронованный после него племянник Балдуин V, сын сестры Сибиллы, умер в детстве, а ее муж — тщеславный дурак Ги де Лузиньян фактически предопределил победу Саладдина, которого боялся, наверно, больше, чем проказы.

Есть нечто символичное в том, что королевство европейцев на Востоке разлагалось изнутри из-за распрей и интриг между баронами, их распутством, алчностью … Как разлагался изнутри достойнейший монарх из-за неизлечимой болезни.

Балдуин воспринимал королевство как данность, он был его защитником и истинным правителем. Балансируя между баронами местными и пришлыми, рыцарскими орденами, европейской политикой, Папой Александром III и главной проблемой — войной с мусульманами, Балдуин показал себя отличным дипломатом.

Став совершеннолетним (в 15 лет), он отменил регентство своего дяди Раймунда Триполитанского и стал править и воевать самостоятельно. Никто не ожидал, что в этом больном теле имеется ясный и глубокий ум, дальновидность и полководческие способности. Первым делом молодой король нарушил перемирие с Саладдином, заключенное дядей регентом. Историки ставят это в вину Балдуину, но мир был бы все равно нарушен самим Саладдином.

Первая серьезная битва молодого монарха с Саладдином в 1177 г. при закончилась блестящей победой христиан. Противник, в несколько раз превышающий численностью европейцев, позорно бежал. Султан явно недооценил этого таинственного, больного проказой короля иерусалимского, еще, по сути, мальчишку. Впоследствии он сказал не без уважения: «Пока жив этот король, Иерусалим не падет».

Много раз в боях иерусалимский монарх оказывался на волосок от гибели, под ним не раз убивали лошадь и соратники выносили прокаженного короля с поля боя. Военные столкновения с мусульманами не прекращались все царствование Балдуина IV, лишь в 1180 г. они с Саладином заключили мир.

В последующие годы Балдуин хотел переложить бремя власти на достойные плечи, но не находил таковых. Болезнь лишала его сил, которых не хватало, чтобы удержать Иерусалим и остальные города крестоносцев. Ему бы уйти в лепрозорий и там доживать свои дни в мучениях, но из последних сил он правил, водил войска в бой, боролся с интригами, разбирал тяжбы и параллельно искал наследника, так как у него самого детей быть не могло. Этот человек был лишен всех, даже нехитрых, человеческих радостей.

Люди, восхищенные мужеством и нечеловеческой волей своего больного короля, шли за ним и побеждали. Уже с детства пораженная рука не могла крепко держать меч — Балдуину его привязывали к ней. Когда он уже не мог сесть в седло от бессилия, так как болезнь прогрессировала и временами лишала сил, король приказывал подать носилки и нести себя впереди войска.

В фильме «Царство Небесное» роль прокаженного короля исполнил актер Эдвард Нортон. Но там много неточностей: к примеру, в то время Балдуин уже ослеп и почти не мог ходить. Маска, которую носил в фильме монарх — скорее всего выдумка, известно, что он просто носил полупрозрачную накидку, спадающую на обезображенное лицо.

У короля были и преданные приближенные, и враги. Но если сторонники уважали благородного и отважного человека, то недруги ненавидели и боялись Балдуина, они невольно пасовали перед его сильным характером.

Возможно, он и плакал наедине с собой, сетовал на судьбу, задавался вопросом: почему именно он? Можно понять всю горечь человека, которому от рождения было дано все, и… ничего в то же время. Ни будущего, ни семьи, ни одной человеческой слабости он не мог себе позволить.

Король спешил успеть сделать как можно больше для королевства, вверенного ему. Всю свою короткую жизнь он положил на это и много добился. При нем не нарушились границы, несмотря на сильнейшего врага — Саладдина. Он воевал не фанатично — ради веры, так как совсем не интересовался религией. Балдуин воевал ради государства, в котором родился, за его границы и его единство.

На смертном одре прокаженный король не позвал духовника — он не знал, в чем ему исповедаться. Какие грехи он совершил? Он с детства жил в аду — разлагался заживо — и терпел. Грех — это действие, направленное на удовлетворение личных слабостей и пороков, на которые прокаженный человек просто не имел права.

Балдуин IV Прокаженный, король Иерусалима умер в 1185 г., измученный проказой, войной и внутренними интригами. Ему было всего 24 года.

Фактически, с его смертью закончилось владычество христиан в Палестине. Если бы он не болел или хотя бы не умер так рано, история бы пошла по другому пути и королевство Иерусалимское, скорее всего, осталось бы за европейцами. Но случилось так, как случилось. Остальные христианские лидеры были не соперники Саладдину.

, Храм Гроба Господня

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Балдуин IV Прокажённый (фр. Baudouin IV le Lépreux , (1161 ) - 16 марта ) - король Иерусалима с 1174 года , сын Амори I и Агнес де Куртене .

Детство и юность Балдуина

Балдуин и Ги де Лузиньян

После кончины её первого мужа король уже однажды пытался найти сестре супруга, достойного в будущем разделить с ней королевский престол - он вел переговоры о браке с герцогом Бургундии Гуго III , но они не увенчались успехом. Теперь же Сибилла получила в супруги могущественного барона, вассала короля Англии Генриха II , который приходился Балдуину двоюродным братом по линии отца.

Также Балдуин объявил о помолвке второй сестры, восьмилетней Изабеллы, со своим вассалом Онфруа IV , лордом Торона , Керака и Трансиордании .

Согласно воле короля, престол унаследовал его племянник Балдуин V при регенте Раймунде III.

Образ Балдуина в искусстве

Кинематограф

В этом фильме молодой король изображен отважным, но стремящимся к миру правителем, однако тяжесть его заболевания была преуменьшена. Так, в то время, в котором происходит действие фильма, Балдуин был уже слеп и практически не мог ходить.

Маска, которую носит в фильме король, скрывая обезображенное лицо - плод фантазии сценариста, не имеющий под собой документального подтверждения.

Литература

Король Балдуин (Бодуэн) IV является одним из главных действующих лиц романа «Тибо, или Потерянный крест» - первого романа исторической трилогии под общим названием «Рыцари» («Шевалье») французской писательницы Жюльетты Бенцони .

Напишите отзыв о статье "Балдуин IV Иерусалимский"

Примечания

Литература

  • Hamilton, Bernard. «Women in the Crusader States: The Queens of Jerusalem» // Medieval Women , edited by Derek Baker. Ecclesiatical History Society, 1978.
  • Hamilton, Bernard. The Leper King and his Heirs: Baldwin IV and the Crusader Kingdom of Jerusalem . Cambridge: Cambridge University Press, 2000. ISBN 0-521-64187-X.
    • Review by Jonathan Philips, The Journal of Ecclesiastical History , Vol. 53 (2002), pp. 765–825.
  • Kedar, Benjamin Z. The General Tax of 1183 in the Crusading Kingdom of Jerusalem: Innovation or Adaptation? // The English Historical Review , Vol. 89, No. 351 (Apr 1974), pp. 339–345.
  • La Monte, John L. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem, 1100-1291 . Cambridge, MA: The Medieval Society of America, 1932.
    • Review by Einar Joranson, Speculum , Vol. 8, No. 1 (Jan 1933), pp. 96–102.
  • Mitchell, P. D. Leprosy and the case of King Baldwin IV of Jerusalem: mycobacterial disease in the crusader states of the 12th and 13th centuries // International Journal of Leprosy and Other Mycobacterial Diseases . Vol. 61(2) (Jun 1993), pp. 283–91.
  • Newey, W. K., Lay, S. A leper in purple: the coronation of Baldwin IV of Jerusalem // Journal of Medieval History . Vol. 23, No. 4 (Dec 1997), pp. 317–334.
  • Runciman, Stiven. A History of the Crusades, Vol. II: The Kingdom of Jerusalem . Cambridge University Press, 1952.
  • William of Tyre. A History of Deeds Done Beyond the Sea . E. A. Babcock and A. C. Krey, trans. Columbia University Press, 1943.
  • Guillaume de Tyr. L"estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d"Outremer = Historia Rerum in partibus transmarinis gestarum. - Paris, 1844-1859. - (RHC, Historiens occidentaux, I (1 and 2), and II).
  • Ришар, Жан . / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. - СПб. : «Издательская группа Евразия », 2002. - 448 с. - 2000 экз. - ISBN 5-8071-0057-3.

Ссылки

  • Гийом Тирский . . Проверено 16 января 2011. .
  • (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Проверено 16 января 2011.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Балдуин IV Иерусалимский

Думаю, что во время своих скитаний Серёгиным приходилось хвататься за любую работу, просто чтобы по-человечески выжить. Время было суровое и на чью-либо помощь они, естественно, не рассчитывали. Чудесное поместье Оболенских осталось в далёком и счастливом прошлом, казавшимся теперь просто невероятно красивой сказкой... Реальность была жестокой и, хочешь не хочешь, с ней приходилось считаться...
В то время уже шла кровавая вторая мировая война. Пересекать границы было очень и очень непросто.
(Я так никогда и не узнала, кто и каким образом помог им перейти линию фронта. Видимо, кто-то из этих трёх людей был очень кому-то нужен, если им всё же удалось со-вершить подобное... И я так же совершенно уверена, что помогал им кто-то достаточно влиятельный и сильный, иначе никоим образом перейти границу в такое сложное время им никогда бы не удалось... Но как бы не доставала я позже свою бедную терпеливую бабушку, ответа на этот вопрос она упорно избегала. К сожалению, мне так и не удалось узнать хоть что-нибудь по этому поводу).
Так или иначе, они всё же оказались в незнакомой Литве... Дедушка (я буду его дальше так называть, так как только его я и знала своим дедушкой) сильно приболел, и им пришлось на время остановиться в Литве. И вот эта-то короткая остановка, можно сказать, и решила их дальнейшую судьбу... А также и судьбу моего отца и всей моей семьи.
Они остановились в маленьком городке Алитус (чтобы не слишком дорого приходилось платить за жильё, так как финансово, к сожалению, им в то время было довольно тяжело). И вот, пока они «осматривались по сторонам», даже не почувствовали, как были полностью очарованы красотой природы, уютом маленького городка и теплом людей, что уже само по себе как бы приглашало хотя бы на время остаться.

А также, несмотря на то, что в то время Литва уже была под пятой «коричневой чумы», она всё же ещё каким-то образом сохраняла свой независимый и воинственный дух, который не успели вышибить из неё даже самые ярые служители коммунизма... И это притягивало Серёгиных даже больше, чем красота местной природы или гостеприимство людей. Вот они и решили остаться «на время»… что получилось – навсегда… Это был уже 1942 год. И Серёгины с сожалением наблюдали, как «коричневый» осьминог национал-социализма всё крепче и крепче сжимал своими щупальцами страну, которая им так полюбилась... Перейдя линию фронта, они надеялись, что из Литвы смогут добраться до Франции. Но и при «коричневой чуме» дверь в «большой мир» для Серёгиных (и, естественно, для моего папы) оказалась закрытой и на этот раз навсегда… Но жизнь продолжалась... И Серёгины начали понемногу устраиваться на своём новом месте пребывания. Им заново приходилось искать работу, чтобы иметь какие-то средства для существования. Но сделать это оказалось не так уж сложно – желающим работать в трудолюбивой Литве всегда находилось место. Поэтому, очень скоро жизнь потекла по привычному им руслу и казалось – снова всё было спокойно и хорошо...
Мой папа начал «временно» ходить в русскую школу (русские и польские школы в Литве не являлись редкостью), которая ему очень понравилась и он категорически не хотел её бросать, потому что постоянные скитания и смена школ влияла на его учёбу и, что ещё важнее – не позволяла завести настоящих друзей, без которых любому нормальному мальчишке очень тяжело было существовать. Мой дедушка нашёл неплохую работу и имел возможность по выходным хоть как-то «отводить душу» в своём обожаемом окружном лесу.

А моя бабушка в то время имела на руках своего маленького новорождённого сынишку и мечтала хотя бы короткое время никуда не двигаться, так как физически чувствовала себя не слишком хорошо и была так же, как и вся её семья, уставшей от постоянных скитаний. Незаметно прошло несколько лет. Война давно кончилась, и жизнь становилась более нормальной во всех отношениях. Мой папа учился всё время на отлично и учителя порочили ему золотую медаль (которую он и получил, окончив ту же самую школу).
Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.
Вот так, с одной стороны борясь за свою «свободу», а с другой – сочиняя прекрасные стихи и мечтая о «подвигах» (до самой своей смерти мой папа был в душе неисправимым романтиком!), проходили в Литве дни молодого Василия Серёгина... который всё ещё понятия не имел, кем он был на самом деле, и, если не считать «кусачих» действий со стороны местных «органов власти», был почти полностью счастливым молодым человеком. «Дамы сердца» у него пока ещё не было, что, наверное, можно было объяснить полностью загруженными работой днями или отсутствием той «единственной и настоящей», которую папе пока что не удалось найти...
Но вот, наконец-то, судьба видимо решила, что хватит ему «холостятничать» и повернула колесо его жизни в сторону «женского очарования», которое и оказалось тем «настоящим и единственным», которого папа так упорно ждал.

Её звали Анна (или по-литовски – Она), и оказалась она сестрой папиного лучшего в то время друга, Ионаса (по-русски – Иван) Жукаускаса, к которому в тот «роковой» день папа был приглашён на пасхальный завтрак. У своего друга в гостях папа бывал несколько раз, но, по странному капризу судьбы, с его сестрой пока что не пересекался. И уж наверняка никак не ожидал, что в это весеннее пасхальное утро там его будет ждать такой ошеломляющий сюрприз...
Дверь ему открыла кареглазая черноволосая девушка, которая за один этот коротенький миг сумела покорить папино романтическое сердце на всю его оставшуюся жизнь...

Звёздочка
Снег и холод там, где я родился,

Б алдуин IV, сын Амори I и Агнессы де Куртене, был коронован в 1174году в возрасте тринадцать лет.
В 1174 году...
28 июля 1174 г. сицилийский флот появился под стенами Александрии и приступил к осаде города. Сирийские франки не оказали ему никакой помощи, возможно, что регент королевства, Милон (Миль) де Планси даже и не знал об их прибытии.
2 августа 1174 г. разбитые Салах ад-Дином сицилийские норманны вынуждены были прекратить осаду Александрии.
27 ноября 1174 г. Салах ад-Дин овладел Дамаском.
В 1175 году...
В августе 1175 г. король Балдуин IV, воспользовавшись войной между Дамаском и городами Алеппо и Мосул, совершил стремительный бросок до ворот Дамаска, захватил и разрушил Бейтджин .
В 1176 году...
В августе 1176 года Балдуин IV и граф Триполи Раймунд III при Айн Анджарр (район Баальбека) нанесли поражение Туран-шаху , брату Салах ад-Дина, тем самым ликвилировали угрозу осады Алеппо.
В 1177 году...
В этом году Балдуин IV решил воскресить планы своего отца, Амори, и овладеть Египтом. Византия послала эскадру под командованием Андроника Ангела , состоящую из 70 галер и многочисленных дромонов (транспортных судов). Прибытие графа Фландрии Филиппа I с войском подняло дух латинян, графу предложили принять командование над армией и пост регента. Филипп стал регентом, но от командования армией отказался, тогда захотели отдать войско под начало Рено де Шатилон синьору Трансиордании, который только что освободился из турецкого плена: граф Фландрии отклонил эту кандидатуру. Пока франки решали кому командовать армией византийцы потеряли терпение и вернулись в Константинополь, перенеся кампанию по завоеванию Египта на весну 1178 г.
В этом году Мануил I Комнин потерпел сокрушительное поражение при Мириокефале от анатолийских турок, что стало началом заката Византийской империи.
В ноябре 1177 г., воспользовавшись тем, что регент королевства Филипп I ушел с частью армии в Северную Сирию осаждать Харим, Салах ад-Дин молниеносным ударом блокировал Дорон и Газу и вынудил Балдуина IV (с армией в 500 рыцарей) укрыться в Аскалоне. Продвигаясь на север Салах ад-Дин перехватывал все отряды, спешившие на помощь королю, занял Рамлу и осадил Лидду.
25 ноября 1177 г. армия Балдуина IV, подкрепленная гарнизоном из восьмидесяти тамплиеров Газы с Великим магистром, описав широкий полукруг, настигла Салах ад-Дина и нанесла ему полное поражение при Монжизаре (при Лидде), вынудив его бежать в Египет. При Монжизаре из 3000 христиан 1100 были убиты и 750 ранены; 30 000 мусульман были убиты, 1500 попали в плен. В битве при Монжизаре принимал участие сеньор Трансиордании Рено де Шатилон.
После победы при Монжизаре Балдуин двинулся войной на Синайский полуостров, осадил цитадель Задр и даже угрожал Факусу на египетской границе. За победой при Монжизаре последовал весьма выгодный для франков мир.
В 1178 году...
В этом году Балдуин IV укрепил границу Галилеи двумя крепостями: Брод Иакова и Шатонеф (Шатле). Крепость Шатонеф была построена орденом Храма в течение зимы 1178/1179 г. под наблюдением короля Балдуина и Великого магистра ордена Одона де Сент-Аман и получил гарнизон из шестидесяти братьев ордена Храма и полутора тысяч наемников, состоявших на королевском жаловании.
В 1179 году...
В апреле 1179 г. отряд во главе с королем Балдуином IV двигаясь из Шатонефа в Баниаском лесу столкнулся с отрядом мусульман, которые нанесли тяжелое поражение отряду короля, в битве погиб коннетабль Онфруа II де Торон .
10 июня 1179 г., неподалеку от укрепления Мезафат , Салах ад-Дин захватил врасплох франкскую армию, которая после первоначального успеха (тамплиеры "слишком увлеклись погоней " за мусульманами) была побеждена в битве при Марж Айюм . Магистр ордена Храма и множество братьев попали в руки султана.
29 августа 1179 г. Салах ад-Дин осадил и разрушил крепость Брод Иакова.
В этом же году после нескольких дней осады Салах ад-Дин сжег крепость ордена Храма Шатонеф, отрубив головы всем тамплиерам гарнизона.
14 октября 1179 года египетский флот напал на порт Акры и разграбил, захватил, сжег и потопил христианские корабли, стоявшие на якоре.
В 1180 году...
В этом году египетская эскадра угрожала Бейруту и провела разграбление города Тортоза.
В 1180 г. между Балдуином IV и Салах ад-Дином был заключен мир, Салах ад-Дин полностью прекратил войну с франками и взялся за единоверцев в Северной Сирии (Алеппо и Мосул).
В 1181 году...
Летом 1181 г., невзирая на перемирие, Рено де Шатилон, сеньор Трансиордании, совершает поход вглубь Аравийского п-ва, практически дошел до Мекки, и повернул назад. В ходе похода Рено напал на крупный караван идущий из Дамаска в Мекку, захваченная добыча равнялась – двести тысяч золотых безантов. Султан направил послание к Балдуину IV, в котором для сохранения мира требовал вернуть ему захваченную добычу и компенсировать нанесенный ущерб. Но король не смог заставить своего Рено выполнить требования Салах ад-Дина. Балдуин написал султану, что он старался, но сеньор Трансиордании отказался. В ответ на это Салах ад-Дин объявил войну. Мусульмане опустошили земли Трансиордании и осадили замок Керак (Крак де Моаб). Де Шатилон обратился к Балдуину за помощью. Король спешно выступил и предотвратил падение замка.
В 1182 году...
В этом году египетская эскадра организовала полную блокаду франкской Сирии, беря на абордаж одинокие суда.
В мае 1182 г. губернатор Дамаска захватил у христиан Бюри , а чуть позднее овладел крепостью Хабис Джалдак .
В июле 1182 г. в битве при Форбеле Балдуину IV удалось вытеснить из Галилеи мусульманскую армию, которую возглавлял племянник Салах ад-Дина.
В 1182 г. Садах ад-Дин при помощи египетского флота осадил Бейрут. Балдуин IV собрал свой флот и вовремя подоспел, чтобы спасти город.
В конце 1182 г. Салах ад-Дин нанес удар по Мосулу, спровоцировав тем самым создание враждебной ему коалиции, к которой присоединился Балдуин IV взамен обещания выплаты 10 000 динаров и передачи франкам всех крепостей, недавно отнятых у них на границе с Дамаском (Торон, Баниас, Хабис Джалдак). За этот короткий промежуток времени франки дважды угражали Босре, доходили до Дарейи подле Дамаска, разрушили Бейт-джин и возвратили себе Хабис Джалдак.
В конце 1182 г. сеньор Трансиордании Рено де Шатилон построить в Трансиордании флот и на спинах верблюдов по частям перевез к берегу Красного моря, на Акабском заливе пять галер были одна за другой собраны и спущены на воду. Первым делом Рено с помощью двух галер осадил замок Айлу, находящийся на острове. Оставшиеся суда отправились в Хиджаз, к городу Аайдаба, где осадили этот город и отправили ко дну много торговых судов. Пока флот наводил ужас на прибрежные города, доходя до Адена, конный отряд во главе с Рено отправился к Медине. "Жителям не хватало средств для защиты города <…> и над городом Пророка нависла большая угроза " ("Книга двух садов"). Приказ на уничтожение флота и отряда франков отдал брат Салах ад-Дина, Аль-Адиль. Операцией руководил военачальник Лулу.
В 1183 году...
В начале 1183 г. египетский флот уничтожил одно судно Рено де Шатилон, что осаждало крепость Айлу; потом настиг оставшиеся суда близ Айдаба, и потопил их; на суше мусульмане преследовали франков и в итоге уничтожили их отряд в безводном пустынном овраге. Некоторых пленников военачальник Лулу отправил в Мину, как жертвенных животных, остальных он привез в Каир. Самому Рено удалось спастись и вернуться в Керак.
12 (11?) июня 1183 г. Салах ад-Дин, владыка Египта и Дамаска, присоединил к своим владениям Алеппо.
29 сентября 1183 г. Салах ад-Дин вторгся на франкскую территорию и занял Бейсан . Затем он захватил замки на севере Самарии: оба Герена и Форбеле . Франкская армия под командованием регента королевства Ги де Лузиньяна (Guу de Lusignan ) двинулась ему навстречу и заняла оборону у источников Тубании. Вскором времени в лагере франков начался бунт, бароны отказались вступить в бой с Салах ад-Дином и не мешали мусульманам нападать на Мон-Фавор и Назарет. Салах ад-Дин устроил притворное отступление, желая заманить христиан в ловушку, но франки воспользовались этим, чтобы занять лучшую позицию, и Салах ад-Дину пришлось отступить.
В ноябре 1183 г. Салах ад-Дин предпринял осаду Керака. Эта осада знаменательна тем, что во время осады, когда предместье города было занято мусульманами, в верхнем городе праздновали свадьбу Изабеллы, дочери Амори I и Марии Комниной, с Онфруа IV, правителем Торонта.
4 декабря 1183 г. спешно собранная Балдуином IV армия под предводительством Раймунда III графа Триполи сняла осаду Керака, заставив Салах ад-Дина отступить.
В 1184 году...
В этом году Салах ад-Дин предпринял очередную осаду Керака, и еще раз Раймунду III удалось освободить город.
В 1185 году...
В этом году император Византии Андроник I Комнин приказал перебить в Константинополе всех латинян, заключил союзный договор с Салах ад-Дином и вступил в войну против сицилийских норманнов.
16 марта 1185 г. в возрасте двадцати четырех лет, измученный болезнью Балдуин IV умер.

С приходом осени отечественные зрители в рамках проекта Theatre HD получили возможность увидеть новую постановку шекспировского "Короля Лира" в режиссерской трактовке Джонатана Манби.

Первоначально спектакль был создан на сцене Chichester Festival Theatre, находящегося в графстве Сассекс, и впоследствии был перенесен в Лондон, на подмостки Театра герцога Йоркского (Duke of York"s Theatre), где исполнитель главной роли сэр Иэн МакКеллен начал свою впечатляющую творческую карьеру в далеком 1964 году.

Многие говорят, что данная постановка станет последней большой театральной ролью прославленного мастера, что также сообщает этому событию особую значимость. Сэр Иэн является живым воплощением понятия "классического актера" в английском понимании - за свою долгую службу в театре он сумел сыграть огромное количество ролей практически во всех пьесах Шекспира. Не является исключением и "Король Лир", с ним он во всех смыслах рос: в 1974 году он предстал перед зрителями в обличье Эдгара, в 1990-м - воплотил образ Кента, а в 2007-м впервые стал королем Лиром в постановке Королевской Шекспировской Компании (RSC).

Итак, перед Джонатаном Манби априори стояла непростая задача - выстроить напряженный и динамичный рассказ о трагических событиях, известных всем уже добрые четыре сотни лет, таким образом, чтобы повествование было шире перспективы, рисуемой самим королем Лиром. Парадокс состоит в том, что в данном случае в прямые задачи режиссера входила борьба с МакКелленом-Лиром: дать последнему развернуться полностью было бы, бесспорно, благородно с человеческой точки зрения, но обнаружило бы профессиональную слабость режиссера - ведь постановок, сгруппировавшихся вокруг трактовки Лира тем или иным маститым актером, и так существует великое множество.

Возможно, именно это подспудное соперничество привело к некоторой перегруженности, навязчивости и непоследовательности в визуальном плане, справедливо отмеченной рядом английских критиков. Переместив развитие в очень условный двадцатый век, Манби не удалось это сделать одинаково убедительно на всем продолжении спектакля.

Наделение дочерей угодьями путем разрезания карты Британских островов на части получилось достаточно остроумным, особенно с учетом культурологических коннотаций, неразрывно связанных с Шотландией и Ирландией, а также нынешней истории с Brexit. А вот облачение Корделии (Аниты Джой-Увадже) в военное обмундирование откровенно сомнительно, хотя зритель, конечно, может съехидничать на тему того, что младшая дочь больше похожа на главу ЧВК или, если уж последовательно идти вослед французским реалиям, - на командующую одним из подразделений Иностранного легиона (со всеми вытекающими умозаключениями).

Примерно то же может быть сказано и об образе Реганы (Кирсти Бушелл), которая благодаря Манби стала психопаткой и садисткой, получающей от злодеяний сексуальное наслаждение. Эта акцентуация ее характера привела к тому, что Лир, Глостер, Эдмунд и другие стали жертвами оргиастического действа, а это необоснованно и крайне несправедливо обкрадывает и упрощает их образы, делая трагедию этих личностей одномерной.

Но, несмотря на это, наблюдать за происходящим на сцене невозможно без затаенного дыхания - прежде всего, благодаря актерам. О Иэне МакКеллене за все прошедшие годы сказано очень много, спектакли с его участием были также в достатке, но и он сумел удивить. Его тембр, характерная манера декламации, произношение в лучших традициях старой школы завораживают и убаюкивают одновременно, и это вряд ли новость для кого-либо, знакомого с другими его работами. Равно как и некоторые устойчивые маньеризмы из его арсенала. Но то, что он сумел создать на сцене, куда больше и шире - мы видим беспомощного старика, в ужасе от собственной беспомощности и провалов в памяти, временами перед нами появляется капризный рассерженный ребенок, не понимающий, чего он хочет, в отдельные моменты он становится благостным, почти блаженным стариком. И не только.

В тот момент, когда его сердце угрожает "расколоться на тысячу кусков", в момент крайней родительской уязвленности и гнева, мы явно видим проступающую на лице МакКеллена гримасу Ричарда III, которым актер также славен. А проводя Лира вслед за Шекспиром через скитания, режиссер намекает нам на схожесть его внутреннего состояния… с безумством Офелии. Примечательно, что Офелия становится адресатом яростной отповеди Гамлета с требованием к ней - уйти в монахини, к обществу - перестать вступать в браки (и размножаться), а Лир (и его нью-эйджевское одеяние только подчеркивает это) - в безумии сам выступает с апологией блуда и свободной любви.

Как ни странно, приятно удивляет игра Шинейд Кьюсак в роли Кента, хотя обычно дают . Выше всяких похвал и выступление Дэниэла Уэбба в роли Глостера - он крайне убедителен как будучи еще при исполнении своих полномочий, так и в изгнании, став жертвой чудовищных пыток и унижения.

Молодой Джеймс Корриган, последовательно и упорно оттачивающий свой талант на шекспировских произведениях, создал запоминающийся образ Эдмунда. Ему отчаянно хорошо удается установить контакт с аудиторией и даже вызвать к себе расположение - мастер-аферист настолько нагл, обаятелен и беззастенчив, что зритель то и дело смотрит на него со странным, болезненным восторгом, больше осуждая тех, кто поддается его чарам и обману, чем его самого.

Люк Томпсон добротно и доблестно сыграл роль Эдгара, но при всех своих достоинствах, к которым относится и виртуозное владение различными акцентами и говорами, ему словно не хватает внутреннего напряжения. И та сцена, которая могла бы дать ему шанс искупить это, была у него зачем-то отобрана - Джонатан Манби старательно обошел вниманием внятное сценическое решение того момента, когда Глостер узнает о том, кем на самом деле является "бедный Том".

С дочерьми Лира и того сложнее - Клэр Прайс добросовестно воплотила роль Гонерильи, но отнюдь не одна была главным оружием Джонатана Манби. Его усилия сосредоточились на создании злого гения Реганы, и это само по себе получилось довольно неплохо - если взять игру Кирсти Бушелл и вынести за скобки странноватую инфернальность, которой ее щедро наделил режиссер. Анита Джой-Увадже сумела более-менее стройно донести до зрителя развитие образа Корделии, но запомнится ее игра, скорее, не сама по себе, а физической подготовкой 79-летнего сэра Иэна, добрые две минуты державшего ее на руках, произнося свои сакраментальные слова.

В общем и целом, зритель становится свидетелем завораживающего действа, местами получившего неожиданное толкование и очевидно имеющего точки соприкосновения с окружающей действительностью помимо вневременного характера самой пьесы. Ну а игра актеров получилась настолько слаженной и многоплановой, что главная звезда, Иэн МакКеллен, смог блеснуть как primus inter pares, а не как гигант-одиночка, ярко светящийся на небосклоне в окружении черных карликов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!