История как комплексная наука. История как наука

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

1.1 Понятие, объект и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует несколько значений понятия история . Основными являются следующие: 1) история – рассказ, повествование; 2) история – это процесс развития природы и общества во времени; 3) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того,чтобы объяснить настоящее.

История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).

Историческая наука хронологически делит прошлое на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю.

Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.

История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности) и этнография (изучает быт и нравы народов).

1.2 Исторические источники и факты

Для установления закономерностей исторического развития необходимо исследовать множество фактов, событий и процессов на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

Выделяют следующие виды источников:

а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);

б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);

в) этнографические (традиции различных народов мира);

г) лингвистические;

д) устные;

е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).

Изучением различного рода источников занимаются источниковедение (отдельная отрасль исторической науки) и ряд вспомогательных исторических дисциплин, предметом которых является всестороннее исследование какого-либо одного источника или отдельныхего сторон, например:

Нумизматика (наука о монетах).

Генеалогия (наука о происхождении и родственных связях людей).

Геральдика (наука о гербах).

Историческая метрология (наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом системы мер и весов).

Палеография (наука, изучающая различные системы письма в их развитии).

Сфрагистика (наука о печатях).

Хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари разных народов) и др.

Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.

Выделяют следующие виды фактов:

а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».

б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».

в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».

От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.

Определение истории.

История - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.

Методология истории.

Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. Наиболее распространенными до недавнего времени были позитивистская и марксистская ориентации в историческом познании. Первая базируется на положительном (позитивном) знании, основанном на опыте. Вторая - на материалистической диалектике.

Теории исторического процесса.

Теория - это логическая схема, поясняющая исторические факты. Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса:

Религиозно-историческая;

Всемирно-историческая;

Локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории - связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других - позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

Предмет истории.

История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. Научные споры о принадлежности ее к какому-либо типу цивилизации не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных цивилизаций. Не без оснований ряд ученых заявляет о наличии особого типа цивилизации - евразийского, к которому принадлежит наша страна.

Поэтому при изучении курса необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития; история России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции, как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации - отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности - соборность. Вместе с тем это не означает отсутствия корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Исторические школы.

Историческое исследование включает историографический анализ. Историография - это анализ концепций, уже существующих в научной и автобиографической литературе. Изучение трудов историков позволяет определить собственную тему исследования, не повторять уже пройденных путей, не тратить время на развитие опровергнутых гипотез.

Историческое исследование только тогда может быть признано научным, когда оно имеет четко очерченный предмет, ставит проблему, выдвигает гипотезу, использует соответствующие научные методы, проверяет достоверность источников, опирается на историографию вопроса и, наконец, аргументирует авторскую концепцию. Историческое знание существует в форме фактов и концепций.

Историческая школа - понятие XVIII - XIX вв., так как с этого времени ученые стали создавать научно обоснованные теории. Античные историки объясняли события личными качествами выдающихся правителей и полководцев, нравами и традициями страны, непреодолимой судьбой, роком, фатумом. Средневековые историки искали причины событий в Божьем соизволении, проводили аналогии с библейскими сюжетами. Под влиянием идей французского Просвещения история стала рассматриваться с точки зрения нравственного совершенствования человечества, восхождения от варварских обычаев к цивилизации. С XIX в. для интерпретации фактов используются социальные, экономические, биологические и другие теории.

Государственная школа. Наибольший вклад в российскую историческую науку XIX столетия внесли Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.

Главное произведение Н.М. Карамзина - «История государства Российского». Основная идея автора заключается в том, что Россия гибла от безначалия и спасалась мудрым единовластием. Высшей ценностью объявлялось государство, а идеальной формой правления - просвещенная дворянская монархия с патриархальным допетровским укладом жизни. Историк отдавал предпочтение Ивану III и Алексею Михайловичу, которые укрепляли государство постепенными преобразованиями, а не кровопролитным царствованиям Ивана Грозного и Петра.

Наиболее ярким представителем государственной исторической школы был С.М. Соловьев, написавший «Историю России с древнейших времен» в 29 книгах. Основными факторами истории он считал природу страны, характер народа и ход внешних событий. Государство - высшая форма исторического развития, так как только в государстве народ обретает возможность прогрессивного развития.

В.О. Ключевский, сформировавшийся как ученый в государственной исторической школе, считал, что на историю влияют различные факторы: природные, экономические, этнические, личностные. Он отметил важную роль процесса колонизации новых земель в российской истории, что обусловило экстенсивный путь хозяйственного развития. С точки зрения историка, на характер русского народа значительное влияние оказали умеренно-континентальный климат и лесостепной ландшафт, приспособление к которым выработало привычку к напряженному, но кратковременному труду, терпеливость, тягу к перемене мест, бытовую неприхотливость. Значительное внимание В.О. Ключевский уделял психологии поведения правителей и социальных групп.

В современной российской исторической науке существует несколько влиятельных научных школ, кладущих в основу анализа прошлого различные факторы. Ни одна из школ не может претендовать на обладание абсолютной истиной, каждая имеет сильные и слабые стороны, успехи и неудачи.

Марксистское направление. Представители направления основываются на положении, что материальные условия жизни людей определяют их сознательную деятельность. Общественная структура, политика, право, мораль, идеология, а отчасти искусство и наука зависят от способа производства товаров. Господствующий способ производства в соединении со свойственной ему надстройкой К. Маркс назвал общественно-экономической формацией. Человечество прогрессирует от низших формаций к высшим: от первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической к коммунистической. Для стран Востока марксизм предложил параллельную формацию - азиатский способ производства, который основан на общине, коллективной и государственной собственности на землю.

В рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях общество разделено на классы. Класс - большая группа людей, занимающая определенное место в производстве и распределении товаров, причем это место зависит от обладания собственностью на средства производства. В формации есть классы эксплуататоров (владельцы собственности) и эксплуатируемых. Переход от одной формации к другой связан с совершенствованием техники, которая создает новые источники богатства, присваиваемые новыми классами. Став экономически господствующим, новый класс захватывает политическое господство. Данную схему К. Маркс иллюстрировал примерами буржуазных революций в Европе.

Отечественные историки советского периода внесли значительный вклад в развитие российской исторической науки. Их работы, созданные в рамках марксистского направления, во многом не утратили своего значения и в наше время.

Сильная сторона марксистской исторической школы в материалистическом объяснении прошлого, приоритетном исследовании экономических отношений, социальной структуры, государственной политики. Слабая сторона - европоцентризм (перенесение опыта развития западноевропейских стран на весь мир). Ошибочным оказался прогноз о неизбежном переходе наиболее развитых буржуазных стран к коммунизму, который рассматривался как вершина технического, научного прогресса, освобождение личности от эксплуатации.

Цивилизационная школа. Основоположниками данной школы были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История мира рассматривается как процесс развития локальных цивилизаций. Постоянными критериями цивилизации А. Тойнби считал место возникновения и религию. Цивилизация проходит несколько стадий: рождение, рост, расцвет, надлом, распад, гибель. Она развивается за счет работы системы «Вызов - Ответ». Любая жизненная проблема может рассматриваться как Вызов - нападение врага, неблагоприятные природа и климат, страх смерти. Разрешение проблемы есть Ответ - отражение агрессии, формы ведения хозяйства, религия. Прогресс цивилизации связывается с развитием духовной и материальной культуры, которое осуществляется творческими личностями. Народные массы подражают творческому меньшинству и не способны создать что-то новое. Надлом цивилизации характеризуется появлением враждебных группировок внутри элиты. Распад цивилизации связан с деградацией правящего класса, который перестает интересоваться государственными делами, а занимается личным обогащением и интригами. На место старой элиты приходит новая элита, сформировавшаяся из непривилегированных слоев. В фазе распада цивилизации создаются великие империи, которые берут за образец либо свое прошлое (архаизм), либо утопическую идею нового строя (футуризм). Гибель цивилизации связана с покорением ее другой цивилизацией и распространением иной культуры.

Сильная сторона цивилизационной школы - в том, что она объясняет развитие всех регионов мира, а история признается многофакторным процессом, так что на разных этапах могут доминировать различные факторы: экономические, политические, религиозные. Слабость цивилизацион-ного подхода заключается в расплывчатости критерия «Вызов - Ответ», который более констатирует, чем объясняет. Кроме того, при этом подходе практически не учитывается роль народных масс в истории.

Теория этногенеза. Детально разработана в трудах Л.Н. Гумилева. История человечества представляется историей этносов. Этнос - коллектив людей со своим стереотипом поведения, который усваивается потомством через условный рефлекс подражания. Этнос существует не более 1500 лет, проходя в своем развитии следующие стадии: пассионарный толчок, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.

Каждой стадии присущ свой стереотип поведения - при пассионарном толчке и в акматической фазе преобладают идеалы жертвенности и победы. Надлом характеризуется стремлением к успеху, знанию, красоте. В инерционной фазе главенствует стремление к благоустройству без риска для жизни. Обскурация отмечена преобладанием идеала тихой обывательской жизни, приспособленной к ландшафту. В последних фазах этнос оказывается не способным вести производительное хозяйство, создавать культуру и постепенно деградирует.

Исторический возраст этноса зависит от количества пассионарное - биохимической энергии живого вещества, дающей способность к сверхнапряжению сил. Пассионарность приходит из космоса в виде излучения, воздействует на гены людей и передается по наследству. На первых этапах энергия в избытке - этносы ведут войны, колонизацию. Со временем количество энергии уменьшается, и этносы создают культуру. Все великие империи создавались пассионарными этносами, но через определенное количество поколений энергия уменьшалась, и империи гибли. Причиной могло быть как завоевание извне, так и развал изнутри.

Сильная сторона школы этногенеза заключается в объяснении событий мировой истории на основе измеряемой величины - пассионарности. Теория позволяет прогнозировать будущее этносов. Слабая сторона школы этногенеза - недоказанность самого понятия «пассионарность». История приобретает черты биологии, когда все проблемы можно свести к избытку или недостатку энергии.

Большинство современных российских историков прямо не связывают свои исследования с той или иной школой. Однако при создании концепций можно проследить влияние одной из указанных школ. В настоящее время исследователи довольно редко поднимаются до уровня обобщений в рамках всемирной истории, предпочитая заниматься историей отдельных регионов и периодов, на новом качественном уровне углублять имеющиеся представления о прошлом России.

Принципы исторической науки.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. В этой связи небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г. В. Плеханова, который писал: "Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой... В этом отношении он будет субъективен... Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы" (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 671). В современных условиях российские историки принцип партийности стали называть принципом социального подхода, подразумевая под ним проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. Несколько слов следует сказать и по принципу всесторонности.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

Историческое знание.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

Потребность формирования социального самосознания,

Удовлетворение потребности в социальном воспитании,

Потребности в политической деятельности и самой политики,

Потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Функции исторического знания.

Познавательная - выявление закономерностей исторического развития.

Прогностическая - предвидение будущего.

Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.

Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества и личности.

Требования к оканчивающим вуз специалистам.

По новому Госстандарту Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Специалист ХХI века должен:

1. иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую) подготовку естественного профиля, которую он получает в ходе изучения математики, физики и др. дисциплин.

2. иметь глубокие знания теоретические и практические непосредственно по своей специальности – ветеринарной медицине.

3. иметь хорошую гуманитарную, в том числе историческую, подготовку, высокий уровень общей культуры, высокие качества гражданской личности, чувство патриотизма, трудолюбия и т.д. Специалист должен получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Историческое сознание и его уровни.

Гуманитарная подготовка в вузах России начинается с Отечественной истории. В ходе изучения истории формируется историческое сознание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Историческое сознание - совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса.

Вторая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

Значение формирования исторического сознания:

1. Оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

2. Национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

3. Оно способствует отбору и формированию общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

этнография археология

ü История мира в целом

ü История континентов

ü (например, история России).

Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

История выполняет несколько социально значимых функций:

1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Практически-политическая. Сущность ее в том, что история помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

3. Мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты.

ВОПРОС № 2: Сущность, формы, функции исторического знания

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня:

§ 1-формируется на основе накопления непосредственно жизненного опыта;

§ 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания является то, что историческое сознание еще не превращается в научное знание; образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.)

§ 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе;

§ 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Сущность

История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

ВОПРОС № 3: Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье.
Скифы - древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII-III вв. до н. э. (народ иранского происхождения, из Персии) Скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Селились на Северном Причерноморье, в Краснодарском крае и Ростов. Обл. Это была группа племен, родственных по культуре и языку.

Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла несколько больших племен, которые все вместе составляли союз. Несмотря на то, что скифы говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи и вели сходный образ жизни, племена все же значительно отличались друг от друга. Каждое отдельное племя жило относительно самостоятельно. Во главе каждого племени стоял вождь, которого принято называть царем . Он самостоятельно управлял своим племенем, но в политических и военных делах подчинялся верховному царю - главе племени паралатов (царских скифов) . Царю паралатов все прочие скифские племена платили небольшую дань.

Царские скифы - состояли в основном из воинов, главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно кочевали по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами.

Скифы – кочевники занимались разведением овец и лошадей. Вся жизнь кочевников проходила в передвижении со своими стадами с места на место.

Скифы – пахари также вели хозяйственный уклад, но он значительно отличался от принятого у остальных скифов. Они так же разводили скот, но в отличие от других племен они не кочевали постоянно. Скота у них было гораздо меньше, и перегоняли они его с места на место два раза в год - весной и осенью. В таких местах возникали небольшие городки, где селились ремесленники и торговцы. Продукты земледелия они обменивали на скот и мясо у кочевников или продавали грекам. Некоторое время скифы - пахари были основными поставщиками зерна во многие греческие города.

У греков покупали – предметы роскоши из металла, оружие, драгоценности. У славян – пшеницу, мёд.

Греки жили по системе город – государство. Колонизация северного побережья Черного моря началась уже после того, как греческие поселенцы прочно обосновались на южном и западном его побережье. Главная роль в колонизации Северного Причерноморья принадлежала ионийским грекам, выходцам из городов малоазийского побережья, прежде всего Милета. Ими была основана в устье Буго-Днепровского лимана Ольвия и ряд колоний на восточном побережье Крыма. Древнейшими из известных грекам обитателей Северного Причерноморья были киммерийцы.

Наряду с земледелием важную роль играет торговля.

Греческие колонии черноморского побережья, в частности северочерноморские колонии, в VI в. до н. э. приобретают исключительное значение в экономической жизни Греции. Они становятся поставщиками сырья, хлеба, вина, оливкового масла и рабочей силы - рабов. От их деятельности, таким образом, зависит материальное благосостояние многих греческих городов.

В свою очередь, торговля с греческими колонистами форсировала в местном обществе процессы классообразования, содействуя его переходу от первобытнообщинного строя на более высокую ступень исторического развития.

В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика превалировала над натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны.

Но в социальнополитическом развитии Руси и Западной Европы в средние века были также сходства.

· В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые родоплеменные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной.

· Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян.

· Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе, князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями.

· «Правда» сыновей Ярослава имеет много общих черт с «Capitularia» Каролингов.

· Однако политические влияния русского и западного правителя существенно различались. И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент - город.

Предпосылки объединения.

Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли - все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым.

Решающие предпосылки сложились в политической сфере:

Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов.

К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры - православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.

Почему Москва стала центром объединения ? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города - Москва и Тверь.

Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но лучше других умели приноровиться к характеру и условиям своего времени. «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела»- такими видел первых московских князей В. О. Ключевский.

ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII - начала XIV в. до конца XV- начала XVI в.
Конец XIII- первая половина XIVв.:
- образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы;

Вокняжение Ивана Даниловича Калиты. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях - с исправной выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий.

Вторая половина XIV в:

В 60-70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем:

Во-первых , были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве.

Во-вторых , удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского.

В-третьих - и это особенно важно - Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством.

В-четвертых , впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов.

Событием огромной исторической важности стала победа русского войска в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.

Значение победы на Куликовом поле огромно : Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания .

Вторая половина XIV - начало XV в.

Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462-1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505-1533):
- в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород, Тверь, Псков, Рязань, Смоленск;
- «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсот сорокалетнего монгольского ига;
- завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси».

Секуляризация (опозднелат. saecularis-мирской, светский) - это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. К середине XVII века на путь секуляризации встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. В Европе стал зарождаться атеизм, т.е. исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Атеизм - мировосприятие, согласно которому естественный, материальный мир является единственным и самодостаточным, а для объяснения явлений и описания законов природы не требуется привлечение сверхъестественных сил, например Бога, богов, духов, других внематериальных существ.

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство. Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. В земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Земли делились на уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Городская реформа (1870 г.)

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п.

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем. Была реорганизована прокуратура. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

Приход к власти большевиков

Вступление летом 1914 г. России в первую мировую войну обострило назревшие и неразрешённые социально-экономические проблемы, ускорило кризис власти. Народное хозяйство страны не выдержало тяжёлых военных нагрузок. Милитаризация промышленности достигла 80% и в 2-3 раза превышала аналогичные показатели Англии, Франции и в 1,5 раза - Германии. Около трети военных расходов финансировалось за счёт внешних займов, а остальные покрывались за счёт внутренних займов и выпуска бумажных денег. Следствием было повышение цен и снижение жизненного уровня населения. Из-за мобилизации в армию деревня потеряла половину трудоспособного мужского населения. Заготовка хлеба в 1916 году составила лишь 170 млн. пудов вместо запланированных 500 млн. пудов. В городах стала ощущаться нехватка продуктов, появились очереди. Обострение продовольственных и других проблем вызывало недовольство народных масс, порождало массовое стачечное движение. В 1916 г. им было охвачено 1 млн. человек и оно всё более приобретало политическую направленность. Беспрерывная смена министров усиливала дезорганизацию власти.

Власть царя лишилась народного доверия. Февральская революция заставила Николая II 2 марта 1917 г. подписать отречение от престола в пользу брата Михаила, который, в свою очередь, также отрекся от трона. Таким образом, произошло падение самодержавной монархии в России, которую в течение более 300 лет представляла династия Романовых.

1 сентября 1917 г. Россия стала республикой. Было сформировано Временное правительство. Однако, оно откладывало решение острейших проблем российской действительности. Заявив о своей приверженности демократии, осуществив ряд демократических преобразований, Временное правительство оттягивало решение аграрного, национального вопросов до созыва Учредительного собрания, выступало за продолжение войны. Правительство рассчитывало, что победоносное завершение войны снимет многие проблемы, но упустило из виду то, что терпение измученного войной народа не могло быть бесконечным. Война с ее многомиллионными жертвами способствовала снижению планки нравственных ценностей, усилению миграционных процессов, маргинализации общества, привела к росту преступности, жестокости. Обстановка явно не располагала к диалогу, порождала нетерпимость, в конечном счете, создавала благоприятную среду для восприятия радикальных лозунгов и призывов.

Революция, в результате которой к власти в России пришло советское правительство во главе с В.И.Ленин, произошла 25 октрября (7 ноября) 1917.

В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков . Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет, – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил большевиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся.

24 октября глава правительства А.Ф.Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет. В тот же день к вечеру силы военно-революционного комитета, почти не встречая сопротивления со стороны защитников Временного правительства, стали переходить в наступление, в ночь на 25 они заняли мосты, государственный банк, телеграф и другие намеченные стратегические объекты. Вечером того же дня началось окружение Зимнего Дворца, где размещалось Временное правительство. Восстание развивалось почти бескровно. Лишь во время осады Зимнего Дворца раздавалась ружейная стрельба, и гремели залпы артиллерии. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Глава правительства Керенский скрылся.

В противовес Временному правительству, не сумевшему стабилизировать ситуацию в стране, проявившему колебания, нерешительность, большевики, предлагая простые и понятные решения, получили поддержку определенной и значительной части общества - рабочих, солдат, крестьян. Монархия была ликвидирована, но другие жизненные проблемы – о войне и мире, о земле, рабочий, национальный вопросы – все это только обещалось, откладывалось «до лучших времен», что вызывало недовольство широких масс. Большевики планировали захватить власть, чтобы начать осуществлять свои планы по переустройству России и строительства социалистического государства.

Победа восстания еще не гарантировала победителей от судьбы свергнутого ими буржуазного правительства. Надо было закрепить победу решением волновавших народ вопросов, которые убедили бы, что большевики выполняют свои обещания – дать, наконец, стране мир, крестьянам помещичью землю, рабочим восьмичасовой рабочий день. Это, по замыслу Ленина, должен был выполнить Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся в Петрограде в разгар восстания. На съезде меньшевики и эсеры составляли меньшинство делегатов, большевики, имея за собой большинство, одобрили происшедшее восстание, арест Временного правительства. Съезд принял решение взять власть в свои руки, что на практике означало передачу ее большевикам, которые заявили, что немедленно покончат с войной, передадут крестьянам землю помещиков. Это было подтверждено и первыми законодательными актами, принятыми съездом – Декретами «о войне», «мире» и «о земле». Тем самым большевики получили необходимую на первых порах поддержку в народных массах. Съезд провозгласил создание Советского правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома) из одних большевиков во главе с В.И.Лениным.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО).

Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию: создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содружеству; поддержка угодных США правительств; защита экономических интересов американских монополий.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех".

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке.

ВОПРОС № 50: Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР

Перестройкой называется заключительный этап истории СССР, начавшийся в 1985 г. с проведения реформ и завершившийся в 1991 г. распадом Советского союза. Однако ощущение необходимости перемен возникло в советском обществе ещё в эпоху «застоя» (с момента прихода к власти Л.И. Брежнева в 1964 г. и до XXVII съезда КПСС в феврале 1986 г.).

В середине 80-х руководство КПСС провозгласили курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всём мире её справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя «перестройка» и что она дала стране и чего она её лишила?

Предыстория «перестройки»

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» руководители правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю.В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. - К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлев и др.), не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР - Н.И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В.С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».

Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его правящей элиты. Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.

Реформы в экономике

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 80-х годов по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами.

К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий (возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность).

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников.

Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен появлением в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М.С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

С середины 1987 г. был провозглашен курс на «гласность», то есть на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т.п.

Однако, кризис охватывает КПСС. В ней обозначились, по меньшей мере, три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии. В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывается необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской государственно-политической системы, захвативший и прочие официальные структуры (ВЛКСМ, профсоюзы и др.).

Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза.

ВОПРОС № 1: Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания (истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.) К историческим наукам относятся также этнография , изучающая быт и культуру народов, и археология , изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта:

ü История мира в целом (всемирная или всеобщая история),

ü История континентов (например, история Азии и Африки),

ü История отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.

Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России

Генезис (происхождение и развитие) истории как науки изучает: описывает, и объясняет специальная научная дисциплина – историография.

Отечественные историографы считают, что русская историческая школа прошла в своем развитии два периода. Этап ее становления датируется второй половиной XII века – первой половиной XIХ века. Со 2-й половины XIX века русская историография существует как научное направление мировой исторической мысли .

В центре внимания русских историков того времени лежали, прежде всего, проблемы характера и движущих сил исторического процесса, происхождения Российского государства и крепостного права, роли самодержавия в жизни страны, периодизация русской истории, анализ и сценка ее ключевых событий.

Начальный этап развития русской исторической мысли представлен множеством исторических трудов, важнейшими среди вторых являются сочинения В.Н Татищева (его шеститомная «История Российская с самых древнейших времен», доведенная до 1577 г., была опубликована в 1768 – 1848 гг.) и Н.М. Карамзина (двенадцатитомная «История государства Российского», опубликованная в 1816 – 1829 гг. Этап становления русской исторической школы связан также с творчеством Ф. Поликарпова, П.П. Шафирова, Б.И. Куракина, Ф. Прокоповича, А.И. Манкиева э М.М. Щербатова (автора семитомной «Истории Российской от древнейших времен), М.В. Ломоносова (его «Древняя Российская история» была опубликована в 1751 – 1758 гг.) и многих других.

Выделение гражданской истории в самостоятельную область изучения истории в России связано с именем Петра I.Его указы 1703–1718 гг. положили начало государственному собиранию исторических материалов. В 1709 году Ф.Поликарповым была сделана первая, правда неудачная, попытка составления русской истории. С 1725 г, развитие исторической мысли проходил под эгидой Петербургской Академии наук. В ней работали приглашенные в Россию немецкие ученые Г.Ф. Байер и А.Л. Шлецер. Первый исторический журнал в России вышел на немецком языке. С именами Г.Байера, Г.Миллера и А. Шлецера связано возникновение т.н. «норманнской теории», согласно которой основателями Древнерусского государства, по данным «Повести временных лет» о призвании в Новгород князя варяжского происхождения, являются Рюриковичи. Конец 40-х гг. ХIX века – время, когда «норманнская теория» была сформулирована наиболее полно, характеризовался обстановкой национального возбуждения связанного с царствованием Елизаветы Петровны и победой над Швецией 1741–1743 гг. После недавнего поражения России в Северной войне теория, вполне имеющая право на существование в качестве одной из исторических концепций, была воспринята как унижающая русское национальное достоинство. Впоследствии ей нередко придавался определенный политический смысл: призвание варягов трактовалось как отсутствие начал государственности, свидетельство неспособности славянских племен к самостоятельному историческому развитию считалось обоснованием необходимости руководства Россией со стороны Запада (Германии).

Проблема норманнских (варяжских) политических и культурных влияний до сих пор остается одной из сложнейших в российской истории, Интересно, что В.0.Ключевский дискуссии вокруг «варяжского» вопроса считал праздной игрой в гипотезы, усилия, потраченные на его выяснение, – научно бесплодными. Разъяснение этого вопроса, по его мнению, не приведет к выяснению идеалов русской национальной и государственной жизни.

В.Н Татищев и Н.М.Карамзин в своих обобщающих трудах разработали цельную историческую концепцию отражающую уровень представлений ХVIII – первой половины XIX веков. Согласно этой концепции, ход истории определяется. сочетанием божественного предопределения (провиденциализм) и деятельности человека (монарха), его разумом, уровнем образованности, жизненным опытом. Самодержавие рассматривалось как наиболее совершенная форма государственного устройства. История России понималась как история самодержавия. Господство аристократии, по мнению Татищева и Карамзина, всегда приводило к ослаблению государства и установлению иноземного господства. Российское государство (и крепостное право как элемент общественного строя) порождены «естественным правом» и «общественным договором». До сих пор сохраняет свое значение предложенная Н.М. Карамзиным периодизация: разделение русской историк на «древнюю», «среднюю» и «новую». Исследователи провели кропотливую источниковедческую работу. Татищев подготовил к печати «Русскую правду» и Судебник 1550 г. В его руках находились уникальные материалы, позднее исчезнувшие (к примеру, «Раскольничья летопись»). Некоторые источники его труда до сих пор остаются неизвестными. Н.М. Карамзин в примечаниях, составляющих треть его труда, воспроизводит тексты источников, многие из которых сгорели во время пожара в Москве в 1812 году. Кстати, все эти люди не были профессиональными историками.

Так, Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) был видным политическим деятелем, дипломатом, администратором, почувствовал необходимость в. исторических исследованиях при выполнении поручения Петра I по составлению географического описания России. Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) писатель, журналист, с 1603 г. по повелению Александра I занял при дворе пост «историографа». Ф. Поликарпов был редактором Печатного двора, историей занимался по указу Петра I. П.П. Шафиров – подканцлер, Ф. Прокопович – вице – президент Синода. М.В. Ломоносов обратился к истории по указанию Елизаветы Петровны.

В конце этапа становления в 20-е – 30-е гг. XIX века в русской историографии возникает «скептическая школа», представители которой поставили под сомнение подлинность древних русских письменных источников. По их мнению, древние письменные источники восточных славян (такие как договоры Руси с греками; русские летописи, в том числе «Повесть временных лет»; «Русская правда» и др.) не могли возникнуть в IX – XI веках в условиях примитивного строя. Они были созданы в Новгороде в ХШ – ХIV вв. по германским образцам и поэтому их нельзя признать достоверными. Весь период Киевской Руси «скептики» считали «баснословным».

Со второй половины XIX в. начинается второй этап развития русской исторической школы – отечественная историография существует как научное направление мировой исторической мысли . К началу XX века в нашей исторической науке складывается несколько научных школ (так называют направление, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов изучения). В их числе: школа С.М. Соловьева, школа В.0. Ключевского. Происходит процесс специализации исторической науки в самостоятельную область, выделяется история государственных учреждений и права (складывается «государственная», или «юридическая» школа , представители которой акцентировали первостепенное внимание на проблеме управления государством в чисто правовом аспекте).



Усложняются межпредметные связи: на стыке истории, социологии и естествознания работает Н.Я. Данилевский, предложивший принципиально новый концептуальный подход к истории – теорию культурно-исторических типов, которую он описал в своей книге «Россия и Европа» . Исторические исследования, выполняемые профессиональные историками, отличает обширная новая проблематика. Предметом исследования становится социальная история, история культуры, история народных и революционных движений (декабризма, рабочего, народнического и др.). Углубляются исследования местной экономической истории. Предпринимаются попытки постижения истории через призму индивидуальности, изучения психологии русского народа.

Историческая концепция С.М. Соловьева изложена в его «Истории России с древнейших времен» (доведена до 1775 г., двадцать восемь томов ее были опубликованы в 1851 – 1879 гг. последний 29-й том вышел посмертно). Внутренние процессы, по мнению С.М. Соловьева, являются главным двигателем истории. Для России это – колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взглядов правителей на собственность и характер своей власти. Именно-внутренние процессы приводят к образованию Московского государства, Причем», родовые отношения в связи с решающим влиянием географических условий сразу превратились в государственные. С.М.Соловьев выдвинул концепцию борьбы «родового» (темного) и «государственного» (светлого) начал в истории России. История страны, считал он, практически сводится к истории возникновения и развития государства, к истории его внутренней к внешней деятельности. Закрепощение крестьян рассматривалось им как вынужденная мера, вызванная природными условиями (суровостью климата, обширностью территории и т.п.) и государственными потребностями (необходимостью умножения войска). Этот период представлен также трудами А.Е. Преснякова, П.Н. Милюкова («Главные течения русской исторической мысли», 1896. «Очерки по истории русской культуры в трех томах» изданы в 1896-1903гг.) Н.П. Павлова-Сильванского («Феодализм в Древней Руси», 1907; «Феодализм в удельной Руси» , 1910), Н.А Рожкова., А.А Корнилова, Н.И. Костомарова(большую популярность имел его двадцать один том «Исторических монографии и исследований» и многих других ученых того времени.

Талантливейшим историком России является сын сельского священника Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911), академик истории и древностей русских, академик изящной словесности, ведущий лектор Александрийского военного училища, Московской Духовной Академии, Московских высших женских курсов, с 1879 г.– Московского университета. Его творческое наследие до сих пор вызывает глубокий и устойчивый интерес. Концепция исторического процесса в России В.0. Ключевского отражена в «Курсе русской истории в четырех частях», опубликованном в 1904-1910 гг. (его пятую заключительную часть В.О.Ключевский предполагал довести до сер.XIX в., но скомпоновать и отредактировать не успел). «Курс» представляет собой первую и до настоящего времени единственную попытку проблемного подхода к изложению российской истории. Все предшествовавшие ему русские историки, придерживались фактологического или проблемно-фактологического подхода. В.О. Ключевский признавал в принципе существование общих закономерностей исторического развития, но не видел возможности в ближайшем будущем их определить. Тайна исторического процесса, считал Ключевский В.О., заключена в его многообразии и изменчивых, счастливых или неудачных сочетаниях внешних и внутренних условий развитая. При учете экономического, социального и политического факторов приоритет В.О.Ключевский отдавал географической среде России. История России есть история страны, которая колонизируется. Анализируя процесс образования Московского государства, решающую роль он отводил сочетанию таких факторов как расширение территории и собирание власти в руках московских князей. Он не признавал феодализма на Руси, предложил свою периодизацию русской истории.

Итогом развития российской исторической мысли к началу XX века стало формирование различных исторических школ, выработавших самостоятельные концепции исторического процесса в России . Глубокое освещение получили проблемы истории самодержавия, происхождения российского государства и крепостного права, подробно изучено влияние географического фактора. Были поставлены проблемы, которые остались дискуссионными, острота споров вокруг которых определяется состоянием наличного фонда источников. Труднейшими вопросами, требующими разрешения, остается проблема расселения славян на территории Восточной Европы; проблема норманнских (или варяжских) политических и культурных влияний, проблема периодизации Древней Руси, проблема феодализма. Ряд вопросов социокультурного, психологического плана (менталитет россиян, к примеру) остались за пределами внимания русских историков. В целом же им удалось создать увлекательную, захватывающую картину нашего прошлого, погружение в которое раскрывает творческие способности личности, представляет богатую информацию для решения современных проблем.

Общие выводы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!