Изучение нового материала. Федеральный закон «Об образовании»

Тема урока

«ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ

В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Магомедов Гаджимурад Магомедович,

учитель истории и обществознания МКОУ «Усишинская СОШ №3»

2017 г.

Предмет: обществознвние; класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: здоровьесвережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, информационно-коммуникационные

Решаемые проблемы :Создать условия для формирования представлений о том, какое место занимает экономика в жизни общества, как экономика служит обществу, кто является участником экономических отношений, уяснить и закрепить основные понятия экономики.

Основные понятия и термины : экономика, экономика как хозяйство, экономика как наука, домохозяйство, блага, потребности, производство товаров, услуги.

Виды деятельности: фронтальная беседа; мозговой штурм,совместно с учителем составление плана-конспекта урока; формирование умений добывать и реализовывать новые знания; работа в группах; коллективное выполнение проблемных заданий, предложенных учителем с помощью компьютера, учебника, раздаточного материала, словаря; составление логической схемы; обсуждение выполнения домашнего задания, обсуждение и комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

1).Предметные:

Научиться объяснять значение понятий; определять роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей общества; выявлять специфику основных сфер общественной деятельности; выявлять специфику и взаимосвязь основных участников экономической жизни; давать оценку экономическим явлениям; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование : компьютер, 4-ре ноутбука, интерактивная доска, авторская презентация, учебник, раздаточный материал, словари.

Рассматривают слайды презентации, называют сферу общества «экономическая», формулируют тему урока, предлагают свои варианты плана урока (мозговой штурм), которые записываются учителем на доске, создают оптимальный вариант плана урока.

1.Что такое «экономика»?

2. Определения понятий экономика

3. Что нужно человеку?

4. Потребности человека

5. Цель удовлетворения потребностей

6. Средства удовлетворения потребностей 7.Блага

8. Зачем нужна экономика?

9. Основные понятия экономики

Учитель подводит учащихся к

пониманию темы, предлагая уч-ся самим назвать тему урока, составить план урока. (Технология «мозгового штурма»). Записывает на доске предложения учащихся по плану проведения урока; помогает учащимся составить оптимальный вариант плана

Просмотр слайдов

Как вы думаете, о какой сфере общества пойдет сегодня речь?

О чем мы будем говорить на уроке?

Что бы вы хотели узнать об экономике?

Составьте возможный план урока.

1.владение обществоведческойтерминологией,

2.умение объяснять значение понятий; 3.определять роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей общества; 4.выявлять специфику основных сфер общественной деятельности; 5.выявлять специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни;

6.давать оценку экономическим явлениям; 7.характеризовать производство, определять его цели и задачи; 8.систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

Регулятивные:

1. целеполагание т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. планирование ,т.е.последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

3 . оценка , т.е. осознание учащимися того. Что уже усвоено, оценка результатов работы и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения;

4 . контроль в форме сличения способа действия и его результата

5. коррекция : вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Коммуникативные:

1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников;

2. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4. владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные:

1. Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

2. выделять существенную информацию;

3.определять понятия, делать обобщения;

4. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

5. устанавливать причинно-следственные связи;

6. строить

логические рассуждения, умозаключения;

7. высказывать аргументированные суждения

8 . анализировать и обобщать факты;

9. формулировать и обосновывать выводы;

10. решать творческие задачи;

11. представлять результаты своей деятельности

Актуализация знаний

Ученики разделены на 4-ре группы. Группы отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, демонстрируют схему сфер общественной жизнии поясняют её, высказывают свое мнение об условности деления сфер общественной жизни, приводят примеры из собственного опыта.

Проводит проверку знаний и подводит уч-ся к знакомству с новой темой.

Учитель задает вопросы

Чему была посвящена тема предыдущего урока?

Дайте два определения понятия общество

Перечислите набор функций, которые должно выполнять общество как способ существования людей.

В чем кроется сущность общества?

Что означают понятия «общество как система» и «подсистемы общества»?

Назовите сферы общественной жизни и дайте им характеристику.

Что является основанием для разграничения сфер общественной жизни?

Нужда человека в чем-либо-это…

Изучение нового материала:

а) Самостоятельная познавательная деятельность;

б)школьная лекция

1.Учащиеся в группах отрабатывают:

Навык работы с раздаточным

материалом,

Навык работы с учебником

Навык работы со словарем,

Навык работы с интернетом,

2.Работа в группах:

Чтение текста с отметками на полях,

Совместное обсуждение текста,

Отвечают на вопросы учителя,

извлекая необходимую информацию из учебника, раздаточного материала,

3. Коллективно составляют схему (кластер) «Основные понятия экономики»

1.Учитель организует работу с раздаточным материалом, демонстрирует слайды

2.Организация работу групп с текстом учебника

3. Организует работу с интернетом

4. Проверяет правильность выполненной работы, показывая слайды с ответами

1. Работаем с текстом учебника и находим три определения слова «экономика»

Проверяем ответы по слайдам

2. Какое значение имело слово «экономика» первоначально, кто его придумал?

3. Кто является участником экономических отношений

4. Найдите ответ на вопрос, что такое «домохозяйство», запишите ответ в тетрадь

5.Разделите потребности человека на три группы

Проверим, правильно ли вы выполнили задание;смотрим слайд

6. Для чего необходимо удовлетворять потребности?

Проверим свои ответы

7.С помощью каких средств человек удовлетворяет свои потребности?

Проверим свои ответы

8.Какие бывают блага как получены, кому доступны?

Сверим свои ответы

9. Разделите материальные блага на две большие группы.

Сверим ответы.

10. Что является главной проблемой экономических благ?

11. Отметим основные понятия экономики.

Проверяем правильность ответа.

12. Называем главную задачу экономики

Проверяем.

.

Работа в мини-группах по 2-3 человека над синквейном

Организация работы учащихся по закреплению материала

Каждая группа составляетсинквейн к понятию «экономика»

Проверяем.

Контроль

Работа в группах над тестом. Две группы работают над вариантом №1, две другие группы работают над вариантом №2. Группы сверяют правильность своих ответов, обсуждают полученные результаты между собой, советуются с учителем. Оценивают результат работ другой группы (ставят отметку).

Организация работы по выполнению тестовых заданий

Выполнить тестовые задания № 13 в печатной рабочей тетради по вариантам 1 и 2.

Группы сверяют свои ответы

Исправляют ответы и выставляют друг другу отметку за работу с тестом.

Оценивают свою работу и работу товарищей на уроке, отвечая на вопросы учителя в тетради письменно

Организация этапа рефлексии

Дает задания группам учащихся

Оценка полученных учащимися знаний

Ответьте на в тетради на следующие вопросы:

Мне было интересно/неинтересно на уроке;

Я работал хорошо/плохо;

Я доволен/недоволен работой своей группы;

Я много узнал нового на уроке;

Я ничего нового не узнал на уроке;

Я хотел бы узнать о…

Домашнее задание

Записывают домашнее задание, уточняют его у учителя

Организует работу по фиксации учащимися домашнего задания

Записываем домашнее задание.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Есть систематизированное знание.

Л. Берг

Цель: - познакомить учащихся с курсом обществознания, сформировать представление о человеке и о человеческом отношении ко всему окружающему;

Развивать навыки определения и объяснения понятий;

Развивать умение работать в составе небольшой группы;

Формирование осознания личного участия и ответственности за успех совместной работы;

Решать проблемные задания, умение высказать и аргументировать свою точку зрения.

Новые термины: гуманный, гуманизм, гуманное общество , философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология, этика , эстетика, этнография, экология.

Оборудование: учебник п/р Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, раздаточный материал на каждого ученика: таблица «Общественные науки», текст рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; листы ИЛО №1 на каждого ученика (домашнее задание).

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

Работа в группах. Задание 1. запишите слова-ассоциации к слову «обществознание». Сгруппируйте их и составьте кластер.

3-я группа – Экономика

4-я группа – Человек в обществе (Социальная сфера)

5-я группа – Личность и государство (политика, право)

Задание 3. Науки об обществе. Работа с таблицей «Общественные науки».

Знакомятся с перечнем наук, изучающих общество и с их определениями.

Задание: Составьте свой вариант определения каждой науки, тот, который, по вашему мнению, вам лучше запомнится (отрабатывается навык определения понятия по алгоритму: «понятие = ключевое слово + признаки», например: этика – наука о морали и нравственности).

Задание 4. Беседа по вопросам:

Что значит «гуманный»?;

Что такое гуманизм?

Что означает понятие «гуманное общество»?

Сформулируйте принципы гуманного общества.

Задание 5 . Прочитайте рассказ В. В. Вересаева «Легенда», проанализируйте и сделайте вывод о том, почему моряки больше не улыбались. (раздается только первая часть рассказа до слов «Мне представляется….»).

Придумайте и запишите своё продолжение истории, поведанной Вересаевым.

После ответов учащихся, зачитывается и обсуждается вывод автора по этой проблеме (окончание рассказа).

II. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Как думаешь это исправить? Как ты оцениваешь свою работу в составе группы? Выставление оценок.

Домашнее задание:

с.4-5; §1, заполнить ИЛО №1

Материалы к уроку .

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманный – проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности, направленный на благо других.

Гуманное общество – это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм – мировоззрение , в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

В.В. Вересаев «Легенда».

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже не улыбались.

………..
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Кла́стер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Таблица «Общественные науки».

Отрасль обществознания

Характеристика отрасли

Философия

  1. Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу.
  2. Наука , устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества.

Социология

Наука, изучающая отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология

Наука, изучающая политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления.

Экономика

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества.

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права.

Культурология

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа.
Наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Социальная психология

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.
Теория морали, её сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика

Учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры.

Этнография

Наука о происхождении, составе, расселении. Этнических и национальных отношениях народов.

Экология

Наука, анализирующая отношение человечества и природы, влияние жизнедеятельности людей на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Футурология

Наука о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формирования нового мышления и отношений между народами.

Дополнительная литература:

  1. И.П. Смирнов. Введение в современное обществознание. М, Академия,2006 г.

Домашнее задание.

Индивидуальный лист обучения №1.

Тема : Быть личностью.

(учебник: § 1)

ЧАСТЬ А.

  1. Запишите определение понятий:
  1. индивид –
  1. индивидуальность –
  1. личность –
  1. смысл жизни –

Обществознание, 8 класс

Урок № 01

Вводный урок

© А.И. Колмаков


Цели урока:

  • Познакомить восьмиклассников с содержательными компонентами учебника, обратив внимание на его экономическую составляющую.
  • Создать условия личной заинтересованности учащихся в продолжении изучения курса в 8 классе.
  • Способствовать пониманию интеграционного характера современного обществоведческого курса.

Основные виды деятельности ученика

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Знать и уметь (УУД)

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Понятия, термины

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • УУД;
  • система оценивания работы;
  • варианты учебной деятельности;
  • экономика (раздел учебника, наука, сфера деятельности человека, производство)

Изучение нового материала

  • Что мы уже знаем и умеем.
  • Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
  • Как добиваться успехов в работе в классе и дома

  • Какие главы представлены в учебнике? Назовите их.
  • Какая глава является самой объёмной? Объясните почему (при ответе используйте знания, полученные по этой теме в 7 классе).
  • Какие вопросы изучаются в первой главе? В чём вы видите связь личности и общества?
  • Каково, на ваш взгляд, назначение второй главы? В чём её направленность?
  • Какие вопросы рассматриваются в главе «Социальная сфера»? Опираясь на имеющиеся знания, назовите, что вам известно о социальной сфере.

Особенности содержания курса обществознания в восьмом классе

Почему учебник становится сложнее?

Как меняется содержание курса?


Закрепите что усвоили!

  • Заполните в тетради таблицу, отражая характеристику каждого вида деятельности, рубрики

Делаем первые выводы

  • Во-первых, предметной основой гуманитарных наук является текст. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, - одна из задач гуманитарного образования. Во-вторых, систематическое использование источников способствует реализации целей обществоведческого образования. В-третьих, привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: гражданина, семьянина, производителя, потребителя, собственника.
  • Основу содержания обществоведческого образования составляют научные знания. Источниками философских, экономических, социологических, правовых знаний являются философские тексты, научные статьи, работы экономистов, социологов, юристов. Источники содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, транслируют особенности научного познания, способствуют формированию научного мировоззрения. Значимость нормативных текстов состоит в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


  • Для оптимизации трудоемкости оценочно-измерительных процедур набора универсальных учебных действий для оценки сформированности УУД используются следующие положения:
  • - учёт системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаковосимволическое действие и пр.);
  • - системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий.

Система оценивания работы в классе и дома. Варианты организации учебной деятельности


Проверь себя

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Как грамотно распределить свой учебный труд при работе с учебником?
  • Как устройство учебника помогает нам в работе с учебным материалом?
  • С какой целью к учебнику разработана Рабочая тетрадь? Как она поможет в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы?
  • Чему научимся в 8 классе?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Конспект урока по курсу Введение в обществознание (8-9 класс)

1. Тема урока: «Человек и общество».

2. Тип урока – изучение нового материала.

3. Форма урока – лекция.

4. Цели урока:

- образовательная: изучить основные сферы жизни общества и ступени его развития, рассмотреть взаимосвязь человека и общества.

- развивающие: развитие мышления и внимания путем привлечения нового материала; развитие навыков работы с информацией и навыков самостоятельной работы.

- воспитательные: воспитание чувств нравственности, гражданственности и патриотизма; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

5. Оборудование:

    Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. // 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2000. – 271с.

    Видеосюжет.

    Мультимедийная презентация.

    Проектор, компьютер, экран.

6. Оформление доски:

Дата: 00.00.0000г.

Тема урока: «Человек и общество».

Цель: изучить основные сферы жизни общества и ступени его развития, рассмотреть взаимосвязь общества и человека.

План.

1. Что такое общество?

2. Основные сферы жизни общества.

3. Ступени развития общества.

4. Развитие общества и положение человека.

Основные термины:

общество;

экономическая сфера;

политическая сфера;

социальная сфера;

духовная сфера;

аграрное общество;

индустриальное общество;

постиндустриальное общество.

7. Ход урока

- приветствие учащихся;

Проверка их явки и готовности к уроку;

Разъяснение темы и плана урока.

Приветствие учителя;

Количество присутствующих;

Положительный настрой на работу на уроке.

2. Изучение нового материала(22 мин.)

Возникновение общества и возникновение человека – это единый процесс. Общество – это все человечество в его истории, современности и перспективе (демонстрирует видеосюжет).

Смотрят видеосюжет.

Сферы жизни общества

Фиксируют данные в тетрадь.

- социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации, семью, учреждения воспитания, медицинского обслуживания и досуга.

- экономическая сфера включает промышленное, сельскохозяйственное производство, обмен продуктами производственной деятельности.

- политическая сфера жизни общества включает политику, государство, связь между ними.

- духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, религиозные организации, научные учреждения.

Записывают за учителем подробнее о каждой из сфер общества.

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней.

Для первой ступени – аграрное общество – характерны господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии.

На следующей ступени – индустриальное общество – определяющую роль играет промышленность.

Воспринимают информацию устно, записывают основные ступени развития общества, смотрят презентацию.

В облике общества отражается и положение человека. Для общества характерно неравное положение людей, где одни повергаются эксплуатации.

Учитель задает вопросы на размышление, после ответов высказывая свое мнение: Какие возможности имеет человек в эксплуататорском обществе? И вообще должен человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают?

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

3. Физкультминутка (3 мин.)

Учитель демонстрирует упражнения.

Выполняют упражнения за учителем.

4. Закрепление (3 мин.)

Для закрепления полученных знаний на уроке можно использовать следующие вопросы и задания:

1. Дать определение понятию «общество», связанное с человеком.

2. Перечислите основные сферы жизни общества. По каждой сфере привести по не менее одному примеру.

3. Сколько ступеней развития общества существует? Перечислить их.

Ученики отвечают на вопросы по теме занятия, пройденные на лекции:

1. Общество – это все человечество в его истории, современности и перспективе.

2. Социальная сфера (нация и национальные отношения); экономическая сфера (промышленное и сельскохозяйственное производство); политическая сфера (государство и политика); духовная сфера (искусство и религия).

3. Существует 3 ступени развития общества:

    аграрное общество;

    индустриальное общество;

    постиндустриальное общество.

5. Домашнее задание (3 мин.)

Творческое задание: составить кроссворд (не менее 7 слов) по теме занятия.

Записывают в дневник.

6. Рефлексия (3 мин.)

Учитель выясняет, что запомнилось, что понравилось, затем характеризует работу учащихся.

Ученики делятся своими впечатлениями.

7. Подведение итогов (3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, затем прощается с учениками.

Слушают учителя, прощаются, наводят порядок на рабочем месте .

Обобщение и систематизация знаний по главе:«Личность и общество» 8 б класс

Цель: Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

Систематизировать и конкретизировать качество знаний обучающихся по изучаемому разделу; - продолжить формирование умений работать с текстом, в группе. Задачи:

Развивающие:

продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);

способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;

развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;

формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, мы закончили изучение большой и интересной темы: о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (Личность и общество) Совершенно верно, на уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого, текстам. Сегодняшний урок не исключение.

Мотивационная беседа. Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить её, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. « Он верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

И в тот же день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Это только в сказке бывает «по-щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать.

Учитель спрашивает у детей о теме сегодняшнего урока - объявляет тему урока (записывают на доске и в тетрадях). Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (обучающиеся предполагают цели урока, учитель обобщает и озвучивает их)

Сообщение Лаптевой Анастасии.

Актуализация знаний.

Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности.

Перед вами список характеристик(Приложение№1) некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение. - Обсуждение ответов.

Ребята, как же происходит становление личности?

Я попрошу Вас назвать три основные фазы становления личности (адаптация, индивидуализация, интеграция). Молодцы! Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Эти факторы - агенты социализации. Кого называют агентами социализации (семья родственники, друзья, приятели.)

Все агенты социализации живут в обществе.

Так значит может ли человек жить вне общества? (Нет человека - нет общества.) (рассказ про Робинзона Круза).

И так, общество - это всё человечество. Структура общества (большие и малые группы).

Назовите основные сферы жизни общества? (экономическая - промышленное и сельскохозяйственное производство, социальная - семья, нации и национальные отношения, медицинские и образовательные учреждения, политическая - политика, право, государство, политические партии духовная - наука, религия, искусство, эрмитажи и музеи).

Общество прошло длительный исторический путь и выделяют три ступени развития общества. Какие? Перечислите и охарактеризуйте каждую ступень общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное).

На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей. Это свидетельствует о развитии общества. Другой важнейшей чертой развития современного общества является информационная революция.( охарактеризуйте эту черту общества - интернет ресурсы, телефон, телевидение).

В обществе существуют и проблемы - какие? (загрязнение и разрушение природной среды обитания, угроза мирового терроризма, экологическая)

Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями, а теперь, чтоб узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание Приложение №2 . ( выполнение теста)

Я предлагаю вам сделать взаимопроверку, обменяйтесь своими листочками, я даю Вам верные ответы, проверьте и выставьте друг другу оценки.

Мини - проект - «КТО Я?» Вместе все учащиеся выходят к доске и говорят слова (личность, индивид, человек, малая группа). Связать с днём Самоуправления. (я -Директор, я зам. по УВР, я зам. по восп. работе - мы малая группа»).(Определить цели и результат проекта)

Дети должны всем объяснить ступени своей работы. Синквейн.

Логическое завершение. Выводы. Подведение итогов .

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Понравился ли вам сегодняшний урок? Что особенно? Чему научились? Практическое применение полученных знаний?

Домашнее задание. Предложить ученикам написать дома сочинение рассуждение на тему: «В какой ситуации я могу назвать себя личность?», в сочинении обязательно должны быть использованы понятия, о которых мы сегодня говорили на уроке.

( Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу) Выставление отметок по итогам выполнения всех заданий.

Приложение №1

Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

Приложение №2

Проверочная работа



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!