История с 9 по 13 века. Монголо-татарское нашествие на Русь

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верование, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов.

1) Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долго время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Даже в княжеско – боярской среде пережитки язычества сохранялись на протяжении 11-13 веков.

2) Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества – фольклора Древней Руси . Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия – песни, заговоры, заклинания, плачи – причитания. Фольклорный материал лег в основу летописания.

3) К 9-10 векам относиться возникновение былинного эпоса – нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов.

4) Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос 11 – начала 12 века обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами.

5) Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братье Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине 9 века Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит , а на рубеже 9-10 веков на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица .

6) Крещение Руси в конце 10 века способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности.

7) Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности .

8) На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература . Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий (конец 10 века).

9) Высокого уровня достигла на Руси архитектура (памятники древнерусского деревянного зодчества, каменные сооружения. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве(конец 10 века, разрушена в 1240г.)

10) С принятия христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи мозаика и фреска , а также станковая живопись (иконопись ).

11) Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры (древнейшие русские миниатюры с яркой орнаментальностью и обилием золота).

Теперь нам предстоит не самая интересная вещь, потому что в этой части никто головы никому не рубит, но она очень важна для нас. Значит, мы с вами протопали по социально-экономической истории и политической. У нас нет с вами времени на историю русской культуры, но ее обязательно надо знать. Поэтому мы поступим таким образом. В большом базовом моем курсе три лекции по этому периоду. Культура Руси в 9-первой половине 13 века. Культура в 13-16 веке. И в 17 веке. Естественно, времени, потому что у нас курс ограничен 4 семестрами, времени читать культуру нет. Это большая тема. Но у вас должен быть синопсис, чтобы вы ориентировались в этой теме. Это наша культура, ее нужно знать. Поэтому мы поступим таким образом. Я вам продиктую синопсис по каждой теме и отмечу то самое важно и самое интересное.

I. Культура как явление общественной жизни.

Совокупность материальных, социальных и духовных достижений того или иного общества человечества в целом. Материальная, духовная, народная элитарная культура.

II. Особенности древнерусской культуры.

Взаимодействие славянского и не славянских языческих и крестьянских элементов.

III. Устное народное творчество (былины и сказы).

Кто вспомнит, чем принципиально, в первой лекции об этом говорилось. Чем принципиально отличаются русские былина от западного эпоса? В западноевропейском эпосе герои это рыцари. И даже Робин Гуд это Робин их Локсли. В русских былинах герои богатыри, то есть представители народа. Если там встречаются, так скажем, князья, то это персонажи со знаком минус, Владимир Красное Солнышко, либо Вольга, который терпит поражение от Микулы. А кто мне напомнит, с чем это было связано? От степняков? Этот элемент демократической культуры, но не на западный манер, а на наш, он был заложен в самом начале нашей истории.

IV. Письменность и образование.

Дохристианская письменность.

Славянская азбука Кирилла и Мефодия. Глаголица – более ранее происхождение разработал Кирилл Философ на основе византийской скорописи.

Кириллица разработали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма. Название кириллица произошло после смерти Кирилла и Мефодия. А глаголицей стали называть любую азбуку.

Переводы («Священное писание»);

Произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского;

«Жития святых» (агиография);

«Слова»;

Хожения (Игумена Даниила в Палестину);

«Слово о полку Игореве» (конец 12 века). Но есть целая группа ученых, которые оспаривают эту точку зрения и полагают, что «слово о полку Игореве» это подделка, которая осуществлена в 18 веке. Вопрос до сих пор остается спорным. По крайней мере, есть представители другой точки зрения.



«Словом» назывались поучения и речи. Это все называлось «слово». «Хожения» это жанр такой был, то есть путешествия.

Летописания. Кто знает самая известная летопись наша, как называется?

«Повесть временных лет» - 1113г. До нас дошла в рукописных копиях не старше 14 века. То есть исходной у нас нет. Наиболее известные из рукописных копий Лаврентьевская и Ипатьевская летопись. То есть когда вы встретите где-то Лаврентьевская или Ипатьевская Летопись это не самостоятельные летописи. Это просто копии Повести Временных лет.

«Первые школы» (отсутствие интеллектуальной теологии). Это то, что отличает православие при всех его замечательных качеств от католицизма. Я уже рассказывал в одной из первых лекция, что православие было принято у нас на славянском языке, то есть нашим священникам не надо было учить латынь. Но латынь католическим священникам открывала целый мир античности, а если они еще учили греческий, то они получают доступ ко всей античной культуре. И латынь позволяла всем, лингво франка, позволяла ехать из Праги в Рим, из Рима в Эдинбург. И везде он мог беседовать со своими коллегами на латыни. Вот на Руси этого не было. И интеллектуальных споров в православии не знали. Хотя у него есть другие достояния, вещи. Например, то влияние, которое на православие оказали местные ведические религии. Оно привело к тому, что до середины 17 века до Никоновских реформ, у нас не было одной формулировки в православии. Как у нас говорят, человек это раб божий. Вот до середины 17 века этой формулировки этого не было. До середины 17 века отрок Божий. То есть мы потомки богов, а не рабы. Поэтому когда неоязычники. У меня такой плакат есть, стоит мужик со здоровым топором и подпись: «Мой Бог меня рабом не называл». Но дело в том, что до середины 17 века этой формулировки не было в православии. Она есть в католицизме, она есть в исламе, но в православии она появилась с середины 17 века, а до этого отрок Божий.



V. Архитектура.

Деревянное зодчество;

Каменное зодчество;

Храмы, светские постройки;

Особенности русской архитектуры;

Складывание местных архитектурных школ в 12-13 веках;

Владимиро-Суздальская, Смоленская и Новгородско-Псковская архитектурные школы.

VI. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (чеканка, финифть, чернь, зернь), фрески, мозаика, иконопись, книжные миниатюры («Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»). Неразвитость скульптуры.

Чеканку на Руси называли скань или филигрань. Финифть – выемчатая и перегородчатая эмаль. Чернь – это когда серебро украшалось черным порошком. Зернь – это маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие.

VII. Музыка – народная и богослужебная.

VIII. Общая оценка древнерусской культуры 9-первая половина 13 века.

Что по этому периоду. Какая важная вещь. Вы знаете, что на Руси воздвигали крестово-купольные храмы, в его основе был такой квадрат, расчлененный 4 столпами. А для византийской архитектуры, вот это многоглавие было нехарактерно. Если кто-нибудь видел когда-нибудь Софийский собор, который теперь мечеть в Стамбуле. Это огромный купол. Вот на Руси стоили многоглавые церкви. Как вы думаете почему? Почему не строили такие огромные купола? Мрамора не было для возведения больших по площади форм. То есть верхние галереи решали проблему освещения. Сама здание должно было быть иным, чем византийские храмы, чтобы обеспечить свет. Причем строили византийские мастера, но они оказались людьми творческими и поняли, что на Руси надо строить многокупольные храмы. Это то, что касается архитектуры.

Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур. Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур. При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.

Основа культуры - письменность, именно она способствует развитию духовной культуры. Письменность на Руси была известна ещё до крещения, однако именно принятие христианства привело к её широкому распространению и развитию грамотности. Авторами славянского алфавита считаются греки-монахи Кирилл и Мефодий. Они создали две азбуки - глаголицу и кириллицу. С X в. на Руси появляются первые школы при монастырях, церквях и епископских дворах. При Ярославе Мудром открывается первая библиотека (в Софийском соборе Киева). Писали в то время на пергаменте - тщательно обработанной коже молодых телят и ягнят, в Новгородской земле получили распространение берестяные грамоты - специально подготовленная березовая кора. Использовали так называемое «уставное письмо», при котором буквы между собой не соединялись и имели строгое изображение форм. Основные жанры древнерусской литературы - летописание, житие (биографии святых и причисленных к лику святых), слово (поучение), хождения (путешествия) и исторические повести.

Летописи (погодное изложение событий, хроника) - важнейшие памятники и письменности, и литературы, и истории. Право и обязанность вести летописи были даны церкви. В каждом отдельном крупном городе при монастыре был свой монах-летописец. Древнейшая русская письменная летопись - «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она проникнута идеей единства Руси перед лицом внешней опасности, патриотическими настроениями. История Руси рассматривается в «Повести» на фоне всемирной истории.

С XI в. начинается запись церковных проповедей. В 1051 г. первый русский митрополит Илларион составил «Слово о законе и благодати», проникнутое патриотическим пафосом. В нём автор отразил идею равноправия всех христианских народов, что означало тогда выступление против притязаний Византии на гегемонию.

Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.

Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей. Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе - два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол). Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.

Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика - это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска - это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона - изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения. Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев - монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты. Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.

Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство - резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.

В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.

Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты - гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.

Гаврилова Наталья Владимировна


Слово «культура» происходит от латинского - cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание. Но понятие «культура» шире дословного перевода этого слова: под культурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей.

Древнерусское общество было аграрным (то есть разница между деревней и городом не существовало). Культура тогда представляла собой не столько итог интеллектуальной жизни, сумму духовных ценностей, сколько являлась результатом тяжелой борьбы людей за свое существование. Под культурой Киевской Руси следует понимать, прежде всего, устройство быта основной массы населения. Византийское влияние в виде зодчества, иконописи, фресок, книг касалось лишь очень узкого слоя горожан.

На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:

- преемственная связь с обычаями восточных славян;

- опора на относительно высокий уровень производительных сил;

- взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, - элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями;

- смена язычества на православие , которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;

- идейное единство , т.е отсутствие противостояния культур разных социальных групп;

- осознание этнической общности славян – даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры , что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.

Первым показателем культуры Древней Руси да и в Средние века является устное народное творчество (фольклор ) устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи. Устное творчество складывалось в трех формах:

· Народный эпос «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки – передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой-выходец из народа и его защитник-богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существующих князей – Владимира Святославовича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей.


· Дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников.

· Семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода(семьи).

Вторым показателем культурного уровня является состояние письменности и грамотности.

Письменность: древние славяне использовали узелковую и узелково - иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в 9 веке у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось. Во второй половине 9 века с целью распространения христианских текстов греческие миссионеры Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит – глаголица , в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, - они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы. Появилась кириллица (в 1708 и 1918 гг. кириллица дважды упрощалась и ее обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белорусы).

Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной 10 века «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда - «горчица», или клеймо мастера – гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» - на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели письменность еще до крещения Руси в 988 г.

Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют:

- граффити – надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози…» или юмореска «Якиме стоя усне»);

- надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»);

- почти 1000 берестяных грамот , найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.

Школы: при Ярославе Мудром в Киеве были открытышколы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь – княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Книги: состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене – тщательно выделанной коже животных – и сопровождали рисунками миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (даже сохранилось выражение – «прочесть книгу от доски до доски»).

· «Изборник» - одна из дошедших до нас книг. «Изборник» составлен для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).

Литература: в Киевской Руси распространялась как переводная греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный(богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие , написанное в середине 11 века для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского;«Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.

Жанры,которые были характерны для оригинальной (духовной и светской) литературы: - «слово» или «поучение»представлены:

1) сочинением будущего первого киевского митрополита - «русина» Иллариона « Слово о законе и благодати» (1038 г.) – церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств;

2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало 12 в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; - житие(жизнеописание – разновидность агиографической литературы,прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо). Одно из первых – «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» - братьях, убитых в 1015 г., по приказу князя Святополка; – «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину;

Историческая повесть представлена: 1) поэмой «Слово о полку Игореве»(конец 12 в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер; 2) «Словом о погибели Русской земли(сер. 13 в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли; - летописи появились в конце 10 – середине 11в. В них сведения о событиях записывались строго в хронологическом порядке – по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст.

В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией. В повести летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерусского государства. Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян. А затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала 12 в.

Необходимо знать, что: автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., - Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке 15 в. под названием Ипатьевская летопись , названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии 14в. – Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха переписчика. Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Отличались они друг от друга в большей степени, лишь по содержанию.

Вывод: Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси .

Особенности архитектуры Киевской Руси:

- влияние византийских принципов каменного строительства :

- восприятие крестово-купольной композиции храмов; ---- сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества:

- многоглавие храмов.

До 10в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде(989г.), храм Бориса и Глеба (начало 11в.) в Вышгороде – возводились из дерева.

Монументальное каменное строительство началось в конце 10в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами.

Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси:

– в Киеве 25-главая Десятинная церковь(996г.) – первая каменная церковь, разрушена была в 1240 году;

13-купольный Софийский собор (1037-1054) в Киеве, построен на месте победы над печенегами. Пять нефов, применена плинфа. Являлся местом расположения митрополичьей кафедры до 1299г;

- Золотые ворота в Киеве (середина 11в .); - Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове середина 11в .; - --Успенский собор во Владимире (1158-1161г.г.), ставший кафедральным собором православной церкви на Руси. Пятиглавый, единственный собор в котором сохранились фрески Андрея Рублева;

- Золотые ворота во Владимире (1164г.) – единственные, дошедшие до нашего времени, ворота были обиты золотом;

- Церковь Покрова на Нерли (1165г.), построена Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в походе на волжских булгар.

Особенности архитектуры периода раздробленности:

- сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества;

- одноглавие храмов;

- появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала.

В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы обожженного кирпича (церковь Петра и Павла в Смоленске – 12в.) В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы , скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения - двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1234г .) – последний собор с белокаменной резьбой до нашествия Батыя, переложен в 1471 году после обрушения и церковь Спаса на Нередице (1198г .) – шедевр архитектуры.

Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал – блок из белого камня. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро- суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки.

Интерьер храмов украшали:

фрески роспись водяными красками по сырой штукатурке ,

мозаика – узоры из стекловидного материала – смальты,

иконы – образ, написанный красками на доске.

Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны:

плоскостная композиция,

обратная перспектива,

символика жестов и цвета.

В С офийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери . Она изображена в полный рост. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанной греческим мастером на рубеже 11-12в.в . и вывезенной Андреем Боголюбским из Киева, стал самой почитаемой иконой на Руси, являющийся покровительницей русской земли. Живописцы 11в.: Алимпий, Олисей , Георгий – не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.

С 12в. начали складываться местные иконописные школы , различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения:

- для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость

ликов святых;

- владимирская школа отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.

Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы , в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых , так как видела в этом наследие язычества.

Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:

- народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства;

-богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов.

Выводы.

1. Древнерусская культура достигла высокого уровня.

2. Историческая особенность культуры этого времени – борьбаправославной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.

3. Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в 10-13 вв. древнерусской народности, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.

Вопросы этногенеза в отечественной истории до сих пор остаются спорными. Существует несколько версий о прародителях славян:

1) Вислоодерское

2) Вислоднепровское

3) Среднеподунайское

4) Полесское

В 7в. весь православный мир разделился на 3 группы: восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне: поляне, древляне, родимичи, кривичи, полачане, вятичи и другие – от Ладожских и Онежских озер до пригорья Карпат, до среднего течения Днепра; от пригорья Карпат до междуречья Волги и Оки.

По-прежнему главным источником по данным проблемам остается «Повесть временных лет» (середина 12в., Нестор). Но одна часть исследований полагает, что название «Русь» идет от названия славянского племенного союза, живущих на притоке Днепра реки Рось. Другие учёные – от славян южного побережья Прибалтики и острова Рюген (русский). Третьи – существование в 9в. русского кагоната, занимающие земли между Доном и Днепром. В основании – антский союз славян и скифов=>это не славянский этноним.

Наиболее распространенная теория – нормандская. «Русь» произошло от названия одного из варяжских племен россы, которые и образовали русское государство. Однако, в последнее время норманнская теория подвергается все большей критике:

1. Варяги-норманы являлись на Руси только дипломатами, купцами, воинами-наемниками;

2. «Повесть временных лет» показывает, что запись о призвании варяжских вождей Синеуса, Трувора и Рюрика была поздней вставкой в исходный текст повести, а Нестор писал, что государство стало складываться ещё в 6в. вокруг Киева (князь Кий);

Но и конец 9в. правящая династия – Рюриковичи.

Процесс образования древнерусского государства осуществлялся путем насильственного присоединения славянских племен к Киеву. Ко времени княжения Владимира (980-1115гг.) этот процесс завершается.

Огромное значение как с точки зрения политико-идеологической, так и духовно-нравственной, нашло принятие Россией христианства в его византийском понимании. Этот выбор был обусловлен тем, что между Россией и Византией существовали давние и прочные политические и экономические связи. В Византии существовало единство светской и религиозной власти, что придавало ей сакральный характер. С принятием христианства великий русский князь приобрел мощное идеологическое оружие, с помощью которого он получает нравственно-духовные основания для продолжения борьбы за объединение всех славянских земель. Христианство способствовало усилению тесноты связи между Россией и Европой. Но главное то, что христианская церковь, являясь религиозно-нравственным и юридическим союзом, цель которой – реализация нравственных законов на земле, составила высшую духовную основу развитию русского государства. В 10-11вв. были построены первые школы, храмы, монастыри (сосредоточие православной культуры), книгопечатание, стал возможен перевод греческих книг на русский язык. Русская церковь – метрополия Константинопольского патриархата. Константинополь назначал на Россию своих митрополитов. Митрополия делилась на епархии (епископы), а епархии – на приходы.



1051г. – Ярослав Мудрый назначает русским митрополитом Иллариона (русского человека вопреки Константинополю). Яркое свидетельство укрепления русской государственности и формирования её суверенитета – первый судебник «Русская Правда». Она создавалась 1,5 века => укрепление государственного начала на Руси, так как утверждается единая судебная система. «Русская правда» отменяла византийскую судебную систему с её практикой физического наказания (введена Владимиром) и возвращает славянскую систему: вира – штраф.

Внешнеполитические успехи (прежде всего Святослава):

60е гг. 10в. – разгром Хазарского Каганата, печенеги, Волжская Булгария;

965г. – первый военно-торговый пост России у Керченского пролива (Тмутаракань).

Задача: выход к Черному Морю (для ведения самостоятельной торговли). Но поскольку это затрагивало интересы Византии и Дунайской Болгарии, с ними были неизбежные военные стычки.

968г. – начало войны с Византией.

972г. – мирный договор, по которому Русь теряла завоеванные ранее позиции на Балканах.

Но Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Киев – центр государства. Появился международный престиж.

Ярослав Мудрый (1019-1054гг.) . Укрепил Новгород и Псков, построил новый фортпост в Прибалтике (Юрьев, Дерп). Вел успешную борьбу с полянами, печенегами.

1073г. – набег печенегов на Киев. Они были разбиты и отброшены от Руси.

Борьба с половцами (набеги – середина 11-конец 12 вв.)

Но Русь и в 12в. – ещё непрочный государственный союз.

Ярослав оставил после себя 5 сыновей. Усобицы между наследниками выразились с жестокой силой.

Между тем, Русь все более становилась объектом притязаний новых врагов.

Съезд в городе Любичи – 1097г. Итог съезда – решение о держание своей вотчины – Русь более не является единым владением. Но каждый князь становился суверенным. Хотя политическое единство Руси ещё сохранялось. Много сил для этого отдал Владимир Мономах (1113-1123гг.) . В целях сохранения единства Руси Мономах посадил во всех древних городах своих сыновей и вел постоянное военное нападение на Византию. Но ему не удалось завоевать В., хотя он сумел упрочить свое положение.

Сын Владимира – Мстислав. 1132г. – после его смерти Русь распалась на 13 уездов, различных по статусу и политическому строению. Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

В древней Руси были 3 основных политических силы, 3 направления общественной мысли, влияющие на её общественно-политическое развитие: князь, бояре и народное вече. Соотношение этих сил определяло тип политического устройства в разных землях.

Феодальная раздробленность - естественное явление, через которое прошли все страны Европы. Естественная причина – разрастание княжеского рода (раздробление территории).

Другие причины (историки 19 в. ошибались): удельный период считается самым трудным для понимания и объяснения, поскольку на Руси складывались многочисленные центры политической жизни, а в борьбу вступают многочисленные участники, в том числе и жители городов => большое количество мнений историков.

1. Карамзин. Причина: личная слабость князей, их сильная любовь к детям.

2. Костомаров. Стремление городских общин к самостоятельности.

3. В. Соловьев. Теория новых годов: причина состоит в борьбе между старыми и новыми городами, которые являлись пригородами старых и были их колониями. Но, так как они были созданы князьями, то все права старых городов, имевших самоуправление, перешли на новые города => междуусобица.

4. Каверин. Каждая княжеская ветка уселась на свои места и появилось понятие «вотчина». Интересы владенческого и территориального права одержали верх над родовым правом. Русь распалась на уделы.

5. Бестужев-Рюмин. Одного движущего начала нет. Причина: совокупность переплетающихся начал.

Наиболее обоснована точка зрения русского мыслителя Б.Н.Чичерина. Основываясь на анализе духовных грамот великих и удельных князей, он пришел к выводу, что вся удельная эпоха сложилась под действием договора. Частное право, свобода личности. Договор появился с приходом дружин варягом-норманнов, отношения с которыми строились на частно-правовых отношениях (договор). Эти отношения развивались, и, ко времени появления «Русской Правды» захватили весь спектр общественных отношений на Руси, не оставив место родовым связям.

Еще один фактор – географический. Из-за обширности русского пространства дружинники не стали феодалами и долгое время сохраняли с князем свободный договор и право отъезда от него («Вольному воля»). Огромные пустынные пространства государства способствовали текучести народонаселения, превращая его быт в бродячее состояние.

Оба эти фактора повлекли за собой явления, идущие во вред будущему русскому государству. Но способствовали разложению родового быта, возникновению частной собственности и высвобождению личности. Как только личность начала бродить по земле => в общине появляется частная собственность => родовые отношения заменяются условными (правовыми). Процессу ускорения разложения племенного союза способствовало стремление оседлых русских князей превратить свои земли в частную собственность. =>

Частная собственность князя и его дружины. Земля – вотчина, слуги – вотчинники. Земля перешла во владение князя, община стала называться владенческой (собственник - князь).

С возникновением частного права Русь вступила в удельный период. Гражданское общество на Руси.

Гражданское общество – совокупность частно-правовых отношений. В нем верховное правовладение принадлежит либо одному лицу (князю), либо союзу лиц (община).

Парадокс гражданского общества на Руси в удельный период: обе эти формы частного права сосуществовали. Первая форма – княжеская община, вторая форма - вольная община (договор с князьями). Эти формы переходили в хаотическое столкновение, т.к. противоречили друг другу. В южных землях это противоречие так и не было разрешено. На севере – разделились. В Новгороде и Пскове – вольная община, вече (республики). В остальных землях – вотчина княжеская (феодальное отношение).

Феодальная раздробленность Руси привела к резкому истощению русских земель, и ослаблению её обороноспособности, из-за невозможности создания прочного государственного союза.

На Русь надвигались татаро-монголы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!