Какое сейчас летоисчисление от сотворения мира. Какой год в Таиланде? Летоисчисление и Календари Славян

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.

Летоисчисление на Руси

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

Реформа Петра Первого

Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!

Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».

Как все начиналось

А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.

После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).

Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».

Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление

Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме. После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.

Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.

Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:

  • У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
  • Месяцев было девять.
  • Дней в месяце было сорок или сорок один.

Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».

Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.

Ошибки летоисчисления. История - фальшивка.

Календарь - что может быть привычнее и понятнее? Вот он, на стене, и видно, какое сегодня число: 14.09.2015. Но сознание начинает двоиться, когда вспоминаешь, что сегодня не 14 сентября, а 1-е - Новолетие по церковному календарю. И год - не 2015-й, а 7523-й - это если считать от Сотворения мира, как считали когда-то на Руси. Ох уж эта календарная путаница! Спросите любого: когда мы празднуем Рождество? И услышите в ответ: 7 января. А Преображение Господне? - 19 августа. А Покров Божией Матери? - 14 октября. Или всё же 25 декабря, 6 августа, 1 октября? Так в юлианском календаре, по которому живет наша Церковь. А нужно ли Церкви сохранять этот календарь? Может, и нам давно пора отказаться от него и перейти на тот, по которому живет «весь цивилизованный мир» и на который перешли некоторые Православные Церкви?

О значении и важности юлианского календаря, о глубинном сакральном смысле систем исчисления времени, о том, сколько лет человечеству, и о других проблемах, связанных со временем и датами, мы беседуем с историком Павлом Владимировичем Кузенковым .

«Хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок»

Павел Владимирович, недавно за книгу «Христианские хронологические системы» вы получили Макариевскую премию. Почему вы решили заняться хронологией?

Всё началось, когда я учился в Российском православном университете. Нам читали большой курс по византологии, и мы знакомились с трудами византийских авторов, в том числе и Феофана Исповедника. У него есть хроника, охватывающая мировую историю до IX века, и каждое событие начинается с даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова, а сама «Хронография» открывается целой серией разных дат: указаны год и от Сотворения мира, и от воплощения Господа, и от правления императора, и от правления персидского царя, и по кафедрам годы патриаршества всех основных престолов. Я обратил внимание, что год от Сотворения мира какой-то необычный - не тот, к которому мы привыкли: Рождество Христово плюс 5508. Я спросил об этом моего наставника - профессора Игоря Сергеевича Чурова. И на следующий семинар он принес огромную книгу «La chronologie». Ее написал француз Венанс Грюмель, монах ордена ассумпционистов, в 1951 году. Я эту книгу подержал, и у меня возникло желание разобраться в хронологии, в том, как считают годы разные традиции.

Так начался мой труд, над которым я работал лет пять. Он был защищен в качестве диссертации в Институте всеобщей истории в 2006 году. Позже я его доработал, сопроводил хрестоматией, чтобы можно было познакомиться с древними текстами, что очень важно. При этом с текстами на самых разных языках.

Дело в том, что архаичные, древние традиции сохранялись на периферии Империи. В центре они были вытеснены и уничтожены. Потому что календари не любят разнообразия. Календарь должен быть один. И когда происходит календарная реформа, все древние календари вычищаются, а на периферии они еще долгое время бытуют. Вот почему приходилось искать источники на армянском, грузинском, церковнославянском языках, ирландские на средневековой латыни…

В процессе работы выяснилось, что хронология связана с Пасхалией. И число 5508 как раз из Пасхального календаря. Потому что Пасхалия - это же вечный календарь. Он одновременно и солнечный, и лунный. И время Сотворения мира по этому календарю тоже можно попытаться высчитать. Так что это оказалось очень увлекательное исследование, которое и воплотилось в моей книге.

- А что такое время?

Время - это, если угодно, система связи событий. События и действия человека взаимосвязаны, но они не находятся все в одной точке, а отделены друг от друга. Вектор этого разделения, координатная ось, как физики говорят, условно называется временем. Хотя никакого времени нет, есть только движение. Но когда мы изучаем это движение, мы обычно делим его характеристику на пространственную и временную. Для человека время - это движение светил и небесных тел. Это циклические движения, с их помощью мы и измеряем время. Базовая единица измерения времени, имеющая абсолютный характер, - день, сутки: от одного восхода Солнца до другого - если смотреть с Земли, это круг, который описывает Солнце вокруг нее. Секунды, минуты, часы - части дня; какие-то большие величины - месяц, год - измеряются тоже днем. Поэтому, как в Писании написано, Господь и сотворил светила - для измерения времени. Собственно, мы по ним и живем.

С научной точки зрения время - очень важная категория, потому что именно время определяет направление событий. Хотя с физической точки зрения время симметрично: прошлое и будущее равноправны. Но реальный мир таков, что в нем будущее - единственное направление развития.

- Какие возможности открывает хронология?

Если мы правильно расположим события на оси времени, мы четко установим хронологию. Именно это и только это дает нам возможность определить смысл событий. Ведь историческое событие - это какое-то действие человека. А у действия есть причины и следствия. И нужно представлять, где одно, а где другое. Это как криминалисты работают - определяют, что было раньше: некто пришел куда-то, или произошло преступление? Только когда мы изучаем последовательность событий, мы можем выявить их внутреннюю суть. Понимаем, что хотел сделать человек, что он сделал. Потому что смысл истории в том, чтобы научиться опыту.

И хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок. Она помогает нам избавляться от каких-то мнимых объяснений. Если мы видим, что хронология препятствует этому объяснению, значит, оно отпадает. А изучение древних систем летоисчислений особенно важно, потому что в противном случае мы лишаемся некоей оси координат, не можем расположить на ней все события. Только тогда, когда мы знаем, как эти системы переводятся, это дает нам возможность создать всемирную хронологию. Но не ту, которую сочинил .

- Очень популярную в определенных кругах…

Кстати, сегодня это один из вызовов современной исторической науке, который брошен математиками и астрономами: мол, как вы докажете, что события, которые описываются в источниках как разные, не являются одними и теми же?

Все календари - церковные

- А в чем отличие церковного календаря от светского?

Никакого светского календаря нет. Все существующие календари - церковные. Во всех культурах. Потому что именно религия занимается связыванием времен. Помните, как у Шекспира: «Распалась связь времен»? Разные поколения живут в разные эпохи, периоды. И на таком макроуровне время измеряют только религии. Прагматики, политики, экономисты, обыватели время не меряют такими вот эрами, системами. Обычно говорят: вчера, недавно, несколько лет назад - и этого достаточно. Поэтому, кстати говоря, в дохристианскую эпоху и не было глобальных систем летоисчисления: не было в этом никакого смысла. И вот что важно: именно христианство, как религия космическая, то есть универсальная, религия, которая предназначена для всего человечества, а не для какого-то отдельного народа, создала универсальную систему счета времени - универсальный календарь.

- То есть оба существующие сегодня календаря: и тот, по которому живет Церковь, и светский - церковные?

Да, один древний, который возник еще в эпоху Константина Великого, первых отцов Церкви, то есть в IV веке, - это так называемый юлианский календарь. По нему живет наша Церковь. Он основан на календаре Юлия Цезаря, но с некоторыми своими особенностями. В частности, в отличие от римского календаря, дни считаются последовательно: 1 января, 2 января, 3 января… Это ранний имперский календарь. А есть поздний календарь - григорианский. Тоже церковный, изобретенный по указу папы Григория XIII в конце XVI века. И он стал господствующим в католической Европе. Потом, в силу того что экономически им было удобнее пользоваться, на него с неохотой перешли протестанты. Перешли постепенно. Англичане, например, только в XVIII веке. Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю. И шведы тоже только в XVIII веке перешли на григорианский календарь. А Восточная Европа лавинообразно приняла этот календарь в Первую мировую войну. И Россия была далеко не первой православной страной, которая отошла от календаря юлианского, - до нас от него отказались в Болгарии.

Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен

Но именно потому, что переходило на другой календарь светское правительство, не спрашивая Церковь, и возникло это разделение, которое сейчас существует: на как бы церковный и светский календари. Но они оба церковные, просто один из них римско-католический, а другой - православный. Именно в этом и заключается сейчас основная календарная проблема в православном мире, потому что Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен.

- Почему?

Потому что в нем отсутствует цикличность. В нем поправка сбивает цикл, и Пасхалия разрушается. Именно поэтому те православные страны, которые перешли на «новый стиль» - Греция, Константинополь, - вынуждены пользоваться Пасхалией, подстроенной под юлианский календарь. Получается некая литургическая нестыковка. Это, знаете, такой синкретизм. Если принимать «новый стиль», нужно делать и новую Пасхалию. Но это задача очень непростая.

- А в чем главная задача церковного календаря?

Это, прежде всего, создание некоего устойчивого ритма, который бы отображал божественные ритмы мироздания, космическое устроение. Самое главное в этой системе - ее стабильность и постоянство, когда в течение тысячелетий она не меняется. Недельный цикл, например, не меняется со времен Моисея. Юлианский календарь в принципе не меняется с I века.

Григорианский календарь настроен на другое. Его задача - приспособить наш календарь к астрономическим явлениям. Сделать так, чтобы равноденствие было в тот самый день, когда оно обозначено в календаре. Сделать так, чтобы величина тропического года совпадала с величиной календарного года. Но это задачи скорее естественнонаучные. Пафос в XVI веке, когда эта реформа проходила, заключался в том, чтобы показать Церковь как прогрессивную организацию, которая прислушивается к голосу ученых, к голосу науки. Это было очень важно Римскому папе, потому что шла Реформация. И заставив перейти на новый календарь всю Европу, папа продемонстрировал свою мощь. Попробуйте сейчас провести такую реформу, чтобы на нее весь мир перешел. Так что здесь были политические задачи. Когда православные страны перешли на новый календарь, задачи тоже были чисто политические: показать себя частью западного мира. Вспомним, какое выражение использовал Ленин: «для перехода на календарь цивилизованного мира». Календарь культурных стран, понимаете? То есть мы тем самым продемонстрировали свою неполноценность.

- В научной среде термин «от Рождества Христова» стал вытесняться иным. Это было сделано сознательно?

Конечно, сознательно. Это отражение так называемой толерантности, политкорректности. Непременного условия жизни западноевропейского мира. Прежде всего американского.

Выражение «от Рождества Христова» оскорбляет слух иудеев, которые Иисуса не считают Христом. Говорить «от Рождества Иисуса» будет оскорбительным для христиан - в этом можно увидеть умаление значения Господа. Поэтому и используются такие, никого не оскорбляющие, но и ничего не выражающие формулировки, вроде «христианская эра», например.

- Коммунисты тоже оскорбились выражением «христианская эра»?

Было принято выражение «новая эра» или «наша эра» - «н.э.». До сих пор не могу найти подробных сведений, когда и при каких обстоятельствах оно получило распространение. А в советские годы, конечно, было невозможно написать в научной работе: «по Рождестве Христовом» или «до Рождества Христова». Да и сейчас тоже: тебя сразу воспринимают как эпатажного мракобеса.

Когда родился Христос?

Большую популярность среди молодежи получил фильм «Дух времени», где рассказывается, что 25 декабря как день зимнего солнцестояния почитался задолго до пришествия Спасителя в мир. Могли бы вы прояснить этот вопрос?

Знаете, В. Черномырдин однажды сказал: «Наглая ложь и не совсем правда». Праздновать «День непобедимого солнца» в Римской империи начали только с конца III века - при императоре Аврелиане. Никогда раньше этот праздник не отмечали! Более того, у римлян был декабрьский праздник, но он не попадал на 25 декабря.

Благовещение праздновали 25 марта уже в начале III века. Задолго до установлений Аврелиана. А что такое Благовещение? Это ровно 9 месяцев до 25 декабря. По сути дела, это ключ. И потом ведь и в Писании - в Новом Завете - есть определенные данные для того, чтобы подсчитать примерно дату Рождества Христова. Повествуя о чудесном рождении Иоанна Крестителя, евангелист Лука указывает, что отец Предтечи, праведный Захария, был «священником из Авиевой чреды» (Лк. 1:5). А в книге Второзаконие есть список всех черед служения священников. Если мы наложим еврейский календарь на римский и посмотрим, как эти череды попадали на правление императора Августа, мы увидим, что декабрь - это фактически тот месяц, на который попадает Рождество Христа.

- Известна точная дата, когда родился Спаситель?

Точной даты мы не знаем. Архаичная традиция относит нас к декабрю.

- А год?

Год 5-й или 6-й дохристианской эры: если декабрь, тогда 6-й, если январь, тогда 5-й. В это время волхвы наблюдали знамения. А волхвы - это астрологи. Астрологические наблюдения все задокументированы. И мы знаем, когда в созвездии Рыб сходились Юпитер и Сатурн. Для астрологов это было еще и указание на место - именно поэтому волхвы отправились в Иерусалим, а не куда-нибудь. Это были лучшие астрологи древности. Персидские маги. Именно они в подлинном греческом тексте именуются волхвами. А это астрологическое событие относится к 6-му году. Волхвы же, когда пришли в Иерусалим, как мы знаем, сказали Ироду, что Младенцу было уже до двух лет.

Современное представление сформировано западноевропейской традицией, и Вифлеемская звезда связана именно с Рождеством. Так оно и происходило, но сами маги пришли спустя год. Дорога заняла какое-то время.

- То есть когда волхвы пришли поклониться Спасителю, Он не был новорожденным Ребенком?

Он не был новорожденным. Он уже был подросшим Младенцем, Которого можно было увезти в Египет. Надо понимать, что евангелист Лука и евангелист Матфей повествуют о разном времени.

А тот астрономический ключ, о котором я говорил выше, дает нам возможность относить Рождество Христа к 5 или 6 году дохристианской эры. Хотя тут тоже возможны споры.

В Септуагинте от рождения Адама до перехода Авраама насчитывается 3389 лет. Масоретская версия дает другое число - 2023 года. Почему в двух переводах ветхозаветных текстов так сильно разнится летоисчисление?

Это одна из самых больших загадок в библеистике. В древности ответ был простой: евреи сократили возраст мира для того, чтобы избежать фатального для их неверия совпадения середины шестого тысячелетия (5500 года) с Рождеством Христа. Дело в том, что уже в дохристианскую эпоху в иудейской среде знали, что Мошиах явится в мир в середине 6-го дня Божия. А день Божий - это 1000 лет. Середина шестого тысячелетия - это 5500 год. И действительно, мы читаем у древних еврейских авторов - у Иосифа Флавия, у других, - что ко времени Августа шестое тысячелетие началось. Когда потом христианские хронологи изучали Библию и подсчитали срок, который прошел от Сотворения мира согласно библейским данным Септуагинты, получилось, что год Рождества Христова - 5500-й. Плюс-минус один-два-три года. То есть очень близкое совпадение. Это воспринималось как явное доказательство, что Иисус есть Христос.

Евреи с помощью ухищрений зачеркивали первые цифры даты рождения первенцев в Септуагинте. У Патриархов как гармошка сжималась вся хронология. Поскольку срок жизни людей всё время уменьшался, в какой-то момент от рождения Патриарха до рождения первенца оказывалось менее 100 лет. Как поступали в этом случае? Убирали 50. Это доказывает, что движение шло в этом направлении, а не наоборот, как утверждают некоторые евреи. Они, наоборот, говорят, что христиане дописали везде сотенки - чтобы получить нужные христианам 5500. Но в случае с 50 это никак не работает. Что мешало христианам дописать и здесь сотню? А вот убрать сотню здесь было невозможно, поэтому убрали 50. И другие мелочи доказывают, что движение шло в сторону уменьшения. Но, на мой взгляд, это не было связано с полемикой с христианами. Скорее всего, это было связано с теми ожиданиями скорого пришествия Мессии, которые распространились в иудейской среде чрезвычайно сильно.

- Хотели отдалить приход Мессии?

Фарисеи стремились отдалить для них не очень комфортный рубеж. Книга Юбилеев, где мы видим отчетливо эту тенденцию, вышла из фарисейской среды.

Византийцы перешли на счет лет от Сотворения мира в середине VII века - в эпоху, когда весь мир ждал конца света после шестого тысячелетия. То шестое тысячелетие, когда явился Господь, закончилось. И должно было начаться седьмое, мистическое тысячелетие, с началом которого многие связывали глобальные изменения в мире. И византийцы продемонстрировали, что это тысячелетие уже началось. Что это и есть та 1000 лет, когда христианство будет господствующей религией. Это и есть царство святых. Царь действует не сам по себе, но как Помазанник Божий. Это тысячелетие христиане проведут в подготовке к Воскресению, которое начнется в 7000 году. Трагедия как раз и заключалась в том, что Византия подошла к 7000 году на излете своей политической истории, не продемонстрировала никакого желания борьбы именно потому, что в представлении многих жителей борьба не имела никакого смысла. В 1492 году история мира должна была закончиться.

- Удивительно, что этот период совпал с существованием самой Византийской империи.

Так вот именно поэтому! Они воспринимали нашествие турок как закономерное явление. Как ознаменование конца света. И в принципе готовились к тому, что сейчас разверзнется земля и начнется другая жизнь. Кстати, и у нас с этим связаны тяжелые события. Драма заключалась в том, что конец света не произошел, - и потому очень возбудились всякие противники христианства.

Сколько лет человечеству?

Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Тем не менее попытки выяснить возраст человеческой цивилизации не оставляются до сих пор. Вы, как ученый, к этому как относитесь?

Это совершенно закономерно - вычислять не будущее, а прошлое. Никаких запретов на это не было.

Генетика открыла, что все живущие на земле люди - родственники

Сегодня у нас на глазах происходит переворот в генетике. То есть если раньше считалось, что человеку как биологическому виду многие миллионы лет или, по крайней мере, сотни тысяч лет, и человека возводили к обезьянам, гоминидам, то в последние 10-15 лет развивается новое направление в генетике - гаплохронология. В геноме выявляются особые участки, так называемые гаплогруппы. И не в верхней части генома, где генетическая информация сосредоточена, а в стволе, то есть в той части, которая не подвергается генетическим изменениям, которые копируются от отца к сыну или от матери к дочери. А там миллиарды аминокислот. В этих участках с определенной частотой накапливаются изменения, которые позволяют отследить появление того или иного ответвления от основного «адамова генотипа». Оказалось, что система расселения племен, которая указана в Библии, соответствует тому, о чем говорят результаты исследований. Абсолютно все живущие на земле люди - это родственники. Они происходят не от каких-то разных популяций, как раньше считалось. Все люди являются потомками одного и того же человека.

- Адама?

Да, первопредка, которого в науке уже называют «генетическим Адамом». Это явление удивительное. Выяснилось, что жил этот наш первопредок совсем недавно. Речь идет о десятках тысячах лет. Не больше. Это говорит о том, что нас с вами от Адама отделяет около 500 поколений. То есть если выстроить всех наших предков в линию - это будет небольшая очередь.

- Всё же в годах это сколько?

Точно неизвестно. Во всяком случае, первопредок всех жителей Евразии жил около 80 тысяч лет назад. Первопредок жителей Евразии и Африки жил порядка 100 тысяч лет назад, но не больше.

- То есть семиты, яфетиды…

Это именования лингвистические. Говорят о семитских, индоевропейских языках, хамитских. Это всё лингвистика. Предыдущий уровень осмысления генеалогии человечества. Потому что языки - это то, что дает нам возможность заглянуть в прошлое. Но выяснилось, что языки часто накладываются на совершенно другой этнический или генетический тип.

- А что такое язык?

Язык - это то, чему научила человека мать. Тут прямой связи с отцом может и не быть. Отец может происходить из другого этноса, а его ребенок будет говорить уже на другом языке. Сплошь и рядом так и бывает, когда языки вытесняли этнотип.

- Выходит, все люди оказываются близкими родственниками?

Античное представление о том, что каждый народ автохтонен, имеет неких своих предков, и, соответственно, война между людьми неизбежна, неверно. Теперь представление о народах совершенно меняется в точном соответствии с Писанием, с Ветхим Заветом. Потому что именно в Писании - и только в нем, заметьте, - все люди являются потомками одного человека. Может, еще в зороастризме… Там тоже есть нечто подобное. Универсализм генетический - это характерная черта Священного Писания. И он подтверждается научно. Вот что важно! И это открытие, которое пока широко неизвестно. В школах еще до сих пор учат про человекообразных обезьян. И про миллионы лет. Это очень важный, если угодно, козырь в руках христиан. Он имеет колоссальный потенциал. Потому что с его помощью можно уничтожить вражду между людьми. Мы теперь не потомки разнообразных обезьян, которые ведут войну за выживание: кто сильнее, тот и продолжит род. Это то, на чем основан дарвинизм и капитализм.

- Выживает сильнейший…

Не просто выживает сильнейшей. А «хорошо, что выживает сильнейший!» Дарвинизм ведь не просто оправдывает войны. Он их поощряет. И социалдарвинизм. И капитализм. А христианское представление о людях другое: люди - родственники, живущие в любви, братстве. Такой подход воспринимает войны как трагедию и аномалию. Именно это подтверждается сейчас наукой - что люди действительно близкие родственники, что войны между ними - это признак некоей духовной деградации.

- Давайте вернемся к календарным проблемам. 1 марта 2100 года все даты неподвижных праздников сместятся. Значит ли это, что наши потомки уже в XXII веке будут праздновать Рождество Христово 8 января?

Да. И это вызовет бурю эмоций. И к этому нужно готовиться. Самой лучшей нейтрализацией этой путаницы был бы перевод церковного календаря на традиционную, юлианскую систему. Чтобы мы все свои праздники справляли по юлианским датам. Тогда ничего не изменится. И это будут те юлианские даты, по которым праздники справляли наши предки.

- Но Церковь же и живет по юлианскому календарю!

Да, но об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января. А когда говоришь, что православные справляют Рождество 25 декабря, не понимают.

- Скажут, что католики…

Скажут, что католики. Нет, православные! (Смеется.) Надо приучить людей к тому, что есть два календаря. Как, кстати, это было в Древнем Египте, в Древней Персии, в Древнем Китае, во многих других культурах. Существовал бытовой календарь, который удобен для текущих нужд, и сакральный. Как существует бытовой язык и сакральный. Как существует бытовая архитектура и сакральная. Это очень важно. Потому что профанирование многих сакральных вещей приводит к утрате их ценности.

- Именно поэтому и важен юлианский календарь?

Конечно. Надо им гордиться. Надо его хранить как особую святыню, доставшуюся нам не просто от наших предков, а от первых христиан, от святых отцов.

Но меру тоже нужно знать, потому что сам календарь не является частью церковного Предания так, как является догматика, какие-то вещи, связанные с жизнью святых, с Богородицей, с Господом. Это часть церковной культуры, часть церковной традиции. Часть очень удобная. Часть, оправдавшая себя тысячелетней историей.

И еще важно то, что мы не пытаемся юлианский календарь приспособить к астрономии. Потому что сама по себе астрономия для христиан уже неактуальна. Да, у иудеев пасха играла роль какого-то сезонного праздника. В Ветхом Завете собирали сноп возношения, первые зерна. Это уже тогда было локально.

- А у христиан?

Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет при определении их дат - абсурдно

У христиан Пасха имеет духовный смысл. Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет - абсурдно. Эта идея характерна для гуманизма, для XVI века, когда была попытка сопрячь земное и небесное в человекобожии. Когда человек возомнил себя способным постичь всю тайну мироздания. Но мы через это переросли. Самое главное - чтобы церковный календарь воспринимался не как церковная архаика, не как старая система или пережиток, а как особая, иная система счета. Вот храм, он же не воспринимается как нелепое здание. Храм воспринимается как особое здание. Или облачение священника. Или церковнославянский язык.

Календарь входит в систему неких святынь, неких священных традиций, которые хранят в себе старину. Ведь с календарем связаны разные поверья, народные приметы. Они на юлианский календарь настроены, на дни памяти святых. И если мы перейдем на новый календарь, у нас не только сдвинутся основные праздники неподвижные - сдвинуться и дни памяти святых. А это вызовет серьезную ломку. Люди привыкли, что на Покров - снег. Эти приметы наивные, но они сложились в течение столетий. И когда люди все именины перенесут на 13 дней, это будут проблемы бытового уровня. Я уже не говорю, что возникнет проблема с Пасхалией. Между прочим, у католиков нет Пасхалии. Католическая система вычисления Пасхи основана на нашей Пасхалии. Они сначала вычисляют православную Пасху по александрийской Пасхалии, так называемое «золотое число», а потом к ней делают по хитрой формуле некую коррекцию.

- Разве это удобно?

Очень неудобно. Вычислить эту коррекцию вручную очень сложно. Они пожертвовали красотой древнего календаря. Ведь календарь - это еще и математическая система. Она соотносит три совершенно разных астрономических движения: Земли вокруг Солнца, Земли вокруг оси и Луны вокруг Земли. И поскольку эти движения никак не связаны, они в целых числах и не соизмеряются. Нужна некая дробь. Чем точнее дробь, тем длиннее у тебя цикл будет. И вот гармония между точностью и простотой - это юлианский календарь и александрийская Пасхалия. Идеальная гармония: короткий четырехлетний цикл високосный, 19-летний лунный цикл…

- Но ведь и здесь бывают сдвиги.

Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен

Да, есть небольшие сдвиги. Раз в 300 лет уходит Луна на один день. Раз в 124 года на один день от тропических узлов уходит Солнце. Но какая это проблема? В чем пафос исправления этих погрешностей? Папа Римский писал, что невозможно праздновать Пасху не весной, а летом или осенью. Но, во-первых, Пасха на лето перейдет через несколько десятков тысяч лет. А во-вторых, уже сейчас Пасху справляют осенью на половине Земного шара - в Южном полушарии. А там много и католиков, и православных. Самое главное, что даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен.

«Это не мы должны “догонять” Запад, а Запад - нас»

- Почему Европа всё же перешла на григорианский календарь?

Тяжело перешла. Изначально протестантская среда приняла этот календарь как бесовский.

- Но все-таки приняли?

Коммерция, коммерция!.. Ломка была. Что важнее: деньги или церковные традиции? В конечном счете Европа выбрала деньги. Мы тоже. Но мы даже и не деньги. Удивительно, Ленин воспринимается нами как антизападник, на самом деле он был ультразападник. И вообще коммунизм в России - это ультрарадикальная западная идеология. Да, она проводилась и насаждалась у нас азиатскими методами, но ее интеллектуальное ядро абсолютно западное. Это квинтэссенция гуманизма. Человекобожие, возведенное в абсолютный принцип. Это будто бы материализм, за которым стоит глубокий идеализм, основанный на вере в человека - во всемогущество человека. И совсем неслучайно большевики всё время ждали мировую революцию в Европе: в Германии, во Франции, в Англии… Им Россия была нужна лишь как база.

- В России переход на новый календарь был идеологическим жестом?

С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться

Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы - это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. Но она связана с постоянным, присущим русскому человеку, особенно интеллигенту, ощущением некоей нашей культурной неполноценности. И с этим нужно усиленно и целенаправленно бороться.

- Как с этим представлением о нашей «культурной неполноценности» можно бороться?

Раскрыть перед русским человеком тот подлинный корень, который питает русскую культуру, - а это античность через Византию. Раскрыть, прежде всего, через образование, через приобщение к той культуре, которая питала нашу Русь начиная с X века. И европейцы тоже ведь восходят к этому же корешку. И они еще более глухая провинция, чем Россия. Потому что нас учили сами греки, а их - римляне, которые учились у греков. Понимаете? А мы чувствуем себя неполноценными и учимся! У кого учимся? У немцев, которые вообще последними приобщились к цивилизации на Западе. Позже них разве что только норвежцы с исландцами. Это самый дикий народ в Европе. А русские уже с X века имеют свою письменность. Немецкий же язык как литературный сформировался через 500 лет после русского.

Надо не забывать: мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы

- Проблема в том, что мы вообще очень мало знаем о себе.

Это связано, прежде всего, с технологическим рывком Европы в XVII веке. Этот рывок не только нас - весь мир поставил в позицию учащихся. Но это время прошло. Современная Европа технологически мало чем отличается от остального мира. Здесь самое время вспомнить про нашу интеллектуальную базу. Про нашу культурную автономию от западноевропейской цивилизации. Мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы. И понимание этого нам нужно для того, чтобы отстаивать свои ценности. Для того, чтобы их возвещать миру. Для того, чтобы Западу помогать, потому что он находится в ситуации тупика.

«Христианин должен торопиться»

Павел Владимирович, у нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех. Их лозунг: «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй!» Расскажите о христианском здоровом отношении ко времени.

Времени очень мало у христианина. Конец света может наступить завтра. Сегодня! Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности. А эти системы - мутация такого христианского состояния - состояния постоянной нацеленности на действие. Но! В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил - а счастья нет! У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, - это фантастически эффективные люди. Но парадокс в том, что чем эффективнее ты достигаешь ложной цели, тем хуже тебе! А постановке правильной цели нигде не обучают. Этому обучают только в духовных учебных заведениях.

Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении. Аскетизм - жизнь размеренная. Вот как монастырь живет. Ведь эта жизнь очень насыщенная. Там ни у кого нет свободного времени. Все заняты. Никакой лени, праздности. Но нет и суеты. Важно четко видеть поставленные нашими предками координаты, систему ориентиров. И тогда уйдет огромное количество миражей.

План
Введение
1 Византия
1.1 Как вычислялась дата
1.2 Мнение Ватикана

2 Россия
2.1 Погрешности в летописях
2.2 Хронологические рамки

3 Церковный календарь
4 Cм. также
Список литературы

Введение

Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», ультрамартовский стиль - система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице - шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 год до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. Начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1-2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.

1. Византия

Использовались две даты начала года, периодически параллельно:

«При императоре Констанции (353 год) была создана эра, летосчисление по которой велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Но Констанций не был „последовательным христианином“, поэтому имя его и составленная при нем эра упоминались весьма неохотно. Ранневизантийская эра „непоследовательного христианина“, еретика Констанция в VI в. была уточнена, и в Византии начала использоваться другая эра от „сотворения мира“ с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н. э. (Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября)».

В Византии эра от «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н.э. была официально утверждена на VI Вселенском соборе 681 года. Окончательно эта система победила в Византии в середине IX века, ко времени распространения христианства среди славян. Древняя Русь приняла летосчисление в готовом виде.

«Для того чтобы как-то отличать эти эры друг от друга, академические историки назвали «сентябрьскую» эру «византийской» , а «мартовскую» - «константинопольской». После принятия христианства «мартовская» эра получила большое распространение на Руси, использовалась наравне с сентябрьской и уже в советской литературе получила наименование «древнерусской».

1.1. Как вычислялась дата

«При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября. В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы»

«Через несколько лет после смерти св. Константина Великого была рассчитана начальная точка - эра, от которой вёлся отсчёт дней, месяцев и лет христианского календаря. Методика расчёта основывалось на представлении, согласно которому все три цикла - солнечный (с периодом в 28 лет), лунный (с периодом в 19 лет) и индиктион (период в 15 лет) начинались в одно и то же время. В окончательном виде эра сложилась в 353 году. Правда, на тот момент системы летоисчисления от Рождества Христова еще не существовало, речь шла о 1106-м годе от основания Рима, который также был девятым годом в 28-летнем солнечном цикле, девятым годом в лунном 19-летнем цикле и, наконец, одиннадцатым годом в 15-летнем цикле индиктионов. Перед составителями новой системы летоисчисления стояла задача - найти в прошедших веках тот исторический момент, на который приходится начало всех трёх циклов одновременно. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р. Х. Удивительным образом она почти точно совпала с вычисленным на основе библейских текстов возрастом мира, начало которого было отнесено примерно к 5500 году до Р. Х. Отметим, что некоторое время спустя в римской христианской ойкумене появились и другие разновидности эры от сотворения мира, самая известная из которых начиналась 1 марта 5508 года до Р. Х. Считалось, что она лучше согласована с библейскими данными, поскольку её начало приходилось на пятницу - пятый день недели, в который был сотворён человек. Между тем сентябрьская эра с эпохой от 1 сентября 5509 года, начинающаяся в субботу, также имеет теологическое обоснование. Напомним, что суббота - это день покоя , начинающегося в тот момент, когда творение завершено. В символическом смысле её допустимо интерпретировать как начало периода (и также как сам этот период целиком), когда описанный в первой главе Книги Бытие цикл творения полностью закончен и потомки Адама предоставлены своей свободной воле. Это начало «автономной» человеческой истории, в котором даже Сам Бог спасает мир, становясь Богочеловеком».

1.2. Мнение Ватикана

Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата, в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой - 4713 или 4000 лет, обозначая её Anno Mundi - «от сотворения мира». А у Беды Достопочтенного выходил 3952 год, существовали и другие даты.). Западные церкви перешли на летосчисление от Рождества Христова после того, как его вычислил в VI веке монах Дионисий Малый.

2.1. Погрешности в летописях

Исследователи отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет» используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра. Также там встречаются:

· старовизантийская эра - 5504 до н. э.

· болгарская эра - 5511 (или 5504 до н. э.)

Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года - в сентябре или марте. Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский возможны ошибки на один год («мартовский» и «ультрамартовский» стили»).

2.2. Хронологические рамки

Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году.

Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» - 1 января 1700 года.

3. Церковный календарь

Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь - 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие. «Несмотря на то, что в 1700 году Петр Первый ввел чисто светский календарь, где новый год приходится на 1 января, церковное новолетие по-прежнему выпадает на 1 (14 по новому стилю) сентября. При этом каждый церковный новый год отсчитывается по эре „от сотворения мира“, начавшейся в 5509 году до Р. Х. (вопреки расхожим представлениям, такая практика сохраняется сегодня не только у старообрядцев, но и в Русской Православной Церкви Московского Патриархата)».

4. Cм. также

· Византийский календарь

Список литературы:

1. Кругликова Г. И. К историю создания исторической хронологии

2. В. А. Уваров. Оборотная сторона календарной реформы Юлия Цезаря

3. Александр Рудаков. Константин Великий и государство будущего

4. О. В.Приходько. ... В лето от Рождества Христова

5. Кузьмин А. Г. Древняя Русь в IX-XI вв.

6. Историография отечественной истории. Учебное пособие



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!