Какой субъект рф является родиной есенина. Тема родины в творчестве есенина

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта - тема Родины. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Он просто не мыслил себя вне России, вне России для него не было ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

Образ родного края, о чем бы ни писал Есенин, незримо присутствует в его произведениях. Однако тема Родины в творчестве поэта проходит свою эволюцию. Поначалу это была почти несознательная, детская, безмятежная тема.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты - русская боль!» - восклицает поэт. Он хочет верить, что советская власть и социализм возвысят человека, что все делается во имя него и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом».

«Учусь постигнуть в каждом шаге

Коммуной вздыбленную Русь».

Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народу автора - «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм - знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Проходит время, и взгляд Есенина на жизнь и на мир становится шире. Так, раньше родиной он считал только одну деревеньку, а теперь стал чужд всякой национальной ограниченности. Он стал гражданином мира. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам и мечтает о том времени, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь „историк“, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Есенин, став пламенным интернационалистом, не оставил «того места, где он родился». «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», - утверждает он. Поэт, любуясь «голубой родиной Фирдоуси», ни на минуту не забывает «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Итак, эволюция темы родной земли в лирике Есенина состоит в восхищении красотой родного края, изображении тяжелой, изнурительной жизни русского народа, в мечте о «мужицком рае», неприятии городской цивилизации и стремлении постигнуть «Русь советскую», в чувстве интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшейся в сердце «любови к родному краю».

Он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто шестую часть земли - великую Русь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:

«А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора».

С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный».

В есенинской поэзии в 1917 году
появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
центральным становится обретающее глубоко символический смысл
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют
агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и
маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким
пафосом наполнено его признание:

«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
«Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

«Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть».

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,
свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет
луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
«золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою
лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти подетски естественной
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Жизнь и творчество С. Есенина

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

2.4 Стихотворение С.А. Есенина «Русь»

1. Жизнь и творчество С. Есенина

Родина С.А. Есенина (1895-1925) - село Константиново Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его. Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца. О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных. Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным. В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом Николаем Клюевым, стихи которого созвучны его собственным. Однако в произведениях Есенина проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя. Чтение стихов в Царском Селе Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились.

Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности. В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости. Поэт погиб с 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены. Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет. Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах .

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

Родина поэта - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те дни. Октябрьская революция, которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий». Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям.

Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема. Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни.

Примерно за год до своей смерти Есенин напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный». Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако, как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» . Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX - начала XX века:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою --

Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.

Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты - русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.

Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит голь.

«С Советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его - любовное послание. Однако основная тема - ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:

Дорогая моя Шаганэ,

Вы приятны и милы мне.

Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе.

В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта антитеза лежит в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. Первая строфа - магистрал. Вторая обрамлена вторым стихом первой, третья - третьим стихом первой, четвертая - четвертым стихом первой, пятая - пятым. В результате мы имеем кольцевую композицию.

Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ, которое перетекает в мысль героя о Родине:

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Здесь Есенин сознательно нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле». Как отмечают исследователи, это выражение сближается у поэта с выражением «высказать душу». В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» читаем: «И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз» .

Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

Исследователи отмечали, что все стихотворение построено у Есенина на одной развернутой метафоре: лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения:

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи --

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.

В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный

Память лирического героя Есенина (как и пушкинского героя) хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке. И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим чувством:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит особая форма - глосса. Развитие темы идет по спирали. Как мы уже отмечали выше, каждая следующая строфа начинается с последующей строчки первой строфы. Поэт построил стихотворение «по образцу венка сонетов, в котором последний сонет, так называемый «магистрал», является ключом ко всем предыдущим… Есенин «спрессовал» венок сонетов в пределах одного стихотворения, состоящего из пяти строф - пятистиший, а роль магистрала играет первая. И это еще не всё. В есенинском шедевре слышатся отголоски и других поэтических жанров, например рондо (строки начальной строфы заключают все последующие) и романса, в котором начало повторяется в конце (кольцевая композиция)» .

Стихотворение написано трехстопным анапестом, пятистишиями, рифмовка - кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («про волнистую рожь при луне»), метафору («не буди только память во мне»), кольцо (в каждой строфе).

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.

есенин творчество поэзия родина

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его - неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.

Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа - звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность - на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее - образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник --

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.

Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

Выхожу один я на дорогу;

Средь равнин кремнистый путь блестит;

Ночь тиха, пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит…

Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

И если время, ветром разметя,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция - это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же - восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…» .

2.4 Стихотворение «Русь»

Сергей Есенин -- поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все -- о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества.

О такой России, своей «милой родине», Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). «Русь» поделена на пять частей, каждая из которых состоит из нескольких строф. В первой части описывается русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Природа со всех сторон обступает деревню, берет ее в кольцо, пытаясь то ли уберечь и защитить крестьянский мир, то ли, наоборот, погубить его: «Потонула деревня в ухабинах, / Заслонили избенки леса». Все вокруг: лес, пурга, пеньки -- кажется одушевленным, наделенным какой-то таинственной силой, в которую верили еще наши предки-язычники. Поэт использует множество одушевляющих метафор, в его стихах неодушевленный мир начинает дышать, смотреть, жить. Из чащи на лирического героя «смотрят» сквозь пургу таинственные огоньки, да и сама поземка представляется ему одетой в снежные «шали». Пеньки «стоят за дубровными сетками, словно нечисть лесная». Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь -- везде колдуны».

Сказки пугают и волнуют воображение слушателей, но они хороши тем, что в них -- «ложь». Тяжелые условия, в которых проходит крестьянская жизнь («злая заморозь», «сумерки мглистые»), ассоциируются со сказочными, а потому легко преодолимыми невзгодами. Даже в суровой природе Есенин видит необыкновенную красоту, парадность: мрачным зимним вечером «на березках висят галуны».

Мрачный, тоскливый пейзаж, на который лирический герой глядит под вой «грозных» волков с «тощих» полей, не пугает его. В начале второй строфы он восклицает: «… люблю тебя, родина кроткая! / А за что -- разгадать не могу». Его любовь к России связана прежде всего с крестьянским миром, кроткими и сильными людьми, которым суровая русская природа позволяет только «короткую» радость «с громкой песней весной на лугу». Лирический герой чувствует себя одним целым с крестьянами, разделяет с ними и труд, и отдых. Он любит «над покосной стоянкою / Слушать вечером гул комаров», а после наблюдать «как гаркнут ребята тальянкою, / Выйдут девки плясать у костров». Если, описывая природу, поэт использует одушевляющие метафоры, то, описывая девушек, наоборот, использует природные метафоры, сравнивает их глаза с черной смородиной. Таким образом, в стихах Есенина образы людей и природы переплетаются, гармонично сосуществуют друг с другом. В конце второй части лирический герой Есенина «разгадывает», за что он любит свою родину: «Ой ты, Русь моя, милая родина, / Сладкий отдых в шелку купырей».

Третья и четвертая части стихотворения «Русь» представляют собой небольшое повествование о жизни крестьян в «смутные» времена. «Година невзгод» описывается поэтом в духе русских былин. Как в сказке, о грядущих бедах крестьянский мир предупреждает русская природа: «Понакаркали черные вороны: / Грозным бедам широкий простор». Да и сама природа словно терпит бедствие, переживает страшную битву: «Грянул гром, чашка неба расколота, / Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес». Есенину удается с помощью метафор соединить мир природы и мир крестьянского дома, церкви. Лирический герой Есенина представляет мир огромным домом-храмом, где звезды похожи на «лампадки» под небом-куполом. Но теперь этому величественному дому угрожает война.

Ополченцы, «мирные пахари», собираются на войну, как на работу: «без печали, без жалоб, без слез». Горе объединяет всю деревню. Но поэт не перестает гордиться «добрыми молодцами», которые никогда не переведутся на Руси, всегда будут ее опорой. Сам лирический герой остается в деревне с крестьянками ждать вестей о судьбе родных и любимых. Деревня представляется ему «невесточкой», все женщины, как одна, горюют о милых в «дальнем краю». Образ русской женщины, седой матери, молодой жены, приобретает огромное значение в лирике поэта, становится символом всей Руси с ее нежной, женственной душой. Лирический герой Есенина восхищается такой Русью, ее глубокой и светлой печалью: «Ах, поля мои, борозды милые, / Хороши вы в печали своей!»

Для крестьянок бесконечным счастьем становится получить весточки от мужей и сыновей, «каракули, выводимые с тяжким трудом». Эта деталь говорит о том, что действие стихотворения происходит уже не в сказочно-былинной Руси, а связано с конкретными историческими событиями современной автору эпохи. По-видимому, причиной ухода крестьян в ополчение послужила Первая мировая война. Мужчины сторицей платят женам и матерям за их тоску и ожидание: «с потом» выводят всем по письму. И снова вся деревня собирается вместе -- теперь «над четницей Лушей», чтобы «допытаться любимых речей». Весточки от любимых связываются в народном сознании с другой великой радостью -- первым дождем после долгой засухи, над которым крестьянки тоже плачут «от счастья и радости».

Несмотря на то, что после ухода мужчин на войну женщины сначала поддаются тоске и испугу («В роще чудились запахи ладана, / В ветре бластились стуки костей»), лирический герой видит их необыкновенную силу, которая прежде всего заключается в их вере. Он разгадывает тайну русских женщин: «Не спугнет их ни гром и ни тьма. / За сохою под песни заветные / Не причудится смерть и тюрьма». Кажется, что именно «хижины хилые / С поджиданьем седых матерей» и «взоры невестины» берегут ушедших на войну «родных силачей», как бережет Русь ее защитница Богородица. В поэзии Есенина много библейской символики, ведь поэт считал себя проповедником крестьянского рая, Богом хранимого русского мира. С Богородицей в религиозном сознании связывался синий цвет, которого так много в есенинской лирике. Появляется этот цвет и в стихотворении «Русь»: «Только видно, на кочках и впадинах, / Как синеют кругом небеса».

Для лирического героя Есенина Русь, русские женщины, крестьянский труд наполняются почти религиозным смыслом. Полный любовью к «родине милой», он восклицает: «Припаду к лапоточкам берестяным, / Мир вам, грабли, коса и соха!» Сам лирический герой наполняется чем-то женственным, бабьим. Он готов примириться «с мыслями слабыми», по-бабьи «верить в лучшее… / Тепля свечку вечерней звезды». Для лирического героя сливаются в одно женское и природное начала: он делит с крестьянскими женщинами страхи и надежды, радость и горе и в то же время готов стать «кустом у воды», чтобы без остатка раствориться в русском, природном, космическом. Вместе с женщинами он грезит о «веселом покосе», о приходе новой весны «в мягких травах, под бусами рос».

В последней строфе лирический герой снова восклицает о любви к своей «кроткой родине». Он уже не удивляется и не гадает, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси, ведь для него родина -- единственное, что достойно настоящей любви. Но из всего стихотворения становится понятно, что для лирического героя Есенина Русь -- всеобъемлющее понятие, особый, патриархальный, крестьянский, немного сказочный мир. Родина для него -- это русская природа, пугающая и обильная. Это и русские крестьяне, «силачи», и опора от бед и невзгод, и русские крестьянки, на вере которых держится любовь в этом мире.

Строчки «Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу», которые лирический герой обращает к своей родине, уже встречались во второй части стихотворения и теперь повторяются в конце рефреном. Это упоминание радости и веселья после описания «грозных бед» оставляет в душе светлое чувство после прочтения стихотворения. Вместе с женщинами лирический герой словно надеется и верит в то, что беды русского народа пройдут, как проходит над лесом гроза. Снова придет весна, покос, короткое, но счастливое время.

Таким образом, в стихотворении «Русь» Есенину удалось выразить все то до боли родное, сокровенное, одновременно радостное и печальное, с чем для него связывалось понятие родины, русской земли. На протяжении творческого пути поэта образ Руси, сохраняя высокую степень единства, все же менялся. От церковной Руси, земли-храма, он трансформировался в образ деревенской Руси, давшей «плоть и кровь» поэту, родины-матери. При всем тревожном мироощущении, которым овеяна лирика последних лет жизни поэта, с Русью будет связано ощущение чистого истока, духовного родника, из которого Есенин черпает силы для поэзии и жизни, с которым навсегда остается связан тесными узами.

Список литературы

1. Аганесов В.В. Русская литература XX века. М., 2000, с. 328.

2. Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 110.

3. Горький А.М. Сергей Есенин. - С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т., М., 1986, с. 59.

4. Городецкий С. М. Сергей Есенин. Журнал «Искусство трудящимся» -- 1926 -- № 1 -- С. 3.

5. Есенина А. А. Родное и близкое. -- М.: Советская Россия, 1968. -- 88 с.

6. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. -- М.: Астрель, Corpus, 2011. -- 608 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Образ России в творчестве С.А. Есенина. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тема природы в творчестве Есенина. Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина. Образы животных и "древесные мотивы" в лирике Есенина. Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт.

    реферат , добавлен 01.05.2003

    Концепция любви в лирике на примере раннего и зрелого творчества Сергея Есенина. Любовь к женщине как "сокровенное": Айседора Дункан, А. Сардановская, З. Райх. Биография поэта. "Шаганэ, ты моя Шаганэ". Художественные средства в создании образов.

    аттестационная работа , добавлен 29.05.2008

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

    реферат , добавлен 08.07.2010

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
С. Есенин

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -основное в моем творчестве”, - писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти.в каждом из них - тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.
Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.
Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны, силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать
Всем существом поэта
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, “бреющий бороду старому миру”. А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.
В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им “деревянная Русь”, нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого “мужицкого рая”, сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.
Цикл стихотворений “Москва кабацкая” - свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.
Вспоминая свое детство в стихотворении “Русь советская”, поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.
В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.
Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Но Россия... вот это глыба...
Лишь бы только Советская Власть!..

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли наконец “прояснился омут в сердце мглистом”. “Учусь постигнуть в каждом шаге/Коммуной вздыбленную Русь”, - пишет поэт. Вспомним “Балладу о двадцати шести”. Народу автора - “и крестьянин, и пролетариат”. У народа одна цель: “Коммунизм - знамя всех свобод”. Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - “Песня о великом походе”, “Стансы”, “Анна Снегина”.

Равнодушен я стал к лачугам.
Мне теперь по душе иное...
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

“Русь советская”, “О России и революции”, “Страна советская” - так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал “певцом и гражданином в великих штатах СССР”:

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру - значит перестать быть поэтом. “Русь советская” оказывается чужой.
“Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин - чужой ей, незнакомый, а “те, что помнили, давно забыли”. Жизнь идет мимо. Сельчане “обсуживают жись”, комсомольцы “поют агитки Бедного Демьяна”. Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он - нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

В своей стране я словно иностранец...
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, “в стране, где тишь и благодать”, Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая - и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:

Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь?


Поделиться в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!