Основная особенность древнерусской культуры 12 13 веков. История в историях

Слайд 1

ТЕМА:
КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В 12–13 ВЕКАХ

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА:
Дать общую характеристику состояния русской культуры в 12 -13 веках. Познакомить с особенностями Новгородской земли и Владимиро – Суздальского княжества.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА:
Особенности культуры12-13 веков Накопление научных знаний Литература Зодчество Живопись Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В 12-13 ВЕКАХ
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Древнерусская культура получила новые источники развития. В каждом княжестве стали складываться собственные культурные традиции. В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и активности населения. Культура Владимиро – Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности, подчеркивая силу и значение владимирских князей.

Слайд 5

НАУКА
Религиозное объяснение того, что происходит в природе не способствовало развитию научных знаний. Фактический материал накапливался за счет описания природных явлений. В земледелии, ремесленном производстве, архитектуре использовались сведения

Слайд 6

НАУКА
по математике, механике, астрономии, химии. Уровень этих знаний на Руси был высокий. Военные походы и путешествия способствовали накоплению географических знаний. Образованный человек имел представление о Китае, Индии, Египте. На Руси появились врачеватели -лечьци (лекари).Самым знаменитым был Агапит.

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРА
С 12 века начинается период в истории русского летописания. Владимиро- суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Историю своих земель рассматривали как продолжение истории Древнерусского Государства, а своего князя рассматривали как приемников киевских князей. В новгородском летописании фигура князя отсутствовала.

Слайд 8

ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха Оно состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографии и письма к князю Олегу Святославичу. Основная тема "Поучения" – представление о нравственном поведении человека и властелина. Рисуя образ идеального правителя, князь Владимир Всеволодович приводил примеры из собственной жизни. Центральной идеей является идея укрепления единства Древнерусского государства

Слайд 9

ЛИТЕРАТУРА
«МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА», памятник древнерусской литературы 13 в.; по форме - послание, сочетающее высокую книжность со скоморошьим балагурством. Даниил – сторонник сильной княжеской власти. Он создает идеальный образ князя-защитника всех обездоленных. Который «силой и грозой»сможет установить твердый порядок.

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Слайд 11

ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
Каменное зодчество утратило былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.

Слайд 12

ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

Слайд 13

ЗОДЧЕСТВО НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ
В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице.

Слайд 14

ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро- Суздальской земле. Архитектура отличалась пышностью и торжественностью

Слайд 15

УСПЕНСКИЙ СОБОР
Памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского.

Слайд 16

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Слайд 17

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Слайд 18

БОГОЛЮБОВО
Основан в 1158-1165. Входит в «Золотое кольцо» России. Город Боголюбов был первым каменным градом Северной Руси, свидетелем возвышения, славы и трагической гибели одного из выдающихся людей Древней Руси - князя Андрея Боголюбского

Слайд 19

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ В БОГОЛЮБОВЕ

Слайд 20

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму.

Особенности культуры XII-XIII веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции .

В XII-XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.

В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Накопление научных знаний

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков всё больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим.

На Руси появились свои врачеватели - лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит .

Литература

С XII века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нём фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

Возникают новые жанры литературы. Очень популярными были поучения . На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Центральной идеей «Поучения детям» является идея укрепления единства Древнерусского государства. Именно эта идея пронизывает рассказ князя о собственной жизни, его наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, помогать нищим, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.

Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника . Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. Он размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниил - сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почётному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми. Он создаёт идеальный образ князя - защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твёрдый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее остро и пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве» .

В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года . Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?

Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!» Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу». Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.

Зодчество

Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиросуздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.

Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли - Пскове, Ладоге.

В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник - церковь Спаса на Нере- дице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображён князь Ярослав - отец Александра Невского.

Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимире-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.

В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно - на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени - 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры - неповторимый по своей утончённости храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

24 июля 2015

Культура русских земель в 12-13 веках обусловлена усилением феодальной раздробленности, ослаблением влияния Киева. На околицах некогда великого государства развиваются мелкие феодальные княжества. Такой полицентризм способствует возникновению нескольких культурных центров, которые уже значительно отошли от влияния Киева и развивали свои самобытные направления. Север Руси был представлен Владимиро-Суздальским и Новгородским княжествами, запад - Галицко-Волынским. Живопись, архитектура, литература, естественные науки - вот основные направления, которыми характеризовалась культура русских земель 12-13 веках. Кратко об этих течениях расскажем ниже.

Архитектура

Каждое из русских княжеств претендовало на ведущую роль в культурном развитии. В подражание стольному граду Киеву в каждом из них строятся соборы наподобие Софии Киевской, устанавливаются Золотые ворота. Со временем из подражания возникает свой особый стиль, характерный для древнерусского зодчества. Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор - самые известные архитектурные шедевры, которыми славилась культура русских земель 12-13 веков.

Литература. Берестяные грамоты

Первые письмена на березовой коре были найдены в Новгороде в 1951 году. Они датируются 11-12 веком. Позднее были обнаружены берестяные грамоты в Пскове, Витебске, Старой Руссе и Смоленске. В основном грамоты описывают социальные стороны жизни людей в те времена. Встречаются судебные иски, завещания и административные наказы, распоряжения. Среди ценных находок оказались грамоты, описывающие обучение в Древней Руси. Как стало известно, подавляющее большинство русских жителей из различных социальных слоев в ту эпоху умели читать и писать. Причем грамоте обучались не только мужчины, но и женщины.

Видео по теме

Книги и переводы

Большое место в литературе того времени отводилось богословским книгам. Культура русских земель в 12-13 веках изобилует трудами переводчиков со всех известных языков. Огромное число богословских трактатов было переведено на русский язык. Со временем стала переводиться и литература светская. Жизнеописания великих людей, их заветы и стремления. В это время в монастырях пишутся различные летописи и хроники. Получил распространение новый вид литературного произведения - «поучения». Наиболее известные памятники письменности дошли и до наших дней: «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве».

Естественные науки

Расширение научных познаний о человеке и Вселенной - одно из основных направлений, которыми характеризовалась культура русских земель в 12-13 веках. Иностранные рукописи, объяснявшие устройство мира и Вселенной, разнообразие животного и растительного мира, активно переводились и распространялись. Конечно, в те времена все природные явления толковались с религиозной точки зрения, но тексты давали необходимый материал для будущих научных исследований.

Живопись 12-13 века

Культура русских земель характеризуется становлением русской иконописи. Это религиозное направление в живописи пришло к нам из Византии, но позднее трансформировалось в чисто русское направление искусства. Строгий аскетизм византийских икон мало подходил жизнерадостному мировоззрению восточных славян. Основные сюжеты русских икон сохранили византийские названия. Например, византийскими остались наиболее распространенные изображения богородицы: "Оранта" - молящаяся, "Одигидрия" - держащая Младенца на руках, "Элеуса" - прижимающая Младенца. Уже выделены два основных направления иконописи - Новгородская, в которой применяются яркие, насыщенные краски, и Киевская, использующая более нежные оттенки и полутона.

В это же время получили широкое распространение прикладные ремесла - резьба по камню и дереву. Резьбой по камню украшали храмы и дворцы, а деревянные узоры встречались даже в быту: ими украшались предметы повседневного быта и кухонная утварь.

Несмотря на феодальную раздробленность, культура русских земель в 12-13 веках была на высоком уровне. Дальнейшему ее развитию помешало наступление татаро-монгольских войск на русские земли и установление ордынского ига.

Источник: fb.ru

Актуально

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока: Особенности культуры 12-13 веков. Научные знания Литература Зодчество Храмовое искусство Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

3 слайд

Описание слайда:

Особенности культуры 12-13 веков. Раздробленность Древнерусского государства не привела к упадку культуры. Появились новые центры: Великий Новгород Псков Владимир-на Клязьме Галич

4 слайд

Описание слайда:

Культура Новгород Псков Владимиро-Суздальская Русь Черты, соответствующие духу вечевых порядков Торжественность и пышность, силу и значимость князей

5 слайд

Описание слайда:

Исторические условия развития культуры в 12-13 веках Господство натурального хозяйства. Подъем земледелия Рост городов Развитие феодальных отношений Обособление княжеств Активная роль православной церкви в духовной жизни общества.

6 слайд

Описание слайда:

Научные знания. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

7 слайд

Описание слайда:

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

8 слайд

Описание слайда:

Он жил в XI веке в Киеве прославился далеко за пределами Печерского монастыря своей дивной силой, с помощью которой он лечил больных людей. Его называли «Лечец от Бога». Сейчас его нетленные мощи покоятся в ближних пещерах Лавры, в подземной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и почитаются в народе, как целебные и чудотворные. Вот уже тысячу лет к ним идут и идут люди, и этот людской поток не прекращается. Молитва Агапита Печерского Отче мой Истинный На тебя Единого уповаю, И молю тебя, Господи, Лишь о спасении души своей, Да будет воля Твоя Святая Укреплением моим на Пути сиём, Ибо жизнь без Тебя мгновение пустое. И лишь в служении Тебе жизнь Вечная. Аминь

9 слайд

Описание слайда:

Берестяные грамоты письма и документы 11-15 вв. на берёзовой коре. Первые Берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 археологической экспедицией под руководством А. В Арциховского. К 1970 в Новгороде найдено 464 Берестяные грамоты, в Смоленске 10, в Пскове 2, в Витебске 1, в Старой Руссе 3. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (древнерусское писало) на специально подготовленной берёсте. Берестяные грамоты были утеряны или выброшены адресатами и обнаружены археологами в слоях, сохраняющих растительные остатки.

10 слайд

Описание слайда:

Большинство Берестяные грамоты - частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые Берестяные грамоты шуточного содержания. Есть грамоты с протестами крестьян против феодальной эксплуатации, списками феодальных повинностей, феодальными обязательствами, политическими новостями, а также денежные документы, завещания, любовное письмо. Берестяные грамоты дают важные сведения о системеобучения грамоте детей. Берестяные грамоты доказали, что в Древней Руси было много грамотных не только в среде знатных и духовенства, но и в низших социальных слоях. Среди авторов грамот есть и женщины.

11 слайд

Описание слайда:

Литература. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.

12 слайд

Описание слайда:

Зарождается новый вид литературы- поучения. «Поучение детям» Владимира Мономаха содержало требования соблюдения христианской морали: Соблюдать законы государственные и семейные, Жить правильно, помогать нищим и обездоленным, Чтить старших, Честно выполнять военный долг. Кроме того, Владимир Мономах в поучении описывал события, свидетелем которых был сам.

13 слайд

Описание слайда:

В произведениях «Моление» и «Слово» Даниила Заточника поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор-сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называл «Честью и милостью». В произведениях создается идеальный образ князя, он защитник всех обездоленных и именно он может установить порядок, преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность Руси.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

В основу сюжета положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича весной 1185 года.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Почему князь Игорь потерпел поражение? Почему раньше русские князья побеждали степь? Почему Русь стала терпеть поражение даже от половцев? (работа со стр. 138) учебника

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Новгородско-псковская школа НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА (вторая треть 12 - нач. 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Храмы строились одноглавыми и небольшими. Новгород, Псков, Ладога. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Церковь Святого Георгия в Ладоге.

20 слайд

Описание слайда:

Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

21 слайд

Описание слайда:

В период Великой Отечественной всемирно известный памятник погиб. Красная армия обратила храм на Нередице, «в долговременную огневую точку». Церковь Спаса на Нередице попала под огонь фашистской артиллерии и была обращена в руины... . Немецкая армия вела огонь с западного берега Волхова, из Юрьева монастыря и города, поэтому лучше всего уцелели восточные стены церкви: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографическому материалу полностью восстановлен в 1956-1958 гг.

22 слайд

Описание слайда:

Владимиро-суздальская школа Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Церковь часто называю « поэмой из камня». * Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью,

23 слайд

Описание слайда:

Успе́нский собо́р во Влади́мире Выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

24 слайд

Переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII - XIII вв. время расцвета летописания местных феодальных центров. Старейший из них, естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в предшествующую эпоху. Однако в XII - XIII вв. новгородское летописание уделяет все больше внимания местным событиям. Нам известны и здешние летописцы - священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). В XIII в. начинается и псковское летописание.

С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. Владимирский летописный свод 1177 г., задуманный еще при Андрее Боголюбском и созданный при Всеволоде Большое Гнездо, ставил своей целью показать ведущую роль Ростово-Суздальского края в Русской земле, а в самой Ростово-Суздальской земле - роль Владимира в качестве столицы. В Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче также возникает княжеское летописание. Даниил, который "дерз и храбор" и в котором нет ни единого порока, выступает как идеальный герой. Для Галицко-Волынской летописи характерна особая яркость, красочность изложения, порой оно превращается в связный рассказ, лишенный хронологической сетки.

При всем "местном патриотизме" летописцев отдельных земель их объединяет глубокий интерес к общерусским событиям. Так, например, наиболее подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского сохранился в южной, киевской летописи. Единство Русской земли не подвергается сомнению ни одним из летописцев. "Свой" князь является для них лишь лучшим выразителем интересов не только своего княжества, но и всей земли.

Это стремление к единению русских земель, к преодолению междоусобиц особенно ярко проявилось в "Слове о полку Игореве", гениальном произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В неподчинении воле старейшего князя, князя киевского, в стремлении провести поход силами только своей земли видит автор "Слова" причину неудачи Игоря, несмотря на храбрость князей и их дружин. С горечью говорит он о княжеских распрях, о том, что "рекоста брат брату: "се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" молвити, а сами на себе крамолу ковати".

Автор "Слова" - первоклассный художник, мастер поэтической метафоры и ритмической прозы. Ярко проявились эти его качества, например, в описании утра перед битвой: "Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают; черныя тучи с моря идут, хотя прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синий молнии. Быти грому великому!" Скорбь о павших русских воинах и одновременно гордость их мужеством звучат в рассказе о поражении русских дружин: "Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую". К лучшим страницам лирической поэзии в отечественной словесности можно отнести "плач" Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу. Недаром "Слово о полку Игореве" служило и служит источником вдохновения для многих поэтов и художников вплоть до наших дней.

Одно из самых талантливых произведений XII - XIII вв. - дошедшее до нас в двух основных редакциях "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности. Обедневший княжеский слуга, возможно, дружинник, мелкий феодал, Даниил с грустью говорит о всесилии богатства: "Богат муж возглаголет, то вси на него воскликнут". Тяжело приходится попавшему в беду умному и талантливому человеку. Даниил, правда, сам признает, что он "на рати не велми храбр", но зато "крепок в замыслех". Пусть перед неудачником и открывается немало путей выхода из его бед, но все они - бесчестны или унизительны. При княжеском дворе он обречен ходить в лаптях ("лыченице"), "черленый" же сапог ожидает его лишь на боярском дворе. Но ведь это холопство. Нет надежды и на друзей: они "отвергошася" его, потому что не может он ставить "пред ними трапезы, многоразличными брашьны украшены". Что еще остается? "Аще бы умел красти...", но и этот выход неприемлем для него, ибо "девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою". Не хочет Даниил и жениться "у богатаго тестя": ведь "зла жена и до смерти сушит". Не привлекает его и монастырь, хотя там он жил бы припеваючи: ведь чернецы "возвращаются на мирское житие", "обидят села", "ангелский имея на себе образ, а блудной нрав". Нет, считает Даниил Заточник, лучше умереть в нищете, чем "восприимши ангелский образ, богу солгати". Остается только одно "продолжен живот в нищете".

Высоки и чисто литературные достоинства произведения Даниила Заточника. Он великолепный мастер рифмованной игры словами: "Кому Переславль, а мне гореславль; кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лачеозеро, а мне, на нем седя, плач горький; кому Новгород, а мне и углы опали".

Новая тема вошла в русскую письменность с Батыевым нашествием. Страшное бедствие, обрушившееся на Русскую землю, глубоко потрясло авторов XIII в. Первый отклик на это нашествие - произведение, само название которого уже звучит трагически: "Слово о погибели Русской земли". "Слово" дошло до нас не полностью. Начинается оно с описания красоты, богатства, величия, могущества страны до Батыева нашествия: "О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!" Этот торжественно-радостный мотив как бы внезапно прерывается словами: "А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, и до нынешнего Ярослава и до брата его Юрья князя володимерьскаго".

Также по свежим следам Батыева нашествия была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем", составная часть целого цикла повестей о "чудотворной" иконе Николы Зарайского. Это произведение тоже окрашено в трагические тона, но вместе с тем призывает к вооруженной борьбе против захватчиков. Рязанский князь Федор Юрьевич приносит дары Батыю, но Батый, проведав о красоте его жены Евпраксии, требует к себе и ее, на что следует гордый ответ: "Аще нас приодолееши, то и женами нашими владете начнеши". Князь Федор Юрьевич гибнет в битве, а его жена вместе с малолетним сыном кончает жизнь самоубийством. Рязанские полки во главе с князем Юрием Ингваревичем выступают на бой. Но "удальцы и резвецы резанские" погибают в битве, сожжена Рязань, где "вси вкупе мертвы лежаше". И все же сопротивление продолжается. В борьбу вступает рязанский боярин Евпатий Коловрат со своей дружиной и нападает на "станы Батыевы". И Коловрат, и почти все его воины гибнут в неравной схватке, поразив своим мужеством даже врагов. Автор Повести не видел выхода из трагического положения: слишком неравны были силы. Пафос Повести в призыве к пусть безнадежному, но активному сопротивлению, к тому, чтобы "смертию живота купити", погибнуть, но не покориться захватчику.

Возможно, уже в XIII в. возникает мысль о том, что самопожертвование может привести и к победе над врагом. Речь идет о "Повести о Меркурии Смоленском", точная датировка которой еще не установлена. Предполагается, что предание, легшее в ее основу, возникло близко к временам нашествия. В повести рассказывается о юноше Меркурии, пошедшем на верную гибель, чтобы отогнать Батыя от родного города. Меркурий убил множество врагов, в том числе "исполина", предводителя вражеского войска, враги в страхе бегут, но сын "исполина" отсекает Меркурию голову. Юноша умирает не сразу: с отрубленной головой в руках он подходит к вратам спасенного им Смоленска и только там падает бездыханным. Меркурий, вступая в бой, знал, что его ждет: "явившаяся" ему богородица предсказала ему и победу, и смерть. Но он все же решил спасти свой город ценой жизни.

Восстания против ордынского гнета, начало объединения сил Руси в борьбе с Ордой уже в XIV в. привели к появлению новых произведений, проникнутых духом не только героической жертвенности, но и победоносного оптимизма.

В XII - XIII вв. на Руси было создано много выдающихся произведений архитектуры. Особенно интересные постройки сохранились в Новгороде Великом и в городах Владимиро-Суздальской земли.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Из памятников начала XII в. выделяются прежде всего работы мастера Петра, воздвигнувшего соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях. Ему же приписывается создание по заказу Мстислава Великого церкви Николы на Ярославовом дворище, напротив детинца. Значительно менее монументальна, но столь же строга последняя из княжеских церквей, построенных в Новгороде, церковь Спаса на Нередице (1198), сравнительно скромный и изящный храм. Церковь эта была уничтожена гитлеровцами во время Великой Отечественной войны, однако полностью восстановлена, за исключением фресок, большая часть которых безвозвратно утрачена. Благодаря работам Новгородской археологической экспедиции нам стало известно имя одного из главных мастеров, расписывавших храм Спаса на Нередице, - это был выходец из Византии новгородский священник Олисей Петрович Гречин. Он расписал также надвратную церковь Ризположения у Пречистенских ворот Новгородского детинца.

В Новгороде XII - XIII вв. строились не только мощные монастырские и княжеские церкви, но и уличные храмы, небольшие сооружения, возводившиеся жителями той или иной новгородской улицы. Такова церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185 - 1192), построенная жителями Лукиной улицы.

Нашествие Батыя не затронуло Новгород непосредственно, однако вывоз в Орду ремесленников и сбор ордынской дани тяжело сказались на каменном строительстве в Новгороде. После Батыева нашествия до конца XIII в. в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 г. (церковь Николы на Липне).

Иной характер, чем в Новгороде, носило каменное зодчество во Владимиро-Суздальской земле. Прежде всего, оно отличалось по материалу. Большинство новгородских храмов построено из кирпича, а во Владимиро-Суздальской земле широко применяли местный белый камень-известняк. Отсюда вытекает и любовь владимиро-суздальских зодчих к каменной резьбе.

Древнейшие постройки Владимиро-Суздальской земли носят еще достаточно суровый характер. Такова церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем (1152), воздвигнутая при Юрии Долгоруком. Храм был дворцовой церковью князя и поставлен на месте легендарной встречи "святых" князей Бориса и Глеба при их роковой поездке в Киев. Это сравнительно небольшое, но очень массивное сооружение, напоминающее скорее крепость, чем церковь.

Основные характерные черты владимиро-суздальского зодчества сложились в постройках, относящихся ко времени княжения Андрея Боголюбского, когда усиленно обстраивались Владимир, Боголюбово и т. д. Во Владимире были воздвигнуты величественный Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота (дошедшие до наших дней в сильно перестроенном виде), в Боголюбове княжеский замок, а неподалеку от него - шедевр русской средневековой архитектуры церковь Покрова на Нерли.

У всех этих сооружений есть некоторые общие, характерные черты. Так, в них находят немало элементов господствовавшего в то время в Западной Европе романского архитектурного стиля. Одной из причин, возможно, было участие в строительстве приезжих зодчих. При огромном размахе строительства своих, местных мастеров могло не хватать. Вместе с тем Андрей Боголюбский, стремившийся к обособлению Владимира от Киева, не хотел привлекать киевских мастеров. Поэтому в сооружении храмов и дворцов принимали участие мастера, по словам летописца, "из всех земель", в том числе из Германской империи, по преданию, присланные Фридрихом Барбароссой. Возможно, в наличии романских черт отразились общие тенденции развития европейского, в том числе и русского, искусства.

Для владимиро-суздальских сооружений времени Андрея Боголюбского характерна четкость архитектурных форм и линий. Гладь стены членится выступающими пилястрами; обязателен резной аркатурный пояс из небольших рельефных арок - и на стенах, и на подкупольных барабанах. Часто встречаются барельефы людей, животных и растений. Однако все эти резные элементы занимают небольшую часть стены и резко выделяются на гладком фоне. Потому храмы этого периода одновременно и торжественно-суровы и нарядны.

В конце XII - начале XIII в. владимиро-суздальское зодчество, сохраняя общие с предшествующим временем черты, становится значительно пышнее, декоративнее. Типичный образец архитектуры нового периода Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197), построенный при Всеволоде Большое Гнездо. Вся верхняя половина собора, портал и подкупольный барабан покрыты исключительно тонкой и невероятно затейливой резьбой. Эта резьба носит во многом светский характер. Из 566 резных камней только 46 изображений связаны с христианской символикой. Здесь множество фантастических и сказочных растений, птиц и зверей, сцены борьбы, охоты, скульптурная иллюстрация к популярной в Древней Руси повести об Александре Македонском, изображающая его вознесение на небо. Большое количество львов, барсов, орлов, сказочных двуглавых зверей служит олицетворением княжеской власти: со львами, барсами, орлами, порой даже с крокодилами было принято сравнивать князей в древнерусской письменности. Прославлению княжеской власти служат рельефы собора.

Эти традиции были развиты в построенном в Юрьеве-Польском при князе Юрии Георгиевском соборе, посвященном его небесному патрону (1234). Сложной и тонкой каменной резьбой, в которой причудливо сплелись церковные, античные и русские народные мотивы (вроде кентавра в русском кафтане), был покрыт уже весь собор - от подножия до кровли. Как и Дмитриевский собор, Георгиевский воспевал могущество княжеской власти.

Своеобразные архитектурные школы сложились также в Полоцкой, Галицко-Волынской, Чернигово-Северской и других землях.

Процесс интенсивного культурного подъема, развития местных культурных центров был насильственно прерван Батыевым нашествием.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!